Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

438
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Зарубежные военные учебные заведения / военное образование / педагогическая готовность. / Foreign military / educational institutions / military education / pedagogical readiness.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Музыкантов Алексей Николаевич

В данной статье рассмотрены формы обучения военнослужащих трех государств: Соединенных Штатов Америки, Германии и Великобритании. Знание системы военно-профессионального образования ведущих стран блока НАТО и ее особенностей имеет большое значение для оценки возможностей вооруженных сил по выполнению боевых задач, а также позволяет учитывать опыт подготовки офицерского состава стран НАТО в образовании офицерских кадров в военных вузах России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Музыкантов Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE OF FORMATION OF PEDAGOGICAL READINESS OF MILITARY

This article examines the forms of training for military personnel of three states: the United States of America, Germany and Great Britain. NATO and the Russian Armed Forces. Knowledge of the military professional education system of the leading NATO countries and its armed forces is of great importance for the capabilities of the forces to perform combat missions, as well as include the experience of training NATO officers in the education of officers in Russian universities

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»

материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 198-200

9. Дыбина, О.В. Поисково-познавательная деятельность детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов факультета дошкольного воспитания [Текст] / О.В. Дыбина - Москва - Тольятти: Издво Фонда «Развитие через образование», 2002. - 131с.

10. Еник О. А. Современный подход к вопросу о формирование естественнонаучных знаний у дошкольников при изучении неживой природы / О. А. Еник, Е. Н. Илларионова // Молодой ученый. — 2014. — №20. 11.Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественнонаучных представлений и экологической культуры детей. Обзор программ дошкольного образования. - М.: Сфера, 2013. - 154 с

11. Еник, О.А. Современный подход к вопросу о формирование

12. Игровая деятельность как метод экологического воспитания дошкольников [Текст] / Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2005. -78с.

13. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2009. - №3. - С. 4-12.

14. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 14.11.2013) [Текст] // Российская газета. - 2013. - 25 нояб. - N 6241.

УДК 355.23

Музыкантов Алексей Николаевич Musicantov Alexey Nikolaevich

Заместитель начальника ВУЦ при СПбГУТ Deputy Head of the Military Training Center at SPbSUT Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.

А. Бонч-Бруевича

St. Petersburg State University of Telecommunications prof. M.A. Bonch-Bruevich

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

FOREIGN EXPERIENCE OF FORMATION OF PEDAGOGICAL

READINESS OF MILITARY

Аннотация. В данной статье рассмотрены формы обучения военнослужащих трех государств: Соединенных Штатов Америки, Германии и Великобритании. Знание системы военно-профессионального образования ведущих стран блока НАТО и ее особенностей имеет большое значение для оценки возможностей вооруженных сил по выполнению боевых задач,

а также позволяет учитывать опыт подготовки офицерского состава стран НАТО в образовании офицерских кадров в военных вузах России.

Abstract: This article examines the forms of training for military personnel of three states: the United States of America, Germany and Great Britain. NATO and the Russian Armed Forces. Knowledge of the military professional education system of the leading NATO countries and its armed forces is of great importance for the capabilities of the forces to perform combat missions, as well as include the experience of training NATO officers in the education of officers in Russian universities.

Ключевые слова: Зарубежные военные учебные заведения, военное образование, педагогическая готовность.

Key words: Foreign military, educational institutions, military education, pedagogical readiness.

Применение вооруженных сил, оснащенных современными видами вооружения и военной техники, требует высокого уровня профессиональных знаний кадрового состава. Для этого в зарубежных странах создана новейшая учебно-материальная база, которая обеспечивает подготовку кадров для вооруженных сил.

Проблема современного военного образования характеризуется изменением военно-политической обстановки, складывающихся военных угроз, содержания войны и вооруженной борьбы; интернационализацией образования и влиянием образовательной системы страны на систему военного образования; повышением требований к профессионализму и качеству подготовки военных кадров и необходимостью эффективного управления системой военного образования [1].

Огромный интерес с целью формирования государственной концепции военного образования имеют комплексные исследования военного образования зарубежных государств, а также их подходы к вопросам обучения и воспитания офицерских кадров.

Система военного образования - неотъемлемая часть государственной безопасности. Она необходима для обеспечения Вооруженных сил кадровым составом, степень подготовки которых отвечает государственным требованиям. А основной базой для подготовки офицеров являются военные учебные заведения.

Нынешнее положение военной педагогики стран НАТО во основном характеризуется отсутствием общей методологии по вопросам преподавания, а также обучения военнослужащих.

В основе концепции преподавания в военных учебных заведениях Соединенных Штатов Америки, Германии, Англии и др., применяются различные психологические и педагогические концепции.

Основная задача преподавания состоит в том, чтобы сформировать личность военнослужащего как патриота собственного государства, а также специалиста высокого уровня в различных сферах, который готов самостоятельно обучаться и стремиться к самосовершенствованию.

Международная научно-практическая конференция

Обучение офицеров является важнейшим компонентом процесса подготовки военнослужащих. Основные характеристики действующих систем военного образования представлены в таблице 1.

