Научная статья на тему 'ЗАЩИТА ОТ ПЛАГИАТА В ДИЗАЙНЕ'

ЗАЩИТА ОТ ПЛАГИАТА В ДИЗАЙНЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

288
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ременисценция / дизайн / плагиат / кража / копирование / заимствование / произведение / нарушение / авторское право / авторство. / remeniscence / design / plagiarism / theft / copying / borrowing / work / violation / copyright / authorship.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тютикова Дарья Леонидовна

в статье представлена информация о плагиате в области дизайна и способы его предотвращения. Автором рассматриваются разница между художественным заимствованием и воровством. Также указаны способы защиты произведений искусства в российском законодательстве и методы создания уникальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLAGIARISM PROTECTION IN DESIGN

The article provides information on plagiarism in the field of design and how to prevent it. The author examines the difference between artistic borrowing and theft. The methods of protection of works of art in Russian law and methods of creating a unique work are also indicated.

Текст научной работы на тему «ЗАЩИТА ОТ ПЛАГИАТА В ДИЗАЙНЕ»

ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ УДК 7.061

Тютикова Дарья Леонидовна Tyutikova Daria Leonidovna

Студент Student

Санкт-Петербургский Государственный Университет Промышленных

Технологий и Дизайна Saint-Petersburg State University of Industrial Technologies and Design

ЗАЩИТА ОТ ПЛАГИАТА В ДИЗАЙНЕ PLAGIARISM PROTECTION IN DESIGN

Аннотация: в статье представлена информация о плагиате в области дизайна и способы его предотвращения. Автором рассматриваются разница между художественным заимствованием и воровством. Также указаны способы защиты произведений искусства в российском законодательстве и методы создания уникальной работы.

Abstract: The article provides information on plagiarism in the field of design and how to prevent it. The author examines the difference between artistic borrowing and theft. The methods of protection of works of art in Russian law and methods of creating a unique work are also indicated.

Ключевые слова: ременисценция, дизайн, плагиат, кража, копирование, заимствование, произведение, нарушение, авторское право, авторство.

Key words: remeniscence, design, plagiarism, theft, copying, borrowing, work, violation, copyright, authorship.

В случае утраты законным автором крупной суммы денег из-за плагиата, такое правонарушение является уголовным преступлением. Подобные действия грозят определенными мерами наказания — от исправительных работ и штрафа, до ареста сроком до двух лет. Чтобы избежать неприятностей крайне важно научиться избегать кражи

XI МЕЖДУНАРОДНАЯ НА УЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ чужого произведения. Многие квалифицированные дизайнеры с целью предотвращения плагиата вкладывают силы и время на создание более уникальной работы, вместо реализации чужих разработок. Заимствование в отличие от намеренного воровства не является нарушением закона и допустимо в использовании. Разница между двумя указанными феноменами проявляется в оригинальности формы, при схожести идеи содержания произведения. Следует определить различия между этими двумя явлениями.

Художественное заимствование подразумевает использование темы или сюжета художественной работы, либо оригинальных идей, составляющих его содержание, без заимствования формы их выражения. Это явление способствует развитию прогресса и созданию нового, что подчеркивает пользу данного феномена. Важная разница между плагиатом и заимствованием заключается в том, что кражей является копирование чужих наработок, а использование идей — это «вдохновение».

Также существует такое понятие как реминисценция — это элемент художественной системы, который отсылает к ранее изученному произведению искусства. Данное явление тоже не является плагиатом. Идея или концепция не считаются объектами плагиата, потому что данные понятия не охраняются авторским правом. Творческое развитие чужих идей является полезным и нормальным феноменом.

В настоящее время преобладает быстрая смена тенденций в области дизайна, поэтому для достижения успеха, все чаще специалисты данной области прибегают к забытому или прошлому, что способствует привлечению внимания публики свежестью и оригинальностью подачи материала. Главной предпосылкой при этом будет широта культурного кругозора, эрудиция, позволяющая вспомнить или найти то, что пока неизвестно большинству коллег-

ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ дизайнеров и потребителей. Как пишет Т. Ю. Быстрова: «Мода навязывает такого рода стилистику, и зачастую в этом процессе проглядывают откровенно рыночные соображения, связанные с интенсификацией желания нового в условиях, когда прежние вещи физически еще не устарели: на смену индейской тематике приходит арабская, потом скандинавская, готическая и т. д. Но востребованы в конечном счете будут лишь формы, которые по каким-либо причинам нашли путь к сердцу человека, поэтому заимствование должно осуществляться целенаправленно и со знанием особенностей менталитета [2, 102 с.]».

В российском законодательстве плагиатом считается наиболее распространённый способ нарушения авторского права, который предполагает присвоение недобросовестным лицом авторства произведения и всех прав, принадлежащих по закону истинному владельцу. Существует определенный перечь объектов искусства, которые подлежат охране и указаны в статье 1259 Гражданского Кодекса Российской Федерации, но термин «дизайн» не имеет конкретной защиты [1, с.39]. Тем не менее суды относят внешний вид моделей одежды, ювелирных изделий или каких-либо других аксессуаров к произведениям дизайна, которые относятся к объектам авторского права. Также стоит отметить, что подобной охране подлежат лишь разработки, созданные в процессе творческого интеллектуального труда автора. Данный факт является сложно доказуемым с точки зрения российского права. В Гражданском кодексе РФ установлена презумпция авторства, которая гласит, что авторское право на дизайн возникает в силу факта создания произведения в объективированной форме. Чтобы воспользоваться данным способом охраны собственного проекта, не требуется регистрация и иных документов. Но в связи с отсутствием доказательств возникают сложности с подтверждением, что дизайн является скопированным.

