Научная статья на тему 'ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ ОТ РАЗРУШЕНИЯ В АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ'

ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ ОТ РАЗРУШЕНИЯ В АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
21
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА / STABILITY OF AUTOMATED SYSTEM / ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ / TRANSPORTATION COMPANY / ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ / CARGO / УСТОЙЧИВОСТЬ / АUTOMATED SYSTEM / INFORMATION PROTECTION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Недопека Алексей Сергеевич, Бушмелева Кия Иннокентьевна

Статья затрагивает вопрос защиты информации от неблагоприятных воздействий, которая используется в сфере АСУ транспортной компании, рассказано о важности учета устойчивости, приведена схема взаимосвязи характеристик устойчивости и классификационная структура инженерно-технической защиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Недопека Алексей Сергеевич, Бушмелева Кия Иннокентьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTECTION OF INFORMATION FROM DESTRUCTION IN AUTOMATED SYSTEM OF THE TRANSPORTATION COMPANY CARGOES

The article touches upon the question of information protection from the adverse effects, which is used in automated system of Transport Company. It considers the importance of sustainability and presents a diagram of relationship stability characteristics and classification structure of technical protection.

Текст научной работы на тему «ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ ОТ РАЗРУШЕНИЯ В АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ»

УДК 656.025.4:65.011.54/.56

Недопека А.С., Бушмелева К.И.

Nedopeka A.S., Bushmelyova K.I.

ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ ОТ РАЗРУШЕНИЯ В АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ

PROTECTION OF INFORMATION FROM DESTRUCTION IN AUTOMATED SYSTEM OF THE TRANSPORTATION COMPANY CARGOES

Статья затрагивает вопрос защиты информации от неблагоприятных воздействий, которая используется в сфере АСУ транспортной компании, рассказано о важности учета устойчивости, приведена схема взаимосвязи характеристик устойчивости и классификационная структура инженерно-технической защиты.

The article touches upon the question of information protection from the adverse effects, which is used in automated system of Transport Company. It considers the importance of sustainability and presents a diagram of relationship stability characteristics and classification structure of technical protection.

Ключевые слова: автоматизированная система, транспортная компания, грузоперевозки, устойчивость.

Key words: аutomated system, Transportation Company, Cargo, Information protection, Stability of automated system.

Автоматизированная система управления (далее - АСУ) организации грузоперевозок состоит из множества аппаратных и программных компонентов. Однако сбой любого из этих компонентов может привести к потере данных. Поэтому важно предусмотреть вероятность наступления такого события и предпринять меры по снижению количества потерянной информации, а еще лучше - получить возможность ее восстановления. В целом за это отвечает такая характеристика, как устойчивость АСУ транспортной компании (далее - ТК). Соответственно, важно повысить устойчивость обрабатываемых данных в АСУ ТК как от внешних, так и от внутренних воздействий.

Трудность увеличения устойчивости системы заключается в следующем [1]:

1. Устойчивость является сложной интегральной характеристикой системы управления, объединяющей надежность, живучесть, помехоустойчивость, которые также являются сложными понятиями с целым набором количественных показателей.

2. Устойчивость определяется для совокупности условий функционирования системы, включая преднамеренные и непреднамеренные воздействия среды.

3. Сложная система управления не имеет четко выраженного состояния отказа, отказ элементов системы приводит к снижению ее эффективности.

Для увеличения устойчивости автоматизированной системы организации грузоперевозок необходимо определить, на каком же уровне сейчас находится устойчивость системы. Возможные пути определения устойчивости АСУ:

1. Исследование функционирующей системы.

2. Создание модели проектируемой системы и ее последующее исследование.

3. Теоретический анализ, определение зависимости устойчивости от более простых, известных априорно параметров системы.

Исследование устойчивости в процессе функционирования системы позволяет определить количественные показатели устойчивости для реальных условий. Повышение устойчивости в этом случае достигается при наличии адаптивных элементов,

обеспечивающих повышение устойчивости в ходе эксплуатации. Однако даже в процессе длительной эксплуатации устойчивость системы не может быть определена точно, так как множество условий функционирования, включая преднамеренные воздействия среды, приводящие к уничтожению элементов системы, реально не возникают.

Исследования созданной модели позволяют выбрать наиболее устойчивый вариант структуры, проектируемой АСУ. Точность исследования зависит от возможностей моделирования системы и условий ее функционирования. Соответственно, упрощение модели приводит к росту погрешности в оценке устойчивости и выборе устойчивой структуры. Также необходимо учитывать большое разнообразие вариантов структуры системы управления, недоступное для метода прямого перебора.

При построении математической зависимости, в теоретическом анализе, необходимо решить противоречие между количеством исходных параметров и точностью начального знания. Если для описания устойчивости взять небольшое количество обобщенных параметров, то выражение устойчивости будет сильно упрощенным, однако проблема переносится на исследование обобщенных параметров. Использование приближенных описаний внешних воздействий, особенно преднамеренных, также приводит к ухудшению точности в определении устойчивости [2].

На основе построенной зависимости может быть решена задача оптимизации устойчивости, проектируемой АСУ ТК при ограничении на стоимость или минимизации стоимости АСУ при требуемых показателях устойчивости.

Соответственно, далее необходимо поднимать непосредственно саму устойчивость автоматизированной системы организации грузоперевозок транспортной компании. Для этого можно воспользоваться следующими методами повышения устойчивости:

- замена элементов в системе на более качественные;

- структурные методы, различные формы избыточности;

- эксплуатационные методы.

