Озыкова Ц.И., магистр Астраханский государственный университет
ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация: Данная статья показывает анализ законодательства РФ о защите прав потребителя, разобраны понятия и функции защиты прав потребителей; дана характеристика правовому статусу субъектов в сфере защиты прав потребителей. Актуальность данной темы объясняется наличием в рассматриваемых правоотношениях «слабой» стороны - потребителя.
Ключевые слова: закон, потребитель, защита прав.
Ozykova Ts.I., master Astrakhan State University
PROTECTION OF CONSUMER RIGHTS UNDER THE LEGISLATION
OF THE RUSSIAN FEDERATION
Annotation: This article shows an analysis of the legislation of the Russian Federation on consumer protection, the concepts and functions of consumer protection are analyzed; the legal status of subjects in the field of consumer protection is characterized. The relevance of this topic is explained by the presence of a "weak" side in the legal relations under consideration - the consumer.
Keywords: law, consumer, protection of rights.
Ежедневно сами того не осознавая мы сталкиваемся с ситуациями которые регулируются законодательством Российской Федерации. Покупка товара в магазине, проезд в общественном транспорте и в других подобных ситуациях мы вступаем в различные обыденные для нас правоотношения. В подобных случаях мы являемся потребителями, поэтому необходимо знать свои права и как правильно ими воспользоваться.
Основным документом, регулирующим потребительские отношения, является Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон).
Данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего
качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
В соответствии с Законом потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Исходя из этого юридические лица и индивидуальные предприниматели, приобретающие товары (работы, услуги) для своих нужд не могут являться потребителями. Различный подход к защите прав граждан и юридических лиц можно разъяснить тем, что юридические лица защищаются профессионалами, то есть интересы их предприятия защищают специализированные специалисты. Потребитель подобной поддержки не имеет и вынужден защищаться самостоятельно. В таком случае государство берет на себя обязанность защищать интересы потребителей. Следую из Закона потребитель является не только гражданин, который приобретает товар, услугу, но и тот, кто этот товар, услугу использует. Потребителем является не только тот, кто приобрел работу, услугу или товар, но и тот то только собирается это сделать. Приобретенным товаром, а также работой, услугой могут использовать и другие граждане на законных основаниях с непосредственного согласия его приобретателя, прежде всего члены семьи. В Гражданском Кодексе Российской Федерации определяется что, это товар (услуга), рассматривается как личное, семейное, домашнее не связанное с предпринимательской деятельностью.
Кроме указанного Закона в законодательство Российской Федерации входят и другие нормативные правовые акты, регулирующие защиту прав потребителей.
В Конституции Российской Федерации указано, что каждый гражданин имеет право на отдых, охрану здоровья, жилища, образования и т.д. Данные права имеют гарантии, так как созданы и функционируют государственные системы образования и здравоохранения, системы требований которые предъявляются к товарам, работам и услугам, обеспечивающих безопасность жизни потребителя, охрану окружающей среды, а также контроль и надзор за безопасностью товаров, работ и услуг. А также права потребителей предусмотрены в постановлениях Правительства регулирующих отдельные сферы потребительского законодательства, Гражданском Кодексе Российской Федерации,
Уголовном Кодексе Российской Федерации и в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из выше перечисленного главным регулятором отношений в потребительской сфере является Гражданский Кодекс Российской Федерации. Так как в данном кодексе устанавливаются правовые основы участия граждан и организаций в гражданском обороте, определяются основные условия заключения гражданско-правовых договоров и так далее.
Нормативные правовые акты, касающиеся прав потребителей можно разделить на две группы. В первой группе потребитель является непосредственным участником. К данной группе можно отнести нормативные правовые акты, где закрепляются основные права потребителя на надлежащее качество товара, работ и услуг, их безопасность жизни и здоровья, в эту же группу входят акты, регулирующие отношения в договорах купли-продажи, подряда, перевозки и так далее, эти же акты определяют последствия невыполнения договоров, или ненадлежащего исполнения, ответственность производителя работ, услуг, товаров и их продавца
Во вторую группу можно отнести акты, которые регулируют деятельность государственных органов, которые в своей деятельности определяют, например, требования, предъявляемые к товарам, работам, услугам, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья потребителя, охрану окружающей среды, а так же осуществляют контроль и надзор за соблюдением этих требований. Такие нормативно-правовые акты устанавливают требования к качеству товаров, услуг, обязательные требования к качеству товара, так же подлежат сертификации, то есть подтверждение качества товара, поступающего в торговый оборот независимо от изготовителя установленными государственными стандартами, об ответственности производителя товаров, работ и услуг, продавцов за нарушение обязательственных требований к их качеству и правил об обязательной сертификации, так как они определяют важнейшие положения для потребителя.
В пункте 1 статьи 1 Закона указано, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из этого следует, что в дополнении к правам предоставленным Гражданским Кодексом Российской Федерации, потребитель пользуется, так же правами, предоставленными Законом «О защите прав потребителей». Здесь можно сделать вывод, что Гражданский Кодекс Российской Федерации и рассматриваемый Закон действуют в совокупности и дополняют друг друга.
Что касается иных нормативных актов, Указов Президента и Постановлений Правительства, то данные документы принимаются в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и настоящим Законом, и не должны содержать норм, противоречащих ему.
В соответствии со статьей 3 Закона Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.
Изготовителям, продавцам следует предоставлять достоверную, доступную и более подобную информацию о товаре для того чтобы потребитель на основе этого мог сделать правильный выбор это имеет важное значение для защиты прав потребителей.
Каждый гражданин должен знать о своих правах, а точнее о защите своих прав как потребителей, а для этого необходимо усилить источники по информированию граждан. Эта информация должна соответствовать требованиям установленными законодательством Российской Федерации. Доступная информация означает то что информация должна быть представлена в форме позволяющей потребителю понять ее содержание. Необходимой информацией является такая информация, которая в соответствии с Законом является обязательной.
Отношения продавца и потребителя должны основываться по Закону о защите прав потребителей. Это нормативный документ, в котором детально расписаны обязанности и ответственность каждой из сторон сделки.
Использованные источники:
1. Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации