Научная статья на тему 'Зарубежный опыт создания зон свободной торговли'

Зарубежный опыт создания зон свободной торговли Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
876
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
зона свободной торговли / Ассоциация государств Юго-Восточной Азии / Евразийский экономический союз / free-trade zone / the Association of Southeast Asian Nations / the Eurasian Economic Union

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Надежда Воловик

Кризисные явления в глобальной экономике стали импульсом к ускорению интеграционных процессов, которое особенно заметно проявилось в странах Восточной и Юго-Восточной Азии. В статье дается краткая характеристика действующих соглашений о создании зон свободной торговли с участием Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН+1). Учитывая заинтересованность российской стороны в расширении интеграционных процессов, изучение зарубежного опыта функционирования зон свободной торговли представляется весьма полезным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Experience in Establishing FreefTrade Zones

The crisis phenomena existing in the global economy have given a strong impetus to the acceleration of integration processes, which has manifested itself most noticeably in the countries of eastern and southeastern Asia. The paper under consideration offers a brief overview of the current agreements on the establishment of free-trade zones between the Association of Southeast Asian Nations and its external partners (ASEAN+1). Bearing in mind Russia’s interest in the promotion and expansion of integration processes, international experience in operating freetrade zones seems very useful for research and also practical uses.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт создания зон свободной торговли»

зарубежный опыт создания зон свободной торговли

Надежда ВОЛОВИК

Заведующий лабораторией внешнеэкономической деятельности Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара. Е-таН; [email protected]

Кризисные явления в глобальной экономике стали импульсом к ускорению интеграционных процессов, которое особенно заметно проявилось в странах Восточной и Юго-Восточной Азии. В статье дается краткая характеристика действующих соглашений о создании зон свободной торговли с участием Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН+1). Учитывая заинтересованность российской стороны в расширении интеграционных процессов, изучение зарубежного опыта функционирования зон свободной торговли представляется весьма полезным.

Ключевые слова: зона свободной торговли, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Евразийский экономический союз.

Создание сети соглашений о свободной торговле является одним из ключевых направлений торговой политики Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Решением Высшего Евразийского экономического совета от 26 декабря 2016 г. № 18 «Об Основных направлениях международной деятельности Евразийского экономического союза на 2017 год» установлено, что одним из приоритетных направлений международной деятельности ЕАЭС является «взаимодействие с региональными интеграционными объединениями, международными организациями, правительствами третьих государств и бизнес-сообществами, которые проявляют заинтересованность в сотрудничестве с Союзом, в целях проведения с ними переговоров официальных представителей Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия), заключения международных договоров, в том числе о торгово-экономическом сотрудничестве и формировании зон свободной торговли, подготовки и подписания меморандумов о взаимопонимании, а также обеспечения работы в рамках подписанных ранее меморандумов»1.

В настоящее время функционирует зона свободной торговли (ЗСТ) между ЕАЭС и Социалистической Республикой Вьетнам, про-

рабатываются соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Египтом, Израилем, Индией, Ираном и Сингапуром, ведутся переговоры об установлении единого преференциального торгового режима между всеми государствами-членами ЕАЭС и Сербией. По завершении пятого раунда переговоров Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) и Министерство коммерции Китая 1 октября 2017 г. подписали совместное заявление о принципиальном завершении переговоров о Соглашении о торгово-экономическом сотрудничестве. Проводится юридико-техниче-ская правка положений Соглашения, которое может быть подписано в начале 2018 г. Другими потенциальными партнерами для ЕАЕС являются Южная Корея, Камбоджа, Чили, Таиланд, Монголия и т.д.

По итогам 12-го Восточно-Азиатского саммита, проходившего в столице Филиппин Маниле в ноябре 2017 г., премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что Евразийский экономический союз может заключить соглашение о зоне свободной торговли с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Страны АСЕАН имеют богатый интеграционный опыт - ими заключено более 80 дву- и многосторонних региональных торговых со-

1 Решение Высшего Евразийского экономического совета от 26 декабря 2016 г. № 18 «Об Основных направлениях международной деятельности Евразийского экономического союза на 2017 год».

глашений (РТС). Так, в настоящее время функционируют многосторонние РТС (так называемые АСЕАН+1) АСЕАН-Китай, АСЕАН-Индия, АСЕАН-Республика Корея и АСЕАН-Австралия-Новая Зеландия, АСЕАН-Япония.

