Научная статья на тему 'Зарубежный опыт менеджмента образовательных практик магистратуры в сравнение с российской практикой'

Зарубежный опыт менеджмента образовательных практик магистратуры в сравнение с российской практикой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАРУБЕЖНАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / УНИВЕРСИТЕТ ДЖОРДЖИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ЭКЗАМЕН / ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК / FOREIGN TECHNIQUE OF TEACHING / UNIVERSITY OF GEORGIA / EDUCATIONAL SYSTEM / EXAMINATION / PROBLEMS EDUCATIONAL PRACTICIAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оголихина Светлана Дмитриевна

В данной статье проводится сравнительный анализ практики организации обучения экономическим дисциплинам в российских и зарубежных вузах. Основываясь на данных опросов магистрантов Уральского экономического университета г. Екатеринбурга, проведенных в 2016, 2017 годах, а также на аналитических материалах о менеджменте в других вузах России оценивается методика преподавания и ее эффективность в российской практике. Делается вывод о преимущественном превалировании традиционного формата организации обучения магистрантов. Автор обращает внимание на то, что параллельно проявляется проблема механизма организации активного соучастия магистрантов в учебной деятельности. Эта проблема имеет три важных аспекта: личная мотивация магистрантов к эффективности процесса обучения, используемой методики преподавания, а также организации (планирования процесса и содержания курсов) учебного взаимодействия с обучаемыми. В зарубежных вузах это достигается за счет качественных методик преподавания и как следствия, личной заинтересованности студентов, в российской практике от качественной организации курса. Делается вывод о том, какие методы и технологии сегодня могут оказаться наиболее перспективными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign experience of management educational the practician of a magistracy in comparison with the Russian practice

In this article the comparative analysis of practice of the organization of training in economic disciplines in the Russian and foreign higher education institutions is carried out. Based on data of surveys of undergraduates of the Ural economic university of Yekaterinburg conducted in 2016, 2017 and also on analytical materials about management in other higher education institutions of Russia the technique of teaching and its efficiency in the Russian practice is estimated. The conclusion about a primary prevalence of a traditional format of the organization of training of undergraduates is drawn. The author pays attention that the problem of the mechanism of the organization of active partnership of undergraduates in educational activity is in parallel shown. This problem has three important aspects: personal motivation of undergraduates to efficiency of process of training, the used teaching technique and also the organization (planning of process and the maintenance of courses) of educational interaction with trainees. In foreign higher education institutions it is reached at the expense of qualitative techniques of teaching and as the investigations, personal interest of students, in the Russian practice from the qualitative organization of a course. The conclusion about what methods and technologies can be the most perspective today is drawn.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт менеджмента образовательных практик магистратуры в сравнение с российской практикой»

Зарубежный опыт менеджмента образовательных практик магистратуры в сравнение с

российской практикой

Foreign experience of management educational the practician of a magistracy in comparison with

the Russian practice

Оголихина Светлана Дмитриевна

Магистрант

Уральский государственный экономический университет

Россия, г.Екатеринбург ogolikhina. svetlana@mail. ru

Ogolikhina Svetlana Dmitrievna

Master

Ural State University of Economics Russia, Yekaterinburg ogolikhina. svetlana@mail. ru

Научный руководитель Филипповская Татьяна Владимировна

кандидат педагогических наук Уральский государственный экономический университет,

г. Екатеринбург, Россия

Scientific adviser Filippovskaya Tatyana Vladimirovna

Candidate of Pedagogical Sciences

Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia ftatyana@mail.ru

Аннотация.

