Научная статья на тему 'Зарубежный опыт прогнозирования спроса на трудовые ресурсы'

Зарубежный опыт прогнозирования спроса на трудовые ресурсы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
904
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПОТРЕБНОСТЬ / СПЕЦИАЛИЗАЦИИ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / РЫНОК ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ / MODEL / EDUCATION / NEED / SPECIALIZATION / FOREIGN EXPERIENCE / THE LABOR MARKET AND EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Храбров Константин Геннадьевич

Разработка дополнительной потребности рынка труда в кадрах, необходимой для раз вития экономики, является важным фактором в прогнозировании социально-экономическо го развития регионов. Странам с развитой рыночной экономикой в обозримом будущем потребуется прогнозирование потребности рынка труда в квалифицированных кадрах. К сожалению, сегодня, говоря об объемах и структуре подготовки кадров, делать ка кие-либо обоснованные прогнозы, опираясь на существенную статистику трудоустройства выпускаемых специалистов, практически невозможно. Отсутствие достаточно обосно ванного плана-заказа приводит к перепроиз водству выпускников по одним специально стям и к дефициту по другим. Все это и многое другое препятствует развитию экономики страны. Поэтому для понимания как именно должна работать модель прогнозирования по требности экономики в квалифицированных кадрах необходимо обратиться к опыту зару бежных стран и отразить все плюсы и минусы существующих систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Храбров Константин Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign experience of forecasting the demands for labour resourses

Development of additional labor market needs of personnel necessary for the development of the economy is an important factor in predicting the socio-economic development of regions. In countries with developed market economies in the foreseeable future forecasting needs of the labor market for skilled workers with a high level of forecasting. Unfortunately, today speaking about the size and structure of training to make any reasonable predictions with significant statistics of employment of graduates is almost impossible. Lack of adequately substantiated plan-order leads to overproduction of graduates in one function and deficits in others. All this and much more prevent economic development. Therefore, to understand how it should work as a model predicting the economy’s needs for qualified personnel it is necessary to address to the experience of foreign countries, and to reflect all the pros and cons of existing systems.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт прогнозирования спроса на трудовые ресурсы»

Сравнительная педагогика

УДК / uDC 331.522 К. Г. Храбров

C. Khrabrov

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СПРОСА НА ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ

FOREIGN EXPERIENCE OF FORECASTING THE DEMANDS FOR LABOuR RESOuRSES

Разработка дополнительной потребности рынка труда в кадрах, необходимой для развития экономики, является важным фактором в прогнозировании социально-экономического развития регионов. Странам с развитой рыночной экономикой в обозримом будущем потребуется прогнозирование потребности рынка труда в квалифицированных кадрах. К сожалению, сегодня, говоря об объемах и структуре подготовки кадров, делать какие-либо обоснованные прогнозы, опираясь на существенную статистику трудоустройства выпускаемых специалистов, практически невозможно. Отсутствие достаточно обоснованного плана-заказа приводит к перепроизводству выпускников по одним специальностям и к дефициту по другим. Все это и многое другое препятствует развитию экономики страны. Поэтому для понимания как именно должна работать модель прогнозирования потребности экономики в квалифицированных кадрах необходимо обратиться к опыту зарубежных стран и отразить все плюсы и минусы существующих систем.

Development of additional labor market needs of personnel necessary for the development of the economy is an important factor in predicting the socio-economic development of regions. In countries with developed market economies in the foreseeable future forecasting needs of the labor market for skilled workers with a high level of forecasting. Unfortunately, today speaking about the size and structure of training to make any reasonable predictions with significant statistics of employment of graduates is almost impossible. Lack of adequately substantiated plan-order leads to overproduction of graduates in one function and deficits in others. All this and much more prevent economic development. Therefore, to understand how it should work as a model predicting the economy’s needs for qualified personnel it is necessary to address to the

experience of foreign countries, and to reflect all the pros and cons of existing systems.

Ключевые слова: модель, образование, потребность, специализации, зарубежный опыт, рынок труда и занятости.

Keywords: model, education, need,

specialization, foreign experience, the labor market and employment.

Анализ и оценка зарубежного опыта, разработки моделей определения потребности экономик в квалифицированных кадрах

1. Австралия

По заказу Правительства Австралии для прогнозирования занятости по отраслям экономики были разработаны две модели прогнозирования mOnASH и ORANI. Центром экономических исследований считается Университет MONASH, который специализируется на проведении моделирования равновесных систем.

