— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Научная статья
https://doi.org/10.23672/SAE.2023.9.9.040 УДК 34.09
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОГО КОНТРОЛЯ:
ДОКТРИНАЛЬНЫЙ ОБЗОР
Крикорова Д. А.
Кубанский государственный университет
Аннотация. В работе проводится доктринальный анализ зарубежного опыта реализации антикоррупционного контроля, что является свидетельством её актуальности в данной области научного знания. Настоящая статья представляет собой исследование с опорой на вторичные источники. Доктринальные зарубежные мнения были собраны в основном из опубликованных журналов, включая онлайн-статьи, отчеты зарубежных правительства и независимых организаций. По результату работы автором делается ряд выводов. В частности, проведенное исследование показало, что в зарубежной литературе не изучается антикоррупционный контроль, как самостоятельный элемент теории права. Однако исследователи включают рассматриваемый контроль в авторские стратегии по предотвращению коррупции. Также, проведенный анализ показал, что решения проблем коррупции включает в себя комплексный и междисциплинарный подход. В связи с этим, изучение вопросов предупреждения коррупции проводится не только юристами, но и политологами, социологами, криминологами и другими учеными в области гуманитарных специальностей. Изученная зарубежная специальная литература свидетельствует о том, что последующая разработка учений антикоррупционного контроля требует учет все более сложных концептуальных разработок, связанных с (взаимосвязанными) изменениями в международном и национальном праве и процессах управления по противодействию с коррупцией.
Ключевые слова: антикоррупционный контроль, коррупция, противодействие коррупции, зарубежный опыт, зарубежные исследования.
FOREIGN EXPERIENCE IN THE IMPLEMENTATION OF ANTI-CORRUPTION CONTROL: A DOCTRINAL REVIEW
Diana A. Krikorova
Kuban State University
Abstract. ^ne paper provides a doctrinal analysis of foreign experience in the implementation of anti-corruption control. This article is a study based on secondary sources, which is evidence of its relevance in this field of scientific knowledge. Doctrinal foreign opinions were collected primarily from published journals, including online articles, foreign government reports, and independent organizations. Based on the results of the work, the author draws a number of conclusions. In particular, the study showed that anti-corruption control is not studied in foreign literature as an independent element of the theory of law. However, researchers include the control in question in the author's strategies to prevent corruption. The analysis also showed that solving the problems of corruption includes a comprehensive and interdisciplinary approach. In this regard, the study of corruption prevention issues is carried out not only by lawyers, but also by political scientists, sociologists, criminologists and other scientists in the field of humanitarian specialties. The studied foreign specialized literature indicates that the subsequent development of anti-corruption control exercises requires taking into account increasingly complex conceptual developments associated with (interrelated) changes in international and national law and anti-corruption management processes.
Keywords: anti-corruption control, corruption, anti-corruption, foreign experience, foreign research.
Введение.
На сегодняшний день коррупция в мире фактически переросла из локальной проблемы, став действительно системной угрозой для национальной безопасности всех государств [15, с. 39].
В условиях глобализации и развития общественных отношений рассматриваемый феномен приобретает универсальные черты, которые «бросают» серьезный вызов человеческому обществу [17, с. 154].
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
Обсуждение. Следует заметить, что вопросы антикоррупционного контроля стали предметом изучения многих гуманитарных наук. Анализ научной литературы показывает, что на сегодняшний день необходима системная разработка контрольной (надзорной) деятельности с целью противодействия коррупции.
Изучение правовой базы отечественного законодательства, а также - специальной литературы свидетельствует о недостаточности либо отсутствии общих положений реализации антикоррупционного контроля, что приводит к необходимости анализа зарубежного опыта.
Следует отметить, что различным государствам мира присущи различные правовые системы со своими особыми юридическими основами, правовыми концепциями и категориями, юридическими конструкциями, спецификой внутреннего строения права, в том числе, в части противодействия коррупции. Кроме различий существуют также и сходства, которые были заимствованы, либо выработаны самостоятельно.
Таким образом, становления правовых государств, их динамичное развитие и формирование отдельных доктринальных подходов ведет к повышенному вниманию зарубежного опыта, что приводит к необходимому анализу и изучению зарубежной научной литературы.
Результаты.
