Научная статья на тему 'Защита прав потребителей в общественном питании'

Защита прав потребителей в общественном питании Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
596
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ / CONSUMER PROTECTION / FOOD SERVICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Панченко Владимир Григорьевич

В данной статье на примере деятельности территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г.Находка рассматриваются вопросы соблюдения прав потребителей при оказании услуг общественного питания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Панченко Владимир Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The territorial division of the Office of Epidemiology in the Primorsky Territory in Nakhodka. In this paper, on the example of the territorial department of the Office of Epidemiology in the Primorsky Territory in Nakhodka deals with the rights of consumers in the provision of catering services.

Текст научной работы на тему «Защита прав потребителей в общественном питании»

Сведения об авторах:

Олешко Татьяна Семеновна - заведующая организационно-методическим отделом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае»: 8(423) 265-00-49, е-таП fguz@pkrpn.ru.

Котельникова Марина Юрьевна - врач организационно-методического отдела ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае»: 8(423) 265-02-21.

© В.П Панченко, 2013 г УДК 347.451.031.

Панченко В.П

защита прав потребителей в общественном ПИТАНИИ

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Находка

В данной статье на примере деятельности территориального отдела Управления Рос-потребнадзора по Приморскому краю в г. Находка рассматриваются вопросы соблюдения прав потребителей при оказании услуг общественного питания.

Ключевые слова: защита прав потребителей, общественное питание.

Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» [1] (далее - Закон N 2300-1), «Правилами оказания услуг общественного питания» (утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1036 [2]; (далее - Правила N 1036). Наряду с услугами общественного питания в рассматриваемой сфере широкое распространение имеет изготовление и продажа полуфабрикатов, а также готовых блюд.

В практике территориального отдела имеется административное производство по обращению гражданки С. на нарушение прав потребителей на получение полной и достоверной информации об услуге в ресторане ООО «Центральный», ЗАТО г. Большой Камень. Потребитель, при бронировании места на Новогоднем банкете, не была информирована о предлагаемых блюдах и их массе, что привело к необходимости дополнительных расходов в процессе праздника. Время ожидания подачи блюд превысило, по мнению потребителя, нормативы. По результатам проверки выявлены нарушения прав потребителей при предоставлении информации об услуге, юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ч.1ст.14.4 КоАП РФ, а также обман потребителей (ст. 14.7 КоАП РФ).

Наиболее часто при проверках предприятий общественного питания приходится сталкиваться с введением потребителей в заблуждение относительно реализуемых блюд, их состава, массы, стоимости.

При проведении внеплановых мероприятий по контролю по факту поступления письменного обращения потребителя в отношении ООО «Самурай» было установлено, что по отдельным сложносоставным блюдам: «Саке Ясай Яки»; «Камо Сомен Яки», отсутствует указание на ингредиентный состав блюд. В меню на «СУШИ» отсутствует указа-

ние на основной ингредиент- Рис. При реализации «Сашими» отсутствует указание на дополнительные ингредиенты: «Уни»; «Хоккигай». Масса нетто отдельных блюд реализуемых Потреби-телям, не соответствует массе нетто готового блюда, указанной в технологической карте, что подтвердилось Протоколами лабораторных исследований, выполненных на базе ИЛЦ Находкинского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае».

Проверкой ресторана «Император» установлено отсутствие в меню информации о калорийности реализуемых блюд. Блюда: «Салат медуза»; «Салат новый»; «Браслет ребрышки»; «Китайские шашлычки», «Жареные ребрышки» не имели расшифровки ингредиентного состава. На соковую продукцию в промупаковке указан объем 0,1 л, при фактическом объеме и цене за 1,0 л.

В кафе «Сангари» ЗАО Компания «Бисмал», в меню не указан массовый состав ингредиентов сложно-составных блюд: «Салат Английский»; «Аджап Санда-не»; «Лагман»»; «Блинчики» в ассортименте; «Баранина парная»; «Индюк парной», их калорийность.

