сти от 30 июля 2004 года №548-03 «О границах и статусе муниципальных образований Омской области» // Омский вестник. 2004. 13, 20 и 27 августа.
"Теория государства «права: Курс лекций. - М„ 2005. С. 377-378. " Комментарий к Федеральному закону от б октября 2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления на территории Российской Федерации» / Под. ред. С.Е. Чаннова. - М.. 2005. С. 43-44.
"Проблемы местного самоуправления в Российской Федерации. - Омск, 2004. С. 94-95, 138-139.
12 Собрание законодательства Российской Федерации, -2000. № 50. Ст. 4943.
"Собрание законодательства Российской Федерации. -1997. №45, Ст. 5241.
ы Проблемы местного самоуправления в Российской Федерации. - Омск, 2004. С. 217.
1,1 Там же. С. 94-95.
" Собрание законодательства Российской Федерации. -1997. №5. Ст. 708.
"Теория государства и права: Курс лекций. М., 2005. С. 89-90.
АФАНАСЬЕВ Александр Александрович, заместитель руководителя департамента - начальник отдела правовой и организационно-кадровой работы министерства культуры Омской области, соискатель кафедры конституционного и муниципального права Российского государственного торгово-экономического университета.
Дата поступления статьи в редакцию: 16.10.2006 г. © Афанасьев A.A.
УДК 343.1
Б. ТУРГАРЛЕВ
Северо-Каэахстанский областной суд
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЧАСТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ВВЕДЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ
В статье проанализирован опыт зарубежных стран по организации частной системы исполнительного производства и рассмотрены проблемы ее становления в Казахстане.
Судебно-правовая реформа, проводимая в Казахстане в годы независимости, с особой остротой высветила проблемы не только обеспечения независимости судов и судей, но и эффективности исполнения судебных решений. К сожалению, долгие годы этой проблеме не уделялось должного внимания. Между тем си туация, когда месяцами, а иногда и даже годами не выполняются постановления судов, ставит под сомнение не только эффективность самой реформы, но и порождает недоверие граждан к судебной системе в целом, ее компетентность и возможность устранять произвол и ущерб, наносимый незаконными действиями государственных органов, организациями всех форм собственности, должностными лицами и отдельными гражданами.
На сегодня исполнение судебных решений по гражданским делам возложено на государственных судебных исполнителей, объединенных в соответствующей структуре Комитета по судебному администрированию при Верховном Суде Республики Казахстан. Однако низкая заработная плата, отсутствие у них материальной и иной заинтересованности в результатах своего труда, невысокая квалификация многих судебных исполнителей, невозможность решения ими многих вопросов в рамках возложенных на них полномочий и ряд других проблем являются свидетельством кризисного состояния системы исполнительного производства, а также вызывают необходимость ее коренного реформирования.
В связи с этим в Казахстане в последние годы все чаще ставятся вопросы о введении института частных судебных исполнителей. Ученые и практики высказывают самые разные, зачастую противоположные друг другу мнения: одни пред лагают ввести такую службу, другие выступают категорически против. Сторонники введения частного судебного исполнительства обычно апеллируют к зарубежному опыту.
Об огромном положительном потенциале института альтернативного исполнения судебных актов свидетельствует опыт таких стран, как Бельгия, Франция, Польша, США, Нидерланды и др. Преимуществами исполнения судебных актов негосударственными структурами указывается возможность снижения расходов государства на финансирование исполнительной системы; право кредитора выбрать судебного исполнителя в границах территории районного суда как средство воздействия на качество работы судебных исполнителей.1
При такой модели в Польше исполнение судебных актов производится процессуально самостоятельными судебными исполнителями, действующими при районных судах, несущими гражданско-правовую ответственность за причинение вреда при исполнении судебных актов, назначаемых министром юстиции и контролируемых им, председателем соответствующего суда и органа самоуправления судебных исполнителей. Их вознаграждение складывается из процентов от взысканных сумм. Он может нанимать стажеров и асессоров, имеющих высшее юридичес-
кое или административное образование и выполняющих действия по принудительному взысканию, за исключением наиболее значимых.
