Научная статья на тему 'Защита информации с ограниченным правом доступа: проблемы классификации'

Защита информации с ограниченным правом доступа: проблемы классификации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
582
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ С ОГРАНИЧЕННЫМ ДОСТУПОМ / КОНФИДЕНЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ТАЙНА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА / ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ТАЙНЫ / INFORMATION WITH LIMITED ACCESS / CONFIDENTIAL INFORMATION / SECRET / STATE SECRET / INFORMATION PROTECTION / INFORMATION SECURITY / LEGAL REGIME OF SECRET

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ельчанинова Наталья Борисовна

Статья посвящена рассмотрению проблем правового регулирования информации с ограниченным правом доступа на современном этапе, а также разработке предложений по совершенствованию законодательства в указанной сфере. В работе особое внимание уделяется сведениям конфиденциального характера. Указанный институт выступает наиболее проблемной, недостаточно разработанной областью в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Защита информации с ограниченным правом доступа: проблемы классификации»

Защита информации с ограниченным правом доступа: проблемы классификации Ельчанинова Н. Б.

Ельчанинова Наталья Борисовна /Elchaninova Natalia Borisovna - кандидат технических наук, доцент,

кафедра теории права,

институт управления в экономических, экологических и социальных системах,

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Аннотация: статья посвящена рассмотрению проблем правового регулирования информации с

ограниченным правом доступа на современном этапе, а также разработке предложений по совершенствованию законодательства в указанной сфере. В работе особое внимание уделяется сведениям конфиденциального характера. Указанный институт выступает наиболее проблемной, недостаточно разработанной областью в настоящее время.

Abstract: the paper is considers problems of legal regulation of information with limited access at the present stage, and also development of proposals on improvement of the legislation in this area. In the work specific focuses on those confidential information. This institute is the most problematic, not sufficiently developed area for today.

Ключевые слова: информация с ограниченным доступом, конфиденциальная информация, тайна, государственная тайна, защита информации, информационная безопасность, правовой режим тайны. Keywords: information with limited access, confidential information, secret, state secret, information protection, information security, legal regime of secret.

В настоящее время практически во всех правовых системах развитых стран мира роли информации уделяется огромное значение. Ее глобальный характер, развитие информационных технологий, производство информационных продуктов и услуг - все это превращает современное гражданское общество в информационное. Информация объединяет в себе как социальную полезность, так и потенциальную опасность, поэтому требует детальной регламентации информационной сферы, выработки механизмов, обеспечивающих информационную безопасность личности, общества и государства.

Конституция РФ провозглашает право каждого свободно искать, получать, передавать и распространять информацию любым законным способом. Наряду с общедоступной информацией, законодательство предусматривает защищаемый класс информации, свободное распространение которой запрещено. Большинство авторов понимают под информацией с ограниченным доступом информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с законом с целью защиты прав и законных интересов субъектов права на тайну [4]. Она делится на государственную тайну и конфиденциальную информацию.

Правовое регулирование государственной тайны осуществляется в соответствии Законом РФ «О государственной тайне». В целом действующее законодательство в области защиты государственной тайны создает необходимые условия для поддержания высокого уровня безопасности в Российской Федерации, что нельзя сказать о конфиденциальной информации, которая, в свою очередь, выступает наиболее проблемной областью.

А. В. Семашко понимает под конфиденциальной информацией сведения независимо от формы их представления, неизвестные широкому кругу лиц, имеющие средства правовой охраны и защиты, доступ к которым ограничен законом на федеральном уровне в силу того, что их использование или распространение нарушит права и законные интересы собственника информации и иных лиц [7]. К классу конфиденциальной информации в соответствии с Указом Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» относят персональные данные, тайну следствия и судопроизводства, служебную тайну, профессиональную тайну, коммерческую тайну, а также сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них [2].

Анализируя законодательство в сфере регулирования информации с ограниченным правом доступа, можно выявить ряд пробелов и несоответствий, что, в свою очередь, вызывает необходимость совершенствования нормативно-правовых актов, а также унификации законодательства в указанной области.

Общим правовым актом, регулирующим оборот конфиденциальной информации, является федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» [1]. Специальный закон, регулирующий правоотношения в указанной области, отсутствует, а это, в свою очередь, вызывает сомнения относительно достаточности правовых норм, относящихся к данной сфере.

Отсутствует единый законодательно закрепленный перечень сведений конфиденциального характера, что вызывает массу вопросов относительно того, куда следует отнести тот или иной вид информации. Современное законодательство насчитывает порядка 50 видов тайн. В целях упорядочения работы с информацией, а также устранения проблемы классификации, представляется необходимым законодательно закрепить единый перечень сведений конфиденциального характера. Следует определить соотношение отдельных видов тайн и механизм их защиты, а также детально регламентировать ответственность за нарушение режима информации с ограниченным доступом.

Не разрешен вопрос и в сфере регулирования служебной тайны. Складывается ситуация, при которой класс защищаемой информации присутствует, а законодательных норм по его выделению и регулированию нет. Единственным нормативным документом, регламентирующим отношения в области служебной информации, является постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти». Данное постановление регламентирует оборот служебной информации лишь в федеральных органах исполнительной власти, а также на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях. В целях наиболее целостной и детальной регламентации защищаемого класса информации следует принять специальный закон «О служебной тайне».

Существует неопределенность по поводу места банковской тайны в системе информации с ограниченным доступом. Так, ряд авторов имеет особое мнение по указанному вопросу. В частности, М. В. Гвирцман считает, что банковская тайна представляет собой специфический вид коммерческой тайны, складывающийся из тайны непосредственно банка, а также совокупности коммерческих тайн его клиентов [5]. А. И. Алексенцев признает банковскую тайну подвидом профессиональной тайны [3]. О. М. Олейник приходит к выводу, что банковская тайна представляет собой особый правовой режим, не сводимый ни к одному ранее известных правовых режимов информации [6]. Стоит согласиться с мнением последнего, ведь наряду с имеющимися сходствами банковской тайны с другими видами тайн имеются также существенные различия. В связи с этим необходимо сформировать единый подход по вопросу соотношения банковской тайны с другими видами тайн и выделить ее в отдельный особый правовой режим информации.

Таким образом, каждый вид информации с ограниченным доступом должен иметь нормативное определение, отражающее его специфику, правовую природу, признаки и место в общей системе информации. Как показал проведенный анализ, российское законодательство содержит ряд недоработок и коллизий, что затрудняет проведение четкой классификации информации, а это, в свою очередь, может оказать негативное влияние на качество правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Литература

1. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (ред. от 31.12.2014) // Российская газета. 2006. № 165.

2. Указ Президента РФ от 6.03.1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 10. Ст. 1127.

3. Алексенцев А. И. Понятие и структура угроз защищаемой информации// Безопасность информационных технологий. 2000. №3.

4. Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. 789 с.

5. Гвирцман М. В. Правовое регулирование банковской тайны // Деньги и кредит. 1992. № 4. С. 57.

6. Олейник О. М. Основы банковского права: Курс лекций. М.: Юрист, 1997. 219 с.

7. Семашко А. В. Правовые основы оборота информации с ограниченным доступом (конфиденциальной информации) в РФ: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2008. С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.