Научная статья на тему 'Защита грузоперевозок (СаО «Гефест»)'

Защита грузоперевозок (СаО «Гефест») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барковский К.О.

В развитых странах страхование перевозок грузов обычная практика, но в России грузовладельцы по-прежнему пренебрегают услугами страховщиков. Какой путь необходимо пройти, чтобы преодолеть недоверие к страховым компаниям? У каждого грузоперевозчика он, безусловно, свой. Первым шагом на этом пути может стать выбор страховщика, способного предложить наиболее оптимальную программу страхования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Защита грузоперевозок (СаО «Гефест»)»

Экономика и финансы

Защита грузоперевозок

К. О. Барковский,

заместитель генерального директора САО «ГЕФЕСТ»

В развитых странах страхование перевозок грузов - обычная практика, но в России грузовладельцы по-прежнему пренебрегают услугами страховщиков. Какой путь необходимо пройти, чтобы преодолеть недоверие к страховым компаниям? У каждого гру-зоперевозчика он, безусловно, свой. Первым шагом на этом пути может стать выбор страховщика, способного предложить наиболее оптимальную программу страхования.

Страховое недоверие

В 2013 г. рынок страхования грузоперевозок продолжил свое падение: по итогам года снизился на 5 % и составил около 20 млрд руб. По нашим оценкам, в России страхуются не более 30 % грузоперевозок, в то время как на Западе - 90 %. Основным сдерживающим фактором остается низкая культура страхования в этой отрасли. Впрочем, привычка страховаться и в любых других жизненных ситуациях также еще не укрепилась в сознании наших граждан в отличие от европейцев. Сегодня в основном страхуются экспортно-импортные грузы, потому что в соответствии с Международными правилами «Инко-термс», транспортировка груза без страхового договора недопустима.

Трудности рынка

Рынок страхования грузоперевозок тормозит несовершенство российского законодательства. Зачастую на местах сотрудники органов трактуют законодательство по-своему, в результате у страхователей возникают проблемы с получением документов, необходимых при урегулировании убытков, а у страховых компаний, соответственно, нет возможности произвести выплаты. В итоге возникает недовольство услугами страховщиков со стороны клиентов, что не дает возможности дальнейшего развития сегмента. Для решения этой проблемы наша компания при заключении договора страхования индивидуально, с учетом особенностей документооборота каждого клиента, определяет пакет документов, необходимых для урегулирования и выплаты возмещения.

Выбор профессионалов

САО «ГЕФЕСТ» более 10 лет занимается страхованием грузоперевозок в различных отраслях. За это время бьиа усовершенствована методика страхования, повысилось качество работы по многим направлениям в данном сегменте. Налажены партнерские отношения с широкой сетью сюрвейерских компаний не только

в России, но и за ее пределами. Все это позволяет нашим специалистам оперативно и грамотно решать вопросы урегулирования возникающих убытков, в том числе в крупном размере.

На сегодняшний день «ГЕФЕСТ» страхует все виды грузоперевозок любыми транспортными средствами, также и мультимодальные перевозки. В соответствии с международной практикой компания предоставляет три базовых варианта страхового покрытия:

• без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения;

• с ответственностью за частичную аварию;

• с ответственностью за все риски.

В дополнение к каждому из базовых вариантов страхования грузов могут быть застрахованы дополнительные риски, например ответственность за риск хранения или за риск поломки/простоя рефрижератора и др.

По нашим программам страхования защита наступает с момента подписания договора, а не с момента оплаты, как у многих компаний. При наступлении страхового случая мы возмещаем действительную стоимость груза с учетом расходов на перевозку, погрузку/ разгрузку, экспедирование, хранение и таможенных расходов. Также мы занимаемся страхованием опасных грузов.

Средние тарифы варьируются от 0,03 до 0,2 %. На величину тарифа влияют тип груза, вид транспорта, территория перемещения, наличие охраны, перегрузок и другие параметры. На основе полученных от грузовладельца данных андеррайтеры страховой компании оценивают вероятность гибели или повреждения груза. Затем определяется страховая сумма, франшизы, рассчитывается страховой тариф. При этом страховщик дает рекомендации по минимизации рисков угона, пропажи, порчи или гибели товара. Не все страховые компании достаточно профессиональны, чтобы страховать грузоперевозки, так как в этом сегменте нет типовых и «коробочных» по-

лисов: для каждого перевозчика требуется индивидуальная и наиболее оптимальная программа страхования.

Выплаты в деле

По нашей статистике, чаще всего выплаты страховых возмещений происходят по причине пропажи грузов, причем мошенники с каждым годом становятся все более изобретательными. Был случай, когда прямо во время движения злоумышленники проникли в тентованный прицеп и выбросили часть груза на дорогу, затем подобрали и скрылись. В другом эпизоде была похищена сырная продукция на сумму 2,4 млн руб. Водитель подрядной организации-перевозчика, нанятой страхователем, получил товар на хладокомбинате и выехал по маршруту следования. Однако в назначенное время и место машина не прибыла. Тогда страхователь обратился в полицию с заявлением о хищении груза, было возбуждено уголовное дело. Как выяснили следователи, водитель получил товар по подложным документам. Лжеводителя и продукцию разыскать не удалось.

Крупную страховую выплату может повлечь и обычная поломка рефрижератора. Компании уже приходилось возмещать 16 и 4 млн руб. за испорченную медицинскую вакцину.

Условия развития

Чтобы рынок страхования грузов в России заработал, необходимо повышать страховую культуру, должна измениться психология всех участников грузоперевозок. Грузовладельцам нужно понимать, что только полное покрытие от всех рисков может защитить их от непредвиденных финансовых расходов, связанных с потерей и порчей груза. В то же время гру-зоперевозчикам наличие полиса дает серьезное конкурентное преимущество. При этом и сами страховщики должны вести более активную просветительскую работу и доказывать свою полезность делом, выполняя взятые на себя обязательства. □

20 | «Транспорт Российской Федерации»

№ 1 (50) 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.