Научная статья на тему 'Зарубежный опыт противодействия коррупции'

Зарубежный опыт противодействия коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
574
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / CORRUPTION / ELIMINATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пачулия Г. Т.

Статья является очень актуальной. Это вызвано тем, что, во-первых, уровень коррупции и коррупционных преступлений во всем мире в последние три года остается относительно высоким (причем на фоне высокой латентности этих деяний), во-вторых, эти преступления разрушают политические, правовые и нравственные основы общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE OF COMBATING CORRUPTION

Article is very urgent. This is because, firstly, the level of corruption and corruption-related crimes worldwide in the past three years is still relatively high (and against the background of the high latency of these acts), and secondly, these crimes are destroying the political, legal and moral foundations of society.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт противодействия коррупции»

Пачулия Г. Т.

Магистрант,Московского Государственного Юридического Университета им.О.Е.Кутафина(МГЮА) ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Аннотация

Статья является очень актуальной. Это вызвано тем, что, во-первых, уровень коррупции и коррупционных преступлений во всем мире в последние три года остается относительно высоким (причем на фоне высокой латентности этих деяний), во-вторых, эти преступления разрушают политические, правовые и нравственные основы общества.

Ключевые слова: коррупция, противодействие.

Pachulia G.T.

Moscow State Law University th.O.E.Kutafina (MSAL)

FOREIGN EXPERIENCE OF COMBATING CORRUPTION

Abstract

Article is very urgent. This is because, firstly, the level of corruption and corruption-related crimes worldwide in the past three years is still relatively high (and against the background of the high latency of these acts), and secondly, these crimes are destroying the political, legal and moral foundations of society.

Kyywords: corruption, eliminate.

В первую очередь, здесь необходимо отметить тот факт, что различные страны, исходя из их экономического, культурного и политического развития, могут иметь три коррупционные модели: азиатскую, африканскую и западную.

В азиатской модели коррупция является не только привычным, но и общественно приемлемым культурным и экономическим явлением, которое связано с функционированием государства и основано на ряде культурных и религиозных традиций. Модели присущ клановый характер коррупционных сделок, основанный на сложившихся устоях между определенными группами (кланами) чиновников, бизнеса и населения.

Африканская модель предполагает, что государственная власть полностью подчиняется группе экономических кланов, синдикатов и политическими средствами обеспечивает надёжность и безопасность их функционирования и развития. Кроме того, развит институт землячества. В африканских странах чиновник зачастую получает образование за деньги, собранные для него всей родной деревней. Став чиновником, он считает себя обязанным помогать односельчанам, которые к нему обращаются. Если он становится чиновником высокого ранга, то формирует подчиненный ему аппарат из земляков. Несмотря на то, что крупным чиновникам гарантируются достаточно внушительные доходы, важным источником их дополнительных доходов являются взятки. По некоторым подсчётам коррупция приносит чиновникам до одной трети их общих доходов.

Западная модель характеризуется тем, что при попустительстве коррумпированного государства теневые и криминализированные сектора экономики достигают могущества, сравнимого с государственным. Мафия образует государство в государстве. В связи с политической нестабильностью реальным становится установление на волне борьбы с коррупцией диктатуры, после чего может быть переход к африканской модели.

Проблема борьбы с коррупцией носит транснациональный характер. Помимо национальных организаций и государственных органов существуют международные организации, специализирующиеся на проблемах борьбы с коррупцией. Среди них Организация экономического сотрудничества и развития, Transparency International, Группа государств против коррупции (GRECO), а также подразделения ООН, Мирового банка, ВТО, Евросоюза.

Появление этих институтов обусловлено, в том числе необходимостью систематизировать старые и разработать новые индикаторы оценки уровня коррупции в странах, изучить влияние конкретных факторов, способствующих возникновению коррупции, а также принять участие в разработке рекомендаций для создания эффективного механизма борьбы с коррупционными проявлениями. Одним из показателей характеризующих состояние коррумпированности государства, является индекс восприятия коррупции (ИВК), расчет которого ежегодно производится Transparency International.

ИВК ранжирует страны по оценкам степени распространенности коррупции среди государственных служащих и политиков (таблица 1). Это комплексный индекс, основанный на данных экспертных опросов и исследований, проводимых различными представительными организациями. ИВК отражает мнение предпринимателей и аналитиков из различных стран мира, в том числе экспертов, проживающих в стране, в отношении которой проводилось исследование. ИВК оценивается по шкале от 0 до 10 баллов, при этом 10 баллов - минимальный уровень коррупции, 0 — максимальный.