В данной статье проводится сравнительный анализ практики организации обучения экономическим дисциплинам в российских и зарубежных вузах. Основываясь на данных опросов магистрантов Уральского экономического университета г. Екатеринбурга, проведенных в 2016, 2017 годах, а также на аналитических материалах о менеджменте в других вузах России оценивается методика преподавания и ее эффективность в российской практике. Делается вывод о преимущественном превалировании традиционного формата организации обучения магистрантов. Автор обращает внимание на то, что параллельно проявляется проблема механизма организации активного соучастия магистрантов в учебной деятельности. Эта проблема имеет три важных аспекта: личная мотивация магистрантов к эффективности процесса обучения, используемой методики преподавания, а также организации (планирования процесса и содержания курсов) учебного взаимодействия с обучаемыми. В зарубежных вузах это достигается за счет качественных методик преподавания и как следствия, личной заинтересованности студентов, в российской практике от качественной организации курса. Делается вывод о том, какие методы и технологии сегодня могут оказаться наиболее перспективными.

Annotation.

In this article the comparative analysis of practice of the organization of training in economic disciplines in the Russian and foreign higher education institutions is carried out. Based on data of surveys of undergraduates of the Ural economic university of Yekaterinburg conducted in 2016, 2017 and also on analytical materials about management in other higher education institutions of Russia the technique of teaching and its efficiency in the Russian practice is estimated. The conclusion about a primary prevalence of a traditional format of the organization of training of undergraduates is drawn. The author pays attention that the problem of the mechanism of the organization of active partnership of undergraduates in educational activity is in parallel shown. This problem has three important aspects: personal motivation of undergraduates to efficiency of process of training, the used teaching technique and also the organization (planning of process and the maintenance of courses) of educational interaction with trainees. In foreign higher education institutions it is reached at the expense of qualitative techniques of teaching and as the investigations, personal interest of students, in the Russian practice from the qualitative organization of a course. The conclusion about what methods and technologies can be the most perspective today is drawn.

Ключевые слова: зарубежная методика преподавания, университет Джорджии, образовательная система, экзамен, проблемы образовательных практик.

Keywords: foreign technique of teaching, University of Georgia, educational system, examination, problems educational practician.

Современные процессы глобализации, интеграции и быстрые темпы развития всех сфер жизни общества задают особые требования к образовательной системе различных стран. В этих условиях особое внимание уделяется

педагогической и образовательной сфере, как основному источнику подготовки квалифицированных и конкурентоспособных кадров. Для того, чтобы в наши дни выпускнику университета трудоустроиться в престижную организацию необходимо не только наличие диплома о высшем образовании, но при этом потенциальный сотрудник подобных организаций должен являться активной личностью, на высоком уровне ориентироваться в возрастающем потоке информации, уметь ее обрабатывать и выделять только необходимые данные, регулярно заниматься самообразованием в зависимости от требований времени и ситуации, и иметь еще множество других качеств, которые ему будут необходимы в профессиональной деятельности. Основной проблемой современной системы образования и в частности отдельных вузов, является отсутствие качественной методики преподавания. Именно методика важна для формирования такой личности, которая сможет реализовать себя в своей профессиональной карьере.

Во многих престижных вузах зарубежных стран разрабатываются собственные методики преподавания, которые зачастую являются довольно таки успешными. В российской практике высшего образования подобные методики почти не встречаются, либо же встречаются крайне редко. Образовательная система российских вузов устроена таким образом, что вся ответственность за качественное преподавание ложиться исключительно на педагогов, и вузы не считают нужным разрабатывать собственные методики, которые могли бы повысить эффективность их образования.

С целью оценки качества методик образовательных практик магистратуры в российских вузах, на примере Уральского государственного экономического университета автором был проведен опрос магистрантов университета 1 и 2 курса. Совокупное число участников опроса составило 125 человек в 2016 году, и 128 человек - в 2017 году. В рамках данного опроса студентам предстояло ответить на вопросы о том, какие виды методик применяют преподаватели при проведении занятий. По итогам опроса были получены следующие результаты.

В 2016 году основная масса студентов (75%) склонялась к тому, что преподаватели применяют традиционные методы обучения, которые не позволяют развить практические навыки соответствующие современным требованиям рынка труда. Около 20% магистрантов посчитали, что преподаватели университета используют инновационные методы преподавания, которые эффективно влияют на развитие их профессиональных навыков. Остальные 5% респондентов затруднились дать точный ответ.

