Научная статья на тему 'Защита деловой репутации юридических лиц в сети Интернет'

Защита деловой репутации юридических лиц в сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные отношения / направления развития / информационная открытость / информационное общество / органы государственной власти / information relations / directions of development / information openness / information society / public authorities

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лариса Владимировна Магдилова, Камилла Тагировна Рагимханова

В статье рассмотрены некоторые особенности определения понятия «деловая репутация юридических лиц» в сети Интернет. В настоящее время основной проблемой является защита деловой репутации юридического лица. А именно, когда происходит распространение порочащей информации в сети Интернет. Большая практическая значимость создания эффективно функционирующего механизма защиты деловой репутации юридических лиц в сети Интернет в Российской Федерации, неразработанность научной теории и ряда практических рекомендаций, а также потребности информационного общества определили актуальность написания статьи по заявленной теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Protection of the business reputation of legal entities on the Internet

The article considers some features of the definition of the concept of business reputation of legal entities on the Internet. Currently, the main problem is the protection of the business reputation of a legal entity. Namely, when there is a spread of defamatory information on the Internet. The great practical significance of creating an effectively functioning mechanism for protecting the business reputation of legal entities on the Internet in the Russian Federation, the lack of development of scientific theory and a number of practical recommendations, as well as the needs of the information society determined the relevance of writing an article on the stated topic.

Текст научной работы на тему «Защита деловой репутации юридических лиц в сети Интернет»

Государственная служба и кадры. 2021. № 4. С. 122—124. State service and personnel. 2021;(4):122-124. Научная статья

УДК 34.002 NIION: 2012-0061-04/21-025

https://doi.org/10.24411/2312-0444-2021-4-122-124 MOSURED: 77/27-008-2021-04-225

Защита деловой репутации юридических лиц в сети Интернет

Лариса Владимировна Магдилова1, Камилла Тагировна Рагимханова2

11 2 Юридический институт Дагестанского государственного университета, Махачкала,

Республика Дагестан, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

Аннотация. В статье рассмотрены некоторые особенности определения понятия «деловая репутация юридических лиц» в сети Интернет. В настоящее время основной проблемой является защита деловой репутации юридического лица. А именно, когда происходит распространение порочащей информации в сети Интернет. Большая практическая значимость создания эффективно функционирующего механизма защиты деловой репутации юридических лиц в сети Интернет в Российской Федерации, неразработанность научной теории и ряда практических рекомендаций, а также потребности информационного общества определили актуальность написания статьи по заявленной теме.

Ключевые слова: информационные отношения, направления развития, информационная открытость, информационное общество, органы государственной власти.

Для цитирования: Магдилова Л.В., Рагимханова К.Т. Защита деловой репутации юридических лиц в сети Интернет // Государственная служба и кадры. 2021. № 4. С. 122—124. https://doi.org/10.24411/2312-0444-2021-4-122-124.

Original article

Protection of the business reputation of legal entities on the Internet

Larisa V. Magdilova1, Kamilla T. Ragimkhanova2

1 2 Law Institute of Dagestan State University, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

Abstract. The article considers some features of the definition of the concept of business reputation of legal entities on the Internet. Currently, the main problem is the protection of the business reputation of a legal entity. Namely, when there is a spread of defamatory information on the Internet. The great practical significance of creating an effectively functioning mechanism for protecting the business reputation of legal entities on the Internet in the Russian Federation, the lack of development of scientific theory and a number of practical recommendations, as well as the needs of the information society determined the relevance of writing an article on the stated topic.

Keywords: information relations, directions of development, information openness, information society, public authorities.

For citation: Magdilova L.V., Ragimkhanova K.T. Protection of the business reputation of legal entities on the Internet // State service and personnel. 2021;(12):122—124. (In Russ.). https://doi.org/10.24411/2312-0444-2021-4-122-124.

На сегодняшний день в действующем законодательстве отсутствует понятие «дело вая репутация юридического лица». Это, в свою очередь, приводит к ряду затруднений, связанных с реализацией прав на защиту. Единого подхода к пониманию природы деловой репутации юридического лица нет и в научной доктрине.