Для осмысления зарубежных доктринальных подходов по вопросу реализации антикоррупционного контроля следует отметить, что под подобным контролем понимается разновидность контрольно-проверочной деятельности субъектов правоотношений, направленной на формирование объективного суждения о состоянии результативности антикоррупционной деятельности органа публичной власти, предприятия, организации, включая в себя принятие мер по противодействию коррупции. Также, следует указать на то, что именно контроль позволяет своевременно отреагировать на негативные коррупционные проявления. Он способствует нормальному функционированию государственных органов и реализации правоотношений между всеми субъектами права.
Проведенный анализ зарубежных исследований показал, что в них не исследуется антикоррупционный контроль в «чистом» виде. Большинство изученной специальной литературы сводится к раскрытию вопросов предупреждения и противодействия коррупции, что также свойственно для отечественной науки. Наибольший интерес вызываю те исследования, которые выстроены в рамках реализации Конвенции ООН против коррупции [16]. Стоит заменить, что зарубежная литература разделяет меры по предупреждению коррупции на государственном и негосударственном (частном) уровнях. Про коррупционные издержки на государственном уровне упоминается в работах американских профессоров права
Frank Anechiarico и James B. Jacobs [1], французских специалистов в сфере экономики Emmanuelle Auriol и Aymeric Blanc [3], на локальном уровне в трудах испанского профессора экономики Antonio Argandona [2], английского доктора права Оксфордского университета Armando Castro [4], профессора менеджмента Университета штата Аризона Donald Lange [10] и многих других. Значительная часть специализированной литературы с эмпирическими исследованиям, посвященной государственному сектору, подчеркивает отрицательные последствия коррупции, выраженные в снижении инвестиционной деятельности [11], ущербе производительности и экономическому росту [7], ухудшении качества закупочных услуг [12], препятствовании эффективному и действенному распределению ресурсов государственных расходов [14] и т.д.
Все зарубежные исследователи схожи в мнении о том, что противодействовать коррупции можно только с применением комплексного подхода, выраженного в активизации политики, применения специальных разработанных инструментов, в том числе мер контроля [5].
Множество современных исследований посвящено внедрению электронного контроля для противодействия коррупции. Например, профессор Lijun Chen и доктор философии Apetogbo Komlan Aklikokou из школы общественных дел Чжэцзянского университета используя межнациональные вторичные данные из 191 страны, демонстрируют положительную связь между развитием электронного правительства и его контролем над коррупцией [6]. Следует заметить, что в настоящее время в отечественной правовой системе России активно внедряются электронные системы в управление, что также положительно влияет на предотвращение коррупционных проявлений.
Интерес вызывает проведенное исследование магистра бухгалтерского учета Университета Западной Австралии Kiky Srirejeki, в котором описывается разработка стратегии антикоррупционного контроля. По мнению автора, подобная стратегия включает в себя предварительный контроль, охватывающий вопросы вознаграждения и поощрения государственных служащих, проведение мониторинга, информирование общества о нарушениях, создание специализированного органа по борьбе с коррупцией, и контроль «постфактум», в который входит вопросы наказания [9].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что автор контроль в сфере противодействие коррупции разделяет на стадии: предварительный и последующий. Вместе с тем, автором упускается из виду текущий контроль, который имеет самое важное значение по предупреждению коррупции.
В работе преподавателя кафедры африканистики и международного развития Эдинбургского университета Jean-Benoît Falisse и Nastassia Leszczynska указывается на то, что одной из
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
наиболее распространенных и малозатратных мер контроля, направленных на то, чтобы воспрепятствовать взяточничеству граждан и государственных служащих, является проведение мероприятий по повышению осведомленности, основанных на общедоступных информационных сообщениях о борьбе с коррупцией[8]. Также, по мнению ученых, необходимо проводить антикоррупционные кампания, так как именно они в краткосрочной перспективе могут обеспечить более высокую экономическую эффективность, чем обширный, но часто неиспользуемый, антикоррупционный правовой арсенал.
Также, вызывает интерес исследование представителей Университета Рома Тре (Италия) Federico Ceschel, Alessandro Hinna и Fabian Homberg, посвященного стратегии государственного сектора по борьбе с коррупцией [5].
Оно содержит три основных вклада в рассматриваемую область.
Во-первых, сосредоточив внимание на мерах по борьбе с коррупцией.
Во-вторых, отводя центральную роль организационному и индивидуальному уровню в исследованиях коррупции, они переключили внимание на практику и процессы реализации, которые могут повлиять на их эффективность в государственных учреждениях.
