Научная статья на тему 'Зарубежный опыт прогнозирования формирования и использования трудовых ресурсов'

Зарубежный опыт прогнозирования формирования и использования трудовых ресурсов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2896
563
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / ФОРМИРОВАНИЕ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / FORECASTING / MANPOWER / FORMATION / USE / FOREIGN EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дульзон Светлана Владимировна

В статье рассматриваются институты, занимающиеся разработкой прогноза баланса трудовых ресурсов за рубежом. Показан зарубежный опыт прогнозирования трудовых ресурсов. Раскрыты особенности составления прогнозных балансов трудовых ресурсов в США, Германии, Нидерландах и др. странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дульзон Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE OF FORECASTING THE LABOR RESOURCES FORMATION AND USE

The institutions concerned with the problem of forecasting the manpower resources balance abroad are studied. The available foreign experience of manpower resources forecasting is shown by means of concrete examples. The peculiarities of making forecasting balances of labor resources in the USA, Germany, Netherlands and other countries are described.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт прогнозирования формирования и использования трудовых ресурсов»

Зарубежный опыт прогнозирования формирования и использования трудовых ресурсов

С.В. Дульзон, к.э.н., ВНИОПТУСХ

Баланс трудовых ресурсов является международным статистическим стандартом, который был рекомендован для стран не только с плановой экономикой, но и с рыночной. При этом следует иметь в виду, что принятие баланса в качестве международной статистической нормы не сопровождалось подробным описанием методологии и схемы построения баланса трудовых ресурсов.

Поэтому для зарубежной методологии, обслуживающей рыночную экономику, характерно многообразие подходов к прогнозированию спроса на рабочую силу (рис.). Однако общим для большинства из них остаётся дифференциация методологии относительно национального, регионального, локального и отраслевого уровней, выделение компонентов совокупной занятости и учёт специфики их изменений [1]. Тем самым подтверждается, что и в рыночных условиях практику прогнозирования потребности в рабочей силе и источниках её удовлетворения необходимо строить на сочетании территориально-отраслевых подходов с охватом всех уровней управления экономикой страны.

В США разработкой прогнозов совокупности рабочей силы и её структуры занимается бюро статистики труда (БСТ). Прогнозы охватывают 10—15 лет и уточняются каждые два года. Они являются частью среднесрочной программы

управления экономическим ростом и занятостью [2].

Прогнозирование трудовых ресурсов осуществляется по методологии, представленной в «Методическом справочнике» (Handbook of methods) агентства трудовой статистики [3], включающей следующие этапы [4]:

1. Прогноз состояния рынка рабочей силы.

2. Прогноз макроэкономических показателей.

3. Прогнозы личного потребления.

4. Экономическая активность (межотраслевые отношения).

5. Занятость по отраслям экономики (выпуск товаров и занятость).

6. Совокупная занятость по видам экономической деятельности.

Для проведения расчётов и составления таблиц в США используют следующие статистические данные [5]: о росте ВВП и его составляющих; «Текущий обзор населения»; «Текущая статистика занятости»; «Статистика занятости по профессиям»; «Североамериканская классификация видов экономической деятельности»; «Стандарт классификации профессий».

Специалисты агентства анализируют риски и неточности, которым может подвергнуться прогноз. В частности, отмечается, что анализ данных опирается на исторические тенденции, которые экстраполируются на будущее. Обычно аналитики агентства трудовой статистики оговаривают то, что данный прогноз действителен

Количественные подходы: Качественные подходы:

- США - Италия

- Канада - Испания

- Франция - Греция

- Германия

- Нидерланды

- Скандинавские страны

Количественные методы с учётом новых компетенций, которые будут востребованы на рынке труда:

- Великобритания

- Австралия

- Германия

Другие страны:

- Чехия: импорт методологии из Нидерландов и Ирландии

- модель ORA.NI в Австралии адаптирована в Индонезии, Китае, Пакистане, Таиланде, Южной Африке

Рис. - Прогнозирование рынка труда в ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) [5, 6]

при отсутствии непредвиденных обстоятельств, таких, как войны, природные катаклизмы или другие события, способные повлиять на результаты прогноза. Допускается, что такие факторы, как старение населения, процессы глобализации и иммиграции, цены на нефть и другие, могут повлиять на исполнение прогнозов [4].

Франция, как и США, использует количественный подход в прогнозировании рынка труда. Прогнозирование рабочей силы осуществляется в рамках соответствующих пятилетних планов.

Основное содержание прогнозов заключается в определении: количества рабочих мест; учёта объёма производства; прогнозов производительности и продолжительности труда; анализа динамических изменений профессиональной структуры рабочей силы.

Численность работающих в профессиональном разрезе на последний год планируемого периода рассчитывается как отношение соответствующих коэффициентов профессиональной структуры к общему объёму занятости. Затем с учётом демографической ситуации и профессиональной мобильности определяется потребность набора в систему образования [2].

