Научная статья на тему 'Зарубежный опыт развития системы безналичных платежей: практика и результаты'

Зарубежный опыт развития системы безналичных платежей: практика и результаты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
504
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансовый журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ / NON-CASH PAYMENTS / БЮДЖЕТ / BUDGET / ОГРАНИЧЕНИЕ НАЛИЧНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ / КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПОРЯДКА РАСЧЕТОВ / CONTROL OVER CASH PAYMENTS / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / SHADOW ECONOMY / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / FISCAL REVENUES / CASH SETTLEMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Швандар Кристина Владимировна, Анисимова Анастасия Александровна

В статье рассматриваются основные причины и результаты установления предельных сумм расчетов наличными денежными средствами между физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в различных странах. Особое внимание уделено воздействию таких ограничений на стимулирование развития безналичных платежей в экономике, сокращение теневой экономики и повышение доходов бюджета страны. Сделаны выводы о позитивном воздействии введения ограничений на развитие отечественной системы безналичных платежей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign Experience of Development of Cashless Payment System: Practice and Results

The main causes and effects of establishing the maximum amount of cash settlements between individuals, individual entrepreneurs and legal entities in different countries are discussed in the article. Main attention is paid to the impact of such restrictions for the promotion non-cash payments in the economy, the reduction of the share of shadow economy and impact on increasing of the fiscal income of the budget. The author draws a conclusion about the positive impact of restrictions on the development of the cashless payments national system.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт развития системы безналичных платежей: практика и результаты»

УДК 336.7, 339.727

Ключевые слова:

безналичные расчеты, бюджет, ограничение наличных платежей, теневая экономика, контроль за соблюдением порядка расчетов, налоговые поступления

Швандар К. В., д. э. н.,

руководитель Центра перспективного финансового планирования, макроэкономического анализа и статистики финансов Научно-исследовательского финансового института (e-mail: Shvandar@nifi.ru) Анисимова А. А.,

мл. науч. сотр. Центра перспективного финансового планирования, макроэкономического анализа и статистики финансов Научно-исследовательского финансового института (e-mail: Aanisimova@nifi.ru)

Зарубежный опыт развития системы безналичных платежей: практика и результаты

Динамичное развитие системы безналичных платежей, увеличение их доли за счет платежей наличными средствами, казалось бы, демонстрирует органичный переход расчетов в мировой экономике из наличной сферы в безналичную. Тем не менее многие как развитые, так и развивающиеся страны на законодательном уровне стимулируют повышение доли безналичных расчетов в национальных экономиках, в т. ч. и с помощью ограничений предельных сумм, устанавливаемых на расчеты наличными денежными средствами.

Согласно исследованию сферы платежей, проведенному консалтинговой компанией A.T. Kearney, одна треть из приблизительно 280 млрд мировых ежегодных безналичных платежей осуществляется в Европе — и это число растет1. В 27 странах Европейского союза количество безналичных операций увеличилось с 70 млрд в 2005 г. до 91 млрд в 2011 г., а среднегодовой темп роста составил 4,5 %. К 2020 г. эта цифра превысит 175 млрд транзакций, а рост ускорится до 8 % в год (рис. 1). Такие прогнозы нельзя не принимать во внимание, в т. ч. для актуализации прогнозирования макроэкономических процессов2.

1 Winning the Growth Challenge in Payments. European Payments Strategy Report (http://www.atkearney.com/ paper/-/asset_publisher/dVxv4Hz2h8bS/content/id/1448556).

2 См. например: Варьяш И. Ю., Швандар К. В., Бурова Т. Ф. Актуализация макроэкономических прогнозов в бюджетном процессе // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2014. № 4 (22). С. 118-128.

Безналичные транзакции в Европе, млрд операций

2005

82 %

2010

2015

2020

78 %

71 %

60 %

Рисунок 1

Среднегодовой темп роста в сложных процентах

Доля транзакций с наличными денежными средствами в розничной торговле

Источник: Winning the Growth Challenge in Payments. European Payments Strategy Report (http://www.atkearney. com/paper/-/asset_publisher/dVxv4Hz2h8bS/content/id/1448556).

