Научная статья на тему 'Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера'

Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
1181
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Полуянов Владимир Петрович

В работе предложены основные принципы в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. Рассмотрена методика оценки надежности защиты производственного персонала объектов народного хозяйства. Автор дает оценку состояния техногенной безопасности защиты рабочих, служащих и населения проживающего в зонах возможного заражения от химически опасного объекта. В статье подробно изложены мероприятия по защите населения в чрезвычайных ситуациях и способы их осуществления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Полуянов Владимир Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера»

ЭКОЛОГИЯ

Полуянов В.П. д-р хим. наук, проф. Харьковский институт экологии и социальной защиты

ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ТЕХНОГЕННОГО И ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА

zchs@intbel.ru

В работе предложены основные принципы в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

Рассмотрена методика оценки надежности защиты производственного персонала объектов народного хозяйства.

Автор дает оценку состояния техногенной безопасности защиты рабочих, служащих и населения проживающего в зонах возможного заражения от химически опасного объекта.

В статье подробно изложены мероприятия по защите населения в чрезвычайных ситуациях и способы их осуществления.

Ключевые слова: защита, население, территория, чрезвычайные ситуации, техногенный, природный

Различные аварии и катастрофы воздействуя на развитие цивилизации, сыграли немаловажную роль в формировании социальнопо-литического облика современного человеческого общества. В период приспосабливания, человек развил настолько бурную хозяйственную и инженерную деятельность, что со временем стала возникать угроза для самой природы и человека. Поэтому наряду с природными источниками опасности человека на данном этапе развития цивилизации стала техносфера. Следовательно, между человеком и природой стали развиваться противоречия, которые обострились за последнее время. По мере развития технического прогресса неуклонно возрастает роль и влияние государства в обеспечении защиты населения и территорий, как от стихийных бедствий и природных катастроф, так и от аварий и катастроф техногенных.

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера - система организационных, технических медико-биологических, финансово-экономических мероприятий по предупреждению и реагированию на чрезвычайные ситуации и ликвидацию их последствий, которые реализуются центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, соответствующими силами и средствами предприятий и организаций независимо от форм собственности, и направлены на защиту населения и территорий, а также материальных и культурных ценностей и окружающей среды.

Государственная политика в сфере защиты населения направлена на обеспечение гаранти-

рованного Конституцией права граждан Украины на жизнь и работу в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, компенсацию ущерба, нанесенного экологическими правонарушениями, а также вследствие незаконных действий или бездействия органов управления [1,2].

Украина в сфере защиты руководствуется нормами гуманности международного гуманитарного права, в которых лежат принципы уважения к личности и ее достоинству. В основу государственной политики Украины положены следующие основные принципы:

1.Приоритет задач, направленных на сохранение жизни и здоровья людей и окружающей среды перед другими. (Принцип безусловного приоритета безопасности, согласно которому концепция прогресса уступает по значимости концепции безопасности).

2. Безусловного признания преимущества рациональной и превентивной безопасности. (Предусматривает максимально возможное экономически обоснованное снижение вероятности возникновения чрезвычайной ситуации и смягчения тяжести последствий).

3. Свободный доступ населения к информации касающейся защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. (Заключается в учете мнения населения при решении вопросов строительства и размещения опасных объектов).

4. Личная ответственность и забота граждан о своей безопасности, неукоснительное соблю-

дение ими правил поведения и действий в чрезвычайных ситуациях.

5.Ответственность должностных лиц в пределах своей компетенции (полномочий) за выполнение законов, направленных на защиту жизни и здоровья людей, а также территории.

6.Учет экономических, природных и других особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации.

7.Максимально возможное эффективное и комплексное использование имеющихся сил и средств, предназначенных для предотвращения чрезвычайных ситуаций и реагирования на них.

С целью защиты населения, уменьшения потерь в экономике в случае возникновения чрезвычайных ситуаций должен проводиться целый комплекс мероприятий, предусмотренных соответствующими законами и постановлениями КМ Украины [3-7].

