Научная статья на тему 'Зарубежный опыт социальной политики в области долголетия населения'

Зарубежный опыт социальной политики в области долголетия населения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
515
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ДОЛГОЛЕТИЕ НАСЕЛЕНИЯ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тихонова Т.Е.

Рассмотрен опыт осуществления социальной политики в зарубежных странах в области долголетия населения. Политику повышения долголетия рассматривают в развитых странах мира как необходимость реагирования на факторы демографического старения, нехватку числа трудовых ресурсов, нарастающий кризис национальных пенсионных систем. Взаимосвязь социальной политики в отношении категорий населения старших возрастов и экономических возможностей государства при ее осуществлении прослеживается во многих странах мира. В экономически развитых странах мира социальная политика по отношению к пожилым людям проводится на основе принятой концепции успешного (или активного) старения. В частности, фокус многих социологических исследований, а также внимание правительств Франции, Англии и ряда других стран, сосредоточены на положении пожилых людей на рынке труда, дискриминациями их по возрасту, повышении привлекательности работников пожилого возраста, адаптации пенсионных систем и т.п. Особое внимание уделяется переподготовки и повышению квалификации, так как рынок труда претерпел серьезные изменения, произошедшие в последние десятилетия. Предложена модель концепции активного долголетия, выдвинута и доказана гипотеза о наличии связи между уровнем жизни и средней продолжительности жизни населения страны. Проведенный анализ показал, что социальная политика разных стран в области долголетия населения, несмотря на различия, имеет ряд общих положений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт социальной политики в области долголетия населения»

Зарубежный опыт социальной политики в области долголетия населения

Тихонова Т.Е.

Рассмотрен опыт осуществления социальной политики в зарубежных странах в области долголетия населения. Политику повышения долголетия рассматривают в развитых странах мира как необходимость реагирования на факторы демографического старения, нехватку числа трудовых ресурсов, нарастающий кризис национальных пенсионных систем. Взаимосвязь социальной политики в отношении категорий населения старших возрастов и экономических возможностей государства при ее осуществлении прослеживается во многих странах мира. В экономически развитых странах мира социальная политика по отношению к пожилым людям проводится на основе принятой концепции успешного (или активного) старения. В частности, фокус многих социологических исследований, а также внимание правительств Франции, Англии и ряда других стран, сосредоточены на положении пожилых людей на рынке труда, дискриминациями их по возрасту, повышении привлекательности работников пожилого возраста, адаптации пенсионных систем и т.п. Особое внимание уделяется переподготовки и повышению квалификации, так как рынок труда претерпел серьезные изменения, произошедшие в последние десятилетия. Предложена модель концепции активного долголетия, выдвинута и доказана гипотеза о наличии связи между уровнем жизни и средней продолжительности жизни населения страны. Проведенный анализ показал, что социальная политика разных стран в области долголетия населения, несмотря на различия, имеет ряд общих положений.

Ключевые слова: социальная политика, долголетие населения, уровень жизни, государственная поддержка, показатели.

Tihonova T.E.

Foreign experience of social policy in the field of longevity of the population The experience of implementation of social policy in foreign countries in the field of population longevity is considered. The policy of increasing longevity is considered in the developed countries of the world as the need to respond to the factors of demographic aging, the lack of labor resources, the growing crisis of national pension systems. The interrelation of social policy concerning categories of the population of the senior age and economic opportunities of the state at its implementation is traced in many countries of the world. In the economically developed countries of the world, social policy towards older persons is based on the accepted concept of successful (or active) ageing. In particular, the focus of many sociological studies, as well as the attention of the governments of France, England and other countries, are focused on the situation of older people in the labor market, their age discrimination, increasing the attractiveness of older workers, the adaptation of pension systems, etc. Particular attention is paid to retraining and advanced training, as the labor market has undergone major changes in recent decades. The model of the concept of active longevity is offered, the hypothesis of existence of connection between a standard of living and average life expectancy of the population of the country is put forward and proved. The analysis showed that the social policy of different countries in the field of population longevity, despite the differences, has a number of common provisions. Keywords: social policy, longevity of the population, standard of living, state support, indicators.

