ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
ПРОГРАММИСТОВ Бабкин О.В.1, Варламов А.А.2, Горшунов Р.А.3, Дос Е.В.4, Кропачев А.В.5, Зуев Д.О.6 Email: Varlamov17131@scientifictext.ru
'Бабкин Олег Вячеславович - стратегический консультант, IBM;
2Варламов Александр Александрович — технический директор, ООО "Шаркс Датацентр ", г. Москва;
3Горшунов Роман Александрович - архитектор решений, AT&T, г. Братислава, Словакия;
4Дос Евгений Владимирович - ведущий DevOps архитектор, EPAM, г. Минск, Республика Беларусь;
5Кропачев Артемий Васильевич - главный ИТ архитектор, Li9 Technology Solutions, Северная Каролина;
6Зуев Денис Олегович — независимый международный эксперт, Нью Джерси, Соединенные Штаты Америки
Аннотация: в статье рассмотрен зарубежный опыт профессиональной подготовки программистов. Констатирована недостаточность собственного опыта профессиональной подготовки программистов в России и необходимость изучения опыта ведущих зарубежных вузов в этом направлении. Отмечен дефицит профессиональных инженерно-педагогических кадров, способных преподавать программирование на высоком уровне, а также дефицит качественных учебно-методических материалов. Указано наличие проблем с производственной практикой обучающихся по данному профилю и ряд других. На примере некоторых ведущих учебных заведений Европы, Азии, Канады, США сделан обзор систем подготовки будущих программистов за рубежом. Сформулированы рекомендации по совершенствованию отечественной системы профессиональной подготовки будущих программистов в учреждениях высшего образования. Ключевые слова: программирование, подготовка, обучение, специализация, магистратура, бакалавриат, Европа, Азия, Канада, США.
FOREIGN EXPERIENCE OF PROFESSIONAL TRAINING
OF PROGRAMMERS Babkin O.V.1, Varlamov AA.2, Gorshunov RA.3, Dos E.V.4, Kropachev A.V.5, Zuev D-О.6
'Babkin Oleg Vyacheslavovich - Strategy Consultant, IBM;
2Varlamov Aleksandr Aleksandrovich — Technical Director SHARXDC LLC, MOSCOW; 3Gorshunov Roman Aleksandrovich - Solution Architect, AT&T, BRATISLAVA, SLOVAKIA;
4Dos Evgenii Vladimirovich - Lead DevOps Architect, EPAM, MINSK, REPUBLIC OF BELARUS;
5Kropachev Artemii Vasilyevich - Principal Architect, LI9 TECHNOLOGY SOLUTIONS, NORTH CAROLINA; 6Zuev Denis Olegovich - Independent Consultant, NEW JERSEY, UNITED STATES OF AMERICA
Abstract: the article reviews foreign experience of professional training of programmers. The lack of own experience of professional training of programmers in Russia and the need to study the experience of leading foreign universities in this direction is stated. The deficit of professional engineering and pedagogical staff, able to teach at this level at a high level, also a shortage of quality teaching and methodological materials was noted. It indicates the existence of problems with the production practice of students on this profile and a number of others. On the example of some leading educational institutions in Europe, Asia, Canada, the USA, an overview of the training systems for future programmers abroad has been made. Recommendations are formulated to improve the domestic system of professional training of future programmers in institutions of higher education. Keywords: programming, preparation, training, specialization, magistracy, baccalaureate, Europe, Asia, Canada, USA.
УДК378.147: 004.4
Постановка проблемы. В настоящее время во всем мире растет спрос на специалистов по программированию. Отражением этого является рост числа учебных заведений, осуществляющих подготовку таких специалистов. Это также актуально и для современной России, руководством которой провозглашен постепенный переход к цифровой экономике. До недавнего времени подготовка таких кадров у нас в стране велась в крайне ограниченных объемах. При этом часть наиболее квалифицированных программистов выехали работать за рубеж, или работают внутри страны на нужды зарубежных заказчиков, что усиливает кадровый голод в отношении специалистов данного профиля.