Замена элементов в системе на более качественные включает в себя:

- повышение надежности технических средств (далее - ТС);

- повышение помехоустойчивости ТС;

- повышение надежности программных средств (ПС).

Структурными методами необходимо определить, что выгоднее с точки зрения повышения устойчивости: небольшое количество ТС высокой производительности или большое количество ТС средней или низкой производительности; как объединять между собой ТС; какие из них целесообразно объединять в комплексы с общим информационным полем, а какие достаточно соединять через устройства обмена; как распределить ПС по ТС с целью реализации функции управления АСУ ТК.

Для каждого варианта структуры определяются множество состояний, вероятность каждого состояния, критерий отказа, вероятность отказа. Ограничениями при выборе структуры является стоимость, значение других характеристик органа управления АСУ ТК.

Формами избыточности являются:

- резервирование отдельных групп элементов;

- резервирование всей совокупности элементов;

- введение избыточности в отдельные элементы для противодействия отказам других элементов;

- введение избыточности в элементах для исключения влияния отказов других элементов на работоспособность органа управления АСУ ТП.

Устойчивость резервных групп элементов может быть различной и обуславливается структурой резервных групп и качеством элементов.

К эксплуатационным методам относятся централизованные средства контроля, диагностики, восстановления, профилактики и обслуживания АСУ ТК. Также можно

отнести средства создания нормальных условий функционирования органа управления: электропитания, температуры, влажности.

Таким образом, можно представить взаимосвязь характеристик устойчивости системы в виде схемы, изображенной на рис. 1.

Рис. 1. Схема взаимосвязи характеристик устойчивости

В целом, глядя на схему, изображенную на рис. 1, становится понятно, что на устойчивость системы влияют факторы воздействия, изменения в системе и способность к противодействию. Также важно не забывать и о физической защите объектов автоматизированной системы организации грузоперевозок транспортной компании. Для этого служит инженерно-техническая защита (далее - ИТЗ), которая представляет собой совокупность специальных органов, технических средств и мероприятий по их использованию в интересах защиты конфиденциальной информации [3]. Классификационную структуру ИТЗ можно представить в виде схемы, изображенной на рис. 2.

Рис. 2. Классификационная структура инженерно-технической защиты

Схема, изображенная на рис. 2, дает представление о том, что можно рассматривать инженерно-технические средства в зависимости от множества классификационных характеристик и уже на основе их строить целый комплекс защитных средств, которые необходимы на данном конкретном предприятии. Однако важно понимать, что данная схема носит общий характер и может быть как усложнена, так и упрощена в зависимости от самой АСУ ТК.

На рис. 3 изображена классификация инженерно-технической защиты по функциональному назначению.

Рис. 3. Классификация ИТЗ по используемым средствам

Данная классификация состоит из следующих компонентов:

- физические средства, включающие различные средства и сооружения, препятствующие физическому проникновению (или доступу) злоумышленников на объекты защиты и к материальным носителям конфиденциальной информации и осуществляющие защиту персонала, материальных средств и финансов, и информации от противоправных воздействий;

- аппаратные средства. Сюда входят приборы, устройства, приспособления и другие технические решения, используемые в интересах защиты информации. В практике деятельности предприятия находит широкое применение самая различная аппаратура, начиная с телефонного аппарата до совершенных автоматизированных систем, обеспечивающих производственную деятельность. Основная задача аппаратных средств -обеспечение стойкой защиты информации от разглашения, утечки и несанкционированного доступа через технические средства обеспечения производственной деятельности;

- программные средства, охватывающие специальные программы, программные комплексы и системы защиты информации в информационных системах различного назначения и средства обработки (сбора, накопления, хранения, обработки и передачи) данных;

- криптографические средства - это специальные математические и алгоритмические средства защиты информации, передаваемой по системам и сетям связи, хранимой и обрабатываемой на ЭВМ с использованием разнообразных методов шифрования;

- комбинированные средства - это средства, содержащие в себе объединенные средства инженерно-технической защиты для создания единого комплекса, например, аппаратно-программный комплекс криптографической защиты, включающий в себя одновременное использование компонентов криптографических, программных и аппаратных средств.

Аппаратные средства и методы защиты распространены достаточно широко. Однако из-за того, что они не обладают достаточной гибкостью, часто теряют свои защитные свойства при раскрытии их принципов действия и в дальнейшем не могут использоваться. Программные средства и методы защиты надежны, и период их гарантированного использования без перепрограммирования значительно больше, чем аппаратных. Криптографические методы занимают важное место и выступают надежным средством обеспечения защиты информации на длительные периоды.

Очевидно, что такое деление средств защиты информации достаточно условно, так как на практике очень часто они и взаимодействуют, и реализуются в комплексе в виде программно-аппаратных модулей с широким использованием алгоритмов закрытия информации.

Таким образом, важно учитывать возможности повреждения данных, которые используются в автоматизированной системе организации грузоперевозок, и необходимо снизить риск возникновения данной ситуации. Для этого существуют методы определения текущей устойчивости системы, которые помогают понять, насколько система является устойчивой. А после этого можно привести систему к желаемому результату устойчивости, в зависимости от поставленной задачи. В этом поможет учет взаимосвязи характеристик устойчивости и использование средств инженерно-технической защиты.

Литература

1. Герасименко В. А. Защита информации в автоматизированных системах обработки данных : в 2 кн. М. : Энергоатомиздат, 1994.

2. Иванов А. К. Проектирование устойчивой АСУ. М. : Типография УлГТУ, 2002.

143 с.

3. Торокин А. А. Основы инженерно-технической защиты информации. М. : Ось-89, 1998. 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.