Научная статья на тему 'Защита несовершеннолетних в сфере рекламы'

Защита несовершеннолетних в сфере рекламы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2726
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ДЕТИ / НАРКОТИКИ / РЕКЛАМА / ИНТЕРНЕТ / ГАЗЕТЫ / ЖУРНАЛЫ / КНИГИ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ / THE INFORMATION / CHILDREN / DRUGS / ADVERTISING / THE INTERNET / NEWSPAPERS / MAGAZINES / BOOKS / COMPUTER GAMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горбачева Елена Владимировна

Актуальность данной темы состоит в повышении значимости информации, как для каждого человека, так и для государства и общества в целом. Особое внимание в работе уделено пропаганде наркотических средств среди детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTECTION OF MINORS IN ADVERTISING SPHERE

The urgency of the given theme consists in increase of the importance of the information, both for each person, and for the state and a society as a whole. The special attention in work is given to propagation of narcotics among children.

Текст научной работы на тему «Защита несовершеннолетних в сфере рекламы»

ЗАЩИТА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ

Горбачева Елена Владимировна, аспирант кафедры финансового и административного права РГЭУ РИНХ. Место работы: помощник прокурора Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону, юрист 3 класса. Контакты автора: 89188985280

Аннотация. Актуальность данной темы состоит в повышении значимости информации, как для каждого человека, так и для государства и общества в целом. Особое внимание в работе уделено пропаганде наркотических средств среди детей.

Ключевые слова: информация, дети, наркотики, реклама, Интернет, газеты, журналы, книги, компьютерные игры.

PROTECTION OF MINORS IN ADVERTISING SPHERE

Gorbacheva Elena Vladimirovna, faculty of the «Financial and administrative law» Rootoo State Economic Univvesity. Place of employment: the assistant to the public prosecutor, the lawyer 3 classes.

Contacts of the author: 89188985280

Annotation. The urgency of the given theme consists in increase of the importance of the information, both for each person, and for the state and a society as a whole. The special attention in work is given to propagation of narcotics among children.

Keywords: the information, children, drugs, advertising, the Internet, newspapers, magazines, books, computer games.

В соответствии с пунктом 1 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Принято считать, что совершеннолетие является так называемым психологическим порогом, до достижения которого у человека только формируется свое более или менее твердое мировоззрение и происходит становление личности. Дети, обладая гиперактивностью и повышенным интересом ко всему происходящему, поразительной внимательностью и хорошей практически неизбирательной памятью, улавливают и анализирует абсолютно всю аудио-, видео- и тактильную информацию. Характер доступных для ребенка сведений должен содействовать социальному, духовному и моральному благополучию, здоровому физическому и нравственному развитию и не может негативно отражаться на психике и формировать в сознании подростка искаженные образы, вызывающие страх, агрессию, несвоевременный интерес к взрослой жизни и вредным привычкам.1

Статья 6 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» содержит положения, согласно которым «в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостаткам опыта в рекламе не допускаются:

1) дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;

1 Комментарий к ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе» Спиридонова М.А.

2) побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;

3) создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка;

4) создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками;

5) формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром;

6) показ несовершеннолетних в опасных ситуациях;

7) преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен;

8) формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривле-кательностью»2.

Часть запретов, связанных с защитой несовершеннолетних, в почти неизменном виде перешла в новый Закон из старого, но появились и новые. Так законодатель впервые запретил:

формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром;

- формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.

Данные изменения связаны с появлением не совсем этичной в отношении несовершеннолетних рекламы. В образцах такой рекламы высмеивались их некоторые недостатки, в основном это касалось подростков, то есть молодых людей, находящихся в том возрасте, когда человек наиболее подвержен воздействию тех или иных комплексов, нередко усиливаемых социальным положением семьи подростка. Надо признать, что в целом такие запреты целесообразны, но существуют проблемы с их реализацией.3

Законодателем предполагается издание Федерального закона «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию», в котором будут сосредоточены все запреты на распространения информации на территории Российской Федерации, уже закрепленные в ряде федеральных законов: пропаганда антиобщественного поведения, уголовно наказуемых деяний, насилия и жестокости, порнографии, а также пропаганда (в том числе использование изображений наркотических средств или иной знаково-опознавательной атрибутики, связанной с их употреблением и оборотом), либо незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, либо распространение сведений о способах, методах их разработки, изготовления и использования, местах их приобретения, реклама, побуждающая граждан к насилию, агрессии, возбуждающая панику, а также побуждающая к опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности; недобросовестная, недостоверная, заведомо ложная реклама товаров и услуг, предназначенных

