Научная статья на тему 'Защита прав граждан Республики Беларусь путем коллизионно-правового регулирования брака с участием иностранного элемента'

Защита прав граждан Республики Беларусь путем коллизионно-правового регулирования брака с участием иностранного элемента Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1653
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЭЛЕМЕНТ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО / БРАК / КОЛЛИЗИОННЫЕ НОРМЫ / БРАЧНО-СЕМЕЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / FOREIGN ELEMENT / PRIVATE INTERNATIONAL LAW / MARRIAGE / CONFLICT RULES / MARRIAGE AND FAMILY LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антоненко-куличенко Н. С.

Рассматриваются вопросы, связанные с защитой прав граждан Республики Беларусь в области брачно-семейных отношений. Исследуется понятие «иностранный элемент», определяется его содержание применительно к семейно-брачным отношениям. Отмечается, что Основной Закон республики приравнивает иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на ее территории, к гражданам Республики Беларусь. Правило о национальном режиме соответствует общепризнанным нормам международного права. Затрагивается основная проблема исследования: законодательство какого государства применять к брачным отношениям с иностранным элементом? Коллизионное правовое регулирование рассматривается как правоохранительный институт, эффективное применение которого способно обеспечить защиту прав и законных интересов граждан Белоруссии. Дается характеристика коллизионных правовых норм, рассматривается их действие во времени, в пространстве и по кругу лиц. Определяется предмет коллизионно-правового регулирования, показана роль таких норм в механизме правового регулирования. Обозначаются основные источники коллизионных норм, регламентирующих брачно-семейные правоотношения в Республике Беларусь. Показаны противоречия и между коллизионными нормами, содержащимися в кодексе, Минской конвенции и двусторонних договорах. В случае такого противоречия действует примат международного права, принцип которого закреплен национальным законодательством. Подчеркивается, что цель создания национальных коллизионных норм заключается в их применении в случае отсутствия международной конвенции или двустороннего соглашения, при этом различия между национальными коллизионными нормами и нормами конвенций нежелательны. Констатируется несоответствие наименования раздела VI Кодекса о браке и семье Республики Беларусь его содержанию (фактический предмет регулирования шире заявленного), предлагается вариант устранения выявленного дефекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTECTION OF THE RIGHTS OF THE REPUBLIC OF BELARUS CITIZENS BY CONFLICT OF LAWS REGULATION OF THE MARRIAGE WITH FOREIGN ELEMENT

The issues concerning the protection of rights of Belarus citizens in the field of marriage and family relations are discussed. The concept of "foreign element" is investigated, its content is defined. It's noted that the Republic Basic Law equates foreign citizens and stateless persons residing on its territory to the Republic citizens. The rule on national treatment conforms to the recognized international law rules. The main problem of the research is: what state's legislation should be applied to foreign element marriage? Conflict of laws regulation is considered as law enforcement institute, effective application of which is able to protect Belarus citizens' rights and legitimate interests. The characteristic of conflict rules is given, their effect is examined. The subject of conflict of laws regulation is defined. The role of such rules in the mechanism of legal regulation is shown. The main sources of conflict rules regulating marriage and family legal relations in Belarus are denoted. The contradictions between conflict rules contained in the Code, the Minsk Convention and bilateral agreements are shown. In such case the primacy of international law operates, the principle of which is fixed by national legislation. It's emphasized that the goal of creating national conflict rules is their application if there's no international convention or bilateral agreement, the differences between the national conflict rules and conventions provisions are undesirable. The discrepancy in the name of section VI of the Belarus Marriage and Family Code and its content is stated. A way of eliminating the revealed defect is suggested.

Текст научной работы на тему «Защита прав граждан Республики Беларусь путем коллизионно-правового регулирования брака с участием иностранного элемента»

Раздел 10. Компаративистика и зарубежный опыт

АНТОНЕНКО-КУЛИЧЕНКО Н.С., sicilia2010@tut.by Кафедра правоведения, Гомельский филиал Международного университета «МИТСО», 246029, Республика Беларусь, г. Гомель, пр. Октября, 46 а

ANTONENKO-KULICHENKO N.S.,

sicilia2010@tut.by

Chair of jurisprudence;

Gomel branch of International

University of "MITSO",

October Ave. 46 a, Gomel, 246029,

Republic of Belarus

ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПУТЕМ КОЛЛИЗИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БРАКА С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННОГО ЭЛЕМЕНТА

