Научная статья на тему 'Защита деловой репутации'

Защита деловой репутации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
958
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов А. П., Быкова Ю. Н.

Деловая репутация категория, которая широко используется в различных областях: гражданском праве, бухгалтерском учете, экономической теории, средствах массовой информации и др. У этой категории множество синонимов и близких по смыслу и значению терминов гудвил (goodwill), авторитет, известность, доверие, имидж, брэнд и т.д. В материалах западных исследований можно насчитать несколько десятков определений и показателей деловой репутации. Это объясняется тем, что репутация в деловой сфере зависит от большого числа факторов и результатов деятельности организации, начиная от производственно-хозяйственных и заканчивая положением фирмы на рынках, ее ориентацией на стратегическое развитие. В статье авторы анализируют содержание деловой репутации организации и способы ее защиты, раскрывают порядок страхования деловой репутации, учета неопределенностей и рисков, а также представляют особенности страхования гудвила.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Защита деловой репутации»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ЗАЩИТА ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ

А. П. ИВАНОВ,

доктор экономических наук, профессор Российского государственного открытого технического университета путей сообщения Ю. Н БЫКОВА, старший казначей Управления Федерального казначейства по г. Москве

Введение

Деловая репутация — категория, которая широко используется в различных областях: гражданском праве, бухгалтерском учете, экономической теории, средствах массовой информации и др. У этой категории множество синонимов и близких по смыслу и значению терминов — гудвилл (goodwill), авторитет, известность, доверие, имидж, брэнд и т. д. В материалах западных исследований можно насчитать несколько десятков определений и показателей деловой репутации. Это объясняется тем, что репутация в деловой сфере зависит от большого числа факторов и результатов деятельности организации, начиная от производственно-хозяйственных и заканчивая положением фирмы на рынках, ее ориентацией на стратегическое развитие.

Формирование положительной репутации — необходимое условие достижения продолжительного и устойчивого развития организации. Деловая репутация становится важным средством упрочнения ее позиций, поскольку обеспечивает дополнительные конкурентные преимущества на рынках труда, капитала, ресурсов, ценных бумаг. Высокая и устойчивая репутация не только облегчает доступ к различным ресурсам (кредитным, материальным, финансовым и т. д.), но и обеспечивает надежную защиту интересов организации во внешней среде, влияет на обоснованность решений в области менеджмента.

Содержание и смысл репутации варьируются в зависимости от страны. Например, в Китае меньше значения придают экологическим последствиям деятельности промышленных предприятий, в Польше — соблюдению этических норм предпринимательства, в России — корпоративной культуре и социальной ответственности. Единственное, в чем сходятся практически все, — создание деловой репутации требует огромных усилий и времени, а поддержание — немалых средств.

Для развития организации деловая репутация — бесценный капитал, который наживается годами, но может быть безвозвратно утерян в результате одного неверного шага. Репутация может пострадать под действием внутренних факторов, обусловленных собственными тактическими или стратегическими ошибками, а также внешних обстоятельств, не зависящих непосредственно от деятельности организации (неточная или ошибочно опубликованная информация, недобросовестные действия конкурентов и т. п.). Деловая репутация может стать мишенью для конкурентов, пострадать в результате некомпетентности или недобросовестных действий работников СМИ, поэтому она нуждается в защите не меньше, чем собственность.

В странах Европейского Союза возникло новое направление в области менеджмента — управление репутацией, «репутационный менеджмент» ^М). Следует сразу уточнить, что имеется в виду

именно репутация (goodwill), а не качественная характеристика — образ организации во внешней среде. В настоящее время приходится сталкиваться с подменой этих понятий, которые в целях защиты нужно четко разграничивать. В этой связи целесообразно вначале раскрыть природу и сущность деловой репутации, а затем рассмотреть возможные методы ее защиты.

Деловая репутация организации

В общем виде деловая репутация образуется под влиянием нематериальных активов (созданных и приобретенных), которые в совокупности придают организации новые качества или возможности, вследствие чего она получает дополнительные доходы. В число таких активов входят: фирменное наименование, высокое качество продукции или услуг, технологическая культура, устойчивость связей с поставщиками и потребителями, перспективность бизнеса, эффективность менеджмента и т. д.

