Научная статья на тему 'Зарубежный опыт применения информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагога по вокалу'

Зарубежный опыт применения информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагога по вокалу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
417
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО ВОКАЛУ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY / MUSIC AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INTEGRATION OF EDUCATIONAL PRACTICES / THE PROFESSIONAL ACTIVITIES OF A VOCAL COACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксенова Софья Станиславовна, Аринушкина Анна Александровна

В статье приведен анализ современных подходов к организации педагогических исследований в области интеграции информационных и коммуникационных технологий в традиционную образовательную практику, в том числе и в процессе обучения вокалу с применением информационных и коммуникационных технологий. Рассматривается вопрос в контексте развития профессиональной деятельности педагога по вокалу в системе дополнительного образования: как и каким образом «перевести» образовательную программу в новую современную информационно-образовательную среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аксенова Софья Станиславовна, Аринушкина Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL EXPERIENCE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES USAGE IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF A VOCAL COACH

In the article the analysis of modern approaches to organization of pedagogical researches in the field of integration of information and communication technologies in traditional educational practice, including the process of studying voice with the use of information and communication technologies is examined. The following question: how to «interpret» an educational program into a new modern information educational environment is considered in the context of development of a vocal coach professional activity in the system of additional education.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт применения информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагога по вокалу»

Аксенова Софья Станиславовна,

Музыкальное училище имени Гнесиных

Российской академии музыки имени Гнесиных, преподаватель, aksenova_sofia@mail.ru

Аринушкина Анна Александровна,

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», главный научный сотрудник, доктор педагогических наук, fgbnu.iuo. rao@gmail.com

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ПО ВОКАЛУ*

Аннотация

В статье приведен анализ современных подходов к организации педагогических исследований в области интеграции информационных и коммуникационных технологий в традиционную образовательную практику, в том числе и в процессе обучения вокалу с применением информационных и коммуникационных технологий. Рассматривается вопрос в контексте развития профессиональной деятельности педагога по вокалу в системе дополнительного образования: как и каким образом «перевести» образовательную программу в новую современную информационно-образовательную среду. Ключевые слова:

информационные и коммуникационные технологии; музыкально-образовательная среда; интеграция образовательных практик; профессиональная деятельность педагога по вокалу.

Дискуссия относительно развития современного образования, касающаяся как дистанционного обучения, так и интеграции информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в традиционную образовательную практику, в которой содержание предоставляется в первую очередь посредством новых Интернет-технологий с его фрагментарной, клиповой формой подачи информации, а не на очных занятиях в аудитории, в последние годы сместилась с общего «применимо ли это и приемлемо (хорошо «is it good») ли это для обучения?» [12] на поиск и обмен передовым опытом. Хотя некоторые идеи авторов все еще требуют более тщательного обращения к тому, отвечает ли преподавание, посредством удаленного доступа, общим интересам обучения [22], тем не менее в целом необходимо признать, что новые методы обучения получают развитие в процессе

Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания по теме «Интеллектуализация информационных систем и технологических процессов в сфере образования»

интеграции педагогической практики «новых» и «старых» школ, где ключевым аргументом является не факт интеграции, а технология: как и каким образом «перевести» образовательную программу в новую современную информационно-образовательную среду. Центральное место в дискуссии «как» должно быть сосредоточено на переподготовке педагогов, которые при обучении переходят к совершенно другой среде обучения.

В условиях роста и расширения применения информационных и коммуникационных технологий [8; 9] в профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования, в том числе педагогов по вокалу [2], вопрос качества образования [3; 7; 8] активно обсуждается в последних публикациях относительно перспектив развития различных образовательных систем и практик, а подготовка преподавателей имеет ключевое значение для этой дискуссии. Вопрос больше не в том, насколько хорошо онлайн-образование, а в том, как подготовить и поддержать преподавательский состав в онлайн-среде и обеспечить, чтобы студенты достигли важных результатов обучения, будь то онлайн-обучение или очное обучение или и то и другое [19].

Разделяя идею «преподавание как исполнение» [14], «transmission model» [23] «трансмиссионной модели педагогической коммуникации» [13], отметим, что виртуальная среда обучения отличается от очной аудитории, в которой визуализация, выражение лица и словесные подсказки помогают преподавателям и студентам контактировать в учебном процессе. Некоторые методики интеграции и развития педагогической коммуникации являются эталонными примерами структурированной институциональной поддержки для разработки и внедрения информационных и коммуникационных технологий в современный образовательный процесс; другие же позволили сформулировать необходимость в такой институциональной поддержке в изменяющихся условиях.