Во Франции исторически сложилась система частного исполнения, когда функции судебных исполнителей выполняются не государственными служащими, а «принудительными исполнителями» — лицами, получившими лицензию у государства на данную деятельность. Чтобы стать принудительным исполнителем во Франции, гражданин должен иметь юридическое образование, пройти двухгодичную стажировку в соответствующей конторе, сдать государственный квалификационный экзамен. Звание принудительного исполнителя присваивается приказом министра юстиции по заключению прокуратуры территориального округа и Палаты судебных исоплинтелей. Судебный исполнитель пользуется правом предоставления министерству юстиции своего преемника для получения согласия на его назначение. Освободившаяяся должность модет быть выставлена судом на аукционе: побеждает тот, кто даст большую цену. Суд вправе передать освободившуюся вакансию конкретному лицу, которое проработало в данном бюро много лет клерком.
Судебные исполнители объединены в 35 региональных палат, которые представляют их интересы в судах и органах управления, обеспечивают соблюдение дисциплины и профессиональной этики, организуют контроль и ревизию бухгалтерского учета в конторах судебных исполнителей, наделены полномочиями по привлечению судебных исполнителей к дисциплинарной ответствен-носги. На общегосударственном уровне создана Национальная палата, состоящая из 32 членов, избранных региональными палатами, и представляющая интересы судебных исполнителей («принудительных исполнителей») в отношениях с министерством юстиции и другими центральными органами государства, выступает как информационный орган и разъясняет законы.
Судебные исполнители работают не столько в одиночку, сколько объединяясь в бюро из нескольких человек, а также включая сотрудников, обеспечивающих их работу. В настоящее время во франции работает около 3300 судебных исполнителей и 12000 человек обслуживающего персонала.
Тарифы на услуги судебных исполнителей устанавливаются государством и оплачиваются за счет должника. Если судебный исполнитель оказывает юридические услуги, которые могут быть представлены и представителями других юридических профессий, то вознаграждение носит договорный характер и оплачивается обратившимся.
Принудительное исполнение во Франции, в основном, заключается в аресте и списании денежных средств со счетов должника. Банком автоматически, без обращения в суд взыскиваются проценты, установленные Национальным банком. По постановлению судебного исполнителя, без обращения в суд в пользу взыскателя, кроме основного долга и процентов, также взыскивается задаток, возмещается ущерб, расходы, понесенные взыскателем с начислением на них процентов.
Судебный исполнитель может сам наложить арест на мебель, вещи, находящиеся в квартире, однако для наложения ареста на недвижимость должен обратиться к судье. Судья по исполнению единолично разрешает споры, возникающие в ходе исполнительного производства, разрешает ходатайства об отсрочке исполнения и решает другие вопросы, но не вправе вмешиваться в исполнительские действия.
Контроль за деятельностью судебных исполнителей осуществляет прокуратура и судьи по исполнению.2
В США функции по исполнению осуществляют шерифы, маршалы, судебные приставы-исполнители, а также частные юридические агентства. Деятельность частных структур лицензируется.
В Германии также устоялся институт частных судебных исполнителей, именуемых регистраторами суда. Полномочия по исполнению судебных актов они осуществляют на основании сертификата, предоставляющего им соответствующее право.
В Израиле судебные исполнители находятся при магистратских судах, назначаются министром юстиции, подчиняются непосредственно директору службы судебных исполнителей, который является судьей или регистратором данного суда.
