Научная статья на тему 'Защита окружающей среды при осуществлении ядерной деятельности (опыт кодификации на примере Франции)'

Защита окружающей среды при осуществлении ядерной деятельности (опыт кодификации на примере Франции) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
27
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯДЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ / КОДИФИКАЦИЯ / ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / КОДЕКСЫ / НОРМОТВОРЧЕСТВО / ЗАКОНЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богоненко В. А.

Рассматривается законодательство о транспарентности и ядерной безопасности, а также законодательство о защите окружающей среды на примере Франции. Основное внимание уделяется систематизации законодательства, приемам и традициям нормотворчества. Определяются алгоритм законотворчества и условия, необходимые для осуществления кодификации норм, направленных на регулирование отношений в сфере транспарентности, ядерной безопасности и защиты окружающей среды. Рассматривается структура Кодекса об окружающей среде, анализируются содержащиеся в нем нормы, представлены основные понятия, содержащиеся в кодексе. Отдельное внимание уделено характеристике принципов ядерной деятельности и деятельности по защите окружающей среды, которые закреплены в Кодексе об окружающей среде. Делаются выводы, касающиеся особенностей структурирования норм права, регулирующих ядерную деятельность и деятельность по защите окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Environmental protection in nuclear activities (Experience OF codification ON the example of France)

The legislation on transparency and nuclear safetyis considered on the example of France, as well as legislation on protection of the environment. Main attention is paid to the systematization of legislation, procedures and traditions of rule-making. Algorithm of legislation and the conditions necessary for the implementation of the codification of rules aimed at regulating of relations in the sphere of transparency, nuclear safety and environmental protection is defined. The structure of the Code of the Environment is considered, the rules it contains are analyzed, the basic concepts contained in the Code are presented. Special attention is paid to the characterization of the principles of nuclear activities and the protection of the environment, which are located in the Code of the Environment. Conclusions regarding the structuring features of law governing nuclear activities and activities to protect the environment are made.

Текст научной работы на тему «Защита окружающей среды при осуществлении ядерной деятельности (опыт кодификации на примере Франции)»

УДК 347+347.4+341.9+621.039

ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЯДЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОПЫТ КОДИФИКАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦИИ)

канд. юрид. наук, доц. В.А. БОГОНЕНКО (Полоцкий государственный университет)

Рассматривается законодательство о транспарентности и ядерной безопасности, а также законодательство о защите окружающей среды на примере Франции. Основное внимание уделяется систематизации законодательства, приемам и традициям нормотворчества. Определяются алгоритм законотворчества и условия, необходимые для осуществления кодификации норм, направленных на регулирование отношений в сфере транспарентности, ядерной безопасности и защиты окружающей среды. Рассматривается структура Кодекса об окружающей среде, анализируются содержащиеся в нем нормы, представлены основные понятия, содержащиеся в кодексе. Отдельное внимание уделено характеристике принципов ядерной деятельности и деятельности по защите окружающей среды, которые закреплены в Кодексе об окружающей среде. Делаются выводы, касающиеся особенностей структурирования норм права, регулирующих ядерную деятельность и деятельность по защите окружающей среды.

Введение. Развитие атомной энергетики в Республике Беларусь, использование ядерных технологий в медицине и здравоохранении, в промышленном и агропромышленном комплексах делает необходимым обеспечение эффективного правового регулирования отношений в сфере осуществления ядерной деятельности. Таким образом, возникла необходимость ознакомления с иностранным правовым опытом в части правового обеспечения ядерной деятельности. Наибольший интерес вызывает законодательство о ядерной деятельности, в частности об атомной энергетике Франции. Эта страна изначально оказалась лидером в области научных открытий, которые привели к созданию объектов атомной энергетики, имеет богатый опыт их эксплуатации, в том числе практику, обеспечивающую безопасную деятельность реакторов и иных объектов атомной отрасли [1, с. 168].

