Научная статья на тему 'Зарубежный опыт организации академического консультирования студентов университета'

Зарубежный опыт организации академического консультирования студентов университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Е. В.

Основное внимание в содержании статьи уделяется рассмотрению семи моделей организации академического консультирования студентов университета. В статье дается определение академического консультирования, а также обосновывается выбор одной из моделей организации академического консультирования студентов университета, наиболее приемлемой для российских университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт организации академического консультирования студентов университета»

щать их в рисунке, конструкции, модели. Чтобы сделать свободным общение между человеком и объектом художественности, надо пробуждать человека к видению, слышанию и ощущению. К приобретению этих навыков, к углублению и расширению заложенных к тому в человеке способностей ведет художественное воспитание [3, С. 62].

Для достижения наибольшей результативности обучения расширяется взаимосвязь изучаемых дисциплин за счет внедрения инновационных технологий образовательного процесса, таких как компьютеризация классов, обеспечение выхода в Интернет. Развитие мотивации учащихся проходит на примере собственной художественно-творческой деятельности, организующей основу для стремления и желания к созданию авторской работы.

Список литературы:

1. Бакушинский А.В. Изобразительное искусство в школе [Текст] / А.В. Бакушинский. - Вест. Просвещения, 1925. - № 2-3.

2. Барышникова Л.П. Художественное воспитание школьников в процессе восприятия архитектурно-художественной среды [Текст] / Л.П. Барышникова. - М., 1982.

3. Саккулина Н.П. Работа по художественному воспитанию в изобразительном искусстве [Текст] / Н.П. Сакулина // Художественное воспитание в практике современной школы. - М., 1925.

4. Щербаков А.В. Проблемы руководства изобразительным творчеством ребенка [Текст] / А.В. Щербаков // Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством. - М., 1981.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА © Попова Е.В.*

Омский государственный педагогический университет, г. Омск

Основное внимание в содержании статьи уделяется рассмотрению семи моделей организации академического консультирования студентов университета. В статье дается определение академического консультирования, а также обосновывается выбор одной из моделей организации академического консультирования студентов университета, наиболее приемлемой для российских университетов.

♦ Аспирантка кафедры Педагогики

При организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием зачетных единиц студент сталкивается с ситуацией свободы выбора учебных курсов, тематики квалификационных работ, ситуацией построения индивидуального образовательного маршрута, то есть вариантов достижения образовательных результатов и построением на их основе жизненных и профессиональных перспектив.

Таким образом, данная ситуация предоставляет студентам университета возможность построения маршрута личностного и профессионального развития и выработки активной позиции относительно своего будущего, что в дальнейшем будет способствовать его развитию на протяжении всей жизни. С другой стороны, появляется ситуация, в которой студент должен быть готов определиться со своими желаниями, возможностями и спланировать маршрут достижения поставленных целей и разрешить академические проблемы, появляющиеся в процессе обучения. Для эффективного обеспечения этих процессов необходима продуманная организация целенаправленной помощи, современной формой которой является академическое консультирование студентов. Именно академический консультант помогает студенту разрешить академические проблемы в процессе обучения и выстроить индивидуальный образовательный маршрут, т.е. получить максимальный результат от обучения в университете, что становится особенно важным в связи с усложняющимся учебным планом (который предоставляет все большие возможности для выбора дисциплин) и ситуацией на рынке труда. Без активного, вдумчивого участия академического консультанта в университетской жизни студента и их взаимодействия (академического консультирования) невозможна эффективная работа всей системы обучения. Следовательно, изучение такого нового для российского образования феномена как академическое консультирование становится чрезвычайно актуальным.

Под академическим консультированием мы понимаем целенаправленное взаимодействие академического консультанта и студента, ориентированное оказание помощи в разрешении проблемных ситуаций в процессе планирования и реализации индивидуального образовательного маршрута студентов, исходя из жизненных и профессиональных планов.

Отметим, что академическое консультирование может быть организовано по-разному, в зависимости от особенностей оказания консультационной помощи, например, функции академического консультанта могут выполнять сотрудники факультета, студенты-старшекурсники, профессиональные академические консультанты, службы академического консультирования.