В Нидерландах также исполнительное производство осуществляется частными судебными исполнителями. В то же время голландский судебный исполнитель сочетает р. своих функциональных обязанностях черты государственного и частного лица. Судебный исполнитель вправе занима ться частной практикой по возврату долгов по взаимному соглашению сторон, дачей правовых консультаций, быть поверенным в суде и пр. Взыскание долгов судебными исполнителями имеет хорошие результаты — три из десяти дел разрешаются до обращения в суд. По таким делам судебный исполнитель выполняет скорее функцию адвоката. Существует профессиональная организация исполнителей, членство судебных исполнителей в ней обязательно. Одним из требований, предъявляемых к судебному исполнителю, является наличие утвержденного бизнес-плана. В нем должны содержаться убедительная аргументация того, что затраты окупятся судебным исполнителем, указание на потенциальных клиентов и пр.
До 15июля2001 г. в Нидерландах действовали фиксированные тарифы, ло которым должник оплачивал производство исполнительных действий. После принятия нового Закона о судебных приставах фиксированные тарифы сохранились только в отношении оплачиваемых должником расходов, связанных с официальными обязанностями судебных исполнителей. Расценки же за работу по поручению клиента определяются свободно на основе договора. Бюро финансового контроля осуществляет жесткий контроль за соблюдением судебным исполнителем финансовой дисциплины.'1
В Российской Федерации, несмотря на отсутствие в Федеральном законе «Об исполнительном производстве» норм о возможности совершения принудительных исполнительных действий негосударственными организациями, на практике в связи с перегруженностью судебных приставов-исполнителей к совершению подобных действий привлекаются специализированные негосударственные юридические лица. Так, в практику исполнительного производства в Дальневосточном регионе вошло заключение договоров с различными частными охранными юридическими лицами, которые по поручению судебных приставов-исполнителей осуществляют розыскные и иные мероприятия с последующим возмещением им понесенных расходов." В рассматриваемой ситуации исполнение судебных решений осуществляется в форме предпринимательской деятельности.
Следует заметить, что в литературе по гражданскому исполнительному производству высказывается мнение о допустимости элементов частного исполнения при осуществлении розыскной деятельности в целях определения места нахождения должника или его имущества, охраны имущества должника в случае его ареста, реализации имущества должника на торгах и комиссионных началах.'4
В этой связи опыт организации исполнительного производства как частнопредпринимательской дея-
тельности нуждается в тщательном изучении и осмыслении, взвешивании всех «за» и «против» с учетом аналогичной практики в других странах в целях возможного использования в недалеком будущем в нашей республике.
Так, в ходе работы IV Съезда судей республики судья Жетикаринского районного суда Коста-найской области Светлана Ахмедова отметила, что неисполнение или несвоевременное исполнение судебных решений стало бичом нашей системы, по существу сводящим решения судов к нулю. По ее словам, граждане не могут разграничить функции суда и департамента судебных исполнителей, которые в их понимании являются единой системой. Граждан не должно волновать несовершенство нашего законодательства и возникающие при этом юридические коллизии, поэтому следует кардинально изменить Закон РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей. В этой связи С. Ахмедова полагает возможным введение института альтернативного (частного) судебного исполнения в Казахстане. При этом на первых порах частное исполнение судебных решений необходимо ввести наряду с государственным, оставив приоритет выбора вида исполнения за субъектами обращений. Вместе с тем, по ее мнению, исполнение решений в отношении отдельных субъектов (государства, социально незащищенных лиц, несовершеннолетних и некоторых других) должно осуществляться государственными судебными исполнителями. При этом контроль за частными исполнителями должен осуществлять судья по исполнительному производству, лицензирующий орган, а в большей части - стороны исполнения, в частности, взыскатель, финансирующий исполнение, должник, не желающий возмещать расходы по исполнению и неустойки, и судебный исполнитель, который в случае ненадлежащего исполнения может расстаться с лицензией и не получить ее повторно. Введение частного исполнения судебных решений, - считает судья, - сократит поток жалоб от взыскателей на неисполнение решений, уменьшит нагрузку на судебных исполнителей, сократит расходы государства на финансирование системы судебных исполнителей, а самое главное - станет одним из звеньев искоренения коррупционных правонарушений среди судебных исполнителей.1'
Для стран СНГ, учитывая наш, во многом еще сохраняющийся советский менталитет, внедрение института частных судебных исполнителей, на первый взгляд, кажется непривычным. Но если обратиться к опыту недалекого прошлого, институт частных нотариусов тоже многим казался неприемлемым. А сегодня без него уже невозможно себе представить современную жизнь.