Повторно данный опрос был проведен в 2017 году, и в результате чего было установлено, что доля студентов, считающих, что преподавание осуществляется традиционными методами, сократилась до 60% респондентов. Около 38 % опрошенных магистрантов отметили рост числа дисциплин, которые преподаются с помощью современных способов, таких как проектные задания, кейсы, деловые игры, что положительно влияет на усвоение материала. 1 % опрошенных затруднились ответить на вопросы анкеты. Таким образом, данные опроса свидетельствуют о том, что в Уральском государственном экономическом университете имеется тенденция к развитию современных методик преподавания, которые способствуют формированию практических профессиональных навыков.

Насколько эффективны зарубежные методики преподавания? Что можно перенять для российской практики, чтобы повысить качество преподавания в магистратуре российских вузов? Для ответов на заданные вопросы рассмотрим наиболее эффективные методы преподавания в известных зарубежных вузах, а также проведем сравнительный анализ в сравнении с российской практикой.

Для выявления эффективных методов преподавания рассмотрим успешный опыт применения зарубежной методики на примере известного американского университета Джорджии (University of Georgia), полученное образование в котором считается престижным, а методика преподавания очень эффективной. В 2014 году данный университет занял 20-е место в рейтинге национальных университетов США по версии издания U.S. News & World Report. По Классификации Карнеги учреждений высшего образования является исследовательским университетом с очень высоким качеством образования.

Методика преподавания данного вуза представлена на его официальном сайте. В общем виде она представляет собой совокупность необходимых действий преподавателей на всех этапах обучения, психологические моменты

обучения и решение возможных проблем, с которыми может столкнуться преподаватель и его студенты. Рассмотрим ее более подробно.

В университете Джорджии обучение, так же как и в российских вузах включает в себя лекционный материал и практические занятия в виде семинаров. Однако наибольшее количество дисциплин в Америке предполагают проведение семинаров в виде дискуссий, на основе которых студентам задается конкретная проблема, над которой они должны активно рассуждать. Система западного обучения устроена таким образом, что преподаватели обязаны проводить практические занятия в виде кейсов, посредством которых студенты должны будут понять, каким образом они смогут применить полученные знания на практике. Преподаватель должен всегда рассказывать об онлайн-ресурсах, в которых содержится полезная информация по курсу.

Преподаватель должен на высоком уровне владеть своим предметом, знать актуальные новости, примеры, которые позволят упростить процесс восприятия информации для студентов. Он должен выделить из учебного материала только самое полезное и актуальное, и дать это студентам в интересной форме. Ему необходимо обеспечить полное участие всех присутствующих студентов, например, если практическое занятие проводится в больших группах, то ее разбивают на подгруппы, каждая из которых будет заниматься решением поставленных задач. В результате данной методики каждый будет включен в процесс обучения и заинтересован в нем [1].

Особое внимание уделяется рассмотрению прошлых экзаменационных заданий и их решениям, что позволяет студентам наглядно понять, где они допустили ошибки, и как правильно нужно было решить поставленную задачу. В российской практике вузов данный элемент методики на практике почти не реализуется, поскольку преподаватели очень ограничены в объеме академических часов, что стало следствием проведения Болонского процесса в 2012 году, и поэтому не считают нужным разбирать чужие ошибки. На наш взгляд, это существенный недостаток методики преподавания в российских вузах, поскольку многие проведенные исследования показывают, что усвоение материала и навыки практической деятельности более эффективно развиваются на основе разбора конкретных примеров и метода «чужих ошибок».

К основным элементам успеха преподавания в университете Джорджии относят эффективную обратную связь от студентов [2]. Немалое значение уделяется тому, насколько эмоционально и оригинально читаются лекции, проводятся семинары. Преподаватель должен создать впечатление образованного человека, обладать особой харизмой, быть тактичным, понимающим и справедливым, то есть человеком, на которого им захочется равняться или хотя бы прислушиваться к нему и следовать его советам.

