Научная статья на тему 'Зарубежный опыт развития программ для осужденных как реализация принципа реабилитации'

Зарубежный опыт развития программ для осужденных как реализация принципа реабилитации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
951
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОСУЖДЕННЫХ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ПРИНЦИП РИСКА / ОБУЧЕНИЕ ЖИЗНЕННЫМ НАВЫКАМ / КОРРЕКЦИОННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО / НАСТАВНИЧЕСТВО / КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / PROGRAMS FOR CONVICTS / REHABILITATION / RISK PRINCIPLE / LIFE SKILLS TRAINING / CORRECTIONAL INTERVENTION / MENTORING / COUNSELING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морохова О.А.

В статье анализируются модели социально-педагогических программ для совершеннолетних осужденных, используемых в исправительных учреждениях в странах Европы и США. Исследование позволило автору выделить модели реабилитационных программ, проанализировать условия и возможности их применения. Исследование вносит вклад в изучение принципа реабилитации осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign experience of developing programs for convicts as realization of the principle of rehabilitation

In the article the models of socio-pedagogical programs for adult convicts used in correctional institutions in Europe and the United States are analysed. In the research the author mana-ged to identify models of rehabilitation programs, to analyze the conditions and possibilities of their application. The research contributes to the principle of convicts’ rehabilitation study.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт развития программ для осужденных как реализация принципа реабилитации»

О. А. МОРОХОВА заведующий кафедрой профессиональной

O. A. MOROKHOVA

языковой подготовки ВЮИ ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент

Зарубежный опыт развития программ для осужденных как реализация принципа реабилитации

Foreign experience of developing programs for convicts as realization of the principle of rehabilitation

Аннотация. В статье анализируются модели социально-педагогических программ для совершеннолетних осужденных, используемых в исправительных учреждениях в странах Европы и США. Исследование позволило автору выделить модели реабилитационных программ, проанализировать условия и возможности их применения. Исследование вносит вклад в изучение принципа реабилитации осужденных.

Ключевые слова: программы для осужденных, реабилитация, принцип риска, обучение жизненным навыкам, коррекционное вмешательство, наставничество, консультирование.

Annotation. In the article the models of socio-pedagogical programs for adult convicts used in correctional institutions in Europe and the United States are analysed. In the research the author managed to identify models of rehabilitation programs, to analyze the conditions and possibilities of their application. The research contributes to the principle of convicts' rehabilitation study.

Key words: programs for convicts, rehabilitation, risk principle, life skills training, correctional intervention, mentoring, counseling.

В настоящее время вопросы реабилитации, ресоциализации, социальной адаптации осужденных чрезвычайно актуальны для отечественной уголовно-исполнительной системы. Научное обоснование и всестороннее изучение принципов ре-

абилитации, поиск новых моделей и технологий исправления осужденных можно назвать одними из ключевых задач научного обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Одним из способов исследования вопросов реабилитации и

66

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

ресоциализации является изучение опыта деятельности исправительных систем различных стран.

Актуальность данной работы состоит в том, что изучение зарубежного опыта отбора программ для осужденных в ряде европейских стран и США вносит вклад в исследование социально-педагогических механизмов исправления осужденных и позволяет представить принцип реабилитации как один из возможных путей реформирования отечественной уголовно-исполнительной системы.

Новизна исследования состоит в том, что в настоящей статье проводится анализ реабилитационных программ для осужденных в странах Европы и США, определяются их социально-педагогические возможности в реабилитации осужденных.

Цель статьи - проанализировать модели и педагогические возможности реабилитационных программ, используемых в исправительных системах стран Европы и США и направленных на ресоциализацию осужденных.

В статье реализованы следующие задачи:

- проведен сравнительный анализ уголовно-исполнительной политики в европейской и американской системах, в которых применяются программы для осужденных;

- выделены и проанализированы образовательные и профессиональные, медицинские, социальные и оздоровительные программы, применяемые в европейской и американской системах;

- проанализированы условия и возможности использования реабилитационных программ в ресоциализации осужденных.

