МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х
3. Дрыженко Д.Б., Семченков И.П. Подстрекатель к преступлению соучастником преступления не является // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. Выпуск №1(39), 2015.С. 38-42.
4. Дрыженко Д.Б., Семченков И.П. Не всякий пособник является соучастником преступления // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. Выпуск №4(42), 2015. С. 3840.
© Пахомова О.Н., 2016
УДК 347.6
Потапова Лариса Витальевна
кандидат исторических наук ст. преподаватель кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Крымский филиал Краснодарского университета МВД России
г. Симферополь, РФ E-mail: polavit@yandex.ru
ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ
КРЫМ
Аннотация
В настоящей статье автором освещается вопросы защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей. Исходя из этого, вопросы защиты прав и интересов детей являются приоритетным направлением государственной политики, проводимой в республике Крым. В статье приводятся статистические данные, которые отражены в докладе Уполномоченного по правам ребенка в Республике Крым за 2014 год.
Ключевые слова: защита прав детей, государство, семья.
Защита ребенка является конституционной обязанностью каждого государства. Основными международными документами в сфере защиты прав детей считаются Конвенция о правах ребенка [1], принятая единогласно Генассамблеей ООН 20 ноября 1989г., участником которой является и Российская Федерация, и Декларация тысячелетия ООН, принятая 8 сентября 2000г. Генеральной Ассамблеей ООН[2].
В последнее время проблемам прав ребенка государство все больше уделяет внимание. Статья 38 Конституции РФ обязывает государство защищать детей, семью и материнство. Сегодня все больше создается социальных программ, принятых как на федеральном, так и региональном уровне, направленных на защиту детства и улучшение положения детей и семей с детьми.
Жить и воспитываться в семье - одно из основополагающих прав детей, необходимое для их полноценного и гармоничного развития. Семейное воспитание является наилучшей формой воспитания ребенка, которую знает человечество. Семью нельзя заменить никакими другими социальными институтами или общественными учреждениями. Приоритетным направлением государственной политики в сфере защиты прав детей, является профилактика социального сиротства, раннее выявление и реабилитация семей, находящихся в трудной жизненной ситуации [3]
В Российской Федерации беспризорность, безнадзорность детей и социальное сиротство приобрело угрожающие масштабы. Главной причиной такого социального явления выражается в отсутствии контроля и воспитания со стороны родителей или опекунов. Родители не заботятся о своих детях из-за разных причин: аморальный образ жизни (алкоголизм, наркомания), малообеспеченность (не хватает денег, чтобы
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
удовлетворить самые важные потребности в жизни детей), конфликты между родителями и детьми, опекунами и попечителями, жестокое обращение в семье над детьми и др. Дети из таких семей, чаще всего подвержены негативному влиянию со стороны третьих лиц, они могут стать сами наркоманами, алкоголиками или токсикоманами, а также совершать противоправные поступки. Органы опеки и попечительства совместно с другими органами государственной власти (комиссия по делам несовершеннолетних, органы внутренних дел и другие), обязаны выявлять таких детей и решать их дальнейшую судьбу, но чаще всего такие дети попадают в поле зрение органов государственной власти после совершения первыми преступлений, административных проступков и других аморальных действий [4, с. 163].
Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи является приоритетным направлением государственной политики, проводимой в республике Крым.
В докладе Уполномоченного по правам ребенка в Республике Крым «О состоянии соблюдения прав и интересов ребенка в Республике Крым в 2014 году» сказано, что по состоянию на 01.01.2015 на учете состоит 11120 семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в них воспитывается 18462 ребенка. За прошедший год выявлено 5106 семей.
Первостепенным задачей в работе Уполномоченного является защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также с ограниченными возможностями здоровья (дети-инвалиды) - наиболее уязвимых категорий несовершеннолетних. На 1 января 2105 года в Республике Крым детей, имеющих статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - 4116 человек. Детей, находящихся под опекой(попечительством) в семьях - 3019 детей. В 156 приемных семьях проживает 607 воспитанников.
Для того, чтобы уменьшить количество «социальных сирот» необходимо, во - первых, повышать благосостояние семьи, чтобы родители могли обеспечить всем необходимым своих детей для их воспитания и развития. Особое внимание следует уделять малоимущим семьям, с низким уровнем доходов.
