Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ДФО'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ДФО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
374
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКВАКУЛЬТУРА / СУБСИДИИ / РЫБНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ДФО / БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / РЫБОЛОВСТВО / ИНФРАСТРУКТУРА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агешина Елена Юрьевна, Алексеенко Александр Петрович, Ли Елена Львовна

Рыболовство - одна из основных специализаций Дальневосточного федерального округа России. Россия входит в число мировых лидеров по рыболовству, но, несмотря на это, в данной отрасли, в особенности на территории Дальнего Востока, имеется множество проблем, обусловленных экологией, истощением водных биологических ресурсов, устареванием рыбопромыслового флота и инфраструктуры. В связи с этим Правительством РФ принимаются новые меры поддержки отрасли, а также ведется анализ зарубежного опыта. Цель исследования заключается в выявлении межстрановых особенностей в сфере государственного регулирования развития рыбохозяйственного комплекса Азиатско-Тихоокеанского региона на примере КНР, Республики Кореи и Японии и определении перспектив использования зарубежного опыта в ДФО. Научная новизна статьи состоит в обобщении лучшего зарубежного опыта развития рыбной промышленности и определении путей совершенствования государственного управления ею в ДФО. Практическая значимость данной работы заключается в возможности использовать результаты анализа зарубежного опыта развития рыбной промышленности в деятельности Правительства РФ, Минвостокразвития и Минсельхоза России при разработке отечественных мер поддержки рыбохозяйственного комплекса и оценке эффективности реализуемых мероприятий. Посредством применения сравнительного метода, методов синтеза и анализа были рассмотрены основные подходы, применяемые государствами Северо-Восточной Азии для стимулирования развития рыболовства и рыбоводства. Сделан вывод о том, что Китай, Республика Корея и Япония обеспечивают комплексное развитие рыболовства и рыбоводства, включая меры, направленные на модернизацию рыбопромыслового флота и снижение уровня загрязнения моря, повышение стабильности аквакультуры и переход к ней от рыбодобычи, продвижение национальной рыбной и водной продукции на внутригосударственные и внешние рынки, сохранение рабочих мест в прибрежных селах и городах. Утверждается, что краеугольным камнем политики государств Северо-Восточной Азии является поддержка аквакультурного производства. Важно также изучить и внедрить зарубежный опыт по учету рыбной продукции. Этот шаг будет стимулировать повышение качества продукции и способствовать продвижению ее на зарубежные рынки. Следующим направлением поддержки рыбного хозяйства выступает модернизация логистической инфраструктуры рыбопромысловых портов, что также может быть использовано на Дальнем Востоке России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Агешина Елена Юрьевна, Алексеенко Александр Петрович, Ли Елена Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE OF DEVELOPING FISHING INDUSTRY AND PROSPECTS FOR ITS USE IN THE FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT

Fishing is one of the main specializations of the Far Eastern Federal District of Russia. Russia is one of the world leaders in fishing, but despite it, in this industry, especially in the Far East, there are many problems due to the environment, the depletion of aquatic biological resources, the obsolescence of fishing fl eet and infrastructure. In this regard, the Government of the Russian Federation is taking new measures to support the industry, as well as analyzing foreign experience. The purpose of the research is to identify cross-country features in the fi eld of state regulation of developing fisheries complex of the Asia-Pacifi c region in the case of the People’s Republic of China, the Republic of Korea and Japan and to determine the prospects for using foreign experience in the Far Eastern Federal District. The scientifi c novelty of the article consists in summarizing the best foreign experience in the development of fishing industry and identifying ways to improve its state management in the Far Eastern Federal District. The practical signifi cance of this work is in the possibility to use the results of foreign experience analysis in the development of fishing industry in the activities of the Government of the Russian Federation, the Ministry of Regional Development and the Ministry of Agriculture of the Russian Federation in development of domestic measures to support fishing industry and to assess the effectiveness of implemented measures. Through the application of the comparative method, methods of synthesis and analysis, the authors consider the main approaches used by the states of the Northeast Asia to promote development of fisheries and fish farming. The paper concludes that China, the Republic of Korea and Japan ensure the comprehensive development of fisheries and fish farming including measures aimed at modernizing the fishing fl eet and reducing sea pollution, increasing aquaculture stability and switching to it from fishing, promoting national fish and water products to domestic and foreign markets, and preserving jobs in coastal villages and towns. We confi rm that the policy cornerstone of the Northeast Asian states is to support aquaculture production. It is also important to study and implement foreign experience in accounting for fish products. This step will stimulate the improvement of product quality and help promote it to foreign markets. The next support area for fisheries is modernization of the logistics infrastructure of fishing ports which can also be used in the Russian Far East.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ДФО»

Р01: 10.15838^.2021.3.113.3 УДК 338.2 | ББК 65.5

© Агешина Е.Ю., Алексеенко А.П., Ли Е.Л.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ДФО

ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА АГЕШИНА

Восточный центр государственного планирования г. Москва, Российская Федерация e-mail: e.ageshina@vostokgosplan.ru

АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ АЛЕКСЕЕНКО

Восточный центр государственного планирования г. Москва, Российская Федерация e-mail: a.alekseenko@vostokgosplan.ru ORCID: 0000-0003-0707-8372; ResearcherlD: ABE-7707-2020

ЕЛЕНА ЛЬВОВНА ЛИ

Восточный центр государственного планирования г. Москва, Российская Федерация e-mail: e.lee@vostokgosplan.ru

Рыболовство - одна из основных специализаций Дальневосточного федерального округа России. Россия входит в число мировых лидеров по рыболовству, но, несмотря на это, в данной отрасли, в особенности на территории Дальнего Востока, имеется множество проблем, обусловленных экологией, истощением водных биологических ресурсов, устареванием рыбопромыслового флота и инфраструктуры. В связи с этим Правительством РФ принимаются новые меры поддержки отрасли, а также ведется анализ зарубежного опыта. Цель исследования заключается в выявлении межстрановых особенностей в сфере государственного регулирования развития

Для цитирования: Агешина Е.Ю., Алексеенко А.П., Ли Е.Л. Зарубежный опыт развития рыбной промышленности и перспективы его использования в ДФО // Проблемы развития территории. 2021. Т. 25. № 3. С. 38-51. DOI: 10.15838/ptd.2021.3.113.3