Сегодня во Франции активно пересматривается сама концепция потребности в рабочей силе в её традиционном применении. Исследователи полагают, что в современных структурах занятости имеются очень большие вариации в зависимости от различных переменных, характеризующих деятельность предприятий. Так, на предприятиях, равных по техническому уровню,

структура занятости (даже при производстве однородной продукции) имеет большие различия [1].

Во Франции сложилась одна из наиболее развитых систем экономического программирования, где составляют прогнозы профессиональной занятости, отказавшись при этом от детальных прогнозов по профессиям и балансам.

Отвергая идею создания количественных прогнозов, экономисты Великобритании используют количественный метод с учётом новых компетенций, которые будут востребованы на рынке труда. Данный подход базируется на следующем [5]: потребность в профессиональных кадрах можно рассчитывать через число работников в профессиях по видам экономической деятельности; на изменения в спросе на навыки и умения влияют технологические инновации, стратегии фирм по увеличению производительности и предпочтения случайных потребителей продуктов и услуг.

Процесс прогнозирования включает в себя:

1. Прогнозирование изменения занятости в целом, основываясь на модели Cambridge MDM model (для определения занятости по виду занятий (по профессиям) и статусу занятости используются модель профессиональной занятости (по профессиям) и модель изменения занятости (общий и дополнительный спрос).

2. Прогнозирование изменения структуры экономики в разрезе 50 отраслей экономики.

3. Прогнозирование изменения структуры профессий в соответствующих отраслях экономики.

Основными источниками данных являются: перепись населения, обзор статистики рабочей силы, статистические данные департамента образования и науки.

Вопросами прогнозирования потребностей национальной экономики Великобритании в трудовых ресурсах занимается Институт исследований занятости (Institute for Employment research (IER) in Warwick). Период прогнозирования составляет 5—10 лет с ежегодной корректировкой и обновлением.

В Германии вопросами прогнозирования рабочей силы и развития образования занимаются многочисленные комиссии, экономические научно-исследовательские институты, а также исследовательские университеты, использующие и разрабатывающие различные модели прогнозов.

Так, в Институте исследований экономической структуры (The Institute of Economic Structures Research) разрабатывается уникальная система моделей макроэкономических прогнозов, которая включает в себя разделение на региональные прогнозы для отраслей национальной экономики [5]. Модель INterindustry FORecasting Germany (INFORGE) относится к количественному подходу прогнозирования и включает следующие этапы:

1. Прогнозирование экономической динамики по отраслям экономики с детализацией по 59 отраслям экономики на основе модели Employment Projections, содержащей около 600 переменных для каждой отрасли и общих переменных для всей экономики.

2. Прогнозирование спроса на рабочую силу по видам занятий, профессиональной структуре и уровню квалификации путём экстраполяции основных трендов.

3. Прогнозирование спроса на рабочую силу по уровню квалификации (образованию), основываясь на долгосрочном демографическом прогнозе в сочетании с прогнозом экономической активности населения.

Модель Ifo разрабатывается Институтом исследования занятости (Institute for Emplpyment Research (IAB)) [5]. Главным элементом данной модели является разработка прогноза спроса на рабочую силу и прогноза предложения рабочей силы. При этом прогнозирование включает два основных этапа:

1. Прогноз общего экономического роста и изменений занятости по отраслям экономики.

2. Расчёт изменений в профессиональной структуре занятости по отраслям экономики и профессиям.

Основные отличия этих моделей друг от друга заключаются не только в разных подходах, а соответственно и детализации при разработке прогнозов, но и в периоде прогнозирования. Если

первая основана на количественном подходе и период прогнозирования составляет 8—10 лет, то вторая — на количественном подходе с учётом новых компетенций, которые будут востребованы на рынке труда, и с периодом 5—10 лет.

Передовой с методологической точки зрения считается система прогнозирования рынка труда в Нидерландах. Прогноз здесь строится на пятилетний период для довольно большого числа секторов экономики, профессий и типов образования, обновление производится каждые два года. В голландской модели прогнозируются не общие показатели спроса и предложения на рынке труда, как это делается в других странах, а число новых рабочих мест и приток трудовых ресурсов. Кроме того, в Нидерландах строятся также отдельные прогнозы для нескольких провинций страны. Наиболее точно здесь удаётся прогнозировать так называемый спрос замещения по профессиям и образованию, тогда как спрос расширения прогнозируется заметно хуже: качество прогноза зависит от точности прогнозирования динамики отдельных отраслей экономики, что само по себе проблематично [7].

В Австралии центром экономических исследований Университета Монаш разрабатываются две наиболее значимые макроэкономические модели прогнозирования: MONASH и ORANI.