2 Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»// Собрание законодательства Российской Федерации от 20 марта 2006 года № 12 ст. 1232

3 Дворецкий В.Р. Комментарий к новому Закону о рекламе. - М.,

2006. - С. 10

Бизнес в законе

1 '2010

для детей, неэтичная реклама (в том числе реклама, содержащая заявления или изображения, нарушающие общепринятые нормы нравственности и морали, либо оскорбительные слова, сравнения, образы в отношении профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц), а также иная реклама, запрещенная действующим законодательством Российской Федерации; оборот в любой форме, в любое время и на любых видах носителей информации, содержащей сведения экстремистского характера, детскую порнографию, любое использование изображения ребенка и воспроизведение его голоса в эротических целях, сведения, заведомо порочащие честь, достоинство или репутацию физических или юридических лиц, включая оскорбление и клевету, сведения о частной жизни, а также сведения, составляющие личную и семейную тайну людей без их согласия, а в отношении детей — также без согласия их законных представителей (включая сведения, прямо или косвенно указывающие на личность ребенка, признанного потерпевшим, либо совершившего суицид или пострадавшего от несчастного случая, либо совершившего преступление или подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или иное антиобщественное деяние); оборот информации (включая скрытую рекламу), воздействующей на подсознание людей и (или) оказывающей вредное влияние на их здоровье, в том числе путем использования скрытых вставок, двойной звукозаписи или иными способами, а также оборот иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» - реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Реклама наркотических средств - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать к ним интерес и способствовать реализации указанных средств или веществ. Реклама наркотиков, используемых в медицине, допускается в ограниченном объеме. Это распространяется на определенные группы наркотиков, а именно включенные в списки 2 и 3 Перечня ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»4, сведения о которых могут публиковаться лишь в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников. Распространение в целях рекламы образцов лекарственных средств, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, запрещается.

«Статья 6.13. КоАП РФ - пропаганда либо незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфиска-

4 Федеральный закон РФ от 08.01.98 № 3-ФЭ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

цией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой; на должностных лиц-от четырех тысяч до пятисот тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой и т.д.»5

Так, прокуратурой Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону проведена проверка исполнения законодательства направленного на обеспечение здорового образа жизни детей, развитие физической культуры и спорта, духовного и творческого потенциала, а также нравственного и патриотического воспитания несовершеннолетних и молодежи. В рамках проверки было установлено, что в течение нескольких месяцев на внешней стене магазина «Ассорти» вывешена рекламная вывеска «Живое пиво» и «Бочковое вино». В непосредственной близости от данного магазина расположено муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 14 «Экономический». Рекламная вывеска «Живое пиво» и «Вино бочковое» расположенная на внешней стене магазина «Ассорти» находится менее чем в 30 метрах от ограждения школы. В нарушение требований ст.21, 22 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 №38-ФЗ - реклама алкогольной продукции не должна размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений. По результатам проверки прокурором района вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 14.3 КоАП РФ. Виновное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа 4000 рублей.

ФЗ "О рекламе" содержит указание на два способа, использование которых создает реальную угрозу причинения вреда интересам несовершеннолетних:

1)злоупотребление их доверием;

2) злоупотребление недостатком опыта в рекламе.

В отношении детей наиболее уместным будет употребление понятия "доверчивость", которое подразумевает склонность ребенка не подвергать сомнению полученную информацию, а тем более полученную от взрослого, который в силу возраста признается авторитетом. В тот период жизни, когда человек еще не привык сталкиваться с обманом и отличать сведения, действительно достойные внимания, от ложных, он очень подвержен целенаправленному влиянию рекламы.

Использование слабых сторон характера отдельных социальных групп, игра на отсутствии необходимых жизненных навыков наряду с преподнесением желаемого товара в благоприятном свете - один из наиболее

5 [Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.01 № 195-ФЗ]

действенных рекламных способов побуждения к приобретению продукта потребителем. Злоупотребление выражается в недобросовестном поведении рекламодателя, который использует преимущество своего положения (просвещенность во внутренних рекламных процессах, законах, манипуляциях) перед потребителями рекламной продукции, которым нет информационного доступа к хитростям рекламного бизнеса. Поэтому злоупотребление (термин, который используется и в уголовном, и в административном законодательстве) как способ, применяемый для производства и демонстрации рекламы, запрещено Законом.