В то же время собственного опыта профессиональной подготовки программистов в России накоплено не так много. Также следует отметить нехватку профессиональных инженерно-педагогических кадров, способных преподавать по данному направлению на высоком уровне, недостаточность учебно-методических материалов, проблемы с производственной практикой обучающихся и ряд других.
В связи с этим, рассмотрение зарубежного опыта профессиональной подготовки программистов сегодня является важным и актуальным теоретическим и практическим заданием.
Анализ исследований и публикаций. Вопросам профессиональной подготовки программистов, в связи с актуальностью и востребованностью данного направления, посвящается в последние годы все больше научных публикаций. В связи с этим можно отметить, например, труды Ю.М. Мартынюка [1], А.А. Родина [2], С. Сейдаметовой [3], Ф.В. Шкарабана [4] и др.
Выделение нерешенных прежде частей общей проблемы. В то же время, в существующих отечественных публикациях вопросы профессиональной подготовки программистов рассматриваются без привязки к имеющемуся за рубежом богатому опыту в этом направлении, который можно было бы использовать и в России. Как исключение, можно отметить публикацию Ф.В. Шкарабана (2016), посвященную особенностям обучения дисциплин цикла компьютерных наук в вузах России и за рубежом [5].
Формулирование целей статьи. Целью статьи является систематизация и анализ зарубежного опыта профессиональной подготовки программистов в ведущих вузах мира.
Изложение основного материала. Рассматривая веб-сайты учебных заведений разных стран, посвященные подготовке программистов различного профиля, а также типовые учебные планы и образовательные программы можно отметить присутствие в их содержании как теоретической, так и практической составляющей при изучении дисциплин анализируемого направления.
Рассмотрим вначале программы подготовки программистов в Европе. На основе Академического рейтинга ведущих университетов мира [6], одним из ведущих университетов Европы в сфере технологии, инженерии и информатики является Имперский колледж Лондона [7]. Обучающиеся там студенты могут получить бакалаврскую степень (Bachelor of Engineering degree -ВEng) или степень магистра в области технических наук (Master of Engineering degree - MEng). Например, структура программы компьютинга (BEng Computing) [8] Департамента компьютинга должна обеспечить изучение главных принципов компьютинга; развить понимание различных аспектов инженерии для осуществления проектирования, внедрения и использования вычислительных систем; получение знаний в области дискретной математики; помочь овладеть классической математикой и статистикой; основами аппаратного обеспечения и архитектуры компьютера, программным обеспечением, знаниями в области искусственного интеллекта. В структуре этой программы присутствует ряд интересных моментов, в частности: уже на первом году обучения студенты на конкурсах знакомятся с основами программирования (Programming Competition Training). Также они изучают «Этику в области компьютинга» (Ethics in Computing) (эта дисциплина не включена в программы профессиональной подготовки программистов в России). Среди других интересных дисциплин - «Презентационные навыки» (Presentation Skills), в результате освоения которой у студентов формируются навыки публичных выступлений и презентации своих наработок, чему в отечественных программах уделено мало внимания. На втором году обучения в качестве обязательной дисциплины студентам предлагается «Групповой проект по компьютингу» (Computing Group Project), в рамках которого они учатся разработке программных средств в составе группы (в России подобное осуществляют лишь отдельные преподаватели-энтузиасты в пределах преподавания своей дисциплины по программированию).
Ливерпульский университет [9] готовит магистров IT-наук, а также располагает различными аспирантскими программами на нескольких факультетах. Так, на факультете информатики предлагают широкий выбор модулей, причем студент имеет возможность адаптировать свой курс к тем направлениям в отраслях и технологиях, которые ему наиболее интересны. Студент также может выбрать четырехлетнюю учебную программу для получения степени магистра инженерии (master of Engineering) и курсы, комбинированные с другими факультетами, такими, как
инжиниринг, управление и биологические науки. В частности, на факультете предлагают будущим программистам следующие программы: разработка ПО (Software Development), математика и компьютерные науки (Mathematics and Computer Science), интернет-компьютинг (Internet Computing), финансовый компьютинг (Financial Computing) и др. [10]. Кроме этого, предлагаются такие курсы, как: «Компьютерные системы», «Введение в программирование», «Концепции операционных систем», «Введение в БД», «Основы информатики», «Основы алгоритмизации», «Распределенные системы», «Логика в информатике», «Групповая разработка проектов», «Объектно-ориентированное программирование», «Языки скриптов», «Передовые веб-технологии», «Семантика языков программирования», «Онтологические языки и их применение», «Робототехника и автономные системы», «Мобильный компьютинг», «Облачные вычисления», «Большие данные» и др.
