Научная статья на тему 'Зарубежный опыт противодействия коррупции в системе государственной службы и возможности его использования в России'

Зарубежный опыт противодействия коррупции в системе государственной службы и возможности его использования в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
371
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ЧИНОВНИКИ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ИНДЕКС ВОСПРИЯТИЯ КОРРУПЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бычкова С.В.

В настоящей статье на основе анализа действующего законодательства зарубежных стран автор рассматривает опыт и методы борьбы с коррупцией и приходит к выводу о возможности использования подобных мер в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт противодействия коррупции в системе государственной службы и возможности его использования в России»

2. Калашникова С.И. Медиация в сфере гражданской юрисдикции. - М.: Инфотропик Медиа, 2011.

3. Носырева Е.И. Альтернативное разрешение споров в США. - М.: ОАО «Издательский дом «Городец», 2007.

4. Музюкин Д.В. Правовое обеспечение рынка юридических услуг: ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. 12.00.03. - Томск, 2007.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ

© Бычкова С.В.*

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

В настоящей статье на основе анализа действующего законодательства зарубежных стран автор рассматривает опыт и методы борьбы с коррупцией и приходит к выводу о возможности использования подобных мер в Российской Федерации.

Ключевые слова коррупция, чиновники, антикоррупционное законодательство, индекс восприятия коррупции.

Коррупция - термин, обозначающий обычно, использование должностным липом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам [1].

Однако не в каждом государстве данный термин интерпретируется одинаково. Например, в Великобритании под коррупцией понимают «требование взятки или получение или согласие на получение подарка, ссуды, вознаграждения или чего-либо иного, имеющего ценность как средства побуждения служащего сделать что-либо или воздержаться от выполнения чего-либо». А вот в Финляндии основным видом коррупции является должностное взяточничество, т.е. «противоправная сделка между представителем органа власти или управления любого уровня и лицом заинтересованным в его определенном поведении (закон «О государственных служащих»).

Основные принципы, ставшие основой в борьбе с коррупцией во всем мире, выработаны в Китае. К ним относятся:

* Напраление «Правоохранительная деятельность». Научный руководитель: Добробаба М.Б., старший преподаватель, кандидат юридических наук.

1. Публичность органов власти.

Органы власти должны быть публичными в смысле информационной открытости для общества всей своей деятельности, за исключением сфер секретных, определяемых исключительно необходимостью обеспечения безопасности общества и государства. Но даже в большинстве случаев секретные сведения должны через определенные законодательством периоды после того, как они перестают быть актуальными, становиться доступными для изучения исследователям, заинтересованным гражданам и организациям.

2. Подконтрольность органов власти обществу.

Реализация данного принципа возможна при условии открытости органов. В таких условиях сведения обо всех готовящихся решениях органов власти, процедурах их принятия и исполнения, должны быть доступны организациям гражданского общества и всем заинтересованным гражданам. Например, любые организации и граждане должны иметь возможность доступа к детальным описаниям исполнения и планирования бюджетов деятельности любых органов власти.

3. Неотвратимость наказаний за совершение коррупционных действий.

Во-первых, коррупционеры практически никогда не смогут уйти от

справедливого наказания. Во-вторых, справедливо будут наказаны любые коррупционеры, независимо от их должностей в системе органов власти, частного бизнеса, некоммерческой или общественной сферы.

4. Презумпция виновности чиновников в коррупции.

Во-первых, каждый из них постоянно подозревается в совершении коррупционных действий, а, во-вторых, при обнаружении фактов коррупции обвинения в участии в коррупционных действиях, прежде всего, предъявляются чиновникам, а не гражданам и не бизнесменам, которые могли принимать участие в таких действиях [2]. В обоих этих случаях чиновники должны самостоятельно находить и предъявлять доказательства их невиновности в совершении коррупционных действий. Презумпция виновности чиновников в коррупции применяется в Китае, Сингапуре и в некоторых других странах.

НИДЕРЛАНДЫ

Система борьбы с коррупцией в Нидерландах включает следующие процедурные меры.

1. Постоянная отчётность и гласность. Ежегодно министр внутренних дел этой страны представляет доклад парламенту об обнаруженных фактах коррупции и принятых мерах по наказанию лиц, замешанных в коррупции.

2. Разработка системы мониторинга возможных точек возникновения коррупционных действий в государственных и общественных организациях.

3. Основной мерой наказания за коррупционное действие является запрещение работать в государственных организациях и потеря всех социальных льгот, которые предоставляет государственная служба.

4. Во многих крупных организациях имеются службы внутренней безопасности, которые обязаны регистрировать и выявлять ошибки чиновников, их намеренные или случайные нарушения действующих правил и соответствующие последствия таких нарушений.

5. Организована система подбора лиц на должности, опасные с точки зрения коррупции.

6. Все материалы, связанные с коррупционными действиями, в обязательном порядке становятся доступными общественности.

7. Каждый чиновник имеет право ознакомиться с информацией, характеризующей его как с положительной, так и с отрицательной стороны.

