Научная статья на тему 'Зарубежный опыт обеспечения взаимодействия малого и крупного бизнеса'

Зарубежный опыт обеспечения взаимодействия малого и крупного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
565
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL BUSINESS / КРУПНЫЙ БИЗНЕС / BIG BUSINESS / СУБКОНТРАКТАЦИЯ / SUBCONTRACTING / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФОРМ БИЗНЕСА / INTERACTION OF BUSINESS FORMS / РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА / BUSINESS DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кочерова Вера Владимировна

В статье рассматривается опыт взаимодействия малого и крупного бизнеса в таких странах, как Италия, Турция, Индия, Испания, США, Япония, Финляндия и Венгрия. Приводятся примеры обеспечения взаимодействия разномасштабных форм бизнеса в каждой из указанных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт обеспечения взаимодействия малого и крупного бизнеса»

Литература

1. Афашагова С. Р., Мисаков В. С., Иванов А. А. Некоторые инструменты стимулирования инновационного развития бизнес-среды в республиках СКФО. Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН, 2014. № 5 (61). С. 75-81.

2. Бжедугова И. Х., Хапаева Ж. Б., Мисаков А. В. Особенности организации внутрифирменного стандарта аудиторской фирмы для аудита хозяйствующих субъектов АПК. Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН, 2013. № 6-2 (56). С. 47-51.

3. Дзагоева И. Т. Особенности государственного регулирования сельского хозяйства в условиях системной модернизации. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Горский государственный аграрный университет. Владикавказ, 2011.

4. Исраилова А. М., Мисаков А. В., Абдулкадырова М. А. Кластерный анализ деятельности предприятий АПК. Terra Economicus, 2007. Т. 5. № 4-4. С. 73-75.

5. Мисаков В. С., Гертер И. К. Критерии и показатели устойчивого развития территорий. В сборнике: Системный кризис на Северном Кавказе и государственная стратегия развития макрорегиона: материалы Всероссийской научной конференции. Ответственный редактор: Г. Г. Матишов, 2011. С. 190-193.

6. Мисаков А. В., Туриева Э. П. Организация планирования и программирования аудита финансовых результатов сельскохозяйственных организаций. Экономические науки, 2015. № 124. С. 110-114.

7. Мисаков В. С. Методологические проблемы функционально-стоимостного анализа в условиях перехода к рыночной экономике. Нальчик, 1995.

8. Мисаков В. С. Теория и практика анализа конкурентоспособности фирмы. Нальчик, 1996.

9. Мисаков В. С. Функционально-стоимостный анализ в строительстве. Москва, 1986.

10. Мисаков В. С., Мальсагов И. А. Экономический анализ - основа самоуправления в производственных объединениях. Нальчик, 1991.

11. Мисаков В. С., Хапаева Ж. Б. Анализ качества и объема аудиторской выборки. Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2013. № 5 (55). С. 121-127.

12. Моламусов З. Х., Мисаков А. В. Формирование конкурентной среды и конкурентных отношений. Terra Economicus, 2008. Т. 6. № 3-3. С. 110-111.

13. Темрокова А. Х., Мисаков А. В. Функциональные подходы к целям финансовой отчетности с позиций влияния на её аналитические возможности. Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН, 2014. № 3 (59). С. 173-178.

14. Хубаев Т. А., Дзагоев В. А. Взаимосвязь издержек и цены // Аграрная Россия. 2007. № 4. С. 28-29.

15. Эфендиева А. А., Дзагоева И. Т. Экономический фактор риска в управлении сельскохозяйственным производством. Terra Economicus, 2010. Т. 8. № 2-3. С. 84-88.

Foreign experience interoperability small and large businesses Kocherova V. (Russian Federation) Зарубежный опыт обеспечения взаимодействия малого и крупного бизнеса Кочерова В. В. (Российская Федерация)

Кочерова Вера Владимировна /Kocherova Vera - старший преподаватель, кафедра управления качеством, Ярославский государственный технический университет, г. Ярославль

Аннотация: в статье рассматривается опыт взаимодействия малого и крупного бизнеса в таких странах, как Италия, Турция, Индия, Испания, США, Япония, Финляндия и Венгрия. Приводятся примеры обеспечения взаимодействия разномасштабных форм бизнеса в каждой из указанных стран. Abstract: the article considers the experience of cooperation of small and big business in countries such as Italy, Turkey, India, Spain, USA, Japan, Finland and Hungary. Examples of interoperability of different scale forms of business in each of these countries.