В-третьих, исходя из комплексного характера обзора, им предлагается программа будущих исследований по предотвращению коррупции.
Следует отметить проведенное исследование профессора поведенческих наук и наук о принятии решений в Пенсильванском университете Eugen Dimant [13], в котором замечается, что
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
современные исследования, направленные на устранение дефицита теории, должны учитывать все более сложные концептуальные проблемы, связанные с (взаимосвязанными) изменениями в международном и национальном управлении по противодействию с коррупцией, в том числе, в вопросах антикоррупционного контроля.
Заключение.
Подводя итог доктринальному анализу реализации антикоррупционного контроля, можно сделать следующее выводы.
1. Зарубежный научный опыт свидетельствует, что в литературе не изучается антикоррупционный контроль, как самостоятельный элемент теории права. Вместе с тем, стоит заметить, что исследователи включают рассматриваемый контроль в авторские стратегии по предотвращению коррупции.
2. Анализ зарубежной литературы показал, что решения проблем коррупции включает в себя комплексный и междисциплинарный подход. В связи с этим, изучение вопросов предупреждения коррупции проводится не только юристами, но и политологами, социологами, криминологами и другими учеными в области гуманитарных специальностей. Следует отметить, что в зарубежных исследования уделяется большое внимание причинам и условиям проявления коррупции.
3. Изученная научная литература показала, что разработка учений антикоррупционного контроля требует учет все более сложных концептуальных разработок, связанных с (взаимосвязанными) изменениями в международном и национальном праве и процессах управления по противодействию с коррупцией.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Anechiarico F., & Jacobs J.B. The pursuit of absolute integrity: How corruption control makes government ineffective. University of Chicago Press. 1996.
2. Argandoña A. Private-to-Private Corruption. Journal of Business Ethics. 2003. № 47. P. 253-267.
3. Auriol E., & Blanc A. Capture and corruption in public utilities: The cases of water and electricity in Sub-Saharan Africa. Utilities Policy. 2009. № 17(2). P. 203-216.
4. Castro A., Phillips N. & Ansari S. Corporate corruption: A review and an agenda for future research. Academy of Management Annals. 2020. № 14(2). P. 935-968.
5. Ceschel F., Hinna A. & Homberg F. Public Sector Strategies in Curbing Corruption: A Review of the Literature. Public Organiz Rev. 2022. № 22. P. 571-591. URL : https://doi.org/10.1007/s11115-022-00639-4
6. Chen L., & Aklikokou A.K. Relating e-government development to government effectiveness and control of corruption: a cluster analysis. Journal of Chinese Governance. 2021. № 6(1). P. 1-19.
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
7. Hall R.E., & Jones C.I. Why do some countries produce so much more output per worker than others? The Quarterly Journal of Economics. 1999. № 114(1). P. 83-116.
8. Jean-Benoît Falisse & Nastassia Leszczynska Do Anti-Corruption Messages Improve Public Service Delivery? Insights from a Lab-in-the-Field Experiment in Burundi, The Journal of Development Studies. 2022. № 58:1. P. 96-114.
9. Kiky Srirejeki. Revisiting Corruption Control Strategies: Review and Implications for Anti-Corruption Design Policy. International Sustainable Competitiveness Advantage. 2020. P. 163-174. URL : http://www.jp.feb.unso ed.ac.id/index.php/sca-1/article/view/1906/1781
10. Lange D. A multidimensional conceptualization of organizational corruption control. Academy of Management Review. 2008. № 33(3). P. 710-729.
11. Mauro P. Corruption and Growth. Quarterly Journal of Economics.1995. № 110(3). P. 681-712.
12. Rose-Ackerman S. The pursuit of absolute integrity: How corruption control makes government ineffective. Journal of Policy Analysis and Management: The Journal of the Association for Public Policy Analysis and Management. 1997. № 16(4). P. 661-664.
13. Schmidt D. Anti-Corruption: What Do We Know? Research on Preventing Corruption in the Post-Communist World. Political Studies Review. 2007. № 5(2). P. 202-232. URL : https://doi.org/10.1111/j.1478-9299. 2007.00129.x
14. Tanzi V. & Davoodi H. Corruption, Public Investment, and Growth. International Monetary Fund Working Paper. 1997. 97/139.
