Научная статья на тему 'Зарубежный опыт таргетирования инфляции'

Зарубежный опыт таргетирования инфляции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
271
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
INFLATION / MONETARY POLICY / INFLATION TARGETING / EXCHANGE RATE / ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Доценко М.А., Караев И.К., Бердышев А.В.

В статье проводится исследование особенностей реализации денежно-кредитной политики в режиме таргетирования инфляции центральными банками Новой Зеландии, Канады, Великобритании и Германии, а также оценка его эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт таргетирования инфляции»

УДК 338.24

Экономические науки

Доценко М. А., студент 3 курса Финансово-экономического факультета

Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, Россия Караев И. К., студент 3 курса Финансово-экономического факультета

Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, Россия Бердышев А. В., к.э.н., доцент Департамента финансовых рынков и банков

Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, Россия

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ТАРГЕТИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ

Аннотация: В статье проводится исследование особенностей реализации денежно-кредитной политики в режиме таргетирования инфляции центральными банками Новой Зеландии, Канады, Великобритании и Германии, а также оценка его эффективности.

Ключевые слова: инфляция, денежно-кредитная политика, инфляционное таргетирование, валютный курс, экономический рост.

Annotation: The article studies the features of the implementation of monetary policy in the mode of inflation targeting by the Central banks of New Zealand, Canada, Great Britain and Germany, as well as the assessment of its effectiveness.

Keywords: inflation, monetary policy, inflation targeting, exchange rate, economic growth.

Основным условием, определяющим эффективность реализации центральным банком денежно-кредитной политики, является правильный выбор режима ее осуществления. Одним из вариантов денежно-кредитной стратегии, который становится все более популярным в последние годы, является режим таргетирования инфляции, в рамках реализации которого предполагается публичное объявление среднесрочных количественных

целевых показателей инфляции с обязательством монетарных властей по их достижению [4]. Насколько эффективен режим таргетирования инфляции в странах, которые его приняли?

Исследуем этот вопрос, анализируя опыт первых трех стран (Новой Зеландии, Канады и Великобритании), принявших инфляционное таргетирование, а также Германии, которая приняла многие элементы инфляционного таргетирования еще ранее. Таргетирование инфляции, как представляется, оказалось успешным с точки зрения повышения транспарентности денежно-кредитной политики и значительного снижения темпов инфляции в этих странах без каких-либо негативных последствий для производства [1].

Монетарная политика Германии характеризуется «гибридным» целевым ориентиром по инфляции, поскольку она предполагает установление явной количественной цель и имеет больше общих элементов с режимом таргетирования инфляции, чем с жестким применением правила монетарной цели. Ключевые элементы успешного режима инфляционного таргетирования -это гибкость и прозрачность, которые присутствуют в Германии, а также являются значимыми элементами режимов таргетирования инфляции в других странах.

Новая Зеландия стала первой страной, которая официально приступила к осуществлению инфляционного таргетирования с 1990 года, и добилась значительных успехов: эта страна, которая до принятия режима инфляционного таргетирования была подвержена высокой и неустойчивой инфляции, стала страной с низкими темпами инфляции и высокими темпами экономического роста. Однако опыт Новой Зеландии свидетельствует о том, что строгое соблюдение узкого целевого диапазона инфляции может привести к изменениям монетарной политики, которые могут оказаться более значительными, чем хотелось бы Центральному банку, и привести к ситуации подрыва доверия к регулятору даже в условиях контроля за инфляцией [5].

Режим таргетирования инфляции в Канаде был введен в 1991 году. Опыт этой страны свидетельствует о том, что система инфляционного таргетирования с менее жесткой институциональной структурой также может быть весьма успешной. Таргетирование инфляции помогло сохранить инфляцию на низком и стабильном уровне в Канаде. Как и в Германии, и Новой Зеландии, ключевым компонентом успеха Канады в области инфляционного таргетирования является твердая приверженность прозрачности и доведение стратегии денежно-кредитной политики до общественности. В рамках этой стратегии Банком Канады отмечалось, что таргетирование инфляции может способствовать смягчению колебаний цикла деловой активности, поскольку нижний предел целевого диапазона воспринимается настолько же значимо, как и верхний предел [2].

Соединенное Королевство утвердило целевые показатели инфляции в 1992 году после валютного кризиса для того, чтобы закрепить достигнутые в прошлом успехи в инфляционной сфере. До мая 1997 года инфляционное таргетирование проводилось в условиях жестких политических ограничений, то есть в рамках системы, в которой цели денежно-кредитной политики устанавливало Правительство, а не Центральный банк. Несмотря на этот недостаток, инфляционное таргетирование помогло обеспечить более низкие и стабильные темпы инфляции. Успех таргетирования инфляции в Соединенном Королевстве можно объяснить тем, что Банк Англии уделяет особое внимание транспарентности. Банк Англии продемонстрировал новые способы коммуникации с общественностью на основе отчета по инфляции. В этих условиях центральные банки многих других стран, использующих инфляционное таргетирование, переняли этот опыт для улучшения взаимосвязи с обществом [3].

Проведенный анализ международного опыта использования режима инфляционного таргетирования в рассмотренных странах свидетельствует о его высокой приспособленности к различным условиям каждой конкретной страны. Применение таргетирования позволяет обеспечить не только снижение

уровня инфляции и его поддержание в рамках основной цели, но и сокращение изменчивости других ключевых макроэкономических параметров. При этом транспарентность и гибкость, должным образом сбалансированные в оперативном плане, создают прочную основу для денежно-кредитной стратегии в целях обеспечения стабильности цен. Режим таргетирования инфляции оказался успешным, позволив странам поддерживать устойчиво низкие темпы инфляции.

Библиографический список:

1. Berg, Claes. "Experience of Inflation Targeting in 20 Countries," Sveriges Riksbank Quarterly Review, 1, 2005.

2. Thiessen, Gordon. "The Canadian Experience with Inflation Targeting," in Stabilization and Monetary Policy: The International Experience, Banco de Mexico (November 2000).

3. Mishkin, Frederic. "From Monetary Targeting to Inflation Targeting: Lessons from the Industrialized Countries," in Stabilization and Monetary Policy: The International Experience, Banco de Mexico (November 2000).

4. Remarks at a Panel on Inflation Targeting by Murilo Portugal Deputy Managing Director, International Monetary Fund Washington D.C. May 17, 2007.

5. Центр исследований деятельности центральных банков Руководство №29 Практика инфляционного таргетирования - 2012 Джилл Хэммонд http://www.cbr.ru/statichtml/file/17131/ccbshb29r.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.