Научная статья на тему 'Зарубежный опыт управления использованием природных ресурсов'

Зарубежный опыт управления использованием природных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2470
308
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / УПРАВЛЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСАМИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ / NATURAL RESOURCES / MANAGEMENT OF NATURAL RESOURCES / REGIONAL POLICY / FOREIGN EXPERIENCE OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Безгубова Анна Александровна

В зависимости от формы государственного устройства в целях наиболее эффективного управления использованием природных ресурсов применяются различные схемы сочетания макрои микроинструментов. На Западе региональная политика природопользования и защиты окружающей среды начинается с региональных программ, аккумулирует в себе целевые задачи, приоритетность которых бесспорна. Доходы от эксплуатации природных ресурсов в зарубежных странах, как правило, изымаются через систему налогов, ориентированных на изъятие природной ренты у пользователя природными ресурсами. Зарубежный опыт природопользования показывает, что на практике широко применяются методы как прямого, так и косвенного регулирования качеством окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE OF MANAGEMENT OF NATURAL RESOURCES

Depending on the form of government in order to secure more effective management of natural resources different schemes of combining macro and microinstruments. In the West regional policy of nature management and environmental protection begins with regional programs, accumulates the targets, priority of which is indisputable. The revenues from the exploitation of natural resources in foreign countries, usually are confiscated through taxes, focused on the withdrawal of natural rent from the user of natural resources. Foreign experience of environmental management shows that in practice widely used methods of direct and indirect regulation of environmental quality.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт управления использованием природных ресурсов»

The basic principles of appraisal of value of the cultural heritage real estates, feature of application of approaches and methods of valuation are considered.

Keywords: appraisal, real estate, cultural heritage, value.

Repkin Andrey Viktorovich, candidate of economic Sciences, docent, a.repkin68@mail.ru, Russia, Tula, Tula University (TEI)

Shibaeva Natalia Andreevna, And the main specialist of the sector of mortgage expertise on transactions customer segments "Middle" of the Department on work with collateral, shib@mail.ru, Russia, Tula, Tula OSB №8604 of JSC "Sberbank"

УДК 502.14

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

А.А. Безгубова

В зависимости от формы государственного устройства в целях наиболее эффективного управления использованием природных ресурсов применяются различные схемы сочетания макро- и микроинструментов. На Западе региональная политика природопользования и защиты окружающей среды начинается с региональных программ, аккумулирует в себе целевые задачи, приоритетность которых бесспорна. Доходы от эксплуатации природных ресурсов в зарубежных странах, как правило, изымаются через систему налогов, ориентированных на изъятие природной ренты у пользователя природными ресурсами. Зарубежный опыт природопользования показывает, что на практике широко применяются методы как прямого, так и косвенного регулирования качеством окружающей среды.

Ключевые слова: природные ресурсы, управление использованием природных ресурсами, региональная политика, эксплуатация природных ресурсов, зарубежный опыт природопользования.

В странах с рыночной экономикой исследователи выделяют две основные цели государственного вмешательства в развитие регионов:

-"справедливость", т.е. такое размещение (пространственная организация) экономической деятельности, при котором жители всех регионов государства имеют более или менее равные возможности достичь желаемого благосостояния [1];

- "эффективность", которая требует рационального использования экономического потенциала каждого региона в целях общенационального благосостояния.

При этом они отнюдь не отказываются от форм прямого государственного воздействия, особенно в части охраны окружающей среды и природных ресурсов.

В отдельных странах существуют разные принципы разделения между центральными и региональными властями функций в сфере региональной политики управления развитием минерально-сырьевого потенциала, специфические схемы сочетания макро- и микроинструментов [2]. Под макроэкономическими инструментами понимаются рычаги монетарной, фискальной и торговой стратегии государства, под микроэкономическими -рычаги непосредственного воздействия на предпринимателей (капитал) и на рабочих (труд) с целью эффективного вовлечения в воспроизводственный процесс природного капитала.