Во-вторых, повышать ежемесячные пособия, предусмотренные законодательством субъекта Российской Федерации, выплачиваемые опекунам в связи с установлением опеки или попечительства над детьми.
В-третьих, специализированные учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечить квалифицированными работниками, для которых воспитание и развитие детей данной категории являются первоочередным, ведь только от работников таких учреждений зависит психологическое, нравственное и культурное состояние детей.
В-четвертых, государство после выпуска детей, оставшихся без попечения родителей, из специализированных учреждений, должно незамедлительно обеспечивать их жильем. По состоянию на 01.01.15г. на учете на получению или улучшению жилья в Республике Крым состояло 670 человек в возрасте от 18 до 23 лет, старше 23 лет - 281 чел. В 2015 году лишь 193 человека реализовали это право. В социальных общежитиях для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения находится 57 человек. Причина заключается в том, как отмечает Уполномоченный по правам детей, средства, которые необходимы на приобретение жилья детям, оставшимся без попечения родителей, в бюджетах почти не предусматривались. Предлагается, создать муниципальный специализированный фонд жилья для детей-сирот, за которыми не закреплено жилое помещение или оно находится в состоянии, не пригодном для жилья.
В-пятых, повышение статуса опекунских семей. Для этого необходимо создать курсы повышения квалификации для приемных родителей. Законодательством Российской Федерации подобное повышение квалификации приемных родителей не предусмотрено. Положительным примером явился пилотный проект по проведению курсов повышения квалификации приемных родителей и родителей-воспитателей в Республике Крым, а именно в 2014 году было проведено 8 семинаров, где было охвачено 276 человек.
Еще одной проблемой является то, что те организации, а именно: органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, специализированные учреждения для несовершеннолетних, образовательные учреждения, общественные организации и учреждения, органы по делам молодежи, органы здравоохранения и органы внутренних дел, учреждения культуры, спорта,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
уголовно-исполнительные инспекции органов юстиции, детские фонды и др., которые также как и Уполномоченный по правам ребенка осуществляют защиту прав ребенка часто действуют разобщенно. Поэтому их полномочия остро нуждаются в координации взаимодействия, Уполномоченный, который не подменяет данные структуры, а органично дополняет существующие традиционные формы и средства защиты прав детей, действуя в полном контакте с ними, является таким координатором.
Подвоя итог, надо еще раз вспомнить, что в соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Именно вопросы защиты прав и интересов детей являются ключевыми и приоритетными, а забота о детях -залогом процветания государства и общества. Список использованной литературы
1. Конвенция о правах ребенка. Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года; вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года // Сборник международных договоров СССР. - М., 1993. - Вып. XLVI.
2. «Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций» (Принята в г. Нью-Йорке 08.09.2000 Резолюцией 55/2 на 8-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН)
3. Доклад «О соблюдении прав и законных интересов ребенка в Республике Крым» http://crimea.rfdeti.ru
4. Потапова Л.В. Актуальные вопросы деятельности правоохранительных органов и организаций в сфере защиты прав ребенка / Л.В. Потапова // Вопросы гражданского права в деятельности правоохранительных органов: материалы 2-й Международной научно-практической конференции. - Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2013.
© Потапова Л.В, 2016
УДК 342.56
Розахунова Нонна Расуловна
профессор, доктор юридических наук Кыргызско-Российский Славянский университет Исаева Турсун Таалайбековна аспирант 2 года обучения Кыргызско-Российский Славянский университет г. Бишкек, Кыргызская Республика E-mail: tursunisaeva@gmail.com
К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы определения правовой природы понятия «эффективность судебной власти», проанализированы труды исследователей в разрезе вопросов определения критериев эффективности правосудия в целом.
Ключевые слова
Эффективность, правосудие, система, судебная власть, процесс, права и свободы граждан.
Судебной власти априори принадлежит ключевая роль в системе органов государственной власти всех государств, признавших себя демократическими, что обусловлено уникальностью правовой природы судебной власти. Этот момент и составляет гарантию независимости суда в разрезе обеспечения принципов осуществления судопроизводства, гарантий прав и свобод человека. Вопросы становления судебной власти в КР - объект изучения многих исследователей и специалистов.