ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОЦЕНКИ И МИНИМИЗАЦИИ ОПЕРАЦИОННОГО РИСКА
А.С. Соловьева, магистр экономики
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Россия г. Москва)
Аннотация. Данная статья представляет собой аналитический обзор совокупности нормативно-правовых актов Базельского Комитета по Банковскому Надзору (БКБН), посвященных теме управления и оценки операционного риска. Данные документы являются ключевой основой управления операционным риском за рубежом. Описаны основные компоненты системы управления риском и принципы, на которых оно базируется. Рассмотрена концепция «трех линий обороны» в контексте управления операционным риском. Представлена оценка эффективности внедрения принципов БКБН в 20 странах и представлены общие рекомендации по совершенствованию процесса внедрения рекомендаций БКБН.
Ключевые слова: риск-менеджмент, коммерческий банк, операционный риск, оценка капитала под риск, банковские риски, зарубежный опыт, БКБН.
На сегодняшний день практика управления операционным риском в зарубежных банках в основном базируется на нескольких основных документах Базельского комитета по банковскому надзору.
В первую очередь ключевым документом, на основе которого европейские банки строят свою политику управления операционным риском является, так называемый, Базель II - документ Базельского комитета по банковскому надзору "Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы", содержащий методические рекомендации в области банковского регулирования. Главной целью соглашения "Базель II" является повышение качества управления рисками в банковском деле, что в свою очередь должно укрепить стабильность финансовой системы в целом [1].
Документ состоит из трех компонентов:
Компонент 1: "Минимальные требования к капиталу"
Компонент 2 - "Надзорный процесс"
Компонент 3 - "Рыночная дисциплина"
Вопрос управления операционным риском раскрывается в данном документе в основном только, с точки зрения оценки операционного риска.
В данном документе раскрывается определение операционного риска.
Операционный риск определяется как риск убытка в результате неадекватных или ошибочных внутренних процессов, действий сотрудников и систем или внешних событий. Это определение включает юридический риск, но исключает стратегический и репутаци-онный риски. Описана также классификация рисковых событий и деление деятельности банка на бизнес-линии.
Также в данном документе описаны три основные модели оценки операционного риска: базовый индикативный подход, стандартизованный подход и "продвинутые" подходы (АМА). Подробно эти системы оценки были рассмотрены ранее в данной работе.
Вторым важным документом, на который опираются в своей работе европейские банки является документ, который называется "Принципы рационального управления операционным рис-ком"[2]. Данный документ был опубликован в 2011 году.
Одиннадцать принципов, описанные в документе, учитывают события финансового кризиса и эволюцию надлежащей практики управления операционным риском. Данные принципы затрагивают систему управления операционным рискам и роль раскрытия информации. Зарубежные банки ориенти-
руются именно на эти основные принципы при построении системы управления операционным риском.
Принцип 1: Роль совета директоров в части формирования культуры управления рисками является ключевой.
Совет директоров и исполнительный орган должны формировать корпоративную культуру, которая основана на надежном управлении рисками, а также поддерживать и создавать надлежащие стандарты и стимулы ответственного профессионального поведения. В этой связи совет директоров обязан обеспечить наличие развитой культуры управления операционным риском на всех уровнях организации.
Принцип 2: Банки должны создавать, внедрять и использовать Систему управления, полностью интегрированную в общий процесс управления рисками банка.
Система управления, выбранная каждым банком, будет зависеть от целого ряда факторов, в том числе от особенностей, размеров и сложности его деятельности, а также от профиля рисков банка.
Принцип 3: Совет директоров должен определить, одобрить и регулярно анализировать существующую систему управления.
Совет директоров должен осуществлять контроль над исполнительным органом для обеспечения эффективного применения принципов, процессов и систем на всех уровнях принятия решений.
Принцип 4: Совет директоров должен устанавливать и анализировать риск-аппетит и допустимый уровень операционного риска, а также определять особенности, природу и уровни операционного риска, который готов нести банк.
Принцип 5: Исполнительный орган должен разработать и представить для одобрения совету директоров четкую, эффективную и надежную управленческую структуру с точно определенными, прозрачными и непротиворечивыми сферами компетенции.
Исполнительный орган несет ответственность за последовательное внедрение и применение на всех уровнях организации принципов, процессов и систем управления операционным риском, присущим всем существенным продуктам, направлениям деятельности, процессам и системам банка, в соответствии с риск-аппетитом и допустимым уровнем риска.