Основные из их:

¡.Оповещение и информация населения.

2.Наблюдение и контроль за окружающей средой.

3.Укрытие в защитных сооружениях.

4.Эвакуация населения из опасных мест в безопасные.

5.Инженерная защита.

6.Медицинская защита.

7.Биологическая защита.

8.Радиационная и химическая защита.

Законом Украины «О защите населения и

территории от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера» [3] предусмотрены мероприятия, обеспечивающие регулирование и государственный контроль в сфере защиты населения и территорий:

1.Государственная стандартизация по вопросам безопасности в чрезвычайных ситуациях.

2.Государственная экспертиза в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуациях.

3. Государственное наблюдение и контроль в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций.

4. Декларирование безопасности потенциально опасных объектов.

Рассмотрим сущность этих мероприятий и способы их осуществления.

Поскольку деятельность центральных и местных органов государственной власти, исполнительных органов советов в сфере защиты должна быть гласной и открытой, органы власти всех уровней обязаны предоставлять достоверную информацию по вопросам безопасности в условиях ЧС, используя для этого все средства

массовой информации: печать, радио, телевидение.

С целью оперативного оповещения должностных лиц органов управления, руководителей предприятий, населения об угрозе возникновения ЧС, о мероприятиях, которые необходимо провести для предупреждения возникновения ЧС, а также в случае ее возникновения создана система оповещения ГО [8].

Она включает:

- общегосударственную, региональную и специальные автоматизированные системы централизованного оповещения;

- локальные системы оповещения;

- объектовые системы оповещения;

- для оповещения дежурных служб центральных и местных органов исполнительной власти, территориальных органов ГО (органов по вопросам ЧС и защиты населения) создается система циркулярного вызова, а для оповещения руководящего состава - общегосударственная система пейджинговой связи ГО.

Системы централизованного оповещения (общегосударственная и региональные) должны обеспечивать возможность циркулярного или выборочного оповещения должностных лиц ГО, руководителей предприятий, населения в зависимости от уровня ЧС и мероприятий, которые необходимо провести. Оповещение населения осуществляется с использованием электросирен, радиовещания и телевидения.

На пунктах управления закладываются варианты текстов для передачи оповещения в разных ситуациях.

Специализированные автоматизированные системы оповещения создаются для оповещения о ЧС на АЭС, аммиакопроводах, магистральных и отводных нефтегазопроводах. Данные системы оповещения должны обеспечивать оповещение дежурных служб территориальных органов ГО, органов внутренних дел и населения проживающего в зонах возможного поражения. Эти системы сопрягаются с соответствующими региональными системами централизованного оповещения [6,7].

На потенциально опасных объектах, поражающие факторы от которых достигают заселенных территорий или других предприятий, создаются локальные системы, сопрягаемые с региональными системами централизованного оповещения. Локальные системы должны обеспечивать оповещение:

- руководителей и других работников самого потенциально опасного объекта;

- оперативных дежурных аварийных служб;

- оперативных дежурных территориальных органов ГО и территориальных органов внутренних дел по прямым телефонам;

- руководителей и других работников предприятий, находящихся в зонах возможного поражения;

- населения, находящегося в зонах возможного поражения.

В целях сокращения времени на оповещение и доведение информации в условиях ЧС предусматривается организационно-техническое объединение систем оповещения с системами наблюдения и контроля в районах возможного катастрофического затопления и в районах размещения потенциально опасных объектов, а также централизованное использование общегосударственных и ведомственных систем связи, проводного радиовещания, телевизионных систем и других средств передачи информации.

Наблюдение и контроль за окружающей средой возлагается на общегосударственную и территориальные системы наблюдения и контроля на базе существующих сил и средств наблюдения и контроля Государственной системы гидрометеорологического контроля, министерств и ведомств, а также дежурно-диспетчерские службы территориальных подразделений МЧС на радиационно, химически опасных и других объектах.