Таблица 1. Страны-лидеры по ИВК в 2011 году

Страна ИВК, баллы

Исландия 9,7

Финляндия 9,6

Новая Зеландия 9,6

Дания 9,5

Сингапур 9,4

Швеция 9,2

Швейцария 9,1

Норвегия 8,9

Австралия 8,8

Нидерланды 8,6

Источник: Индекс восприятия коррупции в мире // Электронный ресурс. Режим доступа.

http://ria.ru/spravka/20080609/109607904.html

Среди перечня стран по ИВК в таблице полностью представлены скандинавские государства, проводимая политика правительств которых носит ярко выраженный социальный характер.

Однако ввиду того, что точность оценок и показателей (в том числе ИВК), характеризующих состояние коррупции, весьма приблизительна, так как проводимые международными организациями опросы не отличаются репрезентативностью, их использование для выработки конкретных мер национальной политики, как правило, ограничено. Правительства при выработке соответствующей стратегии борьбы с коррупцией в большей степени опираются на аналитические материалы правоохранительных органов и имеющийся обобщенный опыт.

Примером может служить опрос, проводившийся в Бразилии в 2009 году Transparencia Brasil (составная часть Transparency International), которая, разослав опросный лист 3500 компаниям, получила ответ только от 92. Сами инициаторы опроса констатировали, что результаты ответов не могут быть репрезентативными и служить основанием для далеко идущих обобщений.

94

Несмотря на успехи, достигнутые в сфере борьбы с коррупцией, включая вступление в силу в 2005 году Конвенции ООН по противодействию коррупции, почти половина стран по ИВК набрали менее 3 баллов, что указывает на серьезность проблемы коррупции.

Анализ ситуации в странах, где широко развита коррупция, показывает, что существует связь между вовлечением государства в процесс мировой глобализации и уровнем коррупции. В наиболее развитых странах, таких как Финляндия, Швеция, Дания, имеющих зрелое гражданское общество, высокий уровень развития демократии и прозрачные действия правительственных органов, уровень коррупции минимален.

Среди азиатских стран, в которых антикоррупционные законы последовательно реализуются на практике, стоит выделить Сингапур. Так, еще в начале 50-х годов XX века это государство было бедной страной и отличалось высокой коррумпированностью бюрократического аппарата. Выработанная в 1960 году антикоррупционная стратегия, закрепленная в Акте о предотвращении коррупции, основывалась не на быстром искоренении этого явления, а на принципе контроля над коррупцией.

Он заключается в том, что попытки искоренить коррупцию основывались на стремлении минимизировать или исключить условия, создающие как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррумпированных деяний. Одним из механизмов реализации стратегии стало последовательное существенное повышение заработной платы государственным служащим, в том числе в целях уменьшения «утечки мозгов» в частный сектор, а также сокращение разницы между величиной заработной платы бюрократического аппарата и сотрудников коммерческих структур. Параллельно использовался сдерживающий эффект посредством ужесточения ответственности за это преступление (лишение свободы, крупные штрафы). Борьбой с коррупцией занимается специальное антикоррупционное агентство, имеющее широкий круг прав и полномочий, в том числе на проверку любых банковских, долевых и расчетных счетов лиц, подозреваемых в совершении этого преступления. Реализация совокупности принимаемых мер позволила Сингапуру занять 5-е место по ИВК.

Страны с большой площадью занимаемой территории и высокой численностью населения характеризуются ростом уровня коррумпированности. Примером может служить Канада, которая, несмотря на то, что в 1990 году „по эффективности борьбы с коррупцией занимала 5-е место в мире, в настоящее время опустилась до 14-го.

Хотя Канада и характеризуется как страна с низким уровнем коррупции, однако этот пример показывает тенденцию к ее усилению и объясняется федерализмом и, как следствие, относительно низким уровнем транспарентности деятельности местных органов власти,- что приводит порой к узурпации некоторых властных полномочий отдельными должностными лицами.

Характерным для стран, где государство выступает в качестве регулятора ряда экономических процессов, в том числе в странах с регулируемой, а также переходной экономикой, является следующее. Зачастую спрос на государственные ресурсы значительно превышает имеющиеся возможности, а государственная помощь в результате распространения коррупции используется не по назначению.

Индия в 2010 году занимала 92-е место (2,9) среди 159 стран по ИВК. Из-за значительного развития системы выдачи лицензий, разрешений, квот и различного рода государственных инспекций при отсутствии прозрачности функционирования таких систем отмечается высокий уровень коррумпированности государственного аппарата. Кстати, в стране функционирует более 200 тыс. государственных ведомств и учреждений. Численность государственных служащих различных уровней власти, сотрудников государственных корпораций, компаний, образовательных и медицинских учреждений превышает 19,5 млн. человек, в том числе около 2 млн. чиновников, наделенных правом принятия решений.