For citation: Ageshina E.Yu., Alekseenko A.P., Li E.L. Foreign experience of developing fishing industry and prospects for its use in the Far Eastern Federal District. Problems of Territory's Development, 2021, vol. 25, no. 3, pp. 38-51. DOI: 10.15838/ptd.2021.3.113.3

ft

рыбохозяйственного комплекса Азиатско-Тихоокеанского региона на примере КНР, Республики Кореи и Японии и определении перспектив использования зарубежного опыта в ДФО. Научная новизна статьи состоит в обобщении лучшего зарубежного опыта развития рыбной промышленности и определении путей совершенствования государственного управления ею в ДФО. Практическая значимость данной работы заключается в возможности использовать результаты анализа зарубежного опыта развития рыбной промышленности в деятельности Правительства РФ, Минвостокразвития и Минсельхоза России при разработке отечественных мер поддержки рыбохозяйственного комплекса и оценке эффективности реализуемых мероприятий. Посредством применения сравнительного метода, методов синтеза и анализа были рассмотрены основные подходы, применяемые государствами Северо-Восточной Азии для стимулирования развития рыболовства и рыбоводства. Сделан вывод о том, что Китай, Республика Корея и Япония обеспечивают комплексное развитие рыболовства и рыбоводства, включая меры, направленные на модернизацию рыбопромыслового флота и снижение уровня загрязнения моря, повышение стабильности аквакультуры и переход к ней от рыбодобычи, продвижение национальной рыбной и водной продукции на внутригосударственные и внешние рынки, сохранение рабочих мест в прибрежных селах и городах. Утверждается, что краеугольным камнем политики государств Северо-Восточной Азии является поддержка аквакультурного производства. Важно также изучить и внедрить зарубежный опыт по учету рыбной продукции. Этот шаг будет стимулировать повышение качества продукции и способствовать продвижению ее на зарубежные рынки. Следующим направлением поддержки рыбного хозяйства выступает модернизация логистической инфраструктуры рыбопромысловых портов, что также может быть использовано на Дальнем Востоке России.

Аквакультура, субсидии, рыбная промышленность, ДФО, биологические ресурсы, рыболовство, инфраструктура, государственная поддержка.

Введение мыслового флота страны. ДФО также ин-

В Российской Федерации согласно Стра- тегрирован в международный рыбохозяй-

тегии развития рыбохозяйственного ком- ственный рынок и тесно сотрудничает с та-

плекса1 Российской Федерации на период кими странами Азиатско-Тихоокеанского

до 2030 года2 вводятся новые инструменты региона, как КНР, Республика Корея и Япо-

и механизмы государственной поддержки ния - мировыми лидерами как по добыче,

предприятий рыбной промышленности, ре- так и по потреблению рыбных ресурсов.

зультаты от реализации которых можно бу- При этом зарубежный опыт развития рыб-

дет наблюдать не ранее чем через 10-15 лет. ного хозяйства имеет большую вариатив-

Основной акцент делается на стимулирова- ность в используемых моделях государ-

нии развития рыбодобычи и экстенсивного ственного регулирования, что актуализи-

использования ресурсов Дальневосточного рует необходимость его изучения. рыбохозяйственного бассейна, так как Даль- Между тем, в российской литературе

ний Восток является одним из основных недостаточно разработаны вопросы, свя-

центров добычи водных биологических занные с межстрановым сопоставлением

ресурсов в России. На рыбохозяйственный влияния государства на развитие рыбной

комплекс Дальневосточного федерального промышленности в указанных государ-

округа (далее - ДФО) в 2018 году приходи- ствах Азиатско-Тихоокеанского региона.

лись 71% от общего объема вылова и анало- Имеющиеся работы затрагивают те или

гичная доля концентрации судов рыбопро- иные аспекты государственной поддержки

1 Здесь и далее словосочетания «рыбная промышленность», «рыбохозяйственный комплекс», «рыбная отрасль» являются синонимами.

2 Об утверждении Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2019 года № 2798-р. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_338713 (дата обращения 12.04.2021).

рыбной промышленности в странах СевероВосточной Азии лишь частично [1; 2], сосредотачивая внимание преимущественно на Китае [3; 4].

Цель нашего исследования заключается в выявлении межстрановых особенностей государственного регулирования развития рыбохозяйственного комплекса в Азиатско-Тихоокеанском регионе на примере КНР, Республики Кореи и Японии и определении перспектив применения зарубежного опыта в ДФО. Для достижения указанной цели были изучены меры государственной поддержки рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий в Китае, Республике Корее и Японии, проанализированы основные направления политики указанных стран по развитию рыбохозяйствен-ного комплекса.

Научная новизна статьи состоит в обобщении лучшего зарубежного опыта развития рыбной промышленности и определении путей совершенствования государственного управления ею в ДФО.

Практическая значимость работы заключается в возможности использовать результаты анализа зарубежного опыта развития рыбной промышленности в деятельности Правительства РФ, Минвосток-развития России и Минсельхоза России при разработке отечественных мер поддержки рыбохозяйственного комплекса и оценке эффективности реализуемых мероприятий.

Для определения лучших практик государственной поддержки рыбохозяй-ственного комплекса в КНР, Республике Корее и Японии использовались такие методы, как анализ, синтез, индукция, дедукция. Они позволили выявить основные цели и тенденции в политике данных стран в сферах рыбодобычи, рыборазведения и рыбопереработки. Посредством применения сравнительного метода было определено общее и особенное в мерах государственной поддержки отрасли.

Результаты исследования

и их обсуждение

В 2020 году Федеральное автономное научное учреждение «Восточный центр государственного планирования» в рамках госзадания провел исследование по изучению состояния и перспектив развития рыболовства и аквакультуры (рыбоводства) в разрезе субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. В ходе его был изучен опыт государственного стимулирования рыбодобываю-щих и рыбоперерабатывающих предприятий в Китае, Республике Корее и Японии, систематизированы меры поддержки рыбного комплекса, определены их общие черты. Между тем, были выявлены специфические черты применяемых моделей. Некоторые результаты исследования представлены в нашей статье.

