Научная статья на тему 'Зарубежный опыт реформирования системы государственной гражданской службы'

Зарубежный опыт реформирования системы государственной гражданской службы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
519
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / РЕФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дунаева А.И.

На фоне активной интеграции Российской Федерации в глобальную экономику и наличия у нее смежных интересов в решении проблем, касающихся государственного управления, с некоторыми иностранными государствами, перед ней встает объективная необходимость в разработке специальных механизмов сотрудничества, которые с одной стороны обладали бы достаточной прочностью для формирования общих ценностей, а с другой имели бы достаточным гибкость для реализации населением утвержденных ценностей, в связи с тем, что применение этих ценностей на практике зависит от конкретных обстоятельств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт реформирования системы государственной гражданской службы»

120 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

and municipal management, providing them with necessary information, providing assistance in the implementation of ethics programs. This body will coordinate activities to promote and comply with the requirements of the Uniform Code of ethical regulation of the civil service.

Branch monitoring program will conduct its own monitoring of the implementation by the state and municipal government ethics programs, making conclusions about their effectiveness and matching tasks.

Branch on training will organize the training process for civil servants in terms of public service ethics, and make training courses on ethics and provide them and other materials departments and agencies of the executive authorities.

These bodies will help monitor compliance with provisions of the Code of ethical regulation of the civil service, thereby minimizing the risk of conflicts of interest and breaches of ethical regulation of state and municipal services in Russia.

References

1. Federal Law of 25 December 2008 № 273 -FZ «On Combating Corruption».

2. Model Code of ethics and official conduct of civil servants of the Russian Federation and municipal employees of 23 December 2010 (Minutes № 21).

3. Transparency International: The Corruption Perceptions Index. - 2011.

4. Butova T.V Interaction of civil society with government authorities. Bulletin of the University (State University of Management). - 2013. - № 3. - S. 119-128.

5. Koch R., Dixon J. Public governance and leadership: political and managerial problems in making public governance changes the driver for re-constituting leadership. Gabler Edition Wissenschaft. DUV, 2007. R. 542.

ЗАРУБЕЖНЫЙ опыт реформирования СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

© Дунаева А.И.*

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

г. Москва

На фоне активной интеграции Российской Федерации в глобальную экономику и наличия у нее смежных интересов в решении проблем, касающихся государственного управления, с некоторыми иностранными государствами, перед ней встает объективная необходимость в разработке специальных механизмов сотрудничества, которые с одной стороны

Студент факультета «Государственное и муниципальное управление».

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

121

обладали бы достаточной прочностью для формирования общих ценностей, а с другой имели бы достаточным гибкость для реализации населением утвержденных ценностей, в связи с тем, что применение этих ценностей на практике зависит от конкретных обстоятельств.

Ключевые слова: государственная служба, реформирование государственной гражданской службы, зарубежный опыт.

Эффекгивным инструментом развития в современном демократическом государстве является административная реформа, проводимая с 80-х гг. XX века. Говоря о методологическая основе данной реформы, следует отметить, что она представляет собой такую концепцию государства, которая ориентирована на потребителя, где само государство является неким «сервизным центром», который предоставляет определенные услуги, содержание которых определяется сферой и уровнем государственного управления, осуществляет подготовку граждан, имеющих соответствующую квалификацию, к разработке систем контроля в государственной и гражданской сферах, а также оценки качества оценки обязательств государства.

Регулирование служебной деятельности государственных служащих проводится не только с помощью формальных инструментов, но и с использованием таких неформальных механизмов как:

- общественное мнение о поведении того или иного служащего, его одобрение или неодобрение;

- контроль за репутацией (репутация это один из важнейших элементов человеческого капитала, в последствии он может быть востребован после завершения карьеры политика или государственного служащего);

- наличие индивида или групп людей, с которыми производят соотношение своих действий с целью получения положительной оценки.

Именно административная реформа и должна стать генератором формирования новой модели деятельности лиц на государственной службе, которая отвечала бы интересам и нуждам населения. Эта модель предполагает, что органы государственной власти будут вынуждены не только реорганизовывать привычные, традиционные методы управления, но и постоянно ориентироваться на повышение эффективности своей деятельности, которая была бы нацелена на результат.

В качестве примера хочется привести государственную гражданскую службу Австрии, образованную еще в XVIII веке с целью служения государству и уже с того момента пользующуюся уважением со стороны граждан этой страны. Система государственной гражданской службы в Австрии имеет жесткую регламентацию: при поступлении на государственную службу, каждый принятый обязан пройти специальную церемонию, на которой он дает служебную клятву и обязуется объективно выполнять свои обязанности, подчиняться своему руководству и не разглашать служебную тайну. Также государственный служащей не в праве быть членом какой-либо ассо-

122 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

циации или объединения и заниматься несовместимой с его статусом или порочащей его деятельностью.

