Научная статья на тему 'Зарубежный опыт стратегических инноваций в экологическом управлении: региональный аспект'

Зарубежный опыт стратегических инноваций в экологическом управлении: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Краснопольский Борис Хананович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт стратегических инноваций в экологическом управлении: региональный аспект»

^^ Б. X. Краснопольский

№ 32006

Зарубежный опыт стратегических инноваций в экологическом управлении: региональный аспект

С 26 по 28 июня 2006 г. в г. Парк Сити, штат Юта, США, прошла ежегодная международная конференция Межштатной рабочей группы по природопользованию (Multi-State Working Group on Environmental Performance — MSWG, http:// www.mswg.org), посвященная обобщению опыта и методологических, и методических подходов в решении проблем взаимодействия федерального правительства, региональных органов, бизнес-корпораций и общественных ассоциаций во внедрении современных механизмов экологического управления и международных экологических стандартов в ресурсодобывающих регионах.

С основным докладом, подводящим итоги деятельности MSWG за предыдущий период, на первом пленарном заседании выступил президент этой рабочей группы Джеф Смоллер (Jeff Smoller), который по основной своей деятельности является директором департамента природных ресурсов штата Висконсин.

MSWG была создана в 1996 г. как неформальное объединение ряда штатов США при поддержке федеральных органов и крупных бизнес-структур-недропользователей. Основная формула деятельности группы кратко формулируется следующим образом: «Думай экологически и действуй экономически». Деятельность этой группы сфокусирована на изучении и обобщении опыта внедрения систем экологического управления на всех уровнях исполнительской власти и во всех секторах экономики страны, а также международного опыта в данной области, и использовании этого опыта в регионах, межрегиональных отношениях и взаимодействиях государства, регионов, бизнеса и негосударственных организаций.

На первом пленарном заседании с весьма интересным сообщением выступил также губернатор штата Юта Ион Хантсман (Jon Huntsman, Jr.). В своем обращении к участникам конференции он высоко оценил деятельность MSWG и ее регионального представительства в штате Юта, а также характеризовал основные направления политики законодательных и исполнительных органов штата в формировании взаимосвязанной региональной системы экологического управления и ее влияния на поддержание социально-экономической стабильности и устойчивости развития штата как целостного социо-природного образования.

Необходимо также отметить весьма содержательные доклады Джима Коннауг-тона (Jim Connaughton), председателя Совета по качеству природной среды при президенте США (President's Council on Environmental Quality), который является высшим органом исполнительной власти США в области экологического управления, а также мэра г. Солт-Лейк-Сити (столицы штата Юта) Роки Андерсона (Rocky Anderson) и мэра г. Парк Сити Даны Вильямса (Dana Williams).

В первом докладе были отражены результаты деятельности федерального правительства в разработке и реализации стратегических инноваций в экологическом управлении по основным федеральным ведомствам и экономическим секторам и роли в этих преобразованиях Агентства США по охране природы (Environmental Protection Agency — EPA), в частности — на базе использования такого инструментария, как договор исполнительного партнерства (Performance Partnership Agreements — PPAs) этого агентства с регионами и крупными компаниями и корпорациями. Были также охарактеризованы итоги исполнения директивы президента США о разработке и внедрении до конца 2005 г. взаимосвязанных систем экологического менеджмента (СЭМ) по всем министерствам, агентствам и ведомствам США, включая даже такие ведомства, как министерство обороны и НАСА.

Здесь необходимо подчеркнуть, что использование СЭМ в США уже давно вышло за рамки только корпоративного управления крупных компаний, как это до сих

пор понимается в России. Эти системы пронизывают все механизмы как хозяйственного, так и социально-экономического развития и общественного управления. Основной упор во внедрении инноваций в данной области в настоящее время делается на разработке инструментария интеграционных процессов и согласовании методов функционирования СЭМ по всем секторам национальной экономики и ее региональным субъектам.

