Т. Т. Цатхланова Э.В. Эрдниева
Tamara Tsathlanova Elzata Erdnieva
УДК 332.14:334.012.82 (1-87) ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ
Аннотация. Рассмотрены особенности государственного регулирования кластерной политики в экономически развитых странах и странах с переходной экономикой. Обоснована необходимость использования кластерного подхода в России и выявлены проблемы в реализации данного подхода.
Ключевые слова: региональная экономика, кластеры, кластерная политика.
FOREIGN EXPERIENCE OF THE ORGANIZATION OF THE STATE CLUSTER POLICY
Abstract. Features of the government regulation of the cluster economy in economically developed countries and the countries from transitive economy are considered. Necessity of use the cluster approach in Russia is proved and problems in realization of the given approach are revealed.
Keywords: Regional economy, clusters, cluster policy.
Современный период развития характеризуется значительными изменениями в формировании экономической политики практически всех развитых стран. Этому способствуют следующие причины:
- экономические кризисы, сопровождаются ростом безработицы, неравномерно распространяются по территории страны; в тех случаях, когда региональные власти не справляются с решением проблемы безработицы и не в состоянии стимулировать экономический рост, на помощь им приходит центральная власть;
- распространение в обществе идеологии «Государства всеобщего благосостояния» (Welfare state), заставляющей власть ставить цель создания равных условий жизни и ведения предпринимательства для населения всей страны, независимо от места жительства;
- глобализация мировой экономики, меняющая (порой радикально) традиционные схемы движения факторов производства в пределах отдельных государств, обостряющая международную конкуренцию стран (регионов), трансформирующая условия использования национальными правительствами средств макрополитики и характер распределения между разными уровнями власти инструментария экономической политики.
Иными словами, инструментарий региональной экономической политики зарубежных стран направлен в настоящее время на решение двух проблем: ликвидацию бедности и развитие так называемых центров (регионов), где должны формироваться «точки роста».
Относительно кластерной политики, которая уже сформирована в развитых странах, можно выделить следующее:
- существуют, так называемые национальные специфические факторы (экономические, политические, географические и др.) факторы, которые выступают титульной составляющей при формировании кластерной политике;
- кластерная политика многих стран (от центра к региону) различается по степени вмешательства государства в процесс кластеризации, т.е. так называемой «заинтересованности»;
- набор последовательного инструментария при проведении кластерной политики, формируется только для конкретного кластерного проекта, т.е. отсутствует принцип «лишь бы был».
Анализ зарубежного опыта позволил нам обобщить механизм формирования кластерной политики в зарубежных странах. Для первого (начального) этапа при проведении кластерной политики для федеральных органов власти характерно формирование принципов. Здесь требуется определения направлений и механизм вмешательства федеральных органов власти в кластерные процессы. При этом центральный уровень управления понимает, что при механизме реализации кластерной политике нужно исходить из территориального или отраслевого положения кластера. Кроме того, действия правительства не всегда ориентированы на прямое финансирование каких-либо территорий или отраслей (исключение делается для социально значимых или имеющую высокую полезность для региона или отрасли).
© Цатхланова Т.Т., Эрдниева Э.В., 2014
Задача второго этапа заключается в разработке целей. При этом основной целей региональной кластерной политики выступает формирование условий для устойчивого развития и повышение конкурентоспособности предпринимательских структур на основе кластерных инициатив.
Иными словами, цель кластерной политики в развитых странах формирует задачи, которые состоят в следующем [1, с. 84]:
- создание благоприятных условий (внешних и внутренних) для динамического развития предпринимательской среды (структурные реформы, территориальные и отраслевая инфраструктура);
- создание условий, стимулирующих инновационный процесс и его мониторинг;
- повышение уровня осведомленности хозяйствующих субъектов рынка о преимуществах кластерных взаимосвязей;
- формирование и реализация кластерных программ;
- поддержка различных схем сотрудничества в кластерах, обеспечивающих высокий эффект совместной деятельности;
- формирование условий, позволяющих ускорять процесс обмена знаниями между хозяйствующими субъектами, и концептуальное управление этим процессом;
- содействие научных программ исследования кластерных процессов и их влияние на предпринимательскую среду, а также получаемого от этого эффекта;
- мониторинг процессов, происходящих в предпринимательской среде и кластерах (особое внимание здесь уделяется изучению сетевых процессов и перспективных технологий);
- формирование связей между предпринимателями и научно-образовательными субъектами (университетами и научно-исследовательскими институтами);
- финансирование мероприятий по реализации кластерной политики из федерального и регионального бюджета и внебюджетных фондов, а также привлеченных средств частных инвесторов (как субъектов кластера, так и потенциально заинтересованных в том, чтобы стать таковыми) [3, с. 261; 6].
В процессе третьего этапа происходит разработка кластерной стратегии и подготовка к реализации. Последнее включает следующие процедуры:
- определение приоритетных направлений региональной экономики;
- анализ предпринимательской среды;
- диагностика регионального законодательства и нормативно-правовых актов, прежде всего, по поддержке предпринимательства и антимонопольного регулирования;
- SWOT-анализ отраслей и территорий;
- анализ конкурентоспособности ведущих предприятий и их объединений;
- идентификация различных кластеров (промышленных, транспортных, финансовых, образовательных, туристских и др.).