В обучении в Ливерпульском университете используют модульную систему: классическую, состоящую из двух модулей, и факультативную - которая состоит из одного модуля. Эти два подхода к обучению направлены на получение знаний и навыков в области информационной безопасности, компьютерной криминалистики, программного и инженерного обеспечения информационных процессов. Все это в полной мере удовлетворяет потребности Великобритании в области обеспечения специалистами по информационной безопасности. Проходя обучение в соответствии с этой программой, студенты осваивают информационные технологии и различные инструменты, которые могут им понадобиться при проектировании, построении и управлении информационными системами, а также при определении утечек информации и нарушений в безопасности. Поступить на обучение по указанной программе возможно, имея степень бакалавра по этому направлению, также подойдет образование на уровне бакалавра не по профилю, но при наличии опыта практической работы в данной области в течении как минимум двух лет.
Образцовая школа информации и коммуникации в Сорбонне (Париж) [11] занимается подготовкой кадров для СМИ, в частности по профилю, связанному с IT, информационным менеджментом и средствами защиты информации. Условием для обучения является участие студентов в исследовательской работе, их стажировка в других странах.
В Берлинском открытом университете [12] исследовательские программы отмечаются разнообразием научных направлений. Студенты могут получать знания, занимаясь междисциплинарными научными исследованиями, что способствует формированию лучших знаний и умений в инновационных сферах. Среди возможных направлений выделяются такие монопрограммы бакалавра, как информатика (Informatik), биоинформатика (Bioinformatik) и медиаинформатика (Medieninformatik). По программе обучения информатике [13] студенты обучаются основам алгоритмизации и программирования, вопросам теоретической, практической и технической информатики, математике, а общепрофессиональная подготовка предусматривает такие компетенции, как: знание языков, информационная и медиаграмотность, организационные и управленческие навыки, социально-коммуникативная компетентность, дополнительные знания и навыки.
Среди 20 лучших университетов мира в области IT-образования [14] есть и семь азиатских университетов, в частности Наньянский технологический университет (Nanyang Technological University), Университет Цинхуа (Tsinghua University), Национальный университет Сингапура (National University of Singapore), Харбинский технологический университет (Harbin Institute of Technology), Шанхайский университет Цзяо Тун (Shanghai Jiao Tong University) и др. В качестве примера, опишем систему профессиональной подготовки будущих программистов в Наньянском технологическом университете, где в Школе электротехники и электронной техники (School of Electrical and Electronic Engineering) осуществляется подготовка по специальностям «Вычислительная техника» (Computer Engineering), «Компьютерные науки» (Computer Science), «Инжиниринг» (Engineering), а также есть возможность обучаться по программам «двойных дипломов», которые дают возможность получить два бакалаврских диплома (например, степень бакалавра в области бизнеса и вычислительной техники) и, кроме, того, по двойным основными программам, которые предлагают единую программу степени по двум разным специальностям и комплексным программам (например, финансовый инжиниринг), которые позволяют получить высшее образование со степенью магистра, если студенты завершают всю программу. В учебном плане [15] специальности «Компьютерные науки», кроме традиционных и обязательных дисциплин («Введение в вычислительное мышление» (Introduction to Computational Thinking), «Операционные системы» (Operating Systems), «Цифровая логика» (Digital Logic), «Алгоритмы» (Algorithms) и др.) и математических дисциплин, например, «Дискретная математика» (Discrete Mathematics), есть гуманитарные дисциплины. Например, дисциплина «Инженерные коммуникации» (Engineering Communication) предполагает освоение студентами важных элементов академической грамотности,
включая умение писать короткие академические тексты, технические предложения и отчеты, представлять темы по инжинирингу. Интересным отличием программы является то, аналогов чего нет в российской системе профессиональной подготовки будущих программистов - это цикл дисциплин по обеспечению карьерного роста. Первую дисциплину «Основы для карьеры» (Absolute Basics for Career by MLCPS) предлагают на первом году обучения, она нацелена на предоставление студентам глубокого понимания самого себя и умения комбинировать и создавать свой профессиональный бренд с помощью различных методов и приемов техники поиска работы. Вторую - «Развитие карьеры» (Career Power Up! by MLCP) - на четвертом году программы с целью подготовки студентов к эффективному труду на своих рабочих местах, обучая их основам делового общения, этикета и управление конфликтами.