По всем вышеперечисленным административным правонарушениям в отношении юридических лиц, должностных лиц возбуждены административные производства по ст. 14.7 КоАП РФ.

- включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя (ч.2 ст. 14.8 КоАП РФ).

При проведении надзорных мероприятий в отношении субъектов осуществляющих деятельность по оказанию услуг общественного питания все чаще выявляются нарушения ущемляющие права потребителей по стравнению с установленными законодательными актами. К данным правонарушениям следует отнести различного рода штрафы прописываемые в Правилах оказания услуг, ограничения по фейс-контролю и Дресс-коду.

Контрольными мероприятиями по обращению Потребителя, в отношении кафе «Витрина», ООО «Амстердам» установлено, что в договора на предоставление услуги общественного питания, заключаемых с потребителями внесены условия включения в оплату заказа, стоимости боя посуды, в соответствии с « прайс-листом на бой. Стекло», в котором стоимость разбитой посуды установлена с учетом наценки кафе «Витрина». В «Прайс-листе» отсутствует ссылка на нормы гражданского законодательства о возможности взыскании сумм ущерба в судебном порядке. В фойе кафе размещено объявление, со ссылкой на внутренние правила посещения кафе, о праве сотрудников охраны по результатам «фейс-контроля», запрещать потребителям проход в помещение кафе, без объяснения причин.

В фойе кафе «Шанхай» ООО «Шанхай», размещено объявление, о действии в заведении условий «фейс-контроля».

В кафе «Магас», ИП Вишагуров, внедрены «Внутренние правила кафе «Магас», размещенные

Из приведенных данных видно, что территориальным отделом в 2012 г. усилена работа по выявлению и пресечению правонарушений совершаемым в данном сегменте рынка.

В 2013 г. территориальным отделом подан иск в защиту неопределенного круга лиц, в отношении ООО «Боулинг клуб «Цунами», о признании противоправными в отношении неопределенного круга лиц, деятельности юридического лица реализовавшего сигареты марок «Silver Blue»; «Silver Slim»; «Agna Blue»; «Mild Seven original blue»; «Winston silver», с установленной максимальной розничной ценой (МРЦ), указанной на упаковке 82 рубля за единицу, по цене пачки 100 (сто) рублей. Иск находится в стадии судебного разбирательства.

В соответствии с Основными направлениями деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2013 г., основной задачей в данном сегменте рынка на 2-е полугодие 2013 г. для территориального отдела следует считать:

- совершенствование федерального государственного надзора в сфере предоставления услуг общественного питания для чего следует;

- обеспечение комплексного подхода к вопросу выбора форм и методов защиты нарушенных прав потребителей на основе гармоничного сочетания

в местах доступных для посетителей. Правилами предусмотрено, что:

- администрация кафе не несет ответственности за пропажу вещей посетителей;

- администрация вправе отказать в обслуживании, без указания причин;

- за порчу имущества кафе Администрация вправе включить оплату имущества в счет клиента.

Ресторан «Дунфан» ООО «Цзюйлунг», включение в условия обслуживания потребителей (договор) пункта ущемляющего права потребителя по сравнению с установленными законом, а именно: установление применения штрафных санкций в сумме 2000 рублей (две тысячи), за употребление спиртных напитков, приобретенных вне ресторана «Дунфан». В договор на оказание услуг внесено условие о невозвращении задатка при аннулировании предварительного заказа

По всем вышеперечисленным административным правонарушениям в отношении юридических лиц, должностных лиц возбуждены административные производства по ч.2 ст 14.8 КоАП РФ.

