SCIENCE TIME
ЗАЩИТА ОТ ДИСКРИМИНАЦИИ В ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Ермак Диана Алексеевна, Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар
E-mail-.133094@mail.ru
Аннотация. Данная статья посвящена исследованию принципа запрета дискриминации в сфере трудовых отношений. Рассмотрены основные проблемы, существующие относительно реализации данного принципа, проанализировано действующее российское законодательство.
Ключевые слова: дискриминация, трудовые правоотношения, права человека, свобода труда.
Одним из основных прав человека является право на осуществление трудовой деятельности с целью обеспечения наиболее важных жизненных потребностей. Таким образом, важным условием существования любого демократического государства является недопущение дискриминации в сфере трудовой деятельности.
В российском законодательстве запрет на любые формы проявления дискриминации отражен как на конституционном уровне, так и в отраслевых нормативно-правовых актах. Однако закрепление принципа запрета дискриминации в трудовой сфере носит не конкретизирующий характер, поскольку, несмотря на достаточно большое количество норм, регулирующих трудовые отношения, в правовых актах Российской Федерации отсутствует легальное определение понятия "дискриминация".
Статьей 17 Конституции закреплено, что признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, в которых содержится право человека на труд [1].
Статьей 19 Конституции РФ гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина, категорически запрещается дискриминация человека и гражданина по каким-либо основаниям. Тем не менее данная норма не содержит конкретного определения термина "дискриминация". Конституционный Суд РФ
SCIENCE TIME
подчеркнул, что свобода труда предполагает обеспечение каждому возможности на равных с другими гражданами условиях и без какой-либо дискриминации вступать в трудовые отношения, реализуя свои способности к труду [2].
Статья 37 Конституции РФ закрепляет право на труд в условиях безопасности, вознаграждение без какой-либо дискриминации, право на отдых.
Таким образом, данные конституционные нормы, на наш взгляд, устанавливают в российском государстве прямой запрет дискриминации в сфере труда, а право на труд находится под особой защитой государства [3]. Однако, несмотря на достаточно большое количество норм, посвященных принципу недопущения дискриминации, многие ее виды все же существуют в российском обществе и, в частности, в трудовой сфере. Соответственно, представляется целесообразным проанализировать причины возникновения и существования трудовой дискриминации.
Первая причина заключается в низком уровне правовой грамотности и просвещенности населения. Это, в свою очередь, приводит к тому, что граждане не в состоянии отстаивать и защищать свои права, что порождает беззаконие со стороны работодателей.
Вторая причина тесным образом связана с первой - это несоблюдение трудового законодательства работодателями. Лица претендующие на ту или иную должность зачастую считают, что необходимо подстраиваться и адаптироваться под требования, выдвигаемые работодателями, пусть даже и противоречащие законодательству, нежели заявлять, что их права нарушаются.
Третья причина связана с иерархичным характером трудовых отношений, неравенством как между работодателем и работником, так и между самими работниками. В сфере труда существует разнообразное множество критериев (некоторые могут быть допустимы, а другие признаны недопустимыми), которые порождают дифференциацию работников. Следовательно, можно было бы законодательно зафиксировать критерии, относящиеся именно к квалификационной составляющей работника.
В соответствии со статьей 3 Трудового Кодекса РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
В указанной норме употребляется понятие «работник». Согласно статье 20 Трудового Кодекса РФ под работником понимается физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Отсюда следует, что данная статья не может применяться к отношениям, которые возникли до заключения
трудового договора или фактического допущения работника к работе. Таким образом, нельзя применить статью 3 Трудового Кодекса РФ к отношениям, складывающимся в процессе трудоустройства.
Как указывает Д.В. Солдаткин, статью 3 Трудового Кодекса РФ можно рассматривать как интегративную часть всех других статей Трудового Кодекса РФ, затрагивающих права работника [4]. Тем самым это обосновывает особую важность данной статьи и ее содержания. Однако в ней применяется термин «дискриминация», но опять же не дается его определение. Это является существенным недостатком, так как из-за отсутствия конкретного определения понятия «дискриминация» нет критериев, по которым бы доказывался факт дискриминации в судебном процессе.
Также можно отметить, что формулировка, содержащаяся в 3 статье ТК РФ, раскрывается через категорию «ограничение прав», в то время как в международном правовом акте, который посвящен дискриминации в трудовой сфере, содержится определение дискриминации, раскрывающееся через понятия «всякое различие», «предпочтение, «недопущение». Следовательно, можно сделать вывод о том, что международное право в сфере защиты от дискриминации предполагает отсутствие ограничений при реализации гражданами трудовых прав, закрепив равенство возможностей, а российский законодатель акцентирует внимание на недопущении ограничений трудовых прав.
