Научная статья на тему 'Зарубежный опыт кластеризации: исторический аспект'

Зарубежный опыт кластеризации: исторический аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
683
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ИНТЕГРАЦИЯ СОПРЯЖЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ / ОТНОШЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ БЛИЗОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ КЛАСТЕРИЗАЦИИ / ТИПЫ КЛАСТЕРИЗАЦИИ / REGIONAL CLUSTER / INTEGRATION OF CONJUGATED SOCIOECONOMIC INSTITUTIONS / RELATIONS OF TERRITORIAL PROXIMITY AND FUNCTIONAL DEPENDENCE / FOREIGN EXPERIENCE OF CLUSTERING / CLUSTERING TYPES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пугачева Наталья Борисовна, Баранов Юрий Анатольевич

В статье представлен опыт зарубежных стран (Италии, США, Шотландии, Германии, Великобритании, Финляндии, Казахстана) по формированию региональных кластеров как формы интеграции сопряженных социальноэкономических институтов, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости, и выделены четыре типа кластеризации: каталитический, поддерживающий, директивный, интервенционистский.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign experience of clustering: historical aspect

The article observes foreign countries’ (Italy, the USA, Scotland, Germany, Great Britain, Finland, and Kazakhstan) experience of regional clustering as a form of integration of the conjugated socioeconomic institutions tied together by territorial proximity and functional dependence. The authors distinguish four types of the clustering: catalytic, supportive, directive, and interventional.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт кластеризации: исторический аспект»

УДК 338.01 Пугачева Наталья Борисовна

доктор педагогических наук, профессор кафедры производственной безопасности и права Казанского государственного архитектурно-строительного университета [email protected]

Баранов Юрий Анатольевич

заместитель генерального директора Федерального оздоровительнообразовательного центра «Смена» в г. Анапе [email protected]

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ КЛАСТЕРИЗАЦИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Pugacheva Natalia Borisovna

D.Phil. in Education Science, Professor of the Process Safety and Law Department, Kazan State University of Architecture and Construction [email protected]

Baranov Yury Anatolyevich

Deputy General Director at the Federal recreational and educational center

‘Smena’ in Anapa [email protected]

FOREIGN EXPERIENCE OF CLUSTERING: HISTORICAL ASPECT

Аннотация:

В статье представлен опыт зарубежных стран (Италии, США, Шотландии, Германии, Великобритании, Финляндии, Казахстана) по формированию региональных кластеров как формы интеграции сопряженных социальноэкономических институтов, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости, и выделены четыре типа кластеризации: каталитический, поддерживающий, директивный, интервенционистский.

Ключевые слова:

региональный кластер, интеграция сопряженных социально-экономических институтов, отношения территориальной близости и функциональной зависимости, зарубежный опыт кластеризации, типы кластеризации.

Summary:

The article observes foreign countries’ (Italy, the USA, Scotland, Germany, Great Britain, Finland, and Kazakhstan) experience of regional clustering as a form of integration of the conjugated socioeconomic institutions tied together by territorial proximity and functional dependence. The authors distinguish four types of the clustering: catalytic, supportive, directive, and interventional.

Keywords:

regional cluster, integration of conjugated socioeconomic institutions, relations of territorial proximity and functional dependence, foreign experience of clustering, clustering types.

В настоящее время кластер представляет собой популярную форму интеграции сопряженных социально-экономических институтов, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости, направленную на реализацию их конкурентного потенциала, повышение конкурентоспособности отраслей и оптимизацию развития регионов.

Специалисты таких международных организаций, как ЮНИДО (UNIDO), оказывают аналитическую поддержку развитию кластеров. Организация ЮНИДО (United National Industrial Development Organization) появилась уже в 1966 г. в соответствии с решением Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. На нее была возложена роль центрального координирующего органа в области промышленного развития в рамках системы ООН и задача содействовать промышленному развитию на глобальном, региональном и национальном, а также на секторальном уровнях [1].