Модель MONASH — прикладная макроэкономическая модель, определяющая общее равновесие на рынке труда и занятости по каждой отрасли экономики. Модель определяет необходимые специализации на рынке труда с помощью прогнозирования количества занятых по видам деятельности. Данная модель позволяет осуществлять прогнозирование по 56 регионам и 113 подотраслям экономики. При этом модель учитывает детализацию прогнозирования занятости по 282 профессиям [2].

Отличительная особенность макроэкономической модели MONASH заключается в том, что входными параметрами являются обширные статистические данные, такие как системы национальных счетов, статистические данные по внешней торговли, результаты переписи населения, биржевые сводки и т. д. Этапы разработки модели MONASH представлены на рисунке 1.

\y 1 > •Среднесрочный прогноз валового национального продукта

2

•Детализация прогноза и численности занятых по отраслям экономики и валовой стоимости

3

> • Прогноз выпуска товаров и услуг, а также количества занятых по отраслям экономики с детализацией по 56 регионам страны

4

> •Прогноз количества занятых с разбивкой по 282 профессиям в соответствии с классификатором занятости

5

• Детализация прогноза занятости по определенным категориям: полу, возрасту, количеству рабочих часов в неделю и уровню образования

\y

Рис. 1. Этапы разработки прогноза модели MONASH

Периодичность разработки составляет один раз в два года. В модели заложен горизонт планирования, равный 7 годам.

Преимущества модели:

1. Объединение важных факторов для использования их в единой модели прогнозирования.

2. Данная модель позволяет спрогнозировать не только возможные социальные и технологические изменения, но и развитие сферы занятости.

3. Доступность, прозрачность и информативность модели.

4. Для прогнозирования количества занятых по определенным отраслям экономики основывается на макроэкономических показателях национальной экономики.

Недостатки модели МО1\1АБИ: большой массив данных при моделировании и сложность.

2. Великобритания

В Великобритании прогнозированием спроса на рынке труда занимается уже 20 лет Институт Исследований Занятости (1ЕЯ), поэтому их модель считается самой развитой из всех систем прогнозирования. Горизонт планирования составляет 5-10 лет. Прогноз обновляется каждый год. Отдельно

от основного прогноза определяется изменение занятости в экономике и распределение занятых по профессиям. Cambridge Econometrics Limited является одной из ведущих компаний, основанной в 1978 году и осуществляющей разработку прогнозов. Cambridge Econometrics Limited занимается прогнозированием с помощью мультисекто-ральной динамической модели «Cambridge Multisectoral Dynamic Model of the British Economy» (MDM). Модель MDM объединяет экономику, экологию и энергетику, эта интеграция показателей направлена на осуществление более точного анализа и прогнозирования изменений в структуре экономики, а также выбросов в атмосферу и в потреблении энергоресурсов [3].

Модель MDM позволяет спрогнозировать потребность в квалифицированных кадрах. Прогноз занятости осуществляется по 25 группам специальностям в разбивке по 50 отраслям экономики. Этапы разработки модели MONASH представлены на рисунке 2.

Для определения числа специалистов по виду профессиональной деятельности используются модели:

— профессиональной занятости;

— изменения занятости.

Сравнительная педагогика

\у 1 > • Прогнозирование изменения занятости в целом, основываясь на модели Cambridge MDM model

X

2 • Прогнозирование изменения структуры в разрезе 50 отраслей экономики

X

3 • Прогнозирование изменения структуры профессий в соответствующих отраслях экономики -Л

3

\/

Рис. 2. Этапы разработки прогноза модели MDM

Для разработки модели используется ряд статистических данных: статистика рабочей силы, статистика переписи населения, статистические данные от департамента образования и науки.

3. Германия

Разработкой модели Interindustry FORecasting Germany (INFORGE) занимается институт исследований экономической структуры (The Institute of Economic Structures Research). Модель INFORGE необходима для исследования изменений, происходящих в структуре экономики. Данная модель считается уникальной, так как включает в себя распределение региональных прогнозов по отраслям.

Институтом исследований экономической структуры была разработана уникальная система, содержащая в себе модели макроэкономических прогнозов, данные прогнозы мо-

гут предоставлять информацию по отраслям национальной экономики с разбивкой на прогнозы регионального масштаба.

Основными источниками для данной модели, в рамках которых производятся все необходимые расчеты, являются данные официальной статистики и эконометрические методы. Помимо данных официальной статистики, учитываются статистические обзоры German Mikrozensus.

