УДК 341.1/8
Солнцев Александр Михайлович
кандидат юридических наук, доцент Российский университет дружбы народов, г. Москва
solntsev_am@pfur.ru
ЗАЩИТА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
В статье рассматриваются особенности формирования и развития концепции экологических прав человека. Акцент делается на том факте, что концепция развивалась параллельно в международном праве и национальных правовых системах, отмечается, что сегодня эта концепция закреплена в конституциях большинства государств мира, а конституции также предполагают доступ к международному правосудию в части защиты экологических прав человека. Например, в Российской Федерации есть много различных средств для защиты экологических прав -административные процедуры, судебные процедуры, обращение к Уполномоченному по правам человека. При исчерпании внутренних средств правовой защиты констатируется наличие возможности подачи жалоб в международные органы как на универсальном уровне (договорные органы по правам человека, созданные при ООН, и специальные процедуры Совета ООН по правам человека), так и на региональном уровне (в рамках региональных систем защиты прав человека). Делается вывод, что в процессе интернационализации конституционного права во всем мире повышается эффективность в развитии и определенном единообразии защиты экологических прав человека. Синергети-ческое действие национальных и международных механизмов, направленных на защиту экологических прав человека, безусловно, будет способствовать защите окружающей среды, в которой может гармонично развиваться человек.
Ключевые слова: экологические права человека, конституция РФ, международное право, межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
Конституция служит базовым выражением основных ценностей и принципов государства. Тенденция конституционного закрепления экологических прав человека началась с принятием Стокгольмской декларации по окружающей среде 1972 г. Получается, что уже почти 45 лет концепция экологических прав человека шествует по миру. С тех пор число национальных конституций, предусматривающих экологические права, значительно возросло. Если в 1994 г. чуть более 60 стран приняли конституционные положения об охране окружающей среды, то в настоящее время из 193 государств-членов ООН в конституциях более чем 160 государств в той или иной форме закреплены экологические права человека [7].
Это тем более важно, поскольку процесс распространения экологических прав шел параллельно в международном праве и национальных правовых системах. Представляется, что именно в этом случае мы можем говорить об интернационализации конституционного права.
В целом выделение экологических прав является не только инструментом удовлетворения индивидуальных экологических интересов их обладателя, но и, что весьма важно, служит инструментом сохранения и восстановления благоприятного состояния окружающей среды как публичного блага. Как справедливо отметил в своем отдельном мнении по делу «Габчиково - Надьмарош» (Венгрия против Словакии, 1997), вице-президент Международного Суда ООН К.Г. Веерамантри, защита окружающей среды - это важная составляющая современной доктрины прав человека. По его мнению, защита окружающей среды является sine qua non для многих прав человека (право на здоровье, право на жизнь и т.д.), а ущерб окружающей среде может повлечь нарушение и подрыв всех прав человека.
Уникальное место экологических прав человека в общепринятой классификации определяется тем, что они проявляются во всех видах и категориях прав человека [5, с. 24]. Личные права определяют защищенность человека, его здоровья и имущества от незаконного вмешательства (например, от вредного воздействия окружающей среды). Политические права включают право на проведение референдума по вопросам охраны окружающей среды, участие в процессе принятия экологически значимых решений. Культурные права подразумевают рост уровня экологической культуры человека, специфику защиты прав коренных народов на традиционное природопользование. Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень с учетом экологических характеристик, право на экологическое образование, право на здоровье также содержит экологическую компоненту.
Более того, экологические права человека проявляются и как индивидуальные права и как коллективные права так называемого «третьего поколения». Во многих странах законодательно закреплены коллективные иски, обращение в международные органы также предполагает жалобы индивидуальные и коллективные.
Сегодня можно утверждать, что мировым сообществом достигнут консенсус относительно четырех видов экологических прав человека: 1) право на благоприятную окружающую среду; 2) право на доступ к экологической информации [2, с. 69]; 3) право на участие общественности в принятии решений по вопросам, касающимся окружающей среды; 4) право на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. При этом первый вид является материальным правом, а три последующих - процессуальными правами человека.
