ЭКОНОМИКА
УДК 338.2
DOI: 10.25206/2542-0488-2024-9-3-124-134
Т. Г. АНТРОПОВА1 М. В. ШАТОХИН2 Н. М. СУРАЙ3
1 Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань
2 Финансовый университет при Правительстве
Российской Федерации, г. Москва
3 Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ЭКОСИСТЕМ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ_
В основе этого исследования лежит важность понимания роли предпринимательской экосистемы в контексте постоянно меняющейся глобальной экономики. Интерес исследователей к концептуализации предпринимательских экосистем начал проявляться в последние два десятилетия. Они смогли определить ключевые факторы успешной предпринимательской экосистемы, проводя аналогии с природными экосистемами. В исследовании приводится обобщение наиболее важных результатов исследований в этой области, обобщение ключевых факторов, необходимых для того, чтобы экосистема считалась предпринимательской, оказывающей значительное экономическое, технологическое и социальное воздействие. Объектом исследования является предпринимательская экосистема, которая рассматривается как сложная система, состоящая из различных взаимосвязанных элементов, включая предпринимателей, инвесторов, наставников, образовательные учреждения и государственные органы.
В данном исследовании представлен обзор предпринимательских экосистем стран с ведущими мировыми экономиками для выявления их ключевых характеристик и сильных сторон. Рассматриваются структурные элементы, механизмы поддержки и культурные факторы, которые формируют и дифференцируют эти экосистемы. Обзор направлен на получение информации, которая может быть полезна политикам, предпринимателям и заинтересованным сторонам. Цель состоит в том, чтобы, понимая нюансы каждой экосистемы, выявить переносимый передовой опыт, способствовать межкультурному сотрудничеству и внести вклад в формирование более устойчивой и конкурентоспособной отечественной предпринимательской среды. Этот обзор освещает различные характеристики предпринимательских экосистем в Индии, США и Китае для понимания тонкостей, стимулирующих инновации и экономический рост. Поскольку глобальный ландшафт продолжает развиваться, этот обзор служит ценным ресурсом для формирования политики, укрепления сотрудничества и углубления коллективного понимания того, что способствует успешному предпринимательству в разнообразных и динамичных контекстах.
Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательская экосистема, государственное регулирование, экономическое развитие, зарубежный опыт, экономическая политика.
Введение. Предпринимательство оказывает значительное влияние на глобальный экономический рост путем создания возможности для трудоустройства, увеличения доходов людей, стимулирования инноваций, повышения производительности и конкурентоспособности на мировом рынке [1, 2]. Предприниматели, развивая свой бизнес, часто создают новые цепочки поставок, помогают другим секторам расти и оказывают положительное влияние на социально-экономическое развитие своих сообществ. Предпринимательство также играет важную роль в стимулировании инноваций. Бизнесмены часто создают новые продукты, услуги и бизнес-модели, которые создают новые рынки, стимулируют конкуренцию и приводят к повышению деловой активности. Таким образом, предприниматели являются важными акторами в движении общества к экономике, основанной на знаниях [3].
Кроме того, предпринимательство оказывает существенное влияние на национальный и глобальный экономический рост, обеспечивая диверсификацию экономики и снижая зависимость от определенных секторов, предпринимательство помогает снизить риск экономических потрясений [4]. Что, в свою очередь, стимулирует рост валового внутреннего продукта (ВВП) и способствует всеобщему процветанию. Поэтому развитие и понимание предпринимательства очень важно в контексте глобальной экономики, поскольку оно обеспечивает устойчивый и инклюзивный экономический рост [5].
Предпринимательская экосистема является популярной концепцией из-за ее системного подхода к анализу предпринимательства и стимулированию предпринимательской активности в стране. В развитых государствах признается важность создания предпринимательских экосистем, как среды и стимула для роста и поддержки предпринимательства и инноваций. Понятие предпринимательской экосистемы отражает способ, которым предпринимательство все чаще осуществляется через взаимозависимости, существующие между элементами и компонентами того, что, по сути, является биотическими сообществами (состоящими из сложных взаимодействий между множеством материальных и нематериальных компонентов). Предпринимательская экосистема включает в себя различные
факторы, такие как государственная политика, наличие ресурсов, доступ к капиталу, а также бизнес-сети и образовательная поддержка и др. (рис. 1).
Эти факторы играют важную роль, влияя на рост и успех бизнеса [6]. Глубокое понимание предпринимательской экосистемы является ключом к разработке политики, поддерживающей устойчивое предпринимательство [7].
Таким образом, данное исследование направлено на предоставление более полного представления о сложности предпринимательства в межстрано-вом контексте, что, в свою очередь, может помочь сформулировать более эффективные стратегии и политику для поощрения устойчивого и продуктивного предпринимательства. Формулировка этой исследовательской проблемы отражает стремление улучшить существующую отечественную предпринимательскую экосистему.
Цель исследования. Цель данного исследования — обеспечить более глубокое понимание того, как факторы предпринимательской экосистемы взаимодействуют, формируя предпринимательскую активность, в разных странах. Понимая эти взаимосвязи, мы можем определить ключевые факторы, которые влияют на уровень предпринимательства и поощряют устойчивые и продуктивные действия в этой области. Кроме того, данное исследование направлено на то, чтобы внести свой вклад в литературу о зарубежном предпринимательстве и предоставить информацию, которая может помочь сформулировать более эффективную национальную экономическую политику. Таким образом, это исследование не только углубляет академическое понимание предпринимательства, но также направлено на предоставление практических преимуществ политикам и заинтересованным сторонам, которые стремятся стимулировать экономический рост посредством устойчивого предпринимательства.
Концептуальная основа этого исследования подчеркивает сложную взаимосвязь между тремя ключевыми элементами: предпринимательской экосистемой, предпринимательским отношением и предпринимательской деятельностью. В нем предпринимательская экосистема описывается как внешний фактор, включающий такие переменные, как доступ к капиталу, государственная полити-
Рис. 1. Структура предпринимательской экосистемы (составлено авторами)
ка и поддержка бизнес-сетей. Считается, что эти факторы оказывают непосредственное влияние на предпринимательскую активность. В центре этой концепции предпринимательское отношение представлено как возможный посредник влияния предпринимательской экосистемы на предпринимательскую деятельность. Таким образом, эта концепция предполагает, что качество предпринимательской экосистемы может влиять на предпринимательские отношения, которые, в свою очередь, влияют на предпринимательскую активность. В этой концепции понимание посреднической роли предпринимательских установок во взаимоотношениях между предпринимательскими экосистемами и предпринимательской деятельностью считается ключом к лучшему пониманию межстрановой предпринимательской динамики.