Следует отметить, что распространение безналичных расчетов в странах мира может происходить «добровольно», т. е. без законодательного ограничения расчетов наличными средствами, и «принудительно», с введением подобных ограничений, хотя в различных странах наблюдаются различные комбинации этих способов.

Соответственно, далеко не все страны мира применяют законодательные ограничения, в частности, такое ограничение, как установление предельных сумм на расчеты наличными денежными средствами. Мало того, далеко не все страны собираются их вводить, объясняя это как противоречием таких мер конституции страны, так и отсутствием необходимости в них в связи с преобладанием в экономике безналичных расчетов. Кроме того, в странах, которые ограничивают наличный оборот, различаются виды ограничений, предельные суммы, агенты, подпадающие под ограничения и пр. Рассмотрим в качестве примера европейские страны (рис. 2).

Рисунок 2

Ограничения наличных платежей в Европе

В законодательстве нет ограничений на наличные платежи, но на практике они существуют

Есть

законодательные ограничения

Нет

законодательных ограничений

Источник: Cash payment limitations/ European Consumer Center France (http://www.europe-consommateurs.eu/ en/consumer-topics/buying-of-goods-and-services/cash-payment-limitations/).

В частности, ограничения отсутствуют в таких странах, как Исландия, Германия, Австрия, Финляндия, Словения, Литва, Мальта, Кипр, в Швеции (однако в последней стране при осуществлении сделок платежные инструменты могут быть ограничены на договорной основе; кроме того, продавец не обязан принимать наличные деньги в качестве оплаты, если об этом ограничении он четко заявил заранее).

В других странах существуют более или менее строгие ограничения на расчеты наличными денежными средствами. Так, в Дании отсутствуют ограничения на наличные денежные расчеты, если они не превышают определенную сумму. Тем не менее потребитель будет нести солидарную ответственность с продавцом, если продавец не оплатит НДС и другие налоги от стоимости покупки. Это относится к тем случаям, когда стоимость покупки каких-либо товаров или услуг, оплачиваемая наличными, превышает 10 000 DKK (включая НДС) — это около €1340. Если потребитель не может оплатить покупку посредством электронного платежа, то он освобождается от солидарной ответственности, если проинформирует о покупке налоговые органы.

В Соединенном королевстве банкноты в £5, £10, £20 и £50 являются законным платежным средством для оплаты любой суммы в Англии и Уэльсе, но не в Шотландии и Северной Ирландии. Что касается монет £1, £2, £5, то они принимаются без каких-либо ограничений, в то время как прием монет номиналом 20, 25 и 50 пенсов ограничен суммой £10, а монет 5 и 10 пенсов — £5.

В Бельгии ограничение в размере €3000 введено с января 2014 г. Оно распространяется не только на приобретение товаров, но и на услуги, такие как услуги агента по недвижимости, !СТ-консультанта и т. д. Ранее только 10 % от стоимости недвижимого имущества могли быть оплачены наличными деньгами. С января 2014 г. все выплаты наличными за покупку недвижимости запрещены. Нотариус или агент по недвижимости и некоторые другие категории продавцов обязаны информировать власти, если закон не соблюдается. Штрафы, которые должны заплатить правонарушители, могут составлять от €250 до €225 000.

Во Франции ограничение также составляет €3000 для налоговых резидентов страны (€15 000 для нерезидентов, действующих в качестве потребителя, и €3000 — в качестве продавца). Пока сумма сделки находится ниже этого предела, продавец должен принять оплату наличными (как монетами, так и банкнотами). Тем не менее он может отказаться принимать более 50 монет, а также определенные банкноты, если цена товара или услуги намного ниже значения банкноты. Кроме того, продавец может отказаться от поврежденных или запятнанных банкнот, особенно если невозможно прочесть знаки безопасности3.