В модель INFORGE интегрированы прогнозы занятости, по профессиям, а также данные по рынку труда. Этапы разработки модели MONASH представлены на рисунке 3.

Достоинством модели INFORGE является наличие факторов, таких как модель «затраты — выпуск» для определения динамики различных секторов экономики, ежегодное обновление прогнозных данных. Модель предлагает прогноз с разбивкой по 16 федеральным зем-

1

■ Прогнозирование экономической динамики по отраслям экономики с детализацией до 59 отраслей экономики на основе модели Employment Projections, содержащей около 600 переменных для каждой отрасли и общих переменных для всей экономики

2

Прогнозирование спроса на рабочую силу по видам занятости, профессиональной структуре и уровню квалификации путем экстраполяции основных трендов

3

Прогнозирование спроса на рабочую силу по уровню квалификации, основываясь на долгосрочном демографическом прогнозе в сочетании с прогнозом экономической активности населения

Рис. 3. Этапы разработки прогноза модели INFORGE

лям в разрезе по 11 секторам экономики и потребности в квалифицированных специалистах по 24 видам специализаций [4].

В целом можно выделить несколько общих черт существующих моделей прогнозирования спроса на кадры. Так как в ряде зарубежных стран (США, Франция, Япония) прогнозы разрабатываются министерствами труда и социального развития, то все чаще эта задача передается независимым исследовательским организациям. Данные модели представляют большой интерес при изучении и прогнозировании тенденции рынка труда и занятости. Прогноз, составленный по этим моделям, достаточно точно и с высокой вероятностью отражает положение на рынке труда, но даже этого недостаточно для прогнозирования кадров [5]. Таким образом, прогнозирование потребностей в кадрах, прежде всего молодых специалистов, на современном этапе представляется одной из важнейших проблем экономики как в плане развития научно-технического потенциала регионов, так и с позиций совершенствования

деятельности вузов в условиях рыночных отношений. Прогнозируемая потребность должна увязываться с подготовкой кадров в системе профессионального образования, со стоимостью подготовки каждого работника, миграцией, безработицей и т. д. Все эти факторы должны служить ориентиром при определении необходимых масштабов их подготовки.

1. Алавердов А. Р. Управление человеческими ресурсами организации. — М., МФПУ Синергия, 2012. — 656 с.

2. Sudhir Junankar. Ole Lofsnaes and Philip Summerton. MDM-E3: A short technical description. Cambridge Econometrics, Working Paper, March 2007.

3. Christian Lutz, Martin Distelkamp, Bernd Meyer, Marc Ingo Wolter. Forecasting the Interindustry Development of the German Economy: The Model INFORGE. GWS Discussion paper 2003/2.

4. Дульзон С. В. Зарубежный опыт прогнозирования формирования и использования трудовых ресурсов, ВНИОПТУСХ — URL: http://orensau.ru/ru/ prochiedokumenty/doc_view/2753-36.

5. Зарубежный опыт стимулирования инновационной деятельности частного бизнеса. — URL: http://www.vmo. rgub.ru/files/vipusk23-146-2.rtf

УДК / uDC 37(430) Е. Ю. Грачева, Т. В. Лучкина

E. Gracheva, T. Luchkina

роль центра педагогического образования

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧИНАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ГЕРМАНИИ

THE ROLE OF TEACHER EDuCATION CENTRE IN PROFESSIONAL ACTIVITIES

OF NOVICE TEACHERS IN GERMANY

В статье обоснована актуальность изучения зарубежного опыта по деятельности центров педагогического образования, представлены основные задачи работы данных центров в Германии. Охарактеризована деятельность учителя-стажера (референдара) в его первые годы работы в школе. Раскрыта роль центра педагогического образования в профессиональной деятельности референдара на примере деятельности конкретного центра, действующего в г. Маннгейм. Описана подготовка учителя-стажера к сдаче государственного экзамена на базе центра, цели государственного экзамена и его составляющие — экзаменационные уроки, самостоятельная письменная работа и коллоквиум. Рассмотрены функции препо-

давательского состава центра в современных условиях его деятельности, а также образовательные технологии, применяемые в работе преподавателями центра.

The article explains the relevance of the study of foreign experience in the activities of teacher education centers in Germany and the main tasks of these activities. The activity of the teacher-trainee in his early years in school is characterized. The role of the center of teacher education in professional work of a trainee by the example of a particular center in the city of Mannheim is described. The preparation of the teacher-trainee to pass the state exam in such centers, the goals of state examination and its components — the exam lessons, self-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.