Результаты имеют практическое значение для разработки политики, которая может стимулировать устойчивое предпринимательство, а также могут предоставить ценную информацию политикам на национальном и международном уровнях в поддержку экономического роста посредством продуктивного предпринимательства.
Основная часть. Предпринимательство — это коммерческая деятельность, направленная на удовлетворение потребностей покупателей, при которой используются ресурсы для производства товаров и услуг посредством инновационных процессов и реализация их через конкурентные рынки [8].
Предприниматели — это люди, которые открыли свой собственный бизнес, создав новую компанию и получив доход от этого бизнеса. Предпринимательство является рискованным видом деятельности, а доход колеблется, поэтому многие новички терпят неудачу при ведении своего бизнеса в первые пять лет [9]. Именно поэтому правительство играет важную роль в поддержке предпринимателей, поскольку предприниматели способствуют инновациям и созданию рабочих мест [10].
Предпринимателей можно разделить на три группы:
— предприниматели, которые способны воспользоваться новыми возможностями. Это группа, которая выбирает предпринимательство в качестве своей работы, потому что оно им нравится, некоторые даже готовы оставить свою работу в качестве наемного работника в другом месте;
— предприниматели, которые вынуждены стать бизнесменами из-за отсутствия других возможностей трудоустройства. К данной группе относятся люди, которые становятся предпринимателями, потому что у них нет другого выбора;
— самозанятые работники — это люди, которые получают доходы от личной трудовой деятельности при самостоятельной организации собственного рабочего места и приносящей заработок или трудовой доход. При этом самозанятые не имеют работодателя, с которым заключён трудовой договор и не привлекают для этой деятельности наемных работников по трудовым договорам.
Для достижения устойчивого развития экономики страны особенно важно поощрять предпринимательскую деятельность путем разработки и реализации стратегической государственной политики. Экономический рост и прогресс достигаются за счет развития производства. Для разработки эффективной предпринимательской политики необходимо изучить определения терминов. Подход к предпринимательской экосистеме начинается
с индивидуального предпринимателя (а не с фирмы), но также подчеркивает роль социального и экономического контекста, окружающего предпринимательский процесс.
Концепция предпринимательской экосистемы получила развитие в последние годы и стала важным исследованием в различных научных дисциплинах, поскольку она способна создавать инновации и стимулировать экономику сообщества. Предпринимательская деятельность сообщества представляет интерес для всех сторон, поскольку она затрагивает все аспекты и организации общества, такие как экономические, социальные, культурные, политические и религиозные, поэтому она требует всестороннего изучения, чтобы она могла стать основой для разработки политики на будущее. Поэтому исследователи в настоящее время заинтересованы в изучении того, как создать и управлять предпринимательской экосистемой, состоящей из субъектов, институтов, социальных сетей и культурных ценностей, необходимых для продвижения и поддержки предпринимательской деятельности [10].
Поддержка предпринимательской экосистемой со стороны государства и заинтересованных сторон необходимы для создания сбалансированного взаимодействия между различными участниками социально-экономической сферы [11].
Повышение предпринимательской активности зависит от взаимодействия всех участников предпринимательской экосистемы, их совокупные действия приводят к синергии в улучшении эффективности предпринимательства [12, 13]. Предпринимательская экосистема состоит из предпринимателей (потенциальных и существующих); организаций (банки, инвесторы, компании); институтов (политики, университеты, финансовые учреждения); процессов (увеличение количества новых компаний, высокий рост компании, уровень продаж, предпринимательский интерес) [14].
Предпринимательская экосистема состоит из шести областей:
1. Политика (государственные регуляторы и поддержка предпринимательской деятельности).
2. Финансы (любые финансовые услуги, которые оказываются предпринимателям).
3. Социально-культурная область (нормы и рекомендации, поддерживающие осуществление предпринимательской деятельности на определенной территории).
4. Поддержка (неправительственные учреждения, инфраструктура и поддержка лиц, влияющих на развитие предпринимательства).
5. Человеческий капитал (система образования в сфере предпринимательства).
6. Рынок (сеть предпринимателей и потребителей) [15].
Чтобы объяснить применение экосистем в предпринимательстве, необходимо рассмотреть определение экосистем в естественной среде. В целом экосистема — это взаимное взаимодействие живых существ и окружающей их среды. Некоторые характеристики экосистем в природе заключаются в том, что они состоят из нескольких элементов, имеют пространственные границы, взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга, конкурируют и стремятся удовлетворить потребности друг друга. Экосистемы, в которых участвуют люди, сталкиваются с более сложными проблемами, поскольку у каждого человека есть желания, потреб-
ности и способность расширять возможности окружающих их ресурсов [16]. Предпринимательские экосистемы невозможно создать, но можно улучшить или повлиять на них, предоставив предпринимателям возможности развивать свой бизнес. Сегодня многие предпринимательские экосистемы развились настолько, что больше не ограничиваются географическими регионами, хотя зачастую они все еще находятся в пределах стран.
Предпринимательские установки являются интересной темой экономических исследований, поскольку они напрямую связаны с экономическим поведением и решениями людей [17]. Как экономическая деятельность, предпринимательство — это возможность для людей получать доход путем управления ресурсами и продажи их другим людям. Отношение к предпринимательству является субъективным сознательным явлением. Это определение можно резюмировать следующим образом: отношение к предпринимательству относится к степени, в которой человек положительно или отрицательно оценивает предпринимательское поведение [18]. Люди с позитивным настроем к предпринимательской деятельности будут иметь возможность внедрять инновации и адаптироваться к изменениям окружающей среды. Существуют два важных индикатора предпринимательского отношения, а именно способность распознавания возможностей для бизнеса и способность выявления и управления рисками [19]. Сообщества имеют разные способности видеть возможности для бизнеса и управлять рисками, что повлияет на решения людей о том, становиться ли предпринимателем или нет в будущем.
Основные принципы развития предпринимательских экосистем универсальны, неуклонно распространяются по всему миру и внедряются в государственную политику многих стран, но при соприкосновении с особенностями национальных культур и сложившимися традициями каждой отдельной страны возникают уникальные модели предпринимательских сообществ со своими отличительными свойствами и характеристиками. Рассмотрим зарубежный опыт развития предпринимательских экосистем на примере стран, имеющих самые сильные экономики в мире (Индия, США, Китай).
В индийской экономике предприниматели являются основными движущими силами инноваций, создателями рабочих мест и катализаторами экономического роста. Учитывая тенденции последних лет (восстановление после COVID-19), 2023 финансовый год принес значительный рост индийской экономике, и считается, что это самая быстрорастущая крупная экономика в мире. Большая заслуга в этом принадлежит буму индийского экспорта. После того, как мир вышел из пандемии, был зафиксирован колоссальный рост товарного экспорта из Индии1.
