ЗАЩИТА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ
Горбачева Елена Владимировна, аспирант кафедры финансового и административного права РГЭУ РИНХ. Место работы: помощник прокурора Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону, юрист 3 класса. Контакты автора: 89188985280
Аннотация. Актуальность данной темы состоит в повышении значимости информации, как для каждого человека, так и для государства и общества в целом. Особое внимание в работе уделено пропаганде наркотических средств среди детей.
Ключевые слова: информация, дети, наркотики, реклама, Интернет, газеты, журналы, книги, компьютерные игры.
PROTECTION OF MINORS IN ADVERTISING SPHERE
Gorbacheva Elena Vladimirovna, faculty of the «Financial and administrative law» Rootoo State Economic Univvesity. Place of employment: the assistant to the public prosecutor, the lawyer 3 classes.
Contacts of the author: 89188985280
Annotation. The urgency of the given theme consists in increase of the importance of the information, both for each person, and for the state and a society as a whole. The special attention in work is given to propagation of narcotics among children.
Keywords: the information, children, drugs, advertising, the Internet, newspapers, magazines, books, computer games.
В соответствии с пунктом 1 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Принято считать, что совершеннолетие является так называемым психологическим порогом, до достижения которого у человека только формируется свое более или менее твердое мировоззрение и происходит становление личности. Дети, обладая гиперактивностью и повышенным интересом ко всему происходящему, поразительной внимательностью и хорошей практически неизбирательной памятью, улавливают и анализирует абсолютно всю аудио-, видео- и тактильную информацию. Характер доступных для ребенка сведений должен содействовать социальному, духовному и моральному благополучию, здоровому физическому и нравственному развитию и не может негативно отражаться на психике и формировать в сознании подростка искаженные образы, вызывающие страх, агрессию, несвоевременный интерес к взрослой жизни и вредным привычкам.1
Статья 6 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» содержит положения, согласно которым «в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостаткам опыта в рекламе не допускаются:
1) дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;
1 Комментарий к ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе» Спиридонова М.А.
2) побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;
3) создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка;
4) создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками;
5) формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром;
6) показ несовершеннолетних в опасных ситуациях;
7) преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен;
8) формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривле-кательностью»2.
Часть запретов, связанных с защитой несовершеннолетних, в почти неизменном виде перешла в новый Закон из старого, но появились и новые. Так законодатель впервые запретил:
формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром;
- формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.
Данные изменения связаны с появлением не совсем этичной в отношении несовершеннолетних рекламы. В образцах такой рекламы высмеивались их некоторые недостатки, в основном это касалось подростков, то есть молодых людей, находящихся в том возрасте, когда человек наиболее подвержен воздействию тех или иных комплексов, нередко усиливаемых социальным положением семьи подростка. Надо признать, что в целом такие запреты целесообразны, но существуют проблемы с их реализацией.3
Законодателем предполагается издание Федерального закона «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию», в котором будут сосредоточены все запреты на распространения информации на территории Российской Федерации, уже закрепленные в ряде федеральных законов: пропаганда антиобщественного поведения, уголовно наказуемых деяний, насилия и жестокости, порнографии, а также пропаганда (в том числе использование изображений наркотических средств или иной знаково-опознавательной атрибутики, связанной с их употреблением и оборотом), либо незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, либо распространение сведений о способах, методах их разработки, изготовления и использования, местах их приобретения, реклама, побуждающая граждан к насилию, агрессии, возбуждающая панику, а также побуждающая к опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности; недобросовестная, недостоверная, заведомо ложная реклама товаров и услуг, предназначенных
2 Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»// Собрание законодательства Российской Федерации от 20 марта 2006 года № 12 ст. 1232
3 Дворецкий В.Р. Комментарий к новому Закону о рекламе. - М.,
2006. - С. 10
Бизнес в законе
1 '2010