Оценивая уровень усвоенного материала, стоит обратить внимание еще на один очень важный фактор, такой как концентрация внимания. Известно, что студенты должны развить семь основных навыков за время обучения в университете: достижение интеллектуальной, физической и социальной зрелости; эмоциональной стабильности; независимости; становления личности; умения налаживать межличностные отношения; постановки цели и развития целостности (Чикеринг, 1969). В результате этого, студенты не могут на протяжении всей лекции концентрировать 100% внимания на интеллектуальной деятельности, отвлекаясь на другие мысли. В связи с решением данной проблемы в 1993 году Анджело и Кроссом был разработан специальный Метод оценки в классе (МОК), который в современной практике успешно применяется в Индианском университете в Блумингтоне (Indiana University Bloomington).

Таблица 1. Преимущества обучающего метода МОК

Для преподавателя Для студентов

1. Получить мгновенную обратную связь по учебному процессу и своевременно внести коррективы в учебный процесс. 1. Помочь им лучше отслеживать собственное обучение.

2. Получить полезную информацию об обучении студентов гораздо быстрее, чем с 2. Наладить отношения с коллегами, особенно в больших коллективах.

помощью тестов, проверочных работ и других традиционных средств оценки

3. Наладить хорошие отношения со студентами, что приведет к повышению эффективности преподавания и обучения. 3. Указать на необходимость изменения учебных навыков.

4. Сформировать мнение, что обучение это процесс, который развивается в течение долгого времени с обратной связью. 4. Доказать, что преподаватель заботится об обучении.

В таблице 2 [3] представлены наиболее эффективные приемы метода МОК, на основе которых формируется представление о качестве обучающей методики преподавателя.

Таблица 2 Основные приемы метода оценки класса (МОК)

Название: Описание: Что делать с данными: Необходимое время:

Задание Минутка В течение последних нескольких минут урока, попросите учеников ответить на пол-листа бумаги: "Что наиболее важное вы узнали сегодня»; и "Что осталось непонятным?" Цель - получить данные о понимании студентами конкретного занятия. Проведите обзор ответов и отметьте полезные комментарии. На следующем занятии еще раз разъясните непонятые моменты. Подготовка: Минимальное

В классе: Минимальное

Анализ: Минимальное

Направленное перефразирование Попросите учащихся перефразировать то, что они только что узнали, указанного человека или всю аудиторию, чтобы оценить их способности к восприятию и понятия передачи. Классифицируйте студенческие ответы в соответствии с вашими характеристиками. Анализируйте ответы, отмечая пути, которыми вы можете эффективно донести до студентов информацию. Подготовка: Минимальное

В классе: Среднее

анализ: Среднее

Резюме Студенты должны выразить итог занятия одним предложением с ответами «кто, что кому, когда, где, как, и почему?" Студенты должны выбрать только самые главные идеи занятия. Оценить качество каждого резюме быстро и полно. Запишите, как студенты определили основные понятия темы и их взаимосвязи. Поделитесь своими наблюдениями с вашими студентами. Подготовка: Минимальное

В классе: Среднее

анализ: Среднее

Экзамен Оценка Выберите тип теста, который вы давали несколько раз, чтобы Попробуйте отличить студенческие комментарии, Подготовка: Минимальное

оценить успеваемость учащихся. Создайте несколько вопросов, которые оценят качество теста. Добавьте эти вопросы на экзамене или задавайте отдельно для последующей оценки. которые касаются справедливости вашей оценки от тех, что касаются справедливости теста как инструмента оценки. Отметить общие идеи, представленные в студенческих комментариях. В классе: Минимальное

Анализ: Среднее

Тестовые вопросы студентов Позвольте студентам писать тестовые вопросы и ответы на них по указанным темам, в формате, соответствующем курсовых экзаменах. Это даст студентам возможность оценить темы курса, осмыслить то, что они понимают, и хорошие инструменты оценки знаний. Сделайте грубый обзор вопросы, которые ваши студенты предлагают и темы, которые они охватывают. Оцените вопросы и используйте их для обсуждения. Вы также можете переработать вопросы и использовать их на предстоящем экзамене. Подготовка: Среднее

В классе: Много

Анализ: Много

(может быть домашнее задание)

Многие преподаватели на Блумингтона используют МОК регулярно. Данный метод отличается от тестов и других форм оценки учащихся тем, что он гарантирует непосредственную обратную связь. Его основной целью является понимание, насколько эффективно усвоен материал, на основе чего определяются возможности для улучшения собственной методики преподавания.