Предпринимательство сыграло важную роль в восстановлении индийской экономики. Благоприятная предпринимательская экосистема Индии стала доминирующим фактором не только для индийских фирм, но и привлекла множество международных возможностей. Поскольку глобальная цепочка поставок была нарушена, многие страны обратились к Индии с просьбой восстановить цепочку поставок по всему миру. Глобальным предпринимателям пришлось переместить свой международный бизнес после того, как мир начал восстанавливаться после пандемии COVID-19. Многие такие предпринимате-
ли полагались на индийскую экосистему и решили инвестировать в индийский рынок. Постепенно Индия стала желанным местом для многих глобальных предпринимательских фирм. Около 200 американских компаний перенесли свою производственную базу в Индию2. Предпринимательская экосистема и простота ведения бизнеса в Индии делают ее выбором для многих предпринимателей. За прошедшие годы легкость ведения бизнеса в Индии улучшилась в несколько раз.
С 2014 года страна провела огромную работу по улучшению своей предпринимательской экосистемы. Ключом к успеху индийской экосистемы предпринимательства являются: готовность предпринимателей идти на риск и внедрять инновации; мощная система поддержки, которая существует для предпринимателей и стартапов; внедрение новых систем и технологий с целью увеличения темпов роста бизнеса; ряд институционализированных политических мер и программ и др. В результате Индия трижды подряд входила в десятку лидеров в рейтинге легкости ведения бизнеса. Различные правительственные инициативы за последние несколько лет повлияли на экосистему и сделали Индию выбором инвестора3. Несмотря на улучшение общего рейтинга, страна также значительно улучшилась по четырем параметрам, а именно: открытие бизнеса, получение разрешений на строительство, трансграничная торговля и решение проблем неплатежеспособности после пандемии.
Эти постоянные усилия сделали Индию третьим центром стартап-экосистемы в мире после США и Китая. Сила экосистемы индийского предпринимательства не только привлекла глобальных инвесторов, но также обеспечила безопасную и здоровую среду для местных претендентов, которые могут с максимальной легкостью начать свои предприятия. После COVID-19 правительство Индии разрабатывает стратегию помощи существующим и начинающим предпринимателям. Однако сбалансированное восстановление для каждого конкретного сектора пока проходит нелегко.
Когда индийская экономика начала восстанавливаться, картина малого и среднего предпринимательства (МСП) стала размытой, и их восстановление вызывало большую озабоченность. Среди индийских МСП — 98 % являются микропредприятиями. 94 % этих микропредприятий даже не зарегистрированы правительством Индии. Большую часть микропредприятий составляют предприятия, управляемые домашними хозяйствами. И хотя этот сектор вносит основной вклад в индийскую экономику, он все еще сталкивается с огромными проблемами с доступом к адекватному, доступному и своевременному институциональному кредиту. 81 % МСП в Индии находятся на самофинансировании.
Многие МСП не смогли пережить шок, вызванный пандемией COVID-19, и были вынуждены прекратить свою деятельность. Правительство Индии, хорошо осознавая важность МСП для индийской экономики, предприняло важные шаги, которые могли бы помочь МСП пережить трудные времена. При поддержке правительственной Программы экстренных кредитных гарантий индийские МСП зафиксировали удивительно высокий рост кредитования, превысив 30,6 % в 2022 году.
Более того, налог на добавленную стоимость (НДС), уплачиваемый МСП в 2022 году, превысил допандемический уровень. Это отражает финансо-
вую устойчивость МСП и эффективность упреждающих инициатив и вмешательств правительства Индии в области предпринимательства. Устойчивый рост МСП в Индии имеет решающее значение для превращения ее экономики в 5 триллионов долларов к 2025 году.
Таким образом, индийская предпринимательская экосистема продолжает процветать, демонстрируя устойчивость, инновации и беспрецедентный рост. Будучи одной из самых быстрорастущих экономик мира, Индия стала испытательным центром для стартапов в различных секторах, включая технологии, здравоохранение, образование и возобновляемые источники энергии. Нынешний период знаменует собой важный этап в предпринимательском пути страны, подпитываемый благоприятной государственной политикой, развивающейся цифровой инфраструктурой и динамичным рынком венчурного капитала [20]. Для Российской Федерации положительный опыт развития индийской предпринимательской экосистемы, основой которой является инновации, стартапы, государственная поддержка и прививание интереса к бизнесу, может стать хорошим примером. Ставка на инновационный тип развития предпринимательской экосистемы будет способствовать технологической революции в России.
Предпринимательский ландшафт США характеризуется многогранной и динамичной экосистемой, которая является движущей силой инноваций, экономического роста и появления успешных старт-апов [21]. Четыре ключевых компонента отличают американскую предпринимательскую экосистему: университеты мирового уровня и научно-исследовательские институты, устойчивая среда венчурного капитала, культура принятия рисков и инноваций и государственная политика поддержки предпринимательства. В основе американской предпринимательской экосистемы лежат университеты мирового класса, которые служат горячими точками для инноваций и исследований. Такие институты, как Стэндфордский университет, Массачусетский технологический институт и Гарвардский университет, известны своим вкладом в передовые исследования. В этих университетах располагаются инновационные и научно-исследовательские центры, которые устраняют разрыв между научными кругами и коммерческим сектором, обеспечивая среду, в которой новаторские идеи могут быть преобразованы в жизнеспособные предприятия.
Американские университеты активно поощряют предпринимательское образование, способствуя культуре инноваций среди студентов и преподавателей. Центры предпринимательства, бизнес-инкубаторы и ускорители в этих учреждениях предоставляют начинающим предпринимателям необходимую поддержку, наставничество и ресурсы. Эти программы способствуют формированию мышления, которое ценит риск, креативность и стремление к предпринимательским возможностям [22].
Соединенные Штаты во всем мире славятся своей благоприятной средой для венчурного капитала, предоставляя стартапам доступ к значительному финансированию. Одной из определяющих характеристик ландшафта венчурного капитала США является культура принятия рисков среди инвесторов. Венчурные капиталисты в США известны своей готовностью брать на себя рассчитанные риски на ранних этапах стартапов [23]. Такое терпимое к риску отношение способствует быстрому росту
и масштабированию стартапов, способствуя жизнеспособности предпринимательской экосистемы.
