Большинство предприятий, участвующих в системе обеспечения продовольственной безопасности внутренних войск, функционально разделены. В этой связи схемы воздействия государственных органов на разные отрасли (АПК, продовольственная торговля) отличаются и по методам, и по критериям оценки соответствия (рис. 3).
Оценка соответствия деятельности предприятий нормативным требованиям предполагает два аспекта:
1) успешность действия системы зависит от наличия обратной связи, которая устанавливает соответствие между мерами воздействия органов государственной власти на предприятия, обеспечивающие продовольственную безопасность внутренних войск, и состоянием последней. Оценка соответствия (мониторинг) проводится путем установления различий состояния системы и критериев, используемых для характеристики положения в регионах, а также некоторых показателей, отражающих местные особенности;
2) нормативные требования предполагают определенные ограничения методов воздействия на деятельность предприятий. Требования к системе диктуются либо потребителем, либо нормативными актами по всем методам воздействия на деятельность предприятий по реализации продукции или услуг.
Важнейшими параметрами функционирования модели являются периодичность (частота) мониторинга, способы применения методов воздействия и корректирующих мероприятий для устранения несоответствий (выбор, сочетание, интеграция, последовательность применения, оптимизация).
Таким образом, основу управления системой обеспечения продовольственной безопасности внутренних войск составляют ориентация на собственный совокупный ресурсный потенциал, обеспечение последовательной трансформации источников ресурсов и направлений их использования, позволяющих выйти на модель устойчивого функционирования системы материального обеспечения внутренних войск МВД России.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КЛАСТЕРОВ В ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫХ СТРАНАХ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, США, КАНАДА, ЯПОНИЯ)
Ю.Б. МИНДЛИН,
кандидат экономических наук, доцент, Всероссийская государственная налоговая академия Минфина России
Аннотация: Кластеры обеспечивают значительный импульс развития государств с развитой экономикой, позволяют им мобилизовать новый сетевой ресурс организации территорий, становятся базой конкурентоспособности экономики.
Ключевые слова: кластер, кластерное развитие экономики, конкурентоспособность, региональное развитие.
FOREIGN EXPERIENCE OF THE FUNCTIONING OF CLUSTERS IN ECONOMICALLY DEVEL-OPED COUNTRIES (UNITED KINGDOM, UNITED STATES, CANADA, JAPAN)
Y.B. MINDLIN,
candidate of Economical Sciences, the senior lecturer, All-Russia State Tax Academy of the RF Finance Ministry
The summary. Clusters provide a significant impetus to the development of the advanced economies, allow them to mobilize a new online resource organization of territories have become a base competitiveness of the economy.
Key words: cluster, cluster economic development, competitiveness, regional development.
Развитие региональной интеграции в Великобритании. В середине 1990-х гг. были пересмотрены приоритеты промышленной политики. В результате сформулирована так называемая Прогнозная технологическая программа. Уже более 10 лет Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия и северо-восток Англии демонстрируют успешное региональное динамическое развитие в производстве автомобилей, электроники, химикатов и в некоторых более традиционных секторах, таких как производство продуктов питания и напитков, одежды и текстиля [1].
Одним из важных шагов, предпринятых правительством Великобритании, стал заказ на выявление и картографию всех региональных кластеров в стране. Следует отметить специфику распределения британских кластеров по регионам, исходя из их специализации. Кластеры на юге Великобритании больше тяготеют к сфере услуг (программное обеспечение, деловые услуги и т.п.), тогда как на севере кластеры в основном развиваются на базе товарного производства. Лондон и юго-восток отличаются самыми высококонцентрированными и успешно развивающимися кластерами [5].
Опыт США показывает, что экономическое развитие регионов зависит от сложной системы взаимосвязанных факторов, среди которых территориальное расположение и высококвалифицированный персонал играют немаловажную, однако не исключительную роль. Кроме того, ни отраслевая структура, ни новые высокотехнологичные отрасли не определяют в полной мере экономический рост региона. Анализ показывает, что наиболее динамичное развитие получают те регионы, в которых сформировались так называемые промышленные или инновационные кластеры — комплексы предприятий (промышленных компаний, исследовательских центров, научных учреждений), органов государственного управления, профсоюзов на базе территориальной концентрации специализированных поставщиков, основных производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой. Эти комплексы выступают альтернативой секторальному (отраслевому) подходу.
Высокую конкурентоспособность и стабильный экономический рост определяют факторы, стимулирующие распространение новых технологий. Это прежде всего характер и структура взаимодействия науки, образования, финансирования, государственной политики и промышленности. Наиболее жизнеспособные кластеры инновационной активности формируются на основе диверсификации межсекторальных (межотраслевых) связей. Разнообразие разных источников технологических знаний и связей облегчает комбинацию факторов производства и становится предпосылкой любой инновации.