Деловая репутация организации — комплексная характеристика, многогранная и сложная в идентификации и оценке. В ее формировании прямо или косвенно участвует рынок — внешний фактор по отношению к организации. Поэтому выделяют две составляющие деловой репутации — внутреннюю, характеризующую конкретную организацию, и внешнюю, обусловленную рынком в отношении этой же организации как хозяйствующего субъекта (рис. 1).

Первую составляющую характеризуют внутренние факторы — внеоборотные и нематериальные активы организации, которые сложились в результате ее деятельности. В соответствии с МСФО внутренне созданная репутация (internally general goodwill) не может быть признана активом, не отражается в бухгалтерском балансе и обуславливает собственно деловую репутацию (имидж) организации. Репутация нарабатывается в течение длительного времени, она относительно стабильна и не может быть отделена от конкретной организации, ее нельзя купить или продать как товарный знак. Именно благодаря этой репутации организация

имеет заметные конкурентные преимущества в отрасли или на рынках.

Со второй составляющей деловой репутации связываются ожидания рынка при покупке-продаже организации как единого имущественного комплекса. Эта составляющая, именуемая гудвиллом (goodwill), предполагает количественную оценку в отличие от первой, носящей качественный характер. Значения гудвилла колеблются в широких пределах, поскольку формируются в результате сделки между участниками рынка. Приобретенный гудвилл отражается в балансах: косвенно в балансе покупателя (инвестора) в виде финансовых вложений и явно — в консолидированном балансе реструктурируемой организации в качестве самостоятельной учетной единицы (гудвилла).

Величина гудвилла может принимать положительные или отрицательные значения. Положительный гудвилл означает, что финансовый аналитик (или рынок) полагает, что стоимость организации выше величины ее собственного капитала (чистых активов), отрицательный — стоимость фирмы ниже суммарной стоимости активов и обязательств этой фирмы.

Репутация, точнее имидж организации — это ее собственный «продукт». Над созданием и подтверждением репутации она должна целенаправленно и постоянно работать. Как отметил Генри Форд, «если вы не занимаетесь своей репутацией, за вас это сделают другие». Именно этот репута-ционный продукт («доброе имя» организации) в максимальной степени подвержен изменениям под влиянием действий конкурентов или компрометирующих публикаций в СМИ.

Рис. 1. Содержание и структура деловой репутации (гудвилла)

Репутационный капитал (гудвилл) ценится не меньше материальных активов. В определенных условиях он учитывается наравне с интеллектуальной собственностью. Именно гудвилл рассматривается рынком как средство индивидуализации организации в качестве юридического лица. С учетом того, что гудвилл допускает количественную стоимостную оценку, он может быть отнесен к нематериальным активам и рассматриваться как экономическая категория. В этом случае стоимость собственной деловой репутации в балансе не отражается, а в качестве самостоятельного инвентарного объекта учета рассматривается положительная деловая репутация как надбавка к цене, выплаченной покупателем в ожидании будущих экономических выгод. Эти выгоды могут быть обусловлены использованием налаженных каналов сбыта продукции, надежных деловых связей, высоким авторитетом руководства, квалифицированным персоналом и т. д.

Идентификация и признание отрицательной деловой репутации (гудвилла) значительно сложнее. Новый международный стандарт МСФО (IFRS) 3, регламентирующий учет объединения активов и обязательств при покупке организации, исключает концепцию отрицательного гудвилла как такового. В этом случае повторно проводится оценка идентифицируемых активов и обязательств покупаемой организации. Если гудвилл сохраняет отрицательное значение, то его величина признается на счете прибылей и убытков в качестве прибыли. Однако эта прибыль носит фиктивный характер, она не может служить источником выплаты дивидендов, не корректирует реальную налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Причиной возникновения отрицательного гудвилла может быть завышение стоимости активов, занижение величины обязательств, учет условных обязательств, что может быть установлено в результате повторной оценки деловой репутации.