Рассмотрим зарубежную практику отбора и подбора кадров на государственную службу. В Кодексе гражданской службы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, например, кратко описаны функции и обязанности государственных гражданских служащих. Вклад уполномоченных по вопросам гражданской службы в Соединенном Королевстве заключается в развитии эффективности и беспристрастности в осуществлении гражданской службы и в поддержке ее наиболее значимых моральных ценностей путем назначений на должности с учетом заслуг назначаемых лиц и путем рассмотрения возражений против обвинений в нарушении Кодекса.

Набор кадров на государственную гражданскую службу в этой стране осуществляет Комиссия по делам гражданской службы. Для поступления на службу кандидатам необходимо сдать письменный экзамен общего типа, что является главным условием зачисления на службу. Экзамен включает в себя три этапа: доклады по общеобразовательным предметам, тесты и интервью. В основу экзамена входят программы таких ведущих ВУЗов страны, как Оксфорд и Кембридж. В этой связи именно выпускники данных университетов занимают большую часть руководящих постов страны.

Американская гражданская служба характеризуется патронажной системой и системой добычи, а именно при назначении на высшие административные должности учитываются политические заслуги и регулярная сменяемость в зависимости от периода нахождения представителя партии в Белом доме, сторонниками которой они являются. В настоящее время лишь на 5 % высоких должностей применяется патронажный метод, в данную категорию входят консулы, послы, главы исполнительных агентств и ведомств. Эффективное государственное регулирование японской экономики можно объяснить высокой степенью профессионализма и сознательности государственных служащих. Количество государственных служащих в Японии значительно меньше по сравнению с другими развитыми странами. Они составляют лишь 8,1 % к общему числу работающих (в США этот показатель составляет 15,5 %, во Франции - 22.6 %).

Иностранный опыт становления и развития системы государственной службы позволяет понять основные тенденции реформирования важнейшего института государственного управления; сравнить различные модели организации государственной службы; помогает увидеть как недостатки, так и перспективы развития и ориентироваться на эффективные формы и методы.

Список литературы.

1. Бэйрсто П. Принципы подбора и отбора персонала // Реформа государственной гражданской службы / Под. ред. К. Плоккера, М. Николаева. -М.: ЛЕНАНД, 2006. - С. 256.

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

123

2. Бутова Т.В., Венедюхина М.А., Бабенко А.С. Направления совершенствования механизма формирования стратегии развития города федерального значения // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. - 2011. - № 5-6. - С. 133-136.

3. Киреева Е.Ю. Правовой статус муниципальных служащих в Российской Федерации: монография. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - С. 184.

4. Лукьянова Е.Г. Глобализация и правовая система России (основные направления развития). - М.: Норма, 2006. - С. 5.

5. Реформа государственной гражданской службы / Под. ред. К. Плокке-ра, М. Николаева. - М.: ЛЕНАНД, 2006. - С. 37.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНЫМИ И ФИНАНСОВЫМИ ПОТОКАМИ ПРИ РАСЧЕТЕ ОПТИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА ЗАКАЗА

© Лисюков С.Е.*

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет,

г. Санкт-Петербург

Финансовый менеджмент уделяет недостаточно внимания вопросам формирования денежного запаса компании. При этом необходимый инструментарий управления потоками ресурсов может предложить теория логистики. В свою очередь прогресс теории логистики требует развития моделей управления потоками финансовых ресурсов. В работе представлен комплексный подход к управлению потоками материальных и финансовых ресурсов на основе принципов финансового менеджмента и методов и моделей теории логистики.

В соответствии с проведенным анализом научных публикаций, большая часть теоретических и прикладных работ направлено на исследование совершенствования управления материальным потоком. Практически отсутствуют работы по взаимодействию материальных и финансовых потоков несмотря на то, что логистические модели могут применяться не только к управлению запасами материальных ресурсов, но также и в процессе расчета оптимального запаса денежных средств компании [2]. Анализ ранее разработанных моделей управления денежным запасом показывает, что в основе применяемого подхода заложен принцип поиска компромисса между постоянными издержками на привлечение денежных средств (например, путем совершения сделок с ценными бумагами) и затратами на содержание денежного запаса (издержки, связанные с упущенной выгодой) [1]. Ком-

* Аспирант школы «Международная высшая школа управления» Инженерно-экономического института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.