После осуществления перечисленных процедур происходит формирование набор стратегических альтернатив. Данный процесс осуществляется от ряда обстоятельств. Во-первых, от вида кластера [2, с. 44] (потенциальный, реальный, конкурентоспособный, на стадии внедрения, на стадии спада, широкий, узкий, локальный, национальный, интернациональный). Во-вторых, от цели формирования кластерных связей. Здесь, проводится одновременно расширение и углубление регионального экономического потенциала [4].
Для четвертого этапа характерно непосредственная реализация. Действия его связаны с финансированием кластерной политики и мониторингом результатов.
Продолжая анализировать зарубежный опыт, отметим, что органы государственной власти повышают требования к реализации кластерных инициатив. Например, «Европейская Комиссия выставляет требования, чтобы затраты на осуществление кластерной политике развития регионов обязательно сопровождались оценкой результативности такой политики. Это проявляется во внедрении оценки во все виды региональной политики (не только кластерной), так как Общеевропейские, национальные и региональные источники финансирования тесно взаимодействуют между собой. Обобщенные критерии показателей данных оценок выглядят следующим образом:
Практика и зарубежный опыт показывает, в развитых странах функционируют многообразное количество субъектов, которые выполняют поддерживающие и развивающие механизмы кластерной политики в лице правительственных агентств, департаментов, «групп регулирования» и др.
- количество или ассортимент полученных товаров/услуг, произведенных предпринимательскими структурами, образующими кластеры;
- исходные данные для мероприятия или программы (например, бюджетное финансирование);
- фактические действия, выполненные по исследуемому мероприятию или программе (например, количество профинансированных проектов);
- частные результаты (например, количества рабочих мест, совершенствование создаваемого продукта)».
Теперь приведем пример наиболее эффективные модели развития и поддержки кластерной политики в зарубежных странах. Практика показывает, что в настоящее время выделяется североамериканская, европейская и азиатская модели кластерообразования.
В первой модели (в нее входят такие страны, как США и Канада) наблюдается незначительная роль органов исполнительной власти (на уровне федерации). При этом следует отметить, что не следует думать, что исполнительная власть не принимает участие в развитие кластеров. В этой модели имеет место развитие так называемого «трехстороннего» сотрудничества, а именно: государственные органы управления, бизнес-сообществ и академических организаций. И эта сотрудничество дает эффекты в лице новых технологий, производство новой продукции, отвечающей требованиям мировых рынков.
В этой модели федеральный уровень управления не регламентирует официально в виде государственных документов кластерную политику. Основные субъекты по формированию и реализации кластерной политики выступают штаты и муниципальные образования. Так, штаты формируют комиссии по созданию и развитие регионального кластера. Комиссия определяет роли участников (в собственном лице, муниципальных органов власти, бизнес-сообщества и университетов). Последние ведут основную аналитическую работу.
Базовый капитал для регионального кластера выделяют штаты, потом к этому процессу присоединяются бизнес структуры. В этом процессе доминирующую роль играет Ассоциация губернаторов США (The National Governors Association (NGA)). Или Совет по конкурентоспособности США (The Council on Competitiveness), в который входят руководители крупнейших компаний и президенты ведущих университетов США.
Данная практика дает результаты, например, в лице всемирно известного кластера «Силиконовая долина», где располагаются многочисленные высокотехнологические компании, которые производят компьютеры, программное обеспечение и соответствующий ассортимент к ним.
В отличие от североамериканской, европейская модель характеризуется активной ролью федеральных органов власти в формировании и развитии кластерной политики. Это проявляется в методической, организационной и финансовой поддержке кластерам [5].
Так, например, в Германии, официальные документы, регламентирующие государственную экономическую политику на кластерных основах, появились в 2003 году. При этом в данных документах прописывается и активная роль академического сектора. Государство определяет сферу компетенций академического сектора, при этом, например, снабжает его соответствующим оборудованием или оказывает организационную поддержку. Так в Баварии, функционирует соответствующая структура, которая оказывает координирующую поддержку внутри кластеров в лице профессорской среды.
В Германии функционирует три вида кластеров: научные, передающие свои технологии в производство; отраслевые объединяющие производство; инновационные.
Экспертами отмечается, что в Германии на основе эффективной государственной поддержки кластерных инициатив функционируют три лучших мировых кластеров, которые получили почетное звание «Силиконовая Долина 21 века», - это Мюнхен, Гамбург, Дрезден.
Австрия, несмотря на небольшую территориальность, развивает, так называемые «трансграничные» кластеры с Германией, Италией, Швейцарией, Францией, Венгрией и Великобританией. Доминирующим фактором в развитии кластеров в Австрии выступила связь между бизнесом и исследовательскими институтами, последние разработали методические рекомендации по снижению барьеров в инновационных программах, специализацию кластеров и др.