Особенность ядерной деятельности заключается в ее разнообразии, в том, что развитие данного вида деятельности идет по пути неуклонного расширения подвидов деятельности, которая традиционно называется ядерной. Подобная тенденция ведет к увеличению рисков в сфере осуществления ядерной деятельности и, следовательно, указывает на необходимость совершенствования механизма правового регулирования, создания надежных правовых средств, которые могут обеспечить транспарентность и ядерную безопасность. Признавая, что среди иных видов ядерной деятельности наиболее распространенной является деятельность по использованию атомной энергии, приходится говорить и о тесной взаимосвязи энергетической отрасли с областью использования природных ресурсов и деятельностью по охране окружающей среды. В данном случае правовая материя обременяется столкновением частноправовых интересов, свойственных деятельности по производству и передаче потребителю энергетических ресурсов с публично-правовыми интересами, когда такая деятельность посягает на установленный порядок природопользования, общественную безопасность и окружающую среду. С другой стороны, энергетика как система видов деятельности, преобразующих природные ресурсы в энергию, решающим образом зависит от количественных, видовых, качественных характеристик природных ресурсов и законодательно установленных условий их использования. Соответственно, природноресурсовое законодательство сопровождает функционирование всех отраслей энергетики и на всех ее стадиях [2, с. 23].

Основная часть. Выработав национальные традиции нормотворчества и кодификации, Франция, имеющая репутацию страны кодифицированного права, отличилась и в сфере правового регулирования отношений энергоснабжения, природопользования и охраны окружающей среды, а также отношений в сфере осуществления ядерной деятельности. Отношения в этих сферах деятельности регулировались в большей степени специальными нормативными правовыми актами, как правило, не кодифицированными законами. Такие акты были насыщены бланкетными нормами, которые отсылали к нормам других актов, относящимся к области ядерной безопасности, составляющим основу правового регулирования в иных областях, прежде всего таких как трудовые отношения, отношения в области природопользования и охраны окружающей среды, здравоохранения и обороны.

До января 2012 года основу правового регулирования ядерной деятельности, обеспечения ядерной безопасности и радиационной защиты составляли не кодифицированные законы. Важнейшими из них стали: Закон № 2006-686 от 13 июня 2006 г. О транспарентности и безопасности ядерных материалов (так называемый «ТСН»); Закон № 2006-739 от 28 июня 2006 г., касающийся долговременного управления радиоактивными материалами и отходами; Закон № 68-943 от 30 октября 1968 г. О гражданской ответственности в сфере ядерной энергетики [3]. Кроме того, отдельные положения, касавшиеся обеспече-

ния ядерной безопасности, помещались и в иные законы, например, устанавливающие доступ к информации, или требования, обеспечивающие промышленную безопасность. Особым образом выделяются нормы, касающиеся отправления властных полномочий государственными образованиями на уровне департаментов, в том числе коммун. Положения, касающиеся сферы охраны окружающей среды и осуществления ядерной деятельности, включались в декреты, в том числе в Декрет № 2009-235 от 27.02.2009 об обеспечении и миссии региональной окружающей среды, планирования и жилищного строительства. Пункт 1 статьи 2 Декрета предусмотрел ответственность департаментов или учреждений государственного, регионального управления охраны окружающей среды, планирования и жилищного строительства за разработку и реализацию государственной политики в области окружающей среды, устойчивого развития, особенно в области профилактики и адаптации к изменению климата, сохранения и рационального использования природных ресурсов, природного наследия и ландшафтов, биоразнообразия, строительства, городского планирования, рационального использования территорий, путешествий, инфраструктуры и транспортных услуг, управления наземным транспортом, безопасности дорожного движения, контроля и безопасности производственной деятельности, предотвращения шумовых воздействий, природных и техногенных опасностей и рисков для окружающей среды, управления отходами, управления водным хозяйством и охраны прибрежной и морской среды, содействия развитию экологически чистых технологий, экологической оценки [4]. Не менее важным оказался Декрет № 2013-194 от 5 марта 2013 г., касающийся охраны окружающей среды в сельской местности, который закрепляет положения Декрета № 2004-762 от 28 июля 2004 г., относящиеся к деятельности по охране окружающей среды в сельской местности [5].

Алгоритм нормотворчества законодателя и ближайшие последствия его деятельности по созданию системы норм, направленных на обеспечение ядерной безопасности, охрану окружающей среды в большей степени прослеживается на опыте Закона № 2006-686 от 13 июня 2006 г. О транспарентности и безопасности ядерных материалов (Relative à la transparence et à la sécurité en matière nucléaire).