Выплаты денежных средств между потребителями (например, при покупке автомобиля) не ограничиваются, но когда сумма покупки превышает €1500, требуется документально подтвердить платежи.

В Чешской Республике ограничение для наличных платежей составляет 350 000 CZK (около €14 000) в день. В Венгрии отсутствуют ограничения для потребителей. Ограничения на платежи выше 1,5 млн форинтов (около €5000 в месяц) существуют только для юридических лиц, ассоциаций ПБОЮЛ, а также иных лиц.

В Словакии наличные платежи начали регулироваться с 1 января 2013 г., когда закон № 394/2012 Z. z. вступил в силу. Акт установил следующие ограничения для платежей

3 Code monétaire et financier Articles D112-3 et D112-4 / Legifrance (http://www.legifrance.gouv.fr/ affichCode.do?idSectionTA=LEGISCTA000019265478&cidTexte=LEGITEXT000006072026); Code général des impôts. Article 1840J / Legifrance (http://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do;jsessionid=46182AAE95D6ABA 671A728FC17C76AFC.tpdjo01v_1?idSectionTA=LEGISCTA000006162929&cidTexte=LEGITEXT000006069577& dateTexte=20140726).

наличными: платежи B2B (бизнес — бизнесу), C2B (потребитель — бизнесу) и B2C (бизнес — потребителю) — до €50 004.

В Эстонии Центральный банк и все кредитные учреждения, действующие в стране, обязаны принимать монеты и банкноты без ограничений. Все остальные лица имеют обязательство принять до 50 монет независимо от их стоимости и банкноты без ограничений.

В Португалии оплата наличными товаров и услуг между потребителями и продавцами ограничена в соответствии со статьей 63^ Закона № 398/98 (Общее Налоговое право)5, с поправками, внесенными законом № 20/2012 (о внесении изменений в Государственный бюджет), которые требуют, чтобы оплата счетов или аналогичных документов на сумму более €1000 была направлена на банковский счет продавца, что является способом его идентификации.

В Испании с 19 ноября 2012 г. ограничение для наличных платежей составляет €2500 для резидентов страны и €15 000 — для нерезидентов. Если сумма выше, чем установленное ограничение (в каждом случае), то оплата должна быть сделана через банк. Штраф за невыполнение этого предписания может быть до 25 % от общей суммы перевода. Данная норма Закона распространяется на наличные расчеты между потребителями и продавцами. В случае же, если потребители осуществляют платежи между собой, то ограничительная норма закона на такие операции не распространяется6.

В Италии с 6 декабря 2012 г. наличные платежи разрешено производить до суммы €999,99. Чтобы оплатить платеж в €1000 или выше, необходимо использовать дебетовые карты, кредитные карты, не подлежащие передаче чеки или оплату банковским переводом. Штрафы начинаются от €3000 и доходят до 40 % от оплаченной суммы. С 1 января 2014 г. такие платежи, как арендная плата (включая дома отдыха), не могут быть оплачены наличными независимо от суммы7.

В Болгарии ограничение установлено в 10 000 левов (около €5112). Если транзакция выходит за этот предел, то потребитель должен оплатить ее через банк. То же самое относится к любому случаю, когда цена покупки составляет более €5112 евро, даже если потребитель платит не полную стоимость, а только часть. В этом случае все части платежа, согласно законодательству, должны пойти через банк.

В Греции оплата наличными (включая НДС) при покупке товаров и услуг допустима в пределах €1500. Свыше этого предела платежи должны осуществляться через банковские счета, чеки, а также кредитной или дебетовой картой.

Таким образом, приведенные выше примеры демонстрируют широкое разнообразие мер и множество их комбинаций, которые устанавливает каждая страна. Это предопределяет функционирование разных механизмов правового регулирования и контроля за ограничениями по расчетам наличными денежными средствами, которые обладают ярко выраженными национальными особенностями. Однако причины, по которым такие ограничения вводят, являются общими для всех стран. Две главные — это сокращение объемов и влияния теневой экономики и борьба с уклонением от уплаты налогов. Именно эти причины заставляют государства многих стран не только поддерживать безналичные расчеты, но и на законодательном уровне ограничивать наличные платежи, внедрять механизм контроля за исполнением этих ограничений и вводить штрафные санкции за их нарушение.