Американская предпринимательская культура поощряет риск, развивая мышление, которое рассматривает неудачу как ценную возможность для обучения. В отличие от культур, не склонных к риску, американская прославляет людей, которые идут на смелый риск, учатся на своем опыте и повторяют свои идеи [24]. Американская предпринимательская экосистема делает упор на многообразие и инклюзивность, признавая, что инновации процветают в условиях, где ценятся различные точки зрения. Усилия по поощрению многообразия в предпринимательской деятельности способствуют появлению множества разнообразных идей, подходов и решений. Такая открытость для различных мнений способствует формированию культуры инноваций, которая выходит за традиционные рамки.
Правительство США реализовало политику, которая создает благоприятную регулирующую среду для предпринимателей. Нормативные положения, облегчающие формирование бизнеса, защищающие интеллектуальную собственность и упрощающие процессы, способствуют облегчению ведения бизнеса. Гибкость нормативной базы позволяет стартапам эффективно ориентироваться в правовых вопросах. Стимулируя инновации, правительство США предоставляет налоговые стимулы для НИОКР, которые способствуют повышению конкурентоспособности американских стартапов на мировом рынке [25].
Правительственные инициативы часто предполагают партнерство между государственным и частным секторами, направленное на поддержку предпринимательства. Сотрудничество между правительственными учреждениями, учебными заведениями и организациями частного сектора способствует разработке таких инициатив, как инкубаторы и ускорители, которые способствуют созданию новых предприятий и инновационных проектов.
Уровень предпринимательства вырос в 2022 году до самого высокого уровня, зарегистрированного в Соединенных Штатах с 1999 года. Среди взрослых трудоспособного возраста в этой стране 19 % находились в процессе открытия или ведения бизнеса менее 42 месяцев. Показатель общей предпринимательской активности (ОПА) демонстрирует непрерывную тенденцию к росту с 2015 года с небольшим снижением в 2020 году, первом году пандемии COV[D-19, после чего последовал возврат к восходящей траектории. В 2023 году количество открытых новых предприятий увеличилось на 20 % по сравнению с 2022 годом. Фактически каждый месяц в 2023 году устанавливал новый рекорд по количеству открытых предприятий за соответствующий месяц начиная с 2019 года. Показатель ОПА включает в себя компании, находящиеся на начальной стадии (действующие менее трех месяцев), а также на стадии нового бизнеса (действующие от трех до 42 месяцев). Соединенные Штаты занимают третье место по показателю ОПА среди 21 страны с высоким уровнем дохода (ВВП на душу населения свыше 40 000 долларов США на 2022 год) [26].
Таким образом, американская предпринимательская экосистема выделяется во всем мире благодаря своей сложной сети университетов мирового уровня, здоровой среде венчурного капитала, культуре, которая поощряет риск и инновации, и вспомога-
тельной государственной политике [27]. Это сочетание факторов привело к быстрому росту стартапов, разработке новаторских технологий и появлению знаковых примеров успеха. Успешный опыт развития предпринимательской экосистемы США, по нашему мнению, может быть применен в Российской Федерации в виде ставки на увеличение научных и образовательных центров, стимулирования предпринимательства в сфере инноваций, улучшения инфраструктуры в сфере телекоммуникаций с внешним миром и внутри страны.
Влияние предпринимательства в Китае выходит за рамки индивидуального успеха, оно имеет значительные последствия для экономического развития страны и международного положения. Будучи второй по величине экономикой в мире, Китай играет важную роль в обеспечении глобального экономического процветания. Известный как глобальный производственный центр 20-го века, Китай успешно превратился в центр инноваций будущего. В Китае «родилось» более 300 единорогов, и он занял второе место по объему финансирования стартапов, после Соединенных Штатов.
Китайская культура играет решающую роль в формировании предпринимательского мышления и подхода в стране. Придавая огромное значение образованию и стремлению к процветанию, китайские предприниматели используют свой культурный опыт для достижения успеха в бизнесе. Кроме того, государственная политика и инициативы сыграли важную роль в развитии предпринимательства. Китай создал устойчивую предприниматель-сткую среду, внедрив благоприятные нормативные акты, обеспечив доступ к финансированию и стимулируя инновации посредством исследований и разработок.
Политический климат в Китае также способствовал росту предпринимательства. Внимание правительства к экономическому развитию и стабильности создало среду, которая побуждает людей развивать свой опыт и заниматься предпринимательской деятельностью. Более того, стратегическое партнерство между правительством и частными предприятиями способствовало развитию предпринимательства в Китае, предоставляя наставничество, ресурсы и рыночные возможности.
Инновации лежат в основе предпринимательской среды Китая. Китайские предприниматели использовали технологические достижения для разрушения традиционных отраслей промышленности и создания новых рынков. Такие компании, как Alibaba и Xiaomi, стали мировыми лидерами, демонстрируя мастерство Китая в области инноваций и технологических достижений. Рост предпринимательства вывел Китай на передовые позиции мирового бизнеса, китайские компании расширили свою деятельность и успешно конкурируют на международной арене4.
МСП составляют подавляющее большинство предприятий в Китае и являются ключом к его экономическому развитию. Около 50 % налоговых поступлений в страну и 60 % валового внутреннего продукта Китая поступают от МСП. В 2022 году общее количество микро-, малых и средних предприятий в Китае превысило 52 миллиона.
Китай уже семь лет подряд является ведущей торговой державой мира. В 2022 году общий объем внешней торговли товарами достиг рекордного уровня в 6,310 млрд долларов США, увеличившись на 7,7 % в годовом сопоставлении. Экс-
порт вырос на 10,5 % в годовом сопоставлении до 3,594 млрд долларов США, а импорт вырос на 4,3 % до 2,716 млрд долларов США. В целом профицит торгового баланса Китая составил 878 млрд долларов США. АСЕАН оставалась крупнейшим торговым партнером Китая, за ней следовали ЕС и США.
Несмотря на возобновление работы Китая после окончания политики «нулевого Covid» в декабре 2022 года, импорт показал снижение на 10 % в годовом сопоставлении, а экспорт упал на 12 % за первые два месяца 2023 года. Поскольку мировая торговля теряет темпы, экспорт Китая снижается.
Торговля Китая с Россией выросла почти на 30 % в 2022 году. Китай также укрепил свои торговые отношения с соседними странами посредством Всеобъемлющего регионального экономического партнерства, которое способствует расширению трансграничных цепочек поставок5.
