Научная статья на тему 'Зарубежный опыт формирования и регулирования социальной инфраструктуры как важнейший фактор устойчивости сельских территорий'

Зарубежный опыт формирования и регулирования социальной инфраструктуры как важнейший фактор устойчивости сельских территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
440
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СЕЛЬСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каймакова Мария Васильевна

Рассматривается зарубежный опыт решения проблем социальной инфраструктуры применительно к российской современной действительности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт формирования и регулирования социальной инфраструктуры как важнейший фактор устойчивости сельских территорий»

УДК 332.012.2 М. В. КАЙМАКОВА

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР УСТОЙЧИВОСТИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Рассматривается зарубежный опыт решения проблем социальной инфраструктуры применительно к российской современной действительности.

Ключевые слова: зарубежный опыт, социальная инфраструктура, сельская территория.

В формировании и регулировании социальной инфраструктуры полезно учитывать и опыт зарубежных стран.

Например, за последние 2-3 десятилетия в процессе свободной эволюции экономики США был замечен ряд социально-экономических тенденций, которые впоследствии негативно отразились и на состоянии сельских регионов страны. Это обстоятельство поставило правительство США и ряда западных стран перед необходимостью принятия экстренных мер по выправлению острокризисного положения. В этих условиях США и некоторые страны Европейского союза ввели в экономическую политику и распространили на развитие сельской социальной инфраструктуры методы государственного регулирования. Ещё из истории известно, что активность государств в экономике возникала всегда, как только общества стали ощущать реальную угрозу своей безопасности. Например, почти во всех европейских странах для упорядочения денежного обращения, восстановления единой национальной валюты, подавления инфляции после второй мировой войны была проведена денежная реформа. При этом с целью обеспечения конкурентоспособности отраслей промышленности и укрепления позиций национальных валют некоторые государства в течение длительного периода сохраняли внешнеэкономический и валютный контроль (например, ФРГ была введена конвертируемость валюты лишь в 1965 г., а в Японии - в начале 70-х гг.). В ряде стран была так же проведена широкая национализация, когда в государственную собственность стали переходить целые отрасли экономики и банки. И в случае с ситуацией в сельском хозяйстве многие государства вынужденно стали делать основной

О М. В. Каймакова, 2009

упор на развитие социальной инфраструктуры и на поддержку своих, отечественных сельскохозяйственных производителей. В конце концов, такая помощь во многих странах привела к тому, что значительное число сельских регионов получило сильный социально-экономический толчок, предприятия стали высокопродуктивными, а социальная сфера получила сопутствующие социально-экономические^ достижен ия.

Но и этого было недостаточно для полного оздоровления экономики сельскохозяйственного производства и социальной инфраструктуры села. Например, из истории сельскохозяйственной науки США известно, что поиск альтернативных форм антикризисной поддержки привёл к появлению в 1993 г. федеральной программы создания предпринимательских зон, характеризующихся комплексностью решаемых проблем. Разнообразие сельских регионов обусловливает сложность разработки эффективного комплекса мер борьбы с кризисными явлениями. Накопленный к началу 90-х годов опыт государственных антикризисных программ свидетельствовал недостаточности социально-экономического позитива, явно мешали имевшиеся прежние «рыночные» просчёты, а эффективность «рыночной теории» в сельскохозяйственном производстве многими экспертами оценивалась лишь как-удовлетворительная.

В США роль государства в современных условиях в решении проблем социальной инфраструктуры, в регулировании трудовых отношений, в сфере занятости, развития трудовых ресурсов, развитии сферы услуг, здравойхранения и расширении доступности образования является решающей. Правительством страны в США разработаны 88 программ поддержки АПК и его социальной инфраструктуры. В США в 2000 году 57,1%- валовых капитальных вложений

направлялось на развитие инфраструктуры, включая жилищное строительство.