Рассматривая вопросы повышения квалификации педагогов в системе дополнительного образования в современной музыкально-образовательной среде, обратимся к исследованиям различных аспектов применения ИКТ в профессиональной деятельности педагога, в том числе и педагога по вокалу. Значимыми в данном контексте для нас являются труды российских и зарубежных исследователей, позволяющие обосновать структуру и направления развития компонентов процесса повышения квалификации педагога по вокалу в области применения ИКТ в системе дополнительного образования [1; 4; 6].

Так, изучая опыт и «лучшие педагогические практики» в области обеспечения качества образовательного процесса в условиях применения ИКТ за рубежом [18], отраженные в работе K. Marek, выделим ключевые выводы относительно развития педагогической практики. По мере того как развитие информационных и коммуникационных технологий становится все более распространенным в образовательных учреждениях, становится более важным оказывать преподавателям помощь в приобретении новых педагогических навыков. Анализ научной литературы, касающейся проблем и передового опыта в этой области, и результаты исследования

институциональной поддержки для подготовки преподавателей привели к выводу о необходимости обоснования модели институциональной поддержки применения ИКТ в профессиональной деятельности педагога, в том числе педагога по вокалу в системе дополнительного образования.

Исследование осуществлялось с применением «пост-гэллаповских опросных технологий» [5] посредством онлайн-опроса по 16 количественным и качественным вопросам, где респонденты были отобраны среди всех преподавателей аккредитованных программ с просьбой дать обратную связь о том, какая поддержка была оказана и какая поддержка была особенно необходима и/или оценена педагогами. Результаты этого исследования свидетельствуют о развитии модели институциональной поддержки, которая включает обучение и поддержку на уровне программ повышения квалификации, а также «структурированное наставничество» [11] («structured mentoring») [15; 17]. Внедрение такой модели поможет учреждениям создать культуру поддержки как онлайн-обучения, так и процесса применения ИКТ в профессиональной деятельности педагога в современной музыкально-образовательной среде. Кроме того, применение инструментов мониторинга качества образовательного процесса, основанных на фактических данных, может и должно быть включено в программы наставничества для улучшения практики рефлексии и предоставления структурированных возможностей наставничества [16].

Существенная проблема с внедрением информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс, в том числе в системе дополнительного образования, заключается в том, что существующие механизмы организации образовательного процесса сглаживают традиционную мультисенсорную среду обучения. Как же возможно научиться добавлять эти критические многомерные элементы в образовательную среду? Один из способов, принятый в практике организации мастер-классов педагога по вокалу, - использовать системы Web-конференций. Благодаря Web-синхронным образовательным средам педагог и ученик могут начать формировать «human contact» (коммуникации), которые зачастую пропускаются в «молчаливой» онлайн-структуре курса.

Как преподаватель изучает эти навыки и методы? Даже в тех учреждениях, где хорошее преподавание четко сформулировано как часть основной миссии, необходимо изучить структуры поддержки онлайн-обучения. В работах, посвященных новым технологиям поддержки развития образовательной практики [20; 21], переосмыслены традиционные предположения о практике преподавания - «good teaching», потому как для образовательного учреждения значимым является превосходство в обучении, а это совершенно не обязательно означает, что данные структуры созданы, чтобы обеспечить поддержку для обучения эффективной педагогической практике. Это справедливо для преподавателей различных дисциплин на разных этапах карьеры и в связи с новыми информационными и педагогическими технологиями обучения и преподавания.

В публикациях М. Reder обоснована необходимость создания «formal centers of teaching and learning» - формальных центров преподавания и обучения для постоянного развития педагогической практики в рамках образовательного учреждения.

Имеются данные о том, что обучающиеся приходят в образовательное учреждение в качестве экспертов-пользователей информационных технологий и ожидают найти «адекватную» инфраструктуру для ее использования, в том числе и при организации профессиональной деятельности педагога по вокалу в системе дополнительного образования. Независимо от того, являются ли курсы полностью дистанционными или педагогами используется больше технологий обучения и преподавания на занятиях, эти опытные пользователи - «потребители образовательного контента» - устанавливают планку для применения инновационных педагогических технологий и практик.

Литература

1. Аксенова С.С. Важность применения ИКТ в современной музыкальной педагогике // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №5-3. С. 82-86.

2. Аксенова С.С. Разработка программы повышения квалификации педагогов по вокалу ДМШ и ДШИ // Инновации и инвестиции. 2014. №5. С. 289-291.

3. Аринушкина А.А. Информационные системы мониторинга качества управления образованием и стандарты качества // Ученые записки ИУО РАО. 2011. №36. С. 89-98.

