ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИДЕНТИФИКАЦИИ ДЕПРЕССИВНОСТИ РЕГИОНОВ
Аннотация. Результаты исследования позволили автору сделать вывод, важный для разработчиков региональной политики, который заключался в том, что «средства регионального развития целесообразно направлять на улучшение социально-экономического положения стран, чтобы сократить разрывы их с другими государствами Европейского Союза». Так, инвестиции в бизнес, человеческие ресурсы, инфраструктуру потенциально окажут влияние на региональную политику социального и экономического развитие регионов, периодическая оценка которых позволит направлять инвестиции в сферы, более всего нуждающиеся в средствах и тормозящие развитие страны.
Ключевые слова: типология регионов, депрессивность, методологии, типы экономических районов.
FOREIGN EXPERIENCE OF IDENTIFYING DEPRESSED REGIONS
Annotation. Results of the study is enabled the author to conclude important for developers of regional policy, which consisted in the fact that «the means of regional development it is advisable to improve the socio-economic situation of countries to reduce gaps with other countries of the European Union». For example, business investment, human resources, infrastructure, potentially have an impact on regional policy of social and economic development of the regions, periodic assessment which will allow to invest in areas most in need of funds and hindering the development of the country.
Keywords: typology of regions, depression, methodology, types of economic regions.
Зарубежный опыт идентификации депрессивности регионов может представлять ценность для современных российских регионов, так как большинство из них не вышло на уровень постиндустриальной экономики. С этой целью приведем обзор известных типологий регионов, созданных для разработки и проведения региональной политики в нашей стране, по которым можно судить о концепциях и целях, лежащих в ее основе.
Наиболее популярными являются методологии к типологии регионов, разработанные в Евросоюзе, которые сочетают самые разные подходы от простого ранжирования по душевому валовому региональному продукту до учета структурных, социальных, институциональных, географических факторов. При этом важно отметить, что нельзя создать одну «правильную» типологию регионов, используемую во всех случаях. Когда речь идет о сложных территориально-общественных системах, таких как регион, каждая ситуация требует особого подхода, поэтому создаются новые типологии.
Одним из основополагающих подходов к типологии регионов является модель «центр - периферия», в рамках которого исследователь Дж. Фридман в 1960-х гг. выделил следующие типы экономических районов страны [3].
1) Районы-ядра, в которых концентрируются самые современные отрасли экономики, имеется высокий потенциал для внедрения инноваций.
2) Растущие районы - периферийные территории нового промышленного строительства, основанные на интенсивной добыче и использовании природных ресурсов, расположенные между крупнейшими экономическими центрами.
3) Районы нового освоения - территории освоения и заселения ранее неиспользовавшихся земель (пример - хозяйственное освоение Амазонской низменности со стороны Колумбии и Бразилии), реализующие такие виды экономической, как сельское хозяйство, лесоразработка, добыча полезных ископаемых.
4) Депрессивные районы - периферийные районы с давно сложившимися поселениями, характеризующиеся неэффективным сельским хозяйством и промышленностью из-за истощения ме-
УДК 332.075 А.М. Даурова
Alina Daurova
© Даурова А.М., 2015
сторождений полезных ископаемых, что в свою очередь приводит к обострению социально-экономических проблем и миграции населения в более благополучные районы.
Модель «центр - периферия» в целом характерна для стран Евросоюза. Для выделения периферийных регионов в 1990-х гг. был разработан индекс доступности, определяющий одновременно географическую и экономическую периферию. По величине данного индекса Бусыгина И.М. выделяет три типа регионов на территории Евросоюза: центральные (значение индекса на 50 % больше, чем среднее значение), периферийные (значение индекса на 40 % меньше, чем среднее значение) и переходные [1].
Согласно данной типологии центральные регионы располагаются в треугольнике Северный Йоркшир (Великобритания), Франш-Конте (Франция), Гамбург (Германия), где сосредоточена большая часть населения Евросоюза и производится основная часть валового внутреннего продукта, несмотря на незначительную площадь, составляющую 14 % территории сообщества. Периферия включает территории Швеции и Финляндии на севере, Шотландии и Ирландии - на северо-западе, Испании, Португалии, Греции, юге Италии, островах Средиземного моря - на юге, а также территории государств - новых членов Евросоюза. Представленная типология свидетельствует о важности развития транспортных сетей на территории Евросоюза, повышающих доступность регионов, которая является основным фактором регионального развития.