Начиная с 01.04.2004, для целей отражения приобретаемых активов в рамках МСФО применяется новый стандарт МСФО (IFRS) 3. Важным отличием данного стандарта от предыдущего (IAS 22) является требование о проведении ежегодной переоценки деловой репутации вместо ее линейной амортизации. Кроме того, организации необходимо ежегодно производить тестирование деловой репутации на обесценение. Стандарты не налагают ограничений на результаты проводимой

оценки для целей ее отражения в финансовой отчетности, однако правила инвестиционной этики, существенно ужесточившиеся в последнее время, рекомендуют, чтобы оценка имущества и нематериальных активов была проведена независимой стороной (специализированным оценщиком). В соответствии с МСФО (IFRS) 3 на дату покупки необходимо признать в отчетности деловую репутацию приобретенной организации и провести ее оценку.

Правовая защита деловой репутации

Описанные особенности составляющих деловой репутации определяют специфику ее правовой защиты. Юридические лица, как и граждане, являются субъектами гражданско-правовых отношений. Организации в соответствии со ст. 48 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, активы и обязательства, от своего имени могут осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде. Юридические лица имеют собственные и приобретенные нематериальные активы, в том числе и деловую репутацию (гудвилл). Гражданский кодекс РФ (п. 7, ст. 152) предусматривает возможность юридического лица требовать по суду опровержения порочащих его деловую репутацию сведений и возмещения причиненных убытков, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» (далее — Постановление № 3) разъяснил, как нужно применять законодательство о защите деловой репутации.

В Постановлении № 3 отмечается, что деловая репутация организаций является одним из условий их успешной деятельности. С момента создания организации как юридического лица (даты государственной регистрации) все, что относится к деятельности организации, влияет на формирование ее репутации. Сведения об организации, определяющие репутацию, могут быть достоянием различных лиц, в зависимости от того, насколько информация носила публичный характер.

Информация об организации может иметь открытый или закрытый характер. Репутация формируется главным образом в процессе публичной деятельности организации. При этом под распространением сведений, ущемляющих деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других СМИ, включая Интернет, изложение в публичных выступлениях или заявлениях, адресованным должностным лицам в той или иной форме, в том числе устной (п. 7 Постановления № 3).

Сведениями, не соответствующими действительности, являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности в то время, к которому относятся оспариваемые сведения. Но сведения, которые содержатся в официальных документах, например, в судебных решениях, не могут рассматриваться как не соответствующие действительности. Для обжалования этих сведений установлен специальный порядок.

Как отмечается в п. 9 Постановления № 3, судам следует различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения или мнения, которые не являются предметом судебной защиты в порядке ст. 152 ГК РФ. Эти сведения не могут быть проверены на предмет их соответствия действительности. При этом, как указано в п. 14 Постановления № 3, с учетом того, что требования о защите деловой репутации являются требованиями о защите неимущественных прав, на них в силу ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется, кроме случаев, предусмотренных законом.

Ответчиками по искам о защите деловой репутации являются авторы не соответствующих действительности порочащих сведений, а также лица, их распространившие (п. 5 Постановления № 3). Если эти сведения были распространены в СМИ, то ответчиками являются автор и редакция соответствующего СМИ, а также источник информации, если он был указан. Если сведения были распространены работником от имени организации, в которой он работает, то ответчиком будет организация.

В соответствии со ст. 152 ГК РФ организация вправе требовать по суду опровержения сведений,

порочащих его деловую репутацию. В тех случаях, когда ответчиком является СМИ (таких случаев большинство), следует учитывать следующее:

— если выпуск СМИ, в котором были распространены указанные сведения, на время рассмотрения иска прекращен, суд вправе обязать ответчика за его счет дать опровержение или оплатить публикацию ответа истца в другом СМИ;

— отказ редакции СМИ в опровержении распространенных им не соответствующих действительности порочащих сведений либо в помещении ответа лица, в отношении которого распространены такие сведения, может быть обжалован в суд в течение года со дня распространения указанных сведений;

— содержащийся в ст. 57 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» перечень случаев освобождения от ответственности за распространение недостоверных или порочащих сведений является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию1.