В Закон № 2006-686 от 13 июня 2006 г. О транспарентности и безопасности ядерных материалов было включено пять титулов:

- Титул I «Общие положения»;

- Титул II «Орган по обеспечению ядерной безопасности»;

- Титул III «Осведомление общественности о безопасности ядерных материалов»;

- Титул IV «Ядерные установки и перевозка радиоактивных веществ»;

- Титул V «Иные положения».

Структура данного Закона указывает на его основную цель и задачи - обеспечение транспарентности отношений в сфере осуществления ядерной деятельности и ядерной безопасности. При этом ядерная безопасность означает создание условий, препятствующих возникновению аварий или аварийных ситуаций и причинению вреда жизни и здоровью населения и окружающей среде.

В статью 1 Титула 1 «Общие положения» были помещены ключевые понятия, используемые в Законе, принципы, на которых строится правовое обеспечение транспарентности и безопасности ядерных материалов, положения, касающиеся особенностей применения норм Закона и принятия декретов Государственного совета Франции. Часть 1 статьи 1 Закона установила, что ядерная безопасность понимается как безопасность, радиационная защита, предупреждение и борьба против актов недоброжелательства, равно как и акции общественной безопасности в случае аварии. С технической точки зрения ядерная безопасность - это система технических мероприятий и организационных мер, относящихся к концепции, конструкции, функционированию, остановке и демонтажу установленных ядерных объектов, а также перевозке радиоактивных веществ, включая оценку аварий или определение их последствий. Под радиационной защитой понимается защита от ионизирующего излучения, включающая в себя комплекс мер по предупреждению или уменьшению вредоносного воздействия ионизирующего излучения на людей, как косвенного, так и прямого, а равно и в отношении нанесения вреда окружающей среде. Часть 2 статьи 1 Закона закрепила главенствующую роль государства в вопросах обеспечения ядерной безопасности: государство определяет содержание законодательства о ядерной безопасности, обеспечивает надзор за применением этого законодательства, в частности, государство осуществляет надзор в сфере публичной информации о рисках, связанных с деятельностью ядерных объектов и ее воздействием на здоровье и безопасность людей, а также на окружающую среду.

Отдельное внимание Закон уделил безопасности мероприятий, проведение которых может представлять опасность для окружающих. Часть 1 статьи 2 Закона определила, что выполнение мероприятий, предполагающих риск людей подвергнуться ионизирующему излучению, должно удовлетворять положениям, содержащимся в статье 1333-1 Кодекса об общественном здоровье и в части 2 статьи 110-1 Кодекса об окружающей среде. Статья 1333-1 Кодекса об общественном здоровье говорит о действиях, составляющих риск ионизирующего излучения в отношении людей и окружающей среды (в настоящее время действует в редакции Закона № 2001-398 от 9 мая 2001 г.). Статья 110-1 Кодекса об окружающей

среде в редакции Закона № 2002-276 от 27 февраля 2002 г. (art. 132 JORF 28 февраля 2002 г.) закрепила принципы, реализация которых обеспечивает защиту окружающего пространства, природных ресурсов, среды обитания, животных: осмотрительности, предупредительности действий, наказания, причастности и др. (в настоящее время действует в редакции Закона № 2012-1460 от 27 декабря 2012 г.). Важные положения, касающиеся компетенции государственных органов и должностных лиц в сфере обеспечения ядерной безопасности, были включены в статью 3 Титула 1 Закона, а именно: декреты Государственного совета могут приниматься лишь при наличии заключения специально созданного органа по ядерной безопасности, в том числе: о возможности окончательного демонтажа ядерного оборудования в соответствии с условиями статьи 4 Закона; о создании ядерного объекта на основе положений, определяемых статьей 29 Закона; о возможном окончании или приостановлении и переходе периода надзора за ядерным оборудованием на основе положений, определяемых статьей 29 Закона, о возможном окончании разрешения по ядерному оборудованию на основе положений, определяемых частью 10 статьи 29 Закона. Министры, в служебные обязанности которых входит обеспечение ядерной безопасности и радиационной защиты, признаются таковыми по внутреннему регламенту органа по ядерной безопасности, упоминаемому в статье 12 Закона. В части 4 статьи 3 Титула 1 Закона закреплялись обязанности министров по обеспечению ядерной безопасности: удостоверение решений органа по ядерной безопасности, регламентирующих технические вопросы; удостоверение решений органа по ядерной безопасности о деклассировании (переводе в низший разряд или исключении из списков) ядерных объектов в соответствии с правилами, содержащимися в части 3 статьи 29 Закона; принятие постановления о возможности временной приостановки работы ядерного объекта в соответствии с положениями, определенными частью 4 статьи 29 Закона; установление запретов на основе мнения органа по ядерной безопасности на возобновление деятельности ядерного объекта; подтверждение, помимо случаев крайней необходимости, решения органа по ядерной безопасности в соответствии с правилами части 4 статьи 41 Закона. Кроме того, согласно части 5 статьи 3 Титула 1 Закона министры, в обязанности которых входит обеспечение радиационной защиты, удостоверяют решения технического характера, принимаемые органом по ядерной безопасности в соответствии с условиями, оговоренными в части 1 статьи 4 Титула 1 Закона.