Доклады мэров двух городов штата Юта были посвящены практике организации и функционирования систем экологического менеджмента на уровне муниципальных образований. В качестве особенностей этих докладов можно отметить то, что оба докладчика продемонстрировали очень серьезное отношение к методам привлечения общественного внимания, общественных организаций и буквально каждого жителя городов к повседневной работе по контолю за состоянием окружающей среды и рациональным природопользованием. В этом отношении разрабатываются и тестируются многие инновации, что позволяет осуществлять глубокий общественный мониторинг за хозяйственной деятельностью различных субъектов в части реализации продекларированной ими природосберегающей политики.

Работа конференции была организована в виде четырех секций, отражающих логику совершенствования взаимоотношений хозяйствующих субъектов и общества по всей цепочке экологического управления, проводимую рабочей группой: Секция № 1 — Частный сектор; Секция № 2 — Общественный сектор; Секция № 3 — Сотрудничество и кооперация; Секция № 4 — Международное сотрудничество. На заседания секций были вынесены доклады, характеризующие опыт и практику разработки и внедрения различного рода систем экологического управления и корпоративного эко-менеджмента в различных экономических секторах и территориальных образованиях.

Главной связующей нитью секционных заседаний была вновь предложенная рабочей группой инициатива, которая получила название «Путь на Вашингтон — создание законодательства в природопользовании, поддерживающего инновации и исполнительство» («The Path to Washington — establishing an environmental law that supports innovations and performance»). Стратегическая идея этой инициативы заключается в переосмыслении и ревизии всего накопленного в США законодательства в области экологического управления и природопользования и выработке предложений по новой законодательной политике, которая бы в гораздо большей степени обеспечивала согласование природопользовательского законодательства с новыми реалиями экономического и социального развития страны и быстро меняющимися тенденциями ее внешнеэкономической и политической деятельности в условиях активно развивающихся процессов глобализации.

Конференция в г. Парк Сити представляла собой первый форум, на котором достаточно детально и в довольно обостренных дискуссиях обсуждались методология и методика реализации этого национального проекта, а также роли его отдельных исполнителей, организационные, административные, логистические и финансовые вопросы.

На заседании международной секции конференции в г. Парк Сити был представлен доклад, посвященный демонстрации российско-американского исследовательского и образовательного проекта по развитию кооперации в области экологического управления, совместно разработанного ИЭИ ДВО РАН, РАГС при президенте России и MSWG. В качестве экспериментального региона России, на примере которого может быть реализован данный проект, предлагается Дальневосточный федеральный округ (ДФО), являющийся наиболее характерной территорией с ярко выраженными проблемами в организации механизмов экологического управления и требующий новых инновационных подходов к рациональному освоению природно-ресурсного потенциала. Географически ДФО принадлежит к северной зоне АТР и непосредственно граничит с американским штатом Аляска, который даже сам по себе может выступать прямым аналогом организации системы природопользования

12*

179

^^ Б. X. Краснопольский

№ 3*2006

и экологического управления для многих ресурсодобывающих территорий как Дальнего Востока, так и районов Севера, Урала, Западной и Восточной Сибири. Кроме того, ДФО является регионом, долгосрочное развитие которого (совместно с зоной Забайкалья) определяется специальной государственной программой освоения его природных ресурсов и развития производительных сил, что дает значительно большие возможности для системного внедрения в практику через механизмы данной программы выявленных из американского опыта прогрессивных подходов и инноваций к экологическому управлению на региональном уровне.

В целом конференция в г. Парк Сити показала, что концентрация и консолидация усилий различного профиля специалистов, направленных на проработку и разрешение проблем совершенствования систем экологического управления в США в рамках такой добровольной общественной институциональной структуры, как Межштатная рабочая группа — MSWG, может принести серьезный комплексный эффект для повышения устойчивости экологического и социально-экономического развития страны.

Что касается методологических и прикладных результатов данной конференции, имеющих значение как для научного сообщества в целом, так и для российской практики экологического управления в частности, то эти результаты можно свести к следующим:

1. В материалах конференции, как, впрочем, и в научной литературе последних лет, все большее отражение находит методологический подход, в котором природная среда выступает в качестве равноправного субъекта всех общественных отношений (политических, экономических, социальных, правовых), а не пассивного объекта в системе взаимосвязей и взаимовлияний основных структурных элементов этих отношений. Такой подход возник и развивается скорее на базе интуитивных восприятий исследователями реалий окружающей действительности, он еще не осмыслен и не описан достаточно полно теоретически.