8. Большую роль в борьбе с коррупцией играют средства массовой информации, которые обнародуют случаи коррупции и часто проводят независимые расследования.

СИНГАПУР

В настоящее время Сингапур - жесткое авторитарное государство - занимает лидирующие места в мировых рейтингах по отсутствию коррупции, экономической свободе и уровню развития. Конечно, сложно сравнить маленькое островное государство с населением в 4 млн. человек с необъятной Россией, имеющей иную историю и иные традиции. Но пример Сингапура показывает, как можно благодаря политической воле, эффективному антикоррупционному законодательству и неподкупному независимому агентству всего за несколько лет свести коррупцию к очень низкому уровню.

Произошло упрощение процедур принятия решений, была устранена всякая двусмысленность в законах в результате издания ясных и простых правил, вплоть до отмены разрешений и лицензирования. Было создано независимое Бюро расследований случаев коррупции. Расследования были инициированы даже против близких родственников премьер-министра государства [3]. Ряд министров, уличенных в коррупции, были приговорены к различным срокам заключения, некоторые покончили жизнь самоубийством либо бежали из страны.

Обязательным элементом борьбы является и контролируемость отчет-ностей государственных должностных лиц источников их доходов. Каждый год в Сингапуре от них требуют заполнения специальных форм для декларации их имущества, активов и домов. Если они не могут объяснить, откуда у них дополнительные финансовые средства, значит, коррупция является этим источником. Также проводится проверка. Прокурор вправе проверять любые банковские и акционерные счета лиц.

Немало важно, что антикоррупционное законодательство Сингапура регулярно пересматривается, чтобы закрыть коррупционерам лазейки для ухода от ответственности.

Несколько предупредительных мер было использовано для уменьшения вероятных коррупционных действий чиновников:

1. замещение второго полицейского офицера постоянными гражданскими следователями;

2. выбор оптимальных административных процедур;

3. сокращение и облегчение для граждан разного рода бюрократических процедур;

4. соразмерный пересмотр жалования чиновников;

5. напоминание государственным поставщикам при подписании контрактов, что дача взятки чиновникам может привести к их разрыву.

С чиновниками, особенно из правоприменительных органов, проводятся регулярные беседы о ловушках коррупции [3]. Им даются советы о том, как случайно оказаться не вовлеченным в коррупционные схемы. Чиновников предостерегают об ответственности в рамках Закона о предотвращении коррупции. Сотрудники Бюро также регулярно читают студентам колледжей лекции об опасности коррупционных схем, как для них, так и для общества.

КИТАЙ

История Ван Гуанло, коррупционера из Китая, приобрела большую популярность за прошедший год. Вана поместили в камеру, больше похожую на холодильник. В ней нельзя было ни спать, ни сидеть, ни даже прислоняться к стене. Все это было запрещено тюремным уставом. В течение нескольких дней Вана допрашивали, т.е. избивали и морили голодом, в результате чего он лишился слуха. То и дело его посещали мысли о самоубийстве. Наконец, он согласился на сделку с властями. Он признает, что взял взятку в 27 тыс. долларов, а они отпускают его под залог. (Ван надеялся, что выйдя на свободу, он докажет свою невиновность). Признание приняли, но под залог не выпустили. Эта история о том как ныне в Китае борются с коррупцией в государственных органах.

Последние десять лет Китай считается лучшей в мире страной по количеству проведенных расследований и отданных под суд взяточников и коррупционеров [4].

Кампания против коррупции ведется под лозунгом закона, однако практически вне рамок закона и даже вне рамок судопроизводства полусекретными партийными органами. Судьи не обращают внимания на то, что подсудимые подвергались пыткам. Вердикт такого судопроизводства почти всегда гласит: «Виновен». Из 8110 подсудимых, обвинявшихся во взяточничестве, 99,8 % были найдены виновными, т.е. только 14 человек из 8110 были оправданы [5].

Конечно, несмотря на все принимаемые меры, полностью искоренить коррупцию пока ни в одной стране не удалось, но значительно снизить её уровень возможно.

Международное движение по противодействию коррупции Transparency International опубликовало 3 декабря 2014 года двадцатый Индекс восприятия коррупции. страны мира ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов, где ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а сто -самый низкий. Первые три места в общем рейтинге заняли Дания, Новая Зеландия и Финляндия (92, 91 и 89 баллов соответственно). В 2014 году Россия получила 27 баллов (на один балл меньше, чем в 2013 году) и заняла 136 место, поделив его с Нигерией, Ливаном, Кыргызстаном, Ираном и Камеруном. Из-за нерешительности в преследовании коррупционных преступлений и хаотичности мер по предотвращению коррупции Россия остаётся в последней трети Индекса восприятия коррупции (ИВК).

Место России в ИВК сохраняется практически неизменным на протяжении последних лет. Среди основных причин:

1. Коррупционные дела стагнируют. Несмотря на работу профильных государственных институтов, расследования крупных коррупционных дел национального и международного уровня не дают необходимого результата.