MONASH [5] включает в себя: показатели системы национальных счетов; балансовые таблицы «затраты — выпуск»; региональные данные системы национальных счетов; результаты переписи населения; статистику внешней торговли, биржевых сводок, «доходов — расходов», ведомственную статистику (Австралийское сельскохозяйственное и ресурсное бюро, совет прогнозирования туристической активности и др.); статистику частных и государственных агентств, специализирующихся на прогнозировании (Access Economies, the Productivity Commission, the Centre of Policy Studies и др.).

Прогнозирование рабочей силы зарубежными экономистами составляет алгоритм:

1) в качестве исходных данных используется среднесрочный прогноз национального валового внутреннего продукта в рамках сценария макроэкономического развития;

2) ведётся детализация прогноза валовой добавленной стоимости и численности занятых по отраслям экономики;

3) разрабатывается прогноз выпуска товаров и услуг и занятых по отраслям экономики с детализацией по 56 регионам страны;

4) разрабатывается прогноз занятых по отраслям экономики с детализацией по 282 профессиям в соответствии с национальным классификатором занятости;

5) ведётся детализация прогноза занятости по категориям: возрасту, полу, уровню образования и количеству рабочих часов в неделю.

Австралийская модель прогнозирования отличается сложностью, большим массивом параметров при моделировании и сроком прогнозирования — 7 лет.

В целом можно выделить несколько общих черт существующих сегодня систем прогнозирования спроса на кадры [7].

Во-первых, хотя в ряде стран (США, Франции, Японии) прогнозы строятся министерствами труда, всё чаще эта задача поручается независимым исследовательским организациям. В ряде государств существует конкуренция между прогнозами рынка труда: в Германии два научных института строят два независимых прогноза, плюс существуют и альтернативные исследования; в Канаде, где накоплен длительный опыт прогнозирования, были разработаны три конкурирующие модели.

Во-вторых, результаты прогнозов доступны для заинтересованных сторон и регулярно публикуются, а также размещаются в Интернете, где ими могут пользоваться все желающие. В Канаде данные прогнозов на компакт-дисках поступают даже в школы. В США на профильном сайте можно получить подробную консультацию о текущем спросе на ту или иную профессию и её перспективах до 2014 г. При этом на сайтах министерств труда большинства штатов размещены региональные прогнозы будущего спроса на профессии и квалификационные требования к ним.

В-третьих, в дополнение к количественным оценкам прогноза все чаще вводятся качественные характеристики рынка труда. С недавнего времени при построении прогноза для рынка труда развитых стран отмечается важность общих

навыков: умение общаться, умение обращаться с числами, умение мыслить в категориях решения задач и работать с другими людьми, готовность нести ответственность за развитие собственного человеческого капитала, знание информационных технологий (компьютерная грамотность). В Великобритании, например, степень важности этих характеристик отслеживается в регулярных мониторингах.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время накоплен большой зарубежный опыт в прогнозировании рынка труда. Для возобновления практики прогнозирования трудовых ресурсов в России нужно учитывать как международную практику, так и опыт Советского Союза.

Литература

1. АлашеевС.Ю., КутейницынаТ.Г., ПосталкжН.Ю. Методика среднесрочного прогнозирования спроса на подготовку специалистов в системе профессионального образования региона // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: матер. Всерос. науч.-практич. интернет-конф. с междунар. участием. Петрозаводск: ПетрГУ, 2004. С. 9-21 / URL: http://labourmarket. ru/Pages/confl /book/conflbookl .pdf

2. Северов В.Г. Отечественный и зарубежный опыт прогнозирования потребности в специалистах и европейских стран в организации профессионального обучения / URL: http:// poipkro.irk.ru/sevf.doc

3. BLS Handbook of Methods, Division of BLS Publishing, NE Washington, DC - April. 1997.

4. Ишкова A.JI., Гуртов B.A., Сигова C.B. Зарубежный опыт и оценка возможности его применения в прогнозировании потребностей рынка труда в России // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: матер. V Всерос. науч.-практич. интернет-конф. Кн. I. Петрозаводск: ПетрГУ, 2008. С. 115-132.

5. Кекконен А.Л. Зарубежный опыт прогнозирования потребностей национальных экономик в трудовых ресурсах / URL: http://www.labourmarket.ru/Pages/school2/prezentacii/ kekkonen.ppt#838,1

6. Андриенко Ю., Гуриев С., Денисова И. Прогнозирование рынка труда: международный опыт и возможные пути развития в России / URL: http://siteresources.worldbank.org/ INTRUSSLANFEDERATION/Resources/IDenisova.ppt#256,l

7. Зарубежный опыт стимулирования инновационной деятельности частного бизнеса / URL: http://vmo.rgub.ru/ffles/ vipusk23-146-2.rtf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.