Китай осуществляет комплексную поддержку сферы рыбного хозяйства. В качестве одного из основных направлений политики в области рыбодобычи и рыбопереработки можно выделить восстановление прибрежной популяции водных биологических ресурсов (далее - ВБР) за счет развития аква-культуры, то есть перехода от рыбодобычи к рыборазведению. Так, в КНР в 2019 году объем производства аквакультуры составил 50,5 млн т, что на 1% больше, чем в 2018 году, а вылов дикой рыбы - 14 млн т, что на 5% меньше показателя 2018 года3. КНР предпринимает меры по развитию аквакультуры при помощи поддержки организаций - производителей гидробионтов4, использующих современную технику, а также финансирования научных проектов по созданию новых гибридных форм гидробионтов, устойчивых к заболеваниям [4]. Поддержка осуществляется в виде грантов в отношении организаций, чьи программы исследований прошли конкурсный отбор [5]. Результаты таких научных исследований коммерциализируются, что позволяет предприятиям аквакультуры увеличивать производство продукции с бо-

3 Statistical Communiqué of the People's Republic of China on the 2019 National Economic and Social Development. URL: http://www.stats.gov.cn/english/PressRelease/202002/t20200228_1728917.html (accessed 08.02.2021).

4 Гидробионт - водный организм.

лее высокими потребительскими качествами, но без использования экстенсивных ис-тощительных методов.

Еще одним направлением развития аква-культуры является поддержка финансовой устойчивости предприятий отрасли. КНР стимулирует развитие обществ взаимного страхования в рыбной промышленности5. Деятельность таких организаций поощряется региональными правительствами. Так, для того чтобы снизить финансовую нагрузку на рыбопроизводителей и развить сферу страхования аквакультуры, в нескольких провинциях КНР, включая Цзянсу, Гуандун, Шанхай, Сычуань, Чжэцзян, Хайнань, действуют региональные программы по субсидированию страховых премий. Субсидии выделяются для страхования рыболовства и аквакультуры от рисков наступления чрезвычайных ситуаций. Размер субсидируемой части страховых премий варьируется в зависимости от решения региональных властей. Так, в 2015 году Ассоциация взаимного страхования рыболовства провинции Фуцзянь совместно с правительством провинции Фуцзянь осуществила субсидируемую программу взаимного страхования производства креветки и карпа. Субсидия от регионального правительства на выплату страховых премий составила 40% на креветок и 30% на карпа.

Большое значение КНР придает развитию океанического флота и сокращению числа небольших судов. Как отмечают исследователи [6], в КНР ввиду высокого риска исчерпания ВБР во внутренних водах, а также сложной экологической обстановки в акватории Желтого и Бохайского морей реализуется государственная программа по поддержке океанического лова. Рыбодобывающие организации получают финансовую поддержку в виде субсидий на топливо [7]. В 2016 году

такие субсидии составляли около 94% всех субсидий, выделенных Правительством КНР для рыбодобывающей отрасли [7]. Субсидия на топливо предоставляется судам независимо от фактического количества потребляемого топлива и места, куда идет рыболовное судно [8]. Ее размер привязан к цене дизельного топлива. В случае если цена дизельного топлива поднимается выше 2870 юаней (422 долл. США) за тонну, субсидия покрывает расходы судовладельца, понесенные им на уплату более высокой цены6. Чем крупнее рыболовное судно, тем большую субсидию оно получит, поэтому рыбаки начали вкладывать средства в строительство новых более крупных рыболовных судов [9]. Данный способ стимулирования рыбного лова вызывает критику у Гринпис, который обвиняет КНР в создании угрозы рыбным ресурсам7. Однако Китай продолжает оказывать эту меру поддержки рыбодобывающим организациям [10].

Наряду с поддержкой развития океанического лова КНР проводит политику по уменьшению количества рыболовных судов небольшой мощности. Для этого правительство субсидирует выкуп судов и переобучение рыбаков другим профессиям, в частности связанным с марикультурой8. Так, в 2017 году Правительство КНР выделило 500 млн юаней (73,6 млн долл. США) для реализации до 2020 года программы по сокращению маломерного рыболовного флота в провинции Хайнань на 1312 единиц [11].

КНР развивает торговлю рыбой и морепродуктами. Поддержка рыбопереработки осуществляется за счет стимулирования импорта сырья и дальнейшего экспорта полученной из него продукции с высокой добавленной стоимостью, поэтому крупные перерабатывающие заводы КНР, учитывая относительный дефицит рыбного сырья

5 Fishery and aquaculture insurance in China. FAO Fisheries and Aquaculture Circular No. 1139, 2017. URL: http://www.fao.org/Va-i7436e.pdf (accessed 08.08.2020).

6 David Adam. Majority of global fishing subsidies «harmful», report finds. URL: https://chinadialogueocean.net/ 11585-majority-of-global-fishing-subsidies-harmful-report-finds (accessed 30.08.2020).

7 Добров Д. Китай истощает рыбные ресурсы планеты. URL: https://inosmi.ru/politic/20170601/239489320.html (дата обращения 08.08.2020).

8 Уведомление Министерства сельского хозяйства о дальнейшем усилении управления и контроля на внутренних рыболовных судах и осуществлении общего управления морскими рыбными ресурсами от 12.01.2017. URL: http://www.moa.gov.cn/govpublic/YYJ/201701/t20170120_5460583.htm (дата обращения 08.08.2020).

высокого качества, готовы приобретать его за рубежом, в том числе в России9. Импорт рыбного сырья стимулируется посредством снижения пошлин. Так, Минфин Китая в июле 2018 года снизил ввозные пошлины на 1449 продуктов из стран - членов ВТО, включая 221 товар из рыбы, ракообразных и моллюсков. В среднем сборы уменьшились с 15,7 до 6,9%10.

Еще одной мерой, позволяющей нарастить экспорт продукции, является создание парков морской промышленности [12]. В частности, в городах Хуньчунь11 и Чжаньцзян12 созданы оптово-распределительные центры, функционирующие как рыбопромышленные кластеры. Так, в Чжаньцзян предусмотрено три основных направления деятельности: обработка морепродуктов, торговля морепродуктами, проведение высокотехнологичных исследований в сфере морской продукции, в том числе производство морских биофармацевтических препаратов.

Стимулирование рыбопереработки осуществляется также посредством поддержки внутреннего потребления рыбы и морепродуктов. Согласно «China's National Program for Food and Nutrition (2014-2020 гг.)»13, мэры китайских городов берут на себя ответственность за программу «продуктовых корзин», в рамках которой обеспечивается достаточное и стабильное снабжение населения качественными продуктами питания, включая ВБР. Основная цель программы -развитие современной пищевой промышленности при помощи рационального потребления продуктов питания и внедрения здоровой традиции потребления [13]. С одной стороны, реализация этой программы

способствует улучшению здоровья и качества жизни населения, с другой стороны, позволяет за счет роста внутреннего потребления поддерживать производителей рыбной продукции.

