Научная статья на тему 'Защита окружающей среды как дань планете и элемент маркетинговой политики российских и зарубежных фирм в сравнении'

Защита окружающей среды как дань планете и элемент маркетинговой политики российских и зарубежных фирм в сравнении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
258
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КОМПАНИИ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ ЕВРОПЫ И РОССИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ МЕР / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ В СФЕРЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ / ИМИДЖ КОМПАНИИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ECOLOGICAL POLICY OF THE COMPANY / ECOLOGICAL MARKETING / ECOLOGICAL LAWS OF RUSSIA AND EUROPE / ECOLOGICAL MEASURES EFFICIENCY / ECOLOGICAL MEASURES IN CIVIL AVIATION / COMPANY IMAGE / ECOLOGICAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Линберг П. А.

Линберг П.А. ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ДАНЬ ПЛАНЕТЕ И ЭЛЕМЕНТ МАРКЕТИНГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ФИРМ В СРАВНЕНИИ. В статье показана необходимость и актуальность в настоящее время реализации крупными компаниями экологической политики по разным соображениям: моральным личным, экономическим в масштабе национального государства и мира, маркетинговым с точки зрения интересов самой компании, ее имиджа, доходов. Рассмотрена взаимосвязь между правовыми базами Европы и России в сфере экологии и деятельностью современных компаний по охране окружающей среды. Проведен анализ мероприятий авиакомпаний России и Европы по защите окружающей среды, их цели и эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Linberg G.F. ENVIRONMENT PROTECTION AS DUTY TO THE EARTH AND THE MARKETING POLICY CONSTITUENT OF RUSSIAN AND FOREIGN COMPANIES IN COMPARISON. The article shows necessity and urgency of ecological policy measures by large companies. Such type of activity can pursue different goals: moral private, economic on the state and international level. It also can be part of marketing policy of the company and play role in the image of the company. The connection between ecological laws of Russia and Europe, ecological measures of airlines, their aims and efficiency are analyzed.

Текст научной работы на тему «Защита окружающей среды как дань планете и элемент маркетинговой политики российских и зарубежных фирм в сравнении»

ЭТИКО-ПРАВОВЫЕ, ЭКОНОМИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИИ

ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ДАНЬ ПЛАНЕТЕ И ЭЛЕМЕНТ МАРКЕТИНГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКИХ

и зарубежных фирм в сравнении

П.А. ЛИНБЕРГ, студентка МГТУ ГА

Стремительное развитие техники и технологий последних десятилетий привело к важнейшим научным открытиям во всех областях человеческой жизни, а также к росту и укреплению экономик многих стран. Некогда аграрные и отстающие в экономическом развитии страны, такие как Япония, вступив на путь освоения, разработки и внедрения плодов научно-технического прогресса, достигли невероятных высот в технологическом и как следствие - экономическом развитии.

Однако человеку пришлось заплатить высокую цену за столь стремительное развитие. Совершенствуя технику и технологии в наш век повсеместного потребления, люди загрязняют окружающую среду, наносят вред экологии и собственному здоровью. Согласно мнению ученых, повышение температуры на нашей планете больше чем на 2 градуса, приведет к необратимым последствиям - таянию ледников, наводнениям, засухам и цунами. Чтобы остановить потепление, нужно в ближайшие 40 лет сократить парниковые выбросы на 80 процентов по сравнению с 1990 г.

Многие компании в наши дни активно участвуют в решении экологических проблем, пытаясь уменьшить вред, наносимый окружающей среде их деятельностью. Создаются целые экологические подразделения в составе компаний, защита окружающей среды становится частью философии компании, проводятся всевозможные мероприятия по содействию защите климата и экологии в целом, сокращаются выбросы вредных веществ в атмосферу земли и моря, разрабатываются методы безопасной утилизации и переработки отходов производства. Такая политика национальных и межнациональных корпораций отражает как подход к данной проблеме руководства и работников непосредственно самой компании, так и отношение целых национальных государств к защите окружающей среды. Такая

wengy@mail.ru

деятельность оказывает и сугубо экономический эффект, а именно позитивно отражается и на восприятии компании потребителями и другими общественными группами, то есть на благоприятном имидже корпорации. Компаниями затрачиваются колоссальные средства для участия в программах по защите окружающей среды именно с целью улучшения своего образа в глазах общественности. Позитивный имидж и ответственное отношение крупных компаний ведет к росту их капитала и далее к росту экономики всего национального государства. Таким образом, подобный комплекс мер корпораций по защите окружающей среды становится частью спланированной и грамотно проведенной маркетинговой политики и оказывает позитивное экономическое воздействие на национальное государство.