4 Predpis c. 394/2012 Z. z. Zákon o obmedzeníplatieb vhotovosti / Zákony pre l'udí(http://www.zakonypreludi. sk/zz/2012-394).

5 Lei Geral Tributária/ Portal das finanças (http://info.portaldasfinancas.gov.pt/pt/informacao_fiscal/codigos_ tributarios/lgt/lgt63c. htm).

6 Ley 7/2012, de 29 de octubre, de modificación de la normativa tributaria y presupuestaria y de adecuación de la normativa financiera para la intensificación de las actuaciones en la prevención y lucha contra el fraude / Boletín Oficial del Estado (http://www.boe.es/boe/dias/2012/10/30/pdfs/BOE-A-2012-13416.pdf).

7 Disposizioni in materia di procedimenti sanzionatori antiriciclaggio (decreto legislativo del 27 novembre 2007, n. 231)/ Ragioneria Generale dello Stato (http://www. rgs.mef.gov. it/VERSI0NE-I/CIRC0LARI/2012/Circolaredel16 gennaio2012n.2.html).

ОГРАНИЧЕНИЕ НАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ

КАК СПОСОБ БОРЬБЫ С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКОЙ

Насколько сильно влияют наличные и безналичные платежи на теневую экономику и наполнение бюджета и насколько можно сократить теневые обороты денежных средств и уклонение от уплаты налогов при ограничении наличных расчетов? Проанализируем международный опыт.

Исследования подтверждают, что отрасли экономики, которые в значительной степени регулируются государством и в которых полагаются на контракты с постоянными клиентами, например такие, как электроэнергетика и финансовые услуги, имеют наименьшие масштабы теневой экономики (рис. 3).

Рисунок 3

Секторы с устойчиво высокой долей теневой экономики (в среднем по странам)

% ВВП

40 -

35 30 25 20 15 10

I

§ I

£ го

° е

о (D Ci

Ф Среднее значение -Распределение

п" о (О

О Й Я сс i _о

§1 а щ § *

о ,

S ¡5

£ g (D О

С

£ -О >у

! Го s

<и 5 о <

i s х | .0 о

S х и

х х со го

< S

е

§ ¡5 £ 1 3 ° 1 о ° 5 го

* X CD О.

ГО X (- (D

СО CD ^ X

3 < 0) О

о I ™ ^

И -D О Л ^ а. со

о ь о

Hs

m го

Примечание: на основе данных шести стран (Германия, Испания, Италия, Польша, Румыния, Турция). Источник: The Shadow Economy in Europe, 2013 / A.T. Kearney. С. 11 (http://www.atkearney.com/documents/ 10192/1743816/The+Shadow+Economy+in+Europe+2013. pdf).

С другой стороны, самая высокая доля теневой экономики — в таких сферах, как строительство, а также оптовая и розничная торговля. В некоторых странах, например в Турции, эта доля высока также в сфере транспорта и недвижимости.

Существует несколько факторов, которые влияют на увеличение теневой экономики в этих сферах бизнеса. Одним из них является традиционно высокий уровень занижения данных о расходах и платежах, что особенно характерно для строительной отрасли при работе с субподрядчиками. В строительстве также широко распространена нелегальная работа. То же самое касается и розничной торговли. Кроме того, в некоторых из этих отраслей существует большое количество мелких операций с наличными: дешевая поездка на такси, одна ночь в отеле, еда в ресторане быстрого питания. В каждом таком случае малые и средние предприятия склонны к проведению операций наличными в целях уклонения от уплаты налогов.