Известно, что в зарубежных университетах академическое консультирование, направленное на оказание помощи студентам в обучении, сложилось достаточно давно. Анализ мировой практики, проведенный на

материалах, представленных на сайтах зарубежных университетов (Великобритании, США, частично Германии), международных документов (Comparison of the Student Service Organisations in Europe. European Council for Student Affairs. Report, 2005), позволяет выделить семь моделей организации академического консультирования. Прокомменитируем кратко данные модели.

1. Факультетская модель (Faculty Only Model). Функции академического консультанта выполняет сотрудник факультета, на котором учатся студенты. При поступлении в университет студент приписывается к факультетскому академическому консультанту в зависимости от специализации, выбранной студентом. Если студент не определился с выбором специализации, то он приписывается к преподавателю, имеющему меньше всего консультируемых. Таким образом, в этой модели функции академического консультанта выполняет только факультет (его сотрудники).

2. Дополнительная модель (Supplementary Model). Её отличительной чертой является прикрепление студентов к сотруднику факультета, который выполняет функции академического консультанта, в учебном заведении есть отдельная служба академического консультирования, которая выступает в качестве центра анализа и синтеза информации в университете. В службу академического консультирования можно обратиться за помощью и дополнительной информацией. Однако сотрудник, работающий в этой службе, не уполномочен осуществлять академическое консультирование, поскольку непосредственное взаимодействие со студентами осуществляет факультетский консультант. При этом важно подчеркнуть, что сотрудник службы консультирования оказывает информационную и консультационную помощь факультетскому академическому консультанту, предоставляя необходимую информацию для осуществления академического консультирования студентов университета, организуя тренинги для академических консультантов с целью повышения их квалификации.

3. Расщепленная модель (Split Model) отличается тем, что функции академического консультанта разделены между факультетскими сотрудниками и сотрудниками службы академического консультирования, т. е. служба академического консультирования оказывает сопровождение лишь определенной группе студентов (не готовых к обучению в университете, тех, кто не может сделать выбор специализации), после чего связывается с факультетскими работниками, которые продолжают сопровождать студентов. Остальные же студенты (не испытывающие больших трудностей в процессе обучения и определившиеся с предметами специализации) прикрепляются к факультетским академическим консультантам. Подчеркнем, что служба академического консультирования может также быть центром обработки и анализа информации, следовательно, дополни-

тельным ресурсом информации как для студентов, так и для факультетских работников.

4. Дуальная модель (Dual Model) характеризуется разделенной ответственностью по оказанию консультаций студентам, т. е. студентов не делят на группы, как это было при рассмотрении предыдущей модели, у каждого студента - два консультанта: факультетский и из службы академического консультирования. Первый оказывает консультации по поводу обучения (выбора курсов, специализации), в то время как второй (сотрудник службы академического консультирования) консультирует по общим требованиям, правилам поведения, политике учреждения. При этом необходимо отметить, что служба консультирования ответственна за консультирование студентов, которые не могут сделать выбор специализации, более того, в штате данной службы есть супервизор, который оказывает поддержку работникам службы.

5. Модель, нацеленная на полный охват студентов (Total Intake Model). Согласно данной модели сотрудники службы консультирования несут ответственность за оказание консультативной помощи всем студентам в течение определенного периода времени и/или до тех пор, пока не удовлетворены особые требования (например, выбор специализации). После этого студенты прикрепляются к факультетскому академическому консультанту.

6. Вспомогательная модель (Satellite Model) предполагает создание вспомогательных служб консультирования внутри факультета, который контролирует оказание помощи студенту в процессе академического консультирования. При этом данные вспомогательные службы обеспечивают всех студентов необходимой информацией, сопровождают с целью разрешения возникающих в процессе обучения трудностей (проблем, противоречий).

7. Модель, не требующая вспомогательных элементов (Self-Contained Model). Согласно этой модели академическое консультирование для всех студентов университета с первого до последнего года обучения проводит централизированная университетская служба академического консультирования.

Важно отметить, что согласно исследованию «Сравнение организации служб для студентов в Европе» (Comparison of the Student Service Organisations in Europe (2005)), проведенному Европейским советом по делам студентов (European Council for Student Affairs) [1], выбор той или иной модели организации академического консультирования зависит от возможностей университета и определяется самим образовательным учреждением.