Территориальные инновационно-промышленные кластеры имеют в своей основе определенную устой-
чивую систему распространения новых знаний, технологий и продукции — так называемую технологическую сеть. Они опираются на совместную научную базу. Предприятия кластера имеют дополнителыные конкурентные преимущества за счет возможности осуществлять внутреннюю специализацию и стандартизацию, минимизировать затраты на внедрение инноваций. Особенностью таких кластеров является наличие в их структуре гибких предпринимательских структур малого бизнеса, позволяющих формировать так называемые инновационные точки роста.
Территориальные промышленные кластеры важны для развития предпринимательства по нескольким причинам. Прежде всего они обеспечивают фирмам высокую степень специализации. Это позволяет предпринимателям создавать новые фирмы, обслуживающие конкретную промышленную нишу. При этом меньшая степень вертикальной интеграции структур внутри кластера облегчает вхождение в последний новых фирм. В кластерных структурах возможен доступ к капиталу, так как географическая концентрация фирм имеет большую притягательную силу для «бизнес-ангелов» и венчурных капиталистов, многие из которых сделали свою карьеру в расположенных в этих кластерах отраслях промышленности. Близость большого количества фирм предполагает обмен идеями и передачу знаний от специалистов, входящих в кластер фирм, начинающих собственное дело.
Задача формирования и укрепления региональных инновационных кластеров в США поставлена в число важнейших национальных приоритетов [6].
В США М. Портер был пионером-разработчиком кластерной модели. Штаты Аризона, Калифорния, Коннектикут, Флорида, Миннесота, Северная Каролина, Огайо, Орегон, Вашингтон возглавили этот процесс формирования кластеров и приняли соответствующие программы; сотни городов и территорий разработали свои кластерные стратегии. Ярким примером кластера является «Силиконовая долина» [1].
В штате Аризона при участии центра М. Портера была разработана программа стратегического партнерства для экономического развития. В результате были выделены модели девяти кластеров.
Деятельность на протяжении 1991—1999 гг. показала способность кластеров к выживанию и совершенствованию. Они функционировали как сетевые структуры, основными целями которых являются совместное обучение, проведение маркетинга, закупка, производство и создание экономических структур и фондов [1].
В штатах создаются комиссии по инициированию создания кластеров. Аналитическую работу ведут научные центры и университеты. Комиссии распределяют доли участников кластеров, помогают преодолевать препятствия, укреплять кластеры. Перво-
начальный капитал выделяется штатом, затем привлекаются средства частных компаний. Характерным для американских кластеров является их участие в глобальной конкуренции. Приоритетами считаются инновационные подходы, работа основана на принципах партнерства.
Ввиду отсутствия единой модели для определения необходимой и целесообразной структуры формирующегося кластера в Соединенных Штатах ведутся обширные и глубокие исследования кластерных комплексов. Используя компоненты методики факторного и матричного анализа, исследователи Института региональных исследований США сделали попытку рассмотреть проблему национальной экономики через призму существующих кластерных объединений. В ходе исследований интенсивности связей между отраслями, кластерами, секторами кластеров было выделено 23 производственные кластерные группы, объединенные в четыре блока, в которые входили от пяти до 116 секторов-участников. Последние включали от 82 до 102 тыс. предприятий с численностью занятых от 38 тыс. до 4,5 млн человек [4].
Опыт кластерного развития экономики Канады характеризуется наличием развитой структуры промышленности, ее высокой инновационной составляющей, а также успешными примерами создания высокотехнологичных кластеров.
Канада имеет опыт в реализации следующих кластерных инициатив: биотехнологического (Монреаль, Торонто, Ванкувер, Оттава, Галифакс); информационно-телекоммуникационного (Ванкувер, Калгари, Квебек и др.); кластера высоких технологий (Монреаль, Онтарио и др.); мультимедийного (Монреаль, Торонто, Ванкувер); винодельческого (Ниагара); кластера пищевой промышленности (Торонто) и др. Представляет интерес опыт Канады в создании комплексных региональных кластеров, включающих в себя ряд промышленных кластеров (Эдмонтон).
Содействие кластерным инициативам бизнеса оказывают в Канаде все уровни власти: федеральный, региональный и муниципальный, но конкретные формы поддержки различаются на каждом уровне.
В то же время кластерная стратегия является частью национальной инновационной политики страны. Координацию данной стратегии осуществляет Национальный исследовательский совет (НИС) — ведущее федеральное агентство по научно-исследовательскому развитию. Он состоит более чем из 20 институтов и национальных программ, охватывающих широкий спектр дисциплин и предлагающих ряд услуг по всей территории Канады для помощи в стимулировании инновационной деятельности на местном уровне.
Основной целью инновационной стратегии Канады является вовлечение существующих наработок в области исследований, технологий и инноваций в по-
вседневную деятельность правительства, академий и частного сектора для повышения общего инновационного потенциала, квалификации и уровня знаний. Для достижения поставленной цели НИС были запущены технологические кластерные инициативы. Они возникли как ответная реакция на низкий уровень научно-исследовательской деятельности в канадских компаниях и необходимость оживить региональные экономики.