Реферат. Рассматриваются вопросы, связанные с защитой прав граждан Республики Беларусь в области брачно-семейных отношений. Исследуется понятие «иностранный элемент», определяется его содержание применительно к семейно-брачным отношениям. Отмечается, что Основной Закон республики приравнивает иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на ее территории, к гражданам Республики Беларусь. Правило о национальном режиме соответствует общепризнанным нормам международного права. Затрагивается основная проблема исследования: законодательство какого государства применять к брачным отношениям с иностранным элементом? Коллизионное правовое регулирование рассматривается как правоохранительный институт, эффективное применение которого способно обеспечить защиту прав и законных интересов граждан Белоруссии. Дается характеристика коллизионных правовых норм, рассматривается их действие во времени, в пространстве и по кругу лиц. Определяется предмет коллизионно-правового регулирования, показана роль таких норм в механизме правового регулирования. Обозначаются основные источники коллизионных норм, регламентирующих брачно-семейные правоотношения в Республике Беларусь. Показаны противоречия и между коллизионными нормами, содержащимися в кодексе, Минской конвенции и двусторонних договорах. В случае такого противоречия действует примат международного права, принцип которого закреплен национальным законодательством. Подчеркивается, что цель создания национальных коллизионных норм заключается в их применении в случае отсутствия международной конвенции или двустороннего соглашения, при этом различия между национальными коллизионными нормами и нормами конвенций нежелательны. Констатируется несоответствие наименования раздела VI Кодекса о браке и семье Республики Беларусь его содержанию (фактический предмет регулирования шире заявленного), предлагается вариант устранения выявленного дефекта.

Ключевые слова: иностранный элемент, международное частное право, брак, коллизионные нормы, брачно-семейное законодательство.

PROTECTION OF THE RIGHTS OF THE REPUBLIC OF BELARUS CITIZENS BY CONFLICT OF LAWS REGULATION OF THE MARRIAGE WITH FOREIGN ELEMENT

Abstract. The issues concerning the protection of rights of Belarus citizens in the field of marriage and family relations are discussed. The concept of "foreign element" is investigated, its content is defined. It's noted that the Republic Basic Law equates foreign citizens and stateless persons residing on its territory to the Republic citizens. The rule on national treatment conforms to the recognized international law rules. The main problem of the research is: what state's legislation should be applied to foreign element marriage? Conflict of laws regulation is considered as law enforcement institute, effective application of which is able to protect Belarus citizens' rights and legitimate interests. The characteristic of conflict rules is given, their effect is examined. The subject of conflict of laws regulation is defined. The role of such rules in the mechanism of legal regulation is shown. The main sources of conflict rules regulating marriage and family legal relations in Belarus are denoted. The contradictions between conflict rules contained in the Code, the Minsk Convention and bilateral agreements are shown. In such case the primacy of international law operates, the principle of which is fixed by national legislation. It's emphasized that the goal of creating national conflict rules is their application if there's no international convention or bilateral agreement, the differences between the national conflict rules and conventions provisions are undesirable. The discrepancy in the name of section VI of the Belarus Marriage and Family Code and its content is stated. A way of eliminating the revealed defect is suggested.

Keywords: foreign element, private international law, marriage, conflict rules, marriage and family law.

В настоящее время происходит постепенная интеграция мирового сообщества, в которую вовлечена и Республика Беларусь. Значительные изменения претерпели экономическая и политическая системы нашей страны, упростился порядок выезда граждан Республики Беларусь за рубеж, въезда иностранных граждан в Беларусь. Возрастает число браков, заключенных с иностранным элементом. В связи с этим возникают проблемы коллизионно-право-вого регулирования брачных отношений с иностранным элементом.

Исследованиями в сфере правового регулирования брачно-семейных отношений в международном частном праве занимались в разное время такие цивилисты, как М.М. Богуславский [1], М.И. Брун [2]. Но до сих пор остаются открытыми многие вопросы, которые подлежат исследованию в этой сфере.

Понятие иностранного элемента в правоотношении, введенное М.И. Бруном, заняло прочное место как в науке, так и в частном праве. Например, понятие «иностранный элемент» используется в нормах раздела VII Гражданского кодекса Республики Беларусь*.

При этом использование данного термина в законодательстве представляется оправданным, поскольку термин «отношения с участием иностранных граждан» не охватывает всего состава отношения, осложненного иностранным элементом, в частности, случаев «локализации» юридических фактов в иностранном государстве.