При создании ЗСТ страны Юго-Восточной Азии, как правило, опираются на геополитические отношения и дипломатию, а не на чистую экономическую стратегию. Большинство азиатских стран применяют подход «обучение через практику», в рамках которого интеграционные объединения создаются в процессе пересмотра и ревизии, позволяющих скорректировать первоначальные положения уже заключенных соглашений.

Так, Сингапур прилагает усилия для создания амбициозных, глубоких и всеобъемлющих ЗСТ для либерализации торговли и инвестиций, в то же время в процессе переговоров с партнерами из развивающихся стран он проявляет гибкость, позволяющую идти на менее амбициозные договоренности. Менее развитые страны АСЕАН (Камбоджа, Индонезия, Лаос, Мьянма, Филиппины и Вьетнам) не решаются брать на себя обязательства по глубокой либерализации и не готовы открывать сельскохозяйственный, текстильный и швейный сектора своей экономики для внешней конкуренции. Япония и Южная Корея стремятся к расширению региональной интеграции в производственном секторе в целях укрепления существующих региональных производственно-сбытовых цепочек. Эти страны, как правило, сохраняют протекционистский подход в вопросах сельского хозяйства. Китай не готов принимать на себя обязательства по вопросам регулирования интеллектуальной собственности, государственных закупок и конкуренции.

АСЕАН-Китайская Народная Республика (АСРТА)

Самым крупным по суммарной численности населения стран Ассоциации, подписавших интеграционные соглашения, является Соглашение о зоне свободной торговли АСЕ-

АН с Китаем. ЗСТ АСЕАН-Китай включает Соглашение о торговле товарами, вступившее в силу в 2005 г. С июля 2007 г. вступило в силу Соглашение о торговле услугами, которое предоставляет национальный режим услугам и поставщикам услуг, и с февраля 2010 г. - Инвестиционное соглашение, призванное сформировать прозрачное пространство взаимных инвестиций и либерализовать инвестиционный климат стран-участниц.

Для Китая Соглашение с АСЕАН стало первым крупным соглашением после присоединения страны к ВТО в 2002 г. К тому же Китай стал первой страной в Азии, которая заключила Соглашение с АСЕАН как с интеграционным объединением стран. Документ отражает долгосрочные китайские амбиции по укреплению безопасности и политической уверенности в Юго-Восточной Азии, а также направлен на установление хороших экономических отношений с Ассоциацией в целом. С точки зрения АСЕАН Китай представляет собой угрозу как более мощная и динамичная сила в мировой торговле и инвестиционной активности, но в то же время, учитывая размеры и динамику внутреннего китайского рынка, Соглашение открыло для стран АСЕАН возможности огромного потенциального экспортного рынка.

Снижение тарифов осуществлялось в соответствии с различными графиками. Так называемая программа «раннего урожая» охватывала определенные виды продукции, снижение таможенных тарифов на которые началось до начала функционирования ЗСТ: тарифы на продукцию, охваченную этим графиком, в 2006 г. вышли на нулевой уровень. Список товаров данного этапа, который удалось согласовать странам-участницам Соглашения, невелик - всего восемь категорий сельскохозяйственной продукции, не относящейся к «особо чувствительной». Понижение тарифов и даже полная отмена таможенных пошлин на товары, вошедшие в программу «раннего урожая», не могли оказать сколь-нибудь существенного влияния на состояние взаимной торговли меду КНР и странами АСЕ-

АН, так как их доля во взаимном товарообороте была незначительной.

Большинство товаров (около 90% тарифных линий) включены в так называемый нормальной трек. В странах АСЕАН-6 (Бруней-Даруссалам, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины), а также в Китае тарифы на продукты, включенные в «нормальный трек», были постепенно отменены в период с 2005 по 2010 гг. Остальные страны АСЕАН -Камбоджа, Лаосская Народно-Демократическая Республика, Мьянма и Вьетнам (CLMV) -довели тарифы до нуля к 2015 г.

