Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ЭКСПОРТА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ЭКСПОРТА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
29
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКСПОРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / HIGHER EDUCATION / EXPORT OF HIGHER EDUCATION / INTERNATIONAL STUDENTS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Нагорнова М.Г.

Динамика международной академической мобильности возрастает ежегодно. Центрами притяжения иностранных студентов становятся разные страны. Каждая страна имеет свою стратегию и инструменты реализации экспорта образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL PRACTICE OF EXPORT OF HIGHER EDUCATION

The dynamic of international academic mobility grows every year. Different countries become the centers of attraction for international students. Every country has its own strategy and instruments for educational export realization.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ЭКСПОРТА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378.1-054.6 ББК 74.484ж(0)

Нагорнова М.Г.

начальник управления молодежной политики и международных связей Уральский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте

Российской Федерации Россия, Екатеринбург

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ЭКСПОРТА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: Динамика международной академической мобильности возрастает ежегодно. Центрами притяжения иностранных студентов становятся разные страны. Каждая страна имеет свою стратегию и инструменты реализации экспорта образования.

Ключевые слова: высшее образование, экспорт высшего образования, иностранные студенты.

Nagornova M. G.

head of the Department of youth policy and international relations

The Ural Institute - branch of Russian presidential Academy of national economy and public administration under the President

of the Russian Federation Russia, Yekaterinburg

INTERNATIONAL PRACTICE OF EXPORT OF HIGHER

EDUCATION

Annotation: The dynamic of international academic mobility grows every year. Different countries become the centers of attraction for international students. Every country has its own strategy and instruments for educational export realization.

Key words: higher education, export of higher education, international students.

Интерес к академической мобильности возникает у большого количества студентов по всему миру ежегодно. Страны конкурируют между собой по созданию привлекательных условий для иностранных студентов: грантовые программы, благоприятный миграционный режим, престиж вузов.

Таблица 1 - Динамика количества иностранных студентов в десяти ведущих

странах по обучению иностранных студентов, чел.116

№ Страна 2014 2015 2016 2017

1. США 764 431.0 826 705.0 887 442.0 898331,0

2. Великобритания 398 663.0 399 356.0 397 516.0 400 482.0

3. Австралия 253 677.0 282 296.0 322 665.0 367 707.0

4. Россия 157 396.0 168 993.0 186 243.0 193 999.0

5. Франция 153 050.0 152 725.0 154 506.0 169 001.0

6. Канада 116 736.0 121 684.0 138 895.0 160 593.0

7. Германия 92 043.0 111 658.0 126 485,0 136 678.0

8. Япония 98 814.0 101 437.0 111 829.0 132 606.0

9. Аргентина - - 67 496.0 79 852.0

10. Нидерланды 55 861.0 70 972.0 72 892.0 77 851.0

Исходя из данных таблицы 1, подготовленной на основе рейтингов ЮНЕСКО, можно сделать вывод, что в мире сформировался рынок привлечения иностранных студентов. Самой привлекательной страной для обучения иностранных студентов является США, Великобритания, занимая второе место, отстает от США более чем на 50%. Россия занимала четвертую строчку рейтинга в 2017 г., но опираясь на плановые показатели приоритетного проекта "Экспорт образования», к 2025 году Россия должна достичь отметки в 700 тысяч иностранных студентов, обучающихся на территории страны.

Чтобы понимать факторы успешности привлечения иностранных студентов, необходимо проанализировать опыт зарубежных стран. За основу исследования автор взял следующие страны: США, Аргентина, Франция.

В США, по сути, все университеты являются международными, в среднем в каждом университете обучается от 8 до 15 тысяч иностранных студентов, а общее количество иностранных студентов в 2019 г. доходит до 1 миллиона человек. Основными странами-отправителями студентов являются Китай, Индия, Республика Корея, Мексика. Несомненным преимуществом США является то, что английский язык в этой стране государственный, для того чтобы поехать в США, иностранному студенту скорее всего не придется знать иные языки кроме родного и английского. Это очень важное преимущество, т.к. во многих других странах, в том числе и в России, большинство образовательных программ изучаются на государственном языке. Иностранному студенту необходимо увеличивать срок своего обучения и проходить дополнительную языковую подготовку. Итак, первое конкурентное преимущество США в сфере обучения иностранных студентов - обучение на английском языке.