По этой программе обучения студенты могут выбрать пять факультативов из шести предложенных специализаций: «Высокопроизводительные вычисления» (High performance computing), «Цифровые медиа» (Digital media), «Информационные системы» (Information systems), «Интеллектуальные системы» (Intelligent systems), «Информационная и кибербезопасность» (Information and cyber security), «Наука о данных» (Data science). На третьем или четвертом году обучения студентам предлагают пройти профессиональную стажировку (Professional Internship). На некоторые дисциплины по учебному плану выделено 10 дополнительных часов в семестр для углубленной работы со студентами, проведения дополнительных инструктажей, исследований и лабораторных работ.
В соответствии с Академическим рейтингом университетов мира [16], в перечень 100 лучших высших учебных заведений мира входят такие университеты Канады, как Торонтский университет (University of Toronto), Университет Ватерлоо (University of Waterloo) и Университет Британской Колумбии (University of British Columbia). Остановимся, например, на программах Торонтского университета. В этом учебном заведении подготовка будущих программистов осуществляется на нескольких разных факультетах по специальностям «Прикладная математика» (Applied Mathematics), «Электроника и вычислительная техника» (Electrical and Computer Engineering), «Компьютерные науки» (Computer Science) и многим специализациям с сочетанием программ, в частности «Компьютерные науки и физика», «Компьютерные науки и статистика», «Компьютерные науки. Искусственный интеллект», «Компьютерные науки. Программная инженерия» и др.
Программа «Прикладная математика» предусматривает изучение математических дисциплин и статистики, однако студентам предлагают и обязательное изучение дисциплин по программированию «Введение в компьютерные науки» (Introduction to Computer Science), «Ускоренное введение в информатику» (Accelerated Introduction to Computer), «Введение в научные, символьные и графические вычисления» (Introduction to Scientific, Symbolic, and Graphical Computation), «Численные аппроксимации, интеграции и обыкновенные дифференциальные уравнения» (Numerical Approximation, Integration and Ordinary Differential), «Вычислительные методы для дифференциальных уравнений» (Computational Methods for Partial Differential), «Высокоэффективные научные вычисления» (High-Performance Scientific Computing) и др. В зависимости от предварительной подготовки студентов на первом курсе им дают выбор при отсутствии курса программирования в средней школе между упрощенным и интенсивным курсом по программированию. Также в соответствии с программой обучения, студенты должны выбрать общепрофессиональные и гуманитарные дисциплины, например, такие как «Наука и ценности» (Science and Values), «История и философия науки и техники» (History and Philosophy of Science and Technology), «Нравственная психология» (Moral Psychology), «Рациональность и действия» (Rationality and Action) и т.д. [17].
Обучение по программе «Электроника и вычислительная техника» предусматривает в первые два года изучение основ, необходимых для выбора специализации на 3-4-м годах обучения. Студент может выбрать одну из четырех отраслей, представляющих для него интерес, и две дополнительные для основательного их изучения, чтобы создать свое собственное сочетание компетенций в области биомедицинской инженерии, мехатроники и систем управления, программного и аппаратного обеспечения, энергетических систем, цифровой и аналоговой электроники, электромагнетизма и микроволн, фотоники и связи [18]. Факультет компьютерных наук в Университете Торонто предлагает огромный выбор компьютерных курсов и программ. Программа по информатике [19] имеет акценты, на которых могут сфокусировать свое обучение будущие программисты: искусственный интеллект, компьютерная лингвистика и обработка естественного языка, компьютерные системы, машинное зрение, формальные языки и логика, игровой дизайн, человеко-машинное взаимодействие, научные расчеты, теория вычислений, веб- и интернет-технологии. Департамент предлагает студентам четкие инструкции по выбору дисциплин первого года обучения в зависимости от выбранной образовательной траектории.