Так, наименование раздела VI Кодекса о браке и семье Республики Беларусь (далее - КоБС) «Применение законодательства Республики Беларусь о браке и семье к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Применение законодательства о браке и семье иностранных государств и международных договоров» не соответствует его содержанию: он регулирует не только семейные отношения с участием иностранных граждан и лиц без

* Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Республики 19 нояб. 1998 г. Доступ из справ.-пра-вовой системы «КонсультантПлюс: Беларусь».

гражданства, но и семейные отношения с участием только граждан Республики Беларусь, когда такие отношения локализованы на территории иностранного государства. Например, в п. 2 ст. 230 КоБС определяются условия признания браков между гражданами Республики Беларусь, заключенных на территории иностранных государств**.

В частности, М.И. Брун указывает, что «наряду с теми правоотношениями, которые всеми своими элементами привязаны к территории одного правопорядка, существует множество других, которые отдельными своими элементами одновременно соприкасаются с правопорядками нескольких территорий: субъект права может быть иностранец, объект права может находиться за границей, субъективное право возникло на одной территории, его осуществление может требоваться на другой» [2, с. 7].

М.Н. Кузнецов, исследовавший сущность иностранного элемента, отмечает, что иностранный элемент - «это производная иной правовой системы, сущность, придающая данному имущественному, личному неимущественному, семейному, или трудовому, или процессуальному отношению качественно новую социальную окраску, проявляющуюся в связанности указанного отношения с внешним миром» [3, с. 26].

Распространено заблуждение сводить проявления иностранного элемента лишь к случаям участия в отношениях иностранных субъектов права. В действительности же проявления иностранного элемента могут быть свойственны широкому кругу обстоятельств, составляющих основу многих правовых, социальных, экономических связей.

Доктрина и практика обычно выделяют три составляющих иностранного элемента: субъект отношения - иностранный гражданин, иностранное юридическое лицо или (что не является характерным

** Кодекс о браке и семье Республики Беларусь [Электронный ресурс]: принят Палатой представителей 3 июня 1999 г., одобрен Советом Республики 24 июня 1999 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс: Беларусь».

для частноправовых отношений) иностранное государство; объект отношения находится за границей; юридический факт, вследствие которого возникает, изменяется или прекращается отношение, имеет место за границей [4, с. 10].

Субъектами брачных правоотношений в силу их особой правовой природы не могут быть юридические лица и государства. В брачных правоотношениях весьма сложно выделить объект в физическом смысле.

Так, в брачных правоотношениях иностранный элемент имеет место в следующих случаях: один из супругов является гражданином другого государства и брак заключается на территории Республики Беларусь либо на территории другого государства; граждане Республики Беларусь заключают брак на территории другого государства; иностранные граждане заключают брак на территории Республики Беларусь.

Таким образом, можно выделить два варианта проявления иностранного элемента применительно к брачным правоотношениям: субъект брачного правоотношения - иностранный гражданин; юридический факт, вследствие которого возникает, изменяется или прекращается правоотношение (например, заключение либо расторжение брака), имеет место за границей.

Иностранными гражданами, о которых идет речь в разделе VI КоБС, признаются также лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. К таким доказательствам относятся национальные паспорта или заменяющие их документы. Под категорию иностранных граждан подпадают и лица, обладающие подданством иностранного государства (понятие «подданство» сохранилось в некоторых странах с монархической формой правления, хотя по содержанию оно фактически равнозначно понятию «гражданство»).

Лица без гражданства - это лица, которые, не являясь гражданами Республики Беларусь, не имеют доказательств своей принадлежности и к гражданству иностранного государства.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Республике Бе-

ларусь правами и несут обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, кроме случаев, установленных законом или международным договором Республики Беларусь (ст. 11 Конституции Республики Беларусь)*.

конституция, таким образом, приравнивает иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Республики Беларусь, к гражданам Республики Беларусь, т.е. устанавливает для этих лиц национальный режим. Это относится и к правам и обязанностям в семейных отношениях. Правило о национальном режиме соответствует общепризнанным нормам международного права.

Таким образом, иностранные граждане и лица без гражданства независимо от места их жительства вправе, как и граждане Республики Беларусь, вступать на территории Республики Беларусь в брак, расторгать его, иметь права и обязанности супругов, родительские права и т.д.

Вместе с тем надо иметь в виду, что ст. 11 Конституции Республики Беларусь допускает возможность изъятий из национального режима. Отклонения от национального режима (в сторону ограничения прав или, наоборот, их расширения по сравнению с правами граждан Республики Беларусь) могут быть установлены, согласно Конституции Республики Беларусь, только законом или международным договором Республики Беларусь. Введение особых правил для иностранных граждан в каких-либо других актах неправомерно.