В нашем исследовании мы придерживаемся дополнительной модели (Supplementary Model) (2) организации академического консультирования

студентов университета, согласно которой факультетские академические консультанты взаимодействуют со студентами для разрешения возникающих в процессе обучения в университете затруднений (трудностей, проблем). При этом каждый субъект этого взаимодействия может обратиться за дополнительной информацией и консультационной помощью в специальную службу,(единую для всего университета. Важно отметить, что сотрудники этой службы не уполномочены осуществлять академическое консультирование студентов, поскольку непосредственное взаимодействие со студентами осуществляет факультетский академический консультант (из числа профессорско-преподавательского состава). Однако подчеркнем, что сотрудники этой службы проводят тренинги, семинары для факультетских академических консультантов, работают над созданием необходимых материалов, пособий для реализации академического консультирования студентов университета, разработку методов оценивания академического консультирования студентов, обеспечивают разработку программ повышения квалификации академических консультантов, обеспечивают необходимой информацией и т.д.

Основываясь на исследованиях проведенных D.S. Crockett [2-3], мы приходим к выводу, что наиболее продуктивной является именно вторая (дополнительная) модель, поскольку именно сотрудники факультета заинтересованы в академическом консультировании студентов, поскольку они несут ответственность за достижение студентами образовательных результатов. Более того, подчеркивается, что они обладают большими знаниями относительно образовательного процесса, политики университета, особенностей учебного плана, расписания, возможностей, предоставляемых различными дисциплинами, возможностей профессионального развития и т. п. При этом ученый выделяет тот факт, что студенты охотнее обращаются за советом к сотрудникам факультета. Стоит отметить, что по сравнению с профессиональными академическими консультантами сотрудники факультета больше осведомлены о возможностях профессионального развития студентов, построения индивидуального образовательного маршрута и др., что является чрезвычайно важным в современных условиях.

Однако, несмотря на очевидные плюсы работы факультетских работников, D.S. Crockett [2-3] отдельно выделяет ее проблемы: зачастую сотрудники факультета хорошо владеют информацией по факультету и меньше - по университету, поскольку академическое консультирование является только небольшой частью их обязанностей. Более того, студентам трудно назначить дополнительную встречу из-за загруженности преподавателя, при этом ученый обращает внимание на то, что зачастую преподаватели не владеют необходимыми навыками и методиками академического консультирования студентов университета [2, С. 26-27]. В связи с

этим отдельная служба оказывает информационную и методическую поддержку факультетским академическим консультантам. Примером такой службы является Ресурсный центр кадрового обеспечения Омского государственного педагогического университета. Сотрудники этой службы непосредственно не осуществляют академическое консультирование студентов университета, а проводят различного рода тренинги и семинары о возможных методиках, техниках, технологиях осуществления академического консультирования студентов университета, повышающие компетентность факультетского работника, что бесспорно способствует повышению эффективности организации академического консультирования студентов.

Список литературы:

1. Comparison of the Student Service Organisations in Europe. European

Council for Student Affairs. Report, 2005 [Текст] -

http://www.ecsta.org/attachments/bestand/9d2b9b437509aadc50a87f0539a4dd e9.doc

2. Crockett D.S. Academic Advising Audit: An Institutional Evaluation and Analysis of the Organization and Delivery of Advising Services [Текст] / D.S. Crockett. Iowa City, Iowa: American Coll. Testing Program, 1988 - 184 p.

3. Crockett D.S., and Levitz R.L. A National Survey of Academic Advising: Final Report [Текст] / D.S. Crockett. Iowa City, Iowa: American Coll. Testing Program, 1983

4. Madisonville Community College Advising Handbook. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.madcc.kctcs.net/faculty/docs/ advis-ing_handbook.pdf.

АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ © Рубина Г.В.*

Брянская государственная инженерно-технологическая академия,

г. Брянск

Акмеология возникла на стыке общественных, естественных и гуманитарных дисциплин. Она изучает закономерности и феномены развития человека.

♦ Заведующий кафедрой Инженерной психологии, педагогики и права, доктор педагогических наук, профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.