В части 6 статьи 3 Титула 1 Закона были закреплены отдельные полномочия органа по ядерной безопасности: принятие решений технического характера в соответствии с условиями, оговоренными в части 1 статьи 4 Закона; разрешение на эксплуатацию ядерного объекта в соответствии с правилами части 1 статьи 29 Закона; выдача предписаний в соответствии с условиями, содержащимися в частях 1, 3, 5, 6, 9 и 10 статьи 29 и статьи 33 Закона; принятие индивидуальных решений, обеспечивающих регламентацию работы оборудования, находящегося под рабочим давлением в соответствии с условиями части 2 статьи 4 Закона; выдача разрешений на перевозку радиоактивных веществ в соответствии с условиями статьи 35 Закона; вынесение решения об измерениях в соответствии с условиями статьи 41 Закона; выдача разрешений, предусмотренных статьей 1333-4 Кодекса об общественном здоровье, содержащих требования к медицинскому оборудованию и снаряжению, используемому при радиационном измерении, а также разрешения на импорт радиоактивных источников.

Центральное место в системе обеспечения ядерной безопасности занимает орган по обеспечению ядерной безопасности. Закон о транспарентности и безопасности ядерных материалов выделил этому органу специальный титул (Титул 2), в котором содержалось 17 статей. Согласно статье 4 Закона орган по обеспечению ядерной безопасности - независимый административный орган, участвующий в осуществлении контроля за ядерной безопасностью и радиационной защитой и информирующий общественность о состоянии дел в этих областях. В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона орган по обеспечению ядерной безопасности консультирует по проектам декретов и министерских решений о содержании нормативных правовых актов, относящихся к ядерной безопасности. Он может принимать решения технического характера для дополнения содержания применяемых декретов по предмету ядерной безопасности или радиационной защиты за исключением регламентации функций врача на производстве. Этим решениям подчиняются министры, в служебные обязанности которых входит обеспечение ядерной безопасности. Они несут ответственность в связи с осуществлением своей деятельности по обеспечению ядерной безопасности или радиационной защиты. Официально признанные решения и постановления органа по ядерной безопасности публикуются в Journal official. Решения органа по ядерной безопасности разъясняются на основании статьи 29 Закона в его специальном коммюнике.

Часть 2 статьи 4 Титула 2 Закона закрепила полномочия органа по обеспечению ядерной безопасности в области осуществления контроля: контроль за соблюдением общих положений и предписаний частного характера по вопросам ядерной безопасности и радиационной защиты, которые распространяются на установку ядерного оборудования по правилам статьи 28 Закона, конструирование и утилизацию специального оборудования, находящегося под рабочим давлением, перевозку радиоактивных веществ, а также контроль за соблюдением мероприятий, предусмотренных статьей 1333-1 Кодекса об общественном здоровье, и положений статьи 1333-10 этого Кодекса. Важные полномочия органа по ядерной безо-

пасности были закреплены также в частях 3 - 5 статьи 4 Титула 2 Закона. Статьи 5 и 6 Титула 2 Закона включили положения, касающиеся заключений органа по обеспечению ядерной безопасности: порядок принятия, сроки, передача для публичного обсуждения и др.