Итак, очевидно, что термин «иностранный элемент», связанный своим происхождением прежде всего с развитием права об иностранцах, с коллизионным правом, далеко не адекватно отражает специфику названных и подобных им отношений. И все же нельзя не считаться с тем, что этот термин достаточно прочно утвердился в национальной доктрине и практике как передающий в самом общем виде своеобразие отношений, регламентируемых международным частным правом.

* Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. N 2875-Х11: с изм. и доп., принятыми на Республиканском референдуме 24 нояб. 1996 г.: в ред. Решения Республиканского референдума от 17 нояб. 2004 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс: Беларусь».

В этих условиях приобретает решающее значение вопрос: законодательство какого государства применять к брачным отношениям с иностранным элементом? Данный вопрос связан с тем, что нормы семейного права различных государств очень разнообразны, поскольку унификацию законодательства в этой сфере международного частного права осуществить наиболее трудно. Значительное влияние на регулирование семейных отношений оказывают уровень экономического развития государства, его неодинаковый демографический состав, национальные, бытовые, религиозные особенности и традиции его населения. В связи с этим для конкретных случаев возникновения, изменения или прекращения семейного правоотношения с иностранным элементом требуется определить принадлежность данного правоотношения к правовой системе конкретного государства. Такая принадлежность семейного правоотношения с иностранным элементом может быть установлена только в рамках процедуры определения применимого права.

Это не означает, что такое правоотношение вообще не принадлежит к какой-либо правовой системе. Принадлежность к правовой системе конкретного государства объективно присуща любому правоотношению. Но в случае наличия в нем иностранного элемента его принадлежность по сравнению с иными правоотношениями неочевидна, что обусловливает возникновение специфичного правоотношения по определению применимого права - коллизионного правоотношения. Б.И. Кольцов указывает: «Внедрение иностранного элемента в правоотношение должно получить оценку с точки зрения значения для данного государства связи иностранного элемента с его системой, что предполагает появление возможности применения иностранного права, стоящего за этим иностранным элементом. Возникающее таким образом противоречие уже между правовыми системами также разрешается данным государством, при этом результатом этого разрешения может быть как применяемое местное, так и иностранное право» [5, с. 160].

Существенная особенность регулирования семейно-правовых отношений с иностранным элементом состоит в том,

что в ряде случаев нормы международного частного права не содержат прямого ответа, прямого предписания, как нужно решить тот или иной вопрос. Возникает проблема выбора права, подлежащего применению к тому или иному правоотношению. Она получила название коллизионной проблемы (от лат. соШбю - столкновение). Когда говорят о коллизии законов, то имеют в виду необходимость выбора между ними для решения спора или возникшего вопроса в области международного частного права.

Коллизионные нормы, не регулируя брачное правоотношение с иностранным элементом, по существу, призваны урегулировать (определить) его связь, возникающую благодаря иностранному элементу, с правовыми системами различных государств.

Иными словами, предмет регулирования коллизионных норм - определение применимого права. Так, по мнению Л. Раапе, «коллизионная норма обязательно указывает на ту или иную связь, которая существует между государством, к материальной норме которого отсылает коллизионная норма, с одной стороны, и с (мыслимым) фактическим составом, который лежит в основании данной материальной нормы, - с другой. Эта связь, очевидно, служит причиной, почему коллизионная норма дает именно этому государству преимущество перед другими государствами, к которым в отдельном случае фактический состав также может иметь то или иное отношение. Связь, о которой говорится в коллизионной норме, представляется законодателю самой важной, более важной, чем все другие связи. Именно она служит связующим звеном, точкой или основанием привязки» [6, с. 44].

Как справедливо отмечает М.М. Богуславский, поскольку коллизионная норма - норма отсылочного характера, то ею можно пользоваться только вместе с какими-либо материально-правовыми нормами, к которым она отсылает, - нормами законодательства, решающими вопрос по существу. Вместе с материально-правовой нормой, к которой она отсылает, коллизионная норма выражает определенное правило поведения для участников гражданского оборота [1, с. 74].

В разделе VI КоБС содержатся коллизионные нормы, разрешающие вопрос о том, право какого государства подлежит применению к тем или иным семейным отношениям, связанным как с системой права Республики Беларусь, так и с иностранной правовой системой (коллизионные нормы). Связь с иностранной правовой системой может заключаться в том, что супруги имеют разное гражданство, ребенок - гражданин Республики Беларусь усыновляется иностранным гражданином, супруги проживают в иностранном государстве и т.п.