Принцип 6: Исполнительный орган должен обеспечивать выявление и оценку операционного риска, присущего всем существенным продуктам, направлениям деятельности, процессам и системам, с целью четкого понимания природы этих рисков и стимулов, создающих предпосылки для их (рисков) возникновения.
Принцип 7: Исполнительный орган должен обеспечить наличие процесса одобрения всех новых продуктов, направлений деятельности, процедур и систем, который бы учитывал подверженность операционному риску.
Принцип 8: Исполнительный орган должен организовать процесс регулярного мониторинга уровня и природы операционного риска и вероятности возникновения существенных убытков.
На уровне совета директоров, исполнительного органа и на уровне осуществления различных направлений деятельности должны применяться механизмы предоставления отчетности, позволяющие осуществлять упреждающее управление операционным риском.
Принцип 9: Банки должны иметь надежные системы контроля над применением принципов, процессов и систем; надлежащий внутренний контроль; а также надлежащие стратегии снижения и/или передачи риска.
Принцип 10: Банки должны разрабатывать планы обеспечения непрерывности и восстановления деятельности для сохранения возможности непрерывной работы и ограничения убытков в случае возникновения неблагоприятных обстоятельств, способных отрицательно повлиять на деятельность банка.
Принцип 11: Информация, публикуемая банком, должна позволять заин-
тересованным сторонам оценивать его подход к управлению операционным риском.
Также БКБН в своих документах подчеркивает, что особое внимание необходимо уделять определению функций подразделений в рамках системы управления рисками.
Такой механизм определяется как "три линии обороны", каждая из которых играет свою важную роль.
Операционное подразделение - первая линия обороны - является "владельцем" риска, принимая риски и управляя ими при осуществлении своей деятельности.
Подразделение по управлению рисками в совокупности отвечает за их дальнейшее выявление, измерение, мониторинг и включение в отчетность в рамках всей организации в качестве "второй линии обороны", действуя независимо от первой линии. Комплаенс-служба также относится ко "второй линии обороны".
Служба внутреннего аудита является "третьей линией обороны", в рамках деятельности которой проводятся проверки по выявлению отдельных видов риска, а также общие проверки и последовательный надзор в целях предоставления наблюдательному совету информации, свидетельствующей об эффективности управления банком, включая систему управления рисками, а также единообразного применения политик и процедур банка.
В 2014 году Базельский комитет опубликовал документ, включающий в себя исследование и анализ практики внедрения вышеперечисленных принципов рационального управления операционным риском.
В обзоре приняли участие 60 системно значимых банков в 20 юрисдикциях: Австралия, Бельгия, Бразилия, Канада, Китай, Франция, Германия, Индия, Италия, Япония, Нидерланды, Россия, Саудовская Аравия, Южная Африка, Испания, Швеция, Швейцария, Таиланд, Турция, Соединенные Штаты Америки.
Исследование представляло собой опросник, с помощью которого банки самостоятельно оценивали степень внедрения предложенных ранее Комитетом Принципов. Опросник состоял из 62 пунктов, в которых банкам предлагалось оценить по 4 бальной шкале степень применения того или иного компонента. Результаты опроса показали, что в целом банки достигли недостаточного прогресса в реализации предложенных принципов, системно значимые банки в разной степени используют предложенные инструменты управления. Многие банки отмечают, что им еще предстоит продолжить работу по внедрению некоторых принципов.
БКБН отметил, что банки еще не достигли надлежащего уровня внедрения предложенных принципов и вынес следующие рекомендации на базе проведенного исследования по следующим направлениям:
1) Идентификация рисков Банкам рекомендуется расширять использование внешних данных для целей управления рисками, участвовать в отраслевых консорциумах, повышать доступность данных о внешних потерях. Данная рекомендация актуальна для всех юрисдикций. Также рекомендуется дальнейшее внедрение использования составления карт бизнес-процессов в качестве инструмента управления операционными рисками, дальнейшее внедрение использования ключевых показателей риска и эффективности. Необходимо продолжать разработку и внедрение процессов сравнительного анализа. Отмечается важность использования сценарного анализа операционного риска для целей оценки управления рисками в масштабе всего предприятия. Также подчеркивается, что банкам необходимо обратить внимание на большую формализацию процессов и инструкций по составлению планов выявления и оценки операционного риска. Формализовать регулярный процесс создания, мониторинга и корректировки этих планов действий. Необходима формализация процесса сравнительного анализа методов управления
операционным риском используемых другими банками.