В отечественном законодательстве применяются понятия «ресоциа-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 5/2019

лизация», «социальная адаптация», а понятие «принцип реабилитации» не используется (статья 8 «Принципы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации» Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации [1]). В научной литературе указывается на недостаточность научного обоснования термина «реабилитация» [2]. В исправительной системе европейских стран и США, напротив, термин «реабилитация» получил широкое применение в значении «трансформация нарушителя закона в законопослушного гражданина для выполнения полезной роли в обществе» [3]. Этимологически слово «реабилитация» происходит от латинского текаЫШайо (восстановление). В настоящей статье понятие «принцип реабилитации» будет рассматриваться в широком значении - как комплекс мероприятий, направленных на исправление осужденного.

Использование педагогических и социальных технологий доказывает свою эффективность в процессе реабилитации осужденных (Р. Р. Исхако-ва, Ю. В. Баранов, Д. С. Татаренкова, Е. Я. Тищенко, Н. Ф. Уфимцева, Р. Н. Ха-лилов, Д. З. Хамадишин, А. С. Ужахов). Изучению пенитенциарного опыта зарубежных стран посвящены работы А. В. Быкова, Б. Е. Баталина, И. В. Дво-рянскова, А. В. Новикова, Л. П. Питке-вич, В. В. Сергеева и других. Использование образовательных ресурсов в контексте реабилитации осужденных научно обоснованно и заслуживает детального изучения. Так, известный педагог Д. Дьюи утверждал, что определенный уровень образования является предпосылкой нравственного мышления. Американский теоретик образования К. Хартьен справедливо отмечал, что

67

воспитание в исправительных учреждениях способствует формированию просоциальных отношений и придает настроение, противоположное антиобщественным нормам жизни [4].

Использование программ для осужденных в странах Европы и США осуществляется в условиях разной уголовно-исполнительной политики.

В основе философии исправительных систем европейских стран лежит ряд общих положений, определенных Европейскими пенитенциарными правилами. Во-первых, наказанием является факт лишения свободы, а само содержание в исправительном учреждении не должно носить карательный характер. Условия содержания в исправительном учреждении должны быть приближены к жизни на свободе.

Во-вторых, лишение свободы должно быть исключительной мерой наказания, так как пенитенциарные учреждения рассматриваются как школа преступности и центр сосредоточения тюремной субкультуры и асоциальных ценностей.

В-третьих, главная задача исправительных систем стран Европы состоит в том, чтобы снизить риск совершения повторных преступлений осужденными. Согласно немецкому законодательству, основная цель тюрьмы - научить осужденных после освобождения быть социально ответственными и не совершать повторных преступлений.

Важнейшими отличительными принципами исправительных систем стран Европы, отраженными в Европейских тюремных правилах, являются уважение человеческого достоинства и гуманность.

Общественная безопасность в европейских странах обеспечивается не просто путем отделения правонаруши-

телей от общества, но и путем их успешной реинтеграции. С этой целью осужденным предоставляется возможность контролировать свою жизнь. Некоторые носят свою одежду и готовят себе еду. Они взаимодействуют с персоналом исправительного учреждения, обученным не только вопросам безопасности в тюрьмах, но и теории образования и управления конфликтами. В Норвегии условия содержания осужденных в местах лишения свободы подчиняются принципу нормализации, то есть созданию таких условий, при которых осужденные могли бы вернуться к обычной законопослушной жизни в обществе.

После освобождения европейские осужденные не сталкиваются с такими карательными последствиями, как запрет на участие в выборах, ограничения в получении работы, жилья и государственной помощи, которые характерны для американской системы.

В странах Европы уровень совершения повторных преступлений в тюрьмах Норвегии составляет в среднем 16 %, в Дании данный показатель составляет 27 %, в Федеративной Республике Германии - 35 %, во Франции, Нидерландах, Швейцарии - 40 % [5]. Более 90 % приговоров в Нидерландах и 75 % приговоров в Федеративной Республике Германии составляют 12 месяцев или менее, а средний срок тюремного заключения в Соединенных Штатах Америки составляет около трех лет.

Философия исправительной системы США ориентирована прежде всего на обеспечение общественной безопасности и изоляцию преступников от общества. Уровень совершения повторных преступлений осужденными в Соединенных Штатах Америки очень высок и составляет в среднем 76,6 %. В поисках

68

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

идей для реформирования своей исправительной системы Соединенные Штаты Америки обращаются к опыту стран Европы [6]. Представители исправительных учреждений штата Аляска после изучения опыта Норвегии пытаются внедрить их опыт в своих исправительных учреждениях [7].