2. Доклады и материалы конференции показали также, что существует весьма серьезная проблема в российской интерпретации той англоязычной терминологии, которая формируется в настоящее время в этом сравнительно новом научном направлении — экологическом управлении. Например, в английском языке существует несколько базовых терминов теории экологического управления, каждый из которых имеет свою специфику, которая в переводе на русский язык не всегда понимается адекватно. Основной термин — Environmental Management — дословно должен переводиться как управление, связанное с окружающей средой, но в русской интерпретации переводится как экологический менеджмент, экологическое управление или даже как управление природопользованием. Из этого видно, что дословный перевод базового термина, определяющего предмет теории Environmental Management, имеет гораздо более широкое значение, чем его переводы на русский язык, адаптированные к устоявшейся терминологии в этой области в России. Ближе всего смысл словосочетания Environmental Management отражает российское словосочетание экологическое управление, но в любом случае подобная «подгонка» английской терминологии к российским аналогам несет в себе риск потери реального смысла изучаемого предмета или явления.

В англоязычной научной литературе в области экологического управления в последние годы появились новые термины, расширяющие или углубляющие предмет исследований в данной области науки. Это такие термины, как Environmental Performance — дословно: исполнительская деятельность, связанная с окружающей средой. Этот термин применяется в основном тогда, когда анализируются проблемы формирования и функционирования различного рода институциональных структур (экономических, законотворческих, социальных, общественных, контролирующих и др.), влияющих на экологическое управление.

Недавно в научный оборот был введен и такой термин, как Environmental Empowerment — дословно: уполномочивание (предоставление прав), связанное с окружа-

ющей средой. Здесь имеются в виду вопросы представительства «интересов» природной среды в различный общественных образованиях, а именно — каким общественным структурам или группам должны быть предоставлены права защиты «интересов» природы, чтобы это представительство достаточно объективно отражало нужды природной среды в воспроизводстве ее компонентов. В данном случае ответы на эти вопросы в значительной мере связаны с решением характеризованной выше проблемы определения субъектности природной среды как равноправного элемента, функционирующего в различный системах и подсистемах общественных отношений. С этим термином связано и вновь формирующееся направление исследований в области защиты «прав природы», что представляется не менее важным, чем защита прав человека или прав на демократические свободы человеческого сообщества.

Последнее время в научной литературе часто используется и такой термин, как Environmental Sustainability — дословно: устойчивость, связанная с окружающей средой. То есть речь здесь идет об устойчивости социально-экономических систем разного уровня в тесной связи и взаимозависимости с процессами, протекающими в природной среде. Но в российской литературе этот термин обычно переводится как устойчивость природной среды, что искажает его смысл и выводит данный термин вообще из сферы общественных наук в сферу наук естественных.

3. В прикладном плане конференция в г. Парк Сити показала достаточно высокую результативность механизмов работы такой общественной институциональной структуры, как Межштатная рабочая группа — MSWG. Собрав под одной крышей достаточно мощные научные силы и опытных специалистов-практиков, эта группа акцентировала свою деятельность на изучении и обобщении именно региональной практики совершенствования экологического управления, т.к. в значительной степени именно на региональном уровне рождаются основные инновации в данной области управления.

Итак, можно констатировать, что конференция MSWG в г. Парк Сити дала возможность получить достаточно новую для России информацию о направлениях, содержании и результатах деятельности этой общественной организации и тех стратегических инновациях, которые используются в американской практике для коренного реформирования системы экологического управления как на национальном, так и в особенности на региональном уровне. Кроме того, решениями конференции была оказана определенная поддержка выдвигаемого российскими и американскими специалистами проекта по развитию совместных исследований и образователь-нык программ в области совершенствования инструментария и механизмов экологического управления в России на региональном уровне на базе использования американского опыта решения данных проблем.

Б. X. Краснопольский

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.