В 1985 г. ЮНИДО стала 16-м специализированным учреждением ООН. Начиная с 1993 г., ЮНИДО с помощью Отделения по развитию частного сектора разработала набор рекомендаций, чтобы помочь региональным правительствам и частному сектору взаимодействовать в разработке и внедрении программ по развитию кластеров и сетей малого

предпринимательства. В течение этого времени организация исследует примеры успешной деятельности кластеров предприятий и методы их формирования, технического сотрудничества в развивающихся странах: Индии, Индонезии, Малайзии, Мексике, Никарагуа, Гондурасе, Ямайке, Боливии, Мадагаскаре, Марокко [2].

Представляет интерес итальянский опыт формирования региональных кластеров в легкой промышленности, основанный на интеграции преимущественно малых и средних предприятий. В создании итальянских кластеров ощутима и роль государства, хотя надо отметить, что по инициативе крупного капитала или государства кластеры образуются крайне редко. Государство осуществляет управление, нацеленное на помощь, т. е. обеспечивает скидки на экспорт, гарантийное покрытие, поддержку, привлечение инвесторов, консалтинг. В итальянской модели существует более гибкое и «равноправное» сотрудничество предприятий: как правило, внешнеторговую экспансию возглавляют не крупные компании, а предприятия малого и среднего бизнеса. Кластер конкурентоспособен благодаря географической концентрации в определенном регионе, что дает преимущества в виде взаимного доверия, тесной связи в местном сообществе, местных традиций, предпочтений, навыков и умений. По мере роста кластера формируется рынок труда, состоящий из кадрового потенциала, мотивированного к предпринимательской деятельности. Набирая экономический рост, малые предприятия в кластере, обладая синергетическим эффектом, становятся более гибкими за счет внутрикластерных связей между предприятиями, связей между населением и властью, между кластером и местностью.

В США, где ученые раньше других начали изучать принципы развития региональных экономик, промышленные кластеры стали весьма популярны [3]. В настоящее время более половины предприятий - это предприятия кластера, работающие в одном регионе и максимально использующие его природный, научный, интеграционный потенциал. Продукция кластеров ориентирована главным образом на экспорт или импортозамещение. Американская модель развития кластеров нацелена на повышение конкурентоспособности в глобальном масштабе на базе преимуществ, основанных на научно-технологических достижениях и инновациях. Новые высокие технологии, большие расходы на НИОКР и, как следствие, рост эффективности производства позволяют производить продукцию, отвечающую требованиям мировых рынков, что является главным критерием национальной и региональной конкурентоспособности. В США осуществляется федеральная поддержка НИОКР в университетах, где проводится большая часть научных и технологических исследований. Университеты обеспечивают формирование национального человеческого капитала в научной и технологической областях, подготавливая квалифицированные кадры. Особенность американской модели конкурентоспособности состоит в совместной деятельности государственных структур, промышленных предприятий и академических организаций. Функция правительства заключается в развитии научно-технологического партнерства, законодательно утвержденном предоставлении налоговых кредитов и льготного налогообложения предприятиям, осуществляющим государственные и собственные программы НИОКР. В результате этого особо динамичное развитие получают регионы, на территории которых сформированы промышленные кластеры.

В Шотландии формирование интегрированных предприятий и подготовка специалистов осуществляются через создание сетей местных инициативных предприятий, которые контролируют местную инфраструктуру, включая маркетинг, разработку инвестиционных программ и т. д. Шотландская модель кластера предусматривает наличие компании, как правило, с мировым именем. Вокруг крупного предприятия начинают формироваться более мелкие структуры, образуя кластер. Кластер в Шотландии основывается на

трех ключевых программах: повышение мастерства, связи промышленности с университетами, повышение конкурентоспособности малых предприятий.

