ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ЦИФРОВОМ МИРЕ: ПРОБЛЕМЫ ПОДПИСОК И
ОТВЯЗЫВАНИЯ КАРТЫ
Я.О. Кукреш, старший преподаватель Вятский государственный университет (Россия, г. Киров)
001:10.24412/2500-1000-2024-10-5-106-108
Аннотация. В статье затронуты проблемы нарушения прав потребителей, в части подключения нежелательных подписок, а также затруднительного процесса «отвязывания» платёжной карты, после истечения «пробного периода» подписки. Актуальность исследования обоснована реальной проблемой, связанной с необходимостью уточнения обязанностей поставщиков услуг в части предоставления потребителям полноценных сведений о условиях их оказания и способах отказа от них. Автор работы предлагает ряд рекомендаций, направленных на защиту прав пользователей цифровых услуг, которые могут повлиять на формирование новой судебной практики. Кроме того, автор формулирует изменения действующего законодательства.
Ключевые слова: законодательство, контент, платные подписки, защита прав потребителей, штрафные санкции, развитие законодательства.
Подписка - это платная услуга, которая позволяет получать определенный контент, недоступный для обычных пользователей. Речь может идти о фильмах, музыке, книгах, новостях и других материалах. Платные цифровые подписки в настоящее время имеют почти каждый гражданин. Часто возникают ситуации, когда нужно вернуть деньги за подписку. Например, гражданин решил отказаться от услуг, опций и доступа к контенту, средства были списаны со счета по ошибке или подписка была продлена, либо нежелательная подписка была подключена организациями, предоставляющими услуги.
Процесс возврата денег или отмены подписки оказывается сложнее, чем кажется.
Пользователи не всегда информируются о списаниях. Следить за платными подписками часто непросто, отменить их вовремя бывает сложно, они автоматически продлеваются, кнопка «отвязать карту» отсутствует в приложении, что вынуждает пользователей открывать сайт в браузере.
Все это создает неудобства для пользователей, но приносит выгоду сервисам.
На данный момент не существует специального законодательного акта для решения этих проблем. При приобретении услуг сервиса необходимо руководствоваться законодательством о защите прав потребителей и условиями пользовательского соглашения, на
которое пользователь согласился. Обычно пользователи просто отмечают галочку напротив «Согласен», пролистывая пользовательское соглашение.
Согласно закону РФ №2300-1, гражданин имеет право отказаться от услуги в любое время. Если потребитель желает отменить подписку и вернуть деньги, он может обратиться в службу поддержки.
В случае отказа сервиса по какой-либо причине, пользователь имеет право обратиться с жалобой в Роспотребнадзор или разрешить спор в суде.
Автор считает необходимым снижение нагрузки на Роспотребнадзор и судебные органы в таких ситуациях.
Думается, что это можно достичь путем внесения изменений в Закон РФ №2300-1, а именно, добавлением пункта 4 в статью 10. Новый пункт предполагает, что производитель (исполнитель, продавец) обязан указывать на главной странице приложения или сайта в Интернете информацию о сроке действия подключенных платных услуг, подписок, размере периодического платежа, сроке уплаты следующего платежа и ссылку на соответствующую страницу сайта.
Также автор предлагает внести изменения в статью 16.1, добавив пункт 6 следующего содержания: «После окончания «пробного периода» при оплате цифровых подписок безна-
личным способом необходимо отключать услуги и уведомлять пользователя об этом, предлагая оформить платную подписку, если он желает продолжить пользоваться ими.
Возвращаясь к вопросу о том, что активно происходит развитие цифровых технологий, думается, что можно как альтернативный вариант решения вышеуказанной проблемы, использовать QR-коды для однократной оплаты подписки, или вовсе не сохранять реквизиты банковской карты в пробный период подписки.
Автор полагает, что эти изменения помогут защитить права потребителей на информацию, решив некоторые проблемы, с которыми они могут столкнуться при использовании услуг цифровых подписок, а именно:
1) Проблемы возникающие при прекращении подписки;
2) Автоматическое продление оплаты по договору.