Ключевые слова: малый бизнес, крупный бизнес, субконтрактация, взаимодействие форм бизнеса, развитие бизнеса.

Keywords: small business, big business, subcontracting, interaction of business forms, business development.

Одним из инструментов повышения эффективности производства и обеспечения общего экономического роста является налаженное взаимодействие между предприятиями малого и крупного бизнеса. Рассмотрим принципы образования взаимодействия, используемые в различных странах.

Интересен опыт Италии по формированию экономической модели «промышленных округов», которая позволяет создать модель развития малых и средних предприятий и поддерживать их выход на внешний рынок. Схема работы промышленного округа выглядит следующим образом: вокруг ведущего крупного предприятия консолидируются малые и средние предприятия, получающие заказы от предприятия-центра. Под промышленными округами в Италии понимают однородные региональные производительные системы, состоящие преимущественно из средних и малых предприятий, характерной чертой которых является высокая степень концентрации предприятий промышленности по отношению к количеству населения на данной территории, узкая производственная специализация по отношению к занятым в других отраслях.

В целом структуру промышленного округа можно охарактеризовать следующим образом: между всеми звенья промышленного округа налажены взаимные информационные потоки с проработанной обратной связью. Таким образом, кооперация и конкуренция в промышленных округах развивается параллельно. Динамика развития промышленных округов объясняется балансом между потенциальными возможностями и стимулами к росту.

Представляет интерес также рассмотрение опыта Турции. Вопросы взаимодействия крупного и малого предпринимательства в Турции регулируются на государственном уровне. В целях обеспечения поддержки малого предпринимательства, а также наращивания взаимодействия с крупными предприятиями в Турции создаются организованные промышленные зоны. Благодаря их созданию осуществляется поддержка развития малых и средних предприятий за счет интеграции их в крупные промышленные комплексы, оставляя малые и средние предприятия юридически и экономически самостоятельными.

Организованные промышленные зоны состоят из промышленных объединений малых и средних предприятий, локализованных по отраслевому и территориальному признаку.

Целью создания таких зон является максимизация доступа малых предприятий к имеющимся на их территории технологиям, организационным услугам, и, таким образом, появляется возможность решить проблемы малых предприятий в этих сферах. В формировании организованных промышленных зон заинтересованы и крупные предприятия, холдинги, которые часто являются инвесторами подобных проектов.

Также представляет интерес организация взаимодействия крупных и малых предприятий в Индии, где был использован следующий подход к развитию малых предприятий. В условиях глобализации правительство Индии акцентировало свое внимание на привлечение инвестиций транснациональных компаний (ТНК), благодаря которым стала формироваться периферийная структура субподрядных малых предприятий с центром притяжение ТНК. Минусом данного подхода стало то, что ТНК были заинтересованы в быстром получении прибыли и соответственно инвестировали в отрасли, способные ее дать, при этом забирали прибыль, а не инвестировали ее в Индии. Другой тип ТНК, для которых было характерно инвестирование в конъюнктурные отрасли и в конкретные предприятия, стали постепенно обрастать периферийной структурой. Получившей наибольшее распространение формой сотрудничества крупных иностранных инвесторов и малых предприятий Индии стал франчайзинг [2].

Интересен также опыт Испании в развитии субконтрактных отношений. С середины 70-х годов XX века в Испании, значительно отстававшей от ведущих индустриальных стран по конкурентоспособности своей промышленности, началось активное внедрение механизмов производственной кооперации и субконтрактации. Инициаторами проекта стали: торгово-промышленные палаты, Институт малых и средних предприятий, Институт внешней торговли. Основная идея заключалась в преодолении экономического кризиса путем загрузки испанских промышленных предприятий производственными заказами крупных транснациональных компаний (преимущественно автомобильных).