Япония, как и Китай, сталкивается с проблемами исчерпания ВБР. В связи с этим в Японии осуществляется активное развитие производителей аквакультуры посредством поддержки внедрения в отрасль новых экономичных технологий по выращиванию особо ценных пород гидробионтов (угорь и синий тунец)14. На 2020 год было выделено 6,6 млрд иен (62 млн долл. США) на финансирование Центра по исследованию рыбных ресурсов, а также 5,1 млрд иен (48 млн долл. США) на поддержку разработки технологий и исследований для преодоления проблем, связанных с разведением отдельных пород аквакультуры в условиях закрытых рециркулярных хозяйств, то есть в системах замкнутого водоснабжения. Внедрение такой технологии позволяет уменьшить количество вредных выбросов от деятельности аквакультурных хозяйств без снижения качества производимой продукции [14]. Поддержка аквакультуры осуществляется также на уровне руководства префектур. В частности, префектура Тоттори в 2018 году предоставила субсидию на сумму 242,4 млн иен (2,3 млн долл. США) для частичного покрытия расходов на строительство частными лицами объектов аквакуль-туры по разведению серебряного лосося15.

В Японии деятельностью в сфере аква-культуры ранее могли заниматься исключительно кооперативы. Однако в связи с небольшими размерами и ограниченны-

9 Терехова С.А. Почему рыбоперерабатывающие фирмы Китая скупают российское сырье по высоким ценам? URL: https://fishnews.ru/mag/articles/3307 (дата обращения 08.08.2020).

10 China to cut import tariffs for 1,449 taxable items of daily consumer goods. URL: http://www.xinhuanet.com/ english/2018-06/01/c_137221249.htm (accessed 08.08.2020).

11 Свежие королевские крабы из России поставляются на китайский рынок. URL: http://russian.news.cn/ 2019-07/14/c_138225658.htm (дата обращения 25.05.2020).

12 Подписан проект Китайского международного центра морской промышленности Чжаньцзян. URL: http://www.iezahu.com/yxpc/21620.html (дата обращения 08.08.2020).

13 China's National Program for Food and Nutrition (2014-2020). URL: http://www.chinadaily.com.cn/m/ chinahealth/2014-05/16/content_17514060.htm (accessed 08.08.2020).

14 Marti C., Vallerani M., Ojamaa P. Research for PECH Committee Fisheries in Japan. URL: https://www.europarl. europa.eu/RegData/etudes/STUD/2017/601995/IP0L_STU(2017)601995_EN.pdf (accessed 08.08.2020).

15 Honda Mina. Locally-cultured salmon boom. URL: https://www3.nhk.or.jp/nhkworld/en/news/backstories/257/ (accessed 08.08.2020).

ми возможностями по привлечению капитала они характеризовались финансовой неустойчивостью и наличием трудностей по внедрению новых технологий. В соответствии с пересмотренным в 2018 году законом о рыболовстве крупные компании получили право доступа к аквакультурным угодьям. Агентство Японии по рыболовству рассчитывает, что это позволит кооперативам и компаниям наладить совместную работу в отрасли и добиться большего положительного эффекта за счет увеличения ее масштаба16.

Япония уделяет большое внимание развитию торговли рыбой и морепродуктами. Как отмечают аналитики, самые высокие субсидии японского правительства были направлены на модернизацию рыбных портов17. На 2020 год Правительство Японии выделило 71,1 млрд иен (673 млн долл. США) на развитие инфраструктуры рыболовства, в частности повышение эффективности рыболовецких портов, 1 млрд иен (9,5 млн долл. США) - на повышение безопасности пользователей рыболовецких портов. Так, в крупных рыболовецких портах, где ожидается рост экспорта, будут реализовы-ваться проекты по комплексному развитию причалов, площадок для обработки грузов, морозильных и холодильных установок, оборудования для производства льда, необходимого для транспортировки рыбы и мо-репродуктов18.

Развитие портовой инфраструктуры позволит нарастить объемы экспорта японской рыбной продукции, что в полной мере соответствует цели по развитию национального бренда Marine Eco-Label Japan [15].

На поддержку бренда в 2020 году выделено более 22,5 млрд иен (213 млн долл. США)19. Японские производители, использующие его, могут подтвердить экологическую чистоту продукции и происхождение сырья, благодаря чему исключается риск приобретения браконьерских морепродуктов или морепродуктов с низким качеством. Следовательно, применение экомаркиров-ки будет позитивно влиять на продвижение японской продукции на внешние рынки.

В Японии также осуществляется поддержка внутреннего потребления рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью. Это связано с наметившимся падением потребления населением рыбы и одновременным ростом популярности продуктов питания, нетрадиционных для японского общества, в частности мясных полуфабрикатов [16], гамбургеров и т. д. В связи с этим Правительственное агентство по рыболовству реализует кампанию «Быстрая рыба»20. Программа включает следующие задачи: сделать рыбу более удобной для употребления (извлечение костей, производство полуфабрикатов), развить внутреннюю структуру поставок рыбы с целью минимизации транспортных издержек. Благодаря их решению должна быть сохранена традиция здорового питания и осуществлена поддержка местных производителей рыбной продукции.

Модернизация флота в Японии имеет целью улучшение экологической обстановки и переоборудование новейшими устройствами, способствующими повышению эффективности лова.

На 2020 год из бюджета Японии было выделено 3 млрд иен (28 млн долл. США) на суб-

16 Chris Loew. Japan's fisheries white paper outlines measures to boost fisheries in FY2020. URL: https:// www.seafoodsource.com/news/supply-trade/japan-s-fisheries-white-paper-outlines-measures-to-boost-country-s-fisheries-in-fy2020 (accessed 08.08.2020).

17 Study on the subsidies to the fisheries, aquaculture, and marketing and processing subsectors in major fishing nations beyond the EU. URL: http://www.megapesca.com/megashop/CF201701_nh4/Study_Subsidies.pdf (accessed 08.08.2020).

18 Japan's fisheries white paper outlines measures to boost fisheries in FY2020. URL: https://www.seafoodsource.com/ news/supply-trade/japan-s-fisheries-white-paper-outlines-measures-to-boost-country-s-fisheries-in-fy2020 (accessed 08.08.2020).

19 MEL Japan Standard for Chain of Custody Certification (Version 2.0). URL: https://melj.jp/eng/wp-content/ uploads/2018/05/170112-CoC-Standard_ECoCffi^.pdf (accessed 08.08.2020).

