Научная статья на тему 'ЗАЩИТА ПРАВ НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК'

ЗАЩИТА ПРАВ НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
428
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ТОВАРНЫЙ ЗНАК / ЗАЩИТА / ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рамазанова У.Ш.

В данной статье раскрываются способы защиты права на товарный знак, ответственность за нарушение права на товарный знак и эффективность гражданско-правовых мер защиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTECTION OF TRADEMARK RIGHTS

This article reveals the ways to protect the right to a trademark, liability for trademark infringement and the effectiveness of civil protection measures.

Текст научной работы на тему «ЗАЩИТА ПРАВ НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК»

УДК 34

Рамазанова У.Ш.

студентка кафедры «Гражданского права» Юридический институт

Дагестанский государственный университет (Россия, г. Махачкала)

ЗАЩИТА ПРАВ НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК

Аннотация: в данной статье раскрываются способы защиты права на товарный знак, ответственность за нарушение права на товарный знак и эффективность гражданско-правовых мер защиты.

Ключевые слова: товарный знак, защита, исключительное право, ответственность, эффективные меры.

В настоящее время товарный знак является одним из основных средств идентификации различных товаров. Несоблюдение норм законодательства в отношении товарных знаков может навредить не только их правообладателям, но и конечным потребителям, которые подвергаются заблуждению в отношении приобретаемых товаров по вине недобросовестных лиц. В связи с этим важное место в законодательстве занимает вопрос защиты товарного обозначения.

Основными способами защиты прав на товарный знак являются: гражданский, административный и уголовный.

Гражданско-правовые способы защиты исключительного права на товарный знак разнообразны, среди них можно выделить: требование прекратить дальнейшее использование, требование удалить с товара или его упаковки незаконно используемый товарный знак, сходный с ним до степени смешения, либо уничтожить изготовленные изображения товарного знака, сходного с ним до степени смешения. Наряду с вышеуказанными способами, защите

нарушенных прав содействует публикация судебного решения за счёт нарушителя с указанием имени правообладателя.

Президиум ВАС в своём Постановлении от 18.07.2006 №2979/06 отмечает, что если потребитель воспринимает один товарный знак за другой или если потребитель понимает, что речь идёт о разных товарных знаках, но принадлежащих одному производителю, то имеет место угроза смешения.

Мерами ответственности за нарушение прав на товарный знак являются: взыскание убытков и альтернативная ей компенсация. Конституционный Суд РВ в своём Постановлении от 13.12.2016 №28-П отметил, что чаще всего истцы в качестве защиты пользуются компенсацией, а не возмещением убытков, тем самым существенно превышая размер на самом деле понесённых заявителями убытков.

Если говорить об аспекте вины как об основании наступления ответственности, то важно отметить, что согласно п.3 ст. 1250 ГК взыскание убытков и компенсация за нарушение исключительных прав на товарный знак, совершенное лицом в ходе осуществления им предпринимательской деятельности возможны и без наличия вины как таковой.

КОАП РФ в ст. 14.10 закрепляет ответственность за незаконное использование чужого товарного знака гражданами, должностными лицами и юридическими лицами. Данное нарушение влечёт наложение штрафа с конфискацией предметов, которые содержат незаконно использованный товарный знак, а также оборудования и материалов, используемых для их изготовления.

Статья 180 УК РФ как ещё один способ защиты прав на товарный знак, согласно которой незаконное использование чужого товарного знака, наказывается если это деяние совершено неоднократно или с причинением крупного ущерба. Чтобы привлечь нарушителя к уголовной ответственности по части 1 статьи 180 Уголовного кодекса Российской Федерации необходимо выявить неоднократность незаконного использования чужого товарного знака

или одновременное использование больше двух чужих товарных знаков на одной единице товара. Исходя из вышеизложенного, уголовно-правовая норма не обеспечивает защиту исключительных прав на средства индивидуализации в полной мере: во-первых, в связи со сложностью доказывания факта неоднократности; во-вторых, ввиду отсутствия единообразия в применении.

Исходя из значения норм раздела 4 Постановления Пленума ВС РФ от 23.04.2019 №10 «О применении части четвёртой Гражданского кодекса РФ» можно сделать вывод, что основными способами защиты являются гражданско-правовой и административный. При этом следует иметь в виду, что сам по себе отказ в привлечении лица к административной или уголовной ответственности не означает невозможности применения гражданско-правовых мер защиты. В итоге справедливо отметить эффективность гражданско-правовых мер защиты на фоне всех остальных мер.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Гражданский Кодекс Российской Федерации Часть 4 от 18.12.2006 № 230-ФЗ (в ред. от 22.12.2020) //Российская газета от 22.12.2006 № 289. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (в ред. от 06.03.2022)// Российская газета от 31.12.2001 № 256.

Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (в ред.

от 09.03.2022)//Собрание законодательства РФ от 17.06.1996 № 25.

Гонгало, Б.М. Гражданское право: учебник в 2 томах. Том 1. М.: Статут, 2017.

Ramazanova U.S.

student of the Department of "Civil Law" Law Institute Dagestan State University (Makhachkala, Russia)

PROTECTION OF TRADEMARK RIGHTS

Abstract: this article reveals the ways to protect the right to a trademark, liability for trademark infringement and the effectiveness of civil protection measures.

Keywords: trademark, protection, exclusive right, responsibility, effective measures.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.