116 Составлено автором по [2]

Второе конкурентное преимущество - это высокий уровень оснащения университетов, наличие развитой кампусной инфраструктуры и мировая престижность.

Вторая страна для исследования - это Аргентина. В рейтинге наиболее привлекательных для иностранных студентов страна она занимает 9 место и является единственной страной Южной Америки в данном рейтинге. Для анализа текущей ситуации необходимо проанализировать географическую принадлежность въездных студентов.

Таблица 2 - Географическая и численная структура иностранных студентов в Аргентине в 2017 г. 117_

№ Страна Количество иностранных студентов, чел

1. Перу 15751,0

2. Бразилия 12789,0

3. Колумбия 11015,0

4. Боливия 10860,0

5. Парагвай 10230, 0

Из статистики, представленной в таблицах 1 и 2, можно сделать вывод, что более 75% всех иностранных студентов в Аргентине составляют студенты стран Южной Америки. Также важными фактами являются и то, что все высшее образование в стране является бесплатным, а языковой барьер для студентов из стран Южной Америки отсутствует. Таком образом, конкурентное преимущество Аргентины в привлечении иностранных студентов состоит в региональной специализации.

Анализируя образование для иностранных граждан во Франции, нельзя не отметить тот факт, что успех Франции в привлечении иностранных студентов во многом основывается на колониальном прошлом этой страны. Основной пул иностранных студентов во Франции формируют граждане Марокко, Алжира, Туниса, также в этот перечень входят студенты из Китая и Италии. Обучение для иностранных студентов всегда платное в вузах Франции (за исключением программ академической мобильности между вузами партнерами), однако стоимость в государственных вузах всегда относительно невысокая, составляет около 3000 евро в год, что сопоставимо с обучением в некоторых вузах РФ. Также во Франции многие вузы предоставляют возможность для бесплатного обучения, с помощью получения стипендии и образовательного гранта. В поиске такой стипендии во многом оказывает содействие Кампус Франсе. Как сообщается на официальном сайте организации, это «Французское государственное агентство по продвижению французского высшего образования за рубежом и международной студенческой мобильности». [4]

117 Составлено автром по [3]

«Фундаментом политики «мягкой силы» Франции по праву считается культурная дипломатия, которая берет свое начало в 1883 г., когда были созданы Французские альянсы. В настоящее время МИД инициировал работу обширной сети учреждений, которая состоит из 96 институтов и центров, расположенных в 137 странах, 445 французских альянсов, финансируемых МИДом и 161 службы Культурного сотрудничества.» [1, с. 187]

Таким образом, обучение иностранных студентов в вузах Франции является исторически сложившимся вектором развития государственной политики. Во Франции образование выполняет роль инструмента мягкой силы по средством широкой сети культурных и образовательных организаций.

В заключении статьи автор отмечает, что страны, входящие в топ-10 стран по количеству въездных иностранных студентов, имеют разные конкурентные преимущества, географическая структура привлекаемых иностранных студентов также различается. Таким образом, стране для привлечения большего количества иностранных студентов необходимо определиться со своей специализацией: развивать региональную образовательную интеграцию, инвестировать в развитие представительств за рубежом и др.

Использованные источники:

1. Нагорнов В.А. Мягкая сила «по-французски»// Вестник международных организаций . - 2014. - №2. - 167-189.

2. Net flow of internationally mobile students [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http: //data. uis. unesco. org/#

3. Global Flow of Tertiary-Level Students [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://uis.unesco.org/en/uis-student-flow

4. Campus France [Электронный ресурс]. -https: //www.russie. campusfrance.org/ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.