В образовательных стандартах подготовки бакалавров информационных технологий Computing Curriculum Standard J07 [20], разработанных Японским обществом по обработке информации (Information Processing Society of Japan (IPSJ)) на основе американских образовательных стандартов Computing Curricula, определено содержание обучения, навыки, которыми должны обладать успешные выпускники IT-специальностей в пяти традиционных отраслях компьютинга. В частности, в области «Компьютерные науки» в соответствии с типовым учебным планом предлагается изучение таких дисциплин, как: «Дискретные структуры», «Основы программирования», «Алгоритмы», «Архитектура и конфигурация», «Операционные системы», «Сетевые вычисления», «Язык программирования», «Взаимодействие человека с компьютером», «Мультимедиа», «Графика и визуальные вычисления», «Интеллектуальные системы», «Управление информацией», «Социальная перспектива и информационная этика», «Программная инженерия», «Вычислительная наука и численные вычисления».
Отличительной особенностью организации обучения в университетах Японии является четкое подразделение на специальные и общенаучные дисциплины. В течении первых двух лет студенты проходят общеобразовательную подготовку, а также слушают специальные курсы по будущей специальности. За это время студенты глубже вникают в суть своей специальности, а преподаватели, в свою очередь, могут убедиться в правильном выборе специальности студентом, определить его возможный научный потенциал. После окончания общенаучного цикла возможно изменить специализацию и выбрать другой факультет. В течение последних двух лет студенты обучаются в рамках выбранной ими специальности [21].
Студенты в Японии, обучающихся по специальности «Компьютерные науки», должны обладать широким набором профессиональных качеств, которые можно разделить на три основные категории: 1) когнитивные навыки, которые включают специфические для отрасли информационных технологий виды интеллектуальной деятельности (знание и понимание, моделирование, требования, критическая оценка и тестирование, методы и средства, профессиональная ответственность); 2) практические навыки, относящиеся к специфическим для отрасли информационных технологий видам практической деятельности (проектирование и реализация, оценка, управление информацией, взаимодействие человека и компьютера, инструменты и средства, эксплуатация); 3) дополнительные качества, имеющие общий характер (общение, командная работа, способность к количественному мышлению, профессиональное развитие) [22].
В анализируемом Академическом рейтинге университетов мира [23] ведущие места занимают университеты из США. Программы подготовки разработчиков ПО (специалистов в области программной инженерии) в Соединенных Штатах Америки предлагают на уровнях ассоциата (Associate's Degree in Software Engineering), бакалавра (Bachelor's Degree in Software Engineering) и магистра (Master's Degree in Software Engineering).
Подготовка осуществляется по специальностям «Компьютерные науки» (Computer science), «Вычислительная техника» (Computer engineering), «Информационные технологии» (Information Technology), «Информационные системы» (Information Systems), «Программная инженерия» (Software Engineering).
Остановимся подробнее на опыте факультета компьютерных наук Йельского университета [24], который осуществляет профессиональную подготовку программистов по программам бакалавра наук и бакалавра искусств в области компьютерных наук и комбинированным программам бакалавриата и магистратуры совместно с кафедрами электротехники, математики и психологии. Все эти программы выстроены вокруг общего ядра пяти курсов информатики. Первый, CPSC 201 «Введение в компьютерные науки», дает более широкое и глубокое представление о науке для студентов, которые уже завершили вводный курс в области программирования. Остальные -охватывают изучение дискретной математики, структуры данных, системного программирования и компьютерной архитектуры, анализ и проектирование алгоритмов. Вместе они включают в себя материал по информатике, который должен знать каждый студент [25].