Достаточно простой является типология регионов по уровню социально-экономического развития, проведенная в 1997 г. М. Хейнденрихом, выделившем в качестве критериев 5 показателей, по мнению автора, наиболее полно отражающих специализацию и социально-экономическую ситуацию в регионах. В число данных показателей вошли уровень безработицы, доля занятых в населении трудоспособного возраста, доходы на душу населения, а также доля населения, занятого в промышленности и доля населения, занятого в сфере услуг. На основе анализа данных показателей регионы могут быть разбиты на восемь типов.
- Тип 1. Метрополитенские регионы с высокоразвитой сферой услуг (крупнейшие города стран Евросоюза).
- Тип 2. Полупериферийные административные регионы и регионы, специализирующиеся на сфере услуг.
- Тип 3. Бедные регионы, специализирующиеся на сфере услуг (регионы Италии и Испании).
- Тип 4. Регионы - промышленные центры (ядра).
- Тип 5. Промышленная полупериферия.
- Тип 6. Промышленная периферия.
- Тип 7. Кризисные промышленные регионы.
- Тип 8. Сельскохозяйственные регионы Средиземноморья.
Проводимые в последние годы исследования в качестве главной цели регионов выделяют повышение их конкурентоспособности, что привело к разработке типологии регионов для проведения политики, направленной на рост их экономики [7].
В соответствии с показателями «плотность населения» и «валовой внутренний продукт на душу населения», положенными в основу данной типологии, все регионы, в которых есть производство, подразделяются на следующие типы. Первый тип «регионы - производственные площадки» характеризуются дешевым производством за счет доступности труда, земли и капитала, что делает их привлекательными для инвестиций.
Регионы - источники увеличения прибыли - являются динамично развивающимися с высокими темпами роста, средней плотностью населения и локализованной экономикой, как источника их благополучия. Ключевыми факторами конкурентоспособности данного типа регионов являются квалифицированные трудовые ресурсы, внутрифирменное разделение труда, размер рынка, доступность поставок.
К третьему типу «регионов - центры знаний» относятся регионы с более высокой плотностью населения, высоким и устойчивым ростом валового внутреннего продукта. Их преимущество заключается в наличии условий для карьерного роста, ведения научных исследований открытости и патентных работ, а также международного сотрудничества. При этом регионам данного типа присущи и
все недостатки крупных городов, такие как дорогая жизнь, высокие цены на жилье, преступность и прочие.
Данная типология является основой для формирования и проведения региональной политики, отражающей особенности ее реализации применительно к разным типам регионов. В частности, поддержка инноваций характерна для «регионов - источников увеличения прибыли» и «регионов - центров знаний». Поддержка интернационализации и доступности важна для «регионов - производственных площадок» и «регионов - источников увеличения прибыли». В управлении экономикой нуждаются «регионы - производственные площадки» и «регионы - центры знаний». При этом для каждого из типов регионов проводимая политика должна отличаться по целям, стратегиям, инструментам.
Еще одна проблемно-ориентированная типология регионов для повышения их конкурентоспособности предложена Д. Сепик [5]. Автором в соответствии географическими факторами выделены восемь типов регионов ЕС приближенных к решению практических задач.
1) Растущие мегаполисы - это города и городские территории в «сердце» Европы, включая столицы, где сосредоточены штаб-квартиры компаний, НИОКР и образование, культурные объекты.
2) Динамичные городские регионы вне основной зоны экономического развития Европы имеют население и достаточный экономический потенциал для привлечения НИОКР и, со временем, установления связей с основными европейскими и международными центрами принятия решений.
3) Сельские регионы, расположенные поблизости от крупных городов и интегрированные в глобальную экономику, располагаются рядом с крупными городами, характеризуются использованием большей части земель для сельскохозяйственных нужд, сосредоточенностью занятости населения в производственной сфере и сфере услуг.