Титул 3 Закона о транспарентности и безопасности ядерных материалов был полностью посвящен положениям, определяющим прядок осведомления общественности о безопасности ядерных материалов, и состоит из трех глав. Глава 1 закрепила право на информацию о безопасности ядерных материалов и радиационной защите. В соответствии со статьей 18 Закона государство ответственно за информирование общественности, качество и результаты контроля за ядерной безопасностью и радиационной защитой. Государство обеспечивает общественность информацией о последствиях на национальной территории, производимых здесь ядерных мероприятиях, особенно о несчастных случаях и происшествиях. Глава 2 Титула 3 Закона закрепила правовой механизм, обеспечивающий реализацию права на информацию о безопасности ядерных материалов и радиационной защите. Так, согласно части 1 статьи 22 Закона после полного или частичного размещения ядерного объекта, что определено статьей 28 Закона, учреждается местная комиссия по информированию, которая берет на себя общую обязанность по информированию и согласованию позиций по обеспечению ядерной безопасности, радиационной защиты и ядерного воздействия на людей и окружающую среду. Такая комиссия может быть создана и на самом ядерном объекте. Местная комиссия обеспечивает широкий диапазон вещания результатов своей работы как можно большему числу людей. Комиссия вправе сделать запрос о разрешении создания ядерного объекта в соответствии со статьей 29 Закона.

Среди субъектов, обеспечивающих ядерную безопасность и радиационную защиту, Закон о транспарентности и безопасности ядерных материалов называет Высший Комитет по обеспечению транспарентности и информации по ядерной безопасности. Статья 23 главы 3 Титула 3 Закона установила требования по составу Высшего Комитета, а статья 24 определяет, что Высший Комитет по обеспечению транспарентности и информации по ядерной безопасности - это орган по информированию, согласованию и дискуссии о рисках в местах проведения ядерных мероприятий и воздействию этих мероприятий на здоровье людей и окружающую среду.

Важным по содержанию и наиболее объемным по структуре является Титул 4 Закона «Ядерные установки и перевозка радиоактивных веществ», который был составлен из пяти глав и двух частей. Нормы данного Титула касались исключительно отношений, связанных с ядерными объектами и перевозкой радиоактивных веществ (перечень ядерных объектов, условия по обеспечению перевозки радиоактивных веществ, меры по организации безопасности и защите физического и психического здоровья работников предприятий, включая временно работающих и др.). Кроме того, в главе 3 Титула 4 Закона поместили нормы о надзоре и мерах полицейского характера.

В Титуле 5 Закона О транспарентности и безопасности ядерных материалов содержались и иные положения, которые указывали на особенности применения норм Закона, а также содержали ссылки на ряд кодексов: Кодекс об общественном здоровье, Кодекс законов о труде, Кодекс об окружающей среде.

Традиции нормотворчества применительно к рассматриваемым видам правоотношений, выработанные французским законодателем, затрудняют оценки правовой доктрины относительно сущности системы права и системы законодательства. Не случайно проблему структурирования права пробуют решать посредством использования такого понятия, как система законодательства. Считается, что в отрасли права преобладает объективный момент - внутренние закономерности правовой материи, а в отрасли законодательства - субъективный, а именно решение, принятое законодателем. Различие между системой права и системой законодательства, получающее теоретическое объяснение, ведет к расхождению между ними. Устранить подобное несоответствие возможно, лишь отказавшись от системы права в пользу системы законодательства [6, с. 191].

Произошедшие с начала 2012 года существенные изменения в системе источников правового регулирования ядерной деятельности обнаруживают позицию законодателя, который по сути абстрагировался от проблемы структурирования права и свел дело к решению всех вопросов посредством возможностей системы законодательства. В итоге значительная часть норм, направленных на регулирование отношений, реализуемых в сфере осуществления ядерной деятельности, в том числе устанавливающих последствия такой деятельности применительно к задачам по охране окружающей среды, помещена в Кодекс об окружающей среде (Code de l'environnement). Подобный выбор свидетельствует о том, что основополагающим принципом правового регулирования ядерной деятельности признан принцип транспарентности и ядерной безопасности. Осуществление любых видов ядерной деятельности, в том числе использование атомной энергии не должно наносить вред населению и окружающей среде. Нормы, регулирующие отношения в сфере осуществления ядерной деятельности являются составной частью всего законодательства об охране окружающей среды, призваны обеспечить предупреждение аварий, вредоносное воздействие радиоактивных веществ и другие неблагоприятные последствия такой деятельности.