Программа бакалавра наук в Йельском университете предназначена для студентов, которые планируют продолжить компьютинг после окончания обучения, в частности по техническому управлению и консалтингу. Программа бакалавра искусств обеспечивает основательную компьютерную подготовку к работе в таких областях, как финансы, право, менеджмент или медицина. Комбинированная специальность «Информатика и математика» предназначена для студентов, заинтересованных исследованиями в области вычислительной математики, использования компьютеров в математике, математических аспектов разработки и анализа алгоритмов, теоретических основ вычислительной техники. Специальность «Информатика и психология» позволяет студентам совмещать работу в двух сферах, каждая из которых обеспечивает
инструментами и теориями, которые могут быть применены для решения проблем в соответствующей области. Такие взаимодействия включают в себя искусственный интеллект, биологическое восприятие, когнитивные науки, а также нейронные способы вычисления. Специальность «Электротехника и вычислительная техника» предназначена для студентов, заинтересованных исследованиями в области компьютерной техники и других областях на границе этих двух отраслей. Она охватывает также дискретную математику, анализ и проектирование алгоритмов, цифровые и аналоговые схемы, сигналы и системы, системы программирования [26]. Бакалаврские программы включают шесть базовых курсов и шесть дополнительных курсов по информатике (бакалавр искусств имеет четыре дополнительных курса). Студентам в пределах академических свобод также разрешается обучаться по курсам других специальностей.
В свою очередь, Департамент электрической инженерии и информатики (Electrical Engineering and Computer Science) Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology) предлагает такие бакалаврские программы для будущих программистов: «Электротехника и инжиниринг» (Electrical Science and Engineering), «Электрическая инженерия и информатика» (Electrical Eng. & Computer Science), «Компьютерные науки и инжиниринг» (Computer Science and Engineering), «Компьютерные науки и молекулярная биология» (Computer Science and Molecular Biology). Все студенты начинают обучение с двух необходимых вступительных предметов - основы электротехники и информатики. Работая на таких реальных системах, как роботы, мобильные устройства, компьютерные сети и системы, студенты постепенно приобретают необходимые профессиональные компетенции путем продвижения шаг за шагом к дисциплинам более высокой сложности. Сначала фундаментальные дисциплины дают представление о различных сферах информатики и электротехники, начиная от схем и электроники, прикладной электродинамики, и заканчивая принципами разработки программного обеспечения и сигналами систем. Основные дисциплины и лабораторные занятия формируют мастерство в пределах поддисциплин с микроэлектроники, обработки сигналов, биоэлектрической науки и техники, компьютерных систем и оборудования, разработки и анализа алгоритмов, искусственного интеллекта. Дополнительные предметы бакалавриата дают студентам возможность корректировать свои программы с точки зрения углубленного овладения темами, которые отвечают их специфическим интересам. Расширенная программа бакалавриата дает возможность студентам дополнить аудиторные занятия в классе и лабораториях обучением на основе исследований. Во время учебы, выполнения лабораторных работ, организации работы в команде, участия в независимых проектах, а также научно-исследовательской работы студенты учатся принципам и методам анализа, проектирования и экспериментирования в различных отраслях электрической инженерии и информатики. Департамент также предлагает целый ряд программ, которые позволяют студентам приобрести практический опыт, как во время совместных промышленных проектов, осуществленных на территории кампуса, так и непосредственно в компаниях-партнерах [27].
Выводы. К сожалению, объем статьи не позволяет подробно рассмотреть специфику профессиональной подготовки программистов во всех ведущих учебных заведениях мира. Однако даже на основе обзора систем и подготовки будущих программистов за рубежом на примере некоторых университетов Европы, Азии, Канады, США, можно сделать вывод, что в разных странах мира не существует единой системы профессиональной подготовки будущих программистов. Отличаются системы подготовки в колледжах и университетах тем, что в первых подготовка более приближена к требованиям рынка труда и, поэтому, она более узкоспециализированная, а университеты предоставляют более общую подготовку, что выражается в наличии общепрофессиональных и гуманитарных дисциплин (в некоторых университетах включенных в перечень обязательных) в образовательных программах. Специфика профессиональной подготовки зависит от нескольких причин, в том числе от политики государства в образовании и определении приоритетных отраслей развития производственного сектора экономики. От этого зависит потребность общества в специалистах того или иного уровня подготовки, участие частных и государственных структур в финансировании образования и т. д.