для детей, неэтичная реклама (в том числе реклама, содержащая заявления или изображения, нарушающие общепринятые нормы нравственности и морали, либо оскорбительные слова, сравнения, образы в отношении профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц), а также иная реклама, запрещенная действующим законодательством Российской Федерации; оборот в любой форме, в любое время и на любых видах носителей информации, содержащей сведения экстремистского характера, детскую порнографию, любое использование изображения ребенка и воспроизведение его голоса в эротических целях, сведения, заведомо порочащие честь, достоинство или репутацию физических или юридических лиц, включая оскорбление и клевету, сведения о частной жизни, а также сведения, составляющие личную и семейную тайну людей без их согласия, а в отношении детей — также без согласия их законных представителей (включая сведения, прямо или косвенно указывающие на личность ребенка, признанного потерпевшим, либо совершившего суицид или пострадавшего от несчастного случая, либо совершившего преступление или подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или иное антиобщественное деяние); оборот информации (включая скрытую рекламу), воздействующей на подсознание людей и (или) оказывающей вредное влияние на их здоровье, в том числе путем использования скрытых вставок, двойной звукозаписи или иными способами, а также оборот иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» - реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Реклама наркотических средств - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать к ним интерес и способствовать реализации указанных средств или веществ. Реклама наркотиков, используемых в медицине, допускается в ограниченном объеме. Это распространяется на определенные группы наркотиков, а именно включенные в списки 2 и 3 Перечня ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»4, сведения о которых могут публиковаться лишь в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников. Распространение в целях рекламы образцов лекарственных средств, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, запрещается.
«Статья 6.13. КоАП РФ - пропаганда либо незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфиска-
4 Федеральный закон РФ от 08.01.98 № 3-ФЭ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
цией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой; на должностных лиц-от четырех тысяч до пятисот тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой и т.д.»5
Так, прокуратурой Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону проведена проверка исполнения законодательства направленного на обеспечение здорового образа жизни детей, развитие физической культуры и спорта, духовного и творческого потенциала, а также нравственного и патриотического воспитания несовершеннолетних и молодежи. В рамках проверки было установлено, что в течение нескольких месяцев на внешней стене магазина «Ассорти» вывешена рекламная вывеска «Живое пиво» и «Бочковое вино». В непосредственной близости от данного магазина расположено муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 14 «Экономический». Рекламная вывеска «Живое пиво» и «Вино бочковое» расположенная на внешней стене магазина «Ассорти» находится менее чем в 30 метрах от ограждения школы. В нарушение требований ст.21, 22 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 №38-ФЗ - реклама алкогольной продукции не должна размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений. По результатам проверки прокурором района вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 14.3 КоАП РФ. Виновное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа 4000 рублей.
ФЗ "О рекламе" содержит указание на два способа, использование которых создает реальную угрозу причинения вреда интересам несовершеннолетних:
1)злоупотребление их доверием;
2) злоупотребление недостатком опыта в рекламе.
В отношении детей наиболее уместным будет употребление понятия "доверчивость", которое подразумевает склонность ребенка не подвергать сомнению полученную информацию, а тем более полученную от взрослого, который в силу возраста признается авторитетом. В тот период жизни, когда человек еще не привык сталкиваться с обманом и отличать сведения, действительно достойные внимания, от ложных, он очень подвержен целенаправленному влиянию рекламы.
Использование слабых сторон характера отдельных социальных групп, игра на отсутствии необходимых жизненных навыков наряду с преподнесением желаемого товара в благоприятном свете - один из наиболее
5 [Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.01 № 195-ФЗ]
действенных рекламных способов побуждения к приобретению продукта потребителем. Злоупотребление выражается в недобросовестном поведении рекламодателя, который использует преимущество своего положения (просвещенность во внутренних рекламных процессах, законах, манипуляциях) перед потребителями рекламной продукции, которым нет информационного доступа к хитростям рекламного бизнеса. Поэтому злоупотребление (термин, который используется и в уголовном, и в административном законодательстве) как способ, применяемый для производства и демонстрации рекламы, запрещено Законом.
Подпункт 1 ст. 6 Закона "О рекламе" в качестве одной из форм злоупотребления рекламодателей рассматривает дискредитацию родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним несовершеннолетних. Данная норма Закона призвана защищать отношения общепризнанной иерархии в обществе, благо в виде уважения и почитания мнения взрослого человека.