Организация, в отношении которой были распространены порочащие сведения, наряду с опровержением сведений вправе требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных распространителем таких сведений (ст. 152 ГК РФ). В п. 15 Постановления № 3 определено, что правила, регулирующие компенсацию морального вреда в связи с распространением порочащих сведений, идентичны в случаях и гражданина, и юридического лица. Если в отношении защиты чести, достоинства и деловой репутации физических лиц отечественное законодательство и практика его применения используется достаточно широко и эффективно, то применительно к юридическим лицам этого сказать нельзя. Многие вопросы в этой области (например, компенсация морального вреда юридическим лицам) являются новыми для российского законодательства и не имеют однозначного решения в судебной и судебно-арбитражной практике2. Это существенно ограничивает сферу применения гражданско-правовых методов защиты деловой репутации организации.

1 Титова Г. Судебная практика по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации // Финансовая газета, региональный выпуск. 2005. № 30. С. 13.

2 Цадыкова Э. Возмещение нематериального вреда, причи-

ненного юридическому лицу в результате распространения сведений, порочащих его деловую репутацию // Адвокат. 2004. № 9.

Что делать, если невозможно установить источник распространения негативных сведений? Например, в сети Интернет часто распространяются подобные анонимные материалы. В этом случае можно подать в суд заявление о признании таких сведений не соответствующими действительности.

В последнее время распространяется способ опорочить конкурента, заключающийся в заказе компрометирующей статьи, опубликованной в СМИ. Если такой факт установлен, нужно вначале потребовать от редакции напечатать опровержение. Отказ в публикации такой информации можно обжаловать непосредственно в суде, не обращаясь в редакцию3. Как указано в Постановлении № 3, пометка «На правах рекламы» не освобождает автора статьи и редакцию от ответственности за содержание опубликованного материала.

страхование деловой репутации

Наряду с правовой защитой деловой репутации может иметь место и альтернативный метод, компенсирующий ее утрату, — страхование деловой репутации, точнее гудвилла. В настоящее время общепризнано, что гудвилл относится к нематериальным активам организации. Но никакой другой нематериальный актив не подвержен колебаниям и даже манипуляциям столь значительно, как деловая репутация.

Гудвилл, как отмечено ранее, получает стоимостное выражение в сделках при реструктуризации организаций как разность между ценой приобретения фирмы и справедливой рыночной стоимостью ее активов и обязательств. Эта разница может быть весьма существенной, если фирма имеет узнаваемый брэнд, квалифицированный менеджмент, постоянную клиентскую базу, перспективы развития.

По мнения авторов, предлагается страховать эту разницу с учетом неопределенности, факторов риска и условий их проявления. Такие риски в рамках выбранной стратегии страхования характеризуются вероятностью наступления прогнозируемых событий, которые можно отнести к страховым. Финансовые и нефинансовые риски, сопровождающие колебания гудвилла, могут быть причислены к страховым в соответствии со ст. 9 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1

3 Коршунов А. Деловая репутация — мишень для конкурентов // Экономика и жизнь. 2005. № 10. С. 8.

«Об организации страхового дела в Российской Федерации». Однако методов идентификации страховых случаев в сфере нематериальных активов, за исключением объектов интеллектуальной собственности, пока не существует.

Рассмотрим предпосылки страхования деловой репутации как нематериального актива организации. Одна из существенных предпосылок — страховой интерес4. Под интересом в страховании понимается юридическая связь лица, заинтересованного в страховании, с предметом страхования. Значение правовой связи лица с предметом страхования состоит в том, что этим подтверждается основание возникновения у лица страхового интереса. Правовая связь или правовое отношение лица к предмету страхования должна быть основана на законе, правовом акте или договоре (ст. 930 ГК РФ). С этой точки зрения деловая репутация как категория, неразрывно присущая организации, может выступать предметом страхования.

Для договоров страхования существенное значение имеет заинтересованность юридического лица в сохранении имущества или активов (в данном случае репутации), являющегося предметом страхования. В этом случае необходимо раскрыть, какая заинтересованность связывает лицо с имуществом, в чем проявляется имущественный интерес субъекта к страхуемому предмету, чем обосновывается необходимость в данном интересе. Подчеркнем, что в законодательстве (ст. 930—934 ГК РФ) эти вопросы регламентируются заинтересованностью лица в сохранении принадлежащего ему имущества, что в полной мере относится и к деловой репутации.