Конституцией допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина, но в определенных законом пределах. Во - первых, ограничения устанавливаются только федеральным законом. Во - вторых, только в той мере, когда это необходимо для защиты конституционного строя государства, прав и законных интересов других лиц.
Например, ограничение использования труда женщин на некоторых видах тяжелых работ в силу их физиологических особенностей; ограничение работников по возрасту, если речь идет о замещении должностей государственных и муниципальных служащих, судей, военнослужащих, в остальных случаях, как известно, существует запрет на распространение в объявлениях о свободных рабочих местах сведений об установлении преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, возраста, места жительства, отношения к религии. Лица, распространяющие информацию о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащую ограничения дискриминационного характера, привлекаются к административной ответственности [5].
Трудовой Кодекс РФ помимо общих положений, содержит конкретизирующие нормы о защите от дискриминации, например, при приеме на работу: согласно статье 64 ТК РФ запрещается необоснованный отказ при
заключении трудового договора. Работодатель не вправе ограничивать трудовые права граждан, отдавать предпочтения, исходя из личностных свойств человека. То есть он должен руководствоваться исключительно профессиональными знаниями и навыками лица, претендующего на должность работника. Проанализировав данную статью, можно заключить, что Трудовой Кодекс называет обоснованным отказ, связанный с деловыми качествами работника, однако не конкретизирует, что такое деловые качества работника.
Отсутствие данного понятия попытался восполнить Верховный Суд РФ. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 сказано, под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли) [6].
То есть не является дискриминацией, если права работника ограничены спецификой требований, предъявляемых к определенному виду деятельности и установленных федеральным законодательством [7]. Например, к лицу, претендующему на должность частного охранника, предъявляются следующие требования: наличие гражданства Российской Федерации, достижение восемнадцатилетнего возраста, получение профессионального обучения для работы по должности частного охранника, сдача квалификационного экзамена и получение удостоверения частного охранника [8].
Запрет дискриминации, предусмотренный множеством нормативно-правовых актов РФ: Конституция РФ, Трудовой Кодекс РФ, Уголовный Кодекс РФ, КоАП РФ, является основополагающим принципом в сфере трудовых отношений. Россия выражает полный запрет на любые формы проявления дискриминации, что говорит о высокой степени важности данного вопроса. На сегодняшний день трудовые отношения приобретают все большее распространение и, следовательно, возникает необходимость в наиболее глубоком и четком правовом регулировании на уровне государственности, правовом образовании, просвещении граждан.
Помимо законодательного закрепления принципа запрета дискриминации, устанавливается существенный перечень норм, предусматривающих различную (административную, уголовную) ответственность за его нарушение.
Можно сделать вывод о том, что защита граждан от дискриминации в сфере труда будет возможна, если будут модернизироваться и расширяться в толковании правовые нормы, содержащие данный принцип.
Таким образом, следует заключить, что дискриминация действительно
SCIENCE TIME
существует, но многие субъекты трудовых отношений не считают данную проблему важной. Законодательство о запрете дискриминации, которое запрещает ее проявления в любых формах, несомненно, признается необходимыми, но недостаточным условием. Маловероятно, что дискриминация исчезнет, если ее запрет будет установлен только законом. То есть необходимо также действие различных правоприменительных механизмов, позитивные действия, оказание помощи по профессиональному обучению и последующему трудоустройству. Только сочетание политики и инструментов ее реализации является необходимой предпосылкой для организации борьбы с дискриминацией в любой ее форме.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ). [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс [Официальный сайт]. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 3.03.2016).
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.12.1999 № 19-П "По делу о проверке конституционности положений п. 3 ст. 20 Федерального закона от 22.08.96 № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в связи с жалобами граждан В.П. Малкова и Ю.А. Антропова, а также запросом Вахитовского районного суда города Казани. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс [Официальный сайт]. http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_25870/(дата обращения 3.03.2016).
3. Гряда Э.А., Ермолаев С.Н. Двадцать лет Конституции России: итоги и перспективы развития. // Власть Закона. 2014. №2 1 (17). С. 201-208.
4. Солдаткин Д.В. Защита от дискриминации в трудовых отношениях: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва. - 2006. - 148 с.
5. Федеральный закон от 02 июля 2013 г. №162-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс [Официальный сайт]. https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_148473/ (дата обращения 3.03.2016).
6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 (ред. от 28.09.2010) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации". [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс [Официальный сайт]. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_47257/ (дата обращения 3.03.2016).
SCIENCE TIME
7. К вопросу о проблеме дискриминации в трудовых правоотношениях. Кобылинская С.В., Попова П.Е. Science Time. - 2015. - № 4 (16).
8. Закон РФ от 11.03.1992 № 2487-1 (ред. от 13.07.2015) "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации". [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс [Официальный сайт]. http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_385/ (дата обращения 3.03.2016).