Актуальность рассматриваемой темы связана с тем, что развитие предпринимательской и

© Магдилова Л.В., Рагимханова К.Т., 2021.

коммерческой деятельности вывело юридических лиц на кардинально новый уровень. Конкуренция в бизнесе нередко становится недобросовестной, в связи с чем используются различные методы влияния на конкурентов, в том числе и распространение порочащих сведений в сети Интернет.

В настоящее время основной проблемой является защита деловой репутации юридического лица. А именно, когда происходит распространение порочащей информации в сети Интернет.

№ 4/2021

Частноправовые (цивилистические) науки

В настоящее время имеются различные точки зрения относительно понятия «деловая репутация». Это относится и к деловой репутации в широком смысле и конкретно юридического лица.

Е.А Суханов в качестве деловой репутации указывает общественную оценку. Общественная оценка — категория комплексная, которая включает и моральные, и социальные элементы (https:/ /cyberleninka.ru/article/n/delovaya-reputatsiya-kak-obekt-grazhdanskogo-prava).

А.А. Тимерханов указывает, что деловая репутация применима только для тех юридических лиц, для которых она носит имущественный характер и оценивается только в денежном выражении. Здесь деловая репутация равна целям извлечения прибыли (https://static.freereferats.ru/ _avtoreferats/01006545983.pdf).

A.А. Власов под деловой репутацией понимает удовлетворительную оценку деятельности лица (как физического, так и юридического), который осуществляет предпринимательскую и иную не запрещенную законом деятельность [Цит по: 4].

B.И. Колосова и Т.Ю. Вавилычева рассматривают деловую репутацию, как благо. В первую очередь, нематериальное благо, которое включает положительную оценку профессиональных и деловых качеств его хозяйственной деятельности [Цит. по: 5].

Многие авторы не соглашаются с указанной позицией, поскольку правовое может подвергаться как негативным, так и положительным отзывам. А это тоже включается в понятие деловой репутации. То есть, деловая репутация может носить положительный и отрицательный характер. Естественно, что больший спрос будет иметь та финансово-хозяйственная деятельность организации, которая имеет положительную оценку со стороны общества. Право на деловую репутацию является абсолютным правом, а не относительным. К абсолютному праву относится и право на защиту чести и достоинства. То есть, защищать указанное право возможно от неопределенного круга субъектов правоотношений. Отметим, что деловая репутация юридического лица имеет безусловную специфику в отличие от деловой репутации физического лица [2].

Действующее российское законодательство в области правового регулирования защиты деловой репутации юридического лица представляет собой сложную систему правовых норм, состоящих из общих и специальных законов. Иными словами, законодательство в указанной области представляет собой совокупность нормативно-правовых актов различной юридической силы. При этом многие акты в указанной области имеют комплексный характер.

Исходя из правоприменительной практики и мнения ученых можно выделить ряд признаков, характеризирующих деловую репутацию юридических лиц.

Первый признак — преобладание в деловой репутации юридического лица экономического начала. Экономический элемент проявляется в возможности учета деловой репутации на балансе юридического лица и приблизительной ее оценки, использования ее как самим правообладателем (юридическим лицом), так и иным субъектом в своей предпринимательской деятельности, что предполагает особенности ее оборотоспо-собности.

Проявление экономического начала осуществляется в период негативных отзывов в отношении организации. На практике нередко встречаются случаи, когда из-за распространения сведений негативного характера юридическому лицу были причинены убытки, которые составляли больше миллиона рублей. По этой причине для юридического лица огромное значение имеет поддержание деловой репутации. Поэтому защита деловой репутации в настоящее время является неотъемлемой частью правовой системы нашей страны [3].

Второй признак деловой репутации состоит в том, что она является средством индивидуализации юридического лица в той или иной сфере деятельности. В отличие от нематериальных благ, присущих физическому лицу (например, честь, достоинство), деловая репутация юридического лица отражает не равенство субъектов права, а, напротив, их различия.