В Перечень чувствительных продуктов сторонам Соглашения разрешалось включать не более 400 наименований (500 для CLMV). Фактическое число продуктов, включенных в этот Перечень, сильно различается: одно наименование в Сингапуре, не более 100 наименований - в Брунее и Лаосской Народно-Демократической Республике, 178 наименований - в Китае и от 250 до 350 наименований - в других странах. В Перечень высокочувствительных товаров наибольшее количество продуктов включили Камбоджа, Китай и Малайзия (от 100 до 150 наименований). По графику снижения тарифов на продукцию, входящую в чувствительный список, ставки таможенных пошлин не должны превышать 5% к 2018 г. (к 2020 г. для CLMV). Ставки таможенных пошлин на товары, включенные в высокочувствительный список, должны быть снижены на 50% к 2018 г. (к 2020 г. для CLMV).

В Соглашении содержатся нормы по принципу взаимного признания, формированию механизма разрешения споров. ACFTA не охватывает некоторые важные элементы, такие как технические регламенты, упрощение процедур торговли, конкуренция, государственные закупки.

АСЕАН-Республика Корея (AKFTA)

Хотя доля Республики Корея во внешней торговле АСЕАН значительно меньше, чем доли Китая и Японии, значимость этой страны для Ассоциации связана с геополитическими фак-

торами и с балансом сил в Восточной Азии. Для Южной Кореи экономические отношения с АСЕАН имеют ключевое значение: в 2009 г. Ассоциация стала вторым по величине торговым партнером Республики Корея после Китая, опередив Европейский Союз.

Соглашение о ЗСТ между АСЕАН и Республикой Корея действует с июня 2007 г. (для Таиланда -с 2009 г. после подписания Протокола о присоединении к Ассоциации); Соглашение об услугах и инвестициях вступило в силу в 2009 г. Цель ЗСТ заключается в создании прозрачного, либерализованного режима торговли и инвестиций, с тем чтобы укрепить торго-во-инвестиционное сотрудничество между Республикой Корея и странами АСЕАН.

АКРТА охватывает все товары, участвующие во взаимном товарообороте между АСЕАН и Республикой Корея. Большинство товаров находятся в «нормальном треке» снижения тарифов, но некоторым разрешено оставаться в «чувствительном треке», что позволяет постепенно снижать тарифы. Список «нормальных» и «чувствительных» продуктов варьируется для каждой страны АСЕАН. Соглашение также охватывает нетарифные барьеры, запрещая использование квот на импорт или экспорт и обязывая стороны поддерживать прозрачность в отношении их санитарных и фитоса-нитарных мер, а также технических барьеров в торговле.

Соглашение также регулирует вопросы доступа на рынки на основе принципа взаимного признания, таможенные процедуры, правила определения страны происхождения товара, механизм разрешения взаимных споров. В ЗСТ АСЕАН-Южная Корея не включены положения о конкуренции, государственных закупках и правах на интеллектуальную собственность.

АСЕАН-Япония ДОСЕР)

Япония является вторым по величине торговым партнером АСЕАН и вторым по величине источником прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Ассоциацию. В 2015 г. внешнеторговый оборот между АСЕАН и Японией достиг

239,4 млрд. долл., что составило 10,5% от общего объема торговли АСЕАН. Приток ПИИ из Японии в АСЕАН на сумму в 7,4 млрд. долл. составил в тот же период 14,5% от общего притока ПИИ в АСЕАН.

В отличие от Китая и Южной Кореи Япония приняла стратегию создания двусторонних ЗСТ со странами АСЕАН на первом этапе, а затем заключила коллективное Соглашение о создании ЗСТ АСЕАН-Япония.

Всеобъемлющее Соглашение об экономическом партнерстве между АСЕАН и Японией вступило в силу в 2008 г. Изначально предполагалось расширить сферу и качество существующих двусторонних соглашений о свободной торговле между странами АСЕАН и Японией, особенно в сфере услуг, технических регламентов и инвестиций. В Соглашении содержатся краткие разделы по торговле услугами и по инвестициям с обязательством сторон по формированию благоприятного и прозрачного предпринимательского климата во взаимных инвестициях. AJCEP содержит главу по экономическому сотрудничеству, в которой определены следующие его направления: регулирование процедур, связанных с торговлей; предпринимательский климат; защита интеллектуальной собственности; энергетика; информационно-коммуникационные технологии; развитие человеческих ресурсов; малое и среднее предпринимательство; туризм и гостиничный бизнес; транспорт и логистика; рыболовство, сельское и лесное хозяйство; экология; конкурентная политика. С целью развития сотрудничества стороны разрабатывают программы, формируют подкомитеты и контактные пункты по обмену информацией.