20 Japan seeks to boost seafood consumption. URL: https://www.worldfishing.net/news101/regional-focus/japan-seeks-to-boost-seafood-consumption (accessed 08.08.2020).

сидирование внедрения высокопроизводительных рыболовных судов. Поддержка судостроения осуществляется через предоставление льготных займов рыбодобытчи-кам принадлежащей Правительству Японии Японской финансовой корпорацией. Так, в 2016 году данная организация выдала займов в размере 19,6 млрд иен (185 млн долл. США)21 на строительство крупных рыболовных судов.

В Японии поддерживается внедрение новых технологий в рыболовной индустрии. В этих целях в 2020 году было выделено 20,5 млрд иен (194 млн долл. США) на предоставление в аренду владельцам рыболовных судов оборудования для морской широкополосной связи и повышения производительности рыбной ловли. Кроме того, 500 млн иен (4,7 млн долл. США) направлено на создание платформы для рыболовного флота, позволяющей осуществлять работу с учетом морских геофизических данных.

Примечательно, что развитие рыбной промышленности осуществляется и посредством инвестиций пенсионного фонда. Известно, что крупнейшим инвестором в сфере переработки рыбы и морепродуктов является Государственный пенсионный инвестиционный фонд Японии. Его вложения через рынок акций в рыбную отрасль по состоянию на 2019 год составили 2181 млрд иен (20,7 млрд долл. США)22. Использование средств пенсионного фонда позволяет предприятиям отрасли привлекать финансирование без использования заемного капитала, при этом строить долгосрочную стратегию развития.

Республика Корея ставит перед собой цели по развитию рыбной сферы, во многом схожие с обозначенными Японией. Поддержка оказывается посредством прямых субсидий, которые финансируются централь-

ным или местным правительством, а также в виде льготных займов [17].

Согласно данным Министерства океанов и рыболовства Республики Кореи23 основными задачами, на которые выделены средства, являются финансирование осуществляемых Korea Ocean Business Corporation программ по модернизации флота, улучшение систем эксплуатации портов и построение глобальных конкурентоспособных портовых логистических сетей, обеспечение стабильной работы портов в случае возникновения чрезвычайной ситуации, расширение портовой инфраструктуры за счет создания умной логистической среды, поддержка производства рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью, развитие умной аквакультуры, продвижение рыбной экспортной отрасли, индивидуальная финансовая поддержка перспективных предприятий.

Развитие умной аквакультуры в Республике Корее заключается в поддержке внедрения результатов научных исследований по искусственному разведению устойчивых к заболеваниям рыбы и морепродуктов с высокой продуктивностью [18], а также использовании новых технологий, способствующих снижению вредных выбросов от аквакультурных ферм24. Это связано с тем, что такие фермы сейчас занимают значительное место в производстве ВБР, а дальнейшее увеличение их количества может негативно сказаться на экологии. Соответственно, власти нацелены не на экстенсивный рост, а на увеличение количества и качества производимой продукции.

Еще одним способом поддержки аква-культуры является привлечение новых кадров посредством стимулирования перехода жителей рыболовецких деревень к аквакуль-

21 Japan Finance Corporation. URL: https://www.jfc.go.jp/n/english/afff/fishery.html (accessed 08.08.2020).

22 Matthew McLuckie, Gabriel Thoumi. Perfect storm. Profits at risk in the Japanese seafood industry. URL: http://mava-foundation.org/wp-content/uploads/2019/10/Seafood-Tracker-oct19.pdf (accessed 08.08.2020).

23 MOF Major policies. URL: https://www.mof.go.kr/eng/content/view.do?menuKey=763&contentKey=229 (accessed 08.08.2020).

24 OECD Review of Fisheries 2017. URL: http://www.oecd.org/officialdocuments/publicdisplaydocumentpdf/?cote=TAD/ FI(2017)14/FINAL&docLanguage=En (accessed 08.08.2020).

туре25. Его суть заключается в том, что правительство выкупает небольшие устаревшие суда у рыбаков при условии вложения полученных ими средств в аквакультуру. Это позволяет решить вопрос занятости жителей приморских деревень, улучшить экологию за счет уменьшения числа старых судов и ухода от рыбной ловли.

Республика Корея стремится к сокращению вредного воздействия на водные биологические ресурсы морей посредством обновления флота. В 2018 году Правительством Республики Кореи был создан фонд Korea Oceans Business Corp. Данная организация оказывает поддержку судовладельцам двумя способами. Она покупает подержанные суда, принадлежащие судоходным компаниям, по рыночной стоимости, а затем сдает их в аренду продавцу, чтобы уменьшить его коэффициент задолженности. По истечении срока аренды судна фонд предлагает арендатору выкупить его26. Также в эксплуатацию вводятся экологичные суда, т. е. суда с пониженным количеством выбросов или использующие в качестве топлива сжиженный газ27. Фонд компенсирует до 10% стоимости нового судна при условии, что судовладелец предоставит документы, подтверждающие утилизацию старого, а также то, что вновь приобретаемое судно является экологически чистым. Ожидается, что к 2022 году фонд окажет поддержку по строительству до 200 новых судов28.

Одним из важнейших направлений поддержки рыбной промышленности в Республике Корее стала поддержка торговой инфраструктуры и экспорта. Так, для роста экспортных возможностей осуществляется поддержка развития портовой инфраструк-

туры, в частности модернизация рыбного рынка Пусана [19]. Ее целью является увеличение пропускной способности рыбного рынка посредством внедрения цифровых технологий и развития логистических сетей [20]. Также финансируется модернизация рыбного рынка международного значения Норянджин.

Реализация рыбной продукции осуществляется с помощью бренда K-FISH. Массовую рекламную кампанию по его продвижению Министерство морских дел и рыболовства Республики Кореи провело в 17 странах мира29. Бренд K-FISH позиционируется как безопасный и высокоэкологичный, что обеспечивается системой прослеживаемости, введенной для поддержки сектора экспорта рыбной продукции страны и повышения доверия местных потребителей к отечественным продуктам, а также исключения криминального происхождения продукции30.

Таким образом, сравнение опыта КНР, Республики Кореи и Японии показывает, что направления поддержки рыбохозяйственно-го комплекса в них во многом схожи, однако имеются особенности, связанные с целями реализации мер (табл. 1). В частности, КНР уделяет большое значение океаническому лову рыбы, для чего предоставляет топливную субсидию. Япония и Республика Корея, в свою очередь, поддерживают лов морепродуктов при помощи судов, использующих новые технологии, снижающие количество вредных выбросов.