4. Войтик И. А. Анализ квалификации педагогов вокала как совокупности психологических и профессиональных компетенций // Педагогическое образование в России. 2014. №5. С. 56-59.

5. Докторов Б. Из XVII столетия в наступивший век: к становлению пост-гэллаповских опросных технологий // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2003. №2. С. 9-17.

6. Масямова В.Р. Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях кружка по вокалу // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2014. №2. С. 69-70.

7. Неустроев С.С., Симонов А.В. Инновационные направления развития электронного обучения // Человек и образование. 2015. №3(44). С. 9-15.

8. Неустроев С.С., Федорчук Ю.М., Полянинова Ю.В. Управление качеством общего образования и проблемы оценки его результативности // Человек и образование. 2017. №2(51). С. 4-8.

9. Роберт И.В. Дидактика периода информатизации образования // Педагогическое образование в России. 2014. №8. С. 110-118.

10. Роберт И.В. Информатизация образования как новая область педагогического знания // Человек и образование. 2012. №1. С. 14-18.

11. Томилина И.В. Научно-методическое сопровождение деятельности педагога в условиях современной школы // Всероссийская научно-

практическая конференция «Актуальные направления научных исследований: от теории к практике». 2013. 57 с.

12. Шихнабиева Т.Ш. О методологии и методике представления и контроля знаний в области педагогической информатики на основе адаптивных семантических моделей // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2008. №.3. С. 204-213.

13. Bain K. What the best college teachers do. Cambridge: Harvard University Press.

14. Brent D. Teaching as performance in the electronic classroom // First Monday. 2009. 70(4). URL: http://www.uic.edu/htbin/cgiwrap/bin/ ojs/index.php/fm/article/view/1221/1141

15. Ewing R. et al. Building community in academic settings: the importance of flexibility in a structured mentoring program // Mentoring & Tutoring: Partnership in Learning. 2008. Vol.16. Num.3. Pp. 294-310.

16. Gut D. M. et al. Reflective Dialog Journals: A Tool for Developing Professional Competence in Novice Teachers // School-University Partnerships. 2016. Vol.9. Num.2. Pp. 60-70.

17. Johnston S., McCormack C. Developing research potential through a structured mentoring program: Issues arising // Higher Education. 1997. Vol. 33. Num.3. Pp. 251-264.

18. Marek K. Learning to teach online: Creating a culture of support for faculty // Journal of Education for Library and Information Science. 2009. Рр. 275-292.

19. Moskal P., Dziuban C.D., Upchurch R., Hartman J. & Truman B. Assessing online learning: What one university learned about student success, persistence, and satisfaction. Peer Review, Num.8(4). Рр. 26-29.

20. Reder M. Does your college really support teaching and learning? // Peer Review. 2007. Vol.9. Num.4. Pp. 9.

21. Reder M. Supporting Teaching and Learning at Small Colleges - Past, Present, & Future: A Message From the Guest Editor // Journal on Centers for Teaching and Learning. 2014. Vol.6.

22. Shieh D. Professors regard online instruction as less effective than classroom learning [Электронный ресурс] // Chronicle of Higher Education: [сайт]. URL: from http://chronicle.com/free/2009/02/11232n.htm (дата обращения: 13.12.2017).

23. Svetlana Y. et al. Coreference annotation in the Russian clinical Pear Stories Corpus: annotation features and preliminary results [Электронный ресурс] // Высшая школа экономики: [сайт]. URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/lib/data/access/ram/ticket/50/1514380000a8a13c8f 03d54a6f80586b3b25feabd7/Toldova-et-al_preprint2016.pdf (дата обращения: 14.12.2017).

Aksenova Sof ya Stanislavovna,

The Gnessin School of Music

of The Gnessin Russian Academy of Music, the Teacher, aksenova_sofia@mail.ru

Arinushkina Anna Aleksandrovna,

The Federal State Budget Scientific Institution

«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», the Chief scientific researcher, Doctor of Pedagogics, fgbnu.iuo. rao@gmail.com

INTERNATIONAL EXPERIENCE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES USAGE IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF A VOCAL COACH

Annotation

In the article the analysis of modern approaches to organization of pedagogical researches in the field of integration of information and communication technologies in traditional educational practice, including the process of studying voice with the use of information and communication technologies is examined. The following question: how to «interpret» an educational program into a new modern information educational environment is considered in the context of development of a vocal coach professional activity in the system of additional education. Keywords:

information and communication technology; music and educational environment; integration of educational practices; the professional activities of a vocal coach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.