зарубежный опыт создания зон свободной торговли
Надежда ВОЛОВИК
Заведующий лабораторией внешнеэкономической деятельности Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара. Е-таН; [email protected]
Кризисные явления в глобальной экономике стали импульсом к ускорению интеграционных процессов, которое особенно заметно проявилось в странах Восточной и Юго-Восточной Азии. В статье дается краткая характеристика действующих соглашений о создании зон свободной торговли с участием Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН+1). Учитывая заинтересованность российской стороны в расширении интеграционных процессов, изучение зарубежного опыта функционирования зон свободной торговли представляется весьма полезным.
Ключевые слова: зона свободной торговли, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Евразийский экономический союз.
Создание сети соглашений о свободной торговле является одним из ключевых направлений торговой политики Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Решением Высшего Евразийского экономического совета от 26 декабря 2016 г. № 18 «Об Основных направлениях международной деятельности Евразийского экономического союза на 2017 год» установлено, что одним из приоритетных направлений международной деятельности ЕАЭС является «взаимодействие с региональными интеграционными объединениями, международными организациями, правительствами третьих государств и бизнес-сообществами, которые проявляют заинтересованность в сотрудничестве с Союзом, в целях проведения с ними переговоров официальных представителей Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия), заключения международных договоров, в том числе о торгово-экономическом сотрудничестве и формировании зон свободной торговли, подготовки и подписания меморандумов о взаимопонимании, а также обеспечения работы в рамках подписанных ранее меморандумов»1.
В настоящее время функционирует зона свободной торговли (ЗСТ) между ЕАЭС и Социалистической Республикой Вьетнам, про-
рабатываются соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Египтом, Израилем, Индией, Ираном и Сингапуром, ведутся переговоры об установлении единого преференциального торгового режима между всеми государствами-членами ЕАЭС и Сербией. По завершении пятого раунда переговоров Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) и Министерство коммерции Китая 1 октября 2017 г. подписали совместное заявление о принципиальном завершении переговоров о Соглашении о торгово-экономическом сотрудничестве. Проводится юридико-техниче-ская правка положений Соглашения, которое может быть подписано в начале 2018 г. Другими потенциальными партнерами для ЕАЕС являются Южная Корея, Камбоджа, Чили, Таиланд, Монголия и т.д.
По итогам 12-го Восточно-Азиатского саммита, проходившего в столице Филиппин Маниле в ноябре 2017 г., премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что Евразийский экономический союз может заключить соглашение о зоне свободной торговли с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
Страны АСЕАН имеют богатый интеграционный опыт - ими заключено более 80 дву- и многосторонних региональных торговых со-
1 Решение Высшего Евразийского экономического совета от 26 декабря 2016 г. № 18 «Об Основных направлениях международной деятельности Евразийского экономического союза на 2017 год».
глашений (РТС). Так, в настоящее время функционируют многосторонние РТС (так называемые АСЕАН+1) АСЕАН-Китай, АСЕАН-Индия, АСЕАН-Республика Корея и АСЕАН-Австралия-Новая Зеландия, АСЕАН-Япония.
При создании ЗСТ страны Юго-Восточной Азии, как правило, опираются на геополитические отношения и дипломатию, а не на чистую экономическую стратегию. Большинство азиатских стран применяют подход «обучение через практику», в рамках которого интеграционные объединения создаются в процессе пересмотра и ревизии, позволяющих скорректировать первоначальные положения уже заключенных соглашений.
Так, Сингапур прилагает усилия для создания амбициозных, глубоких и всеобъемлющих ЗСТ для либерализации торговли и инвестиций, в то же время в процессе переговоров с партнерами из развивающихся стран он проявляет гибкость, позволяющую идти на менее амбициозные договоренности. Менее развитые страны АСЕАН (Камбоджа, Индонезия, Лаос, Мьянма, Филиппины и Вьетнам) не решаются брать на себя обязательства по глубокой либерализации и не готовы открывать сельскохозяйственный, текстильный и швейный сектора своей экономики для внешней конкуренции. Япония и Южная Корея стремятся к расширению региональной интеграции в производственном секторе в целях укрепления существующих региональных производственно-сбытовых цепочек. Эти страны, как правило, сохраняют протекционистский подход в вопросах сельского хозяйства. Китай не готов принимать на себя обязательства по вопросам регулирования интеллектуальной собственности, государственных закупок и конкуренции.