Подпункт 1 ст. 6 Закона "О рекламе" в качестве одной из форм злоупотребления рекламодателей рассматривает дискредитацию родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним несовершеннолетних. Данная норма Закона призвана защищать отношения общепризнанной иерархии в обществе, благо в виде уважения и почитания мнения взрослого человека.

Дискредитация - неуместные действия или слова вызывающие недоверие к авторитету. Формы проявления дискредитации различны. Это и речевые приемы, и визуальные образы, которые прямо или косвенно причиняют обиду, содержат необоснованную унизительную критику или сравнение.

Авторитет - это свойство человека, которое вселяет убежденность в его правоте. Иными словами, авторитет - это вера в сказанное или сделанное, основанная на доверии к тому, кто сказал или сделал. Нормальное, полноценное развитие маленького человека предполагает присутствие рядом с самого раннего возраста эталона нравственности, наглядного образца поведения.

2. Подпункт 2 ст. 6 настоящего Закона несколько перефразирован по сравнению с похожим положением абзаца 2 п. 1 ст. 20 Закона "О рекламе" - предшественника (1995 год). "Внушение непосредственно несовершеннолетним" теперь звучит как "побуждение несовершеннолетних" к тому, чтобы они убедили родителей и других лиц приобрести рекламируемый товар. И внушение, и побуждение являются способами воздействия производителей рекламы на потребителей.

3. Следующий прием, который не разрешен рекламодателям, - создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка. Этот запрет оправдан некомпетентностью несовершеннолетних в вопросах экономической и социальной жизни. Не зная истинной цены деньгам и товарам, ребенок не может произвести анализ уровня жизни и определить границу между тем, что по средствам его родителям, а что нет.

Новый Закон «О рекламе» больше не содержит нормы, запрещающей текстовое, визуальное или звуковое использование образов несовершеннолетних в рекламе, не относящейся непосредственно к товарам для несовершеннолетних. Главное противоречие, содержавшееся в этой норме Закона, - отсутствие списка детских и взрослых товаров или критериев разграничения между товарами для несовершеннолетних и товарами не для них. Споры вокруг использования детей в рекламе товаров: бытовой химии, окон и иных предметов сложили обширную арбитражную практику. Суды рассматривали каждый конкретный случай и приходили примерно к одинаковому заключению: общим критерием отнесения товаров к детским является использование этих товаров непосредственно ребенком,

направленность их на удовлетворение потребностей несовершеннолетнего.

Так как чаще всего реклама не прямо провозглашает, а несет в себе косвенный намек на обозначенные в ст. 6 обстоятельства, в жизни рекламодатели постоянно нарушают эти запреты. Доказать же в судебном порядке, что использована завуалированная психологическая манипуляция, практически невозможно.

Список литературы:

1. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.01 № 195-ФЗ.

2. Федеральный закон РФ от 08.01.98 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

3. Федеральный закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации».

4. Федеральный закон РФ от 24.07.1998г №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

5. Комментарий к ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе» Спиридонова М.А.

6. Дворецкий В.Р. Комментарий к новому Закону о рекламе. - М., 2006. - С. 10.

РЕЦНЗИЯ

Представленная на рецензирование статья посвящена важной и актуальной теме. Административноправовая реформа, определившая основные направления преобразований в сфере исполнительной власти не могла не затронуть одной из важнейших сфер -деятельности в сфере рекламы. Особую актуальность здесь представляют проблемы, возникающие в сфере интересов несовершеннолетних при защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию.

Главная заслуга автора, на наш взгляд, состоит в попытке создания целостной системы административно-правовых форм, обеспечивающих защиту несовершеннолетних в сфере рекламной деятельности. Особое внимание автор уделяет административной ответственности, предусмотренной за пропаганду наркотических средств среди детей.

В целом необходимо констатировать, что автором статьи на основе значительного материала сделаны важные выводы, имеющие теоретическое и практическое значение, направленные на повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти в сфере рекламы при обеспечении прав и законных интересов несовершеннолетних.

Изложенное позволяет рекомендовать статью Горбачевой Елены Владимировны «Защита несовершеннолетних в сфере рекламы» к опубликованию в научном издании.

д.ю.н., профессор Позднышов А.Н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.