Анализируя подготовку программистов в учебных заведениях стран Европы, Азии, Канады и США стоит обратить внимание на то, что базовая подготовка осуществляется на первом-втором годах обучения. Кроме этого, студент может по своему усмотрению выбирать дополнительные блоки дисциплин, углубляя свои знания в определенной области информационных технологий. На третьем-четвертом годах обучения студент выбирает специализацию, в соответствии с которой он изучает определенный перечень дисциплин, предложенных для углубленного освоения. Уже на бакалавриате студенты могут подключаться к научным исследованиям в области информатики, работая в лабораториях, приобретая практические навыки и опыт. Такие подходы на сегодня в России только внедряются в систему обучения будущих программистов, они пока не имеют
системного и четкого характера, вызывают массу противоречий, от чего качество такой подготовки снижается, приобретая общий, а не практико-ориентированный характер. IT-фирмы, компании и предприятия в России в большинстве случаев трудно идут на контакт с вузами по вопросу организации производственных практик студентов.
Таким образом, проведенный анализ опыта профессиональной подготовки будущих программистов за рубежом позволяет сформулировать следующие рекомендации по совершенствованию отечественной системы профессиональной подготовки будущих программистов в учреждениях высшего образования: процесс профессиональной подготовки должен оперативно реагировать на изменения, происходящие в науке и промышленности, и требования рынка труда, для чего необходимо проводить постоянный их мониторинг; профессиональная подготовка должна иметь гуманитарную составляющую, но, все же, больше ориентированную на будущую профессию программиста (например, курс «История и философия науки и техники»); траекторию обучения студентов целесообразно строить на основе их опыта и предпочтений, что должно выражаться в изучении разных дисциплин теми студентами, которые имеют опыт по программированию, и теми, которые его не имеют; профессиональную подготовку нужно проводить с привлечением и активным участием потенциальных работодателей; профессиональная подготовка должна предусматривать обучение по специализациям, что позволит будущим программистам сосредоточиться на одной из многих сфер информатики или программирования; в процессе профессиональной подготовки студенты должны быть привлечены к работе в научных лабораториях для получения специализированных навыков в области исследований. Целесообразно также в содержание профессиональной подготовки включить обучение профессиональному общению (устному и письменному), деловому этикету и взаимодействию с работодателями в профессиональной среде (собеседования, резюме, поиск работы, профессиональный брендинг). Само обучение должно строиться на принципе, согласно которому полученные знания должны быть применены на практике. Именно такая модель оказала значительное влияние на качество образовательных программ в других странах. Система профессиональной подготовки будущих программистов в России пока находится на стадии формирования, развития, эксперимента и накопления опыта. Только при соответствующей поддержке государства, проведении грамотной образовательной политики, включая меры по верификации финансирования образования, а также поддержки тесных контактов с представителями бизнеса и промышленности, с учетом зарубежного опыта профессиональной подготовки IT-специалистов можно усовершенствовать национальную профессиональную подготовку будущих программистов и решить проблему подготовки квалифицированных IT-кадров, что будет одним из важнейших звеньев в структуре модернизации экономики, импортозамещения и развития производства страны в целом.
Перспективами дальнейших исследований в данном направлении является рассмотрение вопросов, связанных с формированием профессиональных компетенций будущих программистов с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Список литературы / References
1. Мартынюк Ю.М. К вопросу о подготовке программистов в соответствии с профессиональным стандартом / Ю.М. Мартынюк, В.С. Ванькова, С.В. Даниленко // Проектирование и реализация образовательного процесса на основе ФГОС ВО: материалы XLIII учебно-методической конференции ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2016. С. 183-185.
2. Родин А.А. Из опыта подготовки квалифицированных кадров в области IT-технологий в соответствии с требованиями мировых стандартов / А.А. Родин, Е.И. Минайлова // Педагогический поиск, 2017. № 7-8. С. 34-37.
3. Сейдаметова С. Современные технологии обучения при подготовке инженеров-программистов / С. Сейдаметова, У. Асанова, Э Бекирова // Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере, 2016. № 1. С. 45-50.