196
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 4, 2016
© Солнцев А.М., 2016
Защита экологических прав человека в контексте интернационализации конституционного права
Сторонники материальных прав не доверяют исключительно процессуальным правам по одной простой причине: даже если процессуальные права или права на участие реализуются в полном объеме и ими справедливо пользуется все гражданское общество, очень возможно, что демократическая власть сделает выбор в пользу немедленных результатов вместо долгосрочной защиты окружающей среды. Демократия вполне может быть предрасположена к чрезмерному потребительству и в результате может разрушить окружающую среду, следовательно, одни процессуальные права не гарантируют ее защиту.
Сторонники процессуальных прав предлагают вообще отказаться от закрепления материальных прав, полагая, что целям охраны экологических интересов человека вполне могут служить иные экологические права, такие как право на информацию, право на участие (консультирование) и право на доступ к правосудию.
Разумеется, в различных государствах и регионах мира существуют свои особенности в защите экологических прав человека. При этом даже если в конституции или законодательстве государства не закреплены экологические права или защита их не может быть эффективно осуществлена в государстве, то индивиды (или группы лиц) вправе обратиться в межгосударственные органы для защиты этой категории прав.
Рассмотрим ситуацию на примере Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации представляет большие возможности для защиты экологических прав человека. В ст. 42 Конституции зафиксированы как материальное (субстантивное) право - право на благоприятную окружающую среду, так и процессуальные права - право на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Важно подчеркнуть, что в ст. 17(1) говорится, что в «Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» [4]. То есть на первое место при защите прав, в том числе экологических прав человека, ставится международное право, а потом уже Конституция. Ту же логику мы прослеживаем в ст. 69, где говорится про защиту прав уязвимых групп населения - коренных малочисленных народов.
В Российской Федерации есть множество различных средств для защиты экологических прав -административные процедуры, судебные процедуры, обращение к Уполномоченному по правам человека и т.д. Если же защитить экологические права в Российской Федерации не удается, то согласно ст. 46(3) «каждый вправе в соответствии
с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты» [4].
В какие же «межгосударственные органы по защите прав и свобод человека» может обратиться индивид?
На современном этапе государства, сотрудничая в области прав человека, создают систему международного контроля за претворением в жизнь взятых ими обязательств. Цель международных контрольных механизмов - наблюдать за выполнением государствами-участниками положений международных соглашений. Контрольные органы оказывают государствам помощь в выполнении ими своих обязательств путем принятия решений и рекомендаций. Так, государства обеспечивают выполнение своих обязательств путем имплемен-тации прав человека в национальное законодательство законодательными, административными и иными средствами, в то время как международные контрольные органы осуществляют мониторинг этого процесса.
Защита экологических прав человека возможна как на универсальном уровне (договорные органы по правам человека, созданные при ООН и специальные процедуры Совета ООН по правам человека), так и на региональном уровне (в рамках региональных систем защиты прав человека). Рассмотри их подробнее.
На универсальном уровне экологические права в чистом виде не закреплены в обязательных международно-правовых актах. Как правило, они выводятся путем расширительного толкования положений Всеобщей декларации прав человека (ст. 3, 25), Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. 6) и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11), которые закрепили право человека «на такой жизненный уровень... который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи». Другим способом утверждения экологических прав стало расширительное толкование права на здоровье, закрепленное в ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах («право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья», которое достижимо, в том числе, и путем «улучшения всех аспектов гигиены внешней среды») [6]. Право на здоровье требует от государства принятия мер для защиты граждан от «нездоровой» окружающей среды и обеспечения такого качества окружающей среды, которое было бы благоприятно для физического и умственного благополучия человека.
К механизмам защиты экологических прав человека относятся специальные процедуры Со-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ¿V- № 4, 2016
197
вета ООН по правам человека, которые созданы для оперативного реагирования на конкретные ситуации в отдельных странах или на тематические вопросы во всем мире. Мандаты специальных процедур обычно требуют, чтобы мандатарии наблюдали, консультировали и информировали общество о положении в области прав человека в конкретных странах или на конкретных территориях (страновые мандаты) либо о массовых нарушениях прав человека во всем мире (тематические мандаты) [8]. Сегодня действуют 55 специальных процедур, в функционал многих из них входит рассмотрение индивидуальных / коллективных жалоб на нарушение экологических прав человека (например, Независимый эксперт по вопросу о правозащитных обязательствах, касающихся пользования безопасной, чистой, здоровой и устойчивой окружающей средой; Специальный докладчик по вопросу о последствиях для прав человека экологически обоснованного регулирования и удаления опасных веществ и отходов; Специальный докладчик по вопросу о праве на питание; Специальный докладчик по вопросу о праве человека на безопасную питьевую воду и санитарные услуги и др.).