В российской практике проблемам педагогической психологии уделяется не такое значение, как за рубежом. Зачастую в результате неквалифицированных действий преподавателей преимущественно в средних образовательных учреждениях ежегодно происходят несчастные случаи, драки среди учащихся и между преподавателями и учащимися. Огромное количество школьников отказываются от посещения школ и вынуждены обращаться за психологической поддержкой в различные центры психологической помощи. Все это формирует негативное отношение к образованию, начиная со школьной поры.

В методических указаниях для преподавателей университета Джорджии прописаны возможные проблемы, с которыми они могут столкнуться и основные способы их решения (представлены в таблице 3[2]).

Таблица 3 Основные проблемы неэффективного преподавания и методы их решения

Основные проблемы Пути решения проблем

Вся группа молчит и не реагирует попросите учащихся работать парами, чтобы заставить студентов говорить и работать

Некоторые студенты молчат и не реагируют используйте открытые, исследовательские вопросы или пригласите конкретных людей, которые молчат к ответу на вопрос

Группа становится слишком осторожной по отношению к преподавателю придерживайтесь молчания, задавайте вопросы всей группе, обсудите и согласуйте решения о том, что и как делать, а не принимайте их в одностороннем порядке

Студенты часто опаздывают и тем самым отвлекают внимание установите групповые правила поведения и санкции за их несоблюдение, такие как, например, наказание за поздние прибытия.

Студенты делают задания регулярно уточняйте процесс их подготовки. Расскажите, какая подготовка была проведена в начале каждой сессии.

Студенты не отвечают, когда задают вопрос используйте открытые вопросы, оставляйте больше времени. Попросите учащихся сначала записать свои ответы и поделиться с соседом.

Два ученика очень доминируют поддержка и привлечение других. Дайте доминирующим студентам задания, чтобы они были заняты своим делом.

Студенты жалуются на семинар и то, как вы его преподаете попросите их конструктивные предложения

Успешным приемом завершения занятия является общий вывод по рассмотренным проблемам, акцентирование внимания на решение ключевых моментов и ответов на поднятые вопросы. Обязательно стоит напоминать о том, что будет рассмотрено на следующем занятии, и побудить их планировать заранее, сделать ссылки на следующую лекцию, чтобы все понимали, о чем будет идти речь, чтобы максимально эффективно преподнести материал на следующем занятии.

Формы проведения итогового экзамена по дисциплинам в западных и российских университетах имеют ряд отличий и осуществляются в следующих формах, представленных в таблице 4 в ранжированном порядке снижения их популярности.

Таблица 4 Сравнительные анализ форм проведения итоговых экзаменов

В западных вузах В российских вузах

1.Тестовые задания в открытой и закрытой форме 1. Экзамен по билетам по изученным темам (в письменной форме)

2.Тестовые задания с необходимостью вставить слова и выражения в пропуски 2.Тестовые задания с открытыми и закрытыми вопросами

З.Эссе на заданную тему 3. Собеседование в устной форме (коллоквиум)

4.Задания на выявление соответствий 4. Проектные задания

5.Задания типа «Истина-ложь» 5.Автоматы (оценка за активное участие в течение семестра)