Таблица 1. Основные характеристики действующих систем военного

образования

Основные составляющие системы военного образования РФ США ФРГ Великобрита ния

Виды учебных заведений, ведущих массовую подготовку кадров Военные институты, академии и военные учебные центры при вузах (5 лет) Военные колледжи (4 г.) + войсковая специализа-ция (4-8 нед.) Вневойско-вая подготовка в вузах по контракту с МО (4 г.) + войсковая подготовка (2 г.) Офицерские школы видов ВС (3 г.) + начальная военная подготовка в войсках (6 мес.), стажировки и практики по исполнению должности в войсках Университет бундесвера (3 - 3.5 г.) Военные училища для постоян-ного кадрового состава (3 г.) Университеты по контракту с МО (4 г.) с последующей доподго-товкой в вузах (2 г.)

Виды учебных заведений, ведущих подготовку офицеров с высшим военным образованием Военные академии и институты (2-3 г.) Армейский военно-штабной колледж (10 мес.) Армейский военный колледж (10 мес.) Курсы подготовки старших офицеров (14 нед.) Курсы штабной службы (11 нед.) Объеден-ный колледж ВС (10 мес.) Военно-научный колледж (3 г.)

Виды учебных заведений, ведущих подготовку высших офицеров Академия Генерального штаба РФ (2 г.) Националь-ный военный колледж (10 мес.) Курсы офицерской службы ГШ (2 г.) Курсы ГШ (10 мес.) Королев-ский колледж обороны (1 г.)

Из числа ключевых требований, предъявляемых к офицерским кадрам, существенную роль составляют: способность применять инновационные способы преподавания, умение формировать сплоченные коллективы, грамотно строить отношения с подчиненными, но кроме того мотивировать подчиненных своим собственным примером, стать для них человеком, которому можно доверять, советоваться и задавать вопросы при возникающих спорных ситуациях.

За основу обучения в ВС США было взято соображение, что выпускник военного учебного заведения обязан быть высокоинтеллектуальным офицером. Из-за этого, в наше время объем боевых дисциплин в военных учебных заведениях Соединенных Штатов Америки не превосходит 15% от общего числа учебных часов. В основе обучения лежат гуманитарные предметы, которые составляют до половины учебных часов, а на 3 и 4 курсах доходят до 70 %. Таким Образом, подготовка офицеров в военной академии Вест-Поинт осуществляется в соответствии с концепцией «Цельная личность», предусматривающей выработку таких черт, как культурность, физическая стойкость, а также способность взаимодействовать с подчиненными и командирами. Такой способ подготовки кадров требует изучения и возможно изменения, так как видна излишняя гуманитаризация и недостаточное знание предметов по военно-учетной специальности.

Военные эксперты в Вооруженных силах Германии считают, что подготовка кадров считается своего рода «инвестицией в будущее» - молодое поколение которое выросло при воздействии армейской жизни, вернувшись обратно в гражданское общество, будут способствовать его изменениям в лучшую сторону и помогут обеспечить его последующее благосостояние. Также эксперты считают, что, боевые задачи, поставленные перед армиями современных государств, обретают комплексный характер, а динамика важных для военной сферы изменений в различных условиях непрерывно растет. По этой причине данный подход подойдет также и к нашей армии.

Для армии Великобритании свойственно то, что формирование морально-волевых качеств, обучение, воспитание военнослужащих, а также педагогическая деятельность являются главной обязанностью командиров (начальников) независимо от должности и звания.

Первое - это осуществление тщательного отбора военнослужащих, как офицеров, так и военнослужащих, имеющих другие звания, обращая внимание на их профессиональную, боевую подготовку и результаты профессионально психологического отбора.

Второе - это высокая педагогическая подготовка кадрового состава из военных учебных заведений, в которых делается упор на воинскую дисциплину, изучение общевоенных предметов и профессионально-должностную подготовку.

Третье - это непрерывная подготовка военнослужащих.

Четвертое - оптимальный характер воздействия всей системы обучения и воспитания в сочетании с результативными мерами материального стимулирования военно-профессиональной, в том числе и педагогической, деятельности и подготовки к ней [2].

Необходимо выделить то, что военные учебные заведения Соединенных Штатов Америки, Германии, Англии, Турции и иных иностранных государств обладают высококлассной учебно-материальной базой и современным оборудованием. Сформированы компьютерные сети, насчитывающие огромное число ПК, объединяющие между собою тренировочные аудитории, библиотеки, офисы, штабы. Концепция функционирует круглыми сутками.

Основными недостатками учебного процесса в военных учебных заведениях по материалам зарубежной печати являются шаблон в обучении слушателей, нечестная конкуренция, копирование заданий слушателями, политизация учебного процесса, большой процент преподавателей с малым стажем педагогической деятельности, упрощенный подход в оперативных расчетах. [3]

Таким образом, можно сделать вывод, что концепция подготовки офицеров иностранных государств предполагает собою единый и непрерывный процесс. Система военного образования имеет свою национальную специфику и отвечают национальным интересам и традициям каждого государства.

Библиографический список:

1. Кернасовский Ю.М. Военное образование: современное состояние и перспективы развития - 2006. - № 3. -С. 72 - 75.

2. Военное образование зарубежных стран [Электронный ресурс]: по материалам электронных средств массовой информации.

3. Кернасовский Ю. М. Сравнительный анализ систем военного образования зарубежных стран / НАУКА И ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ № 4/2006, стр. 59-64 / URL: http://miHtaryartide.ru/nauka-i-voennaya-bezopasnost/2006/n977-sravnitelnyj-anaHz-sistem-voennogo-obrazovanija

© А.Н. Музыкантов ,2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.