Показательным примером стала целенаправленная государственная компания по «войне с бедностью». Например, ещё в середине 60-х годов и до середины 90-х на неё из государственного бюджета было истрачено более 5,5 трлн долл., однако решить блок проблем социальной сферы так и не удалось - уровень бедности остался практически на том же уровне. В этих условиях и была создана новая программа развития сельских территорий, которая, по замыслу авторов, должна была воплотить в себе новые, особые подходы в решении проблем экономически отсталых регионов.

В США была разработана Федеральная программа уполномоченных зон и предпринимательских сообществ. Она стала частью экономической программы администрации Клинтона по социально-экономическому развитию экономически отсталых регионов. В том же 1993 году был проведён через Конгресс закон, ставший своеобразным синтезом либерального и консервативного подходов в политике экономического развития отдельных территорий. Закон предусматривал создание в экспериментальном порядке в рамках выбранных сообществ (как городских, так и в сельской местности) особых образований - уполномоченных зон (УЗ) и предпринимательских сообществ (ПС).

Успех программы уполномоченных зон и предпринимательских сообществ предопределил её продолжение. Правительством в декабре 2000 г. было объявлено о начале третьего конкурсного отбора участников.

Основным содержательным аспектом этих программ стало признание необходимости разработки плановой деятельности. В основном из них были проведены значительные работы по написанию стратегических (антикризисных) планов, начаты деловые контакты, организованы специальные рабочие группы активистов и т. д. Было нерационально прекращение всяких контактов с такими сообществами. В связи с этим по инициативе Министерства сельского хозяйства США было решено предложить этим сообществам, получившим статус «сообществ-лидеров», войти в одноимённую программу министерства. В соответствии с программой этим сообществам предлагалось реализовать намеченные планы развития, опираясь, главным образом, на внутренние резервы предприятий. Министерство сельского хозяйства, со своей стороны, предложило им всестороннюю консультативную и информационную поддержку, также информирование о различных государственных программах развития социально-экономической ин фрастру ктуры.

Как показало дальнейшее развитие событий, принятая программа оказалась удачным сочетанием консолидации государственной и частнособственнической сфер экономик. Этот опыт

взаимодеиствия государственного регулирования и рынка получил дальнейшее поступательное развитие. После этого многие аналогичные сообщества начали работу по пересмотру своих индивидуалистических подходов к социальной и производственной сферах в сторону взаимодействия с государством. В этом направлении сто десять «активных» сообществ-лидеров прошли в 2000 г. специальную аттестацию Министерства сельского хозяйства и им был присвоен статус «аттестованных сообществ-лидеров». Таким образом, программа приобрела облик формальной оформленности и была превращена в дочерний проект программы уполномоченных зон и предпринимательских сообществ.

Бедность населения - главный источник социальной и экономической нестабильности, и именно этот показатель принято считать одной из основных характеристик степени кризиса. Исходя из этого, важнейшим условием участия в программе УЗ/ПС являлось наличие в сообществе высокого уровня бедности, особенно в ходе первого конкурсного отбора. Хотя в США этот показатель является сравнительно малым, но в то же время существует ряд регионов страны, которые, будучи в относительно благополучной (по уровню бедности) ситуации, пребывают, тем не менее, в кризисе. Речь идёт об отдалённых и с невысокой плотностью населения регионах, и поэтому из непривлекательных для бизнеса сельских районов наблюдается существенный отток населения. К снижению деловой активности приводит значительное уменьшение численности населения и, как следствие, проблемам в поддержании социально-экономической инфраструктуры.

За годы своего существования программы УЗ/ПС приобрели популярность в народе и получили всенародную поддержку. Многим сельским сообществам, не прошедшим конкурсный отбор, был придан статус «сообществ-лидеров», который даёт право на специальную информационно-консультативную поддержку государства. В США в настоящее время насчитывается 110 таких сообществ. Начата программа, специально созданная для отдалённых сельских районов, зон сельского экономического партнерства - модификация программы УЗ/ПС. В области государственной поддержки сообществ-участ-ников программы особый интерес представляют: консультативная, информационная, техническая. Они осуществляются в следующих четырёх основных направлениях: написание стратегических планов; поддержка системы промежуточного контроля исполнения программы; обучение лидеров подходам и методам антикризисного управления; информационная поддержка сообществ и лоббирование их интересов.