Решить проблемы отчасти позволяют безналичные платежи. Увеличение числа банковских операций и использование электронных платежных систем обеспечивают более высокую прозрачность сделок и осложняют участие в теневой экономике. Было доказано, что существует сильная отрицательная корреляция между распространенностью электронных платежей и долей теневой экономики в государстве. Страны, где использование электронных платежей распространено широко, такие как Великобритания и страны Северной Европы, имеют меньшую долю теневой экономики, чем те, где использование электронных платежей минимально (Болгария, Румыния и Греция). Мало того, увеличение электронных

5

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

платежей в среднем на 10 % ежегодно в течение не менее четырех лет подряд может уменьшить размер теневой экономики на величину до 5 %. Удобство электронных платежей может привести к определенным изменениям в поведении, особенно среди тех, кто не получал выгод от занижения сведений о продажах.

При рассмотрении мер, которые можно использовать для борьбы с теневыми сделками применительно к отдельным странам, стало ясно, что использование электронных платежей дает ощутимые результаты как на развивающихся, так и на хорошо развитых рынках стран с более высокими технологическими возможностями (см. рис. 4).

Рисунок 4

Зависимость между объемом электронных платежей и долей теневой экономики

Доля теневой экономики (% от ВВП) 35 -

30 -

25 -

20 -

15 -

10 -

5 -

0 -

0 20 40 60 80 100 120 140 160 180 200 220 240 260 280 300 320 340 360 380 400 420 Среднее количество электронных транзакций на одного жителя государства в год

Источник: The Shadow Economy in Europe, 2013. / A.T. Kearney. С. 15 (http://www.atkearney.com/documents/ 10192/1743816/The+Shadow+Economy+in+Europe+2013. pdf/42062924-fac2-4c2c-ad8b-0c02e117e428).

В любой экономике правительства — основные инициаторы осуществления оплаты посредством использования электронных платежей и основные получатели платежей. Принимая электронные платежи, они показывают пример практики в данной сфере. У правительства любого государства есть множество вариантов: выплачивать заработную плату работникам государственного сектора через проверяемые счета, зачислять пособия по безработице или пенсии на предоплаченные карты8, осуществлять закупки публичного сектора через банковские карты или переводы, инициировать оплату налогов и штрафов онлайн. В Европе большинство правительств не только используют электронные платежи для осуществления всех операций, которые они инициируют, но и предоставляют те же самые возможности гражданам и предприятиям. Это особенно важно для стран Восточной Европы. Например, в Румынии власти создали национальную систему для POS-терминалов и уплаты налогов онлайн и в результате смогли увеличить осуществление налоговых платежей с использованием карт на 34 % в годовом исчислении.

Одна из наиболее часто используемых мер в Европе — это ограничение на осуществление операций с помощью наличных денежных средств. В таких странах, как Бельгия

8 Предоплаченная (предварительно оплаченная) карточка — карта, на которую зачислена определенная денежная сумма и которая позволяет оплачивать приобретаемые товары или услуги вплоть до исчерпания этой суммы; часто предназначены для оплаты только определенного вида товаров или услуг (напр., телефонных разговоров, проезда в транспорте), но могут быть и многоцелевыми; многоцелевые предоплаченные карточки часто называют«электронными кошельками».

Болгария

Средняя 1 величина по ЕС

Литва 1

• Румыния ф

---•ТУРФ«. Ки;р. Латвия Словения

• Польша ••■Мальта 9 ,

Греция 0 •Венгрия"--.-.Португалия

Италия ф ~ ,1 ^

Чехия | Испания ! ""

Корреляция: -0,74

Эстония

Бельгия

Словакия

Швеция

• I

Ирландия I

Германия франция " рия

Австрия(

Финляндия Нидерланды

Соединенное Королевство

или Франция, подобные ограничения существуют давно, но большинство стран начали их использовать после кризиса 2008 г. В то время как от страны к стране меры различаются по своему объему (B2B, B2C или для тех и других одновременно), сходство между ними заключается в том, что в последнее время рамки ограничений значительно сузились9.

Министерства финансов большинства стран, которые ввели ограничения на использование наличных денежных расчетов в экономике, аргументируют их введение тем, что расширение использования безналичных платежей способствует лучшей собираемости налогов и препятствует схемам ухода от них. Для подтверждения или опровержения данных утверждений авторы провели небольшое статистическое исследование с использованием незаслуженно забытого аналитиками «критерия знаков».