Чтобы уберечь свое имущество (активы) от риска утраты или снижения стоимости, лицо вправе использовать достаточно эффективный финансовый и правовой механизм, именуемый страхованием. Этот механизм, как известно, предоставляет возможность сохранить имущество (активы) в стоимостном выражении или денежном эквиваленте. Не использование указанного механизма влечет за собой возникновение у собственника убытков в размере стоимости имущества (или его части) в случае его утраты или повреждения. Это обстоятельство свидетельствует о том, что лицо, владеющее имуществом на законном основании,

4 Абрамов В. Страховой интерес: правовая защита и арбитражная практика // Финансовая газета. 2006. № 9-11.

всегда заинтересовано в сохранении имущества от рисков его утраты или повреждения. Это положение также полностью соответствует условиям страхования деловой репутации.

Учет неопределенности и риска

Описанный ранее подход к оценке деловой репутации (гудвилла) не учитывает ситуаций, связанных с риском и неопределенностью. Хорошо известно, что сложившаяся стабильная репутация не гарантирует длительного успеха на рынке. Причины заключаются в конкурентной среде функционирования организаций, высокой динамике рынка, порождающей смену потребностей, технологий производства, качественных характеристик продукции и др. При этом меняющиеся условия производства определяют новые взаимоотношения с заинтересованными лицами, что неизбежно отражается на рыночной стоимости организации и ее репутации. Практически это означает, что нужно учитывать чувствительность фирмы к изменениям рыночной среды, предпочтениям заинтересованных лиц и внешнего окружения.

Основываясь на стоимостных показателях финансовой аналитики, когда оценка деловой репутации строится на результатах наращения стоимости организации, подход к оценке влияния рисков может быть представлен в следующей последовательности (рис. 2).

Рис. 2. Последовательность возникновения рисков в страховании деловой репутации организации

Особенность представленной последовательности возникновения и учета рисков заключается в том, что в ней не представлен механизм возникновения факторов неопределенности. В последнее время возник дополнительный источник неопределенности и риска, обусловленный переходом на МСФО, — условные факты хозяйственной деятельности. Дело в том, что советская бухгалтерская школа характеризовалась сильными юридическими началами.

Учет следовало вести в точном соответствии с законодательством, действующей нормативно-правовой базой. О таких понятиях, как, например, «учетная политика», «профессиональное суждение», «принцип осмотрительности», «события после отчетной даты», «условные обязательства» не возникало и речи. В то время господствовал принцип приоритета юридической формы над экономическим содержанием. В бухгалтерском учете отражались лишь те факты хозяйственной жизни, которые имели документальное подтверждение и юридическую силу. Другими словами, фиксировались события, действия и стоимостные оценки, фактически свершившиеся и подтвержденные документально.

Условные факты хозяйственной деятельнос-ти5 в отличие от реальных характеризуются неопределенностью, т. е. той или иной вероятностью их осуществления (рис. 3).

Так, реальные факты из прошлого состояния производственно-хозяйственной жизни имеют высокую вероятность однозначной и точной их количественной оценки. Идентификация и оценка событий в перспективе сопровождается возрастающими значениями неопределенности и риска. Как известно, в балансе и отчетности отражаются либо свершившиеся в прошлом события и факты, которые оказали безусловное, не подлежащее сомнению влияние на деятельность организации, либо ожидаемые (предполагаемые) события, имеющие определенную степень риска и отнесенные к условным фактам хозяйственной деятельности организации. В этой связи финансовый аналитик или страховщик должен различать две группы оценок:

— показатели, отражающие фактические производственно-хозяйственные операции, под-

5Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/01), утверждено приказом Минфина России от 28.11.2001 № 96н.