Схожая картина наблюдается в сфере аквакультуры (табл. 2). Китай отдает приоритет экстенсивному росту за счет субсидирования разведения отдельных видов гидробионтов и повышения устойчивости отрасли к чрезвы-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25 Study on the subsidies to the fisheries, aquaculture, and marketing and processing subsectors in major fishing nations beyond the EU. URL: http://www.megapesca.com/megashop/CF201701_nh4/Study_Subsidies.pdf (accessed 08.08.2020).

26 Investment support. URL: https://www.kobc.or.kr/eng/CMS/Contents/Contents.do?mCode=MN010 (accessed 08.08.2020).

27 South Korea supports building of new eco ships. URL: https://safety4sea.com/south-korea-supports-building-of-new-eco-ships (accessed 08.08.2020).

28 South Korean fund to support construction of 200 new ships. URL: https://shippingwatch.com/Services/ article10196511.ece (accessed 08.08.2020).

29 Корейскую рыбу прорекламировали в 17 странах. URL: https://polpred.com/?ns=1 &ns_id=3207364 (дата обращения 08.08.2020).

30 Challenging times for South Korea. URL: https://www.worldfishing.net/news101/regional-focus/challenging-times-for-south-korea (accessed 08.08.2020).

Таблица 2. Меры по поддержке аквакультуры в КНР, Японии и Республике Корее

Таблица 1. Цели мер поддержки рыбохозяйственного комплекса

Цель КНР Республика Корея Япония

Борьба с загрязнением окружающей среды в прибрежных морях + + +

Повышение устойчивости сферы аквакультуры + +

Расширение внутреннего (внешнего) рынка сбыта рыбной продукции + + +

Повышение эффективности рыболовства +

Укрупнение флота +

Переход от рыбодобычи к рыборазведению + +

Сохранение рабочих мест + +

Поддержка судостроителей + +

Источник: составлено авторами.

Государство Мера поддержки Цель

КНР, Республика Корея, Япония Обучение и переобучение рыбаков аквакультуре; субсидии на разведение ценных пород ВБР в закрытых рециркуляционных хозяйствах; гранты научным учреждениям на выведение ценных пород ВБР способных жить в рециркуляционных хозяйствах Борьба с загрязнением окружающей среды в прибрежных морях

КНР Субсидирование обществ взаимного страхования, осуществляющих страхование хозяйств аквакультуры от чрезвычайных ситуаций; субсидии на разведение мальков ВБР Повышение устойчивости сферы аквакультуры

Япония Стимулирование инвестиций крупных компаний в аквакультуру и повышение ее прибыльности за счет масштаба

Япония, Республика Корея Обучение и переобучение рыбаков, ведущих деятельность в небольших кооперативах, деятельности в сфере аквакультуры Сохранение рабочих мест

Источник: составлено авторами.

чайным происшествиям. Япония и Республика Корея стремятся внедрять способы культивации гидробионтов посредством минимизации загрязнения окружающей среды. При этом для всех трех государств характерна поддержка исследований, направленных на снижение заболеваемости ВБР и повышение их потребительских качеств. Кроме того, развитие аква-культуры обеспечивается за счет поощрения привлечения в сферу аквакультуры рыбаков. Следовательно, меры по поддержке аквакуль-туры в КНР, Японии и Республике Корее направлены на решение комплекса проблем в сфере занятости, экологии и способствуют переходу от рыбодобычи к рыборазведению.

Кроме изложенного выше, в КНР, Республике Корее и Японии осуществляется поддержка экспорта рыбы и морепродуктов посредством стимулирования производства продукции с высокой добавленной стоимостью, а также развития инфраструктуры портов и создания на их основе крупных логистических узлов с функциями торгово-распределительных центров. При этом Республика Корея и Япония продвигают на международных рынках свои бренды рыбной продукции высокого качества, что способствует их выходу на рынки тех стран, где они закупают сырье, в том числе российский.

Выводы

В 2019 году расходы на поддержку рыбной отрасли КНР составили 0,05% от ВВП. Для Республики Кореи данный показатель равен 0,19% от ВВП, для Японии - 0,056% от ВВП31. Основной мерой поддержки являются льготные займы и субсидии. Однако для Японии, кроме названного, характерна поддержка отрасли при помощи инвестиций, направления средств пенсионного фонда на приобретение акций рыболовных компаний.

Анализ международного опыта в области государственного стимулирования развития рыбной отрасли показал высокую актуальность и результативность мер поддержки производства аквакультуры. Политика КНР, Республики Кореи и Японии в сфере рыбной промышленности носит комплексный характер, направленный на решение ряда актуальных социально-экономических проблем, возникших из-за истощения поголовья водных биологических ресурсов в территориальных морях и исключительной экономической зоне. Важно, основываясь на опыте этих стран, перейти от экстенсивного развития рыбохозяй-ственного комплекса к его модернизации.

Одним из основных направлений государственной политики в сфере рыболовства в рассматриваемых государствах является модернизация флота. Республика Корея и Япония стимулируют переход рыбаков к использованию технологически новых и менее вредных для экологии судов, КНР, в свою очередь, поддерживает наращивание объемов лова за счет увеличения количества судов океанического типа и уменьшения числа устаревших судов с небольшой дальностью хода. Рыболовецким организациям, которые не могут вложить средства в обновление флота, власти КНР и Республика

Корея помогают перейти к занятию аква-культурой.

В связи со сказанным выше можно выдвинуть ряд предложений по совершенствованию российской политики в сфере рыбной промышленности. Так, для того чтобы обеспечить занятость населения ДФО, необходимо разработать меры поддержки по развитию производства аквакультуры низкорентабельными рыболовными предприятиями, расположенными в населенных пунктах, где добыча ВБР является основным видом деятельности (в монопрофильных муниципальных образованиях). Следует оценить возможность адаптации успешного опыта и новых технологий КНР и Республики Кореи по поддержке исследований в сфере культивации новых пород гидробионтов, а также гидробионтов, устойчивых к заболеваниям, внедрения технологий, способствующих снижению выбросов от деятельности аквакультурных ферм.

Кроме этого, следует проанализировать возможность разработки и внедрения информационно-аналитической системы, позволяющей отслеживать прохождение партий ВБР от момента вылова до момента экспорта или сбыта предприятиям на внутреннем рынке Российской Федерации для реализации или дальнейшей переработки (на основе анализа аналогичного опыта Республики Кореи).