Создание института частных судебных исполнителей должно сопровождаться расширением их прав на получение информации о должнике и оперативностью ее получения. Например, во Франции информацию из ипотечного кадастра о наличии недвижимости или о наличии автомашины в Федеральной службе региона судебный исполнитель вправе получить по телефону. В Казахстане же получение ответа на запрашиваемую информацию составляет от 15 до 30 дней. Поэтому обоснованно ставится вопрос о предоставлении права доступа судебных исполнителей к базе данных налоговых органов, дорожной полиции.7
Решение данного вопроса ставитна повестку дня вопрос о категории исполнительных документов, для
которых допустима частная система исполнения судебных решений.
По мнению ряда специалистов, исполнение документов, затрагивающих материальные интересы государства или имеющих особый социально значимый характер, должно быть отнесено к исключительной компетенции государственных судебных исполнителей («категория исключительной компетенции»). По иным категориям дел («альтернативная категория»), где сторонами выступают физические, юридические лица, хозяйствующие субъекты различных форм собственности и т. д., взыскателям после подтверждения судом их законных прав предоставляется возможность для дальнейшего реального их исполнения через соответствующие государственные органы или и через палату частных судебных исполнителей."
Критерии разграничения функций государственных и частных судебных исполнителей должны быть закреплены законодательно, определена категория дел, относящихся к исключительной компетенции государственных органов исполнительного производства. В частности, к исполнительным документам, имеющим «особо значимый социальный характер, можно отнести судебные решения в пользу инвалидов, несовершеннолетних, недееспособных или ограниченно дееспособных лиц, а также иных граждан, которые в силу своего возраста, психического или физического здоровья и по другим причинам не всегда могут самостоятельно защитить свои права.
Одним из критериев разграничения функций государственных и частных судебных исполнителей является возложение задачи по защите интересов государства и социально уязвимых граждан в суде на прокуроров или иных должностных лиц государственных органов.
Так, согласно ст.7 Закона РК «О прокуратуре», если лицо в силу физических, психических и иных недостатков не в состоянии осуществлять защиту своих прав, прокурор обязан принять необходимые меры по ее обеспечению. В соответствии со ст.23 этого же Закона он вправе обратиться с исковым заявлением в суд для восстановления нарушенных прав и защиты интересов государства, физических и юридических лиц."
Однако не все практики сегодня однозначно в позитивной форме воспринимают возможность введения частной системы исполнительного производства. Так, высказывается мнение о том, что провозглашение в Конституции обязательности решений судов на всей территории республики означает, что государство тем самым возложило на себя ответственность за организацию надлежащего исполнения исполнительных документов. Отмечая невозможность передачи публичной функции от органа исполнительного производства частному судебному исполнителю, делается вывод, что на данном этапе без изменения норм Конституции введение института частного судебного исполнителя не может рассматриваться. Под сомнение ставится также деление судебных исполнителей на государственных и частных с разделением их функций в зависимости от вида собственности правоотношений.10
Полагаем, что введение частной формы исполнительного производства ни в коем случае не означает снятие с государства ответственности за исполнение актов судов и других органов. В любом случае одновременно должны сохраняться и укрепляться в организационном и материально-техническом плане государственные органы исполнительного производства. Кроме того, за государством будет
оставаться функция лицензирования деятельности частных судебных исполнителей и контроль над ее осуществлением. Деятельность этих лиц будет жестко регламентироваться законодательством (в плане осуществления мер, направленных на взыскание соответствующих денежных сумм, а также на имущество). Государство может взять на себя также организацию повышения квалификации судебных исполнителей, в том числе на договорной основе.
