УДК 004.89
АО. Меренков ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В ОБЛАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ
Аннотация. В статье рассматриваются интеллектуальные транспортные системы как интенсивный способ разрешения транспортных проблем в ведущих странах мира. В работе рассматривается зарубежный опыт Японии, Китая, Европейского союза и Соединенных Штатов Америки в области реализации интеллектуальных транспортных систем, а также возможность применения этого опыта в Российской Федерации, даны рекомендации по институциональным преобразованиям при реализации интеллектуальных транспортных систем.
Ключевые слова: интеллектуальные транспортные системы, дорожно-транспортные происшествия, ИТС-Япония, ИТС-Европа, экстренный вызов, транспортный коллапс, пропускная способность, транспортный поток.
Artem Merenk)v INTERNATIONAL EXPERIENCE
IN THE EMPLEMENTATION
OF THE INTELLIGENT TRANSPORTATION SYSTEM
Annotation. The article considers the intelligent transport systems as an intensive way to resolve traffic problems in the leading countries of the world. The paper deals with international experience of Japan, China, the European Union and the United States in the implementation of intelligent transport systems, and the ability to apply this experience in the Russian Federation, made recommendations for institutional change in the implementation of intelligent transport systems.
Keywords: intelligent transportation system, traffic accidents, ITS Japan, ITS Europe, the emergency call, traffic jams, bandwidth, traffic flow.
Даже при наличии суперсовременных технологий, которыми изобилуют современные транспортные средства, управление автомобиля по прежнему является опасным и потенциально смертельным видом деятельности. Вероятность возникновения аварийных ситуаций особенно высока в крупных городах, где из-за наложения друг на друга транспортных магистралей сложилась настолько сложная система, что в любой момент может произойти сбой и что-то пойдет не так. Подобная система зависит от большого числа элементов и если ничего не изменить, то печальных событий не избежать. Тем не менее, всегда есть простор для положительных изменений, которые позволят избежать рисковых ситуаций и минимизировать негативный эффект. Традиционным решением подобных транспортных проблем является расширение дорог и шоссе. Однако, это лишь краткосрочное, количественное решение проблемы, которое не позволяет избавиться от нее, ведь число автомобилей на трассе также будет продолжать расти. В этой связи, национальная программа в области ИТС будет попыткой решить эти проблемы качественно [1], при помощи достижений науки и техники [3]. ИТС достигает подобного эффекта при помощи объединения оборудования, программного обеспечения и сетей, необходимых для сбора, обработки и передачи информации всем участникам дорожного движения.
Интеллектуальные транспортные системы (ИТС) - это сложная инженерная конструкция, которая может уменьшить аварийность и опасность на дороге путем реализации комплексных информационных систем, обеспечивающих управление трафиков и позволяющих оперативно обращаться в скорую медицинскую помощь (СМП) в случае возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Кроме того, ИТС играют важнейшую роль с точки зрения обеспечения национальной безопасности. Не случайно, данная технология управления транспортом еще 20-30 лет назад получила широкое распространение в Соединенных Штатах Америки, Японии, Германии, Франции, Китае. На
© Меренков А.О., 2015
Экономика: проблемы, решения и перспективы
заре развития ИТС перечисленные выше страны точно также, как сегодня Россия столкнулись с транспортным коллапсом [4], невозможностью при помощи имеющихся средств управлять движением транспорта, высокая смертность на дорогах.
Для решения перечисленных выше задач рядом экспертов предлагалось несколько путей:
- А) экстенсивный (до сих пор активно применяющийся в России), связанный со строительством дорожной инфраструктуры. Совокупность данных тактических приемов также необходима, однако, не решает глубинных проблем, связанных с образованием заторов;
- Б) интенсивный. Предлагает в качестве решения транспортных проблем оптимизацию и управление транспортными потоками при помощи внедрения современных средств науки и техники, иными словами речь идет об ИТС.
На основе глубокого анализа правительствами зарубежных стран был выбран интенсивный путь решения транспортных проблем, ведь ИТС - следующий уровень в развитии пропускной способности транспортных потоков автострад, который является эффективным и безопасным. Правительство Соединенных Штатов Америки поддерживает и активно развивает ИТС, как наиболее полезный способ решения проблем трафика, отличный от стандартного способа строительства новых дорог.
Общей целью для всех организаций, занимающихся продвижением ИТС, является повышение безопасности дорожного движения и повышение эффективности поездок на городских магистралях. Это те ключевые вопросы, которые оказывают воздействие на жителей мегаполисов в ежедневном режиме. Для примера, при возникновении дорожно-транспортного происшествия, время реагирования и приезда медицинских служб является критическим. Секунды в данной ситуации - грань между жизнью и смертью, поэтому СМП должна прибывать на место происшествия в считанные секунды или минуты. Если система вызова СМП интегрирована в ИТС , то медицинские службы получают информацию и координаты с места ДТП в течение нескольких секунд, что позволяет ежедневно спасать сотни и даже тысячи жизней.