АСЕАН-Китайская Народная Республика (АСРТА)
Самым крупным по суммарной численности населения стран Ассоциации, подписавших интеграционные соглашения, является Соглашение о зоне свободной торговли АСЕ-
АН с Китаем. ЗСТ АСЕАН-Китай включает Соглашение о торговле товарами, вступившее в силу в 2005 г. С июля 2007 г. вступило в силу Соглашение о торговле услугами, которое предоставляет национальный режим услугам и поставщикам услуг, и с февраля 2010 г. - Инвестиционное соглашение, призванное сформировать прозрачное пространство взаимных инвестиций и либерализовать инвестиционный климат стран-участниц.
Для Китая Соглашение с АСЕАН стало первым крупным соглашением после присоединения страны к ВТО в 2002 г. К тому же Китай стал первой страной в Азии, которая заключила Соглашение с АСЕАН как с интеграционным объединением стран. Документ отражает долгосрочные китайские амбиции по укреплению безопасности и политической уверенности в Юго-Восточной Азии, а также направлен на установление хороших экономических отношений с Ассоциацией в целом. С точки зрения АСЕАН Китай представляет собой угрозу как более мощная и динамичная сила в мировой торговле и инвестиционной активности, но в то же время, учитывая размеры и динамику внутреннего китайского рынка, Соглашение открыло для стран АСЕАН возможности огромного потенциального экспортного рынка.
Снижение тарифов осуществлялось в соответствии с различными графиками. Так называемая программа «раннего урожая» охватывала определенные виды продукции, снижение таможенных тарифов на которые началось до начала функционирования ЗСТ: тарифы на продукцию, охваченную этим графиком, в 2006 г. вышли на нулевой уровень. Список товаров данного этапа, который удалось согласовать странам-участницам Соглашения, невелик - всего восемь категорий сельскохозяйственной продукции, не относящейся к «особо чувствительной». Понижение тарифов и даже полная отмена таможенных пошлин на товары, вошедшие в программу «раннего урожая», не могли оказать сколь-нибудь существенного влияния на состояние взаимной торговли меду КНР и странами АСЕ-
АН, так как их доля во взаимном товарообороте была незначительной.
Большинство товаров (около 90% тарифных линий) включены в так называемый нормальной трек. В странах АСЕАН-6 (Бруней-Даруссалам, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины), а также в Китае тарифы на продукты, включенные в «нормальный трек», были постепенно отменены в период с 2005 по 2010 гг. Остальные страны АСЕАН -Камбоджа, Лаосская Народно-Демократическая Республика, Мьянма и Вьетнам (CLMV) -довели тарифы до нуля к 2015 г.
В Перечень чувствительных продуктов сторонам Соглашения разрешалось включать не более 400 наименований (500 для CLMV). Фактическое число продуктов, включенных в этот Перечень, сильно различается: одно наименование в Сингапуре, не более 100 наименований - в Брунее и Лаосской Народно-Демократической Республике, 178 наименований - в Китае и от 250 до 350 наименований - в других странах. В Перечень высокочувствительных товаров наибольшее количество продуктов включили Камбоджа, Китай и Малайзия (от 100 до 150 наименований). По графику снижения тарифов на продукцию, входящую в чувствительный список, ставки таможенных пошлин не должны превышать 5% к 2018 г. (к 2020 г. для CLMV). Ставки таможенных пошлин на товары, включенные в высокочувствительный список, должны быть снижены на 50% к 2018 г. (к 2020 г. для CLMV).
В Соглашении содержатся нормы по принципу взаимного признания, формированию механизма разрешения споров. ACFTA не охватывает некоторые важные элементы, такие как технические регламенты, упрощение процедур торговли, конкуренция, государственные закупки.