2) "Три линии защиты"
Не все банки смогли полностью реализовать концепцию "трех линий защиты". Банкам рекомендуется обратить большее внимание на эффективность внедрения "трех линий защиты" для надлежащего выявления и управления операционным риском. Необходимо обеспечить такую организационную структуру, в которой будут определены роли и их обязанности соответствии с данной концепцией. Также необходимо направлять больше усилий на увеличение роли культуры управления операционными рисками посредством активной стратегии коммуникации.
3) Общая система организации управления риском
Приоритетом для банков должно быть дальнейшее развитие интеграции системы управления операционными рисками в процессе принятия стратегических решений банка. Необходимо обеспечить такой процесс согласования новых инициатив и продуктов, в котором будет обеспечиваться оценка операционных рисков, связанных с нововведениями. Особое внимание нужно уделить процессу определения методик и инструментария, которые будут использоваться для выявления и оценки операционного риска. Данные решения должны приниматься только в рамках системы управления рисками и соответственно участниками этой системы. Рекомендуется усилить требования к фиксации и предоставлению информации по рисковым событиям. Для интегрированного управления операционным риском необходимо, чтобы в каждом подразделении, каждой функции этот процесс четко соблюдался. Для упрощения консолидации данных и составления отчетности по операционным рискам требуется вести единую классификацию и формат данных, предоставлять данные в унифицированной форме. Также банкам рекомендуется разрабатывать и совершенствовать программу оценки качества работы "первой линии обороны" для того что бы убедиться,
данные, применяемые "второй линией обороны", приводили к последовательной оценке риска и контроля.
4) Совет директоров
Совет директоров должен обеспечить организацию системы управления таким образом, чтобы основной целью являлся контроль над рисками, управление ими и минимизация, а не только расчёт размера капитала под риск в соответствии с требованиями регулятора. Также совет директоров должен направить свои усилия на построение регулярных механизмов внутренней проверки, который должен включать анализ эффективности внедрения и исполнения системы управления операционным риском в соответствии с разработанной стратегией и планом мероприятий. Подчеркивается, что особенно важно проводить такие процедуры внутренней оценки не только на уровне всего банка, но и на уровне конкретного подразделения или юридического лица. На ряду с проведением внутреннего аудита рекомендуется также обращаться к помощи независимых консультантов. в рамках регулярной оценки банком структуры и эффективности системы управления операционным риском.
5) Мониторинг и отчетность
Необходимо четко разработать механизм сбора и агрегирования данных в случае наступления чрезвычайных событий. Оптимизировать и совершенствовать информационные системы таким образом, чтобы они были более гибкими и предоставляли широкие возможности для извлечения данных по требованию в нестандартных формах. Необходимо улучшить качество и своевременность поступления информации, касающейся изменения внешних факторов риска банка.
6) Роль раскрытия информации
Банкам необходимо разрабатывать
политику в отношении раскрытия информации, которая подлежит утверждению и надзору со стороны совета директоров, а также подлежит независимому рассмотрению. Абсолютно всем банкам рекомендуется раскрывать больше информации о том, какие мето-
ды использует банк для управления опыта других банков, оценивать собст-рисками, о текущем этапе и статусе венную эффективность в сравнении с внедрения интегрированной системы другими банками и в целом увеличить управления операционным риском. Рас- качество управления рисками всеми крытие информации всеми участниками участниками банковского сектора. [3] рынка позволит перенимать больше
Библиографический список
1. Basel Committee on Banking Supervision: International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards: a Revised Framework http://www.bis.org/publ/bcbsca.htm
2. Basel Committee on Banking Supervision, "Principles for the Sound Management of Operational Risk", June 2011 www.bis.org
3. http://www.riskmt/ûsk-management/operaûonal-riskJ2480528/top-10-operational-risks-for-2017
FOREIGN PRACTICE IN ESTIMATION AND MINIMIZATION OF OPERATIONAL RISK
A.S. Soloveva, master of economics
Financial university under the Government of Russian Federation (Russia, Moscow)
Abstract. This article is an analytical review of the set of normative legal acts of the Basel Committee on Banking Supervision (BCBS), devoted to the management and operational risk assessment. These documents are the key basis for managing operational risk abroad. The main components of the risk management system and the principles on which it is based are described. The concept of "three lines of defense" is overviewed in the context of operational risk management. An assessment of the effectiveness of the implementation of the BCBNprinciples in 20 countries is presented and general recommendations for improving the implementation process of the BCBN recommendations are presented.
Keywords: risk management, commercial bank, operational risk, capital risk assessment, banking risks, foreign experience, BCBS.