Научная статья на тему 'ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1125
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОН / ПОТРЕБИТЕЛЬ / ЗАЩИТА ПРАВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Озыкова Ц. И.

Данная статья показывает анализ законодательства РФ о защите прав потребителя, разобраны понятия и функции защиты прав потребителей; дана характеристика правовому статусу субъектов в сфере защиты прав потребителей. Актуальность данной темы объясняется наличием в рассматриваемых правоотношениях «слабой» стороны - потребителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTECTION OF CONSUMER RIGHTS UNDER THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article shows an analysis of the legislation of the Russian Federation on consumer protection, the concepts and functions of consumer protection are analyzed; the legal status of subjects in the field of consumer protection is characterized. The relevance of this topic is explained by the presence of a "weak" side in the legal relations under consideration - the consumer.

Текст научной работы на тему «ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Озыкова Ц.И., магистр Астраханский государственный университет

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: Данная статья показывает анализ законодательства РФ о защите прав потребителя, разобраны понятия и функции защиты прав потребителей; дана характеристика правовому статусу субъектов в сфере защиты прав потребителей. Актуальность данной темы объясняется наличием в рассматриваемых правоотношениях «слабой» стороны - потребителя.

Ключевые слова: закон, потребитель, защита прав.

Ozykova Ts.I., master Astrakhan State University

PROTECTION OF CONSUMER RIGHTS UNDER THE LEGISLATION

OF THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation: This article shows an analysis of the legislation of the Russian Federation on consumer protection, the concepts and functions of consumer protection are analyzed; the legal status of subjects in the field of consumer protection is characterized. The relevance of this topic is explained by the presence of a "weak" side in the legal relations under consideration - the consumer.

Keywords: law, consumer, protection of rights.

Ежедневно сами того не осознавая мы сталкиваемся с ситуациями которые регулируются законодательством Российской Федерации. Покупка товара в магазине, проезд в общественном транспорте и в других подобных ситуациях мы вступаем в различные обыденные для нас правоотношения. В подобных случаях мы являемся потребителями, поэтому необходимо знать свои права и как правильно ими воспользоваться.

Основным документом, регулирующим потребительские отношения, является Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон).

Данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего

качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

В соответствии с Законом потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Исходя из этого юридические лица и индивидуальные предприниматели, приобретающие товары (работы, услуги) для своих нужд не могут являться потребителями. Различный подход к защите прав граждан и юридических лиц можно разъяснить тем, что юридические лица защищаются профессионалами, то есть интересы их предприятия защищают специализированные специалисты. Потребитель подобной поддержки не имеет и вынужден защищаться самостоятельно. В таком случае государство берет на себя обязанность защищать интересы потребителей. Следую из Закона потребитель является не только гражданин, который приобретает товар, услугу, но и тот, кто этот товар, услугу использует. Потребителем является не только тот, кто приобрел работу, услугу или товар, но и тот то только собирается это сделать. Приобретенным товаром, а также работой, услугой могут использовать и другие граждане на законных основаниях с непосредственного согласия его приобретателя, прежде всего члены семьи. В Гражданском Кодексе Российской Федерации определяется что, это товар (услуга), рассматривается как личное, семейное, домашнее не связанное с предпринимательской деятельностью.

Кроме указанного Закона в законодательство Российской Федерации входят и другие нормативные правовые акты, регулирующие защиту прав потребителей.

В Конституции Российской Федерации указано, что каждый гражданин имеет право на отдых, охрану здоровья, жилища, образования и т.д. Данные права имеют гарантии, так как созданы и функционируют государственные системы образования и здравоохранения, системы требований которые предъявляются к товарам, работам и услугам, обеспечивающих безопасность жизни потребителя, охрану окружающей среды, а также контроль и надзор за безопасностью товаров, работ и услуг. А также права потребителей предусмотрены в постановлениях Правительства регулирующих отдельные сферы потребительского законодательства, Гражданском Кодексе Российской Федерации,

Уголовном Кодексе Российской Федерации и в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из выше перечисленного главным регулятором отношений в потребительской сфере является Гражданский Кодекс Российской Федерации. Так как в данном кодексе устанавливаются правовые основы участия граждан и организаций в гражданском обороте, определяются основные условия заключения гражданско-правовых договоров и так далее.

Нормативные правовые акты, касающиеся прав потребителей можно разделить на две группы. В первой группе потребитель является непосредственным участником. К данной группе можно отнести нормативные правовые акты, где закрепляются основные права потребителя на надлежащее качество товара, работ и услуг, их безопасность жизни и здоровья, в эту же группу входят акты, регулирующие отношения в договорах купли-продажи, подряда, перевозки и так далее, эти же акты определяют последствия невыполнения договоров, или ненадлежащего исполнения, ответственность производителя работ, услуг, товаров и их продавца

Во вторую группу можно отнести акты, которые регулируют деятельность государственных органов, которые в своей деятельности определяют, например, требования, предъявляемые к товарам, работам, услугам, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья потребителя, охрану окружающей среды, а так же осуществляют контроль и надзор за соблюдением этих требований. Такие нормативно-правовые акты устанавливают требования к качеству товаров, услуг, обязательные требования к качеству товара, так же подлежат сертификации, то есть подтверждение качества товара, поступающего в торговый оборот независимо от изготовителя установленными государственными стандартами, об ответственности производителя товаров, работ и услуг, продавцов за нарушение обязательственных требований к их качеству и правил об обязательной сертификации, так как они определяют важнейшие положения для потребителя.

В пункте 1 статьи 1 Закона указано, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Исходя из этого следует, что в дополнении к правам предоставленным Гражданским Кодексом Российской Федерации, потребитель пользуется, так же правами, предоставленными Законом «О защите прав потребителей». Здесь можно сделать вывод, что Гражданский Кодекс Российской Федерации и рассматриваемый Закон действуют в совокупности и дополняют друг друга.

Что касается иных нормативных актов, Указов Президента и Постановлений Правительства, то данные документы принимаются в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и настоящим Законом, и не должны содержать норм, противоречащих ему.

В соответствии со статьей 3 Закона Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.

Изготовителям, продавцам следует предоставлять достоверную, доступную и более подобную информацию о товаре для того чтобы потребитель на основе этого мог сделать правильный выбор это имеет важное значение для защиты прав потребителей.

Каждый гражданин должен знать о своих правах, а точнее о защите своих прав как потребителей, а для этого необходимо усилить источники по информированию граждан. Эта информация должна соответствовать требованиям установленными законодательством Российской Федерации. Доступная информация означает то что информация должна быть представлена в форме позволяющей потребителю понять ее содержание. Необходимой информацией является такая информация, которая в соответствии с Законом является обязательной.

Отношения продавца и потребителя должны основываться по Закону о защите прав потребителей. Это нормативный документ, в котором детально расписаны обязанности и ответственность каждой из сторон сделки.

Использованные источники:

1. Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.