Взаимосвязь социальной политики в отношении категорий населения старших возрастов и экономических возможностей государства при ее осуществлении прослеживается во многих странах мира [1].

Постарение рабочей силы вызывает озабоченность национальных правительств по поводу увеличения расходов на пенсию и на здравоохранения, что приводит к поиску ими путей продления соответственно трудовой жизни и стимулированию физической активности и, следовательно, обеспечению качества здоровья людей более старших возрастов, что отмечено многими исследователями [2].

В экономически развитых странах мира социальная политика по отношению к пожилым людям проводится на основе принятой концепции успешного (или активного) старения. В частности, фокус многих социологических исследований, а также внимание правительств Франции, Англии и ряда других стран, сосредоточены на положении пожилых людей на рынке труда, дискриминациями их по возрасту, повышении привлекательности работников пожилого возраста, адаптации пенсионных систем и т.п. [3] Особое внимание уделяется переподготовки и повышению квалификации, так как рынок труда претерпел серьезные изменения, произошедшие в последние десятилетия.

В целом политику повышения долголетия рассматривают в развитых странах мира как необходимость реагирования на факторы демографического старения, нехватку числа трудовых ресурсов, нарастающий кризис национальных пенсионных систем. Предполагается, что к 2050 г. почти 27% населения Европы будет приходиться на людей в возрасте старше 65 лет (рост в 2 раза).

Разные страны используют свои системы социальной помощи и поддержки «слабым» категориям населения, включая пожилых людей и пенсионеров. В США, Англии, Японии они осу-

ществляются, в основном, частным сектором, большим числом благотворительных и общественных организаций. В Германии, Дании и большинстве других стран Европы главная функция в решении таких проблем выполняется государственными структурами [4]. Считается, что отдаление государства от процессов регулирования национального богатства стало причиной снижения денежных доходов у значительной части населения и их существенной концентрацией у богатых слоев общества. При этом большинство стран Евросоюза поддерживали стабильность роста уровня жизни всех своих граждан.

Во многих странах (Австрия, Германия, Франция, страны Бенилюкса и др.) используется схема трех направлений социального страхования своих граждан: страхование по старости и инвалидности (для людей старших возрастов), по болезни (в случае серьезных заболеваний) и при несчастных случаях на производстве. Подобная схема означает наличие социального государства, функции которого направлены на поддержку каждого гражданина, вне зависимости от причины возникновения его бедственного положения.

Социальная политика в северных странах Европы (Дания, Швеция и Финляндия) направлена на соблюдение гражданских прав, фиксирующих в законах, что все граждане должны иметь равное социальное обеспечение, финансируемое за счет отчислений от налогов. Подобная социальная политика означает, что социальная защита населения является обязанностью государства и законным правом гражданина и, как правило, не обусловлена занятостью и уплатами страховых взносов. В социальной политике учитываются различные риски, а также жизненные обстоятельства, требующие поддержки общества и государства. Подобная социальная политика основана на высокой распределительной роли государства, способствующей выравниванию доходов разных слоев населения.

Уровень социального обеспечения пожилых людей в ряде стран Европы (Испания, Греция, Португалия, Болгария и др.) относительно низкий, а государственная помощь весьма ограничена. Поэтому социальная защита пожилой части населения в этих странах относится в большей степени к области заботы семьи и институтам гражданского общества.

Социальная политика в США проявляется в форме социального обеспечения, которая осуществляется государством и частными компаниями. Государство поддерживает нуждающихся граждан, определяя и предоставляя минимальные размеры социальной помощи. Бизнес поддерживает своих работников, предоставляя им пособия, доплаты, пенсии более высокого уровня. В Америке государственное социальное обеспечение состоит из двух сфер - социального страхования и социального вспомоществования. Статьи социального страхования включают выплату пенсий по старости, затраты на медицинскую помощь престарелым, выплату пособий по безработице и т.д. На социальное страхование приходится основная доля всех социальных расходов со стороны государства, и они охватывают большую часть населения.