В некоторых странах, например, в КНДР, вообще нет специальных законов, регулирующих борьбу с коррупцией, а правоохранительная деятельность в этой сфере ведется главным образом на основании внутриведомственных инструкций, носящих закрытый характер. Показательным является зависимость средств массовой информации в освещении ситуации по борьбе с коррупцией, а также отсутствие их доступа к документам органов власти.

Несмотря на то, что при рыночной экономике ресурсы внутри государства распределяются преимущественно неадминистративными методами, наличие механизма обязательного получения лицензий, разрешений и др. для осуществления законной деятельности, а также проведения различного рода приватизационных сделок, тендеров, носящих зачастую непрозрачный характер, способствует развитию коррупционных проявлений.

В ряде стран институтами борьбы с коррупцией являются не множество отдельных подразделений государственных органов власти, а специальные антикоррупционные комитеты (органы), наделенные широкими полномочиями. Их сотрудники имеют высокую степень социальной защищенности и независимости, в том числе от исполнительной власти.

В мировой практике борьбы с коррупцией активно используется инструмент общественного контроля и контроля со стороны средств массовой информации, который помогает эффективно выявлять коррупцию во всех структурах власти. Однако действенность этого инструмента обусловлена наличием законов о свободе передачи информации, позволяющих проводить журналистское расследование, законов, запрещающих всякую цензуру и обеспечивающих финансовую независимость средств массовой информации, в том числе от правительства.

Кроме того, в ряде государств, например, в Бельгии антикоррупционные программы нацелены на разработку и принятие специальных кодексов поведения (этики) для государственных (муниципальных) служащих.

В разработанной программе GRECO и Глобальной программе против коррупции ООН рекомендуется детально регламентировать в кодексах модель поведения служащих, с тем, чтобы последние могли четко представлять свое поведение в том или ином случае, а также перечислять конкретные санкции за нарушение установленных в кодексе правил и механизм контроля над их соблюдением.

Примером может служить предусмотренное в Глобальной программе против коррупции ООН введение открытых деклараций для судей и их родственников, а также правил деятельности судебных органов, которые содержали бы распределение дел между судьями по жребию, ротацию судей и судебных служащих, недопущение личного контакта сторон с судьей до судебного заседания, чтобы исключить возможность коррупционных связей.

В настоящее время активизированы усилия по борьбе с коррупцией в финансовой сфере в Индонезии: основными актами, регламентирующими эту деятельность, являются законы №15 2002 года и №15 2003 года. Они устанавливают уголовное преследование лиц, пытающихся легализовать доходы, полученные, в том числе в результате коррупции. Однако, по мнению индонезийского, руководства, в борьбе с коррупцией активно должны участвовать как гражданское общество, так и средства массовой информации.

Еще одним витком в борьбе с коррупцией стала Конвенция ООН против коррупции 2003 года (далее — Конвенция), вступившая в силу в 2005 году. Ее принятие послужило своеобразным продолжением общемировой борьбы с коррупцией, т. е, таких нормативных правовых актов, как конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 года и о гражданско-правовой ответственности за коррупцию 1999 года, а также Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года.

В основу Конвенции положен комплексный подход, отражающий сложную социально-правовую природу коррупции, разнообразие мер и многоуровневый характер борьбы с этим явлением. Конвенцией предусмотрены широкий спектр мероприятий по профилактике коррупции в сфере государственной службы и в частном секторе, принципиальное положение о том, что активы

95

от коррупционных деяний возвращаются в страну происхождения с использованием гражданско-правовых и административных механизмов, а не только уголовно-процессуальных.

Конвенция детально регламентирует взаимную правовую помощь, выдачу лиц, совершивших коррупционное преступление, а также сотрудничество правоохранительных органов, включая обмен информацией и опытом, совместное проведение расследований, подготовку и повышение квалификации кадров, взаимодействие в материально-техническом обеспечении правоохранительной деятельности.

Литература

1. Конвенция против транснациональной организованной преступности. Заключена в г. Нью-Йорке 15 ноября 2000 года // Собрание законодательства РФ. - 4 октября 2004 г.- № 40. - Ст. 3882.

2. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию. Заключена в г. Страсбурге 27.01.1999 года // Собрание законодательства РФ. - 18.05.2009. - № 20. - Ст. 2394.

3.0 противодействии коррупции. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ ред. от 30.09.2013 // Собрание законодательства РФ. - 29.12.2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6228.

4.0 ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции. Федеральный закон от 08.03.2006 № 40-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 20.03.2006. - № 12. - Ст. 1231.

5.Уголовный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ ред. от 25.11.2013 года // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - № 25. - Ст. 2954.