Для исследования были взяты страны, в которых были введены ограничения на расчеты наличными денежными средствами: Болгария, Греция, Италия, Испания, Португалия, Словакия, Франция, Бельгия, Дания, Венгрия и Мексика. Затем были выбраны даты введения ограничений на расчеты наличными и рассмотрены доходы бюджета до и после введения ограничений по всей выборке стран.

Таблица 1

Доходы бюджетов стран, в которых были введены ограничения на осуществление операций наличными денежными средствами, €млн

Дата введения ограничения Доходы в год введения ограничения Доходы через год после введения ограничения Разница Наличие изменения

Болгария 2011 г., февраль 12 940,5 13 650,5 710,0 +

Греция 2011 г., апрель 89 843,0 87 217,8 -2625,2 -

Италия 2002 г. 572 214,0 579 393,6 7179,6 +

Испания 2012 г., ноябрь 382 586,0 380 541,9 -2044,1 -

Португалия 2012 г., май 67 574,3 72 121,1 4546,8 +

Словакия 2012 г., ноябрь 23 974,1 25 542,7 1568,6 +

Бельгия 2012 г. 191 606,1 195 964,1 4358,0 +

Франция 2010 г., июль 959 133,0 991 985,3 32 852,3 +

Дания 2010 г., декабрь 130 020,9 130 373,8 352,9 +

Венгрия 2003 г. 31 333,4 32 755,0 1421,6 +

Мексика 2012 г., октябрь 356 430,3 386 139,6 29 709,3 +

Примечание: приведены доходы, очищенные от инфляции.

Источники: составлено авторами по данным Government revenue, expenditure and main aggregates / Eurostat: (http://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/show.do?dataset=gov_a_main&lang=en); Open budget portal. Mexico/ The World Bank (http://wbi.worldbank.org/boost/country/mexico); Statistical Data Warehouse/ European Central Bank (http://sdw.ecb.europa.eu/browseSelection.do?DATASET=0&sfl2=4&REF_AREA=65&sfl3=4&sfl4=4&ICP_ SUFFIX=AVR&node=2120778).

Из таблицы следует, что в девяти странах после введения ограничений на наличный оборот доходы бюджета увеличились, а в двух — уменьшились. В статистической таблице критических значений (для критерия знаков) нужное значение выбирается в зависимости от числа степеней свободы изучаемых объектов. В результате проведенного анализа был сделан вывод об устойчивой связи между двумя рассмотренными параметрами.

Один из главных выводов, который можно сделать на основе проведенного исследования, состоит в том, что в России назрела не только возможность10, но и необходимость

9 См.: The Shadow Economy in Europe / A. T. Kearney. 2013 (http://www.atkearney.com/documents/ 10192/1743816/The+Shadow+Economy+in+Europe+2013. pdf/42062924-fac2-4c2c-ad8b-0c02e117e428).

10 Швандар К. В., Анисимова А. А. Ограничение наличных денежных расчетов — способ развития безналичных платежей в разных странах// Банковское дело. 2015. № 1. С. 31-36.

введения законодательных ограничений на размеры наличных расчетов между физическими лицами, которая связана с особенностями использования наличных денежных средств в российской экономике. Так, в России очень высок уровень спроса на наличные деньги, а следовательно, задача снижения их доли, используемой для розничных платежей, связана с необходимостью как сокращения издержек на обслуживание наличного денежного оборота, так и повышения прозрачности совершаемых расчетов в целях борьбы с уклонением от уплаты налогов и с теневой экономикой.

Безусловно, текущая экономическая и политическая ситуация не способствует расширению безналичных платежей в России. Если с 2008 г. по конец 2013 г. объем операций физических лиц с использованием банковских карт увеличился почти в три раза, то в 2014 г. введение санкций против России, ответные меры и напряженная ситуация вокруг деятельности в России международных платежных систем привели к резкому снижению операций по карточкам: их объем сократился почти в два раза, а количество операций — более чем в полтора.