Участие осужденных в образовательных и социально-педагогических программах является важным аспектом их ресоциализации. В Норвегии, которая отличается прогрессивной системой исправительных учреждений, определяется, что «на пути к жизни без преступлений важными факторами являются доступ к работе, образованию, рекреационные мероприятия и физическое воспитание» [8].

Изучение программ для осужденных в местах лишения свободы находится в центре внимания международного сообщества. В дорожной карте ООН по развитию программ в тюрьмах говорится, что образовательные и профессиональные программы в тюрьмах следует развивать и дальше, так как, например, в странах Европейского союза из 640 тысяч осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, лишь 25 % участвуют в образовательных и профессиональных программах [9].

Доступ осужденных к образовательным программам в странах Европы закреплен законодательно и регламентируется Европейскими тюремными правилами, в которых утверждается, что «каждая тюрьма должна стремиться предоставить всем осужденным доступ к образовательным программам, которые являются как можно более всеобъемлющими и которые отвечают индивидуальным потребностям и интересам осужденных» [10].

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 5/2019

Осужденные, попавшие в места лишения свободы, часто не умеют читать и писать: две пятых осужденных, содержащихся в тюрьмах штата Миннесота (США), не имеют диплома о среднем общем образовании или результатов специального теста для совершеннолетних, не окончивших среднюю школу (ОББ). Посещение программы базового образования для осужденных с низким уровнем грамотности в штате Калифорния (США) закреплено законодательно.

Отличительной чертой академических программ в европейских странах является то, что они находятся в ведении министерств образования. В европейских странах образование осужденных интегрировано с системой образования и профессиональной подготовкой таким образом, чтобы после освобождения они могли без затруднений продолжить получение образования или профессии.

Практически везде учебные заведения, функционирующие в тюрьмах, включают все уровни обучения вплоть до университетского. Однако из-за общей нехватки ресурсов не все виды образования могут предоставляться. Повсеместно в странах Европы и США можно найти курсы начальной и средней школы. В тех исправительных учреждениях, где содержатся представители разных культур, для осужденных проводятся курсы по изучению языка. Однако количество осужденных, участвующих в образовательных программах, очень различается. Так, в Соединенном Королевстве в образовательных программах участвуют почти 98 % осужденных, во Франции - 25 %, но из них лишь 1,45 % посещают университетские курсы.

Многочисленные исследования доказывают, что посещение осужденными образовательных программ помогает

69

значительно снизить уровень совершения повторных преступлений. Осужденные, участвовавшие в образовательных программах, на 43 % реже возвращаются в места лишения свободы в течение последующих трех лет [11].

Программы по профессиональному образованию и трудовой занятости используются в исправительных учреждениях и в европейской, и в американской моделях, так как наличие профессиональных навыков дает возможность осужденным найти работу после освобождения, повышает их социальную ответственность. Образовательные программы, несомненно, открывают осужденным новые возможности и помогают достичь две важные цели - преодолеть прошлое и улучшить качество жизни. Необходимость дать осужденным второй шанс законодательно закреплена в одноименном акте и программе грантов для осужденных США [12].

В дополнение к академическим образовательным программам широкое распространение получили неформальные образовательные программы, которые организуют как сотрудники исправительных учреждений, так и некоммерческие организации и волонтеры. Позитивное отношение к миру может быть сложной чертой для осужденных, поэтому некоторые тюрьмы предлагают программы, которые помогут им получить положительный опыт в жизни. Уроки по дрессировке собак, кулинарии, садоводству помогают осужденным практиковать новые жизненные навыки и воспитывают в них социальную ответственность.

В отдельных исправительных учреждениях осужденные могут участвовать в таких программах по оздоровительной реабилитации, как йога, тай-чи или ме-

дитация. Оздоровительная реабилитация осужденных предполагает заботу о физическом и психическом здоровье, дает ясность осужденным в понимании целей исправления. Доказано, что практика таких умственных и физических упражнений обеспечивает долгосрочные преимущества, включая управление стрессом или гневом.

Отличительной особенностью исправительной системы США является то, что в качестве реабилитационных программ здесь широкое распространение получили психологические и медицинские программы по когнитивно-поведенческой терапии, которые назначаются осужденным в зависимости от уровня риска совершения ими тех или иных насильственных действий. При этом анализируются индивидуальные характеристики осужденных, то есть их способности и сильные стороны, стили обучения, которые могут оказать влияние на успешность обучения в рамках программ, а могут привести к «взрыву» (неконтролируемой реакции на корректирующее вмешательство).