В унитарных государствах региональная политика использования минерально-сырьевого потенциала проводится в основном центральным правительством, которое в равной степени пользуется макро- и микроэкономическими инструментами. В странах с федеральным устройством макроэкономическими инструментами в большей степени пользуется центральное правительство, а микроэкономическими инструментами - администрации субъектов Федерации (США, Австралия). Хотя и у такой схемы есть свои недостатки - сложность проведения государственной научно-технической политики, сложность прогнозирования развития стратегически важных отраслей и т.д.

На Западе региональная политика природопользования и защиты окружающей среды начинается с региональных программ, аккумулирует в себе целевые задачи, приоритетность которых бесспорна [3]. В этом механизме все большее значение приобретает система "прогноз - программа - финансовое планирование". В соответствии с современной методологией целевые программы развития регионов должны включать цели трех основных типов:

- рациональное размещение производств. Он включает вовлечение в хозяйственный оборот новых видов ресурсов и их эффективное использование; достижение рациональной специализации регионов; формирование комплексов, наиболее полно использующих местные возможности и ресурсы.

- ресурсно-экологическое устойчивое развитие. Этот тип направлен на установление рациональных масштабов потребления природных и экологических ресурсов; предотвращение или ограничение отрицательных антропогенных воздействий на природу, наносящих ущерб жизнедеятельности населения и развитию экономики; создание условий для туризма и отдыха.

- обеспечение нормальных эколого-экономических условий проживания и одинакового уровня жизни. Предотвращение деградации депрессивных районов, уменьшение последствий безработицы, обеспечение занятости населения, выравнивание уровня доходов, стимулирование миграции трудовых ресурсов в нужном направлении.

Многие из них трактуют это понятие как выражение общественных потребительских предпочтений. Большинство зарубежных ученых экономи-

стов признают, что экономические исследования в области монетарной оценки продуктов окружающей среды находятся в состоянии развития. При отсутствии традиционной кривой спроса и рыночной цены, на многие товары окружающей среды разработан ряд нерыночных административных методов управления их качеством. В то же время, все они согласны с тем, что единственный метод добиться экологической устойчивости - это обеспечить, итерацию условий экологической устойчивости в экономические модели.

Вероятно, справедливо утверждение представителей первой и второй "школы", ибо изменяться должны и сами экономические измерители в сторону их "экологизации" и производительные силы, которые развиваются под воздействием этих измерителей [3].

Современный административно-экономический механизм управления охраной окружающей среды и рациональным природопользованием за рубежом сформировался но сути в последние два - три десятилетия. Он до настоящего времени не представляет собой достаточно развитую систему, но несмотря на это, становится важным, постоянно действующим фактором экономической жизни. Несмотря на многие преимущества методов косвенного рыночного регулирования, эти методы не только не вытеснили инструменты прямого регулирования, т.е. административного управления, но и приобрели самостоятельное значение в арсенале экологической политики и природопользования вообще.

В настоящее время стало традиционным использование как инструментов прямого регулирования (или административного), так и экономического (рыночного) стимулирования [4]. Типология экономических инструментов для контроля за загрязнением окружающей среды в промышленно развитых странах представлена в таблице.

Типология экономических инструментов для контроля за загрязнением окружающей среды в промышленно развитых странах

^п инструмента Общее описание

1 2

ПЛАТЕЖИ

Платежи за загрязнение Плата производится за выброс загрязняющих веществ в окружающую среду, размеры платежей зависят от количества и состава выбросов

«Стимулирующие» платежи Средства, поступающие от платежей, не возвращаются к «загрязнителям»

Распределяемые платежи Средства, поступающие от платежей, возвращаются к «загрязнителям» в форме субсидий на установку нового контрольного оборудования

Окончание

1 2

Потребительские платежи Взимаются с целью компенсации затрат на коллективный, общественный экологический контроль

Товарные платежи / дифференцированные наполз Взимаются в форме надбавки к цене экологически грязных либо трудно унифицируемых продуктов