кроме того, коллизионные нормы содержатся в международных конвенциях, участницей которых является Республика Беларусь. Например, 22 января 1993 г. в Минске была подписана Конвенция стран СНГ «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам»*, которая была ратифицирована.

Кроме международных конвенций, брачные правоотношения с участием иностранного элемента регулируют также двусторонние договоры о правовой помощи, заключенные Республикой Беларусь с рядом государств.

Коллизионные нормы, содержащиеся в КоБС Республики Беларусь, Минской конвенции и двусторонних договорах, часто разнятся между собой. В связи с этим возникает вопрос о соотношении коллизионных норм указанных документов. В случае расхождения между коллизионными нормами, являющимися частью внутреннего семейного законодательства, и нормами международной конвенции или договора применяются нормы конвенции или договора. Это вытекает из общего правила, закрепленного в п. 2 ст. 237 КоБС, о том, что если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора.

* О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам: конвенция между странами СНГ от 22 янв. 1993 г. Минск. Доступ из справ.-право-вой системы «КонсультантПлюс: Беларусь».

Кроме того, сама цель создания национальных коллизионных норм заключается в том, чтобы они применялись только в случае отсутствия международной конвенции или двустороннего соглашения.

Однако, несмотря на то, что проблем с разрешением вопроса о том, какие нормы подлежат применению, возникнуть не может, это вовсе не означает, что различия между внутренними коллизионными нормами и нормами конвенций желательны. Прежде всего, это осложняет работу правоприменительных органов, вынужденных в разных случаях применять различные коллизионные нормы. Это приводит к параллельному существованию нескольких различных систем коллизионного законодательства в рамках одной правовой системы, поскольку нормы конвенций или двусторонних соглашений также являются составной частью национальной правовой системы.

Подводя итог вышеизложенному, считаем необходимым еще раз отметить, что наименование раздела VI КоБС «Применение законодательства Республики Беларусь о браке и семье к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Применение законодательства о браке и семье иностранных государств и международных договоров» не соответствует его содержанию, так как раздел регулирует не только семейные отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, но и семейные отношения с участием только граждан Республики Беларусь, когда такие отношения имеют место на территории иностранного государства.

Исходя из вышеизложенного считаем целесообразным сформулировать название раздела VI Кодекса о браке и семье Республики Беларусь следующим образом: «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранного элемента. Применение законодательства о браке и семье иностранных государств и международных договоров».

Это поможет, на наш взгляд, конкретизировать брачно-семейные отношения с иностранным составом и осуществлять в должной мере защиту прав и интересов граждан Республики Беларусь.

Список литературы

1. Богуславский М.М. Международное частное право: учебник. 5-е изд. М.: Юристъ, 2005. 604 с.

2. Брун М.И. Введение в международное частное право. СПб., 1915. 560 с.

3. Кузнецов М.Н. Международное частное право. Общая часть. М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1991.

380 с.

4. Звеков В.П. Международное частное право: курс лекций. М., 1998. 340 с.

5. Кольцов Б.И. Диалектика противоречия в международном частном праве // Актуальные проблемы современного международного права: сб. науч. тр. МГИМО. М.: Изд-во МГИМО, 1976. Вып. VI. С. 160-164.

6. Раапе Л. Международное частное право. М.: Изд-во иностр. лит., 1960. 460 с.

References

1. Boguslavskiy M.M. Mezhdunarodnoe chastnoepravo [International private law]. Moscow, Yurist' Publ., 2005.

604 p.

2. Brun M.I. Vvedenie vmezhdunarodnoe chastnoe pravo [Introduction to private international law]. St. Petersburg, 1915. 560 p.

3. Kuznetsov M.N. Mezhdunarodnoe chastnoe pravo. Obshchaya chast' [International private law. The general part]. Moscow, Publishing House of Peoples' Friendship University, 1991. 380 p.

4. Zvekov V.P. Mezhdunarodnoe chastnoe pravo [International private law]. Moscow, 1998. 340 p.

5. Kol'tsov B.I. Dialektikaprotivorechiya vmezhdunarodnom chastnom prave [The dialectic of contradictions in private international law]. Aktual'nyeproblemy sovremennogo mezhdunarodnogoprava [Actual problems of modern international law]. Moscow, MGIMO Publishing, 1976. Edition VI. Pp. 160-164.

6. Raape L. Mezhdunarodnoe chastnoe pravo [International private law]. Moscow, Foreign Literature Publishing House, 1960. 460 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.