Важно также отметить особенность программы, тенденцию развития программы, которая наметилась ъ последние годы. Это - ужесточение контроля государства за расходованием

целевых субсидий, выделяемых из федерального бюджета участникам программы.

Следует подчеркнуть, что понятие «устойчивость сельских территорий» имеет очень важное значение во всех программных документах. Оно подразумевает такое состояние общества, в котором качественно новые социально-экономическая инфрастуктура и преобразившийся человеческий потенциал сделают сообщество жизнеспособным, самоподдерживающимся и самодостаточным. Именно к этому состоянию должны в результате различных программных мер прийти, по замыслу разработчиков программы, её участники.

Исключительно важная роль в разработке и претворении в жизнь долговременной стратегии Китая принадлежит Государственному комитету по делам планирования и развития КНР - китайскому Госплану. Эта структура в Китае занимается планированием и формированием стратегии в области народного хозяйства и социального развития, разработкой программ развития в краткой и долгосрочной перспективе.

Во всех странах независимо от их масштаба используют разнообразные методы регулирования: планирование и прогнозирование; использование бюджетно-налоговой системы; использование различных регулирующих инструментов. Региональное планирование тесно связано с бюджетной политикой. При этом делается акцент на «физическое планирование». Контрольные функции реализации планов возлагаются на государственные и общественные структуры. В основе бюджетов (годовых и среднесрочных) всегда лежит план или прогноз развития соответствующей территории. Нередко разработка регионального плана (программы) выступает как необходимое условие получения средств из государственного бюджета. В целом план представляет собой форму консенсуса, согласование интересов многих экономических и социальных субъектов.

В ЕС до недавнего времени поддержка сельских территорий осуществлялась в рамках общей аграрной политики. В 1970-х гг. на реализацию общей аграрной политики (ОАП) приходилось 3/4 расходов общеевропейского бюджета, в 1980-х гг. этот показатель составлял 2/3 , а к середине 1990-х гг. расходы до 1/2 уменьшились.

С поддержкой сельского хозяйства параллельно развивалась и политика по ликвидации отсталости сельских районов. До начала 1980-х гг. на её долю приходилась незначительная часть общеевропейского бюджета.

Был образован в 1975 г. Европейский фонд регионального развития и началась реализация программы помощи неблагоприятным регионам. Данная программа реализовывалась посредством оказания прямой поддержки доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Возможности получения поддержки были расширены в 1979 г. и формально была признана уязвимость

не только сельскохозяйственной отрасли, но и всех видов деятельности в менее благоприятных территориях.

Принятый в 1987 г. закон о единой Европе, закрепил принцип единства региональной политики ЕС и обеспечил толчок формированию политики сельского развития.

С целью повышения эффективности использования средств в 1988 г. были разработаны первые пять объектов финансирования и принципы распределения средств структурных фондов. Это дало возможность направлять дополнительные средства на поддержку программ развития слаборазвитых регионов.

В 1992 г. были проведены крупные изменения в ОАП. Реформа заключалась в увеличении прямых платежей сельскохозяйственным товаропроизводителям, частично не связанных с уровнем производства. С целью выполнения обязательств по увеличению расходов на региональное развитие ЕС в 1994 г. ассигнования в структурные фонды возросли за счет средств, выделенных на ОАП. Также появился новый объект, что обеспечило поддержку развития редконаселённых северных регионов Финляндии и Швеции.

В странах ЕС в конце XX в. роль сельских депрессивных территорий их место в разделении труда стали определяться не экономическими, агроклиматическими и производственными факторами, а теми эстетическими, экологическими и культурно-историческими условиями, которые сформировались здесь как следствие отставания этих территорий от динамичных и интенсивно развивающихся сельскохозяйственных и промышленных районов. На этих территориях, как правило, оказалась более благоприятной экологическая обстановка, что чрезвычайно важно для отдыха, лечения и здоровья проживающего здесь населения. Также здесь смогли сохранить очаги народных промыслов, ремесел и ареалы дикой природы, памятники истории, археологии, архитектуры. Все эти факторы стали сравнительными преимуществами проблемных сельских местностей.