К таким факторам риска относятся, во-первых, асоциальное поведение, то есть неспособность избежать преступного поведения в ситуациях повышенного риска; во-вторых - асоциальность личности, то есть демонстрация импульсивного, агрессивного или манипу-лятивного поведения; в-третьих - криминальное мышление, то есть взгляды, ценности и убеждения, которые могут привести к совершению преступлений; в-четвертых - асоциальное взаимодействие с другими преступными деятелями и изоляция от субъектов с некриминальным поведением; в-пятых - плохие отношения с семьей или супругом; в-шестых - отсутствие профессиональных на-

70

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

выков и низкие показатели в школе или на работе и неудовлетворенность этой деятельностью и другие [13].

Программы корректирующего вмешательства разрабатывались как противодействие высокому уровню риска совершения повторных правонарушений. Высокий уровень риска определяется четырьмя факторами, включающими антиобщественное поведение, асоциальность личности, антиобщественное сознание и асоциальные связи. Это так называемая большая четверка.

К умеренным факторам риска относят отсутствие семьи или супруга, образования, занятости, досуга и злоупотребление психоактивными веществами. Основные психические расстройства, низкий интеллектуальный уровень и социальный класс считаются незначительными факторами риска.

По состоянию на 30 июня 2017 года 98 % осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях штата Калифорния (США), прошли оценку риска. Примерно у половины был умеренный или высокий риск совершения повторных преступлений, у другой половины - низкий уровень риска. Программы реабилитации направлены в первую очередь на осужденных с высоким риском совершения повторных преступлений [14].

В США также широкое распространение получили реабилитационные программы по обучению жизненным навыкам, например тренинги по разрешению конфликтов, управлению гневом, курсы по прикладным вопросам - ведению финансов, поиску работы, отношениям в семье, обращению с детьми и другие. Основой такой программы в штате Делавер является курс реконструирующей терапии в области морали, в рамках которо-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 5/2019

го проводятся занятия по анализу личностных качеств и способов действий, которые могут помочь достичь успеха с помощью метода разбора реальных ситуаций [15].

В американской модели реабилитация в рамках социально-педагогических программ представляет собой направленную деятельность, в основе которой лежат не только принципы академического и профессионального обучения, но также принципы обучения жизненным навыкам, корректирующего вмешательства, когнитивной терапии и социальных аспектов взаимодействия. Реализуемые программы имеют соответствующее теоретическое обоснование, научное сопровождение и оценку эффективности. Программы включают несколько этапов: совместную с преподавателем оценку своих достижений, осмысление осужденными своих целей и способов их реализации, визуализацию того пути, который необходимо пройти.

Результатом посещения осужденными программ должны стать несколько взаимосвязанных аспектов: улучшение общественной безопасности, качества жизни бывшего правонарушителя и улучшения во взаимоотношениях с семьей. Оценка эффективности действия программ показывает, что некоторые из них требуют продолжения и после освобождения осужденного, например программа по противодействию употреблению психоактивных веществ.

Как показало исследование, несмотря на различия уголовно-исполнительной политики в европейской и американской исправительных системах, активно применяются различные программы для ресоциализации осужденных, так как, во-первых, доказана связь

71

между склонностью к антиобщественному поведению и низкими показателями в образовании, а во-вторых - доказана роль социально-педагогических программ для осужденных в снижении риска совершения ими повторных преступлений. С другой стороны, успешность тех или иных реабилитационных программ зависит от уголовно-исполнительной политики в стране. Без удовлетворения основных потребностей осужденных, содержащихся в местах лишения свободы, обеспечения достойных условий жизни, удовлетворения их потребностей в здравоохранении и обеспечения конструктивных отношений между осужденными и тюремным персоналом, который несет за них ответственность, даже самые инновационные реабилитационные программы вряд ли будут успешными.