Кодекс об окружающей среде состоит из семи книг:

- Книга I «Общие положения»;

- Книга II «Материальная среда»;

- Книга III «Природное пространство»;

- Книга IV «Фауна и флора»;

- Книга V «Предупреждение загрязнений, рисков и вреда»;

- Книга VI «Положения, применяемые к Новой Каледонии, Французской Полинезии, Уоллис и Футуна, Французские Южные и Антарктические земли, Майотта и Сен-Мартен»;

- Книга VII «Защита окружающей среды в Антарктиде».

Специальные нормы, направленные на обеспечение ядерной безопасности, недопущение вредоносного воздействия на население и окружающую среду, содержатся в Титуле IX «Ядерная безопасность и безопасность ядерных установок» Книги V Кодекса об окружающей среде.

Структура Титула IX Книги V Кодекса об окружающей среде:

- Глава I «Общие положения, касающиеся ядерной безопасности»;

- Глава II «Орган по обеспечению ядерной безопасности»;

- Глава III «Ядерные установки»;

- Глава IV «Положения финансового характера, касающиеся ядерных установок»;

- Глава V «Перевозка радиоактивных веществ»;

- Глава VI «Контроль и споры»;

- Глава VII «Общие положения, касающиеся гражданской ответственности в области атомной энергетики».

Основу данного титула составляют нормы, касающиеся проектирования ядерных установок, их строительства и демонтажа. Вместе с тем в титуле содержатся нормы, обеспечивающие функционирование системы транспарентности и ядерной безопасности, мер по обеспечению охраны окружающей среды, поскольку определяют порядок создания и деятельности органа по обеспечению ядерной безопасности (L'ASN - Autorité de sûreté nucléaire).

Ознакомление с положениями Титула IX Книги V Кодекса об окружающей среде позволяет определить круг основных вопросов, входящих в компетенцию органа по ядерной безопасности. К ним относятся:

- непрерывное наблюдение за состоянием радиационной защиты на национальной территории;

- осуществление контроля за соблюдением правил, направленных на обеспечение ядерной безопасности и радиационной защиты;

- организация проверок по соблюдению требований законодательства, обеспечивающих ядерную безопасность и радиационную защиту;

- обеспечение выполнения разрешительных процедур, необходимых организациям, участвующим в осуществлении контроля в области ядерной безопасности и радиационной защиты;

- проведение технических расследований в сфере осуществления ядерной деятельности и радиационной защиты;

- информирование общественности по вопросам, касающимся ядерной безопасности и радиационной защиты;

- внесение предложений в Правительство о финансировании деятельности по обеспечению ядерной безопасности и радиационной защиты, а также специальных миссий технической поддержки;

- разработка технических нормативных решений, дополняющих порядок применения декретов и распоряжений, касающихся ядерной безопасности и радиационной защиты, за исключением тех, которые касаются медицинских условий труда;

- принятие специальных решений (постановлений) по вопросам, относящимся к компетенции L'ASN;

- принятие специальных мнений по вопросам, относящимся к компетенции L'ASN;

- обеспечение выдачи разрешений медицинским учреждениям на использование оборудования с ионизирующим излучением, а также разрешений на содержание под хранением и импорт радиоактивных источников;

- проведение консультаций по проектам декретов и распоряжениям нормативного характера, связанным с ядерной деятельностью;

- опубликование решений коллегии L'ASN в соответствии с правилами, предусмотренными Кодексом об окружающей среде и Законом № 78-753 от 17.07.1978;

- разработка и представление Правительству предложений по определению позиции Франции по переговорам в области компетенции L'ASN, а также участие по представлению французского правительства в международных организациях, создаваемых в областях, касающихся компетенции L'ASN;

- проведение консультаций и специальных исследований по запросам комитетов Национального собрания и Сената по вопросам, входящим в компетенцию органа по ядерной безопасности;

- представление годового отчета в Парламент, Правительство и Президенту Республики;

- оказание технической помощи компетентным органам в случае аварии (инцидента) в рамках реализации чрезвычайных планов;

- оказание помощи Правительству при возникновении чрезвычайных ситуаций;

- информирование общественности о состоянии безопасности ядерного объекта при чрезвычайной ситуации;

- предупреждение и информирование органов третьих стран в рамках международных соглашений или правил Европейского союза в связи с радиационной аварийной ситуацией, а равно получение от них предупреждения и информации [7].