2. Международное антикоррупционное сотрудничество застопорилось. Раз за разом Россия оказывается неспособной защитить свои национальные интересы, призвав к ответственности очередного сбежавшего за границу чиновника, который спокойно пользуется незаконно нажитым капиталом.

3. Давление на некоммерческие организации и независимые СМИ продолжается. Государство опасно близко подошло к черте, за которой стремление обезопасить российских граждан от иностранного влияния через некоммерческие организации превращается в охоту на ведьм. Закон, ограничивающий долю иностранцев в СМИ, приравнивание блогеров к журналистам и запрет на рекламу на каналах кабельного телевидения вряд ли сильно помогут расширению спектра средств массовой информации, освещающих проблему коррупции и проводящих независимые журналистские расследования.

Для слома негативной тенденции необходимо сделать ряд важных практических шагов:

1. Приступить к реализации на практике Национального плана по противодействию коррупции в части положений, касающихся создания системы защиты заявителей о коррупции, расширения перечня юридических лиц, обязательного раскрытия информации о бенефициарных собственниках и внедрения электронной системы сообщения сведений о доходах и имуществе публичных должностных лиц, а также публичного раскрытия этой информации [6].

2. Ввести жёсткий контроль реализации ведомственных планов по

противодействию коррупции с созданием системы чёткой публичной отчётности о результатах.

3. Привлекать к формулированию и внедрению конкретных антикоррупционных практик и инструментов независимые экспертные и общественные организации.

Хочется сказать, что все же некоторые меры и опыт противодействия коррупции из зарубежных государств был заимствован в российской системой борьбы. Так, был создана общественная организация АНО «Центр антикоррупционных исследований и инициатив» Трансперенси Интернешнл -Р» (Центр «ТИ-Р»). Центр «ТИ-Р присоединяется к международному движению Transparency International, разделяющему его ценности, а именно: прозрачность, подотчетность, честность, солидарность, храбрость, правосудие и демократия. Целью Центра «ТИ-Р» является мир, свободный от проявлений коррупции. Организация не только рассматривает главные направление утверждаемого Национального плана противодействия коррупции подводит итоги и проводит исследования в рамках антикоррупционного проекта во всех сферах жизнедеятельности, но также и организует лекции для всех желающих без ограничения в возрасте.

Нельзя отрицать, что одним из важных шагов на пути исправления ситуации в области коррупции должно быть обеспечение реальной прозрачности работы законодательной и исполнительной власти, не игнорируя при этом зарубежный опыт. Многое из этого опыта непросто инкорпорировать в российское законодательство даже чисто практически. Но главное, что после формального принятия в форме законов и подзаконных актов эти институты могут не заработать. Причиной этого будет менталитет, ценностные установки россиян - как чиновников, так и бизнесменов или простых граждан [6]. Чтобы изменить пагубную тенденцию, нужна политическая воля и внедрение эффективной системы мотиваций. Лидеры должны подавать личный пример безупречного поведения для поддержания своего морального авторитета для борьбы с коррупцией. И самое главное, нетерпимость к коррупции должна стать частью нашей общенациональной культуры.

Список литературы:

1. Иванов A.M. Корруптология правовая наука и учебная дисциплина: путь совершенствования уголовной политики и законодательства о воздействии на организованную преступность и коррупцию. - Владивосток, 2002.

2. The Cleanest people and the corruptest people in Singapore // The Singapore Post. - 1999, July.

3. Defleiir M. Corruption, Law and Justice // Journal of Criminal Justice. -1995. - № 23. - P. 243.

4. Schaffer B. Access: A Theory of Corruption and Bureaucracy // Administration and Development. - 1986. - № 6. - P. 337.

5. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20 апреля 2004 г. № 412-ГУ ГД «О Комиссии по противодействию коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 18. - Ст. 1709.

6. Ковалев И Д. Современное состояние и перспективы реформы антикоррупционного законодательства в России. Борьба с коррупцией: актуальные проблемы законодательного обеспечения // Сборник статей и документов. - М.: Издание Госдумы РФ, 2002.

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА В РАМКАХ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Виданов А.В.*

Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов

В статье автором сделана попытка определиться с понятием «многоквартирный дом» в общем смысле, поскольку указанный термин не закреплен на законодательном уровне. Отсутствие единства в судебной практике и разъяснений уполномоченных органов порождают нестабильность в экономической деятельности. Наличие пробелов в законодательстве в данном вопросе, отсутствие четко выстроенной системы правового регулирования ведет к многочисленным нарушениям прав и интересов заинтересованных лиц.

Ключевые слова: нежилое здание, жилой дом, многоквартирный дом, собственник квартиры, общее имущество дома, имущественный комплекс.

В ФЗ от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» п. 15 ч. 2 ст. 7 говорится о назначении недвижимого здания и оно может быть нежилое, жилой дом или многоквартирный дом.

В ФЗ № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве много квартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты» [1] и в ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» термин «многоквартирный дом» [2] неоднократно употребляется законодателем, но в ст. 2 отсутствует определение данного термина.

На подзаконном уровне в п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции,

* Магистрант кафедры Гражданского и семейного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.