На основе анализа реабилитационных программ, используемых в настоящее время в европейских странах и США, можно выделить следующие модели программ:

- образовательные и профессиональные программы (курсы начальной грамотности, языковые курсы, среднее общее, среднее профессиональное образование, программы открытого образования, дистанционные курсы высшего образования, программы трудовой занятости);

- медицинские программы (психологические и психиатрические программы по когнитивно-поведенческой терапии, корректирующему вмешательству, лечению токсикомании);

- социальные программы (обучение жизненным навыкам - ведение финансов, устройство на работу, построение отношений в коллективе; обучение социальным навыкам - тренинги по раз-

решению конфликтов и управлению гневом, реконструирующая терапия в области морали; приобщение осужденных к нормам и требованиям общественной жизни, осмысление ими правил поведения, духовных, культурных и материальных ценностей, принятых в обществе; развитие чувства собственного достоинства, обучение необходимости заботиться о других людях, организация эффективного социального взаимодействия между осужденными на основе тьюторства);

- оздоровительные программы (программы реабилитации физического и психического здоровья на основе занятий йогой, тай-чи, медитацией).

Использование реабилитационных программ в исправительных учреждениях является предметом изучения международного сообщества, так как различные программы повышают уровень общего образования и базовых профессиональных навыков, что способствует социальной интеграции бывших осужденных; помогают снизить негативное влияние тюремного заключения, улучшить самооценку осужденных и их моральное состояние; способствуют повышению общественной безопасности.

Таким образом, зарубежный опыт показывает, что на современном этапе в исправительных учреждениях используются различные модели реабилитационных программ для осужденных, но их эффективность зависит от уголовно-исполнительной политики государства. Опыт использования зарубежных социально-педагогических программ для осужденных может быть применим в отечественной уголовно-исполнительной системе при условии адаптации его к современным реалиям. ф

72

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации : [сайт]. URL: http://legalacts.ru/kodeks/UIK-RF/?yclid=5564176771507044029 (дата обращения: 07.09.2018).

2. Баранов Ю. В., Хамадишин Д. З. Реабилитация и ресоциализация как защита прав осужденных к лишению свободы и освобожденных от этого наказания // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 1. С. 23-29.

3. Rehabilitation // Encyclopedia of Crime and Justice. The Gale Group Inc., 2002. P. 24.

4. Hartjen C. A. Humanistic criminology: is it possible? // Journal of Sociology & Social Welfare. 1985. Vol. 12. № 3. Р. 444-468.

5. Durose M. R., Cooper A. D., Snyder H. N. Recidivism of Prisoners Released in 30 States in 2005: Patterns from 2005 to 2010. URL: https: //www.bjs.gov/content/pub/pdf/rprts05p0510. pdf (дата обращения: 10.01.2019).

6. Chamman M. I Did It Norway: Some American prisons fre singing a European tune. URL: https://www.themarshallproject. org/2017/10/31/i-did-it-norway (дата обращения: 10.01.2019).

7. Kitchenman A. Alaska corrections leaders look to Norway for inspiration URL: https: //www.ktoo.org/2018/04/03/alaska-corrections-leaders-look-to-norway-for-inspiration/ (дата обращения: 10.01.2019).

8. Морохова О. А. Потенциал использования образовательных ресурсов в исправительной системе Норвегии // Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. 2018. № 2. С. 134-137.

9. Roadmap for the Development of Prison-Based Rehabilitation Programmes. Vienna : United Nations Office on Drugs and Crime, 2017. P. 23.

10. European Prison Rules. URL: https: //rm.coe.int/european-prison-rules-978-92-871-5982-3/16806ab9ae (дата обращения: 12.01.2019).

11. Lawrence S., Mears D. P., Dubin G., Travis J. The Practice and Promise of Prison Programming. Urban Institute, Justice Policy Center, 2014. 38 p.

12. Davis L. M, Davis M, Bozick R., Steele J. L., Saunders J., Miles J. N. Evaluating the Effectiveness of Correctional Education. L. RAND Corporation, 2013. P. 8.

13. Gaes G. G. The Impact of Prison Education Programs on Post-Release Outcomes. New York : John Jay College of Criminal Justice, 2008. 53 p.

14. Taylor M. Improving In-Prison Rehabilitation Programs. LAO 2017. URL: https://lao.ca.gov/reports/2017/3720/In-Prison-Rehabilitation-120617.pdf (дата обращения: 12.09.2018).

15. Finn P.The Delaware Department of Correction Life Skills Program. URL: https: //www.ncjrs.gov/pdffiles/169589.pdf (дата обращения: 12.09.2018).

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 5/2019

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.