В главе I Титула IX содержатся положения, раскрывающие понятие ядерной безопасности. В статье Ь591-1 в редакции ордонанса № 2012-6 от 5 января 2012 г. закреплено достаточно широкое понятие ядерной безопасности. Здесь говорится о том, что ядерная безопасность подразумевает ядерную гарантию радиационной защиты, предупреждение и борьбу с вредоносными актами, а также мероприятия гражданской безопасности в случае аварии. Ядерная безопасность - это комплекс технических и организационных мероприятий, касающихся проектирования, строительства, эксплуатации, установки и вывода из эксплуатации ядерных установок и перевозки радиоактивных веществ, для предупреждения аварий или смягчения их последствий. Кроме того, в статье Ь591-1 дается понятие радиационной защиты, под которой понимается защита от ионизирующего излучения, включающая в себя комплекс правил, процедур и средств предупреждения и наблюдения в целях противодействия или уменьшения вредного воздействия ионизирующего излучения на людей, прямо или косвенно, в том числе посягательств на окружающую среду. Согласно статье L591-2 государство определяет законодательство в сфере ядерной безопасности и обеспечивает необходимый контроль за его применением. Статья L591-3 установила, что осуществление деятельности, связанной с риском воздействия ионизирующих излучений должно соответствовать принципам, изложенным в статье L1333 -1 Кодекса о здравоохранении и статья Ь110-1 Кодекса об окружающей среде.

Статья L1333-1 Кодекса о здравоохранении содержит принципы, которым должна соответствовать деятельность, называемая «ядерная деятельность», предполагающая риск воздействия на людей ионизирующего излучения, исходящий из искусственного источника, которым являются действующие вещества или устройства, либо из природного источника, когда радионуклиды являются естественными:

1) ядерная деятельность или вмешательство не могут быть осуществлены, если только это полезно, особенно в сферах медицинской, социальной, экономической или научной, приносящих риски, присущие воздействию ионизирующего излучения, которому способны подвергнуться люди;

2) воздействие на людей ионизирующего излучения в результате такой деятельности или иного вмешательства должно быть настолько низким, насколько это возможно ожидать, принимая в расчет состояние техники, экономических и социальных факторов и, в случае надобности, медицинских исследований;

3) воздействие на человека ионизирующего излучения в результате ядерной деятельности не может превышать пределы, установленные правилами, кроме случаев, когда этот человек является объектом воздействия медицинских или биомедицинских исследований [8].

В преамбуле статьи Ы10-1 Кодекса об окружающей среде сказано о том, что космос, природные ресурсы и территории, природные объекты и ландшафты, чистота воздуха, животное и растительное разнообразие, биологическое равновесие, которое они составляют, являются частью общего наследия нации. Их защита и использование, восстановление и возобновление в государстве, управление ими имеет общий интерес и способствует цели устойчивого развития, удовлетворению потребностей развития и здоровью нынешнего поколения без ущерба для способности будущих поколений обеспечить их потребности.

Статья L110-1 Кодекса об окружающей среде закрепляет следующие принципы и сферу их применения:

1) принцип предусмотрительности, согласно которому отсутствие уверенности относительно современных научных и технических знаний не должно откладывать принятие эффективных и соразмерных мер с экономически приемлемыми издержками по предотвращению риска серьезного ущерба и необратимых повреждений окружающей среды;

2) принцип превентивных мер и исправления, преимущественного источника, посягающего на окружающую среду с использованием наилучших доступных технологий с экономически приемлемыми издержками;

3) принцип «загрязняющий платит», согласно которому расходы по предупреждению, снижению загрязнения и борьбы с ним должны покрываться загрязнителем;

4) принцип, согласно которому каждый человек имеет право на получение информации о проектах решений, влияющих на окружающую среду в условиях, позволяющих ему сделать замечания, которые принимаются во внимание компетентными органами.

