Научная статья на тему 'ЗАЩИТА ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЗАЩИТА ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
121
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ / ЗАЩИТА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ГРАЖДАНИН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Охлопкова Анна Семеновна

В данной работе проводится комплексное исследование особенностей правового регулирования защиты деловой репутации в сфере предпринимательской деятельности, а также выявление проблем, возникающих в процессе защиты деловой репутации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTECTION OF BUSINESS REPUTATION IN THE FIELD OF ENTREPRENEURSHIP

This study a comprehensive study of the features of the legal regulation of the protection of business reputation in the field of entrepreneurial activity is carried out, as well as the identification of problems that arise in the process of protecting business reputation.

Текст научной работы на тему «ЗАЩИТА ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

DOI 10.47643/1815-1337_2022_10_37 УДК 347.1

ЗАЩИТА ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ PROTECTION OF BUSINESS REPUTATION IN THE FIELD OF BUSINESS ENTITIES

ОХЛОПКОВА Анна Семеновна,

кандидат юридических наук, доцент юридического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. 677000, Россия, г. Якутск, ул. Кулаковского, 42. E-mail: aokhlopkova@mail.ru;

OKHLOPKOVA Anna Semenovna,

candidate of juridical sciences, associate professor of the Law Faculty of the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov. 42, Ulitsa Kulakovskoga, Yakutsk, 677000, Russia. E-mail: aokhlopkova@mail.ru

Краткая аннотация. В данной работе проводится комплексное исследование особенностей правового регулирования защиты деловой репутации в сфере предпринимательской деятельности, а также выявление проблем, возникающих в процессе защиты деловой репутации.

Abstract. This study a comprehensive study of the features of the legal regulation of the protection of business reputation in the field of entrepreneurial activity is carried out, as well as the identification of problems that arise in the process of protecting business reputation.

Ключевые слова: Деловая репутация, защита, предпринимательская деятельность, юридическое лицо, гражданин.

Keywords: Business reputation, protection, business entities, legal entity, citizen.

Для цитирования: Охлопкова А.С. Защита деловой репутации в сфере предпринимательской деятельности // Право и государство: теория и практика. 2022. № 10(214). С. 37-39. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_10_37.

For citation: Okhlopkova A.S. Protection of business reputation in the field of business entities // Law and state: theory and practice. 2022. No. 10(214). pp. 37-39. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_10_37.

Статья поступила в редакцию: 10.09.2022

На сегодняшний день одним из ключевых условий успешной деятельности субъекта предпринимательской деятельности является его деловая репутация. Несмотря на то, что в действующем законодательстве РФ отсутствует определение понятия «деловая репутация», но предусмотрены механизмы ее защиты. В соответствии с пунктом 1 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации «гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.». В силу пункта 11 статьи 152 ГК РФ «правила этой статьи о защите деловой репутации гражданина, за исключением положений о компенсации морального вреда, соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица».

Способы защиты деловой репутации юридического лица содержатся в ст. 152 Гражданского кодекса РФ:

Опровержение сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию лица;

Опубликование ответа лица в этих средствах массовой информации;

Удаление соответствующей информации.

Как следует из пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», «обстоятельствами, имеющими в силу статьи 152 ГК РФ значение для дела, являются факт распространения ответчиком сведений об истце, несоответствие их действительности и порочащий характер этих сведений. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом[3].

Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем, чтобы они не стали известными третьим лицам.

Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения. Не могут рассматриваться как не соответствующие действительности сведения, содержащиеся в судебных решениях и приговорах, постановлениях органов предварительного следствия и других процессуальных или иных официальных документах, для обжалования и оспаривания которых предусмотрен иной установленный законами судебный порядок (например, не могут быть опровергнуты в порядке статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации сведения, изложенные в приказе об увольнении, поскольку такой приказ может быть оспорен только в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации).

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 10(214)

Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.».

Согласно пункту 5 «Обзора практики рассмотрения дел о защите чести, достоинства и деловой репутации», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016 «При решении вопроса о том, носят ли оспариваемые истцом сведения порочащий характер, а также для оценки их восприятия с учетом того, что распространенная информация может быть доведена до сведения третьих лиц различными способами (образно, иносказательно, оскорбительно и т.д.), судам в необходимых случаях следует назначать экспертизу (например, лингвистическую) или привлекать для консультации специалиста (например, психолога) [2]».

Резюмируя все вышеизложенного, учитывая актуальную судебную практику, хотелось бы отметить, что суды Российской Федерации при принятии того или иного решения о взыскании репутационного вреда исходят исключительно из конкретных обстоятельств дела и доказанности несения неблагоприятных последствий.

Имея, с одной стороны, абстрактный характер, деловая репутация в то же время подлежит реальной денежной оценке, так как влияет на финансовое состояние субъекта предпринимательства. В связи с этим возникает необходимость защиты указанного феномена посредством способов, указанных в законодательстве.

Под способами защиты прав следует понимать предусмотренные гражданским законодательством специальные меры, посредством которых пресекается нарушение или оспаривание гражданских прав и нивелируются возникшие вследствие этого негативные последствия. То есть под способами защиты права на деловую репутацию в предпринимательской сфере следует понимать меры, прямо предусмотренные законом в целях пресечения оспаривания либо нарушения субъективного гражданского права на деловую репутацию предпринимателя (коммерческой организации или индивидуального предпринимателя) и (или) устранения последствий такого нарушения.