Социальное вспомоществование связано с материальной помощью тем слоям населения, которые в связи с бедностью освобождены от налогов, а также предусматривают медицинскую помощь, предоставление продовольственных талонов, бесплатное питание школьникам и т.п.

Меры государственной поддержки пожилой части населения в области активного долголетия многих зарубежных стран направлены на поддержание их физической, трудовой и социальной активности (рисунок 1).

Физическая активность людей пожилого возраста является основой их участия в жизни, готовности к действиям, способствует сохранению здоровья, снижает вероятность заболеваний, обеспечивает возможность проявления других видов активности: трудовой и социальной.

Трудовая активность позволяет поддерживать профессиональный уровень, определенную финансовую независимость и возможность осуществлять необходимые затраты, связанные с жизнедеятельностью (приобретение питания и лекарств, оплата услуг ЖКХ и т.п.).

Социальная активность позволяет сохранить социальные межличностные отношения и связи пожилых людей, обмен информацией, содействует их социальной интеграции в общество, способствует вовлечению в общественную деятельность, поддерживает ощущение востребованности со стороны других людей.

Каждое рассмотренное направление государственной поддержки пожилых людей важно

Рисунок 1 - Основные направления государственной поддержки пожилых людей в зарубежных странах в области активного долголетия

само по себе и вносит соответствующий вклад в развитие активного долголетия [5]. Однако, лишь сочетание все трех направлений в рамках единого государственного регулирования и мотивации самих людей создает синергический эффект успешности реализации концепции активного долголетия. Подобную реализуемую модель концепции активного долголетия можно условно представить, как: СРИ(Фа,Та,Са,Уж,Гр,Уоб,М,ВО), где Р - результат реализации концепции активного долголетия; функция; Фа - физическая активность; Та - трудовая активность; Са - социальная активность; Уж - уровень жизни в

стране, Гр - государственное регулирование; Уоб - участие общества и бизнеса, М - мотивация (потребности, интересы) пожилых людей; ВО - восприимчивость концепции активного долголетия со стороны общества.

За последние годы в зарубежных странах социальная политика в отношении пожилых людей все в большей мере увязывается с политикой успешного старения, внесения изменений в ее правовое обеспечение, пенсионными реформами, регулированием занятости, осуществлением программ профессионального обучения и переобучения, созданием условий для трудовой деятельности и отдыха пожилых людей [6].

20000 30000 40000

ВВП нэ 1 человека,долл. Рисунок 2 - Связь между ВВП на 1 человека и средней продолжительностью жизни населения 122 стран мира

Необходимо отметить, что для категорий старших возрастов населения изменения в пенсионных системах и особенностях социальной поддержки тесно обусловлены, а общий мировой мейнстрим их трансформации в разных странах, базируется на повышении пенсионного возраста, причинами которого являются:

- общая тенденция роста средней продолжительности жизни населения;

- старение населения в большинстве стран мира;

- финансовые проблемы с пенсионным обеспечением граждан;

- наличие особенностей (положительных и негативных) в каждой стране для поддержания социальных условий жизни пожилых людей.

Уровень жизни (уровень благосостояния) является важным показателем, характеризующим экономические и социальные условия жизни населения, влияя, в том числе, на социальную активность и продолжительность жизни пожилых категорий населения. Результаты исследования стран мира по уровню жизни отражаются в соответствующем рейтинге [7].

В 2017-2018 гг. ведущие места в рейтинге заняли Норвегия, Швейцария и Канада. Россия расположилась на 61 месте из 142.

Уровень жизни населения определяется соответствующими 12 индикаторами, отражающими состояние рождаемости, смертности и продолжительности жизни; санитарно-гигиенической обстановки; потребляемого продовольствия; жилищных условий; образования и культуры; занятости и условий труда; баланс доходов и расходов; потребительских цен; транспортной инфраструктуры; рекреационной системы; социальное обеспечение; прав и свободы людей.

В ходе авторского исследования была выдвинута гипотеза о наличии связи между уровнем жизни и средней продолжительности жизни населения страны. Для подтверждения или опровержения гипотезы был проведен расчет коэффициента корреляции между величиной валового внутреннего продукта (ВВП), приходящегося на 1 человека и показателем средней продолжительности жизни населения наиболее крупных 122 стран мира.