АСЕАН-Республика Корея (AKFTA)
Хотя доля Республики Корея во внешней торговле АСЕАН значительно меньше, чем доли Китая и Японии, значимость этой страны для Ассоциации связана с геополитическими фак-
торами и с балансом сил в Восточной Азии. Для Южной Кореи экономические отношения с АСЕАН имеют ключевое значение: в 2009 г. Ассоциация стала вторым по величине торговым партнером Республики Корея после Китая, опередив Европейский Союз.
Соглашение о ЗСТ между АСЕАН и Республикой Корея действует с июня 2007 г. (для Таиланда -с 2009 г. после подписания Протокола о присоединении к Ассоциации); Соглашение об услугах и инвестициях вступило в силу в 2009 г. Цель ЗСТ заключается в создании прозрачного, либерализованного режима торговли и инвестиций, с тем чтобы укрепить торго-во-инвестиционное сотрудничество между Республикой Корея и странами АСЕАН.
АКРТА охватывает все товары, участвующие во взаимном товарообороте между АСЕАН и Республикой Корея. Большинство товаров находятся в «нормальном треке» снижения тарифов, но некоторым разрешено оставаться в «чувствительном треке», что позволяет постепенно снижать тарифы. Список «нормальных» и «чувствительных» продуктов варьируется для каждой страны АСЕАН. Соглашение также охватывает нетарифные барьеры, запрещая использование квот на импорт или экспорт и обязывая стороны поддерживать прозрачность в отношении их санитарных и фитоса-нитарных мер, а также технических барьеров в торговле.
Соглашение также регулирует вопросы доступа на рынки на основе принципа взаимного признания, таможенные процедуры, правила определения страны происхождения товара, механизм разрешения взаимных споров. В ЗСТ АСЕАН-Южная Корея не включены положения о конкуренции, государственных закупках и правах на интеллектуальную собственность.
АСЕАН-Япония ДОСЕР)
Япония является вторым по величине торговым партнером АСЕАН и вторым по величине источником прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Ассоциацию. В 2015 г. внешнеторговый оборот между АСЕАН и Японией достиг
239,4 млрд. долл., что составило 10,5% от общего объема торговли АСЕАН. Приток ПИИ из Японии в АСЕАН на сумму в 7,4 млрд. долл. составил в тот же период 14,5% от общего притока ПИИ в АСЕАН.
В отличие от Китая и Южной Кореи Япония приняла стратегию создания двусторонних ЗСТ со странами АСЕАН на первом этапе, а затем заключила коллективное Соглашение о создании ЗСТ АСЕАН-Япония.
Всеобъемлющее Соглашение об экономическом партнерстве между АСЕАН и Японией вступило в силу в 2008 г. Изначально предполагалось расширить сферу и качество существующих двусторонних соглашений о свободной торговле между странами АСЕАН и Японией, особенно в сфере услуг, технических регламентов и инвестиций. В Соглашении содержатся краткие разделы по торговле услугами и по инвестициям с обязательством сторон по формированию благоприятного и прозрачного предпринимательского климата во взаимных инвестициях. AJCEP содержит главу по экономическому сотрудничеству, в которой определены следующие его направления: регулирование процедур, связанных с торговлей; предпринимательский климат; защита интеллектуальной собственности; энергетика; информационно-коммуникационные технологии; развитие человеческих ресурсов; малое и среднее предпринимательство; туризм и гостиничный бизнес; транспорт и логистика; рыболовство, сельское и лесное хозяйство; экология; конкурентная политика. С целью развития сотрудничества стороны разрабатывают программы, формируют подкомитеты и контактные пункты по обмену информацией.
Соглашение характеризуется очень большой неоднородностью обязательств по сокращению тарифов как между странами, так и между категориями товаров. Оно включает пять категорий товаров и соответствующие им тарифные графики:
• категория А: тариф незамедлительно ликвидируется;
• категория В: тариф ликвидируется поэтапно;
• категория С: тариф не ликвидируется;
• категория К: специальные договоренности;
• категория X: нет обязательств.