С конца XX века в Австрии действует общенациональная программа кластеризации страны (TIP). Последнее выполняет инновационную, исследовательскую и консалтинговую функции.
Правительство Австрии активно включает в процесс кластеризации экономики малые и средние предприятий. Для этого функционирует австрийский деловой центр, которые имеет свои филиалы во всех регионах страны. Его целью является развитие инфраструктуры, кластеров и промышленных сетей.
Во Франции, процессы кластеризации происходят через систему технополисов. Особенно кластерообразования наблюдаются в промышленных секторах, которые внедряют технические нововведения через повышение подготовки кадров, автоматизацию, информатизацию и др.
Классическим примером, эффективной кластерной политики, как отмечают эксперты, является Италия.
Вообще в Италии функционирует 200 индустриальных округов, объединяющих 60 тыс. предприятий с числом 600 тыс. человек на кластерных основах. При этом в этих индустриальных округах функционирует более 1 млн. малых и средних предприятий, обеспечивающих занятостью 4-6 млн. человек.
При этом, повысив свой экономико-технологический уровень, индустриальные округа осуществляют в настоящее время экспансию в другие регионы и отрасли. Например, два кластера Пьемонте и Стрении объединяют 350 компаний по выпуску клапанов, вентилей, кранов, производят продукции на 2,5 млрд. долл.
Следует отметить, что в Правительство Италии редко инициирует кластерные процессы. Больше оно осуществляет поддержку через скидки на экспорт, гарантийное покрытие, привлечение инвесторов, консалтинг и др.
Развитие кластеров в Италии происходит благодаря природным, инфраструктурным, географическим и национальным факторам. При этом по степени набора силы кластера формируется эффективный рынок труда, гибкие внутрикластерные связи между предприятиями, населением и властью.
Отличительная особенность кластерной политики в Великобритании и Шотландии заключается в формировании вокруг компании, как правило, с мировым именем более мелких фирм. Основной акцент кластерообразований в Великобритании и Шотландии сделан на высокие информационные технологии. Почти половина персональных компьютеров, проданных в Европе, произведены промышленным кластером Шотландии. Или, например, в районе г. Ньюпорт, который ранее имел угольную и металлургическую специализацию. Сейчас же в нем функционирует эффективный электронный кластер, в который вошли крупнейшие компании из Японии, Кореи и США.
Импульсом развития кластерной политике в Финляндии послужила программа «Промышленной политики страны в 1991-1993 гг», в которой имелся подраздел «Преимущества Финляндии». При этом базовой основой этой программы послужил труд всемирного известного экономиста М. Портера «Конкурентные преимущества наций».
Основные рамки развития кластеров в Финляндии были разработаны Институтом финской экономики, которые изучили конкурентные преимущества и угрозы национальной промышленности. Профессорско-преподавательский состав Института исследования Финляндии определили базовые отрасли финской экономики к которым следует применить высокие технологии. Так, например, с помощью метода анализа таблиц «затраты-выпуск» специалисты Института исследования Финляндии были определены «кластерные кластеры» для следующих отраслей: металлургической, энергетической, бизнес-услуг, здравоохранения, машиностроительной, пищевой, строительной.
С помощью указанной методики, были идентифицированы и детально определены следующие критерии кластообразования в экономики Финляндии.
В состав «сильных» кластеров вошли лесная, информационно-телекоммуникационных технологий. Последние на протяжении двадцати лет высокую динамику развития на основе связанных производств, специализированных сервисов, высокой внутренней конкуренции, привлечение научно-исследовательский и инновационный потенциал, как собственного, так и мирового уровня.
Таким образом, анализ зарубежного опыта по развитию кластера в региональной экономике, показывает, что исследуемое явление в корне меняет принципы государственной экономической политики. И для этого требуется полной перестройки аппарата государственного управления, изменения менталитета местных властей, другого среза информации о состоянии дел в экономике - не по отраслям, а на уровне регионов.
Как показывает мировая практика, кластеры редко возникают искусственно и с нуля, они появляются и эволюционируют естественным путем там, где есть предпосылки для этого в виде межотраслевых производственных связей. Роль органов власти при этом заключается в создании условий для развития предпринимательства, создания новых фирм, поощрения инноваций, улучшения инвестиционного климата и т.д.
Библиографический список
1. Алешникова В.И. Кластерная политика региона. - Воронеж: АОНО ВПО «Институт менеджмента, маркетинга и финансов», 2012.
2. Пилипенко В.И. Кластерная политика. - СПб.: Изд-во «Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов», 2012.
3. Портер М. Конкуренция. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2002.
4. Убушаева Б.Г. К вопросу формирования новой региональной социально-экономической модели (на примере Республики Калмыкия) // Вестник Университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ, 2010. - №22.
5. Цатхланова Т.Т., Иджилова Д.В. Стратегический анализ кластерного развития региона // Вестник Университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ, 2013. - №20. - С. 124128.
6. Local Economic and Employment Development (LEED). Clusters in transition economies -progress report. Note by the Secretariat It is submitted to the Committee for information and comments at its 40th Session on 20-21 June 2012 [Электр. ресурс]: //www.oecd. org/daf/corporate.