Существенный вклад в защиту экологических прав вносят договорные органы по правам человека. Международные договоры в области прав человека, за исполнением которых наблюдают договорные органы по правам человека, создают для государств-участников правовые обязательства по поощрению и защите этих прав. Когда государство утверждает какой-либо договор в области прав человека путем ратификации или присоединения, оно становится участником этого договора и принимает на себя юридическое обязательство соблюдать обозначенные в нем права. Договоры предусматривают создание международных комитетов независимых экспертов (договорных органов по правам человека) для наблюдения за реализацией их положений в странах, которые ратифицировали эти договоры или присоединились к ним. В настоящее время существует 10 договорных органов (Комитет по правам человека; Комитет по экономическим, социальным и культурным правам; Комитет по правам ребенка и др.) [1]. В их функции входит анализ выполнения государством его обязательств в рамках соответствующего международного договора; рассмотрение жалоб; подготовка замечаний общего порядка; проведение расследований.
Специфика международных механизмов защиты экологических прав человека, действующих на универсальном уровне, заключается в том, что решения являются рекомендательными, и в случае невыполнения может следовать морально-политическая ответственность. Вместе с тем, эффективность обеспечивается тем, что государству периодически «напоминают», что следует выполнить решение. Почти ни один международный судебный орган не имеет
таких полномочий по контролю за выполнением решений, как эти квазисудебные органы.
Относительно регионального уровня защиты экологических прав человека можно сказать следующее. В мире существуют три региональных системы защиты прав человека: американская (в рамках Организации американских государств), африканская (в рамках Африканского Союза) и европейская (в рамках Совета Европы и ЕЭК ООН).
В первых двух системах защиты прав человека экологические права признаются в международных документах напрямую, а в европейской системе - путем расширительного толкования выводятся из других категорий прав человека. Суд косвенным образом признает экологические права, которые могут повлиять: на право на жизнь (ст. 2 ЕКПЧ); право на уважение личной и семейной жизни, а также жилища (ст. 8); право на справедливое судебное разбирательство и на доступ к суду (ст. 6); свободу выражения мнения (ст. 10); право на эффективное средство правовой защиты (ст. 13) и защиту собственности (ст. 1 Протокола № 1 к ЕКПЧ) [3]. Учитывая, что Россия является членом Совета Европы, указанная система прав человека доступна для использования российским гражданами. В этом отношении можно отметить такие дела, как: «Фадеева против России» (2005) и «Будаева и другие против России» (2008).
Говоря о сложившейся в Европе системе защиты экологических прав человека, важно подчеркнуть огромное значение Конвенции ЕЭК ООН «О доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» 1998 г. Она является на сегодняшний день единственным в мире международным договором, который устанавливает стандарты экологических прав и обязывает государства периодически отчитываться относительно выполнения положений Конвенции. Комитет по осуществлению данной Конвенции предоставляет физическим лицам и их объединениям отстаивать свои интересы при нарушении их экологических прав.
Таким образом, представляется возможным говорить, что в процессе интернационализации конституционного права во всем мире повышается эффективность в развитии и определенном единообразии защиты экологических прав человека. Си-нергетическое действие национальных и международных механизмов, направленных на защиту экологических прав человека, будет, безусловно, способствовать защите окружающей среды, в которой может гармонично развиваться человек.
Библиографический список
1. Абашидзе А.Х., Конева А.Е. Договорные органы по правам человека: учеб. пособие, 2-е изд. -М.: РУДН, 2015. - 437 с.