Таким образом, рост предпринимательства в Китае стал катализатором экономических преобразований. Влияние предпринимательства выходит за рамки индивидуального успеха, формируя экономику Китая, стимулируя инновации и создавая динамичную бизнес-экосистему. Используя культурные ценности, благоприятную государственную политику и технологические достижения, китайские предприниматели ускорили экономическое развитие страны и получили мировое признание. По мере того, как Китай продолжает развиваться и использовать возможности, предоставляемые предпринимательством, он готов к дальнейшему укреплению своих позиций в качестве ведущего игрока в мировом деловом ландшафте. Правительству Российской Федерации стоит обратить внимание на такие факторы развития предпринимательской экосистемы Китая, как стратегическое партнерство между правительством и частными предприятиями, обеспечение доступа к финансированию, стимулирование инноваций посредством исследований и разработок.
Выводы. Применение обозначенных аспектов зарубежного опыта в отечественной политике поддержки национальной предпринимательской экосистемы может оказать существенное влияние на формирование прогрессивного трека его развития. В связи с этим адаптация зарубежных подходов должна происходить с учетом требований российской правовой системы и особенностей существующего делового пространства. Указанное обстоятельство требует определенной трансформации зарубежного инструментария для роста его совместимости с отечественными бизнес-процессами [28]. К числу основных положительных эффектов, которые могут быть генерированы в результате использования зарубежного опыта, необходимо отнести: увеличение целевого характера финансирования развития малого и среднего бизнеса, а также повышение ответственности государственного аппарата за результат; повышение уровня инновационной активности в среде малого и среднего предпринимательства; рост венчурного финансирования и расширение спроса и финансового потенциала развития малого и среднего предпринимательства, в том числе за счет роста доступности кредитных ресурсов; интенсификацию бизнес-процессов в системе малого и среднего предпринимательства; трансляцию однозначного и комплексного информационно-образовательного контента для субъектов малого и среднего бизнеса; повышение адресности
и целевого характера инструментов стимулирования малого и среднего предпринимательства; углубление адаптации представителей местного населения в деловую среду государства; расширение административных, экономических и правовых компетенций; увеличение доступности кредитных ресурсов и рост деловой активности малого и среднего бизнеса; обеспечение предприятий малого и среднего бизнеса квалифицированными кадрами в достаточном количестве, что снизит напряженность на рынке труда РФ; повышение эффективности использования программных инструментов с учетом региональной экономической специфики развития; рост инновационной активности субъектов малого и среднего бизнеса за счет интеграции в коммерческие процессы результатов научно-исследовательской и экспериментальной деятельности; стимулирование развития малого и среднего бизнеса в экономически депрессивных регионах; увеличение доступности финансовых ресурсов для предприятий, участвующих в высокотехнологичных производствах [29].
Таким образом, государственная политика и структура в стране помогают выявлять и создавать базу для предпринимательства. Политические директивы должны задействовать бизнес, банковский, образовательный и другие секторы, чтобы иметь возможность предпринять решительные шаги по поощрению и поддержке предпринимательства в стране. Отсутствие такой политической основы может препятствовать росту и инициативности бизнесменов [30]. Для формулирования политики для предпринимательской экосистемы необходимо разработать различные политические инструменты. Кроме того, успешные инструменты инновационной политики в одной экосистеме могут быть применены в другой экосистеме.
Примечания
1 Ministry of Commerce and Industry, Government of India (2023); Economic Survey, 2023. URL: https://www.indiabudget. gov.in/economicsurvey/ (дата обращения: 15.03.2024).
2 Why India is considered as the most preferred destination for Business? URL: https://www.companiesnext.com/blog/why-india-is-considered-as-the-most-preferred-destination-for-business (дата обращения: 15.03.2024).
3 The World Bank Doing Business Report, 2020. URL: https:// documents1.worldbank.org/curated/en/688761571934946384/ pdf/Doing-Business-2020-Comparing-Business-Regulation-in-190-Economies.pdf (дата обращения: 15.03.2024).
4 Рост предпринимательства в Китае: катализатор экономических преобразований. URL: https://business2consumer. net/the-rise-of-entrepreneurship-in-china/ (дата обращения: 15.03.2024).
5 China Economic Report 2023. Посольство Швейцарии в Китае. URL: https://www.sinoptic.ch/embassy/textes/ eco/20230531_China.Annual.economic.report.pdf (дата обращения: 15.03.2024).
Библиографический список
1. Vatavu S., Dogaru M., Moldovan N. C. [et al.]. The impact of entrepreneurship on economic development through government policies and citizens' attitudes // Economic Research-Ekonomska Istrazivanja. 2021. Vol. 35 (1). P. 1604-1617. DOI: 10.1080/1331677X.2021.1985566.
2. Munyo I., Veiga L. Entrepreneurship and Economic Growth // Journal of the Knowledge Economy. 2022. DOI: 10.1007/s13132-022-01032-8.
3. Kim J., Castillejos-Petalcorin C., Jinjarak Y. [et al]. Entrepreneurship and economic growth: A cross-sectional analysis perspective // ADB Economics Working Paper Series. 2022. No. 672. URL: https://www.adb.org/sites/default/files/ publication/830971/ewp-672-entrepreneurship-economic-growth. pdf (дата обращения: 10.03.2024).
4. Rehan M., Umar T., Burki U. Entrepreneurship and economic growth: Evidence from the emerging BRICS economies // Journal of open innovation. 2023. Vol. 9, Issue 2. P. 100088100088. DOI: 10.1016/j.joitmc.2023.100088.
5. Jabbari J., Roll S., Bufe S. [et al.]. Cut me some slack! An exploration of slack resources and technology-mediated human capital investments in entrepreneurship // International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research. 2022. DOI: 10.1108/ ijebr-10-2020-0731.
6. Iacobucci D., Perugini F. Entrepreneurial ecosystems and economic resilience at local level // Entrepreneurship & Regional Development. 2021. Vol. 33 (9-10). P. 689-716. DOI: 10.1080/08985626.2021.1888318.
7. Anand A., Argade P., Barkemeyer R. [et al.]. Trends and patterns in sustainable entrepreneurship research: A bibliometric review and research agenda // Journal of Business Venturing. 2021. Vol. 36 (3). 106092. DOI: 10.1016/j.jbusvent.2021.106092.
8. Adenle A. A. Building the African economy: Is President Obama's entrepreneurial public management program sustainable in Africa? // Journal of Entrepreneurship and Public Policy. 2017. Vol. 6 (1). P. 33-49. DOI: 10.1108/JEPP-12-2015-0036.
9. Failla V., Melillo F., Reichstein T. Entrepreneurship and employment stability — Job matching, labour market value, and personal commitment // Journal of Business Venturing. 2017. Vol. 32 (2). P. 162-177. DOI: 10.1016/j.jbusvent.2017.01.002.