мер административного принуждения и гражданско-правовой ответственности;

- расширение количества применяемых статей КоАП РФ, при привлечении к ответственности хозяйствующих субъектов;

- повышение степени участия в судебной защите прав потребителей путем вступления в процессы для дачи Заключений по Искам; предъявления Исков в защиту неопределенного круга лиц;

- повышение до 85% доли удовлетворенных исков;

- внедрение новых технологий по просвещению населения по вопросам потребительского законодательства, через расширение использования сети Интернет, форумов электронных средств массовой информации;

- увеличение на 5% доли мероприятий по информированию и консультированию Потребителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 140.

2. Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или

Таблица

Административная практика территориального отдела по разделу защита прав потребителей, при оказании услуг общественное питание за 2011-2012 гг.

Год Всего Ст. 10.8 Ч.1 ст. 14.4 Ч.1 ст. 14.5 Ст. 14.7 Ч.1 ст. 14.8 .8 (N ^ IT ^ т. с Ст. 14.15 Ч. 3 ст. 14.16. Сумма штрафов, тыс.руб.

2011 16 - 1 1 2 5 5 1 1 30,0

2012 42 4 1 3 15 12 3 1 2 117, 0

замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» / СЗ РФ.

1998. № 4. Ст. 482.

3. Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 32. Ст. 3283.

Panchenko V.G.

consumer protection in catering

The territorial division of the Office of Epidemiology in the Primorsky Territory in Nakhodka.

In this paper, on the example of the territorial department of the Office of Epidemiology in the Primorsky Territory in Nakhodka deals with the rights of consumers in the provision of catering services.

Keywords: consumer protection, food service.

Сведения об авторе:

Панченко Владимир Григорьевич, главный специалист-эксперт Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Находка, 692928, Находка, Озерный бульвар, д. 11; тел/факс: (4236) 74-32-62; e-mail nakhodka@pkrpn.ru

4. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50764-2009 «Услуги общественного питания. Общие требования». Утв. приказом Федерального агентства по техническом регулированию и метрологии от 3 ноября 2009 г. N 495-ст.

5. Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 2. Ст. 150.

6. Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

© Н.С. Трачук, Т.В. Скирда, 2013 г УДК 614.7:614.2 (477).

Трачук Н.С., Скирда Т.В.

организация работы по санитарной охране территории в пунктах пропуска через государственную границу российской федерации

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю в г. Находка

Международные морские транспортные связи портов «Находка» и «Восточный», спецморнефтепорта «Козьмино» охватывают все страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Северной и Южной Америки, многие из которых являются не благополучными по карантинным инфекциям. Через порты «Находка» и «Восточный» проходят значительные объемы импортного груза. В 2011-2012 гг. наметилась тенденция к увеличению грузовых перевозок промышленных товаров. Санитарно-карантинными пунктами «Находка» и «Восточный» осуществляется радиационный мониторинг за прибывающими транспортными средствами и грузами из районов радиационной аварии Японии на российском участке внешней границы Таможенного союза. Организация и проведение санитарно-карантинными пунктами «Находка» и «Восточный» эпидемиологического надзора и профилактики за особо опасными инфекционными болезнями.

Ключевые слова: санитарно-карантинный контроль, транспортные средства, грузы, органы государственного контроля, мероприятия по санитарной охране, особо опасные инфекционные болезни.

Санитарно-карантинный контроль территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю в г. Находка осуществляется в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации «Находка» и «Восточный», специализированном морском нефтеналивном порту «Козьмино» в целях предупреждения завоза на территорию Таможенного союза и распространения на территории Таможенного союза опасных инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений), представляющих опасность для населения, ввоза потен-

циально опасных для здоровья человека товаров (продукции, грузов), не соответствующих Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям стран - участниц Таможенного союза.

Специализированный морской нефтеналивной порт Козьмино предназначен для приема, хранения и перевалки нефти, поступающей по трубопроводной системе «Восточная Сибирь - Тихий океан» и железной дороге. Масштабный проект ТС ВСТО реализован согласно распоряжению Правительства Российской Федерации в соответствии с Энергетической стратегией развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.