И политика, и экономика, и правовое регулирование, и маркетинг - это, с одной стороны, все те сферы общественной жизни, в которых реализуются меры по защите окружающей среды от пагубного воздействия прогресса, и, с другой, непосредственно рычаги воздействия, при помощи которых осуществляется контроль за выполнением обязанностей того или иного государства или компании по поводу защиты планеты от загрязнения. Уровень затрат компаний мира на проводимые мероприятия по защите окружающей среды могут отражать как личное отношение к данной проблеме ее руководства, так и быть отражением политики национального государства по данному поводу. Но такого рода меры могут говорить и о том, что компанией или государством в целом преследуется определенная экономическая или политическая цель. Так, компания может стремиться к повышению доверия клиентов к своим услугам или продукции и соответственно - к повышению капитала, а государство, к примеру, к повышению инвестиционной привлекательности. Так, согласно регламенту ЕС

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2011

125

ЭТИКО-ПРАВОВЫЕ, ЭКОНОМИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИИ

по химическим веществам, REACH, всемирно известная компания IKEA гарантирует своим покупателям, что все произведенные ими товары во всем мире соответствуют требованиям к химикатам. Таким образом, лидер по производству мебели не только вносит свою лепту в общечеловеческое дело по защите окружающей среды, но и способствует повышению репутации у своих целевых групп, прежде всего у покупателей во всем мире.

Европейские законы и регламенты по экологии довольно жестки - их разработке и следованию европейские власти уделяют повышенное внимание. Компания ИКЕА стремится согласовать свою философию с требованиями Европейского Союза в части защиты окружающей среды, тем самым соответствуя политической линии, которой тот следует.

Важнейшим рычагом регулирования международной деятельности, в частности деятельности компаний в области защиты окружающей среды, является право. Экологическая политика Европейского сообщества и право окружающей среды ЕС существуют и развиваются на протяжении последних тридцати лет.

На современном этапе развития экологической деятельности и компетенции ЕС правовую основу осуществления политики сообщества в области окружающей среды закладывают положения Договора о Европейском сообществе 1957 г. Этому посвящен раздел XIX Договора о ЕС «Окружающая среда», статьи 174-176. Защита окружающей среды является одной из важнейших целей Европейского сообщества. Амстердамский договор 1997 г., внесший очередные изменения в содержание учредительного договора ЕС, закрепил в тексте Договора о Евросоюзе также принцип экологической ориентированности деятельности (статья. 6). Европейское сообщество подчеркивает приверженность концепции устойчивого развития, которая является официальной стратегией ООН, провозглашенной на Конференции по окружающей среде и развитию 1992 г. в Рио-де-Жанейро.

Важнейшей составляющей концепции устойчивого развития является обеспечение прав человека и в особенности прав нового по-

коления - экологических прав. К ним относятся права на благоприятную окружающую среду, на информацию об окружающей среде, на участие в принятии экологических решений, на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением, на доступ к правосудию по экологическим делам. Существенный вклад в становление механизма гарантий вышеперечисленных экологических прав в сообществе вносит Орхусская конвенция о доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды 1998 г., принятая под эгидой ЕЭК ООН и ставшая продуктом процесса «Окружающая среда для Европы». Европейское сообщество, его государства-члены, другие европейские страны (в том числе и Россия) принимали активное участие в разработке данной конвенции [1].