Неопределенность

оценки Вероятность оценки ниже среднего значения Низкая вероятность оценки Очень низкая вероятность оценки

Фактически свершившиеся события и факты, однозначно и точно определяющие ситуацию с очень высокой вероятностью объективной оценки Высокая вероятность оценки Вероятность оценки выше среднего значения

Достоверная идентификация и оценка Уверенность Намерение Неопределенность Сомнение Невозможность

Реальные факты хозяйственной деятельности Условные факты хозяйственной деятельности

Ретроспектива Перспектива '

Риск 1,0

Отчетная

дата

Время

Рис. 3. Схема возникновения неопределенности и риска в фактах хозяйственной деятельности организации

твержденные документально и имеющие юридическую силу (события до отчетной даты);

— показатели, отражающие будущие события, которые могут произойти в перспективе с различной вероятностью и достоверностью (события после отчетной даты).

Основное различие оценок заключается в обосновании границы значений риска или неопределенности. Реальные факты уже свершились, причем их достоверность близка к абсолютной, т. е. риск минимален. Условные факты хозяйственной жизни в отличие от реальных имеют широкий диапазон достоверности (риска) — от возможности их идентификации и определения с незначительным риском до невозможности признания и оценки (очень высокий риск). В связи с этим возникает вопрос: какое сочетание различных оценок допустимо отражать в учете? Ответ дает принцип существенности, определяющий необходимость фиксации той информации, которая нужна для принятия решений с требуемой точностью и своевременностью.

Одна крайность заключается в отражении только реальных фактов, чем достигается максимальная точность. Однако полезность такой информации может оказаться низкой, так как важнее знать приблизительную картину и успеть повлиять на развитие событий, скорректировав их должным образом, чем иметь абсолютно точные и достоверные данные, когда они уже не нужны.

Другая крайность состоит в фиксации всего набора фактов хозяйственной жизни, что может только усложнить анализ ситуации. В результате погрешности в обосновании вероятности этих фактов и их стоимостной оценки могут превысить предельно допустимые значения.

Признание условных обязательств в оценке гудвилла — это нововведения МСФО (IFRS) 3. Под условным обязательством следует понимать:

— потенциальное обязательство, возникающее в результате предшествующих событий, наличие которых подтверждается возникновением будущих событий или их отсутствием, что не поддается контролю со стороны организации;

— настоящее обязательство, возникшее в результате прошедших событий, но не признаваемое по причине отсутствия требований погашения обязательства;

— обязательство, величина которого не может быть достоверно оценена.

Признание условных обязательств существенно влияет на величину гудвилла при реструктуризации организации. Например, предприятие имеет потенциальный долг, который не признается в индивидуальной отчетности по МСФО (IAS) 37. Цена покупки такого предприятия устанавливается ниже именно благодаря этому обстоятельству. Таким образом, непризнание обязательств (хотя и условных) приводит к искаже-

нию показателей отчетности вплоть до того, что в учете может появиться отрицательная величина гудвилла, которого фактически нет6.

Обоснованное соотношение реальных и условных фактов хозяйственной деятельности определяется профессиональным суждением бухгалтера. Помимо этого, на это соотношение влияет зависимость от объективных макроэкономических индикаторов (инфляция, ставка рефинансирования, курс национальной валюты и др.), а также уровня и темпов развития отрасли, существующей законодательной базы, обычаев делового оборота и т. д.

Особенности страхования гудвилла

Для того чтобы учесть результаты действия различных комбинаций факторов внешней и внутренней среды, динамизм ситуаций, следует разграничить категории неопределенности и риска. В литературе они часто трактуются как синонимы, но для целей страхования важно разграничение этих понятий.

Риск — вероятностная категория, т. е. аналитик, рассматривающий ситуацию риска, может оценить вероятность влияния соответствующих факторов на тот или иной результат. Ситуация неопределенности означает, что аналитик понимает на качественном уровне влияние ряда факторов внешней и внутренней среды, но не в состоянии количественно оценить вероятность того или иного события. Следовательно, неопределенность — это качественное восприятие влияния среды на результаты деятельности организации.