Итак, на Западе широко используется форма проведения экзамена в виде тестовых заданий, а в России до сих пор самой распространенной формой является экзамен по билетам, но в последние годы Министерство образования обязывает проводить все федеральные итоговые экзамены в форме тестирования. Эффективность тестов, как в России, так и в западных университетах и школах весьма дискуссионный вопрос, поскольку зачастую они не выражают объективного уровня знаний учащихся и были известны множество случаев исправления тестов преподавателями и руководством учебных заведений в целях повышения его рейтинга и престижа. Так, « в 44 школах Атланты в течение десяти лет учителя и директора подделывали результаты учебных тестов. В итоге создавалась видимость, что успеваемость отличная и образование качественное. В Атланте второгодников почти не было. Но дело не в высоком качестве образования в солнечной Джорджии. 178 учителей и директоров помогали ученикам сдавать выпускные тесты для перехода в следующий класс. «Хорошие результаты стали для учителей намного важнее, чем качественное

58

образование», а афера в Атланте — не первая в США, но считается самой крупной по сравнению с аналогичными событиями в Балтиморе, Хьюстоне и Детройте. Причина была усмотрена в американском законодательстве, по которому «чем выше успеваемость в школе, тем больше зарплата учителя» [4].

Стоит отметить, что в современных условиях в российской практике наметилась тенденция повышения разнообразия его форм, перехода от традиционной билетной формы к другим формам, обеспечивающим более объективную оценку успеваемости студента, таким как разработка проектов, проведение коллоквиумов и устных собеседований. Именно разнообразие, отказ от какой-то одной формы экзамена позволит построить контроль таким образом, чтобы он побуждал студентов к дальнейшей плодотворной учёбе [5].

Еще одной острой проблемой в российском менеджменте образовательных практик магистратуры является низкий уровень публикационной активности. На российские вузы и НПР регулярно оказывается беспрецедентное давление, требующее «значительного количества публикаций не только в рецензируемых журналах, включенных в перечень ВАК, но и в зарубежных, определенных «сюзереном» как наиболее значимые. В то же время, варианты для реализации этих требований весьма ограничены даже для тех НПР, кому есть, что сказать зарубежным коллегам» [6].

Данная проблема обусловлена тем, что «серьезные» журналы требуют от авторов высоких стандартов новизны и научной достоверности, при этом выполнить данные требования могут далеко не все авторы, даже с ученой степенью. Платные престижные зарубежные издания, как правило, выставляют очень высокие цены за стоимость своих услуг и требуют отличного уровня знания иностранного языка, что создает дополнительные преграды для авторов. К примеру, публикация объемом от 1 печатного листа в среднем может составить около 50 - 100 тыс. рублей, при этом средний оклад доцента вузов России с февраля 2017 года составляет 18 500 рублей. Несопоставимость доходов и стоимости публикации для российских авторов очевидна, даже престижные авторские гранты не покроют расходов на публикацию, что влечет за собой фактическое дестимулирование международной научной активности.

Одним из эффективных путей решения данной проблемы может стать создание собственной престижной базы учета публикационной активности ППС и НПР в рамках Евразийского содружества, стран СНГ. Подобная база могла бы на высоком уровне конкурировать с базой Scopus, РИНЦ, обеспечить бесплатный для авторов доступ к рецензированию и публикациям в изданиях с высоким рейтингом.

В целях повышения эффективности государственной финансовой поддержки науки, следует ужесточить контроль за расходованием бюджетных средств поскольку государственные расходы на образование оправдываются на основе эффективности и равенства возможностей. Данная мера поддержки корректирует неспособность рынка выделить достаточные ресурсы для образования, а также расширяет доступ к образованию, в результате чего повышается эффективность экономики страны в целом.