Для АСЕАН-6 (кроме Сингапура) около половины тарифных линий относится к категории А, что означает, что тарифы были ликвидированы в 2009 г. Мьянма и Камбоджа разместили значительное количество тарифных позиций в категории С, которая не предусматривает снижения тарифов, а Вьетнам и Индонезия включили большое количество товарных позиций в категорию X.
Среди стран АСЕАН Сингапур, Малайзия, Таиланд, Бруней, Филиппины, Индонезия и Вьетнам заключили независимые двусторонние соглашения о свободной торговле с Японией. Из них ЗСТ Сингапур-Япония является наиболее всеобъемлющей, за ней следует ЗСТ Малайзия-Япония. Страны, формирующие двусторонние ЗСТ с Японией, имеют различные графики снижения тарифов для своих двусторонних соглашений и для коллективного Соглашения АСЕАН-Япония. Японское правительство советует пользователям проверять льготную ставку в рамках ЗСТ АСЕАН-Япония и в рамках двусторонних соглашений о свободной торговле по пунктам, так как они могут быть разными.
АСЕАН-Австралия и Новая Зеландия (ААВДРТА)
Для Австралии и Новой Зеландии АСЕАН является очень важным торговым партнером, сопоставимым с Китаем и Японией. После переговоров АСЕАН о создании ЗСТ с Китаем, Южной Кореей и Японией политико-экономические факторы заставили Австралию и Новую Зеландию создать зону свободной торговли с Ассоциацией.
АА^РТА было подписано в 2009 г. и вступило в силу с 1 января 2010 г. Помимо торговли товарами Соглашение охватывает широкий круг позиций, включая интеллектуальную собственность, перемещение людей, торговлю услугами и инвестиции. Оно является наиболее всеобъемлющим из всех соглашений АСЕАН+1.
В соответствии с AANZFTA снижаются тарифы на широкий ассортимент товаров. К 2020 г., когда по графику снижение тарифов завершится, более 90% всей торговли между АСЕАН, Австралией и Новой Зеландией будет либерализовано. Темпы снижения тарифов варьируются от страны к стране в рамках Ассоциации. Соглашение также касается ряда нетарифных барьеров в торговле. Оно требует от сторон отмены экспортных субсидий и запрещает им вводить какие-либо квоты на импорт или экспорт товаров. Договор также обязывает страны поддерживать прозрачность процедуры лицензирования импорта.
АСЕАН-Индия (AIFTA)
С начала 1990-х годов, когда Индия приступила к осуществлению политики «Взгляд на Восток», ее отношения с АСЕАН начали постепенно углубляться. В целом подход Индии к ЗСТ мотивирован не только чисто экономическими интересами, но и проблемами внешней политики. Индия участвует в различных региональных интеграционных инициативах с другими развивающимися странами Азии - таких, как SAFTA (Южно-Азиатское Соглашение о свободной торговле, включающее Индию, Пакистан, Непал, Шри-Ланку, Бангладеш, Бутан и Мальдивы) и BIMSTEC (Бенгальская инициатива по многосекторному техническому и экономическому сотрудничеству, включающая Бангладеш, Индию, Мьянму, Шри-Ланку, Таиланд, Бутан и Непал), но эти соглашения являются малозначащими с точки зрения охвата и уровня либерализации рынка. ЗСТ АСЕАН с Китаем, Южной Кореей, Японией, Австралией и Новой Зеландией побудили Индию создать ЗСТ АСЕАН-Индия, с тем чтобы избежать дискриминации в отношении своего экспорта в страны Ассоциации.
По сравнению с другими соглашениями АСЕАН+1 Соглашение AIFTA - довольно неглубокое, с большим списком исключений в снижении тарифов, строгими правилами определения страны происхождения товара и отсутствием положений о проблемах конку-
ренции или государственных закупках. Это отчасти отражает протекционистскую позицию Индии.