Административные платежи Контрольные и разрешительные платежи

СУБС] ИДИИ

Дотации (безвозвратные ссуды) Безвозвратные формы финансовой помощи, оказываемой для принятия экстренных мер но сокращению загрязнения

Льготные займы. Налоговые скидки. Займы, связанные с принятием мер но сокращению загрязнения и выдаваемые под пониженный процент. Ускоренная амортизация, освобождение от налогов, платежей или налоговые скидки, допускаемые в случае принятия конкретных мер по сокращению загрязнения

Доходы от эксплуатации природных ресурсов в зарубежных странах, как правило, изымаются через систему налогов, ориентированных на изъятие природной ренты у пользователя природными ресурсами. В государствах, богатых природными ресурсами, практикуются такие налоги, как роялти, налог суверена такс, специальные налоги на прибыль добывающих компаний, дифференцированные рентные платежи, земельный налог и т.д.

Кроме того, доходы от эксплуатации природных ресурсов могут перераспределяться на основе договоров о разделе продукции и другими способами.

Опыт многих государств показал, что механизмы взимания налогов достаточно разнообразны. С учетом специфических условий развития России, нами могут быть заимствованы различные элементы управления: рентное регулирование, страхование, административные запретительные платежи и т.д. [5].

Методы косвенного, рыночного (налогового, ценового) экологического регулирования могут рассматриваться как наиболее оптимальный экономичный путь достижения стандартов качества окружающей среды. В контексте проблем снижения загрязнения, методы экономического стимулирования имеют явные преимущества перед методами прямого регулирования, поскольку они предполагают определенную эффективность затрат и побуждают производителей к технологическим новациям.

Таким образом, зарубежный опыт природопользования показывает, что на практике широко применяются методы как прямого, так и косвенного регулирования качеством окружающей среды.

Список литературы:

1. Иватанова Н.П., Безгубова А.А., Грязнова Е.А. Экономические проблемы регионального управления природопользованием и окружающей природной средой. Материалы Международной конференции «Социально-экономические и экологические проблемы горной промышленности, строительства и энергетики». Донецк; Минск; Тула: Изд-во ТулГУ, 2010, Т.1, С.612 - 615.

2. Конобеев, Ю. В. Эволюция и гармонизация экологического учета: международный опыт и проблемы адаптации для российских организаций// Учет и статистика. 2006. № 1. С. 153-160.

3. Тараненко Ю.В. К вопросу о развитии социо-эколого-экономической системы // Birarn СумДУ Сер. Економша, 2008, №2 1. С. 101-105

4. Хлынин Э.В. Различия понятий «экономическая безопасность» и «национальная безопасность» // Учет и статистика. 2014. № 4. С. 88-95.

5. Трутнев Ю.П. Основные направления реформирования в области экологии // Экология производства, 2008. №7. С.6-12.

Безгубова Анна Александровна, канд. экон.наук, доц., elf1310@bk.ru, Россия, Тула, Частная образовательная организация высшего образования ассоциация «ТУЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ(ТИЭИ)»

FOREIGN EXPERIENCE OF MANAGEMENT OF NATURAL RESOURCES

АЛ. Bezgubova

Annotation: Depending on the form of government in order to secure more effective management of natural resources different schemes of combining macro - and microinstruments. In the West regional policy of nature management and environmental protection begins with regional programs, accumulates the targets, priority of which is indisputable. The revenues from the exploitation of natural resources in foreign countries, usually are confiscated through taxes, focused on the withdrawal of natural rent from the user of natural resources. Foreign experience of environmental management shows that in practice widely used methods of direct and indirect regulation of environmental quality.

Keywords: natural resources, management of natural resources, regional policy, natural resources, foreign experience of management.

Bezgubova Апш Aleksandrovna, candidate of economy science, docent, elf1310@,bk.ru, Russia, Tula, Private educational organization of higher education Association "Tula University (TIEI)"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.