Величина коэффициента корреляции (0,67) подтверждает наличие весьма заметной (согласно шкале Чеддока [8]) силы связи между ВВП на 1 человека и средней продолжительностью жизни населения, доказывая, тем самым, количественно выдвинутую гипотезу. Графически данная зависимость отражена на рисунке 2.

Как видно, показатели, характеризующие страны по ВВП и средней продолжительности жизни, существенно различаются. При этом страны, обладающие наибольшей величиной ВВП на 1-го человека (Люксембург и США) не доминируют в области продолжительности жизни, где наибольшие значения имеют Япония -84,5 лет и Сингапур - 84,4 года. Россия занимает среднюю позицию среди исследуемых стран. При этом, в группе стран, имеющих близкие величины ВВП на душу населения (8-10 тыс. долл.), Россия имеет весьма низкий показатель средней продолжительности жизни - 70,2 года.

Корреляционная зависимость между ВВП на 1 человека и средней продолжительностью жизни населения 122 стран мира имеет вид:

у = 0,0006х + 66,162.

Восходящий характер тренда свидетельствует о том, что большее значение ВВП на душу населения обеспечивает большее значение средней продолжительности жизни населения.

Анализ показывает, что социальная политика разных стран в области долголетия населения, несмотря на различия, имеет общие черты, заключающиеся в следующих элементах:

- социальная политика осуществляется на основе законодательства и нормативно-правовых актов;

- в социальной политике в отношении пожилых людей используются соответствующие критерии (например, нуждаемость, уровень бедности и др.) для целей предоставления социальной помощи и оказания поддержки;

- в большинстве стран социальная политика в отношении пожилых людей осуществляется с использованием бюджета государства и средств частного бизнеса.

- для социального обеспечения и поддержки пожилых людей широко используются специальные программы;

- взаимодействие с общественными объединениями (организациями) в сфере социальной защиты.

- социальные фонды формируются за счет целевых взносов как работодателей, так и работников.

Представляет также интерес опыт других стран в проведении социальной политики в отношении пенсионных изменений и форм социальной поддержки, увязывающих между собой возраст, пол, размер пенсий и другие аспекты, что весьма актуально для России.

Литература

1. Айзинова И.М. Социальная политика стран Евросоюза: идеальные устремления и реальные вызовы // Проблемы прогнозирования, 2013. №6. С.49-66.

2. Boudiny K. «Active ageing»: from empty rhetoric to effective policy tool. URL: https:// www.cambridge.org/core/journals/ageing-and-society/article/active-ageing-from-empty-rhetoric-to-effective-policy-tool/ AE973B91D5F93069AA650C31D215614F/core-reader.

3. Guillemard A.-M. and Argoud D. France: a country with a deep early exit culture. In Maltby, T., de Vroom, B., Mirabile, M. L. and verbye, E. (eds), Ageing and the Transition to Retirement: A Comparative Analysis of European Welfare States. Ashgate, Aldershot, UK. 2004. P.165-85.Google Scholar.

4. Сизова И.Л. Современная политика и практика поддержки занятости пожилых (опыт Германии и возможности его применения в России) // Власть, 2015. №9. С.162-166.

5. Холостова Е.И., Мкртумова И.В., Кононова Л.И. и др. Коллективная монография: Пожилые в современном мире: институты и дискурсы. М., Изд-во ИПК, 2015. 272 с.

6. Мкртумова И.В. Режимы социального благосостояния регионов в контексте социальной защиты // Социальная работа в XXI веке: образ будущего. Коллективная монография. -М., ИДПО - 2018, стр. 130-162, ISBN 978-54213-0117-2

7. Лоренц О. Институциональный кризис политики занятости в Германии // Проблемы теории и практики управления, 2016. №10. С.18-22.

8. Уровень жизни в России и странах мира в 2017-2018 году. URL: http://finansiko.ru.

9. Шкала Чеддока. URL: http:// math.semestr.ru/corel/cheddok.php.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.