10. Bertoni F., Marti J., Reverte C. The impact of government-supported participative loans on the growth of entrepreneurial ventures // Research Policy. 2019. Vol. 48, Issue 1. P. 371-384. DOI: 10.1016/j.respol.2018.09.006.
11. Roundy P. T., Bradshaw M., Brockman B. K. The emergence of entrepreneurial ecosystems: A complex adaptive systems approach // Journal of Business Research. 2018. Vol. 86. P. 1-10. DOI: 10.1016/j.jbusres.2018.01.032.
12. Isenberg D. J. Applying the ecosystem metaphor to entrepreneurship: Uses and abuses // Antitrust Bulletin. 2016. Vol. 61 (4). P. 564-573. DOI: 10.1177/0003603X16676162.
13. Bahrami H., Evans S. Flexible Re-Cycling and High-Technology Entrepreneurship // California Management Review. 1995. Vol. 37 (3). P. 62-89. DOI: 10.2307/41165799.
14. Motoyama Y., Knowlton K. Examining the Connections within the Startup Ecosystem: A Case Study of St. Louis // Entrepreneurship Research Journal. 2017. Vol. 7 (1). P. 1-32. DOI: 10.1515/erj-2016-0011.
15. Galvro A., Ferreira J. J., Marques C. Entrepreneurship education and training as facilitators of regional development: A systematic literature review // Journal of Small Business and Enterprise Development. Vol. 25 (1). P. 17-40. DOI: 10.1108/ JSBED-05-2017-0178.
16. Isenberg D. The Entrepreneurship Ecosystem Strategy as a New Paradigm for Economic Policy: Principles for Cultivating Entrepreneurship. Institute of International and European Affairs, Dublin, Ireland. 2011. P. 1-13.
17. Elston J. A., Audretsch D. B. Risk attitudes, wealth and sources of entrepreneurial start-up capital // Journal of Economic Behavior and Organization. 2010. Vol. 76 (1). P. 82-89. DOI: 10.1016/j.jebo.2010.02.014.
18. Niljinda S., Kirdmalai N., Kittilertpaisan J. Attitude Towards Entrepreneurship and Entrepreneurial Intention // Review of Integrative Business and Economics Research. 2019. Vol. 8 (1). P. 126-135. URL: https://search.proquest.com/ docview/2113236138?accountid = 15083 (дата обращения: 15.03.2024).
19. Nybakk E., Hansen E. Entrepreneurial attitude, innovation and performance among Norwegian nature-based tourism
enterprises // Forest Policy and Economics. 2008. Vol. 10 (7 — 8). P. 473-479. DOI: 10.1016/j.forpol.2008.04.004.
20. Shukla S., Bharti P., Kumar Dwivedi A. Global Entrepreneurship Monitor INDIA REPORT 2022-2023. URL: https://www.gemconsortium.org/report/global-entrepreneurship-monitor-india-national-report-2022-23 (дата обращения: 24.03.2024).
21. Crnogaj K., Rus M. From Start to Scale: Navigating Innovation, Entrepreneurial Ecosystem, and Strategic Evolution // Administrative Sciences. 2023. Vol. 13 (12). 254. DOI: 10.3390/admsci13120254.
22. Szerb L., Komlosi E., Acs Z. J. [et al.]. The digital platform economy index 2020. Springer Cham, 2022. 70 p. ISBN: 978-3-03089650-8. DOI: 10.1007/978-3-030-89651-5.
23. Bonini S., Capizzi V. The role of venture capital in the emerging entrepreneurial finance ecosystem: future threats and opportunities // Venture Capital. 2019. Vol. 21 (2-3). P. 137175. DOI: 10.1080/13691066.2019.1608697.
24. Al Issa H. E. Psychological capital for success: the mediating role of entrepreneurial persistence and risk-taking // Journal of Entrepreneurship in Emerging Economies. 2022. Vol. 14 (4). P. 525-548. DOI: 10.1108/JEEE-09-2020-0337.
25. Petridou E., Mintrom M. A research agenda for the study of policy entrepreneurs // Policy Studies Journal. 2021. Vol. 49 (4). P. 943-967. DOI: 10.1111/psj.12405.
26. Kelley D. J., Shay J., Majbouri M. Entrepreneurship Monitor 2022-2023 United States Report // National Entrepreneurship Assessment For The United States Of America. Babson Park, MA, 2022. 98 p. URL: https://www.gemconsortium. org/file/open?fileId = 50992 (дата обращения: 13.03.2024).
27. Pinz A., Roudyani N., Thaler J. Public-private partnerships as instruments to achieve sustainability-related objectives: the state of the art and a research agenda. Sustainable Public Management. Public Management Review, 2017. Online first. DOI: 10.1080/14719037.2017.1293143.
28. Ахметов Л. А., Лясников Н. В., Яковлев В. М. Современные направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства // Россия и мир: развитие цивилизаций. Научное наследие и взгляды В. В. Жириновского на формирующийся миропорядок: материалы XIII Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 13-14 апреля 2023 года. Москва: Изд-во УМЦ им. В. В. Жириновского, 2023. С. 253-264.
29. Шатохин М. В., Парма Р. В., Жахов Н. В. [и др.]. Государственная политика поддержки малого и среднего предпринимательства (исследование мирового опыта). Москва: Прометей, 2023. 290 с. ISBN 978-5-00172-500-8. EDN: NCYWAF.
30. Шатохин М. В., Васильева О. Н., Жахов Н. В. [и др.]. Государственное регулирование предпринимательской дея-
тельности в условиях геополитической нестабильности. Москва: Научно-издательский центр ИНФРА-М, 2024. 222 с. ISBN 978-5-16-018595-8. DOI: 10.12737/2032519. EDN: CXWEKY.
АНТРОПОВА Татьяна Геннадьевна, доктор экономических наук, профессор (Россия), профессор кафедры международных экономических отношений Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань. SPIN-код: 7425-7342 AuthorlD (РИНЦ): 7425-7342 ORCID: 0000-0001-9986-8587 AuthorlD (SCOPUS): 56458105400 Адрес для переписки: [email protected] ШАТОХИН Михаил Викторович, доктор экономических наук, профессор (Россия), профессор департамента политологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Москва.
SPIN-код: 7821-0630 AuthorlD (РИНЦ): 478564 ORCID: 0000-0002-4149-0662 ResearcherlD: G-9758-2013 Адрес для переписки: [email protected] СУРАЙ Наталья Михайловна, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, г. Москва. SPIN-код: 3562-5290 AuthorID (РИНЦ): 728990 AuthorID (SCOPUS): 57203877622 ORCID: 0000-0001-6219-4363 ResearcherID: AAU-3562-2021
Адрес для переписки: natalya.mixajlovna.1979@mail.