Соглашение характеризуется очень большой неоднородностью обязательств по сокращению тарифов как между странами, так и между категориями товаров. Оно включает пять категорий товаров и соответствующие им тарифные графики:

• категория А: тариф незамедлительно ликвидируется;

• категория В: тариф ликвидируется поэтапно;

• категория С: тариф не ликвидируется;

• категория К: специальные договоренности;

• категория X: нет обязательств.

Для АСЕАН-6 (кроме Сингапура) около половины тарифных линий относится к категории А, что означает, что тарифы были ликвидированы в 2009 г. Мьянма и Камбоджа разместили значительное количество тарифных позиций в категории С, которая не предусматривает снижения тарифов, а Вьетнам и Индонезия включили большое количество товарных позиций в категорию X.

Среди стран АСЕАН Сингапур, Малайзия, Таиланд, Бруней, Филиппины, Индонезия и Вьетнам заключили независимые двусторонние соглашения о свободной торговле с Японией. Из них ЗСТ Сингапур-Япония является наиболее всеобъемлющей, за ней следует ЗСТ Малайзия-Япония. Страны, формирующие двусторонние ЗСТ с Японией, имеют различные графики снижения тарифов для своих двусторонних соглашений и для коллективного Соглашения АСЕАН-Япония. Японское правительство советует пользователям проверять льготную ставку в рамках ЗСТ АСЕАН-Япония и в рамках двусторонних соглашений о свободной торговле по пунктам, так как они могут быть разными.

АСЕАН-Австралия и Новая Зеландия (ААВДРТА)

Для Австралии и Новой Зеландии АСЕАН является очень важным торговым партнером, сопоставимым с Китаем и Японией. После переговоров АСЕАН о создании ЗСТ с Китаем, Южной Кореей и Японией политико-экономические факторы заставили Австралию и Новую Зеландию создать зону свободной торговли с Ассоциацией.

АА^РТА было подписано в 2009 г. и вступило в силу с 1 января 2010 г. Помимо торговли товарами Соглашение охватывает широкий круг позиций, включая интеллектуальную собственность, перемещение людей, торговлю услугами и инвестиции. Оно является наиболее всеобъемлющим из всех соглашений АСЕАН+1.

В соответствии с AANZFTA снижаются тарифы на широкий ассортимент товаров. К 2020 г., когда по графику снижение тарифов завершится, более 90% всей торговли между АСЕАН, Австралией и Новой Зеландией будет либерализовано. Темпы снижения тарифов варьируются от страны к стране в рамках Ассоциации. Соглашение также касается ряда нетарифных барьеров в торговле. Оно требует от сторон отмены экспортных субсидий и запрещает им вводить какие-либо квоты на импорт или экспорт товаров. Договор также обязывает страны поддерживать прозрачность процедуры лицензирования импорта.

АСЕАН-Индия (AIFTA)

С начала 1990-х годов, когда Индия приступила к осуществлению политики «Взгляд на Восток», ее отношения с АСЕАН начали постепенно углубляться. В целом подход Индии к ЗСТ мотивирован не только чисто экономическими интересами, но и проблемами внешней политики. Индия участвует в различных региональных интеграционных инициативах с другими развивающимися странами Азии - таких, как SAFTA (Южно-Азиатское Соглашение о свободной торговле, включающее Индию, Пакистан, Непал, Шри-Ланку, Бангладеш, Бутан и Мальдивы) и BIMSTEC (Бенгальская инициатива по многосекторному техническому и экономическому сотрудничеству, включающая Бангладеш, Индию, Мьянму, Шри-Ланку, Таиланд, Бутан и Непал), но эти соглашения являются малозначащими с точки зрения охвата и уровня либерализации рынка. ЗСТ АСЕАН с Китаем, Южной Кореей, Японией, Австралией и Новой Зеландией побудили Индию создать ЗСТ АСЕАН-Индия, с тем чтобы избежать дискриминации в отношении своего экспорта в страны Ассоциации.