Киотский протокол - международный документ, принятый в Киото (Япония) в декабре 1997 г. в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК). Он обязывал развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов в 2008-2012 гг. по сравнению с 1990 г. Период подписания протокола открылся 16 марта 1998 г. и завершился 15 марта 1999 г.

Киотский протокол стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночном механизме регулирования - механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов.

С 7 по 18 декабря 2009 г. в Копенгагене проходил климатический саммит ООН. Задолго до начала саммита планируемая международная конференция преподносилась как всемирно-историческое событие, способное предопределить вектор развития человечества на десятилетия вперед. Итог известен. Однако по мнению широкого круга аналитиков и экспертов крупнейший в истории международный климатический форум, в котором приняли участие более 20 000 участников, а также более 100 глав государств из 193 стран мира, завершился провалом. И вот почему. В декларации сказано, что стороны должны сотруд-

126

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2011

ЭТИКО-ПРАВОВЫЕ, ЭКОНОМИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИИ

ничать с тем, чтобы достичь пика выбросов парниковых газов в ближайшее время. Однако не зафиксировано ни временного графика, ни реальных обязательств разных стран. Развитые страны предоставят финансовые средства развивающимся, однако ни о каких конкретных обязательствах не упоминается. Обещания сторон в отношении финансовых средств - $30 млрд на 2010-2012, также стороны поддерживают цель достичь размера климатического фонда $100 млрд к 2020 г. Однако это нельзя назвать конкретными обязательствами. Страны приложения 1 (развитые) будут снижать выбросы согласно собственным заявлениям. Этого абсолютно недостаточно, ведь на данный момент обещаний разных стран недостаточно, чтобы удержать рост глобальной температуры в пределах 2 градусов Цельсия. По данным ученых IPCC, если температуру не удастся сдержать в этих пределах, то произойдут наиболее негативные необратимые последствия изменения климата. Также в документе обозначена необходимость разработки юридических инструментов для нового климатического соглашения - не позднее чем COP16 (Мексика, декабрь 2010).

В России на различных уровнях определяют экологические права и регулируют экологическую деятельность следующие законы: Федеральный закон об охране окружающей среды, Федеральный закон об отходах производства и потребления, Федеральный закон об охране атмосферного воздуха, Водный, Лесной, Земельный и Градостроительный кодексы, Постановление правительства РФ № 524 от 26.08.2006 г. об утверждении положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов, а также многие другие [2].

Окружающая среда является приоритетом в отношениях ЕС с Россией, осуществляемых через Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между ЕС и Россией.

В Соглашении о сотрудничестве между ЕС и Россией в области окружающей сре-

ды, принятом в 2001 г., Европейская Комиссия определяет направления и предложения по развитию более тесного и скоординированного двустороннего диалога по экологическим вопросам с общей стратегической повесткой дня, подкрепленного механизмами сотрудничества.

Кроме того, ЕС и Россия также являются ключевыми партнерами в международных соглашениях и на международных форумах, включая Конвенцию о биологическом разнообразии, Многостороннюю ядерную экологическую программу для России (МНЕПР); Хельсинкскую конвенцию (Балтийское море); ведут совместную борьбу с незаконной заготовкой леса и содействуют устойчивому ведению лесного хозяйства через инициативы в рамках FLEG (Forest Law Enforcement and Governance - Правоприменение и регулирование лесного законодательства) [3].

В последнее время во всем мире получил распространение экологический маркетинг - разработка и создание методов продвижения и реализации экологически безопасной продукции или услуги. Одна из целей экологического маркетинга заключается в том, чтобы обеспечить баланс интересов экономики и охраны окружающей среды.

До сих пор среди производителей бытовало предубеждение, что экологически ответственное поведение связано с повышенными затратами. Экологически направленные изменения производственного процесса, как правило, осуществляются путем снижения потребления материалов и энергии на единицу продукции и сопровождаются экономией на затратах, что, в свою очередь, помимо экономии позволяет быть более конкурентоспособным на экологически чувствительных рынках.