Для цитирования
Антропова Т. Г., Шатохин М. В., Сурай Н. М. Зарубежный опыт развития предпринимательских экосистем и возможность его применения в России // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2024. Т. 9, № 3. С. 124-134. DOI: 10.25206/2542-0488-2024-9-3-124-134.
Статья поступила в редакцию 01.04.2024 г. © Т. Г. Антропова, М. В. Шатохин, Н. М. Сурай
ru
UDC 338.2
DOI: 10.25206/2542-0488-2024-9-3-124-134 EDN: QKJVCS
T. G. ANTROPOVA1 M. V. SHATOKHIN2 N. M. SURAY3
1 Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia 2 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
3 Russian University of Economics named after G. V. Plekhanov, Moscow, Russia
FOREIGN EXPERIENCE
IN THE DEVELOPMENT
OF ENTREPRENEURIAL ECOSYSTEMS
AND THE POSSIBILITY
OF ITS APPLICATION IN RUSSIA_
At the heart of this study is the importance of understanding the role of the entrepreneurial ecosystem in the context of an ever-changing global economy. Researchers' interest in conceptualizing entrepreneurial ecosystems has begun to emerge in the last two decades. They are able to identify the key factors for a successful entrepreneurial ecosystem by drawing analogies to natural ecosystems. The study summarizes the most important research findings in this area, summarizing the key factors necessary for an ecosystem to be considered entrepreneurial, with significant economic, technological and social impact. The object of the study is the entrepreneurial ecosystem, which is considered as a complex system consisting of various interconnected elements, including entrepreneurs, investors, mentors, educational institutions and government agencies.
This study provides an overview of the entrepreneurial ecosystems of the world's leading economies to identify their key characteristics and strengths. The structural elements, support mechanisms, and cultural factors that shape and differentiate these ecosystems are examined. The review aims to provide information that may be useful to policymakers, businesses and stakeholders. The goal is to, by understanding the nuances of each ecosystem, identify transferable best practices, promote cross-cultural collaboration, and contribute to a more sustainable and competitive domestic business environment. This review highlights the different characteristics of entrepreneurial ecosystems in India, the US and China to understand the intricacies that drive innovation and economic growth. As the global landscape continues to evolve, this review serves as a valuable resource for shaping policy, strengthening collaboration, and deepening the collective understanding of what facilitates successful entrepreneurship in diverse and dynamic contexts. Keywords: entrepreneurship, entrepreneurial ecosystem, government regulation, economic development, foreign experience, economic policy.
References
1. Vatavu S., Dogaru M., Moldovan N. C. [et al.]. The impact of entrepreneurship on economic development through government policies and citizens' attitudes // Economic Research-Ekonomska Istrazivanja. 2021. Vol. 35 (1). P. 1604-1617. DOI: 10.1080/1331677X.2021.1985566. (In Engl.).
2. Munyo I., Veiga L. Entrepreneurship and Economic Growth // Journal of the Knowledge Economy. 2022. DOI: 10.1007/s13132-022-01032-8. (In Engl.).
3. Kim J., Castillejos-Petalcorin C., Jinjarak Y. [et al]. Entrepreneurship and economic growth: A cross-sectional analysis perspective // ADB Economics Working Paper Series. 2022. No. 672. URL: https://www.adb.org/sites/default/files/ publication/830971/ewp-672-entrepreneurship-economic-growth. pdf (accessed: 10.03.2024). (In Engl.).
4. Rehan M., Umar T., Burki U. Entrepreneurship and economic growth: Evidence from the emerging BRICS economies // Journal of Open Innovation. 2023. Vol. 9, Issue 2. P. 100088-100088. DOI: 10.1016/j.joitmc.2023.100088. (In Engl.).
5. Jabbari J., Roll S., Bufe S. [et al.]. Cut me some slack! An exploration of slack resources and technology-mediated human capital investments in entrepreneurship // International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research. 2022. DOI: 10.1108/ ijebr-10-2020-0731. (In Engl.).
6. Iacobucci D., Perugini F. Entrepreneurial ecosystems and economic resilience at local level // Entrepreneurship & Regional Development. 2021. Vol. 33 (9-10). P. 689-716. DOI: 10.1080/08985626.2021.1888318. (In Engl.).
7. Anand A., Argade P., Barkemeyer R. [et al.]. Trends and patterns in sustainable entrepreneurship research: A bibliometric review and research agenda // Journal of Business Venturing. 2021. Vol. 36 (3). 106092. DOI: 10.1016/j.jbusvent.2021.106092. (In Engl.).
8. Adenle A. A. Building the African economy: Is President Obama's entrepreneurial public management program sustainable in Africa? // Journal of Entrepreneurship and Public Policy. 2017. Vol. 6 (1). P. 33-49. DOI: 10.1108/JEPP-12-2015-0036. (In Engl.).
9. Failla V., Melillo F., Reichstein T. Entrepreneurship and employment stability — Job matching, labour market value, and personal commitment // Journal of Business Venturing. 2017. Vol. 32 (2). P. 162-177. DOI: 10.1016/j.jbusvent.2017.01.002. (In Engl.).
10. Bertoni F., Marti J., Reverte C. The impact of government-supported participative loans on the growth of entrepreneurial ventures // Research Policy. 2019. Vol. 48, Issue 1. P. 371-384. DOI: 10.1016/j.respol.2018.09.006. (In Engl.).
11. Roundy P. T., Bradshaw M., Brockman B. K. The emergence of entrepreneurial ecosystems: A complex adaptive systems approach // Journal of Business Research. 2018. Vol. 86. P. 1-10. DOI: 10.1016/j.jbusres.2018.01.032. (In Engl.).
12. Isenberg D. J. Applying the ecosystem metaphor to entrepreneurship: Uses and abuses // Antitrust Bulletin. 2016. Vol. 61 (4). P. 564-573. DOI: 10.1177/0003603X16676162. (In Engl.).
13. Bahrami H., Evans S. Flexible Re-Cycling and High-Technology Entrepreneurship // California Management Review. 1995. Vol. 37 (3). P. 62-89. DOI: 10.2307/41165799. (In Engl.).
14. Motoyama Y., Knowlton K. Examining the Connections within the Startup Ecosystem: A Case Study of St. Louis // Entrepreneurship Research Journal. 2017. Vol. 7 (1). P. 1-32. DOI: 10.1515/erj-2016-0011. (In Engl.).
15. Galvao A., Ferreira J. J., Marques C. Entrepreneurship education and training as facilitators of regional development: A systematic literature review // Journal of Small Business and Enterprise Development. Vol. 25 (1). P. 17-40. DOI: 10.1108/ JSBED-05-2017-0178. (In Engl.).