В Германии различаются три разновидности кластеров: научные, передающие свои технологии в производство; объединяющие исследования и производство; возникающие на базе инновационных фирм, работающих в конкурентной среде. Развитию территорий способствует федеральное устройство, в соответствии с которым земли имеют большую самостоятельность и осуществляют собственные программы развития за счет своих средств. Страна идет по пути развития на основе высоких технологий, и в этом направлении происходит консолидация усилий промышленности и научных центров. Финансовые ресурсы промышленные кластеры получают из федеральных и местных источников. В Германии работают три лучших мировых кластера из семи кластеров высоких технологий, получивших почетное название «Силиконовая долина XXI века», - это Мюнхен, Гамбург, Дрезден.

В Великобритании сформулирована так называемая прогнозная технологическая программа, в основу которой в связи с постоянно возрастающей конкуренцией на мировых рынках закладывался смешанный секторально-кластерный подход. Уже более 10 лет Уэльс, Северная Ирландия и Северо-Восток Англии демонстрируют успешное региональное динамическое развитие в производстве автомобилей, электроники, химикатов и в таких более традиционных секторах, как производство продуктов питания и напитков, одежды и текстиля.

Кластеризация в Финляндии стала исключительно популярной после того, как она впервые была использована для разработки промышленной политики страны еще в 1991-1993 гг. В рамках проекта «Преимущества Финляндии» экономика страны полностью перешла от поддержки медленно растущих базовых отраслей к развивающимся на основе высоких технологий отраслям и кластерам. Финляндия следует классической европейской модели развития кластеров: государство - промышленный бизнес. Если в США они достаточно сильно отдалены друг от друга, в европейских странах, в частности в Финляндии, государство постоянно и тесно контактирует с предпринимательским сектором, но без широкого проникновения в структуру крупных частных промышленных предприятий, что свойственно азиатской модели отношений «государство - промышленный бизнес». Финляндия в короткие сроки поменяла систему сравнительных преимуществ -перешла с сырьевой стратегии развития на высокотехнологичную. Инновационная политика страны опирается на использование знаний, новых технологичных и организационных решений. Динамичное развитие Финляндии происходит за счет эффективного взаимодействия крупных, средних и малых предприятий с непосредственным участием системы государственной поддержки.

Из стран СНГ идея кластеризации наиболее успешно реализуется в Казахстане. Стратегией индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 гг. определены кластерные инициативы, реализация которых будет направлена на развитие промышленного потенциала и повышение конкурентоспособности регионов на основе инновационного объединения всех участников кластера. Кластерная инициатива служит инновационным способом объединения усилий участников кластера, правительства и научных кругов для определения приоритетов экономической политики, разработки и реализации стратегии повышения конкурентоспособности кластера. В этой связи развитие кластеров должно стать приоритетом политики государства, компаний и других институтов.

Таким образом, опыт зарубежных стран в формировании кластеров позволяет выделить четыре типа кластеризации:

1) каталитический - правительство сводит заинтересованные стороны (например, частные компании и исследовательские организации) между собой, но обеспечивает ограниченную финансовую поддержку реализации проекта;

2) поддерживающий - каталитическая функция государства дополняется его инвестициями в инфраструктуру регионов, образование, маркетинг для стимулирования развития кластеров;

3) директивный - поддерживающая функция государства дополняется проведением специальных программ, нацеленных на трансформацию специализации регионов через развитие кластеров;

4) интервенционистский - правительство наряду с выполнением своей директивной функции перенимает у частного сектора ответственность за принятие решения о дальнейшем развитии кластеров и посредством трансфертов, субсидий, ограничений или регулирования, а также активного контроля над фирмами в кластере формирует его специализацию.

Ссылки:

1. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) [Электронный ресурс]. 11Р1_: http://www.un.org/ru/ecosoc/unido/ (дата обращения: 01.02.2013).

2. Там же.

3. Портер М. Конкуренция. М., 2005. 608 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.