Результаты исследований на уровне различных стран ежегодно демонстрируют значимую роль образования в экономическом процветании. Более того, именно в средах быстрых технологических и экономических изменений образование дает самые высокие выгоды, поскольку оно повышает возможности для продолжения приобретения знаний и разработки новых технологий. В некоторых странах реализуется ряд государственных мер по поддержке и развитию образования граждан. К примеру, в Китае диплом о высшем образовании увеличивает заработную плату на рынке, даже несмотря на то, что оно не повышает производительность труда для обычных хозяйственных задач. В Индии фермеры, обладающие более высокими знаниями, более способны обрабатывать кодифицированную и сложную информацию и, таким образом, использовать различные мобильные программы. Это согласуется с более долгосрочными свидетельствами «зеленой революции» в Индии, в ходе которой фермеры с более высоким уровнем образования в штатах с более высокими техническими изменениями получали прибыль, которая была на 40 процентов выше, чем доходы фермеров с меньшим уровнем школьного образования [7]. Домашние хозяйства с более высоким уровнем образования могут лучше справляться с экономическими потрясениями, чем менее образованные домохозяйства, поскольку они имеют больше ресурсов и знаний о том, как справляться с колебаниями цен, и более способны использовать новые экономические возможности. Например, в Индонезии и Аргентине более образованные

домохозяйства работали лучше, чем менее образованные домохозяйства во время их соответствующих макроэкономических кризисов.

Преимущества высокой образованности населения проявляются не только в повышении производительности труда и росте экономики страны, но и в улучшении показателей здравоохранения, что связывают с тем, что образованный человек лучше осведомлен о возможных причинах болезней и способах их профилактики и лечения.

В целом, подводя итог, можно сделать вывод о том, что высшее образование играет ключевую роль в развитие всех стран мира. При этом особое значение на его качество оказывает методика преподавания дисциплин. Западный опыт весьма интересен и может быть перенят крупными российскими вузами, однако стоит учесть, что некоторые элементы методики преподавания западного университета не будут являться эффективными в условиях российской системы образования в виду ее особенностей. Поэтому российским вузам рекомендуется создание подобной методики по аналогии с университетом Джорджии и Индианским университетом Блумингтона, но с учетом национальных особенностей.

Так, особое внимание в менеджменте образовательных практик магистратуры необходимо уделить психологическим аспектам в преподавании, обеспечить равное внимание всем студентам, чтобы вовлечь всех в процесс занятия и пробудить интерес в каждом к дисциплине. Следует увеличить количество практических занятий и реальных практических ситуаций в заданиях, в целях перехода от теоретического обучения к реальной практике, в связи с потребностями современных работодателей. Большую долю семинарских занятий проводить в виде кейсовых заданий, игровых форм и прочих необычных методов, посредством которых студенты будут лучше усваивать информацию и успешно применять ее на практике. Особое внимание стоит уделить методу совместного анализа со студентами уже проверенных работ, что позволит увеличить процент усвоенной информации и запомнить его на более долгосрочный период. Экзаменационные задания осуществлять в форме проектных заданий, решения иных практических ситуаций или устного собеседования. В целом, большинство положений методики исследованных американских вузов качественно проработаны и являются весьма эффективными. Подобную практику следует перенять, поскольку она будет результативна и в рамках российской системы высшего образования.

^исок используемой литературы:

1.Филипповская Т.В. Методика преподавания экономических дисциплин // Екатеринбург, 2016. Том Часть III Типичные ошибки преподавателей экономических дисциплин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.University of Georgia: http://www.isd.uga.edu/teaching assistant/ta-handbook.html 3.Indiana University http://www.indiana.edu/~teaching/handbook.shtml

4.Романов А.Н., Филипповская Т.В. Экзаменационное тестирование не должно быть фетишем // Народное образование. 2012. №2. С. 16-19.

5.Субетто А.И. Манифест борьбы с глобальным империализмом // «Академия Тринитаризма». - М.: Эл № 77-6567, публ.11709, 13.12.2004 (дата обращения 09.10.2017).

6.Филипповская Т.В. Научно-педагогический вассалитет: добровольный и вынужденный, истинный и мнимый // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 3 http://mir-nauki.com/PDF/20PDMN317.pdf 7

IWorld Bank Education Strategy 2020

8.Кроливецкая И. Е., Остапенко И. А. Экзамен как основная форма рубежного контроля в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 23. - С. 22-27. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56385.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.