Согласно AIFTA снижение тарифов в зависимости от классификации продукции распределяется на «нормальные треки 1 и 2», «чувствительный и высокочувствительный треки», а также Список исключений, который в некоторых странах довольно широк(например, более 1000 тарифных линий для Брунея, Малайзии и Филиппин). Индия также поместила несколько продуктов (пальмовое масло, кофе, черный чай и перец) в категорию «специальные продукты» со своим графиком сокращения тарифов.
Таким образом, все соглашения о создании зон свободной торговли в рамках АСЕАН+1 включают разделы по торговле товарами, в которых предусмотрена тарифная либерализация. Что касается других сегментов формируемых общих рынков, то здесь имеются значительные отличия. Вопросы либерализации торговли услугами отсутствуют в рамках зоны свободной торговли АСЕАН и Японии. Инвестиционное регулирование не предусмотрено в соглашениях АСЕАН с Республикой Корея, Японией и Индией. Мобильность физических лиц и упрощение формальностей в отношении перемещения лиц из одной страны в другую, а также политика в области прав интеллектуальной собственности определены условиями только одного соглашения о зоне свободной торговли - AANZFTA (АСЕАН с Австралией и Новой Зеландией).
Основные положения соглашений АСЕАН+1 представлены в таблице.
Основываясь на развитой сети ЗСТ в регионе, АСЕАН и другие страны Восточной Азии начали рассматривать вопрос о создании более крупной региональной зоны свободной торговли.
Первоначально КНР предложила создать ЗСТ стран АСЕАН+3 (10 государств-членов АСЕАН плюс КНР, Япония и Республика Корея), называемую Зоной свободной торговли Вос-
точной Азии (East Asia Free Trade Area - EAFTA). Япония предложила Соглашение об экономическом партнерстве, охватывающее страны АСЕАН+6 (АСЕАН+3 плюс Австралия, Индия и Новая Зеландия), под названием Всеобъемлющее экономическое партнерство для Восточной Азии (Comprehensive Economic Partnership for East Asia - CEPEA). В конечном счете, АСЕАН взяла на себя инициативу о начале переговоров о заключении Соглашения о региональном всеобъемлющем экономическом партнерстве (Regional Comprehensive Economic Partnership - RCEP) между странами АСЕАН+6, исходя из того, что Всеобъемлющее соглашение должно способствовать объединению и оптимизации уже заключенных Ассоциацией с шестью странами соглашений о свободной
торговле с учетом изменения ситуации, когда в применении установленных правил возникает путаница из-за того, что их оказывается слишком много.
Соглашение о региональном всеобъемлющем экономическом партнерстве охватывает торговлю товарами, торговлю услугами, инвестирование, экономическое и техническое сотрудничество, интеллектуальную собственность, конкуренцию, урегулирование споров и другие вопросы. КСЕР является крупной инициативой в Восточной Азии, которая пытается консолидировать дублирующие региональные соглашения о свободной торговле в единое соглашение и тем самым минимизировать так называемый эффект «тарелки спагетти» (множество соглашений со своими правилами). ■
Основные положения соглашений АСЕАН+1*
ACFTA AJCEP AKFTA AANZFTA AIFTA
А. Товары
Устранение тарифов + + + + +
Правила определения страны происхождения товара + + + + +
Торговые средства защиты - антидемпинговые меры + + + +
Торговые средства защиты - субсидии и компенсационные выплаты + + + +
Торговые средства защиты - двусторонние защитные меры + + + +
Сельское хозяйство + + + +
Текстиль и одежда + + +
Карантин и меры SPS + + + +
Другие нетарифные меры + +
Технические барьеры в торговле + + +
Стандарты и соответствие - Соглашение о взаимном признании + +
Таможенное администрирование, таможенные процедуры + +
В. Услуги
Связь + + +
Финансовые услуги + + +
Профессиональные услуги + + +
С. Сингапурские вопросы
Упрощение процедур торговли + + + + +
Инвестиции + +
Конкурентная политика +
* - «+»означает наличие в Соглашении соответствующей позиции. Источник: составлено на основе соответствующих соглашений.