Научная статья на тему 'Зарубежный опыт развития туризма'

Зарубежный опыт развития туризма Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4188
662
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЙ БИЗНЕС / УПРАВЛЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кабанова Е.Е., Егоршев И.А.

Статья посвящена анализумеждународного опыта в сфере развития туризма. Рассмотрен успешный опыт развития туризма в таких странах, как Великобритания, Испания, Франция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт развития туризма»

Кабанова Е. Е.

преподаватель кафедры менеджмента и административного управления Российского государственного социального университета.

Kabanova E. E.

Teacher of the Department of Management and Administration of Russian

State Social University

Егоршев И. А.

студент 4 курса кафедры менеджмента и административного

управления Российского государственного социального университета.

Egorshev I.A.

4th year student of the Department of Management and Administration of Russian State Social University

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

Foreign experience of development tourism

Аннотация. Статья посвящена анализу международного опыта в сфере развития туризма. Рассмотрен успешный опыт развития туризма в таких странах, как Великобритания, Испания, Франция.

Annotation. This article analyzes the international experience in the field of tourism development. Considered by the successful experience of the development of tourism in countries such as the UK, Spain, France.

Ключевые слова: туризм, туристский бизнес, управление туристической деятельностью.

Keywords: tourism, tourism business, tourism management activities.

Роль туристической отрасли в мире постоянно возрастает, что связано со значительным уровнем ее влияния на социально-экономическое положение отдельной страны. Развитие туристической сферы позволяет современным государствам добиваться подъема национальной экономики. В современных условиях экономического кризиса развитие туристической индустрии, формирование туристической привлекательности территорий является одним из стратегических направлений социально-экономической деятельности современных государств (Фролова Е.В., Кабанова Е.Е., 2015, с. 297).

Индустрия туризма становится одной из ведущих отраслей мирового хозяйства. Вклад туризма в ВВП Европы оказался больше, чем у автомобильной и химической промышленности, банковского дела, сельского хозяйства и горнодобывающей отрасли. Об этом говорится в пресс-релизе Всемирного совета по туризму и путешествиям (ВСТП). По данным ВСТП, в

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №16-33-01106

2014 году туристическая отрасль принесла в европейскую экономику €1,8 триллиона ($2,1 триллиона). Что в 2,6 раза больше вклада добывающих отраслей ($796 миллиона) и в 1,8 раза превышает вклад в региональный ВВП банковского сектора ($1,2 триллиона).

Современный туризм — глобальное явление ХХ! века, являющееся не только формой отдыха и проведения досуга, но и одной из наиболее активных форм общения людей, освоения новых территорий и ключевым сектором экономики. Туризм характеризуется избирательностью пространств, зависящей от особенностей и свойств территории, так и от современных мотивов туристско-рекреационной деятельности. Современные потребности туристов лежат в основе формирования специализированных территориальных туристско-рекреационных систем, видоизменяющихся в пространстве и во времени (Кружалин В.И., 2014, с. 5).

За последние годы туристский бизнес начал свое стремительное развитие во всех странах мира. Проанализировав опыт различных зарубежных стран можно сделать вывод о том, что успех развития туризма во многом зависит от того, как на государственном уровне воспринимается данная отрасль, и как государственные институты поддерживают эту сферу. Государственные программы должны способствовать развитию туристского бизнеса, формированию туристических центров, созданию необходимой инфраструктуры, а также рекламы и информационного обеспечения.

В странах, где развита туристическая отрасль, осуществляют свою деятельность организации, которые подчинены, как правило, министерствам, занимающиеся разработками национальных программ развития туризма.

В Великобритании сферой туризма руководит Министерство культуры, зрелищ и спорта, которому напрямую подчиняется орган, который отвечает за туризм - British Nourist Authority (ВТА). В рамках своей деятельности данная организация занимается привлечением потоков иностранных туристов в страну, а также развитием внутреннего туризма. Кроме того, эта организация проводит консультации с правительством и другими государственными учреждениями, которые связаны с туристической сферой. Именно поэтому, по инициативе администрации за пределами страны проводятся рекламные компании через сеть офисов и представителей. В том числе, для реализации данных целей используют радио, прессу и телевидение. Вопросами организации международных конференций, предоставление консалтинговых и маркетинговых услуг в сфере международного туризма, а также издательство различных информационно-справочных материалов занимается местная Администрация. Рассматривая British Nourist Authority, а в частности их организационно-правовую форму, следует отметить, что данная организация является частно-предпринимательским институтом. К ведению British Nourist Authority относятся вопросы организации и проведения семинаров, выставок, реализации проектов, с привлечением иностранного капитала, а также реализации путеводителей, видеофильмов и других рекламно-информационных продуктов. British Nourist Authority состоит из пяти членов и президента.

Возглавляет данную организацию совет директоров. В штате данной организации насчитывается около 300 работников, треть которых работает непосредственно в Лондоне, а остальные работают в 26 представительствах за рубежом. Порядка 68% необходимых финансовых средств British Nourist Authority получает из государственного бюджета (Логинова Н.Ю., 2015, с. 22).