В статье L110-1 Кодекса об окружающей среде указаны также цели устойчивого развития:

1) борьба с изменением климата;

2) сохранение биоразнообразия, природной среды и ресурсов;

3) социальная сплоченность и солидарность между территориями и поколениями;

4) развитие всех человеческих существ;

5) динамичное развитие последующих способов производства и ответственного потребления. Заключение. Ознакомление с действующим законодательством Франции в сфере ядерной деятельности и окружающей среды позволяет сделать следующие выводы:

- законодательство Франции об окружающей среде изначально развивалось на основе не кодифицированных актов; развивался опыт нормотворчества в сфере защиты окружающей среды, создавались юридические конструкции институтов, нормы которых направлены на регулирование отношений природопользования;

- создание первоначальных основ правового регулирования в сфере природопользования, а также развитие законодательства о транспарентности и ядерной безопасности привело к пониманию необходимости проведения работ по кодификации норм об окружающей среде;

- систематизация норм о транспарентности и ядерной безопасности осуществлена на базе специальных законов, составивших основу структурированных разделов кодифицированного акта в сфере окружающей среды - Кодекса об окружающей среде;

- результаты систематизации французского законодательства указывают на подчиненность норм, составляющих институты транспарентности и ядерной безопасности принципам и нормам, содержащимся в собственно законодательстве об окружающей среде;

- результаты систематизации французского законодательства об окружающей среде обнаруживают приверженность теории структурирования норм права за счет развития не отрасли права, а отрасли законодательства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богоненко, В.А. Правовое обеспечение безопасной эксплуатации объектов атомной энергетики (на примере Франции) / В.А. Богоненко // Вестн. Полоц. гос. ун-та. Серия Экон. и юрид. науки. - 2009. -№ 10. - С. 168 - 172.

2. Васильева, М.И. Природно-ресурсные факторы энергетики в российском законодательстве / М.И. Васильева // Энергетическое право. - 2010. - № 1. - С. 23 - 31.

3. Богоненко, В.А. Законодательство Франции в сфере осуществления ядерной деятельности / В.А. Богоненко // Вестн. Полоц. гос. ун-та. - 2010. - № 4. - С. 168 - 172.

4. Décret 11 2009-235 du 27 février 2009 relatif à l'organisation et aux missions des directions régionales de l'environnement, de l'aménagement et du logement [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. legifrance.gouv.fr/affichTexte Article.do; J0RFTEXT000020318222&id Article=LEGIAF. - Дата доступа: 15.02.2010.

5. Décret I 2013-194 du 5 mars 2013 relatif aux opérations de protection de l'environnement dans les espaces ruraux [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.legifrance.gouv.ir. - Дата доступа: 11.03.2013.

6. Алексеев, С.С. Теория права / С.С. Алексеев. - М.: БЕК, 1955. - 452 с.

7. Code de l'environnement. Version consolidée au 17 juillet 2012 [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http: legifrance.gouv.fr/affich Code.Do?cidText=LEGITEXT000006074220. - Дата доступа: 19.07.2012.

8. Code de la santé publique, art. L1333-1, Modifié par Loi n 2001-398 du 9 mai 2001 - art. 3 JORF 10 mai 2001 [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http://www.legifrance.gouv.fr/affichCode, do; jsessionid= =A0AB29B462F587B2B9CC5A0CE368410E,tpdj002V-1?idSectionTA= LEGISTA0000061715958cidTex. -Дата доступа: 16.07.2012.

Поступила 21.03.2013

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ENVIRONMENTAL PROTECTION IN NUCLEAR ACTIVITIES (EXPERIENCE OF CODIFICATION ON THE EXAMPLE OF FRANCE)

V. BOGONENKO

The legislation on transparency and nuclear safetyis considered on the example of France, as well as legislation on protection of the environment. Main attention is paid to the systematization of legislation, procedures and traditions of rule-making. Algorithm of legislation and the conditions necessary for the implementation of the codification of rules aimed at regulating of relations in the sphere of transparency, nuclear safety and environmental protection is defined. The structure of the Code of the Environment is considered, the rules it contains are analyzed , the basic concepts contained in the Code are presented. Special attention is paid to the characterization of the principles of nuclear activities and the protection of the environment, which are located in the Code of the Environment. Conclusions regarding the structuring features of law governing nuclear activities and activities to protect the environment are made.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.