Таким образом, выбираемая модель страхования или размер страховой премии не могут быть едиными как для ситуации риска, так и неопределенности. Чем выше роль факторов неопределенности, которые влияют на искомое решение, тем в большей степени решение принимается не на принципах рациональности или расчета, а интуитивно. Лица, принимающие решение, в возрастающей мере будут опираться на интуицию и ранее полученный опыт. Причем от того, каков был собственный опыт (успех или неудача) будет зависеть решение по данному вопросу (излишний оптимизм или избегание ответственности). Как результат, в ситуации полной неопределенности, когда большинство факторов не имеет вероятностной оценки, будут доминировать эффекты искаженного выбора локальной риск-стратегии (см. таблицу).

Для обоснованного выбора локальной риск-стратегии при страховании гудвилла предлагается использовать следующую последовательность процедур:

1. При рассмотрении фактов хозяйственной деятельности и развития организации с учетом анализа бизнес-среды нужно подразделить факторы влияния на факторы риска (с вероятностной оценкой влияния) и факторы неопределенности с указанием характера их проявления (регулярные, эпизодические, положительные, отрицательные и др.).

2. В зависимости от превалирования тех или иных факторов и их значимости следует выбрать сектор информационного поля принятия решений из четырех состояний.

Информационное поле для принятия решений по страхованию гудвилла

Состояние неопределенности Информация для принятия решений Риск-стратегии

Детерминированная ситуация, неопределенность отсутствует Можно идентифицировать единственное стратегическое направление развития организации и оценить вероятностное распределение факторов риска с учетом изменений в окружающей среде Принятие риска

Просчитываемая альтернативность Фиксируется небольшое количество факторов неопределенности. Можно выделить основные варианты развития и стратегии организации с указанием на качественном уровне влияния факторов неопределенности Снижение риска Передача риска

Множественность альтернатив Факторы неопределенности преобладают. Рыночная среда допускает стратегию развития организации с учетом неопределенности. Часть факторов риска не имеет количественной вероятностной оценки Передача риска Отказ от риска

Неопределенность Имеется множество трудно идентифицируемых факторов влияния внешней и внутренней среды, с учетом которых создается неопределенность в развитии организации Отказ от риска

6 Генералова Н, Соколова Н. Гудвилл в МСФО (IFRS) 3 «Объединение бизнеса» // Бухгалтерский учет. 2005. № 14.

3. Для каждого состояния неопределенности должны быть обоснованы риск-стратегии с оценкой параметров страхования, страховой премии и условий возмещения убытка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чем выше неопределенность, тем большую значимость приобретают качественные методы анализа и принятия решений в страховании, тем выше требования к менеджменту страховых компаний.

С этих позиций риск и неопределенность можно рассматривать и как опасность, и как возможность, шанс. В таких условиях управление риском сводится к его оптимизации с учетом получения определенных выгод (дохода, прибыли). Например, получение определенного дохода при минимальном риске или максимизация дохода при фиксированном риске (портфельные инвестиции).

Быстрый рост бизнеса обычно сопровождается увеличением убытков и потерь организаций. Управление рисками становится насущной потребностью финансового и промышленного секторов экономики. Но в настоящее время в законодательных документах отсутствует понятие «управление рисками». Нет ни стандартов, ни единых подходов к определению рисков, критериев их систематизации

и оценки7. Поэтому большинство организаций пытается управлять рисками интуитивно, часто после наступления негативных последствий.

Один из основных инструментов управления рисками — страхование. Но среди клиентов страховых компаний в основном крупный бизнес. По оценкам рейтингового агентства «Эксперт-РА», в первом полугодии 2005 г. на 100 крупнейших страховщиков пришлось 83,8 % совокупной премии, собранной на рынке. При этом 30 страховых компаний, а это примерно 2-3 % от общего числа страховщиков, обслуживают риски практически всех крупнейших компаний холдингов8.

Страховщики с явной осторожностью относятся к сфере страхования нематериальных активов. Страхование рисков является сегодня исключением, а не правилом. Тем не менее существуют предпосылки, основания и инструменты для развития страхования в этой сфере, и можно надеяться, что в страховом деле появится новый продукт — страхование деловой репутации (гудвилла).

7 Власова Л. Управление рисками: интуитивный расчет // Экономика и жизнь. 2005. № 42. С. 35.

8 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.