Следующим шагом по повышению безопасности на дорогах является сокращение рисков, которые могут стать причиной ДТП. Это предполагает сокращение заторов, быструю эвакуацию автомобилей с места аварии, а также регулярный мониторинг транспортных каналов на предмет опасных зон и препятствий. Проблема заключается в том, что реализация подобной программы требует большого числа рабочей силы, особенно если речь идет о таком крупном городе, как Лос-Анджелес [5]. Говоря об опыте США, то здесь, также как и в Японии, институциональная форма организации предусматривает активную роль министерства транспорта. На федеральном уровне государственная программа была принята конгрессом в 1991 году, еще 5 лет продолжался процесс разработки программ и стандартов. Примечательно, что в юридическом аспекте реализации ИТС наблюдается свойство целостности, то есть система имеет характеристику к воспроизводству, обновлению законодательства.
Другим центром развития ИТС является Азия, где Япония занимается вопросом «умных» транспортных систем уже более 40 лет [7]. Первые попытки датированы 1973 годом. Следующим этапом стало создание в 1996 году национальной программы развития транспорта «ИТС-Япония». Для сравнения, первый центр организации дорожного движения появился в Москве в 2013 году. Опыт Японии примечателен не только институциональной организацией процесса реализации ИТС, который реализован на базе национальной стратегии развития ИТС, но и тем, что Япония в начале 21 века провозгласила себя страной «нулевых» целей на дорогах: 1 - нулевая потеря на дорогах; 2 - нулевые задержки на дорогах; 3 - нуль неудобств.
Еще одним «выходцем» с азиатского континента является наш стратегический экономический и политический партнер Китай. Развитием ИТС здесь с 1997 г. начало заниматься министерство коммуникаций. Пилотным проектом сдало создание «Национального центра инжиниринга и технологий
ИТС». В 21 веке поступательное развитие продолжилось на уровне привлечения науки и техники, что создало предпосылку для создания национальной концепции развития ИТС Китая, которая была принята в 2007 году. Отличительной чертой, которую необходимо использовать в России, является выбранная форма реализации ИТС [2], которая находится под тотальным контролем государства. Имеют место пятилетние планы, интегрированные в систему развития экономики.
На европейском континенте первые попытки создания ИТС наблюдались в 1991 году, когда была создана некоммерческая организация «ИТС-Европа» [6]. В 2006 году Европейский союз принял межгосударственную концепцию «Европа в движении. Устойчивая мобильность для нашего континента». В будущем планируется, что транспортные средства на автомобильном, железнодорожном и морском транспорте будут иметь навигационные системы и средства связи, подобные авиации, что создает предпосылки для создания континентальной системы управления транспортом. Одним из главных достижений организации «ИТС-Европа» является создание программы «экстренный вызов», суть которой заключается в том, что при возникновении ДТП транспортное средство автоматически отправляет координаты в ближайший медицинский центр, что снижает время реакции на происшествие и позволяет СМП прибыть на место в кратчайшие сроки.
Из приведенного выше опыта зарубежных стран можно сделать вывод, что в настоящее время разрыв в уровне развития ИТС между России и передовыми странами Запада можно охарактеризовать как цивилизационный, так как сегодняшнее состояние развития ИТС в нашей стране соответствует уровню развития «ИТС-Япония» 1975-1980 г. Вместе с тем, отметим, что во всех рассмотренных примерах реализация ИТС начиналась с институциональных преобразований, придания ИТС статуса национального проекта и разработки соответствующей федеральной программы, создания многолетних планов развития науки и техники в стране. Данный вывод может лечь в основу рекомендации при реализации ИТС в Российской Федерации.
Библиографический список
1. Донченко, В. В. Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения в автотранспортных предприятиях различных форм собственности: учеб. пособ. / В. В. Донченко, А. А. Степанов, К. А. Ибраев. - М. : НИИАТ, 2008. - 128 с.
2. Кичеджи, В. Н. Москва. Транспортные проблемы мегаполиса / В. Н. Кичеджи, К. Хатояма. - М. : ДПК Пресс, 2010. - 284 с.
3. Комаров, В. В. Интеллектуальные задачи телематических транспортных систем и интеллектуальная транспортная система / В. В. Комаров, С. А. Гараган // Т-Сотт - Телекоммуникации и Транспорт. - 2012. - № 4. - С. 34-38.
4. Меренков, А. О. Понятие и сущность интеллектуальных транспортных систем. Особенности внедрения зарубежного опыта в Российской Федерации / А. О. Меренков // Управление экономикой и стратегии развития России - 2014: Материалы международного управленческого форума. - Вып. 2 - М. : ГУУ, 2014. -С. 187-189.
5. Интеллектуальная транспортная система Соединенных Штатов Америки [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.itsa.org (дата обращения : 13.04.2015).
6. Европейская интеллектуальная транспортная система [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.ertico.com (дата обращения : 13.04.2015).
7. Интеллектуальная транспортная система Японии [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.its-jp.org (дата обращения : 13.04.2015).