15. Ковалев К.А. Антикоррупционный контроль на государственной службе / К.А. Ковалев // КиберЮрист. 2020. № 4(4). С. 39-45.
16. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Собрание законодательства РФ, 26.06.2006. № 26. Ст. 2780.
17. Крикорова Д.А. Понятие антикоррупционного контроля: теоретико-правовой анализ / Д.А. Крикорова // Теория и практика общественного развития. 2023. № 3(181). С. 154-157.
References:
1. Anechiarico F., & Jacobs J.B. The pursuit of absolute integrity: How corruption control makes government ineffective. University of Chicago Press. 1996.
2. Argandoña A. Private-to-Private Corruption. Journal of Business Ethics. 2003. № 47. P. 253-267.
3. Auriol E., & Blanc A. Capture and corruption in public utilities: The cases of water and electricity in Sub-Saharan Africa. Utilities Policy. 2009. № 17(2). P. 203-216.
4. Castro A., Phillips N. & Ansari S. Corporate corruption: A review and an agenda for future research. Academy of Management Annals. 2020. № 14(2). P. 935-968.
5. Ceschel F., Hinna A. & Homberg F. Public Sector Strategies in Curbing Corruption: A Review of the Literature. Public Organiz Rev. 2022. № 22. P. 571-591. URL : https://doi.org/10.1007/s11115-022-00639-4
6. Chen L., & Aklikokou A.K. Relating e-government development to government effectiveness and control of corruption: a cluster analysis. Journal of Chinese Governance. 2021. № 6(1). P. 1-19.
7. Hall R.E., & Jones C.I. Why do some countries produce so much more output per worker than others? The Quarterly Journal of Economics. 1999. № 114(1). P. 83-116.
8. Jean-Benoît Falisse & Nastassia Leszczynska Do Anti-Corruption Messages Improve Public Service Delivery? Insights from a Lab-in-the-Field Experiment in Burundi, The Journal of Development Studies. 2022. № 58:1. P. 96-114.
9. Kiky Srirejeki. Revisiting Corruption Control Strategies: Review and Implications for Anti-Corruption Design Policy. International Sustainable Competitiveness Advantage. 2020. P. 163-174. URL : http://www.jp.feb.unso ed.ac.id/index.php/sca-1/article/view/1906/1781
10. Lange D. A multidimensional conceptualization of organizational corruption control. Academy of Management Review. 2008. № 33(3). P. 710-729.
11. Mauro P. Corruption and Growth. Quarterly Journal of Economics.1995. № 110(3). P. 681-712.
12. Rose-Ackerman S. The pursuit of absolute integrity: How corruption control makes government ineffective. Journal of Policy Analysis and Management: The Journal of the Association for Public Policy Analysis and Management. 1997. № 16(4). P. 661-664.
13. Schmidt D. Anti-Corruption: What Do We Know? Research on Preventing Corruption in the Post-Communist World. Political Studies Review. 2007. № 5(2). P. 202-232. URL : https://doi.org/10.1111/j.1478-9299. 2007.00129.x
14. Tanzi V. & Davoodi H. Corruption, Public Investment, and Growth. International Monetary Fund Working Paper. 1997. 97/139.
15. Kovalev K.A. Anti-corruption control in the public service / K.A. Kovalev // CyberJurist. 2020. № 4(4). P. 3945.
16. United Nations Convention against Corruption (adopted in New York on October 31, 2003 by Resolution 58/4 at the 51st plenary meeting of the 58th session of the UN General Assembly) // Collected Legislation of the Russian Federation, 06/26/2006. № 26. Art. 2780.
17. Krikorova D.A. The concept of anti-corruption control: theoretical and legal analysis / D.A. Krikorova // Theory and practice of social development. 2023. № 3(181 ). P. 154-157.
ГУМАНИТАРНЫЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ / HUMANITIES, SOCIAL-ECONOMIC AND SOCIAL SCIENCES. 2023. № 9 (сентябрь)
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
Информация об авторе
Крикорова Диана Арсеновна
аспирантка кафедры теории и истории государства и права юридического факультета имени А.А. Хмырова, Кубанский государственный университет, Краснодар [email protected]
Diana A. Krikorova
Graduate Student of the Department of the Theory and History of State and Law Faculty of Law named after A.A. Khmyrova, Kuban State University, Krasnodar [email protected]