16. Isenberg D. The Entrepreneurship Ecosystem Strategy as a New Paradigm for Economic Policy: Principles for Cultivating Entrepreneurship. Institute of International and European Affairs, Dublin, Ireland. 2011. P. 1-13. (In Engl.).
17. Elston J. A., Audretsch D. B. Risk attitudes, wealth and sources of entrepreneurial start-up capital // Journal of Economic Behavior and Organization. 2010. Vol. 76 (1). P. 82-89. DOI: 10.1016/j.jebo.2010.02.014. (In Engl.).
18. Niljinda S., Kirdmalai N., Kittilertpaisan J. Attitude Towards Entrepreneurship and Entrepreneurial Intention // Review of Integrative Business and Economics Research. 2019. Vol. 8 (1). P. 126-135. URL: https://search.proquest.com/do cview/2113236138?accountid = 15083 (accessed: 15.03.2024). (In Engl.).
19. Nybakk E., Hansen E. Entrepreneurial attitude, innovation and performance among Norwegian nature-based tourism enterprises // Forest Policy and Economics. 2008. Vol. 10 (7-8). P. 473-479. DOI: 10.1016/j.forpol.2008.04.004. (In Engl.).
20. Shukla S., Bharti P., Kumar Dwivedi A. Global Entrepreneurship Monitor INDIA REPORT 2022-2023. URL: https://www.gemconsortium.org/report/global-entrepreneurship-monitor-india-national-report-2022-23 (accessed: 24.03.2024). (In Engl.).
21. Crnogaj K., Rus M. From Start to Scale: Navigating Innovation, Entrepreneurial Ecosystem, and Strategic Evolution // Administrative Sciences. 2023. Vol. 13 (12). 254. DOI: 10.3390/ admsci13120254. (In Engl.).
22. Szerb L., Komlosi E., Acs Z. J. [et al.]. The digital platform economy index 2020. Springer Cham, 2022. 70 p. ISBN 978-3-03089650-8. DOI: 10.1007/978-3-030-89651-5. (In Engl.).
23. Bonini S., Capizzi V. The role of venture capital in the emerging entrepreneurial finance ecosystem: future threats and opportunities // Venture Capital. 2019. Vol. 21 (2-3). P. 137175. DOI: 10.1080/13691066.2019.1608697. (In Engl.).
24. Al Issa H. E. Psychological capital for success: the mediating role of entrepreneurial persistence and risk-taking // Journal of Entrepreneurship in Emerging Economies. 2022. Vol. 14 (4). P. 525-548. DOI: 10.1108/JEEE-09-2020-0337. (In Engl.).
25. Petridou E., Mintrom M. A research agenda for the study of policy entrepreneurs // Policy Studies Journal. 2021. Vol. 49 (4). P. 943-967. DOI: 10.1111/psj.12405. (In Engl.).
26. Kelley D. J., Shay J., Majbouri M. Entrepreneurship Monitor 2022-2023 United States Report // National Entrepreneurship Assessment For The United States Of America. Babson Park, MA, 2022. 98 p. URL: https://www.gemconsortium.org/file/ open?fileId = 50992 (accessed: 13.03.2024). (In Engl.).
27. Pinz A., Roudyani N., Thaler J. Public-private partnerships as instruments to achieve sustainability-related objectives: the state of the art and a research agenda. Sustainable Public Management. Public Management Review, 2017. Online first. DOI: 10.1080/14719037.2017.1293143. (In Engl.).
28. Akhmetov L. A., Lyasnikov N. V., Yakovlev V. M. Sovremennyye napravleniya gosudarstvennoy podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva [Modern directions of state support for small and medium-sized enterprises] // Rossiya i mir: razvitiye tsivilizatsiy. Nauchnoye naslediye i vzglyady V. V. Zhirinovskogo na formiruyushchiysya miroporyadok. Russia and the World: Development of Civilisations. V. V. Zhirinovsky's Scientific Heritage and Views on the Emerging World Order. Moscow, 2023. P. 253-264. (In Russ.).
29 Shatokhin M. V., Parma R. V., Zhakhov N. V. [et al.]. Gosudarstvennaya politika podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva (issledovaniye mirovogo opyta) [State policy to support small and medium-sized enterprises (study of world experience)]. Moscow, 2023. 290 p. ISBN 978-5-00172-500-8. EDN: NCYWAF. (In Russ.).
30. Shatokhin M. V., Vasil'yeva O. N., Zhakhov N. V. [et al.]. Gosudarstvennoye regulirovaniye predprinimatel'skoy deyatel'nosti v usloviyakh geopoliticheskoy nestabil'nosti [State regulation of entrepreneurial activity in conditions of geopolitical instability]. Moscow, 2024. 222 p. ISBN 978-5-16-018595-8. DOI: 10.12737/2032519. EDN: CXWEKY. (In Russ.).
ANTROPOVA Tatyana Gennadyevna, Doctor
of Economics Sciences, Professor, Professor of
International Economic Relations Department, Kazan
(Volga region) Federal University, Kazan.
SPIN-code: 7425-7342
AuthorlD (RSCI): 7425-7342
ORCID: 0000-0001-9986-8587
AuthorlD (SCOPUS): 56458105400
Correspondence address: [email protected]
SHATOKHIN Mikhail Viktorovich, Doctor of
Economics Sciences, Professor, Professor of Political
Science Department, Financial University under the
Government of the Russian Federation, Moscow.
SPIN-code: 7821-0630
AuthorID (RSCI): 478564
ORCID: 0000-0002-4149-0662
ResearcherID: G-9758-2013
Correspondence address: [email protected]
SURAY Natalya Mikhailovna, Candidate of Technical
Sciences, Associate Professor, Associate Professor of
Advertising, Public Relations and Design Department,
Russian University of Economics named after G. V.
Plekhanov, Moscow.
SPIN-code: 3562-5290
AuthorlD (RSCI): 728990
AuthorlD (SCOPUS): 57203877622
ORCID: 0000-0001-6219-4363
Researcher ID: AAU-3562-2021
Correspondence address: natalya.mixajlovna.1979@ mail.ru
For citations
Antropova T. G., Shatokhin M. V., Suray N. M. Foreign experience in the development of entrepreneurial ecosystems and the possibility of its application in Russia // Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. 2024. Vol. 9, no. 3. P. 124-134. DOI: 10.25206/2542-0488-2024-9-3-124-134.
Received April 01, 2024. © T. G. Antropova, M. V. Shatokhin, N. M. Suray