Дискредитация - неуместные действия или слова вызывающие недоверие к авторитету. Формы проявления дискредитации различны. Это и речевые приемы, и визуальные образы, которые прямо или косвенно причиняют обиду, содержат необоснованную унизительную критику или сравнение.
Авторитет - это свойство человека, которое вселяет убежденность в его правоте. Иными словами, авторитет - это вера в сказанное или сделанное, основанная на доверии к тому, кто сказал или сделал. Нормальное, полноценное развитие маленького человека предполагает присутствие рядом с самого раннего возраста эталона нравственности, наглядного образца поведения.
2. Подпункт 2 ст. 6 настоящего Закона несколько перефразирован по сравнению с похожим положением абзаца 2 п. 1 ст. 20 Закона "О рекламе" - предшественника (1995 год). "Внушение непосредственно несовершеннолетним" теперь звучит как "побуждение несовершеннолетних" к тому, чтобы они убедили родителей и других лиц приобрести рекламируемый товар. И внушение, и побуждение являются способами воздействия производителей рекламы на потребителей.
3. Следующий прием, который не разрешен рекламодателям, - создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка. Этот запрет оправдан некомпетентностью несовершеннолетних в вопросах экономической и социальной жизни. Не зная истинной цены деньгам и товарам, ребенок не может произвести анализ уровня жизни и определить границу между тем, что по средствам его родителям, а что нет.
Новый Закон «О рекламе» больше не содержит нормы, запрещающей текстовое, визуальное или звуковое использование образов несовершеннолетних в рекламе, не относящейся непосредственно к товарам для несовершеннолетних. Главное противоречие, содержавшееся в этой норме Закона, - отсутствие списка детских и взрослых товаров или критериев разграничения между товарами для несовершеннолетних и товарами не для них. Споры вокруг использования детей в рекламе товаров: бытовой химии, окон и иных предметов сложили обширную арбитражную практику. Суды рассматривали каждый конкретный случай и приходили примерно к одинаковому заключению: общим критерием отнесения товаров к детским является использование этих товаров непосредственно ребенком,
направленность их на удовлетворение потребностей несовершеннолетнего.
Так как чаще всего реклама не прямо провозглашает, а несет в себе косвенный намек на обозначенные в ст. 6 обстоятельства, в жизни рекламодатели постоянно нарушают эти запреты. Доказать же в судебном порядке, что использована завуалированная психологическая манипуляция, практически невозможно.
Список литературы:
1. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.01 № 195-ФЗ.
2. Федеральный закон РФ от 08.01.98 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
3. Федеральный закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации».
4. Федеральный закон РФ от 24.07.1998г №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
5. Комментарий к ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе» Спиридонова М.А.
6. Дворецкий В.Р. Комментарий к новому Закону о рекламе. - М., 2006. - С. 10.
РЕЦНЗИЯ
Представленная на рецензирование статья посвящена важной и актуальной теме. Административноправовая реформа, определившая основные направления преобразований в сфере исполнительной власти не могла не затронуть одной из важнейших сфер -деятельности в сфере рекламы. Особую актуальность здесь представляют проблемы, возникающие в сфере интересов несовершеннолетних при защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию.
Главная заслуга автора, на наш взгляд, состоит в попытке создания целостной системы административно-правовых форм, обеспечивающих защиту несовершеннолетних в сфере рекламной деятельности. Особое внимание автор уделяет административной ответственности, предусмотренной за пропаганду наркотических средств среди детей.
В целом необходимо констатировать, что автором статьи на основе значительного материала сделаны важные выводы, имеющие теоретическое и практическое значение, направленные на повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти в сфере рекламы при обеспечении прав и законных интересов несовершеннолетних.
Изложенное позволяет рекомендовать статью Горбачевой Елены Владимировны «Защита несовершеннолетних в сфере рекламы» к опубликованию в научном издании.
д.ю.н., профессор Позднышов А.Н.