Государственная система гидрометеорологического наблюдения - комплексная многоуровневая измерительно-информационная система наблюдения за состоянием атмосферы, водных и других объектов, включающая приземных метеостанций, - аэрологических, - метеорологических радиолокационных, - метеорологических авиационных станций. Гидрологические наблюдения и измерения ведутся на морских, речных, озерных постах и станциях.

С целью своевременного обеспечения органов управления ЕГСПиР и их структурных подразделений информацией о загрязнении окружающей среды опасными химическими и радиоактивными веществами приказом МЧС регламентирована деятельность дежурно-диспетчерских служб в режиме повседневной деятельности ЕГСПиР, а также порядок усиления контроля в режиме повышенной готовности и чрезвычайной ситуации [1,2].

В режиме повседневной деятельности де-журно-диспетчерские службы ведут постоянный приборный контроль за радиационной обстановкой и периодический визуальный химический контроль (в 05.00, 11.00, 17.00,23.00) [6,7].

При мощности дозы больше или равной 0,05 мр/час (50 мкр/час) или появлении аномальных

проявлений, вызывающих подозрение на химическое заражение, дежурный в зоне ответственности уточняет обстановку и не позже, чем через 15 минут информирует руководство объекта и оперативного дежурного территориального подразделения МЧС, уточняет метеообстановку и в течение 2-х часов представляет оперативному дежурному МЧС письменное донесение [2,8].

В режиме повышенной готовности в назначенных местах (зонах ответственности) развертываются пункты радиационно-химического наблюдения (ПРХН).

В режимах повышенной готовности и ЧС в центральных управлениях создаются рас-четно-аналитические группы, обеспеченные методиками, средствами связи, вычислительной техникой, картами, канцелярскими принадлежностями, формами документов. За расчетно-аналитическими группами закрепляются соответствующие посты радиационно-химического наблюдения и дежурно-диспетчерские службы.

Укрытие в защитных сооружениях предусматривает:

- Сохранение фонда защитных сооружений.

- Строительство отдельных убежишь и ПРУ, в т.ч. простейших.

- Комплексное освоение подземного пространства.

- Создание защитных сооружений двойного назначения.

Эвакуация может быть общей или частичной, временной или бесповоротной.

При частичной эвакуации эвакуируется не занятое в сфере производства население: воспитанники детских домов, учащиеся интернатов, студенты, пенсионеры, инвалиды, проживающие в домах престарелых вместе с обслуживающим персоналом [3,8].

Как общая, так и частичная эвакуация, в зависимости от обстановки, проводится по решению Кабинета министров Украины.

Эвакуации подлежит население:

- проживающее в зонах возможного катастрофического затопления;

- проживающее в зонах опасного радиоактивного, химического заражения;

- проживающее в зонах возникновения опасных болезней, аварий, катастроф в случае возникновения непосредственной угрозы их жизни и здоровью.

С целью организованного проведения эвакуации, недопущения паники и гибели людей при эвакуации проводятся следующие мероприятия.

Заблаговременно:

- разрабатывается план проведения эвакуации;

- определяются зоны пригодные для размещения эвакуированных;

- организуется обучение населения действиям при эвакуации.

При начале эвакуации:

- организуется оповещение руководителей и населения о начале эвакуации:

- организуется управление эвакуацией;

- организуется всестороннее жизнеобеспечение в местах безопасного размещения населения.

Эвакуация осуществляется с использованием всех видов транспорта, а при недостатке транспорта - в пешем порядке.

Сущность инженерной защиты состоит в том, что при планировании и застройке населенных пунктов необходимо учитывать возможность возникновения опасных и катастрофических явлений, поэтому:

- строительство домов, сооружений, инженерных сетей и транспортных коммуникаций должно осуществляться с заданным уровнем безопасности и надежности;

- потенциально опасные объекты должны размещаться рациональным образом и обеспечивать их безаварийное функционирование;

- организуется строительство противооползневых, противоселевых, противолавинных и других инженерных сооружений специального назначения.