На базе Торгово-промышленной палаты (ТПП) города Бильбао был создан Центр промышленной кооперации и субподряда, к которому впоследствии прибавился Международный выставочный центр (один из крупнейших в мире).

Распространение практики субконтрактации позволило Испании в короткие сроки развить сеть мелких и средних предприятий, которые первоначально специализировались на выполнении заказов крупных зарубежных компаний. Экономический подъем и последующее углубление процессов производственной кооперации привели к возрождению крупной промышленности, что позволило сформировать внутренний рынок субконтрактации.

Американская модель основана на взаимодействии большого числа заказчиков и исполнителей, то есть требует развитого рынка субконтрактации. Основным критерием отбора исполнителей заказа

59

служит предлагаемая цена. Такая система существует в тесной связи с развитым малым предпринимательством, инновационной активностью фирм-исполнителей, доступностью лизинговых отношений для субконтракторов и т. п. Для американской модели отношения между заказчиком и исполнителем строятся в рамках одного конкретного заказа и не рассчитаны на долгосрочную перспективу. Широкое предложение со стороны исполнителей позволяет заказчику выбрать наилучший вариант для исполнения своего заказа.

Обычно крупное автомобилестроительное предприятие имеет 2-2,5 тыс. субконтракторов. Такие гиганты американского автомобилестроения, как Chrysler, Ford и General Motors, изготавливают самостоятельно чуть больше 1/3 комплектующих.

Развитию американской модели промышленной кооперации в сфере малого и среднего бизнеса способствовала не только либеральная экономическая политика, но и система государственных заказов, в частности для оборонного сектора.

Японская модель характеризуется ранжированием предприятий-субконтракторов в зависимости от располагаемых производственных мощностей и уровня технологии. В Японии сложилась многоуровневая система субконтракции: контрактор передает заказ нескольким субконтракторам, которые, в свою очередь, сотрудничают с субконтракторами более низкого уровня. Крупное японское автомобилестроительное предприятие имеет в среднем 300-400 субконтракторов. С субконтракторами первого уровня устанавливаются прямые долгосрочные отношения.

Такие гиганты японского автомобилестроения, как Nissan и Toyota, самостоятельно производят чуть больше 1/4 используемых комплектующих, получая остальные по субконтрактным заказам. Критериями отбора субконтаркторов служат, в первую очередь, не цены, а качество, техническая совместимость изделий, надежность партнеров.

Особенностью японской модели промышленной кооперации является тесная производственно-техническая интеграция крупных заказчиков и более мелких исполнителей. Часто заказчик поддерживает регулярные контакты с исполнителем, принимает активное участие в освоении производства комплектующих, оказывает содействие в повышении контроля качества, предоставляет техническую, технологическую и финансовую помощь. Японская модель кооперации позволяет сформировать отраслевые и межотраслевые кластеры, что является ее несомненным преимуществом перед американской моделью [1].

Финляндия весьма эффективно использует интернационализацию рынка технологий, капитала и труда, являя собой уникальный образец бережного сохранения традиций и умения освоить инновационную культуру как стратегический ресурс развития в XXI веке. Динамичное развитие экономики Финляндии опиралось на эффективное взаимодействие крупного, среднего и малого бизнеса. Для этих целей создана гибкая система государственно-общественной и частной поддержки малых и средних предприятий. Разработанные и реализуемые финансовые инструменты этой поддержки - гарантирование, микрокредитование, венчурное финансирование являются примером пионерных решений. Еще одним результатом глобализации по-фински стало превращение малых городов и деревень в инновационные бизнес-инкубаторы.

Объединение интересов крупного, среднего и малого финского бизнеса осуществляется через укрепление экономического и инновационного потенциала местных, локальных рынков, способствуя росту благосостояния людей и авторитета страны в мире. Честность и прозрачность - определяющие черты нравственного предпринимательства - являются составляющими не только человеческого бытия, но и правил ведения бизнеса в Финляндии.

Принципиально важная особенность Венгрии - стремление рассматривать перспективы и задачи развития малого предпринимательства не столько в контексте его собственных проблем, сколько в связи с общей системой целей и приоритетов развития национальной экономики на среднесрочную перспективу.