XI МЕЖДУНАРОДНАЯ НА УЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ Любое изменить произведения также может восприниматься, как создание нового результата интеллектуальной деятельности. Кроме авторского права дизайн разработки можно защитить патентом на промышленный образец. Для получения данного способа охраны, требуется соответствие двум критериям: внешний вид изделия по своим существенным признакам должен быть новым и оригинальным

[3].

Многие компании в случае копирования чужих работ дизайнером в последствии увольняют его. Чтобы избежать неприятной ситуации, специалисты консультируются с коллегами и руководством. К сожалению, даже использование всех мер для создания уникальной работы иногда может привести к непреднамеренному плагиату. В похожей ситуации следует выбрать другой вариант, которых процессе разработки логотипа появляются десятки. Дизайнер может выбрать похожий знак в связи с тем, что не видел чужую работу раньше. Для этого в крупных компаниях есть целая команда, которая проверяет разработку по необходимым параметрам — это арт-директор, project-менеджер и другие дизайнеры. Следует разобрать способы, которые помогут избежать плагиата при создании собственной дизайн-произведения.

При разработке творческого проекта стоит отметить тот факт, что простая и лаконичная форма различных объектов гарантирует больше схожих работ, чем сложная. Так многие дизайнеры используют такие фигуры как квадраты, ромбы, треугольники, прямоугольники, линии и буквы для создания легко запоминающегося логотипа и фирменного стиля. Скорее всего подобные варианты уже имеют воплощение в реальности, поэтому стоит обратить внимание на более оригинальную форму. Профессиональные специалисты не станут копировать произведение полностью, но, если дизайнер переживает, что работу могут украсть, рекомендуется зарегистрировать логотип в качестве

ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ товарного знака в патентном бюро. Так вы обезопасите себя и интеллектуальную собственность и сможете доказать факт владения логотипом в суде.

Также проверку дизайна на плагиат можно осуществлять через специальные интернет-сервисы и поиск похожих изображений. Это поможет найти идентичные работы и исправить допущенные нарушения или выбрать другой вариант.

Кроме копирования чужого проекта существует плагиат дополнительного контента, который часто используется в сфере дизайна. Так могут возникнуть проблемы с применением изображений, которые могут быть связаны не только с нарушением авторских прав. Фотографии с человеком охраняются законом, поэтому любой, кто запечатлён на изображении может разрешить или запретить использование данного снимка. В случае покупки картинок в крупных фотобанках подобные проблемы опускаются, так как осуществляется продажа изображений по всем требованиям, но несмотря на это следует внимательно ознакомиться с условиями использования, которые находятся в правилах сайта так как судебные разбирательства иногда случаются и у покупателей этих стоков. Разрешение от моделей не нужно, в общественном месте со свободным доступом или на публичном мероприятии, и человек не является основным объектом на таком фото. Но даже в таком случае взять разрешение автора фотографии все же нужно [4].

Если требуется создать коллаж из нескольких фотографий, то следует получить разрешение от всех авторов, чьи работы задействованы или использовать снимки с типом лицензии СС0 или СС.

Использование видео или музыкальных произведений также требует разрешения автора. Есть метод, при котором можно использовать «цитирование видео» так же, как и в случае с текстом.

XI МЕЖДУНАРОДНАЯ НА УЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ Стоит отметить, что применение подобных роликах не рекомендуется на коммерческих страницах, также не разрешается осуществление продажи собственных товаров и услуг внутри видео. Схожая ситуация происходит и с использованием музыки [4].

Следует быть осторожным при задействовании логотипов компаний и фирменных стилей. Изготовление изображений, с применением фирменного стиля другого бренда, и последующая публикация подобных картинок может привести к судебному разбирательству. Закон разрешает использовать слово из товарного знака в статьях с описательной и информационной целями.

В случае, когда происходит работа с зарегистрированным товарным знаком — логотипом, то статья 1274 ГК РФ разрешает применение только для цитирования с критической или информационной целью [1, с.59].

Таким образом, рассмотренные способы профилактики и защиты от плагиата помогают избежать нарушения авторского права и позволяют обезопасить собственные проекты в области дизайна.

Библиографический список:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть четвертая: [Принят Гос. Думой 18.12.2006, с изменениями и дополнениями по состоянию на 17.01.2021] // Собрание законодательства РФ. - 2021. - с. 306

2. Быстрова Т. Ю. Философия дизайна: учеб.-метод.пособие / Т. Ю. Быс-трова. — 2-е изд., перераб. — Екатеринбург: Изд-во Урал. унта, 2015. — 128 с.

3. Заброцкая А. Плагиат: поймать нельзя копировать. — [Б. и., б. г.]. — URL: https://fashion-law.ru/post/piracy-in-fashion (Дата обращения: 04.06.2021);

ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ 4. Медиа нетология Как избежать штрафа за нарушение авторских прав в соцсетях. — [Б. и., б. г.]. — URL: https://netology.ru/blog/avtorskie-prava-v-socsetyakh (Дата обращения: 05.06.2021);

© Д.Л. Тютикова, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.