Медицинская защита имеет целью представление бесплатной медицинской помощи пострадавшим от ЧС, спасателям и другим лицам, участвующим в ликвидации ЧС. Медицинская защита возлагается на службу медицины катастроф. Медицина катастроф является особым видом государственных аварийно спасательных служб. Лица, включенные в состав сил медицины катастроф, проходят соответствующую аттестацию, пользуются правами и гарантиями, представленными спасателям. Формирования медицины катастроф включаются в государственный реестр [2,8].

Государственная служба медицины катастроф состоит из медицинских сил и средств лечебных учреждений центрального и территориального уровней, назначенных центральным органом исполнительной власти по вопросам охраны здоровья по согласованию со специально уполномоченными центральными органами исполнительной власти, к компетенции которых относятся вопросы: защиты населения и территорий от ЧС техногенного и природного харак-

тера (МЧС); обороны; внутренних дел; транспорта; а также с Советом Министров АРК, органами исполнительной власти областей, городскими госадминистрациями городов Киев и Севастополь.

Служба медицины катастроф создает следующие формирования:

1.Мобильные госпитали.

2.Мобильные отряды.

3.Мобильные бригады постоянной 1-готовности и очереди (бригады скорой медицинской помощи).

4. Специализированные медицинские бригады постоянной 2-готовности и очереди.

Основные задачи службы медицины катастроф:

1.Оказание медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапах;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.Ликвидация медико-санитарных последствий ЧС;

3.Участие в осуществлении комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

4.Прогнозирование медицинских последствий ЧС;

5.Создание резервов материально-технических ресурсов для осуществления мероприятий службы медицины катастроф;

Координацию деятельности службы медицины катастроф при ЧС осуществляют специальные комиссии по ликвидации ЧС соответствующего уровня.

Биологическая защита предусматривает:

- Выявление источников и видов возбудителей.

- Проведение комплекса специальных противоэпидемических и режимно-ограничительных мероприятий.

Противоэпидемические мероприятия:

1.Изучение санитарно-эпидемической обстановки.

2.Изоляция инфекционных больных и контактировавших с ними.

3. Дезинфекция.

4.Использование коллективных и индивидуальных средств защиты.

5. Обеззараживание очага поражения.

6.Проведение экстренной профилактики.

7.Введение режимов карантина и обсервации (режимно-ограничительные мероприятия).

Радиационная и химическая защита включает:

- Выявление и оценка радиационной и химической обстановки.

- Организация и осуществление радиационного и химического контроля.

- Введение режимов радиационной защиты.

Рекомендовано 5 режимов радиационной зашиты:

1.Мощность дозы излучения 0,1-0,3 мр/час (доза годовая 0,035-0,11 рад). При этом выполняются мероприятия по герметизации помещений, укрытию детей в помещениях под наблюдением взрослых, ограничению времени пребывания людей на открытой местности (до 3 часов в сутки), устанавливается санитарная граница, осуществляется герметизация и упаковка открытых продуктов питания, воды.

2.Мощность дозы излучения 0,3-1,5 мр/час (доза годовая 0,11-1,15 рад). Выполняются мероприятия по пункту 1. Дополнительно проводится йодопрофилактика детей, нахождение людей на открытой местности без острой необходимости запрещено, выход на улицу разрешается в средствах защиты органов дыхания и плащах, устанавливаются санитарные барьеры при входе в здания.

3.Мощность дозы излучения 1.5-15 мр/час (доза годовая 1,45-14,5 рад). Выполняются мероприятия по пункту 1, 2 и дополнительно проводится йодопрофилактика всего населения, проводится частичная эвакуация населения.

4.Мощность дозы излучения 15-100 мр/час (доза годовая 14,5-35,4 рад). Выполняются мероприятия по пункту 1, 2, 3 и дополнительно проводится эвакуация населения, кроме задействованных воинских частей и формирований ГО.

5.Мощность дозы излучения более 100 мр/час. Проводится полная эвакуация населения, обеспечение средствами индивидуальной защиты и коллективной защиты, организация специальной обработки.