4) Промежуточные сельские регионы расположены достаточно далеко от крупных городов, имеют хорошие транспортные связи и достаточно хорошо развитую инфраструктуру, крупные сельскохозяйственные предприятия, стабильное население и находятся в процессе экономической диверсификации.
5) Изолированные сельские регионы имеют низкую плотность населения и часто расположены в периферийных областях, далеко от крупных городов и транспортных магистралей. Чаще всего их население является стареющим, они имеют слаборазвитую инфраструктуру, низкий среднедушевой доход, а их хозяйство недостаточно интегрировано в глобальную экономику.
6) Депрессивные регионы отличаются низким уровнем доходов населения, высокой безработицей, большой долей населения, занятой в промышленности и сельском хозяйстве, незначительным количеством молодежи и низкой плотностью населения.
7) Регионы с неблагоприятным географическим положением имеют специфические постоянные географические особенности, ограничивающие их развитие, в частности удаленность, островная территория, горы. Данные особенности ведут к труднодоступности и проблемам, связанным с интеграцией с остальной частью Европейского Союза. Эта проблема отягощается стареющим и сокращающимся населением.
8) Регионы в состоянии экономического перехода - отстающие регионы, которые начали глубокую перестройку своей экономической структуры в связи с ее низкой конкурентоспособностью в первоначальном виде. Обычно они характеризуются высоким уровнем безработицы и низким валовым внутренним продуктом.
Расширение Европейского Союза в 2004 г. за счет присоединения новых членов (Чехии, Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Словакии, Словении, Венгрии) позволило латвийским ученым выделить лидеров и аутсайдеров среди исследованных стран по четырем группам показателей социально-экономического развития - демографическим, социальным, экономическим, рабочей силы (см. табл. 1) [4].
Результаты исследования позволили авторам сделать вывод, важный для разработчиков региональной политики, который заключался в том, что «средства регионального развития целесообразно направлять на улучшение социально-экономического положения стран, чтобы сократить разрывы их с другими государствами Европейского Союза». Так, инвестиции в бизнес, человеческие ресурсы, инфраструктуру потенциально окажут влияние на региональную политику социального и
экономического развитие регионов, периодическая оценка которых позволит направлять инвестиции в сферы, более всего нуждающиеся в средствах и тормозящие развитие страны.
Значительное расширение Евросоюза и невозможность продолжать прежнюю региональную политику в силу различия «старых» и «новых» стран-членов сообщества привело к целесообразности выделения новых типов регионов в соответствии с новыми потребностями.
Таблица 1
Идентификация слабых и сильных регионов (стран - новых членов ЕС)
«Слабые» регионы Показатели «Сильные» регионы
ЛИТВА, ЛАТВИЯ ОБЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЧЕХИЯ, СЛОВЕНИЯ
Словакия, Польша Рабочая сила, занятость, безработица Чехия, Словакия
Литва, Эстония Общие социальные Чехия, Словакия, Словения
Латвия, Польша Общие экономические Чехия, Венгрия
Литва, Латвия Общие демографические Чехия, Словакия
ПОКАЗАТЕЛИ
ЛИТВА, ЛАТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕХИЯ, СЛОВЕНИЯ
ПОЛЬША, ЭСТОНИЯ БАЗОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ЧЕХИЯ, ВЕНГРИЯ
Польша, Словения Транспорт Чехия, Словакия, Венгрия
Литва, Польша Телекоммуникации, энергетика, водоснабжение Чехия, Словения
Чехия, Эстония Инфраструктура охраны природы Литва, Латвия
Польша, Словения Социальная инфраструктура Чехия, Литва
ЛИТВА, ПОЛЬША ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ЧЕХИЯ, СЛОВЕНИЯ
Венгрия, Словения Образование, профессиональное обучение и квалификация Латвия
Литва, Латвия Развитие исследований и технологий Чехия, Словения
ЛАТВИЯ, ЛИТВА ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ СЕКТОР ЧЕХИЯ, СЛОВЕНИЯ
Латвия, Литва Финансы Чехия, Словакия, Словения
Латвия, Польша Промышленность Чехия, Словения
Литва, Эстония Торговля Чехия, Польша
Литва, Польша Услуги Эстония, Словения
Литва, Венгрия Строительство Чехия, Словения
Латвия Сельское хозяйство Венгрия, Чехия
ЛИТВА, ЛАТВИЯ ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА ЧЕХИЯ, СЛОВЕНИЯ
Так, «регионы конвергенции» - регионы, не достигающие 75 % душевого валового регионального продукта. В эту группу попала вся территория бывших социалистических стран, входящих ныне в Европейский Союз, а также некоторые представители наименее развитой группы «старой Европе» -юг Италии и Испании, Португалия и ряд других.