В экономически развитых странах Запада экология периферийных сельских территорий стала самым существенным преимуществом по сравнению с урбанизированными территориями.

В странах ЕС источниками социально-экономического возрождения депрессивных сельских территорий и развития их социальной инфраструктуры стали не только социально ориентированные государственные бюджеты, но и активная финансовая и организационно-хозяйственная помощь органов местного самоуправления, предприятий муниципальной экономики, частные вложения.

Стал а д е й ство вать с и сте м а э ко н о м и ч ее к их мер, предусматривающих поддержку безубыточного производства продуктов питания из местного сельскохозяйственного сырья малым и

средним бизнесом, в том числе в сфере услуг, пищевой и лёгкой промышленности и туризма.

На периферийных сельских территориях в эти годы отмечался рост численности населения, развитие социальной инфраструктуры, сельская местность стала привлекательна не только доя широких слоев населения, но и для малого, среднего и крупного бизнеса.

Анализ всего комплекса мер, составляющих аграрную политику на проблемных сельских территориях Западной Европы, даёт основание утверждать, что эта политика не ориентирована на аграрное производство как ведущее звено социально-экономического развития. По совокупности и содержанию реализуемых мер это не традиционная, а инновационная стратегия развития проблемных сельских территорий как самодостаточных социально-экономических комплексов, роль которых для государс тва и нации значительно шире и важнее, чем товарное производство сельскохозяйственной продукции.

В настоящее время для России, в связи с осуществляемым национальным проектом, одной из целей которого является улучшения благосостояния жизни на селе, значительный интерес представляет опыт США. В силу исторических, экономических и других причин в нашей стране

отсутствует единый систематический подход к этому вопросу, нет единой методологической базы, недостаточно гибкие применяемые инструменты государственной политики. В 2006 году впервые сельское развитие было объявлено приоритетом аграрной политики Федеральным законом о развитии сельского хозяйства № ФЗ-256 от 29.12.2006.

Важным для России является опыт взаимодействия служб федерального и регионального уровня и представляет интерес планирование снизу вверх.

При разработке программ сельского развития и сельского хозяйства хорошо было бы использовать опыт зарубежных стран как привлекать частных инвесторов на село, так как это позволит снять нагрузку с бюджета и привлечь дополнительные инвестиции. Если такая программа начнет работать в конкретном районе, где наблюдается дополнительная активность, то постепенно люди начнут возвращаться в село.

Каймакова Мария Васильевна, ассистент кафедры «Экономика и менеджмент» УлГТУ.

УДК 332.012.2

В. Г. КУЧКИН, М. В. КАЙМАКОВА

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕЛА

Рассмотрено государственное регулирование развития социальной инфраструктуры села т. к. преодоление обострившихся проблем села, хроническое отставание его социальной инфраструктуры возможно лишь путём усилия роли государства в решении этих проблем.

Ключевые слова: государственное регулирование, социальная инфраструктура.

Развитие социальной инфраструктуры села -важная составная часть общегосударственного процесса стабилизации и перехода к устойчивому развитию экономики, становлению и совершенствованию местного самоуправления, повышению благосостояния сельского населения.

Государство выступает главным субъектом социальной политики, в ведении которого в соответствии с Конституцией Российской Федерации находятся вопросы определения основ федеральной социальной политики и разработки

В. Г. Кучин, М. В. Каймакова, 2009

федеральных программ в области социального развития. Основными звеньями регулирования социальным развитием в России являются федеральные министерства и ведомства: Министерство образования и науки; Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство культуры; Министерство труда и социального развития; Комитет по физической культуре и туризму и др.

Административное и правовое регулирование осуществляется путём утверждения различных юридических актов, регламентирующих права, функции и обязанности государственных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.