Вместе с тем ожидается, что уже в ближайшей перспективе ситуация с распространением безналичных платежей в России улучшится в связи с большими преимуществами, которыми они обладают. В случае же активных действий правительства, направленных на стимулирование безналичных платежей и введение подготовленного законопроекта об ограничении наличных, прогресс должен быть ощутимым.

Библиография

1. Варьяш И. Ю. Швандар К. В., Бурова Т. Ф. Актуализация макроэкономических прогнозов в бюджетном процессе. Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2014. № 4.

2. Малис Н. И. Налоговая политика в противодействии теневой экономике: повышение собираемости налогов // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2014. № 1.

3. Швандар К. В., Анисимова А. А. Ограничение наличных денежных расчетов — способ развития безналичных платежей в разных странах // Банковское дело. 2015. № 1.

4. Cash payment limitations [Электронный ресурс] / European Consumer Center France. Режим доступа: http://www.europe-consommateurs.eu/en/consumer-topics/buying-of-goods-and-services/cash-payment-limitations/.

5. Code général des impôts [Электронный ресурс] / Legifrance. Режим доступа: http://www.legifrance. gouv.fr/affichCode.do;jsessionid=46182AAE95D6ABA671A728FC17C76AFC.tpdjo01v_1?idSectionTA= LEGISCTA000006162929&cidTexte=LEGITEXT000006069577&dateTexte=20140726.

6. Code monétaire et financier [Электронный ресурс] / Legifrance. Режим доступа: http://www.legifrance. gouv.fr/affichCode.do?idSectionTA=LEGISCTA000019265478&cidTexte=LEGITEXT000006072026.

7. Disposizioni in materia di procedimenti sanzionatori antiriciclaggio [Электронный ресурс] / decreto legislativo del 27 novembre 2007. № 231. Режим доступа: http://www.rgs.mef.gov.it/VERSI0NE-I/CIRC0LARI/2012/ Circolaredel16gennaio2012n.2.html.

8. Government revenue, expenditure and main aggregates [Электронный ресурс] / Eurostat. Режим доступа: http://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/show.do?dataset=gov_a_main&lang=en.

9. Lei Geral Tributaria [Электронный ресурс] / Portal das finanças. Режим доступа: http://info.portaldasfinancas. gov. pt/pt/informacao_f¡scal/codigos_tributarios/lgt/lgt63c.htm.

10. Ley 7/2012, de 29 de octubre, de modificación de la normativa tributaria y presupuestaria y de adecuación de la normativa financiera para la intensificación de las actuaciones en la prevención y lucha contra el fraude [Электронный ресурс] / Legislación. Режим доступа: http://www.boe.es/boe/dias/2012/10/30/ pdfs/B0E-A-2012-13416.pdf.

11. Open budget portal. Mexico [Электронный ресурс] / The World Bank. Режим доступа: http://wbi.worldbank. org/boost/country/mexico.

12. Predpis c. 394/2012 Z. z. Zákon o obmedzení platieb v hotovosti [Электронный ресурс] / Zákony pre l'udí. Режим доступа: http://www.zakonypreludi.sk/zz/2012-394.

13. Statistical Data Warehouse [Электронный ресурс] / European Central Bank. Режим доступа: http:// sdw.ecb.europa.eu/browseSelection.do?DATASET=0&sfl2=4&REF_AREA=65&sfl3=4&sfl4=4&ICP_SUFFIX =AVR&node=2120778.

14. The Shadow Economy in Europe [Электронный ресурс] / A.T. Kearney. Режим доступа: http://www.atkearney. com/documents/10192/1743816/The+Shadow+Economy+in+Europe+2013.pdf.

15. Winning the Growth Challenge in Payments [Электронный ресурс] / European Payments Strategy Report. Режим доступа: http://www.atkearney.com/paper/-/asset_publisher/dVxv4Hz2h8bS/content/id/1448556.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.