4. Шкарбан Ф.В. Особенности практической подготовки будущих инженеров-программистов / Ф.В. Шкарбан // Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере, 2016. № 2 (12). С. 89-106.
5. Шкарбан Ф.В. Особенности обучения дисциплин цикла компьютерных наук в вузах России и за рубежом / Ф.В. Шкарбан // Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере, 2016. № 3 (13). С. 129-136.
6. Academic Ranking of World Universities in Engineering/Technology and Computer Sciences [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.shanghairanking.com/FieldENG2016.html/ (дата обращения: 05.05.2018).
7. The Imperial College of Science, Technology and Medicine. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.imperial.ac.uk (дата обращения: 05.05.2018).
8. BEng Computing. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.imperial.ac.uk/study/ug/courses/computing-department/computing-beng/ (дата обращения: 06.05.2018).
9. University of Liverpool. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.liv.ac.uk/ (дата обращения: 06.05.2018).
10. Undergraduate Programmes. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.liverpool.ac.uk/computer-science/undergraduate/programmes/ (дата обращения: 07.05.2018).
11. L'Ecole de reference en Information et Communication - CELSA Paris-Sorbonne. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.celsa.fr/ (дата обращения: 07.05.2018).
12. Freie Universität Berlin. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.fu-berlin.de/ (дата обращения: 08.05.2018).
13. Informatik. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.fu-berlin.de/studium/studienangebot/grundstaendige/informatik_mono/index.html/ (дата обращения: 08.05.2018).
14. Academic Ranking of World Universities in Engineering/Technology and Computer Sciences [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.shanghairanking.com/FieldENG2016.html/ (дата обращения: 09.05.2018).
15. 4-year BEng (CS) Programme with Professional Internship (PI) Applicable to students matriculated in 2016 or later. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://scse.ntu.edu. sg/Programmes/CurrentStudents/Undergraduate/Documents/2017/CS/AY1617%20 SCSE0/o20CS0/o200/o2825%20April%202017%29.pdf' (дата обращения: 09.05.2018).
16. Academic Ranking of World Universities in Engineering/Technology and Computer Sciences [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.shanghairanking.com/FieldENG2016.html/ (дата обращения: 10.05.2018).
17. Faculty of Arts & Science 2016-2017 Calendar. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://calendar.artsci.utoronto.ca/archived/1617calendar/crs_mat.htm/ (дата обращения: 10.05.2018).
18. University of Toronto, Faculty of Applied Science & Engineering. Programs & Focus Areas. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ece.utoronto.ca/prospective-students/curriculum-streams/ (дата обращения: 11.05.2018).
19. University of Toronto, Faculty of Arts & Science. Computer Science. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.artsci.utoronto.ca/futurestudents/academics/progs/compsci/.
20. Computing Curriculum Standard J07. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ipsj.or.jp/12kyoiku/J07/J0720090407.html/ (дата обращения: 12.05.2018).
21. Склярова А.М. Система образования в Японии. [Электронный ресурс] / А.М. Склярова // Известия СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Серия «Гуманитарные науки». Режим доступа: http://www.eltech.ru/assets/files/university/izdatelstvo/izvestiya-spbgetu-leti/2007-05.pdf/ (дата обращения: 12.05.2018).
22. IPA: IT Human Resources Development: Common Career/Skill Framework. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ipa.go.jp/english/humandev/forth_download.html/ (дата обращения: 13.05.2018).
23. Academic Ranking of World Universities in Engineering/Technology and Computer Sciences. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.shanghairanking.com/FieldENG2016.html/ (дата обращения: 13.05.2018).
24. Computer science Yale University [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cs.yale.edu (дата обращения: 14.05.2018).
25. Yale College Programs of Study 2017-2018. Computer Science. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://catalog.yale.edu/ycps/subjects-of-instruction/computer-science/ (дата обращения: 14.05.2018).
26. Computer science Yale University. Undergraduate Program. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cpsc.yale.edu/academics/undergraduate-program/ (дата обращения: 15.05.2018).
27. Curriculum MIT EECS. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.eecs.mit.edu/academics-admissions/undergraduate-programs/curriculum/ (дата обращения: 15.05.2018).