В группу «стагнирующих регионов» вошли территории, не достигающие 75 % среднедушевого валового регионального продукта. Размещены они, главным образом, в Средиземноморье, но в
данную группу входят и север Шотландии, некоторые старопромышленные ареалы Валлонии и Нижней Саксонии.
«Развивающиеся регионы» - территории, в 2000-2006 гг. пользовавшиеся преференциями Европейского Союза в рамках поддержки отсталых регионов, но в дальнейшем превзошедшие «критический» уровень душевого валового регионального продукта.
Данная типология используется при принятии важных управленческих решений в сложной политической обстановке объединенной Европы. Кроме того, она заслуживает внимания, так как сочетает научный подход и политическую актуальность и, опираясь на возможности Евросоюза, позволяет регионам планировать свое развитие.
Стремление Евросоюза к мировому лидерству требует создания экономики, основанной на знаниях, а также адаптации научно-технической политики сообщества к различным регионам. С этой целью была создана еще одна типология регионов Европейского Союза, позволяющая идентифицировать следующие группы регионов [6, с. 3-5].
- Тип 1: Преобладает аграрная низкодоходная экономика с низкими качеством трудовых ресурсов и относительно ограниченными возможностями создания инноваций и диверсифицированная агроиндустриальная среднедоходная экономика с качеством трудовых ресурсов от низкого до среднего и относительно ограниченными возможностями создания инноваций (25 регионов).
- Тип 2: Базирующаяся на туризме до этого средне- и высокодоходная аграрная экономика с ограниченными трудовыми ресурсами и возможностями создания инноваций (8 регионов).
- Тип 3: Воссозданная промышленная низко- и среднедоходная экономика, извлекающая выгоду из перемещения европейской промышленности, со значительными трудовыми ресурсами, но с не развитыми возможностями создания инноваций (20 регионов).
- Тип 4: Новая промышленная среднедоходная экономика со средним и высоким уровнем трудовых ресурсов, с от низкого до среднего уровнем возможностей для создания инноваций и диверсифицированная средне- и высокодоходная экономика с уровнем трудовых ресурсов от среднего до высокого и средним уровнем возможностей для создания инноваций (39 регионов).
- Тип 5: Реструктурированная промышленная среднедоходная экономика с трудовыми ресурсами среднего уровня и от средних до высоких возможностями создания инноваций (66 регионов).
- Тип 6: Промышленные лидеры с высоким доходом, с трудовыми ресурсами высокого уровня и выдающимися возможностями для создания инноваций (8 регионов).
- Тип 7: Диверсифицированная, базирующаяся на промышленности высокодоходная экономика, где доминируют секторы услуг и промышленности, связанной с наукой, с выдающимися трудовыми ресурсами и большими возможностями для создания инноваций, и диверсифицированная, основанная на обслуживании высокодоходная экономика с выдающимися трудовыми ресурсами и большими возможностями для создания инноваций (23 региона).
Представленные типологии регионов были разработаны зарубежными учеными и отражали особую ситуацию в мире, сложившуюся в конкретный период времени, и были обусловлены необходимостью выделения территории, как объекта региональной политики, направленной на повышение уровня ее развития, создание благоприятных условий для внутреннего роста экономики региона, реализацию конкурентных возможностей в масштабах страны.
При всех указанных обстоятельствах в развитых и развивающихся странах существуют не только экономически развитые регионы, но отсталые и депрессивные регионы. Именно эти типы регионов находятся в центре внимания национальных правительств, преодоление проблем которых требует реализации сложных и возможно дорогостоящих мер, которые направлены на достижение положительных результатов. В итоги депрессивные регионы могут перейти в категорию передовых и стать опорой государства.