Для того чтобы этого достичь, предприятию необходимо разработать свою экологическую политику, которая будет направлена на разработку и внедрение методов по снижению и предупреждению негативных воздействий на окружающую среду на протяжении всего жизненного цикла изготавливаемой предприятием продукции, а также оценку достигнутых результатов. Она должна быть документирована, известна и понятна персоналу и партнерам.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2011

127

ЭТИКО-ПРАВОВЫЕ, ЭКОНОМИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИИ

На Западе широко используют все возможные средства для распространения экологической политики: выпускают отдельные буклеты, включают основные положения в ежегодные отчеты, рекламные проспекты, размещают на сайтах в сети Интернет.

Следует отметить, что практически все значимые европейские, североамериканские и азиатские промышленные компании за последние десятилетия создали и сертифицировали системы экологического управления. Это свидетельствует о том, что следование экологической политике и сертификация стали одним из основных рыночных инструментов.

В сфере гражданской авиации подавляющее большинство авиапредприятий, и в частности авиакомпаний, согласовывают свою деятельность с Приложениями к Чикагской конвенции международной организации гражданской авиации ИКАО (специализированное учреждение Организации Объединенных Наций).

Стратегия, которую поддерживают как представители отрасли, так и члены правительства, фокусируется на технологиях, эксплуатации, инфраструктуре и положительных экономических мерах - включая программу ETS - программу создания единой европейской торговой системы. В соответствии со статьей 2 Киотского Протокола, ИКАО поручено найти эффективное глобальное решение проблемы авиационных выбросов, которое было бы глобальным и добровольным для каждой страны. Функциональные блоки воздушного пространства (FABs) и программа SESAR являются главными составляющими Единого европейского неба. План сформировать из Европейского воздушного пространства 9 международных функциональных блоков воздушного пространства (FABs) был призван увеличить эффективность системы на 70 %, сократить среднее время задержек полетов до 1 минуты или еще меньше, сократить расходы пользователей до 50 % и снизить экологический вред от каждого полета на 10 % к 2012 г. одновременно с повышением безопасности полетов [4].

Что же на практике? Так, например, в главной российской авиакомпании Аэрофлот

действует система экологического управления и производственного экологического контроля за выбросами углекислого газа в атмосферу, включающая передовые природоохранные технологии и стандарты. Принята Программа энергосбережения и повышения экологической эффективности до 2020 г. Эта программа соответствует экологической стратегии IATA. Стоит отметить, что в 2008 г. Аэрофлот стал лауреатом премии Министерства природных ресурсов и экологии - «Лучший экологический проект года». Такую деятельность авиакомпании можно назвать ее стремлением отдать дань природе. И она приносит плоды, если иметь в виду заботу об окружающей среде. Однако если посмотреть с другой стороны, то можно сказать - такие действия нельзя назвать новаторскими. Скорее Аэрофлот следует примеру западных коллег - он присоединился к уже существующей программе Евросоюза, которая предусматривает уменьшение концентрации углекислого газа. Данная программа была разработана для авиавластей Германии. За каждой страной с 2012 г. будут закреплены квоты по выбросу в атмосферу углекислого газа. Аэрофлот был закреплен за Германией, так как именно туда совершает наибольшее число перелетов российская авиакомпания.

С 1 января 2010 г. начнется период мониторинга, на протяжении которого перевозчики будут должны собирать данные о тонно-километрах в соответствии с поданными ранее и утвержденными планами мониторинга. Подготовленные отчеты в 2011 г. будут переданы авиационным властям, однако прежде чем попасть к чиновникам, они должны пройти аудит у уполномоченных проверяющих. 31 марта 2011 г. заканчивается срок подачи заявок в европейские авиационные власти на предоставление бесплатных квот в 2012 г. и на последующий торговый период, причем распределение будет вестись на основании сведений о выполненных в 2010 г. перевозках (в тонно-километрах). К этому же периоду авиакомпании должны подтвердить данные о выбросах парниковых газов у аудиторов. Далее процедура будет сводиться к тому, что в феврале каждого года авиакомпании будут получать квоты на текущий период, а до 31 марта

128

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2011

ЭТИКО-ПРАВОВЫЕ, ЭКОНОМИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИИ

того же года подтверждать данные о выбросах за предыдущий год для списания ранее предоставленных квот.