В настоящее время в программе задействованы кластеры самого разного размера и стадий развития, среди которых Сагенейские алюминиевые технологии, Эдмонтонские нано-технологии, Ванкуверское объединение топливных и водородных технологий, Саскатунская пищевая промышленность, Виннипег-ские биомедицинские технологии, Фотонные технологии в Оттаве. Эти образования включают в свой состав отраслевые местные основные компании, университеты, промышленные объединения, колледжи, исследовательские центры. Каждая региональная кластерная инициатива находится в ведении региональных представительств НИС.
Отличительной чертой региональных кластерных инициатив, сформированных при участии НИС, является то, что все кластеры входят в сети, выходящие за пределы их регионов.
Помимо технологических кластерных инициатив НИС на федеральном уровне правительство Канады оказывает поддержку кластерам в реализации политики по привлечению инвестиций, содействуют в реализации продукции компаний на внешних рынках, регулировании рынка рабочей силы, инвестировании в перспективные научные исследования и разработки, создает образовательные программы, защищает интеллектуальную собственность и т.д.
На уровне провинций Канады кластерная политика получает активную поддержку. Она заключается в финансировании научных разработок, реализации образовательных программ, привлечении внешних инвестиций и оказании сопутствующих услуг. Ведущую роль в управлении кластерной политикой на уровне провинций играют агентства регионального развития — управляющие компании при правительстве провинций. Агентства выступают своего рода фундаментом для образования и поддержки кластерных инициатив, формируя стратегический подход к развитию региона и среднесрочные бизнес-планы по достижению ближайших целей.
Среди основных задач агентств регионального развития можно выделить следующие:
# помощь компаниям в определении потенциальных стратегических возможностей кластера и анализ того, как они могут быть использованы наилучшим образом;
# разработка институциональных или сетевых механизмов построения сотрудничества между ключевыми участниками кластера;
® повышение качества обмена информацией между исследовательскими организациями и компаниями, а также содействие в коммерциализации разработок;
привлечение инвестиций для покрытия дефицита инвестиционных источников финансирования в кластере;
® совершенствование инфраструктуры; ® формирование и реализация образовательных программ, направленных на повышение уровня участников кластера; ® развитие цепи поставщиков; ® поддержка развития новых бизнес-инициатив.
Существенная роль в реализации кластерной политики отводится органам местного самоуправления. В их задачи входит широкий спектр вопросов — от создания образовательных программ до обновления всех ключевых инфраструктур для нужд кластеров. Наиболее успешным примером управления реализацией кластерных инициатив на муниципальном уровне является проект кластерного развития Большого Эдмонтона, который, по сути, является уникальным примером создания крупного регионального кластера [2].
Одним из примеров процесса создания кластеров может служить опыт экономики Японии, первоначально основанный на создании системы субподрядных и субконтрактных связей между рядом крупных и сетью средних и малых предприятий. Типичный крупный кластер состоит из одного относительно большого головного предприятия, пользующегося услугами двух или трех уровней субподрядных фирм, расположенных обычно в географической близости к нему. Вместо вертикальной интеграции самостоятельные субподрядчики первого уровня связаны с головным предприятием долгосрочными договорами. Аналогичным образом установлены связи поставщиков первого и последующих уровней. Например, автопромышленный кластер фирмы «Toyota» имеет многоступенчатую сеть из 122 прямых поставщиков и почти 36 тыс. субподрядных малых и средних предприятий. Субподрядчики всех звеньев образуют своего рода клуб с высокими рыночными барьерами для новичков и иностранных конкурентов. Это в значительной мере исключает потенциальную
конкуренцию, свойственную свободному рынку. Однако ценовой фактор при закупке компонентов способствует оптимизации субконтрактного производства [3].
В Японии по реализации кластерных решений имеется опыт острова Хоккайдо, где в первой половине 1990-х гг. была создана Центральная организация по обеспечению устойчивого развития и стимулированию развития промышленных кластеров [1].
Опыт развитых стран подтверждает, что создание современных технологий может базироваться только на процессах интеграции, в том числе посредством развития кластеров. Этот опыт актуален для стран с переходной экономикой и развивающихся государств, для которых превращение в технологические державы видится объективной и настоятельной необходимостью. Экономика, основанная на кластерах, — это модель конкурентоспособной и инвестиционно привлекательной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения и вовлекающей в процесс производства не только крупные предприятия региона, но и малый и средний бизнес. Использование кластерных технологий перспективно на тех территориях, где бизнес и власть намерены создать конкурентоспособную отрасль промышленности.
Литература
1. Руднева П.С. Опыт создания структурных кластеров в развитых странах // Экономика региона. 2007. № 18. Ч. 2 (декабрь).
2. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в северных субъектах Российской Федерации. URL: http://www.tpprf.ru.
3. Бондаренко В. Малые предприятия в системе кластеров // Бизнес для всех. 2005. № 33.
4. Новые формы организации инновационного процесса. URL: http://subcontract.ru
5. Скоч А. Международный опыт формирования кластеров. URL: http://www.intelros.ru
6. Емельянов С. Стратегия развития науки и технологии в США в XXI веке // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 1.