3) Расторжение или отказ от соглашения.
Также автор обращает внимание на сложности отключения нежелательной подписки от оператора, предоставляющего услуги.
Например, клиент, использующий услугу «автоплатеж», может не сразу заметить, что расходы на мобильную связь увеличились. На протяжении некоторого времени с его счета могут списываться деньги за различные подписки, на которые он не оформлял подписку [1, 2].
Согласно статье 44 Закона о Связи, оператор перед предоставлением дополнительных услуг обязан предоставить абоненту информацию о них, тарифах и счете, с которого будут списываться деньги.
Фактически, нарушается данное правило, когда оператор считает, что нажатие кнопки «Смотреть» достаточно для подключения подписки, не учитывая, что абонент не выразил согласие на ее приобретение.
Автор утверждает, что подключение подписок должно осуществляться только при яв-
ном согласии абонента на оферту, содержащую информацию об услуге и ее стоимости.
Предлагается внести изменения в нормативно-правовой акт, устанавливающий ответственность уполномоченных лиц, в частности, в статью 14.1 КоАП РФ.
Автор предлагает увеличить размер взыскиваемого штрафа до 200000 рублей.
По мнению автора, повышение размера штрафа может стимулировать операторов не нарушать права потребителей, способствовать развитию доверия между компаниями и клиентами, а также уменьшить нагрузку на судебную систему.
Таким образом, предлагаемые автором изменения в законодательстве могут существенно улучшить ситуацию с платными подписками. Внедрение обязанности указывать информацию о сроках действия подписок и порядках отмены сделает процесс более прозрачным для потребителей. Это позволит пользователям лучше ориентироваться в своих финансовых обязательствах и избежать неожиданных списаний.
Кроме того, предложение об использовании QR-кодов для однократных оплат позволит снизить риск нежелательных подписок. Такой подход также снизит вероятность задолженности за услуги, которые потребитель не желает использовать после окончания пробного периода.
Ужесточение ответственности за нарушение прав потребителей станет дополнительным стимулом для операторов и сервисов с более внимательным отношением к клиентам. Это поможет создать более сбалансированную экосистему, где права пользователей будут уважаться, а компании смогут строить долгосрочные отношения с клиентами.
Тем самым, предлагаемые меры могут стать основой для более справедливой и безопасной среды для всех пользователей цифровых услуг, и в конечном итоге это даст толчок к зарождению новых, честных бизнес-
практик. Библиографический список
1. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2019 г. № 09АП-72397/2018 по делу № А40-244548/18 // Девятый Арбитражный апелляционный суд. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ras.arbitr.ru/ (дата обращения: 29.10.2024).
2. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 января 2019 г. № 09АП-65197/2018 по делу № А40-160894/18// Девятый Арбитражный апелляционный суд. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ras.arbitr.ru/ (дата обращения: 29.10.2024).
3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Консультант Плюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/75bd42f831f7b882297cf0c477ced1e5dcfc 89£2/ (дата обращения: 29.10.2024).
4. Федеральный закон «О связи» от 07.07.2003 N 126-ФЗ // Консультант Плюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_43224/ (дата обращения: 29.10.2024).
CONSUMER PROTECTION IN THE DIGITAL WORLD: PROBLEMS WITH SUBSCRIPTIONS AND UNBINDING THE CARD
Ya.O. Kukresh, Senior Lecturer Vyatka State University (Russia, Kirov)
Abstract. The article addresses the issues of consumer rights violations, in terms of connecting unwanted subscriptions, as well as the difficult process of "unlinking" a payment card after the expiration of the "trial period" of the subscription. The relevance of the study is justified by a real problem associated with the need to clarify the responsibilities of service providers in terms of providing consumers with full information about the terms of their provision and ways to refuse them. The author of the work offers a number of recommendations aimed at protecting the rights of users of digital services, which can affect the formation of new judicial practice. In addition, the author formulates changes to the current legislation.
Keywords: legislation, content, paid subscriptions, consumer protection, penalties, development of legislation.