Сказанное позволяет говорить о том, что способы защиты права могут быть применены для решения двух задач. Это, во-первых, задача пресечения оспаривания или нарушения субъективных гражданских прав (например, признание права собственности, изменение и расторжение договора, признание недействительным решения общего собрания и др.) и, во-вторых, задача устранения последствий нарушения этих прав, включающая компенсацию имущественных и неимущественных потерь лица, чье право нарушено или оспаривается (например, возмещение убытков, применение последствий недействительности ничтожной сделки, взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами и др.) [1].

Необходимость защищать деловую репутацию субъекта предпринимательской деятельности связана с экономическим пониманием данного феномена: деловая репутация является одним из видов нематериальных активов, соответственно подлежит имущественной оценке. В таком случае оказание отрицательное влияния на деловую репутацию приведет к негативным последствиям. Именно поэтому законодатель предусмотрел систему общих и специальных способов защиты деловой репутации субъектов предпринимательства, гарантированных Конституцией РФ.

Учитывая, что в понимании законодателя деловая репутации -нематериальное благо, ее защита будет основываться, в первую очередь, на пункте 2 статьи 150 ГК РФ. В данной норме указано, что защита происходит в соответствии с положениями ГК РФ, а также других законов в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12 ГК РФ) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения. Это означает, что законодатель позволяет осуществить защиту деловой репутации не только с помощью специальных способов, но и с помощью общих способов, предусмотренных статьей 12 ГК РФ.

Анализ положений статьи 12 ГК РФ позволяет утверждать, что далеко не все способы защиты гражданских прав могут быть использованы при защите деловой репутации. Так, невозможно применить признание права, признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки, признание недействительным решения собрания, присуждение к исполнению обязанности в натуре, взыскание неустойки, неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

В то же время к защите деловой репутации субъектов предпринимательства применимо восстановление положения, существовавшего до нарушения права, самозащита права, взыскание убытков, компенсация морального вреда (в пользу индивидуального предпринимателя), признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления [5].

Наряду с общими нормами законодательства предусмотрены и специальные способы защиты деловой репутации (статья 152 ГК РФ): опровержение порочащих сведений, ответ на публикацию в средстве массовой информации, где были распространены порочащие сведения, замена или отзыв документа, удаление и пресечение или запрещение дальнейшего распространения информации.

Термин «опровержение» в законе не раскрыт, поэтому в литературе даются разные его определения. Так, А.Л. Анисимов полагает, что «под опровержением должно пониматься доведение до круга лиц, в среде которых сведения были распространены, информации о признании судом несоответствия действительности...» [4].

На наш взгляд, такое определение является односторонним, выделяющим в понятии опровержения далеко не главный признак - «доведение до круга лиц», которое относится скорее к исполнению решения суда об опровержении, чем к содержательной части этого понятия.

Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

По мнению С.В. Потапенко, опровержение - это специальный способ защиты прав, который представляет собой отрицание сведений, порочащих деловую репутацию конкретного лица, исходящее от лица, распространившего такие сведения [6].

Исходя из того что опровержение направлено на восстановление умаленных чести, достоинства и деловой репутации в первоначальное состояние, несмотря на его специальный характер, оно относится к одному из общих способов защиты гражданских прав, предусмотренных в ст. 12 ГК РФ, -восстановление положения, существовавшего до нарушения права. Суть опровержения состоит в том, что всякое лицо, распространившее порочащие сведения, должно их опровергнуть, причем тем же способом, каким они и были распространены. Если эти сведения были распространены в средствах массовой информации, опровергнуты они должны быть в том же средстве массовой информации. Если порочащие сведения были распространены в документе, исходящем от конкретной организации, та же организация должна заменить или отозвать этот документ. Если порочащие сведения содержались в частном письме, автор письма может понуждаться к направлению тому же адресату нового письма с опровержением изложенной ранее информации.

Необходимость защищать деловую репутацию субъекта предпринимательской деятельности связана с экономическим пониманием данного феномена: деловая репутация является одним из видов нематериальных активов, соответственно подлежит имущественной оценке. В таком случае оказание отрицательное влияния на деловую репутацию приведет к негативным последствиям. Именно поэтому законодатель предусмотрел систему общих и специальных способов защиты деловой репутации субъектов предпринимательства, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

Библиогра фия:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Постатейный комментарий к главам 1 -6 / Под ред. Л.В. Санниковой. М., 2015.

2. Обзор ВС РФ от 16.03.2016

3. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»

4. Анисимов А.Л. Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации по законодательству Российской Федерации. М., 2001. С. 30.

5. Кулиуш О.А. Защита деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности (правовые аспекты): автореф. дис. канд. юрид. наук . - М., 2011. 34

с.

6. Потапенко С.В. Опровержение как способ защиты от диффамации в СМИ // Юрист. 2002. N 2.

References:

1. The Civil Code of the Russian Federation: Article-by-Article commentary to Chapters 1-6 / Edited by L.V. Sannikova. M., 2015.

2. Review of the Armed Forces of the Russian Federation from 16.03.2016

3. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation No. 3 of 24.02.2005 "On judicial practice in cases of protection of the honor and dignity of citizens, as well as the business reputation of citizens and legal entities"

4. Anisimov A.L. Civil protection of honor, dignity and business reputation under the legislation of the Russian Federation. M., 2001. p. 30.

5. Kuliush O.A. Protection of business reputation of business entities (legal aspects): autoref. diss. cand. jurid. Sciences. - M., 2011. 34 p

6. Potapenko S.V. Refutation as a way to protect against defamation in the media // Lawyer. 2002. N 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.