Третий признак отражает специфику возникновения, формирования деловой репутации юридического лица. Так, одни авторы полагают, что деловая репутация возникает с момента регистрации юридического лица. Другие считают, что она создается с течением времени. Третьи говорят о невозможности определения конкретного момента возникновения деловой репутации, формирования мнения о ней.

И четвертый признак характеризуется стоимостной оценкой в отношении организации. Согласно п. 1 ст. 1042 ГК РФ это все то, что товарищ вносит в общее дело, в том числе деловая репутация, которая признается вкладом товарища. Денежную оценку стоимости вносимых вкладов товарищи осуществляют по соглашению (п. 2 этой же статьи).

Таким образом, если рассматривать с точки зрения де юро, то имеются некие несоответствия между деловой репутацией юридического лица на самом деле и того, что закрепляется в законодательстве РФ. Де факто в части передачи права

№ 4/2021

на использование деловой репутации ее отчуждение происходит, но сама репутация остается неотчуждаемой и не может передаваться.

В настоящее время основной проблемой является защита деловой репутации юридического лица, и прежде всего, когда происходит распространение порочащей информации в сети Интернет.

Огромное количество передаваемых данных, часто встречающаяся анонимность публикаций, невозможность оценки и отслеживания распространяемых сведений приводят к тому, что отыскать первоисточник ложных сведений бывает просто невозможно. В наши дни законодательство не стоит на месте, и правильными способами и методами законодатель осуществляет реализацию норм. Принимаются новые нормы, а также вносятся изменения. [1].

Например, Федеральным законом от 23 апреля 2018 г. № 102-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и статью 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» был изменен порядок исполнения требования об удалении порочащей информации из ресурсов сети Интернет, выразившийся в возможности принудительного ограничения доступа к порочащей информации при пропуске установленного срока на добровольное удаление данной информации из сети Интернет.

Защита деловой репутации организации реализуется не только посредством выбора способа его защиты. Она зависит от иных условий. Это связано и с тем, какой суд рассматривает дело по существу, особенность исполнения постановления или иного судебного акта.

Список источников

1. Климашевская О.В. Проблемы реализации государственной политики РФ в области построения цифрового общества // Власть. 2019. № 1.

2. Кокорин И.С., Категов А.С., Виноградов О.В. Правовое регулирование деловой репутации // Ленингр. юрид. журнал. 2019. № 2 (56).

3. Ткаченко МА., Цечоев Б.И., Ватутин А.С. Защита чести, достоинства и деловой репутации в Российской Федерации // Социально-политические науки. 2017. № 6.

4. Толстова М.В., Лаврик Т.М. Деловая репутация компании как важнейший нематериальный актив и риски ее потери // Право: история и современность. 2020.

5. Шерстобитова М.Е. Оценка деловой репутации организации // Междунар. журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 2-2.

References

1. Klimashevskaya O.V. Problems of implementation of the state policy of the Russian Federation in the field of building a digital society // Power. 2019. № 1.

2. Kokorin I.S., Kategov A.S., Vinogradov O.V. Legal regulation of business reputation // Leningrad Law Journal. 2019. № 2 (56).

3. Tkachenko MA., Tsechoev B.I., Vatutin A.S. Protection of honor, dignity and business reputation in the Russian Federation // Socio-political sciences. 2017. № 6.

4. Tolstova M.V., Lavrik T.M. The business reputation of a company as the most important intangible asset and the risks of its loss // Law: history and modernity. 2020.

5. Sherstobitova M.E. Assessment of the business reputation of the organization // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2019. № 2-2.

Информация об авторах

Магдилова Л.В. — кандидат экономических наук Рагимханова К.Т.— старший преподаватель

Information about the authors

Magdilova L.V. — candidate of economics sciences Ragimkhanova K.T. — senior lecturer

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 29.09.2021; одобрена после рецензирования 08.11.2021; принята к публикации 14.11.2021.

The article was submitted 29.09.2021; approved after reviewing 08.11.2021; accepted for publication 14.11.2021.

№ 4/2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.