Полученные результаты и выводы могут быть использованы при проведении дальнейших исследований по указанной проблематике, в частности для сопоставления механизмов и результативности системы государственного регулирования рыбохозяйственного комплекса в России на федеральном и региональном уровнях, а также разработки предложений по ее совершенствованию в дальневосточных регионах РФ с учетом международного опыта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ухалова Т.С. Особенности и тенденции развития мирового промышленного рыболовства // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2015. № 1. С. 45-58.

2. Ивченко О.С., Салтыков М.А. Совершенствование государственного регулирования рыбного хозяйства Приморского края в разрезе океаническое, прибрежное рыболовство, марикультура // Фундамент. исслед. 2017. № 10-3. С. 581-586.

3. Корнейко О.В., Фушэн Ли Перспективы развития рыбной промышленности Приморского края в контексте китайского опыта // Территория новых возможностей. Вестн. Владивост. гос. ун-та экономики и сервиса. 2017. № 4 (39). С. 18-27.

4. Корнейко О.В. Опыт развития рыбохозяйственной деятельности Китая // Теоретическая и прикладная экономика. 2017. № 4. С. 59-64.

5. Wang Pingping, Ji Jianyue, Zhang Yi. Aquaculture extension system in China: Development, challenges, and prospects. Aquaculture Reports, 2020, vol. 17. Available at: https://doi.Org/10.1016/j.aqrep.2020.100339 (accessed 08.08.2020).

6. Hongzhou Zhang. China's fishing industry: Current status, government policies, and future prospects. China as a «Maritime Power» Conference. Arlington, Virginia, 2015, pp. 1-34. Available at: https://www.cna.org/cna_files/pdf/china-fishing-industry.pdf (accessed 08.08.2020).

7. Mallory T.G. Fisheries subsidies in China: Quantitative and qualitative assessment of policy coherence and effectiveness. Marine Policy, 2016, vol. 68, pp. 74-82.

8. Wicaksono B.R. The fisheries subsidies in Indonesia and China. Jurnal Ekonomi&Studi Pembangunan, 2019, vol. 20 (2), pp. 176-189.

9. Ling Cao, Yong Chen, Shuanglin Dong et al. Opportunity for marine fisheries reform in China. PNAS, 2016. Available at: https://www.pnas.org/content/early/2017/01/10/1616583114 (accessed 08.08.2020).

10. He J. Chinese public policy on fisheries subsidies: Reconciling trade, environmental and food security stakes. Marine Policy, 2015, vol. 56, pp. 106-116.

11. Xin Zhao, Peihong Jia. Towards sustainable small-scale fisheries in China: A case study of Hainan. Marine Policy, 2020, no. 103935. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/ S0308597X19305998 (accessed 01.09.2020).

12. Jiang D., Chen Z., Dai G. Evaluation of the carrying capacity of marine industrial parks: A case study in China. Marine Policy, 2017, vol. 77, pp. 111-119.

13. Zhang N., Ma G. Nutritional characteristics and health effects of regional cuisines in China. Journal of Ethnic Foods, 2020, vol. 7, no. 1. Available at: https://doi.org/10.1186/s42779-020-0045-z

14. Arai K. Genetic improvement of aquaculture finfish species by chromosome manipulation techniques in Japan. Aquaculture, 2001, vol. 197, no. 1-4, pp. 205-228.

15. Swartz W. et al. Searching for market-based sustainability pathways: Challenges and opportunities for seafood certification programs in Japan. Marine Policy, 2017, vol. 76, pp. 185-191.

16. Burnett M. eds. Natural Resource Conflicts: From Blood Diamonds to Rainforest Destruction [2 vol.]. Santa Barbara, 2016. P. 1008.

17. Lee Ch., Choi S.D. A study on the fisheries subsidy policy of Korea under WTO regime. The Journal of the Korean Society for Fisheries and Marine Sciences Education, 2020, vol. 32, no. 1, pp. 37-48.

18. Kwon I. et al. Establishment of a development direction for smart aquaculture technology through patent analysis and a demand survey of experts and fishermen. Journal of the Korean Society of Fisheries and Ocean Technology, 2019, vol. 55, no. 4, pp. 378-391.

19. Lee K. C. et al. Automatic unloading system for modernizing the busan cooperative fish market. Journal of the Korean Society of Manufacturing Process Engineers, 2021, vol. 20 (1), pp. 88-94.

20. Seo Y.S., Huh J.H. Context-aware auction solution of cooperative fish market monitoring system for intelligent user. Human-centric Computing and Information Sciences, 2020, vol. 10 (30). Available at: https://doi.org/10.1186/s13673-020-00234-w (accessed 22.04.2021).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Елена Юрьевна Агешина - кандидат экономических наук, директор Московского филиала, Федеральное автономное научное учреждение «Восточный центр государственного планирования». Российская Федерация, 127025, г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 19; e-mail: e.ageshina@vostokgosplan.ru

Александр Петрович Алексеенко - кандидат юридических наук, ведущий аналитик, Федеральное автономное научное учреждение «Восточный центр государственного планирования». Российская Федерация, 127025, г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 19; e-mail: a.alekseenko@vostokgosplan.ru

Елена Львовна Ли - кандидат экономических наук, руководитель направления «Качество жизни и человеческий потенциал», Федеральное автономное научное учреждение «Восточный центр государственного планирования». Российская Федерация, 127025, г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 19; e-mail: e.lee@vostokgosplan.ru

Ageshina E.Yu., Alekseenko А.Р., Li Е.Ь

FOREIGN EXPERIENCE OF DEVELOPING FISHING INDUSTRY AND PROSPECTS FOR ITS USE IN THE FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT

Fishing is one of the main specializations of the Far Eastern Federal District of Russia. Russia is one of the world leaders in fishing, but despite it, in this industry, especially in the Far East, there are many problems due to the environment, the depletion of aquatic biological resources, the obsolescence of fishing fleet and infrastructure. In this regard, the Government of the Russian Federation is taking new measures to support the industry, as well as analyzing foreign experience. The purpose of the research is to identify cross-country features in the field of state regulation of developing fisheries complex of the Asia-Pacific region in the case of the People's Republic of China, the Republic of Korea and Japan and to determine the prospects for using foreign experience in the Far Eastern Federal District. The scientific novelty of the article consists in summarizing the best foreign experience in the development of fishing industry and identifying ways to improve its state management in the Far Eastern Federal District. The practical significance of this work is in the possibility to use the results of foreign experience analysis in the development of fishing industry in the activities of the Government of the Russian Federation, the Ministry of Regional Development and the Ministry of Agriculture of the Russian Federation in development of domestic measures to support fishing industry and to assess the effectiveness of implemented measures. Through the application of the comparative method, methods of synthesis and analysis, the authors consider the main approaches used by the states of the Northeast Asia to promote development of fisheries and fish farming. The paper concludes that China, the Republic of Korea and Japan ensure the comprehensive development of fisheries and fish farming including measures aimed at modernizing the fishing fleet and reducing sea pollution, increasing aquaculture stability and switching to it from fishing, promoting national fish and water products to domestic and foreign markets, and preserving jobs in coastal villages and towns. We confirm that the policy cornerstone of the Northeast Asian states is to support aquaculture production. It is also important to study

and implement foreign experience in accounting for fish products. This step will stimulate the improvement of product quality and help promote it to foreign markets. The next support area for fisheries is modernization of the logistics infrastructure of fishing ports which can also be used in the Russian Far East.

Aquaculture, subsidies, fishing industry, Far Eastern Federal District, biological resources, fishing, infrastructure, state support.

REFERENCES

1. Ukhalova T.S. Features and trends of the world industrial fishing. Aziatsko-Tikhookeanskiy region: ekonomika, politika, pravo=PacificRim: Economics, Politics, Law, 2015, no. 1, pp. 45-58 (in Russian).

2. Ivchenko O.S., Saltykov M.A. Improvement of state regulation of the farm economy of the Primorsky Krai in the section oceanic, coastal fishery, mariculture. Fundamental'nyye issledovaniya=Fundamental Research, 2017, no. 10-3, pp. 581-586 (in Russian).

3. Korneyko O.V., Fushen Li. Perspectives of the Primorye fishing in the context of the Chinese experience. Territoriya novykh vozmozhnostey. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa=The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service, 2017, no. 4 (39), pp. 18-27 (in Russian).

4. Korneyko O.V. Experience in development of fishery activities in China. Teoreticheskaya i prikladnaya ekonomika=Theoretical and Applied Economics, 2017, no. 4, pp. 59-64 (in Russian).

5. Wang Pingping, Ji Jianyue, Zhang Yi. Aquaculture extension system in China: Development, challenges, and prospects. Aquaculture Reports, 2020, vol. 17. Available at: https://doi.org/10.1016/j.aqrep.2020.100339 (accessed 08.08.2020).

6. Hongzhou Zhang. China's fishing industry: Current status, government policies, and future prospects. China as a «Maritime Power» Conference. Arlington, Virginia, 2015, pp. 1-34. Available at: https://www.cna.org/cna_files/pdf/china-fishing-industry.pdf (accessed 08.08.2020).

7. Mallory T.G. Fisheries subsidies in China: Quantitative and qualitative assessment of policy coherence and effectiveness. Marine Policy, 2016, vol. 68, pp. 74-82.

8. Wicaksono B.R. The fisheries subsidies in Indonesia and China. Jurnal Ekonomi&Studi Pembangunan, 2019, vol. 20 (2), pp. 176-189.

9. Ling Cao, Yong Chen, Shuanglin Dong et al. Opportunity for marine fisheries reform in China. PNAS, 2016. Available at: https://www.pnas.org/content/early/2017/01/10/1616583114 (accessed 08.08.2020).

10. He J. Chinese public policy on fisheries subsidies: Reconciling trade, environmental and food security stakes. Marine Policy, 2015, vol. 56, pp. 106-116.

11. Xin Zhao, Peihong Jia. Towards sustainable small-scale fisheries in China: A case study of Hainan. Marine Policy, 2020, no. 103935. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0308597X19305998 (accessed 01.09.2020).

12. Jiang D., Chen Z., Dai G. Evaluation of the carrying capacity of marine industrial parks: A case study in China. Marine Policy, 2017, vol. 77, pp. 111-119.

13. Zhang N., Ma G. Nutritional characteristics and health effects of regional cuisines in China. Journal of Ethnic Foods, 2020, vol. 7, no. 1. Available at: https://doi.org/10.1186/s42779-020-0045-z

14. Arai K. Genetic improvement of aquaculture finfish species by chromosome manipulation techniques in Japan. Aquaculture, 2001, vol. 197, no. 1-4, pp. 205-228.

15. Swartz W. et al. Searching for market-based sustainability pathways: Challenges and opportunities for seafood certification programs in Japan. Marine Policy, 2017, vol. 76, pp. 185-191.

16. Burnett M. eds. Natural Resource Conflicts: From Blood Diamonds to Rainforest Destruction [2 vol.]. Santa Barbara, 2016. P. 1008.

17. Lee Ch., Choi S.D. A study on the fisheries subsidy policy of Korea under WTO regime. The Journal of the Korean Society for Fisheries and Marine Sciences Education, 2020, vol. 32, no. 1, pp. 37-48.

18. Kwon I. et al. Establishment of a development direction for smart aquaculture technology through patent analysis and a demand survey of experts and fishermen. Journal of the Korean Society of Fisheries and Ocean Technology, 2019, vol. 55, no. 4, pp. 378-391.

19. Lee K. C. et al. Automatic unloading system for modernizing the busan cooperative fish market. Journal of the Korean Society of Manufacturing Process Engineers, 2021, vol. 20 (1), pp. 88-94.

20. Seo Y.S., Huh J.H. Context-aware auction solution of cooperative fish market monitoring system for intelligent user. Human-centric Computing and Information Sciences, 2020, vol. 10 (30). Available at: https://doi.org/10.1186/s13673-020-00234-w (accessed 22.04.2021).

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Elena Yu. Ageshina - Candidate of Sciences (Economics), Director of Moscow Branch, Federal Autonomous Research Institution "Eastern State Planning Center". 19, New Arbat Avenue, Moscow, 127025, Russian Federation; e-mail: e.ageshina@vostokgosplan.ru

Aleksandr P. Alekseenko - Candidate of Sciences (Law), Leading Analyst, Federal Autonomous Research Institution "Eastern State Planning Center". 19, New Arbat Avenue, Moscow, 127025, Russian Federation; a.alekseenko@vostokgosplan.ru

Elena L. Li - Candidate of Sciences (Economics), Head of Direction "Quality of Life and Human Potential", Federal Autonomous Research Institution "Eastern State Planning Center". 19, New Arbat Avenue, Moscow, 127025, Russian Federation; e-mail: e.lee@vostokgosplan.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.