198
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 4, 2016
Международно-правовые основы обеспечения права человека на здоровье в условиях бедствий
2. Анисимов А.П., Кодолова А.В. Правовой режим экологической информации // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2011. - №1. - С. 69-74.
3. Европейская конвенция по правам человека. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.echr.coe.int/Documents/Convention_RUS.pdf (дата обращения 23.07.2016).
4. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. constitution.ru/ (дата обращения 23.07.2016).
5. Копылов М.Н., Солнцев А.М. Экологические права человека в системе международно-признанных прав человека // Государство и право. - 2010. -№ 3. - С. 23-32.
6. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/pactecon (дата обращения 23.07.2016).
7. Экологические положения конституций (2012) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurasniipp.ru/PDF/environmental_ provisions_of_the_constitutions_kbs.pdf (дата обращения 23.07.2016).
8. Special Procedures of the Human Rights Council [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// ohchr.org/EN/HRBodies/SP/Pages/Welcomepage. aspx (дата обращения 23.07.2016).
УДК 341.9
Круглов Дмитрий Андреевич
Российский университет дружбы народов, г. Москва
kruglov_da@pfur.ru
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ЗДОРОВЬЕ В УСЛОВИЯХ БЕДСТВИЙ
Бедствия природного и техногенного характера влекут за собой потери огромного числа человеческих жизней, оказывают негативное воздействие на здоровье людей. В условиях масштабных бедствий пострадавшим может не оказываться даже первичная медицинская помощь. Разрушение базовой инфраструктуры, отсутствие безопасного жилища, продовольствия, водоснабжения и медикаментов создают дополнительные угрозы для здоровья населения, пострадавшего в результате бедствий. Ликвидация и преодоление их последствий порой занимают длительное время, в течение которого социально-экономическое положение населения может быть крайне низким, в связи с чем актуальным становится исследование специфики обеспечения прав человека в условиях бедствий.
В настоящей статье рассматриваются проблемные аспекты в деле обеспечения права на здоровье, состоящие, в частности, в том, могут ли государства (и если могут, то в какой степени) отступать от взятых на себя обязательств по обеспечению прав граждан на сохранение здоровья в условиях бедствий, должны ли государства в случае исчерпания потенциала реагирования на бедствия обращаться за международной помощью, допустимо ли пре-пятствование со стороны пострадавших государств поставкам гуманитарных грузов. В статье на основе анализа положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и практики Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам даются ответы на поставленные вопросы.
Ключевые слова: бедствия, снижение риска бедствий, права человека, право на здоровье, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам.
В настоящее время в области обеспечения безопасности в случае бедствий -чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - отсутствует единый терминологический аппарат, который позволил бы унифицировать подходы к точному понимаю проблем нормативно-правового регулирования в данной области, к совершенствованию стратегии снижения риска бедствий на глобальном уровне. В российском законодательстве и правовой доктрине опасные явления и катастрофы природного и техногенного характера именуются чрезвычайными ситуациями [20; 14]. Вместе с тем, в международно-правовых документах стихийные бедствия (или бедствия природного характера) и техногенные катастрофы (или бедствия антропогенного характера) чаще всего объединяются под единым термином «бедствия». На универсальном уровне не существует всеобъемлющего многостороннего договора, касающегося общих аспектов
обеспечения безопасности в случае бедствий. Однако существуют лишь два универсальных договора, посвящённых оказанию международной помощи в случае бедствий, и в них термин «бедствия» объединяет под собой опасные явления и катастрофы природного и техногенного характера; это -Конвенция Тампере о предоставлении телекоммуникационных ресурсов для смягчения последствий бедствий и осуществления операций по оказанию помощи 1998 г. [10] (п. 6 ст. 1) и Рамочная конвенция по оказанию помощи в области гражданской обороны 2000 г. (п. «в» ст. 1) [15]. Аналогичный подход к содержанию термина «бедствия» нашёл отражение в ряде международно-правовых актов регионального уровня [17; 18; 26], а также в Проекте статей о «Защите людей в случае бедствий», подготовленном Комиссией международного права ООН [3]. В зарубежной международно-правовой литературе в отношении бедствий природного и техногенного характера также используется
© Круглов Д.А., 2016
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 4, 2016
199