Назрела и необходимость совершенствования правовых основ организации исполнительного производства. В печати высказывалась мысль о создании Исполнительного кодекса." В поддержку данного предложения можно отметить, что данные вопросы регулируются в настоящее время нормами ГПК, Закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», Закона РК «О судебных приставах» и целого ряда других законодательных и подзаконных актов, некоторые из которых дублируют друг друга или даже находятся ь определенном противоречии между собой. Это, естественно, вызывает сложности в их применении.
Кроме того, можно было бы учредить специализированный журнал по аналогии с Россией, где имеется ежеквартальный Бюллетень службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации. Наличие такого журнала значительно облегчило бы жизнь самим судебным исполнителям в плане ознакомления с новыми нормативными правовыми актами, регламентирующими их деятельность, положительным опытом различных регионов страны и зарубежных стран организации исполнительного производства. Кроме того, в этом издании можно было бы публиковать статистические данные об исполнении актов судов и других исполнительных документов, статьи ученых и специалистов по указанной проблеме, материалы научных конференций, а также предложения самих судебных исполнителей относительно вопросов совершенствования их деятельности,
Библиографический список
1 Абдраимов Б.Ж. Альтернативное исполнение судебных актов: «за» и «против» // Зангер. - 2001. ■ N» 4. -С.31.
1 Исполнительное производство. Проблемы и перспективы развития. Международная научно-практическая конференция 17 июня 2005 г. - Астана: Библиотека Верховного Суда, 2005. -С.24-31.
1 Делегация суде арбитражных судов посетила Голландию //Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2005. - № 6 - http: //www.vestnik-vas.ru
4 Грось Л.А. О проблемах исполнительного производства и связанных с ним //Экономический лабиринт. Дальневосточный экономико-правовой журнал. - 2.002. - №1-2 -www.economer.kliv гп
'Морс.зова И.Б. Исполнительное производство. - М, 1990. С. 6! - 62.
'' Введение института частных судебн jx исполнителей поможет ч искоренении коррупции - судья Ахмедова // www.gazeta.kz
' Исполнительное производство. Проблемы и перспективы развития. — С.27-28.
* Исполнительное производство. Проблемы и перспекти-выразвития. - С. 111; Абенов Б. Отчасгного нотариуса - кчас-тному судебному исполнителю //www zakon.kz; Введение института частных судебных исполнителей поможет в искоренении коррупции — судья Ахмедова//www.gazeta.kz
" Ведомости Верховного Совета РК. - 1995 г. - N 24. - Ст. 156
"' Исполнительное производство. Проблемы и перспективы развития. — С.39.
" Исполнительное производство. Проблемы и перспективы развития. — С. 134.
ТУРГАРАЕВ Бекет, председатель Северо-Казахстанского областного суда Республики Казахстан, кандидат юридических наук.
Дата поступления статьи в редакцию: 13.10.2006 г. © Тургараев Б.
уДк 330 C.B. МАТЮШЕНКО
Омская академия МВД России
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ КАК ПОНЯТИЕ
Понятие «интеллектуальная собственность» имеет сложное содержание. Оно включает в себя две относительно самостоятельные составляющие: собственность как явление материального мира и интеллект как явление идеального мира. Понятия «собственность» и «интеллект» теоретически должны расчленить интеллектуальную собственность на две очень различные стороны, но этого не происходит в силу особенного содержания и сущности интеллектуальной собственности. Более того, сочетание двух разных материй в одном явлении и понятии «интеллектуальная собственность» открывает невиданные горизонты познания и интерпретации этого явления.
Комплексное и системное постижение понятия ражает зафиксированный в знаковой форме и исто-
интеллектуальной собственности возможно только рически изменяющийся смысл интеллектуальной
при выделении ее разных измерений. собственности как феномена жизнедеятельности че-
Понятие «интеллектуальная собственность» вы- ловека. Этот термин впервые вводится в употребле-