Государственное регулирование и контроль за защитой населения.

1.Государственная стандартизация по вопросам безопасности в чрезвычайных ситуациях направлена на:

- обеспечение безопасности объектов хозяйственной деятельности с учетом риска возникновения техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

- безопасность и качество продукции;

- единство принципов измерения.

2.Государственная экспертиза в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций предусматривает экспертизу проектов относительно техногенной безопасности объектов.

3. Государственное наблюдение и контроль в сфере защиты населения от чрезвычайных си-

туаций организуется специальными уполномоченными центральным органами исполнительной власти и их территориальными органами, к компетенции которого отнесены вопросы:

- Охраны труда.

- Обеспечение экологической безопасности.

- Защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

- Пожарной безопасности.

- Санитарно-эпидемиологической безопасности.

- Градостроительства.

4. Декларирование безопасности объектов повышенной опасности.

Декларация - это документ, определяющий комплекс мероприятий, проводимых субъектом деятельности с целью предупреждения аварий, а также обеспечения готовности к ликвидации аварий и их последствий.

С целью обеспечения реализации государственной политики в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций создана единая государственная система органов исполнительной власти по вопросам предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации, которая состоит из территориальных и функциональных подсистем.

ЕГСПиР ЧС осуществляет надзор за обеспечением техногенной и природной безопасности, организует проведение работ по предотвращению ЧС и реагированию в случае их возникновения с целью защиты населения и окружающей среды, снижения материальных потерь [2,8].

Методика оценки надежности защиты

производственного персонала объектов

Оценка состояния защиты производственного персонала объектов (кроме химически опасных объектов) оценивается на основании "Временной инструкции о порядке проведения проверок оценки состояния ГО и готовности к действиям при возникновении ЧС административно-территориальных единиц, министерств, других центральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций" введенной приказом МЧС Украины [7].

Оценка производится по следующим направлениям:

1.Инженерная защита включает в себя.

- Выполнение требований изложенных в СНиП «Инженерно-технические мероприятия ГО».

- Наличие, состояние, содержание в готовности к использованию средств коллективной защиты на объекте.

- Наличие схем инженерной защиты тер-

ритории объекта от подтопления и затопления.

- Наличие схемы инженерной защиты территории от опасных геологических процессов.

2. Радиационная и химическая защита включает в себя.

- Планирование мероприятий по радиационной и химической защите.

- Обеспечение производственного персонала средствами индивидуальной защиты.

- Обеспечение формирований ГО основными видами имущества, приборами радиационной и химической разведки, техникой в соответствии с табелями оснащения.

- Состояние хранения и обслуживания средств радиационной и химической защиты.

- Готовность к проведению специальной обработки.

- Готовность к проведению радиационного и химического контроля.

- Наличие разработанных режимов радиационной защиты и готовность к их осуществлению.

3.Медицинская и противобактериологиче-ская защита включает в себя.

- План использования существующих сил и средств медицинских учреждений в случае возникновения ЧС.

- Состояние подготовки сил неотложной медицинской помощи и медицинской защиты.

- Накопление средств медицинской защиты, табельного медицинского имущества, техники.

- Организация обеспечения своевременного использования профилактических препаратов.

- Готовность к проведению комплекса административно-хозяйственных и специальных мероприятий.

4. Эвакуационные мероприятия и их транспортное обеспечение включает в себя:

- Планирование эвакуационных мероприятий.

- Подготовка эвакуационных органов к проведению эвакуации.

- Подготовка районов размещения эвакуированного населения.

- Состояние транспортного обеспечения эвакуационных мероприятий.

Общая оценка состояния защиты производственного персонала имеет четыре градации:

- Готовые.

- В основном готовые.

- Ограничено готовые.

- Не готовые.

Оценка состояния техногенной безопасности, защиты рабочих, служащих и населения

проживающего в зонах возможного заражения химически опасного объекта производится в соответствии с приказом МЧС Украины.