Попова Л.И

Кандидат экономических наук, Тюменский государственный университет НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В РАМКАХ СОБЫТИЙНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ МЕЖДУНАРОДНОГО УРОВНЯ

Аннотация

В период подготовки и проведения олимпийских игр увеличивается поток ввозимых товаров, а значит и объем работы таможенных органов по контролю перемещаемой продукции. Определение наиболее оптимального режима организации деятельности государственных структур на основе зарубежного опыта проведения событийных мероприятий международного уровня, применительно к особым условиям России, является актуальным.

Ключевые слова: таможенный контроль, «олимпийские» товары, нарушения таможенного законодательства, событийные мероприятия международного уровня.

Popova L.I

PhD in economics, Tyumen State University

THE DIRECTIONS OF ENHANCEMENT OF THE ORGANIZATION OF CUSTOMS CONTROL WITHIN EVENT

ACTIONS OF THE INTERNATIONAL LEVEL

Abstarct

During preparation and holding the Olympic Games the flow of imported goods, so and amount of work of customs on control of moved products increases. Determination of the most optimum mode of the organization of activities of state bodies on the basis of foreign experience of carrying out event actions of the international level in relation to special conditions of Russia, is actual.

Keywords: customs control, Olympic goods, violation of the customs legislation, event actions of the international level.

Увеличение потока ввозимых товаров для строительства олимпийских объектов и использования участниками олимпиады, влечет расширение объемов деятельности таможенных органов по контролю перемещаемой продукции. В связи с этим, исследование зарубежного опыта проведения массовых мероприятий международного уровня позволяет выявить направления совершенствования контроля импортной продукции и определить оптимальный режим работы таможенных органов, учитывая региональные особенности.

Проанализировав меры повышения эффективности контроля ввозимых «олимпийских» товаров в зарубежных странах, мы пришли к выводу, что в большей степени в РФ применимы мероприятия, осуществляемые таможенными органами КНР в период подготовки и проведения Пекинской олимпиады 2008г.

Прежде всего, был определен перечень таможенных органов, имеющих право оформлять товары для олимпийских игр. Так, таможенное оформление «олимпийских» товаров осуществлялось 19 уполномоченными таможенными постами Пекинской таможни.

Для ускорения прохождения таможенного контроля и выпуска олимпийских товаров применялось предварительное информирование.

Во-первых, компании - получатели «олимпийских» товаров, заранее в электронной форме, представляли в таможенные органы сведения о таких товарах на основе инвойсов и международных контрактов. Кроме того, согласно таможенному законодательству КНР, все перевозчики до момента ввоза товаров уведомляют таможенный орган о перемещаемом грузе, транспортном средстве международной перевозки, экипаже, пассажирах). Между приграничными пунктами пропуска и местами таможенного оформления «олимпийских» товаров был налажен ежедневный электронный информационный обмен о предстоящих поставках.

На основе анализа полученной предварительной информации таможенные органы определяли товары для проведения выборочного досмотра. В среднем под таможенный досмотр подпадало около 10% от общего количества ввозимых партий товаров на основе системы управления рисками. При отсутствии предварительной информации таможенные органы в обязательном порядке проводили полный досмотр всей партии ввозимого товара.

Для ускорения таможенного оформления «олимпийских» товаров в Пекинской таможне были созданы специальные «окна» исключительно для принятия деклараций с указанными товарами. Помимо этого, для проверки деклараций на «олимпийские» товары были выделены дополнительные сотрудники. В итоге, среднее время проверки декларации и выпуска товаров составляло до1,5 часов.

Оргкомитет по подготовке к олимпиаде определил 20 таможенных брокеров, которым было эксклюзивно разрешено осуществлять ввоз и таможенное оформление «олимпийских» товаров. При этом, какие-либо отдельные классификаторы или особенности заполнения таможенной декларации для «олимпийских» товаров не устанавливались.

Также необходимо отметить, что в соответствии с решением Госсовета КНР «олимпийские» товары ввозились беспошлинно. Отнесение товаров к категории «олимпийских» определялось по их предназначению на уровне решения Оргкомитета, которое прикладывалось к декларации. Оргкомитетом контролировалось также их дальнейшее целевое использование.

В пик ввоза «олимпийских» товаров таможенные посты Пекинской таможни арендовали на срок от 3 до 6 месяцев дополнительные помещения и территории для таможенных складов и складов временного хранения.

За 3 месяца до Олимпиады в Пекинскую таможню (штатная численность - 1700 сотрудников) было дополнительно прикомандировано около 200 наиболее квалифицированных сотрудников других таможенных органов КНР. Для сотрудников Пекинской таможни проводились курсы повышения квалификации по работе с информационными программами и применению технических средств таможенного контроля, а также практические семинары по обеспечению безопасности и борьбе с

96

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.