Российский исследователь И.В. Пилипенко, используя вышеприведенные зарубежные типологии при исследовании, направленном на повышение конкурентоспособности регионов, пришел к выводу о необходимости разработки региональной кластерной политики по отношению к ним, который с нашей точки зрения, является наиболее оптимальным по отношению к депрессивным регионам [2].
Под кластерной политикой автор понимал «комплекс мероприятий, направленный на повышение конкурентоспособности страны через стимулирование развития кластеров», причем государ-
ственная кластерная политика - «новый способ организации микроэкономической политики в стране по отношению к новым объектам политики - пространственным и внепространственным кластерам».
В российской экономике, по мнению И.В. Пилипенко, объектами кластерной политики могут быть внепространственные и пространственные кластеры, развитие кластерных инициатив, развитие существующих и создание новых территориально-производственных комплексов на основе использования эффекта размещения, концентрации, комбинирования и кооперирования, а субъектами этой политики - федеральные и региональные органы власти, а также органы местного самоуправления.
Таким образом, обзор теоретико-медотических подходов, представленный в первой главе настоящего исследования позволяет нам сделать следующие выводы. Поскольку объектом региональной политики являются функциональные зоны с повышенной концентрацией экономической деятельности, то в рамках настоящего исследования регион рассматривается как сложная экономическая система, включающая совокупность такого рода зон, определяемая в статистических показателях.
Исследования отечественных и зарубежных авторов позволили в качестве основополагающей рассматривать концепцию концентрации экономической деятельности и расстояние до центра в экономическом пространстве, т.е. периферийных регионов, на основе выделения которых должна вырабатываться региональная кластерная политика по отношению к регионам, идентифицированным как депрессивные.
В данном контексте «депрессивные регионы» характеризуются периферийные районы с давно сложившимися поселениями, характеризующиеся неэффективным сельским хозяйством и промышленностью из-за истощения месторождений полезных ископаемых, что в свою очередь приводит к обострению социально-экономических проблем и миграции населения в более благополучные районы. Это положение позволяет предметно сконцентрировать исследование на сельских регионах, расположенных поблизости от крупных городов и интегрированных в глобальную экономику.
Исходя из особенностей выделения депрессивных регионов, определяется и потенциал преодоления проблемного состояния. В качестве факторов и условий перспективного развития регионов могут быть рассмотрены возможности преодоления ситуации, влияющих на воспроизводственные процессы депрессивного региона. Следовательно, депрессивность является преодолимым явлением при грамотно выстроенной региональной политике, учитывающей глубину депрессивности данных процессов.
Библиографический список
1. Бусыгина, И. Расширение Евросоюза с точки зрения подхода «центр - периферия» / И. Бусыгина // Кос-мополис. - 2004. - № 1(7). - С. 46-55.
2. Вавулин, Д. А. О стратегической цели и системе целевых показателей развития регионов России / Д. А. Вавулин // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - № 28. - С. 44-48.
3. Грицай, О. В. Центр и периферия в региональном развитии / О. В. Грицай. - М. : Наука, 1991. - 176 с.
4. Килиенене, А. Социально-экологическое развитие регионов ЕС / А. Килиенене [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://ecsocman.edu.ru/data/202/785/1219/Sotsis_08_06_p48-56 (дата обращения : 24.12.2014).
5. Сэпик, Д. Конкурентоспособность регионов: некоторые аспекты / Д. Сэпик [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.recep.ru/files/documents/regional_competitiveness_ru.pdf (дата обращения : 24.12.2014).
6. Штульберг, Б. М. Совет по изучению производительных сил и экономических связей при Министерстве труда и социального развития РФ и Министерстве РФ по сотрудничеству с государствами - участниками СНГ: «О депрессивных территориях в Российской Федерации. Пути выхода из кризиса»: материалы к парламентским слушаниям / Б. М. Штульберг. - М. : СОПС, 1997.
7. Martin, R. L. A study on the factors of regional competitiveness. A draft final report for The European Comission Directorate-General Regional Policy / R. L. Martin [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ec.europa.eu/regional_policy/sources/docgener/studies/pdf (дата обращения : 24.12.2014).