Другой пример экологической деятельности, для сравнения уже зарубежной авиакомпании, в связи с вводимой практикой мониторинга. Консалтинговая компания Lufthansa Consulting в апреле 2009 г. провела для отечественных авиакомпаний семинар, на котором представила несколько направлений действий, позволяющих сократить будущие расходы. Среди них выделяется перечень мер, ориентированных на сокращение расхода топлива (замена и оптимизация флота, новые подходы к обслуживанию самолетов, оптимизация комплектации и загрузки самолетов), возможности для получения дополнительных квот (использование механизмов чистого развития) и управление возникающими рисками (хеджирование цен на сертификаты и страхование на случай сокращения квот). Эксперты компании представили несколько простых примеров, позволяющих экономить топливо и сокращать выбросы углекислого газа. К ним относится оптимизация маршрутов, оптимизация крейсерской скорости полета, промывка двигателей, использование более легких кресел, оптимальная загрузка топливом и пресной водой.

В 2009 г. группа компаний Lufthansa подписала соглашение с компанией Bombardier о приобретении до 60 самолетов CSeries. Ко времени ввода в эксплуатацию в 2013 г. модели семейства CSeries имеют целью стать самыми экологичными узкофюзеляжными самолетами в своем классе. По сравнению с выпускаемыми в настоящее время самолетами подобной размерности они должны будут выделять меньше углекислого газа и оксидов азота до 20 и 50 % соответственно и должны стать вчетверо менее шумными. Они также призваны предоставить высокую экономичность за счет снижения потребления топлива и эксплуатационных расходов до 20 % и 15 % соответственно [5].

Существуют данные, что с 2004 г. усилия ИАТА, включая меры по сокращению протяженности маршрутов и по внедрению наилучших методов эксплуатации непосредственно в авиакомпании, помогли избежать

лишних выбросов СО2 объемом в 59 млн т и издержек в 12 млрд американских долларов. Но ответ вопрос о том, являются ли такие меры экономически эффективными, не так однозначен.

В связи с уже описанной выше вводимой системой квот, можно произвести некоторые вычисления. Если авиакомпания выполняет полет из Москвы во Франкфурт-на-Майне на современном магистральном самолете размерности Airbus A320, полет будет длиться примерно 3 часа 30 минут, при часовом расходе топлива около 2,5 тонн/час будет израсходовано 8,75 т топлива, при этом в атмосферу выбрасывается около 27,6 т СО2. При стоимости сертификата около 14 евро за тонну дополнительные расходы авиакомпании составят 386 евро в одну сторону, но при учете, что все сертификаты покупаются по рыночной цене. Если авиакомпания сможет получить бесплатные сертификаты, то ее дополнительные расходы на рейс в одну сторону составят всего 54 евро. Но очевидно, что цена сертификата на уровне 14 евро не является фиксированной - годом ранее она достигала почти 35 евро, сегодня же прогноз на 2012 г строится на уровне 16-19 евро [5, 6].

С другой стороны, скорее всего это приведет к тому, что с 2012 г. вырастут цены на авиабилеты в страны Евросоюза, этот налог на углерод будет учитываться в пошлинах и сборах на авиабилеты. Таким образом, нельзя быть уверенными, что подобные меры, которые и служат благой цели - защите окружающей среды, будут однозначно доброжелательно встречены пассажирами, и имидж авиакомпаний не пострадает.

Будут ли вводимые правила экономически выгодными для нашей страны? Алексей Кокорин, руководитель программы «Климат и энергетика» российского отделения Всемирного фонда дикой природы - WWF России: « Те страны, которые ввели у себя ограничения на выбросы парниковых газов, не хотят, чтобы их бизнес находился в менее выгодных условиях на глобальном уровне, и вводят те или иные защитные меры, общий принцип которых таков: производство с низкими удельными выбросами CO2 поощряется, грязные технологии наказываются». России ни в коем случае нельзя

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2011

129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.