В Испании туристическая деятельность на общенациональном уровне определена Законом «О компетенции в области туризма» и Декретом «О деятельности частных туристских предприятий» от 14 января 1965 года. Кроме общенационального закона, каждая из семнадцати автономий имеет свое собственное законодательство по туристической деятельности, основные положения которого соответствуют вышеуказанному закону. Статьи по туризму регулируют отношения между продавцом туристского продукта и туристом, а также ряд условий, на которых юридическим и физическим лицам разрешается заниматься туристским бизнесом, порядок предоставления туристам своих услуг, а также предусмотрены меры контроля со стороны государства и порядок применения санкций к нарушителям. В апреле 1996 года Парламентом Испании утверждается Закон «О комбинированных путешествиях». В законе четко определяются права и обязанности, как туристской организации, так и самого потребителя туристских услуг (Маринин М.М., 2004). Вопросами туристской деятельности в Испании занимается Государственный секретариат по торговле, туризму и малому бизнесу, который непосредственно подчиняется Министерству экономики. Помимо Государственного секретариата Министерству экономики также подчиняются следующие организации:

- Центральная дирекция по туризму, которая занимается административными вопросами и выработкой общих направлений государственной политики в сфере туристского бизнеса.

- Гостиничная сеть «Paradores», в состав которого входят 83 отеля.

- Два выставочно-конгрессных центра, которые находятся в Мадриде и Малаге.

Полномочия Министерства экономики довольно ограничены. Такие важные вопросы как сертификация услуг, лицензирование и разработка стратегии туристской индустрии принадлежат местным властям. С целью координации деятельности этих организаций в Испании создан Совет по развитию туризма, в состав которого входят представители государственной власти всех уровней, а также представители частного бизнеса. В большинстве случаев решения Совета носят только рекомендательный характер.

Рассмотрим успешный опыт развития туризма во Франции. Вопросами регулирования туристической деятельности занимается Министерство транспорта и общественных работ. В его структуре находятся Государственный секретариат по вопросам туризма и Управление туризма (Литовченко А.Ю., 2008). Данные органы занимаются вопросами управления и регулирования туристической отрасли, инвестирования и международных отношений сфере туристского бизнеса. Помимо этого функционирует ряд иных органов,

принимающих участие в управлении туристической деятельностью с правом совещательного голоса (Лойко О. Т., 2007). К данным органам относятся:

- Совет по туризму при Министерстве транспорта и общественных работ.

- Национальный комитет по процветанию Франции, который занимается вопросами экологии и озеленения городов.

- Национальное агентство по отпускным поездкам.

- Французское агентство туристского инжиниринга и Национальный наблюдательный совет по туризму, в компетенцию которого входят маркетинговые исследования и статистика в туристском бизнесе.

Также на региональном уровне действуют представители центральной исполнительной власти, в круг обязанностей которых входит решение вопросов развития туристической сферы. Данные органы власти подчиняются непосредственно префектам и их деятельность направлена на координацию местных инициатив в туристической отрасли. Пропагандой туристических возможностей Франции на международном рынке занимается ассоциация «Maison de la France», которая была основана в 1987 году. Деятельность этой организации частично финансируется из государственного бюджета, доля которого составляети60%.

Проанализировав опыт развития сферы туризма в зарубежных странах, в российских условиях интересным представляется адаптировать следующие аспекты:

• Создание организации, которая будет отвечать непосредственно за привлечение потоков иностранных туристов в Российскую Федерацию. При этом необходимо, чтобы данная организация тесно сотрудничала с правительством и другими государственными учреждениями, которые связаны с туристической сферой.

• Четкое определение прав и обязанностей, как туристических организаций, так и самого потребителя туристских услуг.

• Сотрудничество государственных органов власти с представителями частного бизнеса.

• Рациональное использование туристического потенциала.

• Пропаганда туристических возможностей России.

Список литературы:

1. Кружалин В.И., Мироненко Н.С., Зигерн-Корн Н.В., Шабалина Н.В. География туризма. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 336 с.

2. Литовченко А.Ю. Влияние процессов глобализации и международной интеграции на развитие сферы туристических услуг в России : дис. к. э. н.Краснодар, 2008.- 198 с.

3. Бондалетов В.В. Общественная самоорганизация как механизм формирования гражданского общества: методология исследования. Ученые записки российского государственного социального университета. 2009. № 2. С. 20-26.

4. Лойко О.Т. Туризм и гостиничное хозяйство: Учебное пособие. -Томск: Изд-во ТПУ, 2007. - 152 с.

5. Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. М.: Финансы и статистика, 2004. - 174 с.

6. Фролова Е.В., Кабанова Е.Е. Направления и механизмы развития туристической привлекательности территории. Актуальт проблеми економжи. 2015. Т. 167. № 5. С. 297-305.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.