Анализ общей стратегии экономических реформ в Венгрии показывает, что роль малых предприятий в венгерской экономике обусловливают два определяющих фактора: разнообразные виды интеграции малого бизнеса в большие хозяйственно-кооперационные системы при лидерстве крупных предприятий высокого технологического уровня («кластерная система»); устойчивая динамика жизненного уровня населения, роста количественных и качественных показателей его потребления, создающего особые ниши для малых предприятий, причем даже тогда, когда их теснят крупные [3].

Литература

1. Глебова И. С., Садыртдинов Р. Р. Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства: Учебное пособие. Казань: Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина, 2008.

2. Решетникова Н. В. Зарубежный опыт взаимодействия крупных и малых предприятий в инновационной экономике // Вестник научно-технического развития, 2015. № 3 (91). С. 42-46.

3. Савченко Л. А. Взаимодействие разномасштабных форм бизнеса в экономике развитых стран // Экономический вестник Ростовского государственного университета, 2008 (том 6). № 4, часть 3. С. 219-222.

The importance of marketing department financing Kanchashvili M. (Russian Federation) Необходимость финансирования маркетингового отдела Канчашвили М. М. (Российская Федерация)

Канчашвили Магда Мамуковна /Kanchashvili Magda - студент бакалавриата, факультет менеджмента, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в данной статье рассмотрены проблемы финансирования отделов компании. Финансирование маркетингового отдела является важной частью общего финансирования. Abstract: this article considers the problems of departments financing. Marketing department financing is an important part of the overall financing.

Ключевые слова: финансирование, маркетинговый отдел, планирование. Keywords: financing, marketing department, planning.

В любом предприятии важной частью планирования деятельности является распределение финансовых ресурсов между подразделениями или отделами. Что касается маркетингового отдела, управление финансовыми ресурсами и денежными средствами является важным процессом из-за сложности контроля и оценки эффективности данного вида затрат. Результаты деятельности в области маркетинга очень сложно оценить и чаще всего они носят долговременный характер. Успешная деятельность службы маркетинга предприятия возможна только на основе скоординированной системы проектов и планов. В свою очередь, их реализация зависит от четко отработанного механизма финансирования маркетинговой деятельности предприятия через создание фондов денежных средств, их движения и контроля использования [1]. Следует отметить, что планирование деятельности и определение затрат на нее — две неразрывные стороны единого процесса, так как без точного анализа затрат на достижение целей в бизнесе невозможно принять правильное решение.

Одним из элементов финансового планирования деятельности в области маркетинга должно быть распределение ресурсов между возможными направлениями их расходования. Это могут быть сферы приложения капитала, группы товаров и рынков, элементы комплекса маркетинга. Объемы ресурсов, выделяемых на отдельные мероприятия, необходимо определить в процессе планирования и предусмотреть все разнообразие ресурсов [2].

Для решения любой задачи по эффективному использованию средств в первую очередь необходимо выявить экономическую сущность данного вида затрат и критерии отнесения к ним [3]. Только затем возможна разработка классификации, выявление факторов, определяющих величину затрат и методики расчета их общей величины. Как показывает практика, часто затраты на маркетинг не выделяются отдельно в процессе планирования и учета, но в этом случае нельзя измерить их эффективность.

Определение, к какому из этих видов расходов относятся затраты на маркетинг, вызывает целый ряд проблем. По порядку выделения средств, учету их расходования и возмещения данные затраты чаще всего относятся к текущим затратам. Часть же затрат на реализацию маркетинговой концепции является инвестиционными затратами, в том числе инвестиции в исследования и разработки, программы выхода на новые рынки, работу с марочными товарами и диверсификационные программы.

Для получения результата в маркетинге требуется вложение средств в течение определенного периода времени, но и результаты практически всегда имеют долговременный характер. Маркетинговые затраты по целому ряду критериев ближе к инвестициям, чем к текущим затратам. Причем к инвестициям в нематериальный капитал, значение которого для предприятия в современных условиях все больше возрастает.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.