По сравнению с другими соглашениями АСЕАН+1 Соглашение AIFTA - довольно неглубокое, с большим списком исключений в снижении тарифов, строгими правилами определения страны происхождения товара и отсутствием положений о проблемах конку-

ренции или государственных закупках. Это отчасти отражает протекционистскую позицию Индии.

Согласно AIFTA снижение тарифов в зависимости от классификации продукции распределяется на «нормальные треки 1 и 2», «чувствительный и высокочувствительный треки», а также Список исключений, который в некоторых странах довольно широк(например, более 1000 тарифных линий для Брунея, Малайзии и Филиппин). Индия также поместила несколько продуктов (пальмовое масло, кофе, черный чай и перец) в категорию «специальные продукты» со своим графиком сокращения тарифов.

Таким образом, все соглашения о создании зон свободной торговли в рамках АСЕАН+1 включают разделы по торговле товарами, в которых предусмотрена тарифная либерализация. Что касается других сегментов формируемых общих рынков, то здесь имеются значительные отличия. Вопросы либерализации торговли услугами отсутствуют в рамках зоны свободной торговли АСЕАН и Японии. Инвестиционное регулирование не предусмотрено в соглашениях АСЕАН с Республикой Корея, Японией и Индией. Мобильность физических лиц и упрощение формальностей в отношении перемещения лиц из одной страны в другую, а также политика в области прав интеллектуальной собственности определены условиями только одного соглашения о зоне свободной торговли - AANZFTA (АСЕАН с Австралией и Новой Зеландией).

Основные положения соглашений АСЕАН+1 представлены в таблице.

Основываясь на развитой сети ЗСТ в регионе, АСЕАН и другие страны Восточной Азии начали рассматривать вопрос о создании более крупной региональной зоны свободной торговли.

Первоначально КНР предложила создать ЗСТ стран АСЕАН+3 (10 государств-членов АСЕАН плюс КНР, Япония и Республика Корея), называемую Зоной свободной торговли Вос-

точной Азии (East Asia Free Trade Area - EAFTA). Япония предложила Соглашение об экономическом партнерстве, охватывающее страны АСЕАН+6 (АСЕАН+3 плюс Австралия, Индия и Новая Зеландия), под названием Всеобъемлющее экономическое партнерство для Восточной Азии (Comprehensive Economic Partnership for East Asia - CEPEA). В конечном счете, АСЕАН взяла на себя инициативу о начале переговоров о заключении Соглашения о региональном всеобъемлющем экономическом партнерстве (Regional Comprehensive Economic Partnership - RCEP) между странами АСЕАН+6, исходя из того, что Всеобъемлющее соглашение должно способствовать объединению и оптимизации уже заключенных Ассоциацией с шестью странами соглашений о свободной

торговле с учетом изменения ситуации, когда в применении установленных правил возникает путаница из-за того, что их оказывается слишком много.

Соглашение о региональном всеобъемлющем экономическом партнерстве охватывает торговлю товарами, торговлю услугами, инвестирование, экономическое и техническое сотрудничество, интеллектуальную собственность, конкуренцию, урегулирование споров и другие вопросы. КСЕР является крупной инициативой в Восточной Азии, которая пытается консолидировать дублирующие региональные соглашения о свободной торговле в единое соглашение и тем самым минимизировать так называемый эффект «тарелки спагетти» (множество соглашений со своими правилами). ■

Основные положения соглашений АСЕАН+1*

ACFTA AJCEP AKFTA AANZFTA AIFTA

А. Товары

Устранение тарифов + + + + +

Правила определения страны происхождения товара + + + + +

Торговые средства защиты - антидемпинговые меры + + + +

Торговые средства защиты - субсидии и компенсационные выплаты + + + +

Торговые средства защиты - двусторонние защитные меры + + + +

Сельское хозяйство + + + +

Текстиль и одежда + + +

Карантин и меры SPS + + + +

Другие нетарифные меры + +

Технические барьеры в торговле + + +

Стандарты и соответствие - Соглашение о взаимном признании + +

Таможенное администрирование, таможенные процедуры + +

В. Услуги

Связь + + +

Финансовые услуги + + +

Профессиональные услуги + + +

С. Сингапурские вопросы

Упрощение процедур торговли + + + + +

Инвестиции + +

Конкурентная политика +

* - «+»означает наличие в Соглашении соответствующей позиции. Источник: составлено на основе соответствующих соглашений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.