Оценка производится по следующим направлениям:

1. Оценивается наличие и качество документов, планирующих и регламентирующих деятельность объекта и должностных лиц по вопросам безопасности.

Таких как:

- Паспорт безопасности объекта.

- План развития и совершенствования ГО с указанием источников финансирования мероприятий.

- План защиты персонала и населения в зонах возможного заражения.

- Инструкции:

а). Об опасности используемых ОХВ;

б). По противопожарному режиму;

в). По пользованию сигнализацией и установкой локализации аварии;

г). По порядку действия дежурного диспетчера при ЧС;

д). По порядку оповещения органов власти, аварийных служб, работающего персонала и населения в ЧС.

- Журнал наличия и движения потенциально опасных веществ.

- Планы:

а). Подготовки объектовых специализированных формирований;

б). Приведения в готовность объектовых специализированных формирований;

в). Устранение нарушений и недостатков выявленных в ходе проверок.

2. Соответствие содержания и эксплуатации технического и технологического оборудования требованиям действующих нормативных актов, нормативам по вопросам технической безопасности.

- Размещение объекта относительно объектов жилого, общественного, бытового назначения.

- Наличие санитарно защитной зоны и ее соответствие требованиям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Выполнение различных видов ремонтов зданий, оборудования, устройств.

- Проверка контрольно-измерительной аппаратуры.

3.Оборудование объектов, на которых используются или сберегаются потенциально опасные вещества.

- Расположение, оборудование объекта.

- Наличие контрольно-измерительной аппаратуры.

- Наличие систем локализации и вентиля-

ции.

- Наличие метеостанции.

- Выполнение требований по одновременному хранению максимально допустимого количества потенциально опасных веществ.

- Совместимость потенциально опасных веществ.

- Охрана.

4.Наличие на объекте локальной системы выявления угрозы ЧС и оповещения.

- Состояние локальной системы выявления угрозы ЧС.

5.Наличие и уровень готовности диспетчерской службы.

6.Наличие на объекте, состояние и содержание в готовности к применению средств защиты.

7.Готовность объектовых специализированных формирований к ликвидации ЧС на объекте.

Оценивается состояние технической безопасности и защиты людей по каждому пункту и выставляется общая оценка.

Техногенная и экологическая обстановка, которая сложилась в стране обязывает соответствующие органы решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях с принятием экстренных мер, наращивать работу по повышению эффективности подготовки управленческого звена гражданской обороны и обучения населения действиям в условиях чрезвычайных ситуаций. Таким образом, защита населения страны в чрезвычайных ситуациях является одной из важнейших государственных задач.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Действия населения в чрезвычайных ситуациях мирного времени. К. Штаб ЦО Украины, 1992. - 196 с.

2. Гражданская защита области. Учебник, Том1 / Л.Н.Тищенко,Г.И. Олейник, В.П. Лаврик и др. под р ед. Д.И. Мазоренко, г. Харьков, 2007. - 503 с.

3. Закон Украины "О защите населения и территории от ЧС техногенного и природного характера" от 8.06.2000 г. №1809-111.

4. Указ Президента Украины "О концепции защиты населения и территорий в случае угрозы и возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера" от 26.03.99 № 284/99.

5. Постановление КМ Украины "Об утверждении типовых положений об управлениях по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы и отделов по вопросам чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты населения" от 5.09.00 №1386.

6. Постановление КМ Украины "Об утверждении Положения о порядке создания и использования материальных резервов для предотвращения, ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и их последствий" от 29.03.01 №308.

7. Приказ Министра Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций по делам и защите населения от последствий Чернобыльской катастрофы от 06.08.2002 г. №186 "Об утверждении Методики прогнозирования последствий вылива (выброса) опасных химических веществ при авариях на промышленных объектах и транспорте".

8. Гражданская защита области. Учебник, Том 2 / Л.Н. Тищенко, Г.И. Олейник, В.П. Лаврик и др. под ред. Д.И. Мазоренко, г. Харьков, 2007. - 523с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.